Микробиоценоз кишечника и микробиологические показатели мяса кроликов при ассоциативной болезни и после лечения
И.И. Асадуллина, аспирантка,
А.М. Галиуллина, к.в.н., Башкирский ГАУ
Эймериоз является одним из самых распространённых инвазионных заболеваний кроли-
ков в Республике Башкортостан. Заражённость кроликов эймериями может варьировать от 33 до 100% [1]. Часто эймериоз у кроликов проявляется в виде паразитоценоза, когда, сочетаясь с инфекционными или инвазионными заболе-
ваниями, протекает в более тяжелой форме и сопровождается высокой смертельностью [2]. В данной работе представлен материал по изучению микробиоценоза кишечника и бактериальной обсемененности мяса кроликов при ассоциативной болезни, в частности, эймериоза в сочетании с инфекционным стоматитом.
Одной из важнейших особенностей процесса пищеварения животных является деятельность микрофлоры, обитающей в желудочнокишечном тракте, и представляющей собой микробную экосистему, находящуюся в динамическом равновесии. Её состав определяется не только физико-химическими условиями в местах обитания и микрофлорой окружающей среды, но и, в первую очередь, физиологическим состоянием животного [3].
Перед нами была поставлена задача — изучить микробный состав желудочно-кишечного тракта и микробиологические показатели мяса кроликов, больных эймериозом в ассоциации с инфекционным стоматитом и после химио- и корригирующей терапии.
Материалы и методы исследований. Научноисследовательскую работу проводили в условиях питомника лабораторных животных на кроликах 3-месячного возраста породы советская шиншилла. Подопытных животных, подобранных по принципу аналогов, разделили на 5 групп. В 1-й опытной группе находились больные кролики, обработанные ампролиумом и тиломагом; во 2-й группе — ампролиумом и тиломагом на фоне настойки прополиса; в 3-й группе — ампролиу-мом и тиломагом на фоне настойки прополиса и лактоферона. Контролем служили здоровые кролики, фоном — больные эймериозом в ассоциации с инфекционным стоматитом.
Для лечения инфекционного стоматита вводили тиломаг в дозе 0,4 мл/кг один раз в день внутримышечно в течение пяти дней. При эймериозе задавали кокцидиостатик ампролиум один раз в день в дозе 80 мг/кг с кормом в течение пяти дней. Иммунопробиотический препарат лактоферон вводили в дозе 0,1 г/кг один раз сутки в течение семи дней. Настойку прополиса, разведённую водой в соотношении 1:1, использовали при инфекционном стоматите путём орошения ротовой полости два раза в день в течение пяти дней.
Пробы фекалий для исследований брали до лечения, а также через 5, 10, 15 и 30 дней после дачи препаратов. Убой кроликов проводили на 30-й и 45-й дни после лечения.
Количественный состав микробиоценоза желудочно-кишечного тракта устанавливали путем выделения микроорганизмов из фекалий посевами на питательные среды. Бифидобактерии выделяли посевом на среду Блаурокка, лактобактерии — посевом на среду МРС-агар, грамоотрицательных палочек — посевом на
дифференциальные среды Эндо, Плоскирева. Гемолитические свойства выделенных культур определяли на 5%-ном кровяном агаре. Для выделения стафилококков использовали желточносолевой агар, энтерококков — ДИФ-3, анаэробных спорообразующих бактерий — плотную среду Вильсона — Блера, дрожжеподобные грибки выявляли на среде Сабуро. Бактериальный анализ мяса проводили согласно ГОСТу 21237-75.
Результаты исследований. Количество лактобактерий у больных кроликов колебалось от 4,23 до 4,43 ^ КОЕ/г. Титр бифидобактерий варьировал от 6,19 до 6,38 ^ КОЕ/г. После лечения в опытных группах наблюдалась тенденция к повышению данных показателей. У кроликов 3-й опытной группы они достигли контрольного значения на 15-й день после лечения. В 1-й и во 2-й опытных группах к 30 дню их количество было выше фонового значения в 1,1—1,3 раза, но не достигало уровня интактных животных.
