Научная статья на тему 'МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕВИТОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НОВОСИБИРСКА'

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕВИТОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НОВОСИБИРСКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зенина Людмила Леонидовна

В статье освещаются вопросы становления детского предпрофессионального музыкального образования в г. Новосибирске (Новониколаевске) в связи с открытием Детской музыкальной школы № 1, отмечающей в 2014 году свое 80-летие. Первым директором школы был замечательный педагог-музыкант, композитор Михаил Иванович Невитов, посвятивший работе в школе более 24 лет. Его заслуга в деле развития музыкальной культуры города неоценима: он был также первым директором Новосибирского музыкального колледжа, первым председателем правления Союза Сибирских композиторов. Представитель «старой интеллигенции» России, он передавал культурные традиции новому поколению сибиряков, бескорыстно служа делу развития отечественной культуры и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Nevitov and his role in the development of children’s musical education in Novosibirsk

The article highlights the problems of children’s musical education development in Novosibirsk (Novonikolaevsk) in connection with the opening of the Children’s music school No. 1, which celebrates its 80th anniversary in 2014. The first school principle was Mikhail Levitov, a wonderful educator, musician and composer, who devoted more than 24 years of his life to working at the school. His contribution to the development of musical culture of the city is invaluable: he was also the first Director of the Novosibirsk Music College, the first Chairman of the Board of the Siberian Composers Union. Being a representative of the “old intelligentsia” of Russia, he passed on cultural traditions to the new generation of Siberians, selflessly serving the development of national culture and education.

Текст научной работы на тему «МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕВИТОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НОВОСИБИРСКА»

УДК 78.07

Л. Л. Зенина

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕВИТОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НОВОСИБИРСКА

истории становления и развития системы музыкального образования г. Новосибирска есть замечательная плеяда выдающихся личностей, чьи имена должны сохраниться в памяти людей - представителей поколений, идущих за первооткрывателями, первопроходцами, усилиями которых создавалась культура города. С чувством огромной благодарности вспоминаем имена М. И. Невитова, К. Н. Нечаева, А. Ф. Штейна, В. Н. Денбского и многих других выдающихся деятелей культуры, благодаря которым Новосибирск приобрел ныне статус столичного города. Особая заслуга в этом деле принадлежит музыканту, композитору, педагогу, первому директору Детской музыкальной школы № 1, первому директору Новосибирского музыкального училища (ныне - колледжа), первому председателю Союза Сибирских композиторов -Михаилу Ивановичу Невитову.

М. И. Невитов относится к поколению «старой интеллигенции», сохранившему замечательные традиции русской культуры XIX века. Бесценные пожелтевшие странички архивных документов, написанные рукой самого Михаила Ивановича - «Личный листок по учету кадров» от 13 декабря 1937 года, рукописный список собственных сочинений композитора, копии справок и другие скупые записи воссоздают облик человека, отдавшего свою жизнь служению МУЗЫКЕ, воспитавшего многочисленных профессиональных музыкантов и так называемых любителей музыки, приобщившего к эстетической деятельности малограмотное в то время население города.

© Л. Л. Зенина, 2014

М. И. Невитов родился 28 декабря 1886 года (10 января 1887 года по новому стилю) в г. Вольске Саратовской области, в семье служащих («родители - мещане», пишет он в Личном листке, «мелкие домовладельцы»). В 1894 году семья переехала в г. Казань, где проживала до 1906 года. По окончании реального училища, будучи вольнослушателем Казанского университета, Михаил Невитов принимал активное участие в студенческих выступлениях и забастовках. Защищая и отстаивая права студентов, был арестован и после месячного заключения в тюрьме выслан на поруки к матери, проживавшей в то время в г. Ярославле. Проявляя непосредственный интерес к музыкальной деятельности, он поступает в Ярославское музыкальное училище Русского музыкального общества по классу композиции Д. М. Кучеренко и одновременно учится в юридическом лицее. В 1909 году он переезжает в Москву и становится студентом юридического факультета Московского университета, который закончил в 1913 году. Наведываясь на каникулах в г. Ярославль, работает там преподавателем и секретарем Летних регентских курсов. Будучи студентом МГУ, начинает обучение по композиции и теории музыки у профессора Московской консерватории Р. М. Глиэра (1909-1912), где происходит его профессиональное формирование. Благодаря помощи и поддержке своего маститого наставника, М. И. Невитов приобщается к тайнам композиторского мастерства, становится настоящим композитором-профессионалом. Он - автор многочисленных сочинений: фортепианных миниатюр, романсов на стихи

