Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»'

МИГРАЦИЯ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
390
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»»

М. Каргалова

доктор исторических наук

МИГРАЦИЯ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»

Глобализация, последствия которой проявляются в разных сферах современной жизни, заставляет все большее количество проблем осмысливать в международном измерении. К числу таких проблем относится и миграция населения.

В докладе ООН (2005 г.) «Миграция во взаимосвязанном мире. Новые направления деятельности» констатируется, что совокупный доход от работы мигрантов в 2006 г. составил около 300 млрд. долл. США.

Миграционные потоки пересекают Европу, оказывая растущее влияние на ситуацию как в регионах - источниках миграции, регионах, через которые эти потоки проходят, - так и в местах, где мигранты оседают.

Состав этих потоков неоднороден, как неоднородно их влияние на экономическую, политическую, социальную жизнь континента. Причины, вызывающие это явление, также разнообразны.

Давление миграционных потоков на инфраструктуру и социальную ткань общества, открываемые ими возможности, как и порождаемые угрозы, относятся к числу наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается современная Европа. Условия для сохранения социальной стабильности, проблемы профессиональной и социальной адаптации мигрантов, формирование регулируемых рынков труда требуют выработки обоснованной стратегии в области миграционной политики и создания механизмов управления миграционными потоками.

Проблемы, связанные с миграцией, приходится решать практически каждой стране Европы. Одни это делают в качестве стран предложения, другие - спроса,третьи - транзита.

Так или иначе, с передвижением масс людей, как и с циркуляцией капиталов, товаров и услуг, не могут не считаться правительства и международные организации. Им приходится анализировать возможные последствия массовой миграции и разрабатывать свои варианты миграционной политики.

Начиная с 90-х годов прошлого века, иммиграция в развитые европейские страны стала выходить далеко за регулируемые пределы. В ряде случаев ее масштабы существенно превзошли реальные возможности принимающих стран. Проблема, однако, не исчерпывается ростом количественных показателей. Не менее важно и то, что в потоке новых иммигрантов существенно возросла доля выходцев из стран с преимущественно мусульманским населением. А это ставит во всей остроте вопрос об их социальной адаптации в странах, где они намерены обосноваться. Ведь иммигранты зачастую являются носителями менталитета, системы ценностей и образа жизни, которые с большим трудом стыкуются с менталитетом, системой ценностей и образом жизни большинства коренного населения развитых стран.

Практика показала, насколько трудна для иммигрантов такого типа даже поверхностная адаптация к новым условиям жизни. В отличие от своих предшественников новые иммигранты все чаще вовсе не стремятся слиться с окружением, овладеть в достаточной степени языком страны пребывания, принять ее обычаи, образ жизни, культуру, даже законы.

Объективно миграция несет в себе возможности дополнительного насыщения рынка труда рабочей силой, содержит потенциал решения демографических проблем. Не случайно в Брюсселе в 2006 г. состоялся 1-й форум по вопросам демографического будущего Европы, где во многом делалась ставка на внешнюю миграцию. По данным официальной статистики, уже сейчас в Берлине каждый второй ребенок рождается в семьях, где хотя бы один из родителей неевропейского происхождения.

Но наряду с положительными последствиями, как уже упоминалось выше, этот процесс содержит и опасные тенденции. Они связаны с трудностями управления и регулирования иммиграционными потоками, нарушением визовых режимов, наконец, с активизацией криминальных

моментов (нелегальная иммиграция, торговля людьми, теневая экономика, коррупция и пр.).

Помимо юридических и экономических аспектов, во всей сложности проявилась проблема социальной адаптации мигрантов, даже легально осевших на территории европейских стран. Налицо обострение отношений с населением принимающих стран, этнорелигиозные конфликты, нарушение баланса социально-трудовых отношений на рынке труда и в местах массового проживания мигрантов. Все чаще говорят о конфликтах и о столкновении цивилизаций.

В миграционных потоках, буквально захлестывающих Европу в последние десятилетия, есть не только легальные мигранты, перемещающиеся в соответствии с принципом свободы движения и имеющие правовое обеспечение (хотя нередко здесь присутствует фактор социального демпинга). Налицо массы беженцев, вынужденных переселенцев, нелегалов, обманутых посредниками, жертвы торговли людьми и организованной преступности. Торговля людьми превратилась в настоящую индустрию и стала предметом обеспокоенности в Европе. По данным ООН, ежегодный доход от торговли людьми составляет 10 млрд. долл.

