Научная статья на тему 'Михаил Васильевич Мелихов: филолог и историк'

Михаил Васильевич Мелихов: филолог и историк Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэтика исторического повествования / «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» / «Сказание о Мамаевом воинстве» / «Повесть о Брунцвике» / Степан Анфиногенович Носов / Ананий Фотиевич Бобрецов / poetics of historical narrative / «The Tale of the Tsargrad Capture by the Turks in 1453» / «The Tale of the Mamaev Host» / «The Tale of Bruntsvik» / Stepan Anfinogenovich Nosov / Ananii Fotievich Bobretsov

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татьяна Федоровна Волкова

В статье представлен обзор научных исследований профессора кафедры русской филологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина Михаила Васильевича Мелихова, посвященный его 70-летию. На основе анализа опубликованных М. В. Мелиховым работ автор обзора приходит к выводу о том, что в герое ее очерка органично соединились филолог и историк, что позволило М. В. Мелихову успешно исследовать как памятники древнерусской литературы исторических жанров, так и сочинения писателей-старообрядцев, интересовавшихся историей и отразивших на страницах своих произведений народное понимание истории. В научном творчестве М. В. Мелихова автор статьи выделяет такие важнейшие направления, как исследование памятников воинского повествования «Повести о взятии ЦарьграДа турками в 1453 г.», «Сказания о Мамаевом воинстве», «Повести о Брунцвике», а также творчества старообрядческих писателей пижемского крестьянина XIX в. Анания Фотиевича Бобрецова и печорца Степана Анфиногеновича Носова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Vasilyevich Melikhov: philologist and historian

The article presents an overview of the scientific research done by Mikhail Vasilyevich Melikhov, the professor of the Department of Russian Philology at Pitirim Sorokin Syktyvkar State University. The article is dedicated to his 70th anniversary. Based on the works analysis published by M. V. Melikhov, the author of the review comes to the conclusion that the philologist and historian are organically combined in the hero of her essay, which allowed M. V. Melikhov to successfully explore both the monuments of ancient Russian literature of historical genres, and the writings of Old Believer writers who were interested in history and reflected their folk understanding of history in their works. In the scientific work done by M. V. Melikhov, the author of the article highlights such important areas as the study of military narration monuments The Tale of the Tsargrad Capture by the Turks in 1453, Tales of the Mamaev Host, The Tale of Bruntsvik, as well as the work of Old Believer writers Pizhemsky peasant of the 19th century. Ananii Fotievich Bobretsov and Stepan Anfinogenovich Nosov from Pechora.

Текст научной работы на тему «Михаил Васильевич Мелихов: филолог и историк»

№1

ИССЛЕДОВАНИЯ RESEARCH

Научная статья /Article УДК (80+37X092)

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-5

Михаил Васильевич Мелихов: филолог и историк

Татьяна Федоровна Волкова

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия Volko vatf777fi)gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0119-5343

Аннотация. В статье представлен обзор научных исследований профессора кафедры русской филологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина Михаила Васильевича Мелихова, посвященный его 70-летию. На основе анализа опубликованных М. В. Мелиховым работ автор обзора приходит к выводу о том, что в герое ее очерка органично соединились филолог и историк, что позволило М. В. Мелихову успешно исследовать как памятники древнерусской литературы исторических жанров, так и сочинения писателей-старообрядцев, интересовавшихся историей и отразивших на страницах своих произведений народное понимание истории. В научном творчестве М. В. Мелихова автор статьи выделяет такие важнейшие направления, как исследование памятников воинского повествования- «Повести о взятии Царьграда турками в 1453г.», «Сказания о Мамаевом воинстве», «Повести о Брунцвике», а также творчества старообрядческих писателей - пижемского крестьянина XIXв. Анания Фотиевича Бобрецова и печорца Степана Анфиногеновича Носова.

Ключевые слова: поэтика исторического повествования, «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.», «Сказание о Мамаевом воинстве», «Повесть о Брунцвике», Степан Анфиногенович Носов, Ананий Фотиевич Бобрецов

Для цитирования: Волкова Т. Ф Михаил Васильевич Мелихов: филолог и историк// Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2023. № 1-2. С. 5-24. https://doi.oig/10.34130/2306-8450-2023-l-2-5

Mikhail Vasilyevich Melikhov: philologist and historian Tatyana F. Volkova

Pitirim Sorokiii Sykty vkar State University , Sy kty vkar, Russia Volkovatf777@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0119-5343

Abstract. The article presents an overi'iew of the scientific research done by Mikhail Vasilyevich Melikhov, the professor of the Department of Russian Philology at Pitirim Sorokin Syktyvkar State University. The article is dedicated to his 70th anniversary. Based on the works

analysis published by M. V. Melikhov, the author of the review comes to the conclusion that the philologist and historian are organically combined in the hero of her essay, which allowed M. V. Melikhov to successfully explore both the monuments of ancient Russian literature of historical genres, and the writings of Old Believer writers who were interested in history and reflected their folk understanding of history in their works. In the scientific work done by M. V. Melikhov, the author of the article highlights such important areas as the study of military narration monuments - The Tale of the Tsargrad Capture by the Turks in 1453, Tales of the Mamaev Host, The Tale of Bruntsvik, as well as the work of Old Believer writers -Pizhemsky peasant of the 19th century. Ananii Fotievich Bobretsov and Stepan Anfinogenovich Nosov from Pechora.

Keywords:, poetics of historical narrative, «The Tale of the Tsargrad Capture by the Turks in 1453», «The Tale of the Mamaev Host», «The Tale of Bruntsvik», Stepan Anfinogenovich Nosov, Ananii Fotievich Bobretsov

For citation: Volkova T. F. Mikhail Vasilyevich Melikhov : philologist and historian.

Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series. 2023, 1-2: 5-24. (InRuss.) https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-1-2-5

Михаил Васильевич Мелихов - выпускник нашего университета. В 1975 г., отслужив в армии, он поступил на филологический факультет Сыктывкарского государственного университета. Это было достаточно случайно, так как поступить он хотел на исторический факультет. Но Судьба распорядилась иначе, и, приняв ее решение, Михаил Васильевич оправдал впоследствии ее ожидания. На втором курсе он пришел в мой семинар по древнерусской литературе, съездил летом 1977 г. в археографическую экспедицию и остался в наших рядах, принимая участие во всех археографических экспедициях филологического факультета СГУ на Нижнюю Печору. На втором курсе Михаил Васильевич познакомился с особенностями филологического исследования на материале творчества протопопа Аввакума, а затем живший в нем историк привел его к произведению, сыгравшему ключевую роль в его научной судьбе -замечательной «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г.». В 1980 г. по этой теме он успешно защитил дипломное сочинение «Художественное своеобразие "Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г."» и в последующие годы продолжал углубляться в загадки и проблемы этого интереснейшего памятника древнерусской литературы, что привело его в аспирантуру при кафедре истории русской литературы ЛГУ (нынешний Санкт-Петербургский государственный университет), где он попал под начало мудрого и доброжелательного научного руководителя - Натальи Сергеевны Демковой. На кафедре в ЛГУ, насколько мне известно, к молодому посланцу Сыктывкарского университета отнеслись благожелательно и с уважением. Так что в 1988 г. М. В. Мелихов успешно защитил кандидатскую диссертацию «"Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г." и традиции русского историко-беллетристского повествования XV-XVI вв.».

Вернувшись в Сыктывкар, Михаил Васильевич получил в «пожизненное владение» курс истории русской литературы XVIII века, который он до сих пор успешно читает нашим студентам-филологам. В дальнейшем разработка этого курса привела к еще одному направлению в научной работе М. В. Мелихова, о чем мы скажем далее.

В ходе работы над диссертацией Михаил Васильевич рассмотрел соотношение исторических фактов и вымышленного материала в изучаемом произведении (I1), выявил исторические и литературные источники «Повести Нестора Искандера» (3), одним из которых оказалась «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (49), рассмотрел «Повесть о взятии Царьграда» в контексте древнейшего русского летописания (10) и в свете русской идеологии конца XV - начала XVI вв. (17), на широком фоне европейской средневековой литературы исследовал некоторые мотивы и идеи «Повести о взятии Царьграда» - мотив гибели города и его сюжетную функцию (12), идею единства судьбы города и судьбы главного героя (13).

Изучение Повести о взятии Царьграда потребовало от исследователя углубленного освоения всех пластов средневекового исторического повествования, о чем свидетельствуют многочисленные публикации М. В. Мелихова, посвященные поэтике этого вида древнерусской литературы. Ему пришлось погрузиться в проблему литературного этикета, выявить формы его проявления в исторических и воинских повестях (2), проследив «работу» этикета в описаниях поведения различных по своему социальному статусу героев воинских повестей в различных сюжетных ситуациях, например, перед началом и в ходе сражения (31, 33).

Потребовал внимательного рассмотрения и вопрос о том, как в воинских повестях изображались и положительные герои (35), и герои-враги, которые иногда претерпевали в этом жанре некую трансформацию (43). К этому вопросу Михаил Васильевич обратился снова много лет спустя, когда в его распоряжении оказался новый для него литературный материал - «Гистория о Брунцвике» (44). Важное место заняли в ходе исследования исторического повествования и вопросы сюжетосложения и жанровой специфики отдельных памятников -исторических и воинских повестей; что ПОЗВОЛИЛО М. В. Мелихову опубликовать свой первый монографический труд (39). Интерес к историческим исследованиям и опыт филологической работы позволили Михаилу Васильевичу проследить истоки и литературную судьбу некоторых этикетных МОТИВОВ в историческом повествовании; охарактеризовать их сюжетную функцию; например; мотива переодевания героя на поле боя (7); гадания на стрелах об исходе сражения (34).

1 Здесь и далее цифрой в круглых скобках мы обозначаем порядковый номер статьи в Списке научных и научно-популярных работ М. В. Мелихова, публикуемом далее (см. приложение к статье).

Историк, никогда не засыпавший в сознании Мелихова-филолога, толкал его на разработку таких проблем, как соотношение факта и художественного вымысла в историческом повествовании, трансформация исторических фактов в народном сознании (37), единство судьбы города и храма, являющегося главной его святыней (36), идеал главы государства, сложившийся в народной исторической прозе (40).

Верность М. В. Мелихова историческому повествованию была щедро вознаграждена: в 1986 г. он сделал важное открытие, изменившее наши представления о составе Куликовского цикла. В одном из рукописных сборников Гагаринского собрания Научной библиотеки СГУ он обнаружил текст, имевший явное отношение к кругу произведений о Куликовской битве 1380 г. Назывался он «История о Мамаевом воинстве» (4). Знакомство с этим сочинением показало, что оно значительно отличается по содержанию и трактовке событий на Куликовом поле от известных произведений Куликовского цикла -летописных повестей о Куликовской битве, «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщины», «перелицевавшей» текст «Слова о полку Игореве». «Сказание о Мамаевом воинстве» активно использовало фольклорные образы и мотивы (30). Текст «Мамаева воинства» после долгой и трудоемкой работы (текст списка был в плохом состоянии, содержал много описок и дефектных мест) был издан М. В. Мелиховым и стал достоянием науки (8). Подобного сочинения до сих пор не обнаружено в других хранилищах древнерусских рукописей. При дальнейшем изучении текста вновь найденного сочинения в нем были выявлены некоторые мотивы, которые уже рассматривались в предшествующих публикациях М. В. Мелихова и могли быть сопоставлены с ними, в частности, гадание на стрелах (20), пир перед битвой (42).

Круг исторических сочинений, которые представляли исследовательский интерес для М. В. Мелихова, был им расширен и за счет повестей XVII века, входящих в так называемый Азовский цикл. Михаил Васильевич изучил особенности созданных в них батальных сцен, выявив в них и традиционные черты, и то оригинальное, что внес XVII век в поэтические картины военных сражений (38), остановившись, как и в других своих исследованиях, на образах героев воинского повествования - защитниках веры и отечества (94), образах казаков в произведениях Смутного времени и повестях Азовского цикла, при этом акцент делался при исследовании этих сочинений, как и при изучении рассмотренных ранее роизведений, на соотношении в них исторических фактов и вымысла (104), что еще крепче соединяло в Михаиле Васильевиче две его «ипостаси» - филолога и историка.

