Ж ИНТЕРВЬЮ
БИОГРАФИЯ
Михаил Петрович Егоров родился 1 ноября 1953 г. в г. Звенигороде Московской области. В 1976 г. окончил химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В том же году поступил в очную аспирантуру химфака МГУ, после окончания которой в 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1980 по 1983 г. работал младшим научным сотрудником на химическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1984 г. перешел в Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского АН СССР, в котором работает до настоящего времени. В 1992 г. защитил докторскую диссертацию. В 1997 г. избран членом-корреспондентом РАН по специальности «органическая химия». В 2001 г. в составе авторского коллектива удостоен звания лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники за работу «Химия соединений низкокоординированных кремния, германия, олова». Основные научные труды (свыше 260 печатных работ) выполнены в области химии кремний-, германий- и оловоорганических соединений, в частности высокореакционноспособных интермедиатов, содержащих атомы элементов WБ группы в низкокоординированном состоянии (аналоги карбенов, элемент-центрированные радикалы, ионы, ион-радикалы), и напряженных малых кремниевых и германиевых гетероциклов. М.П. Егоров является членом редколлегий журналов «Известия Академии наук, серия химическая» и «Organometallics» (США). С 2003 г. Михаил Петрович является директором ИОХ РАН, заведующим лабораторией.
8 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009
■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GA7OHIMIYA.RU
ГЛАВНАЯ ТЕМА Ж
Михаил Егоров:
«Органическая химия — это не только наука, но и искусство»
Весной Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского принимал гостей. Собрались ученые мужи, чтобы отметить 75-летие этого флагмана отечественной органической химии. На юбилее дарили подарки, вручали награды. Но более всего запомнилась атмосфера добра и интеллигентности. Как принимающие поздравления, так и поздравлявшие, синтезировали в себе такие личностные качества, как порядочность, благородство, совестливость, принципиальность, скромность, в сочетании с высокой интеллектуальностью. Вот и директор института Михаил Петрович Егоров о науке и коллегах говорил куда охотнее, чем о себе.
— Михаил Петрович, один из наших крупнейших математиков академик Л.Д.Фаддеев как-то заметил, что математиком надо родиться. Это особый склад ума. Л химиком? Какая дорога вас привела в эту науку?
— Если исходить из логики развития семьи, я должен был стать врачом. Мои бабушка, отец, мать, тетя,сестра — все были врачами. Казалось бы, сам Бог велел мне развиваться в этом направлении. Но у нас была одна знакомая — учительница химии Екатерина Ивановна Малолеткова, которая как-то предложила приехать к ней в школу и посмотреть кабинет химии. Мне понравилось, и я остался в этой школе № 174 с углубленным изучением химии. По ее окончании поступил на химфак МГУ. С первых дней учебы в МГУ начал работать в лаборатории теоретических проблем органической химии академика О.А.Реутова под руководством профессора, ныне академика РАН Ирины Петровны Белецкой, где и проработал все пять лет учебы. Потом там же остался в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. В 1984 году перешел в наш Институт органической химии младшим научным сотрудником. В 1992 году здесь уже защитил докторскую диссертацию. В 1997-м избрали членом-корреспондентом РАН. В прошлом году — действительным членом Академии наук. Вот и вся биография.
— Кого вы считаете своими учителями? Повлияли ли они на стиль вашего научного поиска? Кто из ученых произвел на вас наибольшее впечатление как личность?
— Мне очень повезло с учителями. Моим первым учителем в университете была, уже упомянутая мной, Ирина Петровна Белецкая, которая на многие годы привила мне интерес к теоретической органической химии. Как я говорил, в 1984 году я перешел в ИОХ в лабораторию тогда чле-на-корреспондента, а ныне академика Олега Матвеевича Нефедова, человека необычайно талантливого, изумительного химика и не менее выдающегося организатора. 12 лет он был вице-
президентом РАН. Ему досталось самое тяжелое время — конец 80-х и начало 90-х годов — он как раз тогда курировал всю химию. Именно он и стал моим главным учителем как в науке, так и по многим жизненным вопросам. Его стремление использовать сложные, инструментальные методы для исследования механизмов и интермедиатов химических реакций передалось и мне. В нашем в институте работает много ярких, талантливых людей, у которых есть чему поучиться. Это и академик Владимир Александрович Тарта-ковский — предыдущий директор ИОХа, а ныне академик-секретарь Отделения химии и наук о
Должен сказать, что ИОХ отличается от многих других институтов не только своими научными результатами,
с/ с/ 1 с/
но и своей неповторимой атмосферой интеллигентности, радушия, дружбы и взаимовыручки
материалах РАН. Его советы как директора с 15летним опытом работы очень помогают мне. То же могу сказать и об академике Юрие Николаевиче Бубнове, который является заведующим лаборатории в ИОХе и одновременно директором Института элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова. Наши с ним тесные контакты как двух директоров помогают принимать правильные решения в порой непростых ситуациях.
