Научная статья на тему 'Миграция и внутренний рынок труда: анализ и меры по регулированию (на примере Ульяновской области)'

Миграция и внутренний рынок труда: анализ и меры по регулированию (на примере Ульяновской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРОЦЕССЫ / ОТТОК / НАСЕЛЕНИЕ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / MIGRATION / PROCESSES / OUTFLOW / POPULATION / LABOR MIGRATION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочеткова Рузалия Маратовна, Рыбкина Мария Васильевна, Денисова Елена Геннадьевна, Денисова Евгения Олеговна

В данной статье проводится анализ миграционных процессов и внутреннего рынка труда в Ульяновской области. Миграционная политика раскрывается как фактор развития региона, а миграция населения рассматривается как инструмент регулирования рынка труда. Проведен анализ влияния миграции на развитие рынка труда, а также разработан комплекс рекомендательных мер, которые могут способствовать снижению миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration and domestic labor market: analysis and regulatory measures (by the example of the Ulyanovsk region)

The article analyzes migration processes and domestic labor market in the Ulyanovsk region. We define the migration policy as a factor of development of the region and we consider population migration as a labor market regulation tool. We analyze the impact of migration on labor market development and develop a set or recommendations which can promote decrease of migration.

Текст научной работы на тему «Миграция и внутренний рынок труда: анализ и меры по регулированию (на примере Ульяновской области)»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 13 • июль 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

миграция и внутренний рынок труда: анализ и меры по регулированию

(на примере ульяновской области)

Кочеткова Р.М.1, Рыбкина М.В.\ Денисова Е.Г.1, Денисова Е.О.1

1 Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия

аннотация:_

В данной статье проводится анализ миграционных процессов и внутреннего рынка труда в Ульяновской области. Миграционная политика раскрывается как фактор развития региона, а миграция населения рассматривается как инструмент регулирования рынка труда. Проведен анализ влияния миграции на развитие рынка труда, а также разработан комплекс рекомендательных мер, которые могут способствовать снижению миграции.

ключевые слова: миграция, процессы, отток, население, трудовая миграция, рынок труда.

Migration and domestic labor market: analysis and regulatory measures (by the example of the ulyanovsk region)

Kochetkova R.M.\ Rybkina M.V.\ Denisova E.G.\ Denisova E.O.1

1 Ulyanovsk State Technical University

введение

Одним из факторов развития региона является эффективная миграционная политика. Она предполагает нахождение такого соотношения миграционных потоков, при котором будут наиболее продуктивно использоваться преимущества миграционных процессов и минимизироваться угрозы экономической безопасности, которые могут возникнуть вследствие их воздействия на социально-экономические отношения [5, с. 35] (ЯуЪкта, КотоЬоуа, 2015).

В настоящее время миграция населения выступает инструментом регулирования рынка труда как на федеральном, так и на региональном уровне. В условиях сокращающейся численности трудовых ресурсов постоянно требуется изыскивать дополнительные возможности по увеличению экономически активного населения. Одним из эффективных ресурсов для данного направления является развитие трудовой мобильности населения. Обеспечение новых производств квалифицированными специалистами - одна из основ региональной экономики,

которая может быть частично реализована благодаря эффективной политики в области миграции населения. [4, с. 70] (ЯуЪкта, Лпапвуа, 2015).

Цель миграционной политики состоит в том, чтобы трудовая миграция способствовала достижению сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы в стране и в регионах. Это должно происходить за счет стимулирования территориальной подвижности населения в нужных масштабах и направлениях.

В Ульяновской области миграционные потоки устремляются из одних районов в другие районы и регионы. С миграцией населения связаны многие процессы в жизни человека: расселение, освоение новых земель, перераспределение трудовых ресурсов между странами, регионами и городами.

Цель научной статьи - провести анализ основных показателей рынка труда Ульяновской области, определить факторы влияния миграции на развитие рынка труда региона, предложить меры по снижению негативного влияния миграции на рынок труда.