В работе над повестями Азовского цикла появился новый аспект, впоследствии раскрывшийся более широко на совершенно другом материале, который вошел в научную жизнь М. В. Мелихова, когда он присоединился к нашим коллективным исследованиям старообрядческой литературы в региональных книжных центрах Республики Коми. Аспект этот связан

с изучением того пласта в структуре литературных текстов, который восходит к Священному Писанию и Преданию Евангельские мотивы были выявлены и в памятниках Азовского цикла, и Михаил Васильевич в одной из своих работ раскрыл их семантику в контексте Азовских повестей (103).

Большой опыт работы с памятниками исторического повествования помог М. В. Мелихову достаточно легко переключиться на совершенно новую для него старообрядческую литературу (если не считать первого опыта научного исследования «Жития протопопа Аввакума» в рамках первой курсовой работы). Однажды я предложила ему заняться изучением рукописного наследия последнего старообрядческого писателя на Печоре - Степана Анфиногеновича Носова, с которым Михаил Васильевич лично познакомился (вместе с А Н Власовым) во время наших археографических поездок в Усть-Цилемский район Республики Коми Это направление заинтересовало Михаила Васильевича, и в разработке его он достиг больших успехов, опубликовав 37 работ, посвященных этому своеобразному старообрядческому автору середины XX века.

Исследования М. В. Мелихова о Носове - «Анхеныче», как его звали печорские старообрядцы, - весьма разнообразны по своим жанрам. Приступив к этой работе, Михаил Васильевич сначала дал обзор всех материалов, которые были в нашем распоряжении (6). Затем началось многолетнее исследование двух главных составляющих рукописного наследия «Анхеныча» - его «видений» и писем

Автобиографическое сочинение Носова в жанре «видений» прежде всего стало объектом исследования М. В. Мелихова, получило характеристику как памятник народной религиозно-дидактической литературы (73) и было опубликовано в 1994 и 1995 гг. в литературном, историко-художественном и религиозно-художественном журнале «МЪра» (19).

Параллельно М. В. Мелихов начал работу и с эпистолярным наследием печорского писателя, а также с его отдельными заметками, вошедшими в составленные Носовым рукописные сборники (14). Это позволило в 2005 г. объединить все эти материалы и охарактеризовать их литературно-художественное значение в монографическом издании «Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: Видения письма, записки» (53).

Работа с письмами С. А. Носова позволила М. В. Мелихову выделить в их составе и охарактеризовать целый ряд тем, волновавших печорского книжника. Они касались как его личной жизни - его взаимоотношений с родственниками, так и проблем, связанных с окружающим его социумом. Семейная жизнь, преломленная в письмах Носова через призму эпистолярного жанра, открылась исследователю во всем многообразии этических представлений и конфессионального видения отношений между близкими людьми; связанными родственными узами. Обзору писем Носова к родным М. В. Мелихов посвятил специальную статью (56). Особенно много внимания

Степан Анфиногенович уделял воспитанию дочери, что нашло отражение в его письмах. Этот пласт эпистолярного наследия печорского книжника также был тщательно исследован М. В. Мелиховым (57).

Однако содержание писем Носова и отдельных его заметок, которые также стали предметом изучения М. В. Мелихова, выходило далеко за рамки внутрисемейных отношений. Нашел в них для себя работу и скрытый в филологе историк Мелихов. Оказалось, что печорского старообрядца интересовала, как показал в своих публикациях Михаил Васильевич, и история родного Печорского края, его «малой» родины (46), и история России как нашей общей Родины (51), и история того направления в религиозной жизни, к которому Носов приобщился и воспринимал себя как его малую частицу (74). Эту последнюю тему - осмысление Носовым своего места в малом (семейном) и большом (социум) круге жизни - Михаил Васильевич выявил в автобиографических сочинениях печорского писателя, определив ее как проблему самоидентификации писателя-старообрядца в семье и в миру (66).

Но самое большое место в сочинениях печорского автора - в его видениях и письмах, как выявил М. В. Мелихов, занимала эсхатологическая тематика и провиденциальное восприятие жизни. Этому мировоззренческому пласту в рукописных трудах Носова Михаил Васильевич также уделил большое внимание (78, 99). Эсхатологические мотивы обнаружились и в письмах Носова к родным (61, 63), и в его «видениях» (97), в которых нарисованы картины ада и страшного суда (90). В эсхатологических сочинениях Носова писатель-старообрядец предстал как местный, печорский провидец, что Михаил Васильевич убедительно показал в специальном очерке (55).

Выявил М В Мелихов и хорошее знание печорским книжником, который имел только домашнее образование (грамоте его учила мать), Священного Писания, обнаружив в письмах Носова реминисценции из Библии (29). Не обошел вниманием Анхеныч и жизнь своих земляков - печорских крестьян, как выявило проведенное Михаилом Васильевичем исследование его автобиографических записок (62), и природу Печорского края, что позволило исследователю его творчества охарактеризовать сюжетные функции созданных Носовым в его «видениях» описаний природы (85, 107). Исследовал М. В. Мелихов и включенные Носовым в его сочинения народные предания о старых временах (54).

Интересным поворотом в исследовании М. В. Мелиховым рукописного наследия С. А. Носова стало выявление материала, характеризующего печорского книжника как читателя. Во-первых, удалось составить представление о личной библиотеке Анхеныча (11), а изучение состава рукописных сборников Носова (83) позволило охарактеризовать его читательские приоритеты (59). Одним из таких несомненных «приоритетов» оказалось переписанное Носовым «Житие протопопа Аввакума» — идейного вождя старообрядчества, которое было

текстологически исследовано Михаилом Васильевичем в сопоставлении с его выявленным источником - изданием 1861 г. (79).

Все эти исследования были бы невозможны, если бы Михаил Васильевич не вел постоянно камеральную археографическую работу по описанию рукописных сборников Носова, каждый из которых представляет собой «микробиблиотеку» для старообрядческого читателя, включая порой до 200 отдельных текстов разных жанров. За семь лет - с 2013 по 2019 г. -М. В. Мелиховым были описаны семь сборников, составленных печорским книжником в дополнение к описаниям нескольких сборников, вошедших в Каталог-путеводитель «Памятники письменности в хранилищах Коми АСССР»: «Книга Бытия 21» - НБ СГУ, УЦ р. 138 [Памятники, с. 25-26]; «Книга 19» - УЦ р. 140 [Памятники, с. 206-215]; «Книга 16» - УЦ р. 196 [Памятники, с. 32-239]. В 2013г. М.В.Мелиховым был описан сборник № 10 (70), в 2014 г. - сборник № 26 (75); в 2015 г. - сборник № 9 (77), в 2017 г. -сборники №№ 3 и 4 (84); в 2018 - сборник № 11 (91) и в 2019 г. - сборник № 12 (98). Следует отметить, что некоторые из этих сборников оказались в руках исследователя благодаря его личным человеческим контактам с дочерью С. А. Носова Розой Степановной Носовой, которая прониклась уважением к сыктывкарскому ученому и прислала ему оцифрованные копии 11 -ти сборников отца из своей личной коллекции.