В

Ф. Тютчева, П. Шелли, К. Бальмонта, М. Шагинян, «Симфонической поэмы», «Гимна коммунаров» для хора и др. Разносторонне образованный, он хорошо владел языками - французским, немецким, латинским... Его самостоятельная педагогическая деятельность в Москве началась в симфонической капелле (1910-1913 гг.). Как многие молодые музыканты, он давал частные уроки, занимаясь одновременно композицией. С 1914 года по 1917 год работал по юридической части в Городской управе делопроизводителем. В 1918-1920 годы выполнял обязанности заведующего юридическим отделом Чрезвычайной комиссии по охране железных дорог, а также возглавлял кодификационный отдел и канцелярию администрации Управления Народного комиссариата путей сообщения. В этот же период был музыкальным инструктором Краснопресненской студии Пролеткульта, работал в железнодорожном клубе и музыкальной школе. С 1918 года состоял членом правления Московского профсоюза композиторов и секретарем Московского бюро композиторского коллектива Всерабиса. В 1919 году М. И. Невитов принял участие в Музыкальной выставке - первом творческом отчете молодых советских композиторов. С 1920 года начинается новый период творческой биографии М. И. Невитова: судьба забрасывает его в Сибирь, где он прожил до конца своих дней, посвятив становлению и развитию системы музыкального образования 49 лет.

Поначалу он работает в г. Омске, где преподает в музыкальной школе, руководит самодеятельным хором, ставит оперные спектакли и организует концерты классической музыки. Следует отметить, что до революции Омск был городом со сложившимися музыкальными традициями. В 1870 году там состоялось открытие музыкальных классов при женской гимназии. В этом же году организовано Общество любителей музыки, круг деятельности которого был достаточно разносторонним: педагогическая, концертно-просветительская, благотво-

рительная и др. В 1879 году оно присоединилось к Императорскому Российскому Музыкальному Обществу. Незадолго до революции в Омске открылось Филармоническое общество, при котором были организованы музыкальные классы, которые иногда назывались училищем или филармонией. В то время в Омске существовало две музыкальные школы - одна от РМО и другая от ФО. Уровень профессионального образования, по воспоминаниям очевидцев, был достаточно высок. В городе работали музыканты-професси-оналы, которые впоследствии стали активными деятелями советской музыкальной культуры. К числу их принадлежали А. А. Берлин, Н. А. Завадский (скрипка), С. И. Бронштейн, О. И. Ка-дыш (фортепиано), И. Л. Дисман (виолончель). С приходом советской власти в конце 1919 года началось строительство государственного музыкального образования. Музыкальная общественность города уже в первые месяцы советской власти предпринимала попытку создания высшего музыкального учебного заведения - консерватории. В то время происходила частая реорганизация музыкально-образовательной системы. Была создана Единая музыкальная школа трех ступеней, которая и планировалась как высшее учебное заведение -«Сибирская консерватория». Однако в 1921 году Единая музыкальная школа была реорганизована в музыкально-педа-гогический техникум, идея создания консерватории отпала. После недолгого пребывания на посту руководителя техникума разных случайных людей, в 1922 году директором назначается М. И. Невитов. Эта новая должность позволила проявить ему незаурядные организаторские способности. Он приглашает на работу высококлассных специалистов-педагогов, продолжает собственную преподавательскую деятельность по музыкально-теоретическим дисциплинам. Под его руководством расцвели композиторские таланты В. Я. Шебалина, В. В. Бунина, Л. М. Аустер, Е. Я. Вержаховского и многих других композиторов и музыковедов. Его усили-