Так говорит статистика

Ульяновская область входит в состав Приволжского федерального округа. Численность населения области, по данным Госкомстата России в 2015 г., составляет 1262549 человек. Плотность населения - 34,28 чел./км2, что значительно выше, чем по России в целом, и выше, чем в Приволжском федеральном округе. И по этому показателю область занимает 29-е место в России и 3-е место в Приволжском федеральном округе. Высокая плотность населения области, с одной стороны, формирует благоприятные предпосылки организации новых производств, но, с другой стороны, возникает напряженность на рынке труда. В таблице 1 мы наблюдаем тенденцию уменьшения

abstract:_

The article analyzes migration processes and domestic labor market in the Ulyanovsk region. We define the migration policy as a factor of development of the region and we consider population migration as a labor market regulation tool. We analyze the impact of migration on labor market development and develop a set or recommendations which can promote decrease of migration.

keywords: migration, processes, outflow, population, labor migration, labor marke.

Received: 08.06.2017 / Published: 16.07.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kochetkova R.M. (Ruza1iya-k0yandex.ru)

citation:_

Kochetkova R.M., Rybkina M.V., Denisova E.G., Denisova E.O. (2017) Migratsiya i vnutrenniy rynok truda: analiz i mery po regulirovaniyu (na primere Ulyanovskoy oblasti) [Migration and domestic labor market: analysis and regulatory measures (by the example of the Ulyanovsk region)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (13). - 2079-2088. doi: 10.18334/rp.18.13.38059

численности населения Ульяновской области. В 2009 г. население составляло 1 308 692 человека. За данный период численность уменьшилась на 46143 чел.

Таблица 1

Численность постоянного населения Ульяновской области на 1 января

(тыс. человек)

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015г.

Всего в том числе: 1308692 1301689 1290478 1282094 1274487 1267561 1262549

по городской местности 962534 954649 949356 946299 943552 940852 940345

по сельской местности 346158 347040 341122 335795 330935 326709 322204

Источник: Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2015: Стат. сб. в 2-х томах -Ульяновск: 2015.

Поэтому одним из способов решения проблемы дефицита трудовых ресурсов в отдельных регионах является эффективное регулирование внутренней миграции и привлечение населения трудоспособного возраста извне. Миграция в регионе является важнейшим процессом, влияющим на количество и состав населения в районах, на перераспределение рабочей силы, формирование и развитие региональных рынков труда.

Опрос граждан, выехавших на работу за пределы Ульяновской области, проведенный в 2014 году показал, что большинство покинувших область (18 тыс. чел.) находят работу в Москве и Московской области, на эти субъекты РФ приходится 48 % работающих за пределами области. 23 % приходится на Самарскую область (8,7 тыс. чел.), 9,5 % - на Санкт-Петербург и Ленинградскую область (3,5 тыс.). Небольшая часть уезжает на заработки в соседние регионы: Татарстан - 3 % (900 чел.), 2 % - Мордовия (750 чел.) и 7 % - Пенза, Чебоксары, Нижний Новгород и др. (2700 чел.), а также

об авторах:_

Кочеткова Рузалия Маратовна, зав. кафедрой «Управление персоналом», кандидат экономических наук, доцент (Ruza1iya-k0yandex.ru)

Рыбкина Мария Васильевна, доцент кафедры ИВК кандидат экономических наук, доцент (Marija.rybkina0yandex.ru)

Денисова Елена Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Управление персоналом» (egdenisova@ramb1erru)

Денисова Евгения Олеговна, аспирант (denisova-evgeniy0mai1.ru)

цитировать статью:_

Кочеткова Р.М., Рыбкина М.В., Денисова Е.Г., Денисова Е.О. Миграция и внутренний рынок труда: анализ и меры по регулированию (на примере Ульяновской области) // Российское предпринимательство. -2017. - Том 18. - № 13. - С. 2079-2088. doi: 10.18334/rp.18.13.38059

порядка 8 % в северные регионы (Ханты-Мансийская АО, Тюменская область, Якутия) (3 тыс. чел.). Профессиональный состав выезжающих за пределы региона: это строители (19 %), водители (18 %), разнорабочие (17 %), охранники (14 %), электрики и сварщики (5 %), продавцы (4 %). Наиболее многочисленную группу - 23 %, к сожалению, представляют наиболее квалифицированные кадры: юристы, учителя, инженеры, программисты, бухгалтеры, экономисты.

