Научная статья на тему 'Жанрово-тематический состав рукописных сборников писателя-старообрядца С. А. Носова'

Жанрово-тематический состав рукописных сборников писателя-старообрядца С. А. Носова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА / КРЕСТЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭСХАТОЛОГИЯ / АРХЕОГРАФИЯ / АГИОГРАФИЯ / РУКОПИСНЫЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СБОРНИКИ / HISTORY OF THE OLD BELIEVERS / PEASANT LITERATURE / ESCHATOLOGY / HAGIOGRAPHY / ETHNOLOGY / ARCHAEOGRAPHY / MANUSCRIPT OLD BELIEVERS '' COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мелихов Михаил Васильевич

В статье дана краткая характеристика жанрово-тематического состава рукописных сборников последнего на Печоре старообрядческого писателя С.А. Носова. На материале 28 его «книг» выявлены предпочтения составителя в выборе источников (чаще всего это были минеи и прологи, иногда научные издания древнерусских текстов), названы и кратко охарактеризованы типы работы писателя с включенными в сборники текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a brief description of genre and theme of the manuscript collections of the latest on the Pechora river old believer writer S.A. Nosov. A case study of 28 of his "books," revealed preferences of the originator in the selection of sources (most of those were saints and prefaces, sometimes scientific publications of ancient texts). The works of the writer and texts included in the collections were listed and briefly described.

Текст научной работы на тему «Жанрово-тематический состав рукописных сборников писателя-старообрядца С. А. Носова»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-6-81-17 УДК 82-91

© Мелихов М.В., 2017

Мелихов Михаил Васильевич

Доктор филологических наук, профессор, Сыктывкарский государственный университет (Сыктывкар, Россия) E-mail: [email protected]

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ СОСТАВ РУКОПИСНЫХ СБОРНИКОВ ПИСАТЕЛЯ-СТАРООБРЯДЦА С.А. НОСОВА

Melikhov Mikhail Vasiljevich

Doctor of Philology Sciences, Professor, Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia) E-mail: [email protected]

THE GENRE AND THEME OF THE MANUSCRIPT COLLECTIONS OF OLD BELIEVER WRITER S.A. NOSOV

Аннотация. В статье дана краткая характеристика жанрово-тематического состава рукописных сборников последнего на Печоре старообрядческого писателя С.А. Носова. На материале 28 его «книг» выявлены предпочтения составителя в выборе источников (чаще всего это были минеи и прологи, иногда -научные издания древнерусских текстов), названы и кратко охарактеризованы типы работы писателя с включенными в сборники текстами.

Abstract. The article gives a brief description of genre and theme of the manuscript collections of the latest on the Pechora river old believer - writer S.A. Nosov. A case study of 28 of his "books," revealed preferences of the originator in the selection of sources (most of those were saints and prefaces, sometimes scientific publications of ancient texts). The works of the writer and texts included in the collections were listed and briefly described.

Ключевые слова: история старообрядчества, крестьянская литература, эсхатология, археография, агиография, рукописные старообрядческие сборники

Keywords: history of the old believers, peasant literature, eschatology, Hagiography, Ethnology, Archaeography, manuscript old believers ' collections

Введение

В последние десятилетия в научный оборот активно вводятся произведения «народной» литературы, созданные «писателями из народа» в конце Х1Х-ХХ вв.: дневники, мемуары и даже литературные произведения. Это старообрядец К.И. Донцов [11] из Бессарабии, в Архангельской области - крестьяне И. С. Карпов [5] и А.А. Замалеев [3], в Республике Коми - усть-куломский крестьянский писатель И. С. Рассыхаев [2] и др. Большая часть этих авторов - обычные крестьяне, которые вели записи о своих каждодневных делах, сохраняя на бумаге все, что по их мнению заслуживало внимания: покупка новой шубы, цены на продукты и промышленные товары, заметки о погоде.

