РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА
В.И. Гуров, Е.О. Иванов, B.C. Коптев
Аннотация. Рассмотрен комплексный подход развития системы господдержки для развития сферы малого агробизнеса в силу специфики малых форм хозяйствования. представлены основные направления совершенствования нормативной базы для динамичного развития малого бизнеса.
Ключевые слова: малый агробизнес, малое предпринимательство. господдержка, кредитование, субсидирование, страхование, бюджетное финансирование, налогообложение.
Развитие сферы малого агробизнеса в силу специфики малых форм хозяйствования находится в еще большей зависимости от объемов предоставленной государственной поддержки, чем сельское хозяйство в целом. Правоприменительная практика в исследуемой сфере выявила, что имеющаяся нормативная база не в полной мере соответствует цели динамичного развития малого агробизнеса. С принятием Гражданского кодекса РФ крестьянские(фермерские) хозяйства утратили статус юридического лица и одновременно с этим лишились права называться субъектами предпринимательской деятельности. Их главы приравнены к индивидуальным предпринимателям, что поставило остальных членов хозяйств в неравное с ними положение при получении и распределении доходов, использовании прав земельной собственности, реализации прав на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение.
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» закрепил статус личных подсобных хозяйств населения как форму непредпринимательской деятельности, что не совсем соответствует действительности. По оценкам Всероссийского института аграрных проблем и информатики среди указанной группы 20 %. то есть 2.5 млн. хозяйств постоянно осуществляют рыночные продажи [1].
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» существенно либерализовал оборот земельных долей, но в нем не закреплено права владельцев земельных долей, использовать их для расширения крестьянских подворий. Вместе с тем в последние годы заметно возросли издержки по выделению и оформлению в собственность земельных участков; в ряде районов они достигают 5-7 тысяч рублей, что не под силу многим сельским жителям.
В федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого агробизнеса осуществляется на общих основаниях с малыми предприятиями в иных сферах, рентабельность деятельности которых значительно выше, чем в агробизнесе (оптовая. розничная торговля, промышленность и т.д.). Кроме того, отсутствует четкое квотирование средств государственной поддержки малого бизнеса, что предопределяет наличие различных тенденций в развитии системы государственной поддержки данного сектора экономики.
Исследование показало, что формирование системы государственной поддержки малого агробизнеса в России в своем развитии прошло ряд этапов. В период становления в 1990-1995 гг. субъектам малого агробизнеса (особенно КФХ) оказывалась серьезная государственная поддержка в форме льготных кредитов под государственные гарантии. Значительная часть средств была зарезервирована в Россельхозбанке и служила гарантийным фондом для финансового обеспечения кредитов создававшимся КФХ, не имеющим залога. Тогда же вводились такие специфические формы стартовой помощи начинающим КФХ, как субсидии на развитие инженерной инфраструктуры и строительства животноводческих помещений.
В период с 1995 по 2000 гг. происходит переориентация государственной поддержки в сферу крупного агробизнеса с целью остановить или сократить падение производства. 96-98% бюджетных средств, выделяемых сельскому хозяйству, направляется в этот сектор, производящий уже менее 40 % сельхозпродукции. Малый агробизнес, обеспечивающий производство более 60% сельхозпродукции, получает около 2-4%, то есть, действует остаточный принцип распределения бюджетных средств. Последняя федеральная программа, предусматривавшая помощь КФХ и кооперативам, осуществлялась в 1996-2000 гг. и ее финансирование составило всего 12 % от запланированного.
Начиная с 2000 года, государство занимает еще более жесткую позицию: ликвидирована отдельная строка в госбюджете по поддержке фермерства. Для КФХ начался очень тяжелый период, когда развивать производство могли только те фермеры, которые поучили стартовую поддержку в первые годы реформ. Большинство КФХ осуществляли лишь простое воспроизводство. Финансово-кредитная помощь ЛПХ из федерально-
го бюджета до 2005 года практически не предоставляется.
Государственное кредитование аграрного сектора в ходе его реформирования осуществлялось в разных формах. На практике были испробованы: централизованное кредитование, товарное кредитование, кредитование через специальный фонд для обслуживания организаций АПК на льготных условиях.