По результатам опросов жителей области главной причиной выезда на работу в другие регионы называют более высокую заработную плату: от 30 до 100 тысяч рублей. Динамика основных показателей рынка труда Ульяновской области представлена в таблице 2.

Регионы Приволжского федерального округа достаточно тесно связаны и близко расположены. Это также способствует расширению возможностей миграции между ними. В связи с этим необходимо рассмотреть как внутрирегиональную миграцию, включающую в себя межрайонную, так и межрегиональную, также общероссийскую и международную миграцию. В Ульяновской области происходит достаточно масштабный отток населения. Это демонстрирует таблица миграции Ульяновской области за период 2010-2014 гг. (табл. 3) [6, с. 108].

Из таблицы 3 видно, что число прибывших в область в 2014 г. составляет 29880 чел., а в 2010 г. составляло 11409 чел. Число выбывших составляет в 2014 г. 31448 чел., а в 2010 г. составляло 14487 чел. Число выбывших больше, чем число прибывших в Ульяновскую область. Из этого можно сделать вывод о низкой привлекательности Ульяновской области для мигрантов, что может быть связано с низкими зарплатами, уровнем жизни и пр. На данный момент Ульяновская область пока не может предложить тех преимуществ, которые могли бы привлечь население: высокий уровень оплаты труда, развитая сфера услуг. В связи с этим Ульяновская область проигрывает в конкурентной борьбе за человеческие ресурсы Татарстану, Самарской области и другим развитым регионам. Самым привлекательным для трудовых и постоянных мигрантов был и остается Московский регион.

вернись в деревню!

Наиболее остро в нашем регионе, как и во всех других, стоит проблема убыли сельского населения. На селе сохранение деструктивных демографических процессов в течение длительного срока и преобладание в структуре сельского населения пожилых людей ставят под угрозу формирование трудового потенциала, что пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики [1, с. 64] (Borisova, 2011).

Основной отток из села идет за счет населения в возрасте от 18 до 40 лет. Данное явление нельзя недооценивать, так как именно эта часть населения является наиболее трудоспособной и грамотной.

Соотношение объемов миграции городского и сельского населения Ульяновской области за 2010-2014 гг. представлено в таблице 4 [6, с. 115]. Из таблицы 4 видно,

Таблица 2

Динамика основных показателей рынка труда Ульяновской области

Год уровень общей безработицы по (мот) в ульяновской области,% уровень общей безработицы по (мот) в Российской Федерации, % уровень общей безработицы по (мот) в приволжском федеральном округе, % уровень регистрируемой безработицы в ульяновской области,% Численность граждан, признанных безработными в ульяновской области, которым назначены социальные выплаты, (тыс. чел.) заявленная потребность работодателей в работниках в ульяновской области, (тыс. ед.)

2011 6,8 6,6 6,6 1,01 18,5 69,6

2012 5,6 5,5 5,3 0,65 12,2 70,5

2013 5,5 5,5 4,9 0,52 8,879 70,148

2014 4,8 5,3 5,1 0,46 7,869 56,1

Источник: Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2015: Стат. сб. в 2-х томах -Ульяновск: 2015.

Таблица 3

общие итоги миграции населения ульяновской области

потоки миграции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Число прибывших, всего 11409 22038 26145 26577 29880

из них: в пределах России 10020 19747 23596 23800 25622

в том числе: внутри региона 4606 10703 12149 11745 12747

из других регионов 5414 9044 11447 12055 12875

из зарубежных стран 1389 2291 2549 2777 4258

из стран СНГ и Балтии 1220 1900 2074 2346 3821

из других стран 169 391 5 7 4 431 7 3 4

Число выбывших всего 14487 25246 30319 30001 31448

из них: в пределах России 14308 24975 30058 29725 30758

в том числе: внутри региона 4606 10703 12149 11745 12747

из других регионов 9702 14272 17909 17980 18011

из зарубежных стран 179 271 261 276 690

в том числе: из стран СНГ и Балтии 62 128 66 122 135

Миграционный прирост всего - 3078 -3208 -4174 -3424 -1568

из него в результате: передвижений в пределах России -4288 -5228 -6462 -5925 -5136

в том числе: между регионами -4288 -5228 -6462 -5925 -5136

миграционного обмена с населением зарубежных стран 1210 2020 2288 2501 3568

в том числе: со странами СНГ и Балтии 1103 1757 1879 2192 3266

с другими странами 107 263 409 309 302

Источник: Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2015: Стат. сб. в 2-х томах -Ульяновск: 2015.