Содержание кишечной палочки у больных животных к началу опыта варьировало в пределах от 8,03 до 8,30 ^ КОЕ/г, в т.ч. гемолитических форм — от 69 до 88% против 3,33 ^ КОЕ/г в контроле, где гемолитические формы отсутствовали. На пятый и последующие дни исследования в опытных группах наблюдалось уменьшение данного показателя. Так, на 30-й день количество кишечной палочки в 1-й группе уменьшилось в 1,4 раза, во 2-й — в 1,5 раза, уровень гемолитических форм снизился до 11 и 15% соответственно. В 3-й группе этот показатель достиг значения здоровых животных уже на 15-й день, при этом гемолитические формы возбудителя отсутствовали.
Количество стафилококков у больных кроликов превышало показатель контрольной группы в 1,6, энтерококков — в 1,4, клостридий — в 1,5, а дрожжеподобных грибков — в 2,3 раза. На пятый день после лечения их количество в 1-й и 2-й опытных группах существенно не изменилось, что объясняется усугублением дисбактериоза в кишечнике кроликов под влиянием химиопрепаратов. В последующие периоды опыта количество вышеуказанных микроорганизмов во всех опытных группах постепенно снижалось. В конце опыта, то есть к 30-му дню после лечения, стафилококков было ниже фонового показателя в 1-й группе — в 1,2, во 2-й — в 1,4 и в 3-й — в 1,5 раза, энтерококков — в 1,5; 1,6 и в 1,7 раза, клостридий — в 1,4; 1,4 и 1,8 раза, дрожжеподобных грибков — в 1,5; 1,4 и 2,5 раза соответственно. Причем в 3-й опытной группе титры энтерококков и дрожжеподобных грибков достигли уровня интактных животных. Содержание стафилококков максимально приблизилось к контрольному значению.
Следовательно, применение лечебных препаратов на фоне лактоферона и прополиса приводит
к более быстрому восстановлению микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Кроме того, в 3-й группе содержание кишечной палочки, энтерококков и дрожжеподобных грибков достигло уровня контрольных животных уже на 15-й день после лечения. Таким образом, химиотерапия на фоне корригирующих средств является эффективной при лечении эймериоза в ассоциации с инфекционным стоматитом кроликов.
Бактериологические исследования показали, что в мясе здоровых животных патогенная и условно-патогенная микрофлора отсутствует. Общее количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов в мясе контрольных животных составило 0,27+ 0,13-103 КОЕ/г. У больных кроликов их количество составило 32,9+0,25-103 КОЕ/г, что было в 121,8 раза выше, чем у интактных. Кроме того, у них была обнаружена кишечная палочка в количестве 488,1+14,77 КОЕ/г и St. aureus — 0,67+0,26 КОЕ/г. Микроорганизмы родов Proteus и Salmonella, а также Listeria monocytogenes в мясе больных кроликов не обнаружены.
На 30-й день после обработки в мясе кроликов опытных групп общее количество микроорганизмов было ниже фонового показателя: в 1-й группе — в 10,4, во 2-й — в 11,4 и в 3-й — в 14,1 раза; кишечной палочки — в 8,2; 11,7 и в 20,7 раза соответственно. В дальнейшем на-
блюдали снижение этих показателей. Так, на 45-й день после обработки КМАФАнМ в 1-й группе было меньше в 11,3, во 2-й — в 15,0 и в 3-й группе — в 17,3 раза, относительно значения больных кроликов. Количество БГКП в опытных группах было ниже фонового показателя в 8,6; 16,1 и 20,7 раза соответственно и не достигло уровня интактных животных. В мясе кроликов, подвергнутых лечению, St. aureus не обнаружены. Микроорганизмы родов Proteus и Salmonella, а также Listeria monocytogenes в мясе интактных, больных кроликов и получавших препараты не выявлены.
Выводы. Таким образом, патогенетическая терапия кроликов с применением ампролиума и тиломага, а также при их сочетании с настойкой прополиса и лактофероном при эймериозе в ассоциации с инфекционным стоматитом кроликов способствовала восстановлению нор-мобиоза кишечника и снижению бактериальной обсеменённости мяса.
Литература
1. Халиуллина О.Х. Ветеринарно-санитарная характеристика мяса кроликов при иммунодефиците на фоне моно- и полиинвазии: автореф. дис. ... канд. вет. наук. Уфа, 2009. 19 с.
2. Колабский Н.А. Кокцидиоз кроликов. JL: Колос, 1982. С. 24-28.
3. Тимошко М.А. Микрофлора пищеварительного тракта молодняка сельскохозяйственных животных. Кишинёв: Штииница, 1990. С. 27-69.