В 2011 г. М. В. Мелихов в своем докладе на Вторых Мяндинских чтениях подвел итоги своих исследований о творчестве С. А. Носова (64). С тех пор прошло более десяти лет, и хочется верить, что в обозримом будущем читатели публикаций М. В. Мелихова дождутся нового обобщающего исследования о рукописном наследии народного старообрядческого писателя Носова.

Работа по изучению литературного творчества печорских крестьян-старообрядцев была продолжена М. В. Мелиховым циклом публикаций о другом книжнке Усть-Цилемского края - пижемце Анании Фотиевиче Бобрецове. Михаил Васильевич занялся изучением его «Книги для памяти», в которой описано его «морское путешествие» в качестве матроса на императорской яхте «Полярная звезда» в 1893-1899 гг. (50). Углубившись в изучение этого памятника, Михаил Васильевич и на этот раз проявил себя не только как филолог, но и как историк. На этом материале он исследовал вопрос о «народном монархизме» (52), проанализировал, как описана у Бобрецова жизнь царской семьи на рубеже Х1Х-ХХ вв. (68), как раскрывается в его «Книге для памяти» тема службы царю и отечеству (58). Не оставлена была без внимания и на этот раз хорошо изученная М. В. Мелиховым на материале средневекового исторического повествования проблема соотношения факта и вымысла, на сей раз рассмотренная на материале дневника пижемского крестьянина (86).

Работа с сочинением А. Ф. Бобрецова «притянула» к Михаилу Васильевичу и еще одного автора - матроса с Пинеги К. Я. Верещагина, список сочинения которого был им обнаружен в одном из рукописных сборников известного

фольклориста и археографа А. Д. Григорьева, в последние годы жившего в Праге и незадолго до смерти передавшего свою коллекцию севернорусских рукописей пражской Славянской библиотеке (см. о ней наши статьи: [Волкова, 2017а, 20176.]). Запискам Константина Яковлевича Верещагина М. В. Мелихов посвятил специальную статью (93), а в другой публикации сравнил записки двух матросов - с Пижмы и с Пинеги, - охарактеризовав их как феномен народной письменной культуры (92). Работа по изучению народной автобиографической прозы была позднее обобщена Михаилом Васильевичем в монографических публикациях (87, 106).

Еще одно направление в научных разысканиях М. В. Мелихова явилось результатом изучения им состава рукописных сборников, хранящихся сейчас в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки нашего университета. Водном из них вычегодского бытования еще в 1994г. Михаила Васильевича заинтересовала «Гистория о короле Брунцвике», текстологическое исследование которой показало, что вычегодский список содержит текст неизвестной редакции (21, 27). Вычегодский список «Брунцвика» позднее был опубликован исследователем (26, 28).

В заключение остановлюсь еще на одном направлении научных исследований М. В. Мелихова. Оно возникло естественным образом, когда Михаил Васильевич стал читать студентам-филологам курс литературы XVIII века. Этот век в истории русской литературы также позволил проявиться в герое этого очерка и филологу, и историку. Изучая демократическую литературу XVIII в , М. В. Мелихов исследовал, как трансформировались в ней реалии Петровской эпохи (67), как создавался в ней образ идеального монарха (76, 100), выявил роль былин как структурной основы для интерпретации исторических событий в этом пласте литературы XVIII в. (69), исследовал формы изображения природы в прозе XVIII в. (22, 24, 25, 96), в частности, в сочинениях Н. М. Карамзина (16). А работа с собранием рукописей А. Д. Григорьева привела к еще одной интересной находке -севернорусскому списку «Истории о гишпанскомъ королевиче Франц!, и о прекрасной королевн% РаксанЪ Великобританской и Аглинской» (102).

В нашем обзоре мы затронули основные направления научных исследований М. В. Мелихова. Представленный материал свидетельствует

об исследовательском таланте Михаила Васильевича, о его любознательности, разносторонности интересов и большом трудолюбии. В нем органично соединились два исследователя - филолог и историк. Так что, возвращаясь к началу нашего очерка, могу с уверенностью повторить известную аксиому: «случайностей не бывает».

Список источников

1. Волкова, 2017а - Волкова Т. Ф. Севернорусские рукописи из собрания А. Д. Григорьева, хранящегося в Славянской библиотеке г. Праги ; состав и степень изу ченности фонда // Человек и событие в исторической памяти : сборник статей / отв.

ред. Ю. А. Крашенинникова. Сыктывкар: Ии-т яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН. 2017. С. 286-297.

2. Волкова, 20176 - Волкова Т. Ф. Научные описания собрания рукописей А. Д. Григорьева, хранящегося в Славянской библиотеке в Праге : итоги и перспективы // Академическая археография в России XVIII-XXI веков (Тихомировские чтения 2016 года: к 60-летию Археографической комиссии РАН). М.: Старая Басманная. 2017. С. 168-174.

3. Памятники - Памятники письменности в хранилищах Коми АССР : каталог-путеводитель. Сыктывкар. 1989. Ч. 1. Рукописные книги. Вып. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета.

References

1. Volkova, 2017 - Volkova T. F. Northern Russian manuscripts from the collection of A. D. Grigoriev, stored in the Slavic Library of Prague : composition and degree of study of the fund. Chelovek i sobytie v istoricheskoj pamyati: Sbormk state} / oil', redaktor YU. A. Krasheninnikova. [A person and an event in historical memory ; a collection of articles / ed. by Yu. A. Krasheninnikov]. Syktyvkar, 2017. Ss. 286-297. (InRuss.)