Таблица 4

Соотношение объемов миграции городского и сельского населения Ульяновской области за 2010-2014 гг. (сальдо миграции)

Годы Человек На 1000 населения

все население в том числе все население в том числе

городское сельское городское сельское

2010 -4524 -1667 -2857 -3,5 -1,8 -8,2

2011 -3208 -276 -2932 -2,5 -0,3 -8,7

2012 -4174 -1388 -2786 -3,3 -1,5 -8,4

2013 -3424 -1139 -2285 -2,7 -1,2 -7,0

2014 -1568 908 -2476 -1,2 0,9 -7,6

Источник: Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2015: Стат. сб. в 2-х томах -Ульяновск: 2015.

что к 2014 г. миграционный отток населения из сельской местности практически сравнялся с уровнем миграционного оттока городского населения, а в 2010-2014 гг. значительно превысил его. В 2014 г. миграционная убыль составила 2476 чел.

Основными способом решения данной проблемы, конечно же, является увеличение заработной платы в сельской местности, поддержка правительством сельскохозяйственных производителей, развитие социальной и производственной инфраструктуры села и др. Лучшим вариантом было бы создание таких условий, чтобы люди, уехавшие из села, получившие образование в городе, возвращались обратно в село.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью миграционного движения населения Ульяновской области с 2010-го по 2014 год является увеличение числа прибывших граждан, которое в 2014 году достигло максимума в 29880 человек, из них из зарубежных стран 4258 чел. Однако это не способствует росту качества трудовых ресурсов Ульяновской области по причине низкой профессиональной квалификации иммигрантов или отсутствия таковой. Очевидно, что приток идет из государств постсоветского пространства, преимущественно из Средней Азии. Уровень образования и профессиональной подготовки у прибывших мигрантов очень низок, и эти люди могут работать только на низкотехнологичных производствах. Преимуществом для экономики области и ее предпринимателей является только то, что труд этих работников низкооплачиваемый. Необходимо введение многоуровневой системы контроля над мигрантами, которая бы отсеивала мигрантов и оценивала их по уровню качества трудовой квалификации.

Объемы международной миграции Ульяновской области за 2010-2014 гг. представлены в таблице 5 [6, с. 121].

Из таблицы видно, что в Ульяновскую область прибыло в 2014 г. 4248 чел., а выбыло всего 690 чел. В основном в Ульяновскую область прибывают из Узбекистана -1630 чел., с Украины - 667 чел. А больше всего выбывают в Узбекистан - 269 чел.

Таблица 5

Объемы международной миграции Ульяновской области за 2010-2014 гг.

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Прибыло всего, в том числе: 419 3850 3496 2664 1210

Из стран СНГ 1155 1900 2074 2346 3821

Азербайджана 155 241 278 290 241

Армении 86 191 202 190 242

Беларуси 26 29 39 33 49

Казахстана 139 193 186 196 297

Киргизии 120 214 136 120 156

Молдавии 38 42 64 69 101

Таджикистана 149 319 383 411 389

Туркмении 14 52 66 49 49

Узбекистана 302 448 528 811 1630

Украины 126 171 193 177 667

Из других зарубежных стран -164 135 71 106 107

Вьетнам 113 234 200 102 123

Германии 14 25 23 16 15

Латвии 5 4 7 2 10

Литвы 3 4 7 4 7

Эстонии 3 2 2 1 4

Грузии 54 59 81 94 82

Прочие 42 63 155 113 196

Выбыло, всего в том числе 179 271 261 276 690

в страны СНГ 115 143 195 154 555

Азербайджан 12 7 14 10 48

Армению 6 3 8 8 46

Беларусь 14 28 18 11 8

Казахстан 34 46 40 22 29

Киргизию 1 7 26 10 42

Молдавию - 2 2 6

Таджикистан 8 4 30 19 66

Туркмению 1 - 6 3 12

Узбекистан 8 9 22 40 269

Украину 31 39 29 29 29

В другие из них: зарубежные страны 6 16 - - 15

Германию 17 20 13 2 16

Грузию 1 - 2 2 1

Латвию 1 3 1 1 1

Литву - - 1 2 2

Эстонию - - - - 1

Прочие 39 89 49 115 99

Источник: Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2015: Стат. сб. в 2-х томах -