Давно признан тот факт, что существует и другая разновидность народной литературы - духовная. Это прежде всего сочинения старообрядцев. Уральскими и сибирскими археографами открыты духовные крестьянские писатели, до конца ХХ в. создававшие сочинения на традиционные для старообрядческого вероучения темы. Наибольшей известностью среди писателей-старообрядцев второй половины XX в. пользовались А. Герасимов [12], А.Г. Мурачев [3] и многие другие авторы, которые считали своим долгом комментировать и разъяснять единоверцам не только отличия старой веры от новой: они осмеливались достаточно открыто формулировать нега-

тивное отношение к советской власти и лидерам государства, в традиционном для старообрядчества ХУП-Х1Х вв. эсхатологическом плане [10].

Основная часть

Среди старообрядцев Печорского края второй половины XX в. наиболее авторитетным в вопросах догматики старообрядцем был Степан Анфиногенович Носов (1902-1981), владелец небольшой коллекции старопечатных и рукописных книг и переписчик и составитель 28 рукописных сборников [8].

Наибольшую научную ценность в рукописном наследии С. А. Носова имеют не сборники, а другие - оригинальные - материалы, прежде всего - цикл из 12 видений и комментарии к ним, «исторические» заметки, письма (нам в настоящее время известно более 200 писем к единоверцам, родственникам, друзьям, ученым). Но заметим, что нельзя недооценивать научное значение и сборников: крайне редко в руки исследователей попадают рукописные материалы такого большого объема, вышедшие из «домашней» мастерской одного автора или составителя.

К составлению сборников С.А. Носов обратился, по всей вероятности, во второй половине 50-х гг. ХХ в. и включал в них те тесты, которые ему, как человеку только что обратившемуся к чтению религиозных книг, казались самыми актуальными [9, с. 8-12]. Процесс компоновки сборников можно представить следующим образом. Первый этап - составление выписок (о темах выписок мы расскажем позже), часть из которых С.А. Носов, как он сам об этом неоднократно писал в письмах к родственникам и знакомым, отправлял своим корреспондентам с условием вернуть их по прочтении. На начальном этапе сборники представляли собой небольшие тетради по 8-10 листов, не переплетенные и не сшитые. Ранние сборники (50-60-х гг.) изготовлялись из разномастных листов, чаще всего из школьных тетрадей в линейку, косую линейку, в клетку, причем в некоторых случаях листы могли быть уже использованы школьниками с одной стороны, а некоторые листы вообще изготовлены из упаковочной бумаги. В поздних сборниках (1970-е гг.) тетради изготовлялись из листов одного формата: С. А. Носов покупал готовые наборы почтовой бумаги, на этой бумаге он и письма писал, и делал из них тетради, затем тетради переплетал. Он сшивал тетради нитками, затем формировал из них блоки и подбирал переплет. Переплеты картонные, обклеенные чаще всего цветной бумагой или тонкой разноцветной тканью. Все сборники пронумерованы, номера помещены на специальных бумажных этикетках прямоугольной формы [9, с. 7-8]. Количество листов в сборниках небольшое - от 100 до 230, обрезаны они не всегда ровно, иногда обрезы блоков окрашены.

Круг интересов составителя сборников типичен для старообрядца второй половины ХХ в., припоминающего, что о староверии он помнил в детстве. Так, часто встречаются выписки из Ветхого и Нового Заветов, патериков, Прологов, Кормчей и т.п. о библейской истории, о тех или иных христианских догматах, полностью переписываются молитвы, перечисляются и даже анализируются расхождения «старой» и «новой» вер, называются непростительные для верующего человека грехи со старообрядческой спецификой (табакокурение, брадобритие, употребление чая и кофе и т.п.). Присутствуют выписки и о событиях из библейской и русской истории: о дате сотворения мира, о годах вселенских соборов, о церковных праздниках и их символическом смысле, о датах жизни русских князей (например, Александра Невского). Значительную часть текстов объединяют темы приближающегося конца света и необходимости готовиться к нему, предлагаются рекомендации спасения души. Источниками этих текстов были, естественно, сочинения таких отцов церкви, как Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст и другие. Называет С. А. Носов и приметы приближе-

ния конца света (по тем же источникам). Из четьих книг в сборники включены тексты из «Великого Зерцала».