2. Volkova, 2017a - Volkova T. F. Scientific descriptions of the collection of manuscripts by A. D. Grigoriev, stored in the Slavic Libraiy in Prague : results and prospects. Akademicheskaya arheografiya v Rossii XVIII-XXI vekov (Tihomirovskie chteniya 2016 goda: К 60-letiyu Arheograficheskoj komissii R4N) [Academic Archaeography in Russia of the XVIII-XXI centuries (Tikhomirov Readings 2016; to the 60th anniversary of the Archeographic Commission of the Russian Academy of Sciences)]. Moscow: Staraya Basmarmaya, 2017. Ss. 168-174. (InRuss.)

3. Pamyaîmki - Pamyatniki pis'mennosti v hranilishchah Komi ASSR: katalog-putevodite!'. [Monuments of writing in the repositories of the Komi ASSR : directory-guide]. Syktyvkar, 1989. CH. 1. Rukopisnye knigi. Vyp. 1. Rukopisitye sobraniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Part 1. Handwritten books. Issue 1. Handwritten collections of Syktyvkar State University], (In Russ.)

Информация об авторе /Information about the author Волкова Татьяна Федоровна Tatyana F. Volkova

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской филологии. Сыктывкарский государственный

университет имени Питирима Сорокина

167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Doctor of Philology. Professor. Professor of tire Department of Russian Philology. Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

55 Oktyabrsky Ave., Syktyvkar. 167001, Russia

Статья поступила в редакцию / Tire article was submitted 10,05.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.05.2023

Принята к гтублгжации / Accepted for publication 15.05.2023

М. В. Мелихов во второй печорской экспедиции. 1978 г.

В д. Скитской на Пижме с пижемским наставником Сидором Ниловичем Антоновым, членом съемочной группы Э. X. Давлетшпной и Т Ф Волковой (1978 г.)

С фольклористами и археографами первой научной лаборатории СГУ (1997 г.).

С новосибирскими коллегами на научной конференции в Екатеринбурге

В Праге на Карловом мосту после работы с севернорусскими рукописями А. Д. Григорьева

С коллегами по кафедре русской и зарубежной литературы

В !

Приложение

Список научных работ Михаила Васильевича Мелихова1 (составитель Р. Е. Тубылевич)

The list of М. V. Melikhov's scientific papers

1983

1. Повесть о взятии Царьграда турками (к проблеме факта и вымысла) // Проблемы литературных жанров : материалы IV научной всероссийской конференции. Томск: ТГУ, 1983. С. 10-11.

1984

2. К вопросу об общественном и литературном «этикете» Древней Руси // Стиль писателя и культура эпохи : межвузовский сборник научных статей. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1984. С. 4-14.

3. Повесть Нестора Искандера и исторические источники о взятии Царьграда турками в 1453 г. // Древнерусская литература. Источниковедение : сборник научных трудов. Л.: Наука, 1984. С. 84-96.

1987

4. Вновь найденный список «Сказание о Мамаеве воинстве» (сыктывкарский список конца XVIII в.) // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л.: Наука, 1987. С. 26-38.

1988

5. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. и традиции русского историко-беллетристского повествования XV-XVTbb. : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1988. 16 с.

1989

6. Архив печорского книжника С. А. Носова в фондах НБ СГУ // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1989. С. 31-40.

7. К вопросу о сюжетной функции мотива переодевания героя на поле боя в произведениях средневековых литератур // Проблемы изображения материального мира в художественной прозе : межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар: СыктГУ, 1989. С. 6-13.

8. Сказание о Мамаеве воинстве // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1989. Т. 42. С. 389-403.

1990

9. К вопросу об одной из трансформаций сюжета о Куликовской битве в севернорусском фольклоре («Сказание о Мамаеве воинстве» по списку НБ конца XVIII в.) // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа : Тезисы докладов всероссийской научной конференции. Сыктывкар. СыктГУ, 1990. Ч. 2. С. 213-215.

10. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. в литературном контексте древнейшего рукописного летописания // Академик В. М. Истрин: тезисы докладов

1 Список публикаций с 1982 по 2006 г. приводится по изданию: Мелихов Михаил Васильевич : биобиблиографический указатель научных трудов / сост. М. И. Козлова. Сыктывкар: Изд-во СГУ, 2008.

областных чтений, посвященных 125-летию со дня рождения ученого-филолога. Одесса: ОГУ. 1990. С. 82-83.

1991

11. Книги из личной библиотеки печорского книжника второй половины XX в. С. А. Носова // Вестник культуры Коми ССР. 1991. № 4. С. 89.

12.Сюжетная функция мотива гибели города в «Повести о взятии Царьграда турками» // Семиотика культуры ; III Всесоюзная школа-семинар: тезисы докладов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1991. С. 14-17.

1992

13. Единство судьбы города и главного героя в «Повести о взятии Царьграда турками» в 1453 году // Сольвычегодск в истории русской культуры : тезисы докладов всероссийской научной конференции. Сольвычегодск: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1992. С. 88-90.

14. Печорский книжник XX в. С. А. Носов и его эпистолярное наследие // Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. М.; СПб.: МГУ, 1992. Ч. 1. С. 71-81.

15. Повесть о патриархе Никоне (Сыктывкарский список конца XIX в.) // Духовная культура: история и тенденции развития; тезисы докладов всероссийской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ. 1992. С. 40^2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1993

16. Пейзаж в прозе Н. М. Карамзина // Проблемы освоения духовно-эстетического наследия народов России: тезисы докладов всероссийской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1993. С. 91-93.

17. «Повесть о взятии Царьграда турками» и русская идеология конца XV - начала XVI вв. // Российское государство XVII - начала XX вв.; Экономика, политика, культура: тезисы докладов конференции, посвященной 380-летию восстановления российской государственности. Екатеринбург: УрГУ. 1993. С. 94-96.

18. Повесть из «Великого зерцала» в круге чтения севернорусских крестьян// Научные экспедиции и исследования Коми края ; тезисы докладов республиканской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1993. С. 14-15.

1994

19. Анхеныч и его видения. Ч. 1 [вступ. ст., публикация текста] // МФра: литературный, историко-художественный, религиозно-художественный журнал. 1994. № 4. С. 40^19.

20. Гадание на стрелах перед боем на исход сражения в «Сказании о Мамаевом воинстве» // Вещь в контексте культуры: материалы всероссийской научной конференции. СПб.: Институт этнографии, 1994. С. 98-99.