— Чем Институт органической химии отличается от других НИИ? В чем его уникальность?
— Должен сказать, что ИОХ отличается от многих других институтов не только своими научными результатами, но и своей неповторимой атмосферой интеллигентности, радушия, дружбы и взаи-
МАЙ-ИЮНЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 9
Ж ИНТЕРВЬЮ
мовыручки, которая несовместима со скандалами. Все вопросы у нас решаются как-то сами собой, естественным путем нормальных человеческих переговоров, без кипения страстей. Такая атмосфера способствует проявлению талантов и в других областях. В нашем институте работали известные барды — С. Никитин, А Дулов, многие сотрудники на серьезном уровне увлекаются поэзией, музыкой, живописью, фотографией. К своему 75-летнему юбилею, мы подготовили сборник стихов наших сотрудников. С ним, кстати, можно ознакомиться на нашем сайте. Мы считаем, что органическая химия — это не только наука, но и искусство. Наш институт можно сравнить с оливковым деревом — символом мира и добра, переплетение веток которого символизирует общность молодого поколения и маститых ученых. К нашему общему счастью, так исторически сложилось, что ИОХ во многом является базовым институтом. Все выборы в члены академии, все заседания общего собрания Отделения химии и наук о материалах проходят именно здесь. Как мы говорим, это «роддом» членов академии — химиков. Сюда, в институт, приезжает огромное количество наших друзей со всей страны.
ИОХ интересен тем, что он дал жизнь многим институтам. Пятидесятые годы были довольно тяжелым периодом для нас. Тогда из его состава отпочковалось сразу несколько институтов. Первыми вместе с академиком Александром Николаевичем Несмеяновым ушли практически все лаборатории, которые занимались в ИОХе металоорганической химией и химией полимеров, и на их основе был создан Институт элементоорганических соединений. Спустя несколько лет на базе лаборатории, которую в ИОХ возглавлял академик Михаил Михайлович Шемякин
У)
Наш институт можно сравнить с оливковым деревом — символом мира и добра, переплетение веток которого символизирует общность молодого поколения и маститых ученых. Так исторически сложилось, что ИОХ во многом являемся базовым институтом
был создан Институт биоорганической химии, ныне носящий имена М.М. Шемякина и А.Ю. Овчинникова. В это же время на базе лаборатории профессора (впоследствии академика) Л.Ф. Верещагина создается Институт физики высоких давлений РАН. Практически все институты органической химии в России и бывшем СССР были созданы при активном участии сотрудников ИОХ. Поэтому у нас очень тесные связи со всеми. В октябре будем проводить нашу юбилейную конференцию по органической химии, посвященную 75-летию института. Надеемся видеть у себя многих и многих наших друзей не только из России, но и из стран СНГ.
— Как трансформировались научные направления института за 75 лет?
— Одним из магистральных путей развития органической химии (и не только органической — всей химии) является ее соответствие принципам так называемой «зеленой» химии. То есть химии, которая предполагает минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Это означает, что реакции должны протекать с максимально высокими выходами, в отсутствие токсичного растворителя или в водной среде. Желательно использовать катализаторы, уменьшать энергозатраты, и главное, стадийность синтезов, что приводит к уменьшению побочных продуктов.
В этой связи одним из перспективных направлений в органической химии является использование каскадных мультикомпонентных реакций. При реализации такого рода процессов исчезает необходимость выделения и очистки промежуточно образующихся веществ. А их может быть достаточно много. Отсюда большая экономия в расходе растворителей, энергии, времени.
Второй важный аспект — поиск новых сред, в которых проводятся химические реакции. Два таких направления представляются перспективными. Одно из них — использование ионных жидкостей, которые являются высокополярными средами, абсолютно нетоксичными, в которых наблюдается существенное увеличение скоростей химических реакций и выходов конечных продуктов. Кроме того, из ионных жидкостей гораздо легче выделять про-
10 газохимия май-июнь 2009
ГЛАВНАЯ ТЕМА Ж
Г It
Г-ь. ” 1 .JSr
i«|w
Сергей Никитин: «Мне повезло, что я десять лет работал в этом институте, общался с замечательными людьми и прикоснулся к высокому духу науки и культуры одновременно»
дукты реакций. Другое направление — это проведение реакции в среде сверхкритического газа. Это может быть, например, углекислый газ в сверхкритическом состоянии.