ями была создана прекрасная библиотека, содержащая редкие образцы музыкальных произведений и книг: например, все оперы Р. Вагнера, полное собрание сочинений А. Скрябина, труды Э. Курта. Однако годы НЭПа оказали разрушительное воздействие на систему музыкального образования. Введение платы за обучение внесло изменения в социальный состав учащихся, структуру и содержание деятельности школ. Прекращение государственных дотаций, низкие ставки преподавателей повлекли за собой закрытие школ и отъезд многих музыкантов. В трудное для музыкально-педагогического техникума время многое держалось на энтузиазме людей, вере в высокую общественную значимость их труда. По инициативе М. И. Невитова организовалось «Общество содействия распространению музыкального образования», в функции которого входила помощь музыкально-педагогическому техникуму, ставшему единственным музыкальным учебным заведением в Омске вплоть до 1926 года. Трудности этого периода заключались не только в финансово-экономической нестабильности. Ввиду текучести кадров, прихода платежеспособных, но профнепригодных учащихся в коллективе возникали конфликты, приводящие к недоверию, бесконечным проверкам и комиссиям. Так, например, учащиеся, наделенные неограниченной свободой решения административных задач, выразили протест по поводу присутствия в учебных планах теоретических предметов. М. И. Неви-тов, доказав свою правоту, с честью вышел из создавшейся ситуации, однако с должности директора в 1928 году ушел. При этом, оставаясь до 1932 года заведующим учебной частью техникума и педагогом, продолжал консультировать преподавателей и их учеников, руководить курсами повышения квалификации и «Омским музыкальным обществом».

В 1932 году его приглашают в Новосибирск на должность методиста и инспектора Краевого управления зрелищными предприятиями Западной Сибири. Ему приходилось много ездить, знако-

миться с состоянием культурных объектов в крае. Результаты поездок оказывались крайне неутешительными. Отсутствие элементарных образовательных учреждений культуры не только в селе, но и в городах, низкий уровень подготовки кадров, непрофессионализм работников - все это подтверждало необходимость создания стабильной системы музыкального образования, в первую очередь - детской. М. И. Невитов активно включился в работу в этом направлении, выступая со статьями в прессе, в частности, в газете «Советская Сибирь». По сути, музыкально-образовательная система Новониколаевска нуждалась в реанимировании, так как ее становление началось еще в предреволюционные годы. Чтобы прояснить огромное значение деятельности М. И. Невитова в это время, надо обратиться к историческим фактам развития города. Следует отметить, что Новониколаевск, началом основания которого считается 1893 год, развивался, в отличие от других сибирских городов, крайне стремительно, бурно и не всегда планомерно. Стимулом развития города явилось мощное строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Своеобразен был социальный состав населения будущего города: с одной стороны, на строительство приехала образованная инженерная интеллигенция и члены их семей. Они привозили с собой книги, ноты и музыкальные инструменты, что явилось началом зарождения культурных традиций города. С другой стороны, в поисках трудоустройства в город стекалось огромное количество неграмотного населения из соседних деревень, которое составило большинство жителей. Со всей очевидностью встал вопрос открытия школ, привлечения учительских кадров, решения задач начального образования детей. При содействии главного инженера строительства железнодорожного моста через реку Обь Григория Моисеевича Будагова в 1893 году открылась первая однокласс-ная школа для детей строителей. Недалеко от речки Каменка, где ютились поселенцы, Г. М. Будагов выделил на свои