Носов прекрасно ориентировался в этих сложных и объемных книгах и постоянно на них ссылался, причем всегда к месту. Но помимо кратких выписок в сборниках Носова есть и объемные тексты, чаще всего это тексты житий. Так, например, в сборниках №3 и №5 помещены подборки текстов о преподобном Макарии. Достаточно много в сборниках и выписок из Жития Андрея Уродивого и Нифонта Кон-станского, из слов Максима Грека, из широко распространенного среди старообрядцев сборника поучительных повестей «Великое зерцало». По разнообразию источников и по количеству тем находящихся в них текстов сборники Носова можно считать универсальными.

Примером сборника такого «универсального» состава может послужить сборник №9: в нем присутствуют мелкие выписки из разных книг на темы гордости, смирения, осуждения и других христианских пороков и добродетелей из Златоуста, Цветника, Пролога, Апостола, Евангелия, Старчества, Соборника, Кормчей, уставов (Вы-горецкого, Скитского, Соловецкого и других). Здесь же есть и дата смерти Александра Невского: «Александръ Невскии преставися в лИто 6771 ноября 14, а 23 перенесено его тЬло во Владимиръ градъ». Лист, на котором помещена вся эта информация, по всей вероятности был отправлен С.А. Носовым в письме к кому-то из его друзей-старообрядцев, возвращен по его просьбе, затем к нему была заботливо приклеена бумажная полоса, подклеен еще один лист, а затем этот лист уже с другими, такими же склеенными листами, вшит в тетрадь. Аналогичные по содержанию письма часто встречаются в коллекции его рукописных материалов. Например, все письмо №95 построено как своеобразный «словарь», и на обычное письмо оно похоже только приветствием к адресату: «Уважаемый Ефим Ивановичъ! По Вашему письму коротко отвечаю...» и далее пронумерованы ответы на вопросы: «1. Локоть примерно понимается от человека руки локоть, длина около аршина. Точных дан-ныхъ у мня нетъ. 2. православная церковь имИетъ всИ чины священства.». Всего в этом письме 10 ответов на вопросы о длительности жизни Ноя, Адама, Арефы, о судьбе «гневных» и «кротких» людей с подборкой цитат из Евангелия и подобных книг [9, с. 311-313].

Интересовался С.А. Носов и историей, как всемирной, так и русской, историей христианства и особенно - старообрядчества. В его сборниках часто встречаются выписки из исторических сочинений, причем в их числе - исторические сочинения, известные по печорским рукописям И.С. Мяндина. Так, в сборнике №12 есть текст, названный «Краткий списокъ миробытной истории от Адама до нынЬшныхъ вре-менъ». Этот текст - своеобразная библейская хронология: в нем без комментариев перечислены даты таких событий, как «внитие сыновъ Божиихъ к дщеремъ человеческим», дата потопа, дата «раздЬления языкъ» и т.д. Последнее событие «Миробытной истории» - воцарение Константина Великого и сообщение о годах его жизни. Есть в сборниках и пророчества о Царьграде, которые в старообрядческих сборниках встречаются достаточно часто, в связи с теорией «Москва - третий Рим».

Непререкаемым авторитетом в вопросах веры для печорского книжника был знаменитый идеолог старообрядчества протопоп Аввакум. Практически в каждом сборнике есть и краткие и достаточно объемные выписки о нем из светских книг и исследований по истории старообрядчества. С.А. Носов был знаком с известным исследователем старообрядчества и древнерусской книжности В.И. Малышевым, переписывался с ним; у него была книга В.И. Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники ХУ1-ХХ веков» [4], на которую он неоднократно ссылался [9, с. 351353].

Источником большей части подборок материалов об Аввакуме был «Старообрядческий календарь» и каждый раз, когда Носов приводит эти выписки в своих сборниках, он указывает источник, которым пользовался при сборе материалов на данную тему. Внешний вид сносок, которые делал С.А. Носов в своих сборниках, вполне научный. Он не забывал указывать полное название издания, из которого брал фактический материал, страницу, на которой был помещен данный фрагмент. Примером может послужить подборка выписок из сборника №10. Приведем полностью небольшой фрагмент из сборника: «Календарь 1970 стр. 47. Начало: «300 лИтъ назадъ 14 апреля 1670 г. в далЬкомъ ПустозерскИ (при устье реки Печоры) на берегу Ледовитого океана состоялась публичная казнь начальных отцевъ и страдальцевъ за древлеправославие...». Конец: «1 и 2 «Пустозерские сборники», «Протопопъ Авва-кумъ» проф. А.К. Бороздина, стр.164. СПб. 1900 г.; А.Н. Робинсон. «Жизнеописание Аввакума и Епифания». стр.48 М., 1963; «Старообрядческий календарь» 1969 г. стр. 163-167».. 1 сентября 1669 г. Начало цитаты.: «Соузникъ Аввакума по темничному сидЬнию дияконъ Феодоръ написалъ письмо многострадальной страстотерпице Настасье МарковнИ (женИ протопопа Аввакума).». Конец цитаты: «Я.Л. Барсковъ. Памятники первыхъ лИт русскаго старообрядчества стр. 67-70. 1912 г. «Старообрядческий календарь. 1969 г. стр.88» [7, с. 204].

