Научная статья на тему 'Миграционные процессы как фактор формирования рынка рабочей силы'

Миграционные процессы как фактор формирования рынка рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ПОТРЕБНОСТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ / NEED FOR SPECIALISTS / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / SHORTAGE OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиахметова Марина Раилевна

В статье рассмотрены основные тенденции трудовой миграции в Удмуртской Республике. Целью статьи является рассмотрение проблемы привлечения рабочей силы, востребованной на рынке труда за счет внешней миграции. Рыночная экономика, как и любая система, не может быть идеально построенной. В связи с этим можно выделить ряд различных проблем. Формирование рыночных отношений в современных условиях предполагает наличие рынка труда, где можно также выделить ряд нерешенных проблем. Соответственно, миграционные процессы являются обязательным механизмом рынка труда. Вновь прибывающие трудовые ресурсы обуславливают формирование социально ориентированной экономики. Миграционные процессы влияют не только на спрос и предложение рабочей силы, но и на качество труда. В соответствии с этим на данный момент особо актуальны вопросы взаимодействия миграции населения с функционированием рынка труда, а также выявления особенностей формирования и использования трудовых ресурсов в условиях интенсивной миграции населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION PROCESSES AS A FACTOR OF LABOUR MARKET

The paper describes the basic trends of labor migration in the Udmurt Republic. The aim is to examine the problem of attracting the labor power demanded in the labor market due to external migration. Market economies, like any system, can not be perfectly built. In this regard, it is possible to identify a number of different problems. The formation of market relations in present conditions requires a labor market where it is also possible to identify a number of unresolved issues. Accordingly, the migration processes are one of the binding mechanisms of labor market. Newly arriving manpower causes formation of socially oriented economy. Migration processes affect not only the demand and supply of labor, but also the quality of labor. That’s why at the moment the issues of cooperation between population migration and functioning of labor market are of special interest. Also it is important to reveal the features of formation and use of human resources in conditions of intense migration.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы как фактор формирования рынка рабочей силы»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

43

УДК 331.556 М.Р. Галиахметова

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

В статье рассмотрены основные тенденции трудовой миграции в Удмуртской Республике. Целью статьи является рассмотрение проблемы привлечения рабочей силы, востребованной на рынке труда за счет внешней миграции. Рыночная экономика, как и любая система, не может быть идеально построенной. В связи с этим можно выделить ряд различных проблем. Формирование рыночных отношений в современных условиях предполагает наличие рынка труда, где можно также выделить ряд нерешенных проблем. Соответственно, миграционные процессы являются обязательным механизмом рынка труда. Вновь прибывающие трудовые ресурсы обуславливают формирование социально ориентированной экономики. Миграционные процессы влияют не только на спрос и предложение рабочей силы, но и на качество труда. В соответствии с этим на данный момент особо актуальны вопросы взаимодействия миграции населения с функционированием рынка труда, а также выявления особенностей формирования и использования трудовых ресурсов в условиях интенсивной миграции населения.

Ключевые слова: миграция, рынок труда, потребность в специалистах, дефицит кадров.

Миграция - это связанное с экономическими, политическими, климатическими и другими причинами перемещения населения. Миграция рабочей силы - это связанное с реализацией способности к труду передвижение населения трудоспособного возраста с одной территории на другую на определенный промежуток времени. Рабочая сила является одним из важных факторов, влияющих на величину спроса на рабочую силу на региональном рынке труда.

В июне 2010 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В документе официально утверждается, что привлечение иностранных работников является необходимостью дальнейшего поступательного развития российской экономики. Тем самым поставлена точка в спорах о том, нужны или не нужны мигранты [1]. Концепция в целом ориентирована на решение задачи привлечения в страну мигрантов для восполнения естественных потерь населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала.

Миграционные процессы в России характеризуются следующими данными (табл. 1) [2].

Таблица 1

Общие итоги миграции населения Российской Федерации (тыс.человек)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Миграционный прирост

Число прибывших Число выбывших Число прибывших Число выбывших Число прибывших Число выбывших Число прибывших Число выбывших

Миграция, всего 3 415 3 095 4196 3901 4496 4201 4952 4653 1367

Из нее: в пределах России 30589 30589 3778 3778 40145 40145 4321 4321 -

в том числе: внутрирегиональная 1706 1706 2024 2024 2102 2102 2236 2236 -

межрегиональная 1353 1353 1755 1755 1913 1913 2085 2085 -

Международная 357 37 418 123 4823 1863 6313 2067 1493

В том числе: со странами СНГ 311 23 364 96 423 148 566 161 1360

с другими зарубежными странами 46 14 54 27 59 39 65 46 1056

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В Удмуртской Республике распоряжением Правительства УР от 15 декабря 2014 г. утверждена Концепция миграционной политики на период до 2025 года. Трудовая миграция в Республике за последние 5 лет характеризуется следующими цифрами (табл. 2) [3].