деньги барак под школу. Другая школа открылась в 1896 году на средства рабочих и служащих в поселке при станции Обь для детеЁ железнодорожников. В связи с ростом города возникла потребность в более углубленном обучении детей, и в 1905 году открылась женская гимназия П. А. Смирновой со сроком обучения четыре года, затем — частное мужское училище, переименованное в реальное училище. Эти учебные заведения становились не только источником грамотности, но и средством приобщения населения к культуре: в школах собирались книги, формировались небольшие библиотеки, организовывались хоровые коллективы, музыкально-драматические кружки. Существенную поддержку оказывали меценаты, за счет которых приобретались музыкальные инструменты и реквизит. К начешу Первой мировой войны в Новониколаевске было уже 50 начальных школ, 2 средних учебных заведения и Учительская семинария. В город стали приезжать гастролеры -музыкальные и театральные деятели, в том числе Петербургская императорская опера, оркестры, хоры. Немаловажный вклад в развитие духовной культуры населения внесло строительство церквей вдоль линии железной дороги, финансируемое из фонда императора Александра III, в которых проповеди и чтения сопровождались хоровым песнопением. Постепенно у жителей рождалась потребность в приобщении детей к музыкальной культуре и создании условий для получения ими элементарного музыкального образования. Из архивных и рукописных источников стало известно, что в городе начали создаваться частные музыкальные школы. Так, в 1905 году в Новониколаевске появилась пианистка-педагог Анна Ивановна Изосимова, открывшая частную школу. В ее квартире на Николаевском (ныне Красном) проспекте стояло четыре рояля, учебные программы формировались из произведений классической музыки, а уровень подготовки учащихся соответствовал возможности поступления в средние и высшие учебные заведения.

В 1916 году открылась школа С. Н. Зава-довского, выпускника Московской консерватории, в которой работали педагоги-профессионалы с высшим консерваторским образованием. С 1916 по 1918 год в городе функционировала школа Ядвиги Свенторжецкой, окончившей Парижскую консерваторию, и школа Николая Петровича Видулея, хормейстера по профессии. Однако революционные события, всколыхнувшие Россию и совершившие небывалый переворот как в общественной жизни, так и в индивидуальном сознании каждого человека, внесли немало перемен в начавшую было стабилизироваться культурную среду Новони-колаевска. Концертная жизнь пошла на спад, завершилось меценатство, частные школы закрылись, музыканты-исполни-тели и педагоги разъехались. Однако остались люди, которые продолжали упорно трудиться в пору разрухи и голода. Так, в Губернский отдел народного образования, организованный в 1919 году, поступило заявление от педагогов Н. П. Видулея и Е. М. Скворцовой с предложением об открытии государственной музыкальной школы под началом отдела Народного образования, что вызвало положительный отклик у представителей Наробраза. Было утверждено Решение об открытии школы, Положение о штатном расписании, согласно которому директором и руководителем хора назначался Н. П. Видулей, преподавателями рояля - Е. М. Скворцова и Л. В. Игнатьевых, скрипки - Л. Л. Ми-ловзорова, режиссером для постановки спектаклей — Сироткина (инициалы отсутствуют), о чем засвидетельствовано в Протоколе № 30 ГубОНО от 27 марта 1920 года. Итак, в здании по улице Кузнецкой (ныне часть улицы Ленина от начала проспекта Димитрова до площади имени Ленина), д. 36, где ранее начинала свою деятельность частная школа Н. П. Видулея, открылась первая городская музыкальная школа, подчиненная Отделу Народного Образования. Это важнейшее событие следует считать первым шагом на пути формирования системы муниципальных музыкально-образова-

тельных учреждений. Через год школу возглавила Е. М. Скворцова, были открыты классы виолончели, теории музыки и сольного пения. При этом материальная база школы была крайне скудна: зимой не хватало дров для отопления, ученики вынуждены были приносить на урок поленья и спички. Тем не менее школа вела большую концертно-испол-нительскую и просветительскую деятельность. Выступления проходили преимущественно в помещении Общественного собрания и в Клубе железнодорожников. Следует низко поклониться людям, усилиями которых школа продержалась в течение 7,5 лет, до ее закрытия, о чем гласит Предписание окружного отдела Народного образования за № 31-6-7 от 16 ноября 1927 года. В Предписании было указано, что причиной закрытия школы явилось отсутствие материальной базы и финансовой поддержки со стороны государства. Акт о передаче школьного имущества гласил: «Ввиду непредставления своевременной бездефицитной сметы, протеста союза Рабис о существовании музыкальной школы при данных условиях, а именно - на самоокупаемости и невозможности изыскания средств извне для музыкальной школы, - а посему считать муз. школу с шестнадцатого сего ноября закрытой». Далее следовал перечень инвентаря, хранившегося в школе «для обязательной передачи в ОкрОНО: 1) классная доска; 2) фисгармония, которая взята у Вагановской школы в 1921 году для временного пользования под личную расписку зав. муз. школой т. Скворцовой; 3) флаг установленного образца; 4) портрет т. Ленина и его же альбом; 5) один пюпитр; 6) один метроном; 7) четыре скамейки, взятые для временного пользования в Сибгос-театре; 8) связка разных нот, которые были взяты в 1920 году в ГубОНО». Руководство города, к сожалению, недооценило роль школы в развитии эстетической культуры населения, в воспитании и музыкальном образовании детского контингента. Были также закрыты Музыкальные курсы, организованные в 1923 году и успешно просущество-