Некоторые выписки по истории старообрядчества группируются, образуя в сборниках самостоятельные тематические разделы. В этом отношении особый интерес представляют два сборника: №10 и №26. Так, в первом из названных сборников печорский старообрядец составил своеобразную компилятивную биографию протопопа Аввакума, объединив в нем почти все известные ему ко времени составления сборника материалы. Одним из главных источников был «Старообрядческий календарь» за 1969 г. Факты, почерпнутые из «Старообрядческого календаря» за 1969 год по истории старообрядчества, чередуются с полюбившимися печорскому старообрядцу лирическими пассажами из «Жития» самого Аввакума. Особый интерес в плане использования источников представляет сборник №10: в нем сначала идут выписки из «Старообрядческого календаря» за 1969 год по истории старообрядчества, а за ними помещен список «Жития» протопопа Аввакума [6, с. 252-258]. После текста «Жития» - послание Аввакума царю Алексею Михайловичу, тоже из «Старообрядческого календаря» за 1969 г. Здесь помещены подборки из других текстов большого объема: это повести «О Соловецком ЗосимИ и отцехъ страдальцех» и «О самосожжении старообрядцев на ПижмЬ», которые соседствуют с традиционными для старообрядческой рукописной традиции текстами эсхатологической направленности - с «Поучительными выписками из Апокалипсиса», с «Книгой Андрея Царьградского о послЪднем времени» и его «ОтвИтами Епифанию», с «Поучениями о послИднем времени и о кончине» [7, с. 204].

По сходному принципу сформированы и сборники №22 и №26: в них также содержатся подборки материалов об истории старообрядчества и о его идеологах. Отметим, что тексты, помещенные в этих сборниках, не всегда идентичны: расходится и их количество, и последовательность размещения в сборниках. В сборнике №26 текстов больше, чем в сборнике №22. В нем подряд помещены «Повесть о житии и жизни преподобнаго отца Корнилия иже бысть на Выгу близ озера Онега» (ВкратцИ запишем здИ) (Л. 10-17 об.), «Повесть отца Корнилия о Никоне и его друге Димитрии» (Л. 17-23), «Священнодиякона Феодора. ПовИсть о святыхъ отцехъ нашихъ священнопротопопИ АввакумИ, ЛазарИ и преподобнЬмъ Епифании из книги «Чело-битникъ» (Л. 23-25), «Корнилий на Дону три лИта с Досифеем. ПовИсть» (Л. 25-41 об.), «ПовИсть о НиконИ патриархе, его злочестия» (Л. 41 об.-43), выписки из газет «Голос» (№280 за 1880 год), «Русской церковной жизни» (№348 за 1893 год), из

«Русской мысли» (за 1843 год, с. 227) и другие названные в оглавлении «Писатели добросовестные о страдании старообрядцев» (Л. 56-65), «Осуждения Никона собор-но и ссылка его» (Л. 65-66), «Книга «Челобитник». История о отцИхъ и страдальцах Соловецкихъ. Листъ 47» (Л. 66 об.-70 об.), «О разорении выговцев» (Л. 75-76), «О разорении Пижемского скита» и ряд других небольших произведений, также повествующих об истории старообрядчества и о биографиях лидеров старообрядческого движения [8, с. 336-352].

Есть в сборниках и отсылки к его собственным сочинениям - к видениям самого С.А. Носова или его письмам и комментариям к ним. Они цитируются Носовым наравне с сочинениями отцов церкви и в одном с ними - эсхатологическом - контексте.