Еще одно направление, которое сегодня интенсивно равивается, — это так называемый органический катализ — катализ малыми органическими молекулами, содержащими в своем составе атомы углерода, водорода, кислорода, серы и фосфора. Его основное преимущество — это отсутствие токсичных металлосодержащих катализаторов ( что очень важно при получении лекарственных препаратов), а также возможность получения хиральных соединений с использованием простых, доступных и не дорогих хиральных органических катализаторов ( например, пролина). Эти и многие другие перспективные направления органической химии развиваются в нашем институте.
— Какие технологии, разработанные в ИОХ, востребованы?
— Когда спрашивают о технологиях в стенах академического института, всегда тяжело ответить. У нас разработаны достаточно уникальные процессы на уровне лабораторных и небольших пилотных установок. Но под технологией все-таки понимается процесс, который уже готов к воплощению в жизнь. К великому сожалению, как вы знаете, у нас на сегодняшний день практически ликвидированы все отраслевые институты, за очень редким исключением. Они ведь играли очень важную роль промежуточного звена между промышленностью и академическим институтом. Академический институт давал свои расширенные лабораторные на-
работки, а отраслевые институты доводили их с точки зрения требований промышленности до нужного результата. Сейчас нет отраслевых институтов и, к великому сожалению, промышленность не хочет потратить ни копейки на то, чтобы внедрить новый процесс. К нам приходит огромное количество представителей из различных химических компаний. Но, как правило, им нужен готовый технологический процесс, который бы гарантировал высокую прибыль. Часто академические институты критикуют за недостаточную коммерциализацию результатов своей работы. Но, во-первых, наша основная задача — производство фундаментальных знаний. А во-вторых, даже те перспективные разработки, которые имеются, практически невозможно коммерциализировать ввиду слабости законодательной базы для инноваций.
— И все-таки, какие исследования сегодня ведутся? Есть ли технологии, которые институт может предложить газохимикам?
— Институт вносил и вносит большой вклад в обеспечение обороноспособности нашей стра-
Одним их магистральных путей развития органической химии (и не только органической — всей химии) является ее соответствие так называемой «зеленой» химии. То есть химии, которая предполагает минимизацию негативного воздействия на окружающую среду
МАЙ-ИЮНЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 11
Ж ИНТЕРВЬЮ
ны. Например, у нас был разработан очень важный компонент твердого ракетного топлива, который до сих пор не потерял свою актуальность. Наряду с этим созданы оригинальные процессы по комплексной переработке тротила в ценные продукты гражданского назначения.
В институте всегда активно велись работы по созданию новых оригинальных лекарственных препаратов. Среди них можно отметить ранозаживляющий препарат винилин (бальзам Шоста-ковского), который спас жизнь тысячам солдат во время Великой Отечественной войны. Среди других препаратов следует отметить цигерол, меби-кар, трибенол, октацил, пенкрофтон и многие другие. Из последних разработок хочется отметить стероидный препарат, который помогает вылечивать от наркомании — отбивается тяга к наркотику; высокоэффективное средство профилактики и борьбы с птичьим гриппом на основе производных бора (разработка совместно с ИНЭ-ОС РАН); оригинальная отечественная онковакцина; препараты, которые могли бы найти блестящее применение в кардиологии (например, при восстановление сердечной мышцы после тяжелейших инфарктов).
Органическая химия интересна тем, что почти все вещества, которые получаются, обладают тем или иным видом биологической активности.
У>
Газохимия сейчас будет играть все болыттую и большую роль как достойная альтернатива нефтепереработке
Можно чисто эмпирически смотреть, как они будут себя вести по отношению к тому или иному биологическому свойству. У нас есть лаборатории, которые занимаются предсказанием биологической активности еще не синтезированных соединений. Они синтезируются на бумаге с помощью компьютерных программ, а потом уже химики, имея эти программы перед глазами, начинают экспериментировать. Как правило, совпадения бывают очень хорошие.
