Научная статья на тему 'Михаил Юрьевич Лермонтов в истории взаимоотношений народов Кавказа и России'

Михаил Юрьевич Лермонтов в истории взаимоотношений народов Кавказа и России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2701
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / МИССИЯ РОССИИ НА КАВКАЗЕ / БОРЬБА И ДРУЖБА РУССКОГО И ГОРСКИХ НАРОДОВ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РОССИИ / LERMONTOV / THE MISSION OF RUSSIA IN THE CAUCASUS / THE STRUGGLE AND FRIENDSHIP BETWEEN RUSSIANS AND MOUNTAIN PEOPLES / THE ANNEXATION TO RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литвинов Николай Дмитриевич

В статье в историческом аспекте рассматриваются проблемы взаимоотношения кавказских народов с Россией, показаны взгляды М.Ю. Лермонтова о цивилизаторской миссии России на Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Yuryevich Lermontov in the history of relations of Caucasian Nations and Russia

In article the historical aspect of the paper tells about the problem of relations between the Caucasian peoples with Russia, shows the views of M. Y. Lermontov of the civilizational mission of Russia in the Caucasus.

Текст научной работы на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов в истории взаимоотношений народов Кавказа и России»

УДК 930.85

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ В ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КАВКАЗА И РОССИИ

Литвинов Н.Д.

доктор юридических наук, доцент

Аннотация: в статье в историческом аспекте рассматриваются проблемы взаимоотношения кавказских народов с Россией, показаны взгляды М.Ю. Лермонтова о цивилизаторской миссии России на Кавказе.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, миссия России на Кавказе, борьба и дружба русского и горских народов, присоединение к России

MIKHAIL YURYEVICH LERMONTOV IN THE HISTORY OF RELATIONS OF CAUCASIAN NATIONS AND RUSSIA

Litvinov N.D.

doctor of legal Sciences, associate Professor

Abstract: in article the historical aspect of the paper tells about the problem of relations between the Caucasian peoples with Russia, shows the views of M. Y. Lermontov of the civilizational mission of Russia in the Caucasus.

Keywords: Lermontov, the mission of Russia in the Caucasus, the struggle and friendship between Russians and mountain peoples, the annexation to Russia

Величие государства формируют люди. Чем больше великих людей в истории страны, тем величественнее слава Отечества.

В истории России было много славных имен: Киевских и Московских князей, царей, воителей, художников, поэтов. Одним из тех, кто оставил великий след в истории России, стал М.Ю. Лермонтов. Офицер, поэт, драматург, художник, писатель, музыкант, патриот.

У него необычная судьба. Он прожил короткую, совершенно короткую жизнь, 26 лет. Но за эти 26 лет он сумел написать великое множество стихотворений и поэм; принять активное участие в проводившейся тогда на Кавказе контртеррористической операции.

Михаил Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. 25 октября 1827 года Московская духовная консистория на

основании записи, сделанной в октябре 1814 года в метрической книге церкви Трех святителей у Красных ворот, выдала следующее свидетельство: «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил крещен того же октября 11 дня...».

Метрическое свидетельство было нужно для отдачи Михаила «к наукам и воспитанию в казенные заведения, а потом и в службу» [1, с. 92].

Так начался путь в бессмертие.

В литературе до сих пор не прекращается спор на тему, кем был по национальности Михаил Лермонтов? В его жилах текла татарская кровь выходца из золотой Орды Аслан-мурзы Челебея, который пришел на Русь в 1389 году, на службу к Московскому князю Димитрию Донскому. В его жилах текла кровь старинного русского боярского рода Столыпиных, много сделавшего для славы и величия России. В его жилах текла кровь шотландского барда - пророка Томаса Лермонта. Один из потомка Томаса Лермонта, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт, был взят русскими в плен в 1613 году, при штурме крепости Белая, да так и остался у русских, положив начало новому роду Лермонтовых.

Выскажем свое мнение о национальной принадлежности Михаила Юрьевич Лермонтова: по своему происхождению он был великим русским поэтом.