21. Неизвестная редакция повести о Брунцвике (по списку НБ СГУ 1725 г.) // Духовная культура : проблемы и тенденции развития ; тезисы докладов всероссийской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1994. С. 16-18.

22. Природа в русской фантастической прозе XVIII века // Духовная культура: проблемы и тенденции развития : тезисы докладов всероссийской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1994. С. 82-84.

1995

23. Анхеныч и его видения. Ч. 2 [публикация текста] //М-Ьра. 1995. № 1. С. 50-61.

24 Природа в дневниках и письмах XVIII в. // Тема природы в художественной литературе: материалы всероссийской научной конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1995. С. 23-36.

25. Природа в русской прозе XVIII в. // «Чувство природы» в русской литературе : монография. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1995. С. 74-115.

1996

26. «Гистория о короле Брунцвике» (по вычегодскому списку XVIII в.) [вступ. ст., публикация текста] // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 1996. Т. 50. С.544-550.

27. Рыцарский роман на Севере : «Гистория о короле Брунцвике» по списку XVIII в. // Христианизация Коми края и ее развитие государственности и культуры. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 1996. С. 134-141.

1997

28. «Гистория о Брунцвике» (по рукописи конца XVIII в. из фондов библиотеки Сыктывкарского университета) [вступ. ст.. публикация текста] // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера : межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1997. С. 218-233.

29. Реминисценции из Библии в переписке печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // Старообрядчество: История, культура, современность : тезисы III науч,-практ. конф. «Старообрядчество: История, культура, современность». М.: МГУ, 1997. С. 213-215.

1998

30. К вопросу о взаимодействии фольклора и книжности (на материале «Сказания о Мамаеве воинстве») // Общие проблемы преподавания языков : преподавание русского языка финно-угорской аудитории : тезисы межд. науч.-метод, конф. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 1998. С. 130-131.

31. К вопросу об этикете поведения героя воинской повести перед боем и в сражении (на материале воинских повестей XV-XVI вв.) // Чтения по истории и культуре древней и новой России. Ярославль: Изд-во Ярославского историко-архигектурного музея, 1998. С. 57-62.

32. Книжная тема в сочинениях печорского старообрядца С. А. Носова // VУральские археографические чтения: тезисы докладов. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С. 41-43.

33. Этикет поведения князя перед боем и в сражении (на материале воинских повестей XV-XVI вв.) // Русские традиции. Альманах русской традиционной культуры [Электронный ресурс]. URL: http://ш.narod-ni/sta/etikkn.htm (дата обращения: 29.04.2023).

1999

34. Гадание на стрелах об исходе сражения : Историко-литературный комментарий // Традиция и литературный процесс. Новосибирск: СО РАН. 1999. С. 56-66.

35. Принципы характеристики главного героя воинского повествования (на материале воинских повестей конца XIII - начала XVI вв. / СыктГУ. Сыктывкар, 1999. 22 с. (Науч. доклады. Сер. препринтов. № 18-99).

36. Тема единства судьбы города (государства) и храма в русском воинском повествовании XIII-XVI вв. // История церкви: изучение и преподавание : материалы научной конференции, посвященной 2000-летию христианства. Екатеринбург: УрГУ, 1999. С. 131-133.

2000

37. Исторический факт в народном сознании (Куликовская битва в рукописях конца XVIII в.) // Коренные этносы Севера европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы: материалы между народно й конференции. Сыктывкар: КНЦУрОРАН, 2000. С. 414-416.

2001

38. Батальные сцены в повестях Азовского цикла : традиционное и оригинальное // Вестник СыктГУ. Сер. 9. Филология. 2001. Вып. 4. С. 22-32.

39. Древнерусские воинские повести: проблемы сюжетосложения и идейно-художественная трансформация жанра в литературной и рукописной традиции Х^ХУШ вв. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2001. 270 с.

40. Идеал главы государства в народной исторической прозе (по рукописям конца XVIII в. из НБ Сыктывкарского университета) // Человек и общество в информационном измерении : материалы региональной научной конференции, посвященной 10-летию деятельности научных отделов ЦНБ УрО РАН. Екатеринбург: УрГУ, 2001. С. 107-112.

41. К вопросу об источниках повестей XVII - первой половины XVIII // Историческое знание и интеллектуальная культура: материалы научной конференции. М.: ИВИ РАН, 2001. С. 213-217.

42. Пир перед битвой в «Сказании о Мамаеве воинстве» : обрядовая магия или церковный обряд благословения // Духовная культура Севера : итоги и перспективы исследования. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2001. С. 130-141.

43. Эволюция образа героя-врага в воинском повествовании XI-XVI вв. // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве» : материалы юбилейных чтений по истории и культуре Древней и Новой России. 27-29 августа 2000 г. Ярославль: Ярославский историко-архитектурный музей, 2001. С. 148-157.

44. Эволюция образа главного героя в народной исторической прозе («Сказание о Мамаеве побоище» и «Гистория о Брунцвике» по северным рукописям конца XVIII в.) // Религия в гуманитарном измерении Баренцева региона. Архангельск: Поморский ГУ, 2001. Вып. 1.4.2. С. 7-22.

2002

45. Видения печорского старообрядца С. А. Носова : эсхатологические мотивы и реальная действительность // Взаимодействие книжных традиций Поморья, Урала и Сибири в ХУ1-ХХ вв. Екатеринбург: УрГУ, 2002. С. 182-202.

46. История печорского края в записях старообрядческого писателя С. А. Носова // Живая старина. 2002. № 4. С. 29-32.

2003

47. Древнерусские воинские повести: проблемы сюжетосложения и идейно-художественная трансформация жанра в литературной и рукописной традиции Х^Х\Ш1 вв. : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб.: Изд-во СГУ, 2003. 32 с.

48. Памятники Куликовского цикла: взаимодействие устных и письменных традиций // Диалог со временем : альманах интеллектуальной истории. М.: Эдиториал УРСС, 2003. № 10. С. 267-281.

2005

49. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия как один из литературных источников «Повести о взятии Царьграда турками» // Историческое произведение как феномен культуры. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. С. 49-60.

50. «Книги для памяти записывания морскаго путешествия с 1893 года с 17 мая по 1899 год» матроса-старообрядца с Печоры А. Ф. Бобрецова [вступ. ст., публикация текста] // Уральский археографический альманах. Екатеринбург: УрГУ. 2005. С. 408-453.