Подобная ситуация не в последнюю очередь связана с открытием границ между Восточной и Западной Европой. Свой «вклад» внесли и события на Балканах. Причем не только сами эти регионы стали источником миграции. Через их территории проложен так называемый «балканский маршрут» из азиатских стран и бывших советских республик в Западную Европу. В переправке армии нелегальных мигрантов активно задействованы Македония, Босния, Герцеговина, Косово, Албания, Молдова. Болгария и Румыния стали крупными перевалочными узлами. Причины коренятся в том, что все это - бедные регионы, нередко разоренные военными конфликтами, плюс издержки переходного периода, безработица, спрос Запада на нелегальный труд. Немалую роль играют слабость государственных систем и коррупция власти в странах предложения и спроса, а также относительная безнаказанность «участников процесса» и организаторов миграции.

Ярко высвечивается проблема несовершенства европейского законодательства в этом плане. Наибольшее применение нелегальной рабочей силы наблюдается в индустрии развлечений и теневой экономике.

Каков же состав живого товара, нелегально пересекающего границы европейских государств? Женщины - самая многочисленная и бес-

правная часть миграционных потоков. Они составляют 80% армии нелегалов. Нарушение их прав идет по всем параметрам: они находятся вне сферы действий систем социального обеспечения и здравоохранения, в полной зависимости от посредников (у них отбирают документы, начисляют долги за транспортировку, трудоустройство и пр.).

50% - несовершеннолетние, дети. ЮНИСЕФ считает, что торговля детьми «достигла масштабов эпидемии, рост которой вышел из-под контроля».

Наконец, мужчины. Это прежде всего трудовая миграция, причиной которой являются экономическая ситуация в местах проживания и безработица. Мужчины вынуждены искать работу в более богатых странах и регионах, а потребность в неквалифицированной рабочей силе налицо в большинстве западноевропейских стран. Криминальные дельцы предлагают свою помощь в получении виз, перевозке, предоставлении рабочих мест и взамен накладывают обязательства возместить затраты по операции, как правило завышенные. Мигранты годами отрабатывают долги. Большинство живут и работают в унизительных условиях, подвергаются жесткой эксплуатации и социальному отчуждению.

Трудно обозначить границу между торговлей людьми и нелегальной миграцией. Несмотря на массовость проблемы и степень ее влияния на международный рынок труда, до сих пор нет четкого представления о реальных масштабах и последствиях торговли мужской рабочей силой. Опираться можно лишь на эпизодическую информацию и разрозненные данные. Но даже если такие нелегальные работники и не относятся к числу типичных жертв торговли людьми, те, кто организует их вербовку, перевозку и устройство за границей, нарушают международное трудовое и иммиграционное законодательство, а также стандарты прав человека, охраны труда и социального обеспечения. Часто рабочую силу без их согласия, на основании договоренности между посредниками, перевозят как товар из страны в страну, туда, где в данный момент спрос выше.

Помимо нарушения прав человека и социального законодательства принимающих стран, подобные действия имеют и другие серьезные последствия. Из-за уклонения от уплаты налогов теми, кто пользуется нелегальной рабочей силой, страдают бюджеты государства, растет уровень коррупции среди госчиновников, служащих иммиграционных органов, консульских работников, сотрудников бюро по трудоустрой-

ству, которые нередко за взятки оказывают помощь дельцам черного рынка.

Благодаря сложной и разветвленной системе посредничества лица, вовлеченные в этот бизнес на всех ступенях торговой цепочки, на практике редко несут наказание. По международному законодательству, все они должны преследоваться в судебном порядке и к ним следует применять строгие карательные меры. Ответственность лежит также и на странах спроса. Ведомственная коррупция, получающая прибыль от нелегальной и даже легальной миграции, считается одной из самых серьезных проблем европейских стран.

Все эти государства - члены МОТ, подписавшие в свое время такие документы, как Конвенции 29 и 105 о запрещении принудительного труда. В 2005 г. МОТ был принят четырехлетний План действий по организации правоприменительных, профилактических и реабилитационных программ в области торговли людьми.

ЕС пытается навести порядок в миграционной политике, стремясь к централизованному принятию решений. Правда, меры по гармонизации национальных законодательств не всегда удается реализовать, ведь специфика каждого государства требует зачастую особого подхода к решению проблемы. Однако появление целого ряда документов свидетельствует о намерении европейских институтов решать проблему миграционной политики: саммит в Тампере по иммиграционной политике 1999 г, Палермский протокол 2000 г. о торговле людьми и трудовой миграции, Директива 1408/71 по социальной защите трудовых мигрантов, Программа действий по миграционной политике до 2010 г., разработанная в Гааге в 2004 г. и пр.

Россия в последние годы, столкнувшись с проблемой массовой миграции рабочей силы, оказалась на перекрестке миграционных потоков «Восток - Запад». К тому же она и сама стала местом массового приема иммигрантов. По числу въезжающих иммигрантов Россия вышла на первое место в Европе. Вынужденные переселенцы и беженцы из «горячих точек», трудовые мигранты из стран Азии и бывших советских республик насчитывают сотни тысяч и миллионы человек. По данным ФМС, в России их 10-12 млн. Это - весомая часть активного населения страны.