И, как русского поэта, его почитают и чтут в странах Западной Европы, среди больших и малых народов России. С особым трепетом его чтут в России и на Кавказе. Во многих горских аулах в домах на стенах висят портреты национального героя имама Шамиля, воевавшего с Россией, и русского офицера поручика Лермонтова, воевавшего с бандформированиями Шамиля.

Кавказ оказывал и оказывает громадное влияние на историю России. В том числе - на развитие русской литературы и поэзии. О Кавказе писали: Жуковский, Пушкин, Грибоедов, Полежаев, Толстой, Бестужев-Марлинский и многие другие.

Но, пожалуй, наиболее тесно с Кавказом связанна судьба М.Ю. Лермонтова. Сюда он впервые прибыл в 1818 году, четырех лет от роду. Затем приезжал в 1820 и 1825 годах. Первые детские и подростковые впечатления о Кавказе оказали влияние на его творчество и жизнь. Значительная часть его поэтического, литературного, художественного творчества посвящена Кавказу. Здесь же, на Кавказе, он и погиб, будучи убитым на дуэли.

Современные СМИ нередко пишут о многовековой борьбе русского и горских народов. Но когда читаешь биографию Лермонтова, складывается иная картина. И в 4 годика, и в 6 и 11 лет Мишель ездил с

бабушкой и родственниками Столыпиными отдыхать на Кавказ. Кстати, и на Кавказе тоже жили родственники Столыпиных и Лермонтовых. Получается, что уже в первой половине девятнадцатого века русские и горцы жили довольно таки миролюбиво. Представители центральных регионов России развивали на Северном Кавказе сельское хозяйство, разводили обширные фруктовые и тутовые сады, создавали перерабатывающую промышленность. И вовлекали в производственные процессы представителей местного населения. И никакая «национально-освободительная борьба», о которой нередко пишут современные СМИ, не мешала сотрудничать представителям русского и горских этносов.

Талант дается от Бога! Но любой талант требует развития. Дворянская молодежь того времени созревала рано. Домашнее воспитание и образование дворянских недорослей обеспечивалось персональными учителями.

Михаил Лермонтов не был исключением. У него были персональные преподаватели и воспитатели, была богатая библиотека русской и иностранной литературы. Он закончил Благородный университетский пансион в Москве, учился на словесном отделении Московского университета, закончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Михаил Юрьевич в совершенстве владел немецким, французским, английским языками, в подлиннике читал латынь. Находясь на Кавказе, с интересом изучал языки горских народов.

Михаил Юрьевич профессионально писал картины маслом, пером, акварелью. Он оставил много детальных рисунков Кавказа, которые вызывают восхищение. Он отменно лепил небольшие скульптуры.

Лермонтов М.Ю. был талантливым музыкантом. Обладая редкой музыкальностью, великолепно играл на скрипке и рояле самые сложные музыкальные произведения. Сам сочинял музыку. Хорошо исполнял романсы и оперные арии. Был отменным шахматистом, решал самые сложные математические задачи.

К лету 1832 года, еще до поступления в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Михаил Лермонтов, будучи 18 лет от роду, уже написал около 300 стихотворений.

Но уже в 16 лет он написал стихотворение - пророчество, поэтическое «Предсказание» (1830 г.) [2, с. 136] о будущем России. В котором предупреждал, что

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет,

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь!

Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать, И зарево окрасит волны рек...

В этом предсказании Лермонтов в подробностях описал гражданскую войну 1917-1920 годов, с ее красным террором, массовыми убийствами населения, голодом во многих регионах России, людоедством, эпидемиями, унесшими миллионы человеческих жизней.

Михаил Лермонтов много писал о народах Кавказа. В Кавказе была одна особенность, которую Лермонтов отражал в своих произведениях: многоплеменность населения, разнообразие языков, культур, обычаев.

Российская империя была многонациональной страной. Но такого количества племен и народов, какое встретила Россия на Кавказе, у нее еще не было. Как пишет израильский исследователь М. Гаммер, «Кавказ, вероятно, - самое пестрое по этническому и языковому составу скопление народов на всей земле» [3. с. 37].

