Научная статья на тему 'Развитие системы государственной поддержки субъектов малого агробизнеса'

Развитие системы государственной поддержки субъектов малого агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСПОДДЕРЖКА / КРЕДИТОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуров Владимир Иванович, Иванов Евгений Олегович, Коптев Вячеслав Сергеевич

Рассмотрен комплексный подход развития системы господдержки для развития сферы малого агробизнеса в силу специфики малых форм хозяйствования, представлены основные направления совершенствования нормативной базы для динамичного развития малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственной поддержки субъектов малого агробизнеса»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

В.И. Гуров, Е.О. Иванов, B.C. Коптев

Аннотация. Рассмотрен комплексный подход развития системы господдержки для развития сферы малого агробизнеса в силу специфики малых форм хозяйствования. представлены основные направления совершенствования нормативной базы для динамичного развития малого бизнеса.

Ключевые слова: малый агробизнес, малое предпринимательство. господдержка, кредитование, субсидирование, страхование, бюджетное финансирование, налогообложение.

Развитие сферы малого агробизнеса в силу специфики малых форм хозяйствования находится в еще большей зависимости от объемов предоставленной государственной поддержки, чем сельское хозяйство в целом. Правоприменительная практика в исследуемой сфере выявила, что имеющаяся нормативная база не в полной мере соответствует цели динамичного развития малого агробизнеса. С принятием Гражданского кодекса РФ крестьянские(фермерские) хозяйства утратили статус юридического лица и одновременно с этим лишились права называться субъектами предпринимательской деятельности. Их главы приравнены к индивидуальным предпринимателям, что поставило остальных членов хозяйств в неравное с ними положение при получении и распределении доходов, использовании прав земельной собственности, реализации прав на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» закрепил статус личных подсобных хозяйств населения как форму непредпринимательской деятельности, что не совсем соответствует действительности. По оценкам Всероссийского института аграрных проблем и информатики среди указанной группы 20 %. то есть 2.5 млн. хозяйств постоянно осуществляют рыночные продажи [1].

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» существенно либерализовал оборот земельных долей, но в нем не закреплено права владельцев земельных долей, использовать их для расширения крестьянских подворий. Вместе с тем в последние годы заметно возросли издержки по выделению и оформлению в собственность земельных участков; в ряде районов они достигают 5-7 тысяч рублей, что не под силу многим сельским жителям.

В федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого агробизнеса осуществляется на общих основаниях с малыми предприятиями в иных сферах, рентабельность деятельности которых значительно выше, чем в агробизнесе (оптовая. розничная торговля, промышленность и т.д.). Кроме того, отсутствует четкое квотирование средств государственной поддержки малого бизнеса, что предопределяет наличие различных тенденций в развитии системы государственной поддержки данного сектора экономики.

Исследование показало, что формирование системы государственной поддержки малого агробизнеса в России в своем развитии прошло ряд этапов. В период становления в 1990-1995 гг. субъектам малого агробизнеса (особенно КФХ) оказывалась серьезная государственная поддержка в форме льготных кредитов под государственные гарантии. Значительная часть средств была зарезервирована в Россельхозбанке и служила гарантийным фондом для финансового обеспечения кредитов создававшимся КФХ, не имеющим залога. Тогда же вводились такие специфические формы стартовой помощи начинающим КФХ, как субсидии на развитие инженерной инфраструктуры и строительства животноводческих помещений.

В период с 1995 по 2000 гг. происходит переориентация государственной поддержки в сферу крупного агробизнеса с целью остановить или сократить падение производства. 96-98% бюджетных средств, выделяемых сельскому хозяйству, направляется в этот сектор, производящий уже менее 40 % сельхозпродукции. Малый агробизнес, обеспечивающий производство более 60% сельхозпродукции, получает около 2-4%, то есть, действует остаточный принцип распределения бюджетных средств. Последняя федеральная программа, предусматривавшая помощь КФХ и кооперативам, осуществлялась в 1996-2000 гг. и ее финансирование составило всего 12 % от запланированного.