Неучтенное их количество и соотношение легальной и нелегальной иммиграции создают множество проблем для региональных и федеральной властей. Решение их стало безотлагательной необходимостью.

Особенно остро проявилось это в регионах Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области. Именно туда хлынул огромный поток мигрантов из Азии, бывших советских республик. Массы беженцев и вынужденных переселенцев осели и в южных регионах России. В Москве трудовые мигранты из Украины (1 млн.), Азербайджана (1 млн.), Китая (800 тыс.), Таджикистана (504 тыс.), Узбекистана, Вьетнама, Молдовы создают проблемы в сфере управления рынком труда, что сказывается на бюджете региона, порождает угрозу социальной стабильности.

Наряду с 350 тыс. легальных иммигрантов в Москве насчитывается около 1,5 млн. нелегальных. Привлекая такую рабочую силу, государство несет потери ежегодно до 1,5 млрд. долл. Их недополучает бюджет, они уходят в теневую экономику, на счета в иностранные банки, используются для подкупа чиновников. Минимум полмиллиарда ежегодно вывозится иммигрантами из Москвы в виде заработной платы. Они отправляют на родину около 2/3 своих доходов. Всего по России в 2006 г. мигранты вывезли 10 млрд. долл. наличными. По некоторым оценкам, денежные переводы в Грузию могут достигать 25% ВВП этой страны, а в Молдову - 30%.

В 2006-2007 гг. в России были приняты законы, предусматривающие упрощение правил регистрации и регулирование трудоустройства мигрантов: Федеральный закон № 109 «О миграционном учете населения Российской Федерации и о дополнениях к закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"», ряд подзаконных актов в виде Постановлений правительства и изменений в Кодексе об административных правонарушениях. Это было направлено на формирование правовой базы миграционной сферы.

Однако достижения ФМС в регулировании миграции пока были невелики. Так, по ее собственному признанию, в 2007 г. была заявлена официальная квота в 308 тыс. мигрантов, а количество нелегальных мигрантов достигло 12 млн.

После введения в действие новых законов по миграции встали на учет 517 тыс. трудовых мигрантов, находящихся в стране (на конец февраля 2007 г.), т.е. каждый 20-й. Почему смягчение условий для регистрации и получения гражданства, даже так называемая «амнистия» нелегальных работников не дают ожидаемых результатов? Наличие масс нелегалов выгодно работодателям (дешевый труд), милиции (доходный бизнес), да и самим мигрантам (они не платят налогов, избав-

лены от бюрократических препон при регистрации. Дешевый труд является их конкурентоспособным ресурсом).

Несомненным положительным последствием приема армии мигрантов является их вклад в ВВП России. Он составляет, по сообщениям Интерфакса, не менее 50 млрд. долл. США. В 2007 г. вклад мигрантов в экономику превысил 3,8% ВВП. По данным ООН, российские трудовые мигранты отправили на родину только в 2006 г. 13,7 млрд. долл.

Поэтому все меньше споров вызывает вопрос о полезности трудовых мигрантов для экономики принимающей страны. Однако ни одна страна не может допустить на свою территорию миллионы нелегалов, как и выслать всех (хотя бы потому, что высылка одного стоит около 1000 долл.). У нас есть значительные отличия от Запада, когда речь идет о составе мигрантов.

Миграционная служба и агентства по занятости, несмотря на попытки последних лет, пока еще не в силах навести нужный порядок в этой области.

В контексте массовой миграции неизбежны изменения в этническом и культурном составе населения принимающих стран. И это выводит проблему в область политики. Практика показывает, что иногда социальные конфликты проявляются даже в виде политического кризиса. Это показали, например, события 2005 г. во Франции.

Тем не менее опыт ЕС в области миграционной политики, несмотря на наличие ряда нерешенных проблем, может оказаться полезным по целому ряду направлений. Например, проблема регулирования рынка труда и обеспечение социальной безопасности рабочей силы. Мигранты - самая уязвимая и наименее информированная часть рабочей силы.

Доступ к информации, умение работать с ней позволили бы упорядочить как предложение, так и спрос на рабочую силу, а также вооружить мигрантов знанием своих социальных прав. Создание таких информационных блоков, а также продуманные методы их распространения могут стать действенными инструментами для хотя бы частичного решения этих проблем.

Информационные сети позволят предварительно подготовить рабочие места, определить пути передвижения мигрантов. Правда, существует и другая проблема: часто последние неспособны воспринимать современную информацию из-за низкого уровня образования, квалификации. Задача социальных структур и научных центров - продумать и

разработать доступные способы донесения информации, а властным структурам ее широкого распространения.