На начальном этапе проникновения России на Кавказ русские плохо разбирались в этнических характеристиках многообразных народов, населявших Кавказ. Как писал дореволюционный исследователь: «на территории Кавказа проживает громадное количество маленьких народностей. Некоторые из них представляют собой остатки азиатских орд, проходивших туда и обратно через эти горы во время великого переселения народов, но большую часть составляют местные автохтонные племена. Каждое из этих племен сохранило свой собственный язык» [4, с. 19].

В служебных документах и литературе горские народы вначале называли чаще всего или татарами, или черкесами. Между тем, из всех территорий Российской империи Кавказ был наиболее сложным по национальному составу. Так, P.A. Фадеев, долгое время исследовавший Кавказ, писал, что: «Кавказский хребет заселен семью совершенно различными народами. Дагестан, покорный и непокорный, занимают три племени, которых русские окрестили общим названием лезгин, но которые рознятся коренным образом и языком, и наружным видом... На северном склоне горного хребта... живет чеченское племя, которое называет себя нохче. Средина Кавказского хребта, самая узкая и высокая, заселена осетинами..., племенем сравнительно новейшим... Вся западная

группа Кавказа занята многочисленным народом адыгов, обыкновенно называемых черкесами» [5, с. 43].

В литературе нередко цитируется «Казачья песня» Лермонтова о злом чеченце, ползущем на берег с кинжалом. На основании этого делается вывод о злобности чеченцев, о нелюбви самого Лермонтова к чеченцам. Но у Михаила Лермонтова есть и другие стихи о чеченцах. В одном из них Лермонтов повествует о том, как «старик-чеченец. Хребтов Казбека бедный уроженец», сопровождал по горам молодого русского офицера, рассказывал ему предания горской старины, водил по историческим местам. Рассказ старого чеченца Лермонтов изложил в поэме «Измаил-Бей», о необычной судьбе бывшего русского офицера.

В этой же поэме Лермонтов признается в любви к Кавказу.

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь,

И чудный вой мгновенных, громких

бурь...

На протяжении веков Кавказ занимает особое место в истории России.

У нынешней демократической России есть много проблем. Одна из них - Кавказ. Хотя, правильнее сказать, что Кавказ - постоянная проблема России.

С падением Советского Союза и ослаблением централизованной государственной власти Кавказ в очередной раз превратился в зону конфликта. По всему Кавказу запылали исторические обиды к соседям и к России.

Одна из причин резкой экстримизации Кавказа - извращение истории его развития. Агрессию и террор против России отдельные «активисты» объясняют необходимостью «возвращения свободы», «освобождения от оккупации». Определенные антироссийские круги дружно обвиняют Россию в оккупации Кавказа и горских народов. К примеру, Му-рад Аджи в своем эссе «Полынь половецкого поля» (1994 г.) показывает соплеменников-кочевников жертвами русской агрессии: «... русские любили нападать на беззащитные степные страны», ставшие «... незаметно для себя ... «москальской вотчиной» [6, с. 132-133], - пишет он.

По непонятной причине, в средствах массовой информации практически ничего не говорится о мощной цивилизаторской миссии России на Кавказе.

В исторической литературе не прекращается спор о том, когда началось заселение Кавказа и какие народы были первыми. Дореволюционные специалисты считали, что «Кавказ был центром расселения людей... Однако, вернее думать, что Кавказ служил убежищем для разных народов, отступавших в него с севера и юга. С какого времени стал заселяться Кавказ, неизвестно» [7, с. 68].

Недруги России нередко обвиняют ее в том, что она оккупировала Кавказ. Забывая о том, что русские являются одним едва ли не древнейшим народом на Кавказе. По различным источникам, русы появились на Кавказе еще в IV тысячелетии до нашей эры. Многочисленные авторы говорят о русах, которые были постоянными жителями Кавказа уже в VI- VII веках новой эры. Современные исследователи Кавказа отмечают «близкое знакомство закавказских и прикаспийских народностей с русскими славянами» не позднее 7-го или начала 8-го века [8, с. 12]. Известный арабский писатель Ибн-Хордадбе в своей «Книге путей и государств», написанной им около 846 года, много страниц уделил руссам. Он приводит множество примеров о торговой деятельности русов в При-каспии и странах Ближнего Востока; об участии русских воинов в битвах на стороне горских народов; об их созидательной деятельности [9, с. 27].