Выводы

Безусловно, сборники С.А. Носова нельзя назвать оригинальными литературными или историческими сочинениями: большая часть содержащихся в них текстов -это выписки из известных богослужебных и четьих книг, и намного реже - полные тексты произведений древнерусской литературы. Но обилие и разнообразие книг, цитируемых печорским книжником второй половины ХХ века, свидетельствует о его значительной (для старообрядца второй половины ХХ в.) грамотности и начитанности. Не имея за плечами систематического образования [9, с. 12-15], С.А. Носов, тем не менее, свободно ориентируется в сложной догматической литературе, в произведениях отцов церкви, отдавая предпочтение, как и все старообрядцы, эсхатологическим сочинениям. Все приведенные выше материалы характеризуют С.А. Носова как своеобразного просветителя не только близких ему людей, но и людей совсем незнакомых, как духовного отца и наставника, помогающего землякам и словом, и делом, как идеолога самой «народной» ветви русского православия, как переписчика и морализатора, «духовного отца», учителя и проповедника. Факты собственной биографии и выписки из сочинений христианских богословов С. А. Носов тщательно перерабатывает, «отстраняясь» от них и составляя повествование, в котором конкретные факты из жизни автора накладываются на этикетную для старообрядческой литературы эсхатологическую модель мира. Цель последнего печорского переписчика и писателя - вернуть земляков, в большинстве своем атеистов, к вере отцов.

С. А. Носов принадлежал к последнему поколению печорских книжников-старообрядцев, не только переписывавших богослужебные тексты, но и сочинявших собственные произведения. Научный интерес сочинений С.А. Носова несомненен, т.к. они с одной стороны позволяют заглянуть в сложный внутренний мир современного старообрядца-книжника, с другой - подводят нас к сложной и практически неизученной проблеме народного религиозного сознания.

Литература

1. Дневник тотемского крестьянина А.А. Замалеева (1902-1922) / публ. подгот. В.В. Морозов и Н.И. Решетников. М., 1995.

2. «Дневные записки» усть-куломского крестьянина И.С. Рассыхаева / публ. подгот. Т.Ф. Волкова, В.В. Филиппова, В .А. Семенов. М., 1997.

3. Зольникова Н.Д. Мемуары А.Г. Мурачева, сибирского старовера-часовенного (конец ХХ - начало ХХ1 в.) // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках ХУ-ХХ1 вв. Новосибирск, 2010. С. 213-287.

4. Малышев В.И. Усть-цилемские рукописные сборники ХУ1-ХХ веков. Сыктывкар, 1960.

5. Маркелов Г.В. Жизнеописание пермогорского крестьянина И.С. Карпова // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 423-429.

6. Мелихов М.В. «Житие» протопопа Аввакума в круге чтения печорских старообрядцев середины XX в. // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI-XXI вв. Новосибирск, 2016. С. 252-278.

7. Мелихов М.В. Рукописные сборники печорского старообрядца С.А. Носова: сборник № 10 // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2013. №2. С. 200215.

8. Мелихов М.В. Рукописные сборники печорского старообрядца С.А. Носова: сборник № 26 // Вестник СыктГУ. Серия гуманитарных наук. 2015. №3. С. 336-352.

9. Печорский старообрядческий писатель С.А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступит. статья и примеч. М.В. Мелихова. М., 2005.

10. Покровский Н.Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв. М., 2002.

11. Смилянская Е.Б. Книжник старообрядческого села Куничи, что в Бессарабии, К.И. Донцов // Мир старообрядчества. Вып.1. Книга. Личность. Традиция. М., 1992. С. 82-99.

12. Титова Л.В. «Благовещение Богородицы и Рождество Христово» - сочинения современного старообрядческого писателя Афанасия Герасимова // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 298-324.

References

1. Dnevnik totemskogo krest'ianina A.A. Zamaleeva (1902-1922) [Diary of totemskiy peasant A.A. Zamaleev (1902-1922)]. Moscow, 1995.

2. «Dnevnyie zapiski» ust'-kulomskogo krest'ianina I.S. Rassyhaeva [«Day notes» Ust-Kulom peasant I.S. Rassyhaev]. Moscow, 1997.