Начиная с 2000 года, государство занимает еще более жесткую позицию: ликвидирована отдельная строка в госбюджете по поддержке фермерства. Для КФХ начался очень тяжелый период, когда развивать производство могли только те фермеры, которые поучили стартовую поддержку в первые годы реформ. Большинство КФХ осуществляли лишь простое воспроизводство. Финансово-кредитная помощь ЛПХ из федерально-

го бюджета до 2005 года практически не предоставляется.

Государственное кредитование аграрного сектора в ходе его реформирования осуществлялось в разных формах. На практике были испробованы: централизованное кредитование, товарное кредитование, кредитование через специальный фонд для обслуживания организаций АПК на льготных условиях.

В 1992 г. началось кредитование сельского хозяйства за счет прибыли Центрального банка РФ. Реализация программы была возложена на созданный в апреле 1991 г. Агропромбанк, имевший 43 региональных филиала и более 1300 отделений. Кредиты предоставлялись по льготной ставке 8-25% годовых при учетной ставке ЦБ РФ 50-80%, разница компенсировалась Агропромбанку из бюджета.

С 1995 г. Централизованное кредитование АПК было прекращено как не оправдавшее себя по причине низкого возврата ссуд. В качестве альтернативы было начато товарное кредитование сельского хозяйства. Нефтеналивным компаниям было предложено осуществлять поставки ГСМ сельхозтоваропроизводителям в течение посевной в порядке погашения задолженности перед федеральным бюджетом. Сельское хозяйство обязывалось расплатиться с бюджетом после урожая деньгами или поставкой продукции через федеральную продовольственную корпорацию. Поскольку поставки ГСМ были закреплены за конкретными нефтеналивными компаниями, цены на ГСМ тут же повысились на 20-30% по сравнению с рыночными.

Начиная с 1997 г. товарное кредитование сельского хозяйства было отменено. Правительство возвратилось к его денежному кредитованию из Специального фонда. которое более соответствует рыночным условиям. Денежное кредитование осуществлялось на льготной основе - с взиманием не более 25% учетной ставки ЦБ РФ. Конкретное доведение средств фонда до заемщиков осуществлялось через систему уполномоченных коммерческих банков, которые несли ответственность за своевременный и полный возврат средств в Специальный фонд. За эту работу банк-агент имел марж' в размере 3% годовых.

Оценка деятельности фонда в 1997-1999 гг. показывает, что он не оправдал тех надежд, которые на него возлагались. Средства фонда оказались практически недоступными для субъектов малого агробизнеса. Во-первых. агентами фондами становились преимущественно банки, которые никогда не работали на селе и не имели специализированной банковской сети. Во-вторых, проявилась прямая незаинтересованность бан-ков-агентов в обслуживании мелких хозяйств ввиду высоких затрат на сопровождение каждого договора. После августовского кризиса 1998 г. работа Специального фонда льготного кредитования была фактически парализована. Банки-агенты фонда оказались на грани банкротства.

На современном этапе экономического развития государственная поддержка кредитования сферы АПК в целом, и малого агробизнеса, в частности, сводится к применению инструмента субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки ЦБ РФ.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том. что попытки государства обеспечить льготное кредитование субъектов малого агробизнеса успеха не имели. Выделяемые ресурсы или вообще не доходили до фермеров или предоставлялись ограниченному числу хозяйств.

Оценивая в целом систему коммерческого банковского кредитования, следует признать, что она не в состоянии решить специфические запросы мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кредитный аппарат, ориентированный на обслуживание многочисленных мелких агрохозяйств, должен отвечать ряду требований: располагаться вблизи места нахождения заемщика; учитывать их специфические запросы (возможность сезонного кредитования, получение мелких, с точки зрения обычной банковской практики, сумм кредитов, особое нематериальное обеспечение кредитов); обладать надежными каналами доведения кредитных ресурсов до заемщика. Таким кредитным аппаратом. по нашему мнению, является сельскохозяйственная кредитная кооперация, которая в полной мере у довлетворяет указанным требованиям.

В середине 90-х годов в России были созданы необходимые предпосылки для формирования и развития сельской кредитной кооперации. Опыт зарубежных стран, опыт функционирования сельскохозяйственной кредитной кооперации в дореволюционной России убедительно доказывают, что там, где удается создать сельское мелкотоварное производство, функционирование кредитной кооперации вполне себя оправдывает.