вавшие до 1927 года. Именно они планировались как двухступенная система музыкального обучения, включающая школу и музыкальный техникум... Последующее 7-летие ознаменовалось полным провалом в музыкально-образовательной системе города. Такая неприглядная картина предстала перед глазами приехавшего в 1932 году М. И. Невитова. Оценив ситуацию, он с энтузиазмом и упорством стал добиваться открытия музыкальной школы, выступая в печати, доказывая необходимость восстановления системы музыкального образования. Его активная деятельность увенчалась успехом: 21 августа 1934 года приказом № 70 по Западно-Сибирскому краевому управлению театральными и зрелищными организациями состоялось открытие нового учебного заведения под названием «Музыкальная школа города Новосибирска». Ее директором стал Михаил Иванович Невитов, проработавший в этой должности с 1934 года по 1958 год. Несмотря на трудности административного и финансового порядка, отсутствие постоянного помещения, он постоянно удерживал высокую планку профессионализма, продолжая традиции отечественной музыкальной школы, заложенные ее основателями - А. Г. Рубинштейном и Н. Г. Рубинштейном. Первый набор детей составил 133 человека, педагогический состав включал 12 преподавателей. Постоянного помещения у школы не было. Сначала классы находились в общеобразовательной школе № 22, затем в «Управлении Кузбассгипрошахт», в «Доме печатника» и, наконец, в собственном помещении на Красном проспекте, д. 22, занимая второй этаж. Но вскоре грянула Великая Отечественная война, М. И. Невитов получил приказ в трехдневный срок освободить место для госпиталя. Пришлось раскидывать музыкальные инструменты и оборудование по разным организациям, а педагогам перейти на индивидуальные занятия на дому. Теоретические занятия шли в неотапливаемом помещении «Дома колхозника», где школе выделили две комнаты. На занятиях сидели в пальто, дик-

танты писали в рукавичках. М. И. Неви-тов постоянно пытался улучшить условия обучения, и летом 1943 года ему даже удалось вывезти одаренных детей в загородный пионерский лагерь, куда доставили и инструменты. Альтруизм, бесконечная любовь к своему делу и детям помогали педагогам преодолевать житейские трудности и невзгоды. После окончания войны, в 1949 году, благодаря настойчивым усилиям руководства, школа получила двухэтажное деревянное здание по улице Ядринцевской, д. 52, где просуществовала по 1974 год. Расширился контингент учащихся, интенсифицировалась концертно-исполнительская и методическая работа. Следует отметить, что с самого начала существования школы педагоги вели большую просветительскую и исполнительскую деятельность, выступая вместе с детьми на различных сценических площадках города. Велась и методическая работа: ввиду отсутствия обучающих материалов педагоги создавали учебные пособия и хрестоматии. Особенно усилилась методическая работа школы в годы войны, в том числе благодаря притоку в коллектив школы эвакуированных из западных регионов страны музыкантов и педагогов. В архиве школы сохранились ценнейшие работы О. П. Игнатович, Э. Л. Федене-вой, Р. Г. Гинзберг, М. И. Невитова, В. Г. Гузенко, Н. П. Вержиховской, А. В. Райской и многих других. Содержащие интересные педагогические указания и советы, основанные на богатом педагогическом опыте, они ждут своего часа, чтобы предстать в опубликованном виде перед новыми поколениями молодых преподавателей. Преданность профессии была отличительной чертой педагогического коллектива. Результаты их труда - выпускники, завоевавшие всемирную славу — композиторы Г. Иванов, А. Зацепин, 3. Бляхер, руководитель хора имени Пятницкого В. Левашов, профессор Московской консерватории Э. Грач. Многие из профессорско-преподавательского состава Новосибирской консерватории были выпускниками школы — доктор искусствоведения про-