В 1992 г. началось кредитование сельского хозяйства за счет прибыли Центрального банка РФ. Реализация программы была возложена на созданный в апреле 1991 г. Агропромбанк, имевший 43 региональных филиала и более 1300 отделений. Кредиты предоставлялись по льготной ставке 8-25% годовых при учетной ставке ЦБ РФ 50-80%, разница компенсировалась Агропромбанку из бюджета.
С 1995 г. Централизованное кредитование АПК было прекращено как не оправдавшее себя по причине низкого возврата ссуд. В качестве альтернативы было начато товарное кредитование сельского хозяйства. Нефтеналивным компаниям было предложено осуществлять поставки ГСМ сельхозтоваропроизводителям в течение посевной в порядке погашения задолженности перед федеральным бюджетом. Сельское хозяйство обязывалось расплатиться с бюджетом после урожая деньгами или поставкой продукции через федеральную продовольственную корпорацию. Поскольку поставки ГСМ были закреплены за конкретными нефтеналивными компаниями, цены на ГСМ тут же повысились на 20-30% по сравнению с рыночными.
Начиная с 1997 г. товарное кредитование сельского хозяйства было отменено. Правительство возвратилось к его денежному кредитованию из Специального фонда. которое более соответствует рыночным условиям. Денежное кредитование осуществлялось на льготной основе - с взиманием не более 25% учетной ставки ЦБ РФ. Конкретное доведение средств фонда до заемщиков осуществлялось через систему уполномоченных коммерческих банков, которые несли ответственность за своевременный и полный возврат средств в Специальный фонд. За эту работу банк-агент имел марж' в размере 3% годовых.
Оценка деятельности фонда в 1997-1999 гг. показывает, что он не оправдал тех надежд, которые на него возлагались. Средства фонда оказались практически недоступными для субъектов малого агробизнеса. Во-первых. агентами фондами становились преимущественно банки, которые никогда не работали на селе и не имели специализированной банковской сети. Во-вторых, проявилась прямая незаинтересованность бан-ков-агентов в обслуживании мелких хозяйств ввиду высоких затрат на сопровождение каждого договора. После августовского кризиса 1998 г. работа Специального фонда льготного кредитования была фактически парализована. Банки-агенты фонда оказались на грани банкротства.
На современном этапе экономического развития государственная поддержка кредитования сферы АПК в целом, и малого агробизнеса, в частности, сводится к применению инструмента субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки ЦБ РФ.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том. что попытки государства обеспечить льготное кредитование субъектов малого агробизнеса успеха не имели. Выделяемые ресурсы или вообще не доходили до фермеров или предоставлялись ограниченному числу хозяйств.
Оценивая в целом систему коммерческого банковского кредитования, следует признать, что она не в состоянии решить специфические запросы мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кредитный аппарат, ориентированный на обслуживание многочисленных мелких агрохозяйств, должен отвечать ряду требований: располагаться вблизи места нахождения заемщика; учитывать их специфические запросы (возможность сезонного кредитования, получение мелких, с точки зрения обычной банковской практики, сумм кредитов, особое нематериальное обеспечение кредитов); обладать надежными каналами доведения кредитных ресурсов до заемщика. Таким кредитным аппаратом. по нашему мнению, является сельскохозяйственная кредитная кооперация, которая в полной мере у довлетворяет указанным требованиям.
В середине 90-х годов в России были созданы необходимые предпосылки для формирования и развития сельской кредитной кооперации. Опыт зарубежных стран, опыт функционирования сельскохозяйственной кредитной кооперации в дореволюционной России убедительно доказывают, что там, где удается создать сельское мелкотоварное производство, функционирование кредитной кооперации вполне себя оправдывает.
Государственная поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета 50% уплаты страхового взноса по заключенным договорам страхования. что позволило увеличить количество субъектов малого агробизнеса, пользующихся услугами страхования. В 2004 г. договоры страхования заключили 3.7 тыс. хозяйств в 62 регионах на сумму начисленных страховых взносов 4 млрд. руб., а в 2000 г. - всего 3.3 тысяч хозяйств в 26 су бъектах Федерации.
Налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Они не являются плательщиками налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности. В течение 5 лет, начиная с года образования хозяйства, члены КФХ освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц. Граждане, впервые организующие КФХ. в течение 5 лет с момента предоставления земельных участков освобождаются от уплаты земельного налога. По расчетам специалистов, в хозяйствах налоговая нагру зка сократилась более чем на треть.
Бюджетное финансирование деятельности мелких агрохозяйств на современном этапе осуществляется по следующим основным направлениям: прямые государственные субсидии на регулирование стоимости средств производства; формирование и пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» для последующего кредитования, в том числе субъектов малого агробизнеса; субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков; формирование и пополнение ставного капитала ОАО «Росагролизинг» для приобретения техники, предоставляемой в лизинг на льготных условиях; субсидирование части затрат на уплату^ страховых взносов по договорам страхования: дотирование формирования паевых фондов сельскохозяйственных кооперативов.
Важным моментом в организации государственной поддержки субъектов малого агробизнеса является принятие и реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
По приоритетному направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» намечено:
расширение доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования:
создание новых и увеличение действующих мощностей по переработке сельхозпродукции, производи-
мой в крестьянских подворьях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
обеспечение развития сельской кредитной кооперации (при участии ОАО «Россельхозбанк»):
формирование системы земельно-ипотечного кредитования.
Для реализации данного приоритетного направления предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования и создаваемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами: за счет средств федерального бюджета в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ: из бюджетов субъектов РФ - 5 % этой ставки.
Первые итоги реализации приоритетного национального проекта выявили ряд недостатков в организации механизма государственной поддержки сферы малого агробизнеса. Одна из главных задач проекта -расширение доступа сельских жителей к кредитным ресурсам. Но условия, при выполнении которых фермер. владелец крестьянского подворья или кооператив может получить кредит с государственным субсидированием процентной ставки не определены, в итоге наблюдается субъективизм, различные злоупотребления при распределении государственных средств, в связи с чем необходимо регламентировать распределение не только субсидий субъектам РФ на реализацию проекта, но и средств внутри региона, по муниципалитетам, между субъектами малого агробизнеса.
Использование лизинговых механизмов, в рамках национального проекта, по-прежнему ориентировано на крупные хозяйства: отсутствует четкий механизм участия мелких агрохозяйств в системе государственного лизинга, в регионах не предусмотрено квотирование предоставления лизинговых услуг для субъектов малого агробизнеса.
Препятствием на пути развития системы сельскохозяйственной кооперации является неотрегулированный механизм налогообложения, в результате чего возникает дополнительное налогообложение пайщиков. Кроме того, законодательно установленное ограничение на участие в сельскохозяйственных кооперативах несельскохозяйственных производителей снижает возможность паенакопления и препятствует диверсификации сельской экономики. При этом необходимы разработка и утверждение стандартов деятельности кооперативов, а также определение органа государственной власти по контролю и регулированию кооперативного движения, что позволит пресечь злоупотребления средствами господдержки со стороны кооперативов.
Необходимость развития земельно-ипотечного кредитования обусловлено нехваткой у малых форм хозяйствования залогового имущества. Однако развитие этого института в мелкотоварном секторе сдерживается из-за высоких издержек оформления земли в собственность. которое непосильно для мелких хозяйств. В этой связи необходимо упрощение процедур оформления земли в собственность, компенсация части землеустроительных издержек мелким собственникам.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволила стимулировать решение отдельных вопросов, что можно отнести к расширению доступа мелких хозяйств к кредитным ресурсам, а также развитию системы сельскохозяйственной кооперации. Тем не менее, данный проект не решил всех проблем развития малого агробизнеса.
В этой связи представляется целесообразным выделить специфику применения отдельных методов государственного финансово-кредитного регулирования в сфере малого агробизнеса - это:
1. Бюджетное финансирование (субсидирование закупки средств производства: кормов, удобрений и агрохимикатов. ссмян и молодняка, машин и оборудования).