Мухаммед Рафи рассказывает о том, как войска русов помогали жителям Дагестана защищаться от арабского нашествия. «Когда обитатели Дагестана узнали об этом, то все их неверные собрались вместе, сопровождаемые войсками русов, которые всегда поровну делили с ними добро и зло (выделено авт.). Они с целью отразить мусульман и причинить им бедствие и вред появились около города, называемого Чур» [10, с. 172] (Дербент - авт.). Обратим внимание на слова летописца о взаимоотношениях кавказцев и русов: они «всегда поровну делили с ними добро и зло». Это значит, что жители приморского Дагестана жили с руссами в дружбе и согласии.

Вот что писал о русах Ибн-Мискавейх: «Это великий народ, отличающийся крупным телосложением и большим мужеством, они не знают бегства, и никто из них не убегает, повернушись к врагу, пока он не убьет или будет убит...Я слышал от людей, видевших руссов, удивительные рассказы об их мужестве» [11].

Войска руссов были интернациональными по своему составу: в них были «аланы и лезги». Но сформировать совместные русо-горские воинские подразделения можно было только при хороших этнических взаимоотношениях, при обоюдном знании языков. А это значит, что русы в это время были не пришлым народом на Кавказе, что русы, аланы и лезги хорошо понимали друг друга, верили друг другу, не боялись предательства.

И когда на Кавказ пришли монголо-татары и войска Тимура, они в первую очередь вырезали русское население. После чего произошло великое переселение народов и Кавказ наполнился сотнями больших и малых племен, не имевших языка межэтнического общения и постоянно воевавших друг с другом.

Разные исторические корни, разные языки и культуры приводили к этнической замкнутости, отсутствию контактов с соседями, развитию абречества и «набегового производства». «Население гор, - писал P.A. Фадеев, - особенно восточной половины Кавказа, оставалось целые тысячелетия недоступным постороннему влиянию. Замкнутые в своих неприступных ущельях, кавказские горцы сходили на равнину только для грабежа и убийства; дома дни их проходили в самой тупоумной праздности» [5, с. 44].

Известный Кавказский поэт Расул Гамзатов написал великолепное стихотворение о суровой судьбе горских народов Кавказа.

«Не чернила историю гор написали,

Кровь обильней чернил по утесам текла.

Кто твои летописцы? Кривые кинжалы,

Буквы - камни надгробные,

Нет им числа».

В XV веке рядом с Кавказом возникли крупные державы Персия и Турция [12, с. 189], между которыми началась борьба за овладение Кавказом. С XVI века Кавказ превратился в арену кровопролитных сражений. К межплеменным и межгрупповым конфликтам добавились постоянные нападения персов и турок, грабивших, уничтожавших местное население либо уводивших его в рабство. Спасаясь от геноцида со стороны турок, персов, крымских татар, горцы стали искать защиту у Руси.

И посольства кавказских царей, ханов, шамхалов, иных владетелей и вольных обществ устремились в Московское княжество, проситься в подданство Руси. Уже «в 1492 году царь Кахетии Александр I направил в Москву послов, прося о покровительстве, а в послании к великому князю московскому Ивану III именовал себя «холопом Ивана», которого он называл «Великим Царем» [13, с. 15]. Обратим внимание, что царь кахетинский просит у русского царя защиты от турок и персов, территория влияния которых соприкасается с Кахетией. А русский царь находится от Кахетии за полторы тысячи верст бездорожья, когда между Кавказом и Московским княжеством лежала вольная Дикая степь и Московское княжество не граничило с Кавказом.