фессор Б. А. Шиндин, профессор А. Г. Михайленко, заслуженный деятель искусств Ю. А. Брагинский, доценты Л. П. Факторович, Н. А. Вогралик и другие. Школа открыла дорогу к славе многим своим талантливым воспитанникам, среди которых - Вадим Репин, Михаил Симонян, Илья Коновалов, Антон Мордасов и многие другие. Заслуги Михаила Ивановича Невитова, проработавшего в школе более 24 лет, заключаются в том, что, являясь основателем системы детского музыкального образования Новосибирска, непрерывное развитие и совершенствование которой привело к созданию высокопрофессионального уровня выпускников, он дал им возможность успешно продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях.

В Новосибирске М. И. Невитов возвращается к активной композиторской работе. Он пишет вокальную, фортепианную музыку, стремясь обогатить школьный репертуар полифоническими произведениями (трех- и четырехголосные фуги для учащихся старших классов), работает над произведениями юбилейного плана, отличающимися торжественно-патетическим характером: вокальное произведение «Октябрь» для высокого голоса и фортепиано, «Марш памяти Фрунзе», патриотические военные песни на тексты советских поэтов и сибирских в том числе (А. Прокофьев, А. Сурков, А. Сафронов, И. Мухачев, А. Смердов и другие). Он неоднократно обращается к теме Сибири в хоровых произведениях («По Сибирскому тракту»), а также в сюитных жанрах («Сюита из старинных сибирских песен»), В целом в композиторском багаже М. И. Невитова имеются следующие разножанровые произведения: кантаты и оратории для солистов, хора и оркестра; сочинения для хора и симфонического оркестра; сочинения для хора; сочинения для симфонического оркестра; ансамбли для разных составов инструментов и для инструментов соло; более 25 романсов и песен. В его творчестве наблюдаются патриотические тенденции, тесные связи с сибирской тематикой и традициями русской музыки, зна-

ние природы инструментов и человеческого голоса, замечательный художественный вкус, воспитанный лучшими представителями отечественной композиторской школы.

М. И. Невитов является инициатором создания Союза Сибирских композиторов РСФСР. Идея формирования такой организации назревала еще в 30-е годы, что было обусловлено необходимостью централизации композиторских сил Сибири. Первое собрание композиторов состоялось в Новосибирске 10 декабря 1936 года. Был создан оргкомитет и временное оргбюро во главе с М. И. Невито-вым. При этом участники собрания обратились к Правлению Союза композиторов СССР с просьбой об учреждении Западно-Сибирского отделения Союза композиторов. В 1937 году прошло второе заседание оргкомитета и общее собрание композиторской организации. Было намечено издание сборников фольклорных и оригинальных сочинений, проведение фольклорной экспедиции, организация концертов, помощь художественной самодеятельности. 17 декабря 1939 года Совет депутатов трудящихся принял постановление «Об организации оргбюро Союза советских композиторов Новосибирской области» за № 2028. В 1940 году произошло важное в культурной жизни Новосибирска событие: композиторы М. И. Невитов и А. П. Новиков были приняты в члены Союза композиторов СССР. Начало деятельности местного СК пришлось на годы Великой Отечественной войны, когда в Новосибирск были эвакуированы крупные культурные учреждения и деятели искусств, что сыграло заметную роль в развитии композиторского творчества. Вместе с М. И. Невитовым и К. Н. Нечаевым приезжие музыканты стали членами Сибирского отделения Союза композиторов, составив его ядро. Знаменательная дата 25 января 1942 года стала официальным днем создания Сибирского отделения Союза композиторов, председателем правления которого остался М. И. Невитов, возглавлявший его до 1944 года.