Таблица 2

Внешняя трудовая миграция по Удмуртской Республике

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. % к итогу

Разрешения на работу ИГ Оформлено 1902 1897 2876 3858 3701 28,69

Выдано 2187 2253 2845 3913 3630 27,59

Отказано 39 20 14 34 17 21,43

Разрешения иностранным гражданам - квалифицированным рабочим Оформлено - - 41 80 243 492,68

Выдано - - 29 73 231 696,55

Патенты Оформлено 1466 2270 3980 3019 5838 298,23

Выдано 1470 2077 3851 2904 5659 284,97

Отказано 26 3 - - 42 61,54

Что касается оси «квалифицированная - неквалифицированная миграция», то Россия сделала свой выбор не так давно, после того как была заявлена политика инновационного развития и модернизации. С июля 2010 г. законодательно был обозначен приоритет высококвалифицированной миграции в виде облегченного режима приема таких мигрантов и нахождения их на территории России (прием вне квот, разрешение на работу выдается на длительный срок с возможностью неограниченного продления, вид на жительство, в том числе для членов семьи, и др.). Однако новый порядок охватывает довольно узкий круг специалистов топ-уровня из-за высокой «пропускной планки» по доходу (2 миллиона рублей годового дохода, подтвержденные трудовым договором).

Вряд ли такие меры позволят России в скором времени включиться в глобальную конкуренцию за умы и таланты. Эта цель - дело не только миграционных законов. Скорее, можно было бы рассчитывать на то, что России удастся привлечь специалистов-профессионалов среднего звена из государств СНГ и стран Азии с высшим или средним профессиональным образованием и высокой (но не топ-уровневой) квалификацией, которые менее включены в глобальный рынок и поэтому чаще перемещаются в пределах региона. Ослабление миграционного режима для этой категории работников могло бы помочь привлечь их на российский рынок труда. Однако таких специалистов, в которых явно нуждается экономика страны, по действующему законодательству Россия принимает на тех же условиях, что и неквалифицированных работников. И, как это ни парадоксально, в России такие мигранты с профессиональным образованием часто заняты неквалифицированным трудом. Средняя зарплата мигрантов из стран СНГ в России, имеющих среднее профессиональное образование, всего на 7 % выше, чем тех, кто имеет среднее общее образование.

Россия в 2014 г. ужесточила правила въезда и работы в стране. С 1 января 2015 года все иностранные граждане могут въехать на территорию России только по загранпаспортам. Также с 1 января 2015 г. в РФ действует закон о замене квотирования трудовых мигрантов патентной системой. Кроме того, всем желающим получить право на временное проживание в России, патент и разрешение на работу нужно будет в обязательном порядке сдать экзамены по русскому языку.

Эксперты признают, что сокращение притока мигрантов «ожидаемо». Это уже произошло из-за падения российской валюты. По прогнозам Федеральной миграционной службы, за 2014 г. приток мигрантов сократился на миллион человек и дальше будет сокращаться. При этом занимать освободившиеся вакансии придется самим россиянам, считают специалисты. В результате может измениться отношение, например, к профессии дворника, которая в последние годы в России считалась работой для людей из Средней Азии.

Что касается Удмуртской Республики, то труд мигрантов здесь будет востребован до тех пор, пока республика не сможет обеспечить себя квалифицированными рабочими из числа местного населения. Однако существующие квоты, по словам экспертов, не могут удовлетворить потребности всех предприятий, поэтому они выступают за увеличение допустимого количества трудовых мигрантов.

Тем не менее, по уверению некоторых экспертов, прежде всего не столько нехватка местных кадров, сколько меньшие затраты на оплату труда побуждают фирмы и организации приглашать на работу мигрантов.

В настоящее время в республике происходит миграционный отток населения, который сохранится в ближайшие годы. Несмотря на то что мы не имеем данных по возрастному составу выезжающих, можно с большой долей вероятности утверждать, что в подавляющем большинстве это люди в активном возрасте.