51. История России в сочинениях печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // О древней и новой русской литературе : сборник статей. СПб.: Филологический факультет СПбГУ (СПб.), 2005. С. 205-213.

52. К вопросу о «народном» монархизме (на материале «Книги для памяти» матроса императорской яхты «Полярная звезда» А. Ф. Бобрецова) // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого : до и после «постмодерна» : материалы научной конференции. 28-29 апреля 2005 г. М.: ИВИРАН, 2005. С. 115-117.

53. Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов : Видения письма, записки / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М.В.Мелихова. М.: Памятники исторической мысли, 2005. 422 с.

54. Предания о старине в рукописном наследии печорского книжника С. А. Носова // О древней и новой русской литературе : сб. ст., посвященный юбилею Н. С. Демковой. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 205-212.

2006

55. Анхеныч, печорский провидец // Дым Отечества. Сыктывкар: Кола, 2006. С. 218-224.

56. Письма к родным печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // Староверие на Северо-Востоке европейской части России. Сыктывкар: Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук, 2006. С. 113-152.

57. Поучение отца к дочери о семейной жизни (по письмам печорского старообрядца С. А. Носова к дочери) // Женщина в старообрядчестве. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та 2006. С. 145-152.

58. Тема службы царю и отечеству в дневниках матроса-старообрядца с Печоры А. Ф. Бобрецова // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Исторические судьбы северной деревни : материалы всероссийской научно-практической конференции. М.; Сыктывкар, 2006. С. 400-405.

2008

59. Авторские сборники С. А. Носова: читательские приоритеты писателя-старообрядца XX в. // Мудрость книжной культуры в век цифровых технологий: сборник материалов международной научно-практической конференции. 7-8 ноября 2007. Сыктывкар: Национальная библиотека Республики Коми, 2008. С. 36-44.

60. Книгописная деятельность и литературное творчество печорских крестьян-старообрядцев (ХУШ-ХХ вв.) // Вестник РГНФ. 2008. № 3. С. 147-161 (совместно с Т. Ф. Волковой).

61. Эсхатологические мотивы в письмах к родным печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // Древнерусское духовное наследие в Сибири. Научное изучение памятников традиционной книжности на Востоке России. Новосибирск, 2008. Т. 1. С. 267-284.

2009

62. Жизнь печорских крестьян начала XX в. в автобиографических записках старообрядца С. А. Носова // Первые Мяндинские чтения : материалы республиканской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2009. С. 138-143.

63. «Домашняя» эсхатология печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // Уральский сборник. История. Культура. Религия. 2009. Вып. 7. Ч. 2. С. 232-241.

2010

64. Рукописное наследие печорского старообрядческого писателя С. А. Носова : итоги и перспективы изучения // Вторые Мяндинские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11-12 июля 2010. В 2 т. Т. 1. Сыктывкар: Изд-во «Кола», 2011. С. 153-161.

65. Книжная культура // Атлас Республики Коми. М., 2010. С. 412-413. (совместно с Т. Ф. Волковой, Е. А. Рыжовой)

2011

66. Проблема само идентификации старообрядца в семье и в миру (на материале автобиографических сочинений С. А. Носова) // Рябининские чтения - 2011 : материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 441-444.

2012

67. Трансформация реалий Петровской эпохи в демократической литературе XVIII в. // Вестник Череповецкого университета. 2012. № 2. Т. 1. С. 99-102.

68. Жизнь царской семьи на рубеже XIX-XX вв. в воспоминаниях матроса с Печоры А. Ф. Бобрецова // Вестник Череповецкого университета. 2012. № 2. Т. 2. С. 113-116.

69. Былина как структурная основа для интерпретации исторических событий в демократической литературе XVIII в. // Вестник Череповецкого университета. 2012. № 2. Т. 2. С. 116-120.

2013

70. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова : сборник № 10 // Вестник Сыктывкарского государственного университета. Серия гуманитарных наук. 2013. №2. С. 200-215.

71. Повесть о самосожжении на Пижме в 1743 г. // История формирования и развития Великопоженского общежительства : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «За веру и крест». Замежное, 2013. С. 39-49.

2014

72. Автобиографическая проза печорских старообрядцев конца XIX-XX вв. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lap-publisliing.com/ (дата обращения: 29.04.23).

73. Видения печорского старообрядца С. А. Носова как памятник народной религиозно-дидактической литературы // Православие в славянском мире : история, культура, язык. Олынтын, 2014. С. 152-161.

74. История старообрядчества в рукописных сборниках С. А. Носова // Филологические исследования 2014. Источники, их анализ и интерпретация в филологических науках. Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, 2014. С. 75-79.

75. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова : сборник № 26 // Вестник СыктГУ. Серия гуманитарных наук. 2014. № 3. С. 336-352.

76. Образ идеального монарха в демократической литературе XVIII века. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lap-publishing.com/ (дата обращения: 29.04.23).

2015

77. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова : сборник № 9 // Вестник Сыктывкарского государственного университета. № 5. 2015. С. 115-122.

2016

78. Когда же придет «Судный день»? (эсхатологические сочинения печорского старообрядца С. А. Носова) // Вестник Череповецкого государственного университета. №5 (74). 2016. С. 97-101.

79. Житие протопопа Аввакума в рукописном наследии печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // Третьи Мяндинские чтения ; сборник научных трудов по материалам Всероссийской научной конференции (8-9 июля 2015 г.. г. Сыктывкар) / отв. ред. Т. Ф. Волкова. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина. 2016. С. 50-54.

80. «Житие» протопопа Аввакума в круге чтения печорских старообрядцев середины XX в. // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI-XXI вв. / отв. ред. А. X. Элерт; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние, Ин-т истории. Новосибирск, 2016. С. 252-278 (Археография и источниковедение Сибири; Вып. 35).

2017

81. Ананий Бобрецов : старовер, матрос, летописец // Дым Отечества. 2017. № 5, 6. С. 134-146.

82. А. Бобрецов. «Книги для памяти записывания морскаго путишествия с 1893 года с 17 мая по 1899 год» II Дым Отечества. 2017. № 5, 6. С. 147-177. '

83. Жанрово-тематический состав рукописных сборников писателя-старообрядца С.А.Носова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6. С. 121-127.