Ульяновск: 2015.

заключение

Одним из «рычагов» повышения привлекательности Ульяновской области является систематическая работа в сфере трудовой миграции, которая должна опираться на решение двух основных задач: повышение трудовой мобильности граждан и возвращение на территорию Ульяновской области трудовых ресурсов, занятых за пределами региона.

Тому должен способствовать комплекс мер, включающий в себя разработку и утверждение регионального плана повышения трудовой мобильности граждан; повышение уровня заработных плат до средних отраслевых по Российской Федерации; создание высокопроизводительных рабочих мест, в т.ч. в рамках инвестиционных проектов; легализацию трудовых отношений; создание новых эффективных и привлекательных программ развития бизнеса; развитие социальной и производственной инфраструктуры в регионе и пр.

В Ульяновской области миграционная политика должна строиться с учетом совокупной оценки влияния всех видов миграции на региональный рынок труда. Меры миграционной политики должны осуществляться в тесной увязке с долгосрочными планами социально-экономического развития области. От этого зависят структурные сдвиги в экономике и занятости, а также полное и рациональное использование собственного трудового потенциала с минимальным и избирательным привлечением иностранной рабочей силы в регионе. Посредством повышения привлекательности региона для молодежи и высококвалифицированных мигрантов можно сохранить эффективный региональный рынок труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Борисова М.В. Социально-экономическое развитие региона: проблемы и тенденции,

2011. - 78 с.

2. Каймакова М.В. Социально-демографические проблемы сельских муниципальных

образований // Экономист. - 2007. - № 5. - с. 62-64.

3. Каймакова М. В. Экономический механизм развития сельской социальной инфра-

структуры региона. / автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05., 2009. - 23 с.

4. Рыбкина М.В., Ананьева Н.А. Занятость трудовых мигрантов на современном эта-

пе (на примере Чувашской республики // Вестник университета (государственный университет управления). - 2015. - № 3. - с. 70-73.

5. Рыбкина М.В., Коробова Е.А. Особенности миграционных процессов Ульяновской

области // Символ науки. - 2015. - № 11-1. - с. 152-154.

6. Статистический ежегодник. Ульяновская область. / Стат. сб. в 2-х томах, 2015.

REFERENCES:

Statisticheskiy ezhegodnik. Ulyanovskaya oblast [Statistical Yearbook. Ulyanovsk region] (2015). (in Russian).

Borisova M.V. (2011). Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona: problemy i tendentsii [Socio-economic development of the region: problems and trends] (in Russian).

Kaymakova M. V. (2009). Ekonomicheskiy mekhanizm razvitiya selskoy sotsialnoy infrastruktury regiona [Economic mechanism of development of rural social infrastructure of the region] Moscow. (in Russian).

Kaymakova M.V. (2007). Sotsialno-demograficheskie problemy selskikh munitsipalnyh obrazovaniy [Socio-demographic problems of rural municipalities]. Ekonomist. (5). 62-64. (in Russian).

Rybkina M.V., Korobova E.A. (2015). Osobennosti migratsionnyh protsessov Ulyanovskoy oblasti [Features of migration processes in the Ulyanovsk region]. Simvol nauki. (11-1). 152-154. (in Russian).

Rybkina M.V.,Ananeva N.A. (2015). Zanyatost trudovyh migrantov na sovremennom etape (na primere Chuvashskoy respubliki [Employment of migrant workers at the present stage (by the example of Chuvash republic)]. Vestnik universiteta (gosudarstvennyy universitet upravleniya). (3). 70-73. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.