Государственная поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета 50% уплаты страхового взноса по заключенным договорам страхования. что позволило увеличить количество субъектов малого агробизнеса, пользующихся услугами страхования. В 2004 г. договоры страхования заключили 3.7 тыс. хозяйств в 62 регионах на сумму начисленных страховых взносов 4 млрд. руб., а в 2000 г. - всего 3.3 тысяч хозяйств в 26 су бъектах Федерации.

Налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Они не являются плательщиками налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности. В течение 5 лет, начиная с года образования хозяйства, члены КФХ освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц. Граждане, впервые организующие КФХ. в течение 5 лет с момента предоставления земельных участков освобождаются от уплаты земельного налога. По расчетам специалистов, в хозяйствах налоговая нагру зка сократилась более чем на треть.

Бюджетное финансирование деятельности мелких агрохозяйств на современном этапе осуществляется по следующим основным направлениям: прямые государственные субсидии на регулирование стоимости средств производства; формирование и пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» для последующего кредитования, в том числе субъектов малого агробизнеса; субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков; формирование и пополнение ставного капитала ОАО «Росагролизинг» для приобретения техники, предоставляемой в лизинг на льготных условиях; субсидирование части затрат на уплату^ страховых взносов по договорам страхования: дотирование формирования паевых фондов сельскохозяйственных кооперативов.

Важным моментом в организации государственной поддержки субъектов малого агробизнеса является принятие и реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

По приоритетному направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» намечено:

расширение доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования:

создание новых и увеличение действующих мощностей по переработке сельхозпродукции, производи-

мой в крестьянских подворьях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;

обеспечение развития сельской кредитной кооперации (при участии ОАО «Россельхозбанк»):

формирование системы земельно-ипотечного кредитования.

Для реализации данного приоритетного направления предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования и создаваемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами: за счет средств федерального бюджета в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ: из бюджетов субъектов РФ - 5 % этой ставки.

Первые итоги реализации приоритетного национального проекта выявили ряд недостатков в организации механизма государственной поддержки сферы малого агробизнеса. Одна из главных задач проекта -расширение доступа сельских жителей к кредитным ресурсам. Но условия, при выполнении которых фермер. владелец крестьянского подворья или кооператив может получить кредит с государственным субсидированием процентной ставки не определены, в итоге наблюдается субъективизм, различные злоупотребления при распределении государственных средств, в связи с чем необходимо регламентировать распределение не только субсидий субъектам РФ на реализацию проекта, но и средств внутри региона, по муниципалитетам, между субъектами малого агробизнеса.

Использование лизинговых механизмов, в рамках национального проекта, по-прежнему ориентировано на крупные хозяйства: отсутствует четкий механизм участия мелких агрохозяйств в системе государственного лизинга, в регионах не предусмотрено квотирование предоставления лизинговых услуг для субъектов малого агробизнеса.

Препятствием на пути развития системы сельскохозяйственной кооперации является неотрегулированный механизм налогообложения, в результате чего возникает дополнительное налогообложение пайщиков. Кроме того, законодательно установленное ограничение на участие в сельскохозяйственных кооперативах несельскохозяйственных производителей снижает возможность паенакопления и препятствует диверсификации сельской экономики. При этом необходимы разработка и утверждение стандартов деятельности кооперативов, а также определение органа государственной власти по контролю и регулированию кооперативного движения, что позволит пресечь злоупотребления средствами господдержки со стороны кооперативов.

Необходимость развития земельно-ипотечного кредитования обусловлено нехваткой у малых форм хозяйствования залогового имущества. Однако развитие этого института в мелкотоварном секторе сдерживается из-за высоких издержек оформления земли в собственность. которое непосильно для мелких хозяйств. В этой связи необходимо упрощение процедур оформления земли в собственность, компенсация части землеустроительных издержек мелким собственникам.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволила стимулировать решение отдельных вопросов, что можно отнести к расширению доступа мелких хозяйств к кредитным ресурсам, а также развитию системы сельскохозяйственной кооперации. Тем не менее, данный проект не решил всех проблем развития малого агробизнеса.