Значительным событием в музыкаль-но-образовательной сфере г. Новосибирска явилось открытие в 1945 году Музыкального училища. Почти 20 лет тому назад необходимость формирования музыкально-образовательного учреждения среднего звена уже была насущна. Документы свидетельствуют, что в далеком 1925 году, в пору разрухи директор открывшейся тогда Сибгосоперы М. Я. Крамер выступил с идеей создания музыкального техникума. В организации техникума были заинтересованы появившиеся в те годы учреждения: широковещательная радиостанция, оперный театр, клубы - все они испытывали острую необходимость в профессиональных кадрах. Тогда уже были составлены учебные планы, разработана смета, штатное расписание, но проектам не суждено было осуществиться. И только спустя двадцатилетие идея обрела жизнь. Основателем, первым директором и педагогом стал Михаил Иванович Невитов. При этом история рождения Музыкального училища началась годом раньше, когда в ДМШ № 1 открылся 8-й класс. В нем обучались перспективные учащиеся, готовящиеся к продолжению своего музыкального образования. Они были приняты и сформировали I и II курсы училища. Были открыты специальности фортепиано, струнно-смычко-вых и духовых инструментов, спустя 2 года - вокальное и дирижерско-хоро-вое отделения. До 1949 года Новосибирское музыкальное училище вместе с ДМШ № 1 размещалось в здании общеобразовательной школы № 29 по улице Октябрьской, затем училище переехало на улицу Енисейскую. В должности директора НМУ М. И. Невитов проработал 6 лет. После ухода на пенсию он продолжал заниматься творческой работой: руководил городской теоретической секцией, был инспектором городского отдела культуры, методическим консультантом областных музыкальных школ, помогал начинающим композиторам. Скончался в г. Новосибирске 3 августа 1969 года.

Трудно охватить весь объем разносторонней общественной, организаторе-

кой, профессиональной деятельности М. И. Невитова, а также тот неоценимый вклад, который он внес в развитие музыкальной культуры и образования нашего города. Его личностные качества всегда вызывали чувство уважения и восхищения. Прекрасный, творчески мыслящий музыкант, обладающий огромной эрудицией, неутомимый альтруист, полностью отдающий себя любимому делу, блестящий руководитель, чуткий и доброжелательный по отношению к ученикам и коллегам, сильный духом и принципиальный в работе, обаятельный и душевный человек в общении.

Педагоги ДМШ № 1 неоднократно обращались с просьбой об увековечивании памяти М. И. Невитова. В архивах школы имеется письмо от ветеранов ДМШ № 1 за подписями Н. П. Вержиховской,

Э. Л. Феденевой, В. Г. Гузенко, А. В. Райской, В. Н. Малых, В. М. Ани-симовой, Т. М. Крупской; ходатайство от администрации ДМШ № 1 за подписями директора школы Н. А. Буды и председателя местного комитета А. Е. Аптекарь; ходатайство от Правления Союза композиторов РСФСР за подписями председателя Правления Г. И. Иванова и ответственного секретаря И. Вайнштейна, а также проект Решения исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся от 1975 года «О присвоении детской музыкальной школе № 1 Центрального района имени композитора Невитова Михаила Ивановича». Остается надеяться, что к 80-летнему юбилею ДМШ № 1 получит имя этого замечательного музыканта.

Литература

1. Гончаренко С. С. Сибирская композиторская организация. 1942-2002: Справочник. - Новосибирск, 2002. - 124 с.

2. Зенина Л. Л., Захаревич Н. В. Музыкальное образование в г. Новосибирске (от истоков до 1934 года): Сибирский музыкальный альманах, 2001 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002. - С. 172-187.

3. Марченко Ю. Г. Музыкальное образование в Сибири (20-е гг.): Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.). -Новосибирск: Наука, 1984. - С. 42-70.

4. Марченко Ю. Г., Роменская Т. А. Пионеры музыкального просвещения Советской Сибири: История музыкальной культуры Сибири (на рубеже Х1Х-ХХ вв.): Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 37. - М., 1978. - С. 5-28.

5. Митина С. В., Митин В. Т. Дарила Сибирь вдохновение: Учитель сибирских музыкан-

тов. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1994. - С. 5-16.

6. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 3. Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. 1: Реформа музыкального образования / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1997. - С. 26-49.

7. Факторович Л. П. Школа номер один. // Сибирский музыкальный альманах, 2001 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002. -С. 188-191.