Автономным учреждением Удмуртской Республики «Центр кадровой политики повышения уровня и развития квалификаций» рассчитана прогностическая величина общего объема спроса на рабочую силу на рынке труда Удмуртской Республики до 2015 г. По результатам расчетов общая дополнительная потребность в рабочей силе составляет в 2013 г. 20331 чел., в 2014 г. - 20409 чел., в 2015 г. - 21440 чел. [3].

В целом потребность за ближайшие годы сильно меняться не будет, внутри отраслевой структуры заметных изменений также не произойдет. По некоторым видам экономической деятельности будет происходить небольшое увеличение потребности, по другим, наоборот, небольшое уменьшение. По-прежнему, наибольшая потребность в кадрах в ближайшие годы будет оставаться в обрабатывающих производствах: 4611 чел., или 22,68 % от общей потребности, в 2013 г. и 4595 чел., или 21,43 %, в 2015 г., хотя расти она не будет. Далее по удельному весу в 2013 г. следуют торговля -3179 чел. (15,64 %) и строительство - 2544 чел. (12,51 %), потребность в специалистах в которых к 2015 г. несколько возрастет. Потребность в работниках в сельском хозяйстве останется достаточно высокой, 2473 чел. (12,16 %) в 2013 г. и 2656 чел. (12,39 %) в 2015 г. Следует отметить, что значительная часть потребности в рабочей силе по наиболее массовым видам экономической деятельности составляет потребность в низкоквалифицированных работниках.

Расчеты общей величины баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Удмуртской Республики показывают, что в ближайшие годы дефицит рабочей силы будет несколько возрастать - от 1796 чел. в 2013 до 3900 человек в 2020 году, что составляет в среднем 15 % по отношению к общей потребности. Это достаточно небольшая величина. Она может быть компенсирована за счет внутренних источников трудовых ресурсов - уменьшения отрицательного сальдо миграции и вовлечения в трудовую деятельность части безработных граждан, а также экономически неактивного трудоспособного населения. Однако эти процессы не поддаются непосредственному регулированию и зависят прежде всего от существующих социально-экономических условий в регионе. С другой стороны, данный дефицит может быть восполнен за счет привлечения рабочей силы извне. С этой точки зрения расчетная цифра может служить одним из ориентиров при планировании размера квоты на привлечение иностранных работников на соответствующий год.

Наибольший дефицит специалистов ВПО в 2013-2015 годах прогнозируется по ВЭД «Обрабатывающие производства» - в среднем 406 чел., «Здравоохранение» - 327 чел., по группе специальностей «Образование и педагогика» - 214 чел.

Дисбаланс на рынке труда по видам экономической деятельности в отношении специальностей СПО в 2013-2015 гг. прогнозируется следующим образом. При общем среднегодовом излишке на уровне около 700 чел. наибольшие средние излишки выпускников ожидаются по следующим группам специальностей: «Образование» - 463 чел., «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 173 чел., «Финансовая деятельность» - 175 чел., «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 145 чел., «Операции с недвижимым имуществом» - 139 чел. Дефицит рабочей силы по специальностям СПО прогнозируется в 2013-2015 годах по видам экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля» - 289 чел., «Обрабатывающие производства» - 93 чел., «Сельское хозяйство» - 66 чел., «Добыча полезных ископаемых» - 34 чел., «Предоставление прочих коммунальных, социальных, персональных услуг» - 45 чел.

Практически по всем видам экономической деятельности по профессиям НПО в 2013-2015 годах прогнозируется значительный дефицит рабочей силы - в среднем 10465 чел., причем данное положение в дальнейшем только усугубляется. Если в 2013 г. общий дефицит кадров по профессиям НПО составлял 10312 чел., то в 2015 г. прогностический дефицит будет составлять уже 10887 чел., то есть произойдет увеличение показателя на 575 чел., или на 5,6% [4].

Такой значительный дефицит на рынке труда Удмуртской Республики по рабочим профессиям НПО возник в результате сильного снижения реального уровня заработной платы рабочих на про-

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

мышленных предприятиях в переходный период (в том числе аграрно-промышленном комплексе), которые являются главными потребителями и создают основной спрос на трудовые ресурсы по рабочим профессиям. Снижение уровня заработной платы рабочих профессий, естественно, вызвало снижение предложения по данным профессиям со стороны населения, привело к падению имиджа рабочих специальностей и начального профобразования в целом.