Наглядный пример взаимоотношений России и Северного Кавказа - Кабарда. Население Кабарды постоянно подвергалось нападениям со

стороны турок и крымских татар. Своих сил у горцев для борьбы с турками и татарами не было. Горцы ослаблены взаимными распрями. И тогда владетель Кабарды князь Темрюк, не видя спасения для своего народа от геноцида со стороны турок и крымских татар, принял решение «проситься в подданство Руси». Русь приняла Кабарду под свое покровительство. В Кабарде прекратились межплеменные распри, соседские набеги. В мирных условиях Кабарда стало активно развиваться.

И с этого времени начинается массовое обращение местных феодалов - владетелей, руководителей вольных обществ к русскому правительству о вхождении в состав России. Как отмечал современный политик Р.Г. Абдулатипов: «начиная с начала XVII века фактически самые активные связи с Россией были по всему периметру дагестанских владетелей: и аварского хана, и казикухумского хана, и шамхала Тарковского. Дагестанские владетели были в Москве в 1614 году и просили подданства России» [14, с. 18-19].

В отличие от стран Западной Европы, стремившихся захватывать заокеанские колонии и эксплуатировать тамошнее население, Россия никогда не проводила оккупационной политики. Как тут не вспомнить мудрого Н.М. Карамзина, писавшего, что «... государи московские ..., восстановив Россию ..., не алкали завоеваний неверных ..., желая сохранять, а не приобретать».

Современный американский историк Б. Елавич также пишет о том, что Россия после наполеоновских войн была единственной страной Европы, не имевшей намерений расширять свои границы [15, с. 29].

Западная Европа направляла за океан войска для захвата территорий. В России на окраины, заселенные иными этносами, по собственной инициативе уходили русские переселенцы, мастеровые, вольные казаки, купцы, промышленники, которые проникали к соседним народам, оседали там. И местное население с распростертыми объятиями принимало русских мигрантов, ибо они несли на окраины знания и умения, которых не было у аборигенов. А потом уже государство де-юре включало в состав государственной территории те земли, которые уже считались российскими де-факто.

Недруги и извратители истории России почему-то не говорят о том, с какой неохотой Россия принимала просителей в собственные ряды. А все дело в том, что в отличие от стран Западной Европы с их заморскими колониями, Россия «не имела дохода» со своих присоединенных территорий. Россия взваливала на себя обязанности за свой счет, силами своих солдат прекращать междоусобицы, защищать присоединенные народы от внешних врагов, выплачивать денежное содержание местным элитам; строить дороги, мосты, развивать промышленность и сельское хозяйство.

По большому счету, не Россия присоединяла к себе кавказские территории, а Кавказ присоединялся к России. Горские народы сразу же получали возможность выехать за пределы своих аулов и свободно передвигаться по всей России; учиться в русских учебных заведениях, поступать на гражданскую или военную службу, заниматься торговлей... Так что вхождение горских народов в состав России было, прежде всего, выгодно самим горцам.

А как же тогда оценивать Кавказскую войну, многочисленные сражения русских войск и горских формирований, о которых пишут современные недруги России и писал Лермонтов?

Не скажем ничего нового: но вся Кавказская война - это длительная контртеррористическая операция. В период Кавказской войны решались две основные задачи. Первая: пресечение грабежей и разбойных нападений горцев на русских. Современный исследователь Б.В. Виноградов пришел к выводу, что «разбойные нападения с похищениями людей, имущества, отгоном скота были нередкой действительностью рубежа ХУШ-Х1Х в.» [16]. А потому русские солдаты и офицеры воевали не с горскими народами, а с этническими вооруженными преступными формированиями.

Задача вторая: подавление внешнего вмешательства в кавказские дела России. Турция и Персия, а затем Англия и Франция, проигрывая сражения русским войскам, принялись подстрекать горцев к восстаниям против русских; направляли на Кавказ своих специалистов, обеспечивали восстания финансами и оружием. Все, как и сейчас.

Кстати, вся Кавказская война служит лучшим подтверждением исторической дружбы между русскими и горскими народами. Несмотря на усилия шейха Мансура, Гази Муллы, имама Шамиля, никому из них не удалось поднять всекавказское восстание против русских. Вся Кавказская война носила очаговый характер и была идеологически обоснованной формой «набегового производства», грабежей и разбойных нападений.