3. Zol'nikova N.D. Memuary A. G. Muracheva, sibirskogo starovera-chasovennogo (konets XX-nachalo XXI v.) [The memoirs of A. G. Murachev, Siberian-the Chapel old believer (end of XX-the beginning XXI c.]. Traditsii otechestvennoi duhovnoi kul'tury v narrativnyh i dokumen-tal'nyh istochnikah XV-XXI vv. [Traditions of Russian spiritual culture in narrative and documentary sources of the XV-XXI centuries]. Novosibirsk, pp. 213-287.

4. Malyshev V.I. Ust'-cilemskie rukopisnyie sborniki XVI-XX vekov. [Ust-Tsilma handwritten collections of XVI-XX centuries]. Syktyvkar, 1960.

5. Markelov G.V. Gizneopisanie permogorskogo krest'anina I.S. Karpova [Biography pyermo-gorsk peasant I.S. Karpov]. Trudy otdela drevnerusskoi litenratury [Proceedings of the Department of old Russian literature]. St Petersburg, 1993, Vol. 47, pp. 423-439.

6. Melikhov M.V. "Zhitie" protopopa Avvakuma v kruge chteniia pechorskih staroobriadcev serediny XX v. ["The life" of the Archpriest Avvakum in the reading range of the Pechora old-believers of mid XX century]. Duhovnaia kul'tura i obshchestvennaia mysl' Rossii v literaturnyh i istoricheskih pamiatnikah XVI-XXI vv. [ Spiritual culture and social thought of Russia in literary and historical monuments XVI-XXI century]. Novosibirsk, 2016, pp. 252-278.

7. Melikhov M.V. Rukopisnyie sborniki pechorskogo staroobriadca S.A. Nosova: sbornik № 10 [Handwritten collections of the Pechora Old Believer S.A. Nosov: collection no. 10]. Vestnik Syktyv-karskogo universiteta. Seriia gumanitarnyh nauk [Bulletin of Syktyvkar University. A series of humanities]. Moscow, 2013, no. 2, pp. 200-215.

8. Melikhov M.V. Rukopisnyie sborniki pechorskogo staroobriadca S.A. Nosova: sbornik №26 [Handwritten collections of the Pechora Old Believer S.A. Nosov: collection no. 10]. Vestnik Syktyv-karskogo universiteta. Seriia gumanitarnyh nauk [Bulletin of Syktyvkar State University. A series of humanities]. 2015, no. 3, pp. 336-352.

9. Pechorskii staroobriadcheskii pisatel' S.A. Nosov: videniia, pis'ma, zapiski [Pechora the old believer writer S.A. Nosov: vision, letters, notes]. Moscow, 2005.

10. Pokrovskii N.N., Zol'nikova N.D. Starovery-chasovennyie na vostoke Rossii v XVIII-XX vv. [Chapel Old believers in the East of Russia in the XVIII-XX century]. Moscow, 2002.

11. Smilianskaia E.B. Knizhnik staroobriadcheskogo sela Kunichi, chto v Bessarabii, K.I. Doncov [The scribe of the old believers ' village Kunychi that in Bessarabia, K. I. Dontsov]. Mir

staroobriadchestva. Vyp.1. Kniga. Lichnost'. Traditsiia. [The world of the old believers. Vol. 1. Book. Personality. Tradition]. Moscow, 1992, pp. 82-99.

12. Titova L.V. "Blagovchen'e Bogorodicy I Rozdestvo Hristovo" - sochineniia sovremennogo staroobrjadcheskogo pisatel'a Afanasiia Gerasimova ["The Annunciation of the virgin and the Nativity of Christ" - works by contemporary old believers writer Athanasius Gerasimov]. Russkoe ob-chestvo i literatura pozdnego feodalizma. [Russian society and literature of the late feudalism]. Novosibirsk, 1996, pp. 298-324.

Мелихов М.В. Жанрово-тематический состав рукописных сборников писателя-старообрядца С.А. Носова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №6 (81). С. 121-127.

For citation: Melikhov M.V. The genre and theme of the manuscript collections of old believer writer S.A. Nosov. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 6 (81), pp. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.