В статье использованы архивные рукописные материалы М. И. Невитова из фондов ДМШ № 1: Личный листок по учету кадров; Биографические сведения для Справочника «Советские композиторы»; Список произведений композитора М. И. Невитова (по жанрам).

References

1.Goncharenko S.S. Sibirskaja kompozitorskaja organizacija. 1942-2002: Spravochnik. [Siberian composer organization. 1942-2002: Handbook.] Novosibirsk, 2002, 124 p.

2.Zenina L.L., Zakharevich N.V. Muzykal'noe obrazovanie v g. Novosibirske (ot istokov do 1934 goda) [Musical education in Novosibirsk (from its origins to 1934)], Sibirskij muzykal'nyj al'manah, 2001, Novosib. gos.

konservatorija (akademija) im. M.I. Glinki, Novosibirsk, 2002, pp. 172-187.

3.Marchenko Ju.G. Muzykal'noe obrazovanie v Sibiri (20-e gg.) [Musical education in Siberia (1920-s)], Hudozhestvennaja kul'tura i intelligencija Sibiri (1917-1945 gg.), Novosibirsk: Nauka, 1984, pp. 42-70.

4.Marchenko Ju.G., Romenskaja T.A. Pionery muzykal'nogo prosveshhenija Sovetskoj Sibiri

[Pioneers of the musical education of Soviet Siberia], Istorija muzykal'noj kul'tury Sibiri (na rubezhe XIX-XX vv.): Trudy GMPI im. Gnesinyh, vyp. 37. M., 1978. pp. 5-28.

5. Mitina S.V., Mitin V.T. Darila Sibir' vdohnovenie [Gave Siberia inspiration], Uchitel' sibirskih muzykantov, Novosibirsk: Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1994, pp. 5-16.

6. Muzykal'naja kul'tura Sibiri: V 3 t. T. 3. Muzykal'naja kul'tura Sibiri XX veka. Kn. 1:

Reforma muzykal'nogo obrazovanija [The musical culture of Siberia: 3 so 3 So. The musical culture of Siberia of the twentieth century. KN. 1: Reform of music education], Novosib. gos. konservatorija im. M.I. Glinki. Novosibirsk, 1997, pp. 26-49.

7. Faktorovich L. P. Shkola nomer odin. Sibirskij muzykal'nyj al'manah, 2001 [School number one. Siberian musical almanac, 2001], Novosib. gos. konservatorija (akademija) im. M.I. Glinki, Novosibirsk, 2002, pp. 188-191.

Михаил Иванович Невитов и его роль в развитии системы детского музыкального образования г. Новосибирска В статье освещаются вопросы становления детского предпрофессионального музыкального образования в г. Новосибирске (Новонико-лаевске) в связи с открытием Детской музыкальной школы № 1, отмечающей в 2014 году свое 80-летие. Первым директором школы был замечательный педагог-музыкант, композитор Михаил Иванович Невитов, посвятивший работе в школе более 24 лет. Его заслуга в деле развития музыкальной культуры города неоценима: он был также первым директором Новосибирского музыкального колледжа, первым председателем правления Союза Сибирских композиторов. Представитель «старой интеллигенции» России, он передавал культурные традиции новому поколению сибиряков, бескорыстно служа делу развития отечественной культуры и образования.

Mikhail Nevitov and his role in the development of children's musical education in Novosibirsk

The article highlights the problems of children's musical education development in Novosibirsk (Novonikolaevsk) in connection with the opening of the Children's music school No. 1, which celebrates its 80th anniversary in 2014. The first school principle was Mikhail Levitov, a wonderful educator, musician and composer, who devoted more than 24 years of his life to working at the school. His contribution to the development of musical culture of the city is invaluable: he was also the first Director of the Novosibirsk Music College, the first Chairman of the Board of the Siberian Composers Union. Being a representative of the "old intelligentsia" of Russia, he passed on cultural traditions to the new generation of Siberians, selflessly serving the development of national culture and education.

Зенина Людмила Леонидовна - доцент кафедры общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

Ludmila Zenina, Associate Professor at the Piano Department of the Novosibirsk State Conservatoire (Academy) named after M.I. Glinka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.