Поручик М.Ю. Лермонтов, принимавший участие в контртеррористической операции, восхищаясь свободолюбием горцев, тем не менее, признавал право России на Кавказ. Он отстаивал точку зрения, что только в составе России население Кавказа сможет обрести мир и покой. В этом он видел великую цивилизаторскую роль России

Какие степи, горы и моря

Оружию славян сопротивлялись?

И где веленью русского царя

Измена и вражда не покорялись?

Смирись, черкес! И запад, и восток,

Быть может, скоро твой разделят рок. Настанет час - и скажешь сам

надменно:

Пускай я раб, но раб царя вселенной! Настанет час - и новый грозный Рим Украсит Север Августом другим! [17, с. 118]

В кавказской политике России были особенности, которые всегда изумляли иностранцев и служат лучшим примером дружбы русского и кавказских народов.

Обвиняя Россию в колонизации Кавказа, недруги почему-то забывают о женитьбе русского царя Ивана IV на дочери одного из влиятельных кабардинских князей Темрюка. Произошло это в 1561 году. Не устоял русский царь перед чарами юной горянки и стала кабардинка русской царицей.

Современный поэт Кавказа Сергей Рыбалко очень хорошо оценил роль Марьяны в жизни Кавказа и России.

«До той поры шел в Кабарде разбой, Междоусобиц дикая стихия, Пока не стала Грозного женой Дочь князя кабардинского - Мария.

В ее лице защиту приобрел

Весь наш народ, страдающий без меры,

Когда она царицей на престол

Взошла в Москве, приняв Христову веру...»

Кто-нибудь приведет пример, чтобы короли: английский, французский, португальский и иные, захватывавшие зарубежные колонии с тамошним населением, женились на женщинах покоренного народа?

Недруги России почему-то не говорят о том, что в 1613 году русским царем мог стать кавказец, кабардинский князь Дмитрий (Каншов) Мамстрюкович. Московские деловые круги выдвинули его кандидатуру при выборах царя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недруги России и Кавказа почему-то не говорят о том, что руководителями Приказа Казанского двора в Москве, Стрелецкого и Поместного, основных приказов (министерств), были «лица кавказской национальности».

Недруги и извратители истории России и Кавказа почему-то не говорят о том, что между русскими и горцами не было ни национальной,

ни религиозной неприязни. Были конфликты на бытовом уровне, вызванные разными культурами, разными представлениями о морали и нравственности. Были одинаковые поступки кавказских мужчин в России и русских мужчин на Кавказе.

Кавказец Измаил-бей, описанный в лермонтовской поэме «Измаил-Бей», находясь на русской службе, соблазнил русскую девицу. А потом, спасаясь от мести со стороны обманутого жениха, бежал на Кавказ, где принял участие в восстании против русских.

Русский офицер Печорин из лермонтовского «Героя нашего времени» соблазнил горянку Бэлу. И только гибель ее от руки Казбича спасла от состояния быть брошенной соблазнителем.

И еще одна особенность была присуща Кавказу лермонтовского периода. Русские воевали с горцами; горцы воевали с русскими. Сам Лермонтов командовал даже отрядом спецназа. Но при этом между воюющими не было жестокости. И те, и другие понимали, что они являются участниками каких- то глобальных политических событий

Сам М.Ю. Лермонтов, поручик вооруженных сил России, воюя с горцами, любил горские народы.

Люблю я цвет их желтых лиц, Подобный цвету ноговиц, Их шапки, рукава худые, Их темный и лукавый взор И их гортанный разговор

А вот известный в истории пример об отношении русских солдат к «злым чеченцам». На Кавказ прибыл Апшеронский полк, солдаты которого на рынке решили устроить мордобой местным чеченцам. Находившиеся здесь же солдаты Куринского полка, имевшего славу лучшего в Кавказском корпусе, встали на защиту чеченцев и отбили нападение русских солдат. На изумленный вопрос полковника Бенкендорфа, оказавшегося очевидцем, почему они это сделали, ответил рядовой солдат Куринского полка. «Как нам не защищать чеченцев, они наши братья, вот уже 20 лет, как мы с ними деремся». А теперь вдумаемся в слова рядового солдата: мы с ними 20 лет деремся, они нам как братья. Русские и чеченцы 20 лет сходятся в рукопашных схватках. А в перерыве между сражениями - роднятся семьями, дружат, решают бытовые вопросы. Не испытывая при этом друг к другу ни национальной, ни религиозной неприязни. Нам бы этому поучиться.