В долгосрочном периоде (к 2031 г.) ожидается сокращение населения Удмуртии на 10 %, а граждан в трудоспособном возрасте - до 53 %. Такие данные приводит Удмуртстат, опираясь на итоги исследования Росстата, составившего прогноз численности населения России в разрезе регионов на период до 2031 года.

Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года предусмотрены следующие задачи: стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне не менее 1518,5 тыс. человек, к 2025 г. - до (-)1,4 тыс. человек за счет улучшения состояния здоровья населения и формирования системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики, включающими привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков.

На сегодняшний день миграция не оказывает положительного влияния на демографическую ситуацию в Удмуртской Республике. В течение последних лет из республики наблюдается постоянный отток населения.

Наибольший вклад в миграционный прирост Удмуртской Республики вносит внешняя миграция. За 2013 г., согласно статистическим сведениям УФМС России по Удмуртской Республике, из-за рубежа в республику въехали 23,1 тыс. человек, выехали - 22,2 тыс. человек. Из них наибольшую долю в структуре прибывших занимают выходцы из Узбекистана (37 % из общего миграционного обмена), Азербайджана (13 %), Таджикистана (7 %), Украины (5 %), Армении (4 %).

Говорить о поддержании численности населения за счет привлечения иностранных граждан можно, если приезжающие в Россию иностранцы ориентированы на долгосрочное проживание, готовы интегрироваться в принимающее общество, желают стать гражданами Российской Федерации.

За 2013 г. работодателями Удмуртской Республики было привлечено 3858 иностранных работников. Вместе с тем количество трудовых мигрантов составляет 0,3 % от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда, 82 % трудовых мигрантов заняты низкоквалифицированным трудом.

Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда республики определено, что в результате модернизации экономики, ввода в эксплуатацию высокотехнологичных современных производств произойдет увеличение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.

Цели, принципы, задачи и основные направления миграционной политики Удмуртской Республики включают в себя:

- дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

- разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной на рынке труда Удмуртской Республики;

- содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на рынке труда Удмуртской Республики;

- содействие в стимулировании иностранных работников, востребованных на рынке труда Удмуртской Республики, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

Ожидаемым результатом миграционной политики должно стать привлечение в Удмуртскую Республику высококвалифицированных и квалифицированных специалистов и иных иностранных работников, востребованных на рынке труда Удмуртской Республики [5]. На сегодняшний день круг специальностей, на которые могут устроиться трудовые мигранты, очень узок. Необходимо расширить этот круг специальностей, ввести дополнительные квоты. Нужно создать все условия для привлечения трудовых мигрантов в Удмуртию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов И.С. Миграция в России. Хрестоматия в трех томах. НП РСМД. М.: Спецкнига, 2013. С. 80.

2. Официальный сайт ФМС России. URL: http://www.fms.gov.ru/

3. Официальный сайт УФМС по УР. URL: http://www.fms-udm.ru/

4. Аналитический отчет АУ УР «Центр кадровой политики повышения уровня и развития квалификаций»: Прогноз общего предложения рабочей силы на рынке труда Удмуртской Республики URL: http:// www.centrkadr.ru/

5. Распоряжение Правительства УР от 15 декабря 2014 г. N 949-р «Об утверждении концепции миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025г.». URL: http://udmurt.regiontrud.ru/

Поступила в редакцию 12.05.15

M.R. Galiakhmetova

MIGRATION PROCESSES AS A FACTOR OF LABOUR MARKET

The paper describes the basic trends of labor migration in the Udmurt Republic. The aim is to examine the problem of attracting the labor power demanded in the labor market due to external migration. Market economies, like any system, can not be perfectly built. In this regard, it is possible to identify a number of different problems. The formation of market relations in present conditions requires a labor market where it is also possible to identify a number of unresolved issues. Accordingly, the migration processes are one of the binding mechanisms of labor market. Newly arriving manpower causes formation of socially oriented economy. Migration processes affect not only the demand and supply of labor, but also the quality of labor. That's why at the moment the issues of cooperation between population migration and functioning of labor market are of special interest. Also it is important to reveal the features of formation and use of human resources in conditions of intense migration.

Keywords: migration, labor market, the need for specialists, shortage of personnel.

Галиахметова Марина Раилевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономика предприятия»

ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

Galiahmetova M.R.,

Candidate of Economics, Associate Professor At Department of economics of enterprise

Izhevsk State Technical University 426000, Russia, Izhevsk, Studencheskaya st., 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.