2. Налогообложение (максимальное упрощение учета и отчетности: создание специальных налоговых режимов).
3. Развитие страхования (стимулирование страховых организаций в работе с малыми формами в АПК: субсидирование уплаты страховых взносов; стимулирование создания обществ взаимного страхования).
4. Обеспечение сбыта продукции (создание инфраструктуры, обеспечивающей сбыт сельскохозяйственной продукции: обеспечение участия малых форм в системе государственных закупок: развитие системы снабженческо-сбытовой кооперации).
5. Обеспечение доступа к кредитным ресурсам (стиму лирование кредитных организаций в работе с малыми формами в АПК; создание условий для участия в получении государственных гарантий и государственного залога; субсидирование процентных ставок по крс-дитам банков: развитие системы кредитной кооперации).
6. Развитие лизинга (стимулирование лизинговых компаний в работе с малыми формами в АПК: предоставление государственных гарантий: стимулирование производства минитехники).
Анализ выделенной специфики применения методов государственного финансово-кредитного регулирования в сфере малого агробизнеса позволяет сделать вывод о необходимости адаптации существующего инфраструктурного обеспечения при помощи дополнений институционального характера, позволяющих обеспечить высокую эффективность применения инструментов воздействия, а также максимальный учет потребностей малого агробизнеса.
Институциональная структу ра обслуживания функционирования субъектов малого агробизнеса должна преодолеть слабые стороны мелкомасштабного разрозненного характера деятельности, учесть специфику аграрного производства, связанную с сезонным характером, проявляющимся в строго регламентированном и узком по временным рамкам использовании материальных и финансовых ресурсов, а также с объемным и скоропортящимся характером производимой проду кции. В значительной мере предъявляемым требованиям удовлетворяет система горизонтальной и, что немаловажно. вертикальной кооперации, которая максимально приближена к субъектам малого агробизнеса, позволяет им участвовать в управлении деятельностью, а следовательно, в наибольшей степени учитывает их потребности.
Функционирование аграрной кооперации способствует решению целого комплекса вопросов регу лирования сферы малого агробизнеса и несет значите ль ну то социально-экономическую нагрузку: способствует интенсификации и повышению эффективности функционирования малого агробизнеса; связывает малый агробизнес с общенациональным рынком страны; содействует формированию в сельской местности новой системы экономических отношений, основанных на самоуправлении и демократии; оказывает влияние на укрепление позиций малого агробизнеса в снабжении населения страны продовольствием: может служить инструментом доведения государственной поддержки до субъектов малого агробизнеса; способно оказывать воздействие на рассслснчсскую структуру населения.
Список использованных источником
I Пшрикон, Л. Государстиеппая поддержка малого нред-11рипима1с;1ьс1'иа и ЛИК и сельского развития/ Л. Петриков // Л1Ж: экономика, управление.-2008.-№1.- С. 20.
2 Сергацкоїш, В. Что сдсржиішст ра:титие субъектои малого і іроді іриііимательстиа на селе/В. Сергацкоїш// Экономика огіьсюшшйствеїіііьіх и нерцхюатьтающи* иредириятий-2()04.-№5.-С. 54-56.
3 Серков, Л. Краткосрочны!! прогноз развития аїропро-мыш. іенної о коііігіекса/ Л. Серков // Л1Д-С: экономика, управ-летпіе. - 2006. - №6,- С. 19-21.
4 У ліг, П. Оффектігвігостт. крлтгггого и малого бгппеса л сельском хозяйстве/ 15- У ліг // І {опросы 'жопомики,- 2005. -№6.-С. 111-118.
Информация об авторах Гурон Владимир РТнапоиич, доктор экономических наук, профессор Юго-Заиадноіо государственного университета, тел. (4712)58-71-01.
Иванов Евгений Олегович, аспирант Юго-Западного государственного университета.
Коптев Вячеслав Сергеевич, кандидат ікотіомических паук, доцетгг кафедры менеджмента ФГОУ В1ІО «Курская І СХА».