Имам Шамиль, четверть века воевавший с русскими на Кавказе, в одном из обращений к соплеменникам отметил: «если поставить на чашу весов справедливость», то деяния русских «перетянут в сторону добра».

Беда нынешних политиков и журналистов, да и нас всех, в том, что мы плохо знаем историю России. Как тут не вспомнить мудрое высказывание В.О. Ключевского о том, что «ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». Судя по нынешним событиям на Северном Кавказе, история нас действительно «ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Незнание истории, непонимание и ложная трактовка исторических процессов ведут к росту и распространению экстремизма среди народов Кавказа и России.

Чтобы восстановить мир и дружбу между народами Кавказа и иными регионами России, надо знать историю. Надо знать, почему возникали конфликты на Кавказе, как они решались, как в целом мирно и дружно жили наши предки.

Пожалуй, самый лучший путь к познанию истории Кавказа, это произведения М.Ю. Лермонтова. Он уже тогда задавался вопросом: зачем люди воюют на земле, за что, за какие идеалы они воюют на Кавказе.

И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!, небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?»

Тридцатые годы девятнадцатого века оказались зловещими для России. В течении четырех лет Россия потеряла двух крупнейших поэтов, A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. И тот, и другой были убиты на дуэлях. Анализ организации и подготовки дуэлей позволяет сделать вывод о том, что это были тщательно спланированные операции по ликвидации русских поэтов.

В убийстве Пушкина и покушении под видом дуэли на Лермонтова приняло участие французское посольство. В качестве исполнителей покушений выступали французы Дантес и Эрнест де Барант. И там и там использовались особые пистолеты, изготовленные в оружейной спецмастерской Дрезденского мастера Карла Ульбрихта. В отличие от кремниевых дуэльных пистолетов в России, для убийства русских поэтов использовались новейшие зарубежные капсульные, повышенной убойной силы. Дантес умышленно нарушил правила дуэли и тяжело ранил Пушкина. Э. де Барант дважды нарушил дуэльные правила, но убить Лермонтова ему не удалось. Тем не менее, Лермонтов был наказан за участие в дуэли и направлен на Кавказ.

Как ни парадоксально говорить, но вторая дуэль, уже на Кавказе, была организована группой русских офицеров и чиновников.

Михаил Юрьевич Лермонтов был убит, что называется, на взлете. Трудно даже представить, какое количество литературных произведений он сумел бы создать еще, останься жив.

Судя по всему, Лермонтов знал свое недалекое будущее. В 1840 году он написал «Завещание». Где провидчески рассказал о своей гибели.

А если спросит кто-нибудь...

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был...

У воронежцев особое отношение к М.Ю. Лермонтову. И не только из любви к его произведениям и его биографии боевого офицера.

Направляясь на Кавказ и возвращаясь с Кавказа, поручик Лермонтов не проезжал мимо Воронежа. В то время, как и сейчас, трасса Москва-Кавказ пролегала через Воронеж. И те, кто ехал на Кавказ либо возвращался с Кавказа, не могли миновать гостеприимный Воронеж, уже тогда славившийся своими красавицами.

Поручик М. Ю. Лермонтов тоже бывал на воронежской земле и посещал город Воронеж. В начале лета 1840 г. по пути на Кавказ поручик останавливался в имении А. Л. Потапова, своего товарища по лейб-гвардии гусарскому полку, в селе Семидубравное Землянского уезда Воронежской губернии. Ныне это село Новая Покровка Семилукского района.