84. Описание рукописных сборников печорского книжника С. А. Носова (19021981) : сборники 3 и 4 // Книжные центры Республики Коми : Усть-Цилемский район ; сборник материалов и исследований. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина. 2017. С. 286-316 (Серия «Слово и текст в контексте культуры». Вып. 2).

85. Сюжетные функции природоописаний в видениях С. А. Носова // Сборник научных трудов к 90-летию Таисии Яковлевны Гринфельд-Зингурс. Сыктывкар: Издательство СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. С. 113-121 (Серия «Слово и текст в контексте культуры». Вып. 1).

86. Факт и вымысел в дневниках матроса с Печоры А. Ф. Бобрецова о службе на императорской яхте «Полярная Звезда» // Человек и событие в исторической памяти : сборник статей. Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, 2017. С. 155-164.

2018

87. Автобиографическая и ду ховная проза старообрядцев Печоры : материалы и исследования / подгот. текстов, вступ. ст., указ. и коммент. М. В. Мелихова. [Электронный ресурс]. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. 416 с.

88. Автобиографическая проза печорских старообрядцев А. Ф. Бобрецова и С. А. Носова как литературный факт // Северный текст русской литературы. Вып. 4. Структура и контекст. Архангельск; Изд-во «Кира». 2018. С. 68-80.

89. «Мечом и глаголом» ; героическая традиция в древнерусской литературе XII-XVII веков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Сиринъ. 2018. 315 с.

90. Огонь или лед : картины ада и страшного суда в видениях печорского старообрядца С. А. Носова// Казанская наука. № 10. 2018. С. 49-52.

91. Рукописные сборники С. АНосова : описание сборника № 11 // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина. 2018. № 8. С. 79-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019

92. Записки и дневники матросов К. Верещагина и А. Бобрецова как феномен народной письменной культуры // Человек. Культура. Образование. 2019. № 3 (33). С. 70-83.

93. Записки о службе во флоте матроса с Пинеги К. Верещагина (по рукописи из собрания А. Д. Григорьева в Славянской библиотеке (Прага)) // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2019. № 4 (12). 2019. С. 88-99.

94. Образ защитника веры и отечества в повестях Азовского цикла // Научный диалог. 2019. № 12. С. 161-172.

95. Печорский список «Повести о взятии Царырада турками в 1453 г.» // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2019. № 2 (9). С. 80-104.

96. «Под отечественным небом странствую с мирною душою» : природа России в записках русских путешественников конца XVII - начала ХУШ вв. // Казанская наука. 2019. Вып. 10. С. 24-26.

97. Потусторонний мир в «видениях» печорского старообрядческого писателя конца XX в. С. А. Носова : книжные мотивы и бытовые реалии // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе : Труды III Межд. науч. конф. (Мир старообрядчества. Вып. 9). М.: Архсодокая. НКТ, 2019. С. 193-209.

98. Рукописные сборники С. А. Носова : описание сборника № 12 // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2019. № 4 (11). С. 92-100.

99. Тема предопределенности судьбы человека в письмах и видениях печорского старообрядца С. А. Носова // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе : Труды IV Межд. науч. конф. (Мир старообрядчества. Вып. 10.). М.: Изд-во Московского ун-та, 2019. Вып. 10. С. 244-253.

2020

100. К вопросу о вариантах модели образа монарха в рукописных повестях Петровской эпохи//Человек. Культура. Образование. 2020. № 4 (38). С. 75-89.

101. Последний на Печоре список «Жития» протопопа Аввакума // Традиции старообрядцев в этике предпринимательства России. Исторические корни и современность : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Г. М. Семяшкин, С. И. Семенчин. Сыктывкар: без изд., 2020. С. 180-190.

102. Пражский список «Истории о гишпанскомъ королевиче ФранцЪ и о прекрасной королевнЪ РаксанЪ Великобританской и Аглинской» // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2020. Вып. 4. С. 115-131.

103. Семантика евангельских мотивов в повестях Азовского цикла // Евангельский текст в русской словесности: сборник тезисов докладов X Всероссийской научной конференции (с международным участием), 21-24 сентября 2020 года. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2020. С. 49-52.

2021

104. Образ казака в произведениях Смутного времени и повестях Азовского цикла: вымысел и реальность//Человек. Культура. Образование. 2021. №3. С. 87-105.

105. Пражский список «Сказания о Мамаевом побоище» // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2021. № 2. С. 55-71.

2022

106. Литературные и автобиографические сочинения в севернорусских рукописных сборниках ХУШ-ХХ вв. : исследования и тексты [Электронный ресурс]. Сыктывкар: Издательство СГУ им. Питирима Сорокина. 2022.

107. Природа Севера в видениях печорского старообрядческого писателя С. А. Носова // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2022. Вып. 1-2. С. 133-140.

Научная статья /Article УДК 821.161.1

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-24

Рукописные сборники С. А. Носова в частных собраниях жителей Усть-Цилемского района Республики Коми: экспедиционные находки начала XX века

Екатерина Владимировна Прокурятова

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия

eprokurato va@y andex .ru

Аннотация. В статье рассматриваются рукописные сборники печорского книжника A1Y в. С. А. Носова, представленные в частных собраниях и выявленные во время археографических экспедиций на территории Усть-Цилемского района Республики Коми в 2009-2020 гг. Найденные рукописи представляют собой автографы печорского книжника, который являлся автором оригинальных сочинений, редактором известных древнерусских и старообрядческих текстов, нередко реставрировал сборники, поновляя утраченные фрагменты. Анализ рукописных текстов С. А. Носова показывает широту литературных интересов печорского книжника, круг чтения которого отражает его мировоззренческие установки, внимание к средневековой русской литературе и старообрядческой истории.

Ключевые слова: старообрядчество, рукописные сборники, печорский книжник С. А. Носов, реставратор, исторические повести, агиографические сочинения

Для цитирования: Прокуратова Е В. Рукописные сборники С. А. Носова в частных собраниях жителей Усть-Цилемского района Республики Коми: экспедиционные находки начала XX века // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2023. № 1-2. С. 24-34. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-24

Handwritten collections of S.A. Nosov in private collections of residents of Ust-Tsilemsky district of the Komi Republic: expedition finds of the early twentieth century

Ekaterina V. Prokuratova

Pitirim Sorokin Sykty vkar State University, Syktyvkar, Russia eprokurato va@y andex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.