В этой связи представляется целесообразным выделить специфику применения отдельных методов государственного финансово-кредитного регулирования в сфере малого агробизнеса - это:

1. Бюджетное финансирование (субсидирование закупки средств производства: кормов, удобрений и агрохимикатов. ссмян и молодняка, машин и оборудования).

2. Налогообложение (максимальное упрощение учета и отчетности: создание специальных налоговых режимов).

3. Развитие страхования (стимулирование страховых организаций в работе с малыми формами в АПК: субсидирование уплаты страховых взносов; стимулирование создания обществ взаимного страхования).

4. Обеспечение сбыта продукции (создание инфраструктуры, обеспечивающей сбыт сельскохозяйственной продукции: обеспечение участия малых форм в системе государственных закупок: развитие системы снабженческо-сбытовой кооперации).

5. Обеспечение доступа к кредитным ресурсам (стиму лирование кредитных организаций в работе с малыми формами в АПК; создание условий для участия в получении государственных гарантий и государственного залога; субсидирование процентных ставок по крс-дитам банков: развитие системы кредитной кооперации).

6. Развитие лизинга (стимулирование лизинговых компаний в работе с малыми формами в АПК: предоставление государственных гарантий: стимулирование производства минитехники).

Анализ выделенной специфики применения методов государственного финансово-кредитного регулирования в сфере малого агробизнеса позволяет сделать вывод о необходимости адаптации существующего инфраструктурного обеспечения при помощи дополнений институционального характера, позволяющих обеспечить высокую эффективность применения инструментов воздействия, а также максимальный учет потребностей малого агробизнеса.

Институциональная структу ра обслуживания функционирования субъектов малого агробизнеса должна преодолеть слабые стороны мелкомасштабного разрозненного характера деятельности, учесть специфику аграрного производства, связанную с сезонным характером, проявляющимся в строго регламентированном и узком по временным рамкам использовании материальных и финансовых ресурсов, а также с объемным и скоропортящимся характером производимой проду кции. В значительной мере предъявляемым требованиям удовлетворяет система горизонтальной и, что немаловажно. вертикальной кооперации, которая максимально приближена к субъектам малого агробизнеса, позволяет им участвовать в управлении деятельностью, а следовательно, в наибольшей степени учитывает их потребности.

Функционирование аграрной кооперации способствует решению целого комплекса вопросов регу лирования сферы малого агробизнеса и несет значите ль ну то социально-экономическую нагрузку: способствует интенсификации и повышению эффективности функционирования малого агробизнеса; связывает малый агробизнес с общенациональным рынком страны; содействует формированию в сельской местности новой системы экономических отношений, основанных на самоуправлении и демократии; оказывает влияние на укрепление позиций малого агробизнеса в снабжении населения страны продовольствием: может служить инструментом доведения государственной поддержки до субъектов малого агробизнеса; способно оказывать воздействие на рассслснчсскую структуру населения.

Список использованных источником

I Пшрикон, Л. Государстиеппая поддержка малого нред-11рипима1с;1ьс1'иа и ЛИК и сельского развития/ Л. Петриков // Л1Ж: экономика, управление.-2008.-№1.- С. 20.

2 Сергацкоїш, В. Что сдсржиішст ра:титие субъектои малого і іроді іриііимательстиа на селе/В. Сергацкоїш// Экономика огіьсюшшйствеїіііьіх и нерцхюатьтающи* иредириятий-2()04.-№5.-С. 54-56.

3 Серков, Л. Краткосрочны!! прогноз развития аїропро-мыш. іенної о коііігіекса/ Л. Серков // Л1Д-С: экономика, управ-летпіе. - 2006. - №6,- С. 19-21.

4 У ліг, П. Оффектігвігостт. крлтгггого и малого бгппеса л сельском хозяйстве/ 15- У ліг // І {опросы 'жопомики,- 2005. -№6.-С. 111-118.

Информация об авторах Гурон Владимир РТнапоиич, доктор экономических наук, профессор Юго-Заиадноіо государственного университета, тел. (4712)58-71-01.

Иванов Евгений Олегович, аспирант Юго-Западного государственного университета.

Коптев Вячеслав Сергеевич, кандидат ікотіомических паук, доцетгг кафедры менеджмента ФГОУ В1ІО «Курская І СХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.