Через полгода, в конце января 1841 г., по пути с Кавказа в Санкт-Петербург, М.Ю. Лермонтов останавливался в гостинице Колыбихина, находившейся в центре города, на Конной площади. Информация об этом была опубликована 1 февраля 1841 года в «Воронежских губернских ведомостях». В числе прибывших в Воронеж был отмечен «из Чер-касска - поручик Лермонтов...».

Поэт ехал в С. Петербург с тайной надеждой закончить воинскую службу и полностью посвятить себя творчеству. Он уже знал, что служить добросовестно ему не дадут, что все награды и поощрения за любые подвиги минуют его. Был полон творческих планов, которые и надеялся реализовать в ближайшее время, после выхода в отставку.

Увы, император решил по-другому.

В конце апреля-начале мая того же 1841 года поручик М.Ю. Лермонтов в сопровождении своего родственника капитана A.A. Столыпина

вновь проезжал через Воронеж по пути на Кавказ. Все та же газета «Воронежские губернские новости» сообщила в номере от 3 мая 1841 г., что в Воронеже в период с 25 апреля по 2 мая находились «из С.-Петербурга капитан Столыпин и поручик Лермонтов». Офицеры останавливались в гостинице Евлаховой, на Большой Дворянской.

Воронеж любит и чтит М.Ю. Лермонтова. Ученые Воронежского государственного университета много сделали для исследования биографии М.Ю. Лермонтова. Результаты их исследований публиковались в «Трудах Воронежского Государственного университета». Здесь издаются книги, посвященные жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Библиографический указатель:

1. Труды Тульской губернской ученой архивной комиссии, кн. 1. -Тула, 1915.-С. 92.

2. Михаил Юрьевич Лермонтов. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. Стихотворения 1828-1831. - М.: Изд-во: Книга по Требованию, 2011.- 192 с.

3. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М.: «Крон-Пресс», 1998. - 492 с.

4. Бларамберг И. Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. - Нальчик: «Эль-Фа», 1999. - 403 с.

5. Фадеев P.A. Кавказская война. Серия: Имперское мышление. -М.: Эксмо, 2003. - 640 с.

6. Тменов В.Х. «Город мертвых». - Орджоникидзе: Изд-во «Ир», 1979.- 151 с.

7. Кавказ. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат / Под ред. Ю.С. Гамбарова и др. -11-е изд , стереотип. - М.: Изд. Русского библиографического института Гранат, [193?].-Т. 23.-736с.

8. Тебенков М. Древнейшие сношения Руси с Прикаспийскими странами и поэма «Искандер-Наме» Низами как источник для характеристики этих сношений / М. Тебеньков. - Тифлис: Типография канцел. Главнонач. гражд. ч. на Кавказе, 1896. - 78 с.

9. Греков Б.Д. Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 505 с.

10. Тарихи «Дербент-наме» // под ред. М. Алиханова-Аварского. -Тифлис, 1898. - Прилож. IX. С. 172.

11. История Азербайджана: в 3 т. Т 1. - Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1958.

12. Архив Маркса и Энгельса. Т. VI. - М.: Гос. изд-во полит, лит., 1939.-С. 189.

13. Широкоряд А.Б. Грузия: Закавказский тупик? / Серия: Друзья и враги России. - М.: Вече, 2010. - 432 с.

14. Рамазан Абдулатипов. Штрихи к портрету / Пред. Ред. совета Н.М. Мутаилов. - Махачкала, 2013. - 256 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:

НИр:/Л.тушеЬзке-тагке1:.га/и/сЬ/4аее420е1Ы 1e387cbb2f96e6b2996/-/Paмaзaн%20Aбдyлaтипoв-штpиxи%20к%20пopтpeтy.pdf

15. Борьба империй («круглый стол») // Российский исторический журнал «Родина». - 1995. - № 3-4. - С. 29.

16. Виноградов Б.В. Очерки этнополитической ситуации на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. - Краснодар; Армавир, 2004. - 91 с.

17. М.Ю. Лермонтов. Избранные произведения / Ред. А. Костицын.

- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1946.

- 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.