Институт располагает оригинальными разработками, которые могли бы быть реализованы в промышленности основного органического синтеза, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, газохимии. Например, недавно разработан новый парофазный непрерывный процесс нитрования бензола, толуола и нафталина азотной кислотой на оксидных катализаторах. Процесс является высокоэффективным и экологически безопасным в отличие от существующего промышленного процесса. Реализованы методы извлечения и утилизации цветных металлов из стоков гальванопроизводств. Большое внимание в институте уделяется разработке рациональных методов синтеза биоразлагаемых полимеров, новых средств защиты растений и животных, созданию диагностических препаратов и вакцин нового поколения. Совместная разработка сотрудников ИОХ и ИНХС РАН «Диметиловый эфир и экологически чистые топлива на его основе» отмечена золотой медалью 49-й Всемирной выставки «Инновации, исследования и новые технологии». Институт награжден золотыми медалями Международных специализированных выставок «Лаборатория-2004, 2005» (Москва) за создание новых образцов лабораторной техники и газожидкостного хроматографа, разработанного инженерами инновационно-технического отдела
Газохимия сейчас будет играть все большую и большую роль как достойная альтернатива нефтепереработке. В институте в этой области активно работают лаборатории, возглавляемыке академиком В.Б. Казанским, членом-корреспондентом А.Л. Лапидусом, профессорами Н.Я. Усачевым, Л.М. Кустовым, А.Ю. Стахеевым. Разработаны эффективные катализаторы конверсии метана в синтез-газ, окислительной конденсации метана в этилен, переработки сопутствующего газа в моторное топливо и ряд других высокоэффективных цеолитных катализаторов для нефте- и газохимии. Некоторые из них успешно эксплуатируются в промышленности (разработки академика РАН Х.М. Миначева и чл.-корр. РАН А.Л. Лапидуса). Активно ведутся работы в области процесса Фи-шера-Тропша, процессов переработки биологических отходов и древесины через стадию синтез-газа в высокооктановое топливо.
— Каким вы видите будущее института? Есть ли у вас уверенность, что те, кто сейчас сидит за партами университетов и институтов, смогут найти себе применение в науке? Планируются ли какие-то новации в поддержке молодых ученых?
— За последние годы финансирование науки возросло, однако оно еще недостаточно для того, чтобы в науку активно пошла молодежь. И дело
12 ГАЗОХИМИЯ МАЙ-ИЮНЬ 2009
ГЛАВНАЯ ТЕМА Ж
СПРАВКА
Институт органической химии РАН был образован 23 февраля 1934 г. вследствие объединения нескольких лабораторий ведущих отечественных научных школ. В 1953 г. Институту было присвоено имя академика Н.Д. Зелинского, возглавлявшего в 1936-1953 гг. один из его отделов. На протяжении 70-летней истории института его возглавляли академики А.Е. Фаворский (19341939 гг.), А.Н. Несмеянов (1939-1954 гг.), Б.А. Казанский (1954-1966 гг.), Н.К. Кочетков (1966-1988 гг.) и В.А. Тартаковский (1988-2002 гг.). С 2003 г. директором института является академик РАН М.П. Егоров. Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского — один из ведущих научных центров в области органической и биоорганической химии, а также органического катализа.
тут даже не только в недостаточной заработной плате. Гораздо более серьезные проблемы связаны с техническим обеспечением исследований современным научным оборудованием, реактивами. Принятие целевых программ Президиума и отделений Академии наук, а также гранты РФФИ оказывает в этом большую помощь.
Сейчас в институте работают 420 научных работников, 260 кандидатов наук, около 100 докторов наук, 11 членов РАН, 6 академиков и 5 — членов-корреспондентов. Вообще, за всю историю института членов академии в нем насчитывалось около 50 человек, которые работали и работают ныне.
Будущее института — наша молодежь. И она у нас есть. У нас работает самый молодой член-корреспондент РАН — Валентин Павлович Анаников, ему 33 года. Валентин пришел после окончания Краснодарского университета к нам в аспирантуру, через 3 года защитил кандидатскую диссертацию и еще через 5 лет докторскую. В 28 лет он
УІ
стал лауреатом Государственной премии для молодых ученых. Это уникальный случай. Академия в его лице получила хорошее приобретение.
Гордость ИОХа — созданная на его базе и на протяжении более 15 лет успешно функционирующая непрерывная система химического образования: лицей — колледж — аспирантура — докторантура. Уже в 10-11 классах одаренные школьники Московского химического лицея приходят в лаборатории ИОХа. Большинство из них затем продолжают обучение в Высшем химическом колледже РАН, созданном по инициативе академика О.М. Нефедова. По окончании колледжа они поступают в аспирантуру ИОХ. Около 10 выпускников аспирантуры ежегодно остаются в институте. Конечно, это очень мало. Хочется верить, что наступит время, когда, как и раньше, в ИОХ ежегодно будут приходить по 20-30 молодых специалистов. ГХ
Беседовала Елена Володина
Гордость ИОХа — созданная на его базе и на протяжении более 15 лет успешно функционирующая непрерывная система химического образования: лицей — колледж — аспирантура — докторантура. Уже в 10-11 классах одаренные школьники Московского химического лицея приходят в лаборатории ИОХа
май-июнь 2009 газохимия 13