Регионы должны иметь четкое представление о том, кто и в каких количествах им нужен, а будущие мигранты - знать, что им смогут предложить и на каких условиях.

Одна из новых проблем, которая выступает все явственнее, это вопрос о качестве миграции. Он решается в политических рамках и связан как с внутренней социально-экономической политикой государства, его законодательством, так и с образованием и уровнем культуры мигрантов, их менталитетом.

Ведь из вновь прибывающих получаются лояльные, способные адаптироваться в стране приема граждане лишь в том случае, если они готовы «играть по правилам», принять и соблюдать законы государства, на территории которого они находятся. Стремление сохранять свою идентичность, этническую и религиозную (особенно это касается выходцев из мусульманских стран), зачастую ведет к самоизоляции мигрантов в обществе, расколу его на группы, объединенные по принципу этнической и религиозной общности; может порождать мотивы для конфликтов.

Правительства принимающих стран вынуждены осуществлять меры по охране социальных достижений и обеспечению прав своих граждан и одновременно справляться со сложной ситуацией, вызванной массовым притоком иммигрантов, в том числе и нелегальных.

Это целый комплекс проблем, требующий достижения баланса между потребностями экономики, приверженностью демократическим принципам организации общества, защитой интересов коренных граждан и обеспечением прав иммигрантов: социальных, культурных, экономических, политических.

Адаптация иммигрантов к реалиям стран, где они оседают, причем речь идет не только об их первом поколении, возможность их интеграции в обществе остается нерешенной проблемой для большинства принимающих стран. Ведущие европейские государства в соответствии со своими политическими традициями и стремлением учесть возможности и потребности иммигрантов создают свои национальные модели социальной интеграции.

Так, во Франции создано министерство по делам иммиграции, интеграции и национальной идентичности. В Германии в 2005 г. сенатом принят закон о бесплатном обучении немецкому языку. Но, несмотря на усилия государственных структур и принятие специальных программ

социальной и культурной интеграции, результаты далеки от ожидаемых.

Главная трудность заключается в наличии глубокого разрыва в уровне образования, качестве жизни, оплате труда между странами предложения и странами спроса. Видимо, начальными ступенями решения проблем миграционной политики должны стать мониторинг вопроса, создание базы данных, использование возможностей информационного общества, выработка долгосрочной стратегии миграционной политики, совершенствование социального законодательства и гармонизация национальных законодательств в этой сфере.

Однако ситуацию осложняют международные проблемы. Некоторые из них связаны с последствиями определенных видов миграции, в первую очередь нелегальной. Угроза терроризма заставляет Европу искать способы обеспечения собственной безопасности. Это повсеместно ведет к ужесточению правил приема иммигрантов, дополнительному контролю над их составом, введению квот приема, практике «выборочной» миграции. Проблема ограничения иммиграции в разных формах присутствует в государственных специальных программах в Бельгии, Швеции и других странах. Во Франции 30% рабочих мест полностью или частично закрыты для иностранцев (госслужба, почта, авиация, юриспруденция).

Все более очевидным становится, что решение проблемы лежит в русле международной политики, соединения усилий всех европейских стран и создания общей миграционной политики, учитывающей интересы как стран - источников миграции, так и принимающих государств. Такая политика должна быть закреплена в международных документах и в национальных законодательствах, где получили бы отражение согласованные юридические нормы и правила приема и обустройства мигрантов.

Нельзя не учитывать и тот факт, что наиболее продвинутые представители мигрантов выражают намерение полноправно участвовать в жизни принимающих их стран, получить допуск к участию в выборах на всех уровнях, вносить свой вклад в социально-экономическое развитие. В противовес группам, которые порождают конфликты, демонстративно дистанцируясь от правил и уклада жизни принимающих государств, настаивая на религиозной обособленности и праве пользоваться лишь плодами благосостояния, они выдвигают лозунги законопослушания, уважения к принимающим странам, сближения с коренным населением.

Именно с таких позиций выступают Федерация мусульман Европы и некоторые национальные общины. Эти идеи сформулированы в принятой в 2007 г. Хартии мусульман Европы.

Со своей стороны Европейский союз демонстрирует готовность к диалогу с такими силами. Об этом также свидетельствует состоявшийся по инициативе ООН в январе 2008 г. в Мадриде международный форум «Альянс цивилизаций», на котором большое внимание было уделено и проблемам миграции.

Перед странами современной Европы и многими другими государствами мира стоит сложная, но требующая незамедлительного решения задача глубокого, всестороннего анализа ситуации и выработки надлежащей скоординированной стратегии в области миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.