Закон и право. 2023. № 12. С. 252-257. Law and legislation. 2023;(12):252-257.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-252-257 EDN: https://elibrary.ru/LZZAWT
NIION: 1997-0063-12/23-734 MOSURED: 77/27-001-2023-12-934
Миграция и наркоэкспансия: оперативно-розыскной аспект
Александр Николаевич Поздняков1, Руслан Темботович Мешвез2
1 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия
Аннотация.
Актуальность проблемы объясняется ростом числа преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных иностранными гражданами в составе организованных криминальных структур транснационального характера с использованием информационно-коммуникационных технологий, и определенными трудностями в их выявлении и раскрытии органами внутренних дел с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Постановка проблемы: в настоящее время одной из основных проблем отечественных органов внутренних дел в сфере незаконного оборота наркотиков является проблема выявления и документирование преступлений, совершаемых на территории страны иностранными гражданами с использованием информационно-коммуникационных технологий, легализация получаемых ими криминальных доходов, являющихся экономической основой их функционирования и капитализации криминальной наркоструктуры. Представляется, что решение обозначенной проблемы возможно путем совершенствования нормативной правовой основы и повышения уровня кооперации отечественных правоохранительных органов с соответствующими правоохранительными органами заинтересованных государств.
Цель исследования: на основе теории оперативно-розыскной деятельности конкретизировать признаки транснациональных организованных преступных структур, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Российской Федерации, выявить тенденции в их криминальной деятельности и предложить меры по повышению эффективности борьбы с этим явлением органов внутренних дел.
Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социологический, статистический метод.
Результаты и ключевые выводы: сформулированы предложения, связанные с совершенствованием нормативной правовой основы борьбы с преступностью данного вида, подрыва ее экономической основы, повышением уровня взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств включая информационную составляющую и взаимодействие при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: преступления иностранных граждан, незаконный оборот наркотиков, организованные преступные структуры транснационального характера, информационно-коммуникационные технологии.
Для цитирования: Поздняков А.Н., Мешвез Р.Т. Миграция и наркоэкспансия: оперативно-розыскной аспект // Закон и право. 2023. № 12. С. 252—257. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-252-257 ББЫ: https://elibrary.ru/LZZAWT
Alexander N. Pozdnyakov1, Ruslan T. Meshvez2
1 2 Management Academy of the Ministry of the interior of Russia, Moscow, Russia
© Поздняков А.Н., Мешвез Р.Т. М., 2023.
Original article
Migration and drug expansion: operational and investigative aspect
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
Abstract.
The urgency of the problem is explained by the increase in the number of crimes in the field of drug trafficking committed by foreign citizens as part of organized criminal structures of a transnational nature using information and communication technologies and certain difficulties in their detection and disclosure by internal affairs agencies using forces, means and methods of operational investigative activities.
Statement of the problem: currently, one of the main problems of domestic law enforcement agencies in the field of drug trafficking is the problem of identifying and documenting crimes committed in the country by foreign citizens using information and communication technologies, legalization of the criminal proceeds they receive, which are the economic basis of their functioning and capitalization of the criminal drug structure. It seems that the solution of this problem is possible by improving the regulatory framework and increasing the level of cooperation of domestic law enforcement agencies with the relevant law enforcement agencies of interested states.
The purpose of the study: on the basis of the theory of operational investigative activity, to concretize the signs of transnational organized criminal structures committing crimes in the field of drug trafficking in the territory of the Russian Federation, to identify trends in their criminal activities and to propose measures to improve the effectiveness of combating this phenomenon of internal affairs bodies.
Research methods: comparative-legal, formal-logical, concrete-sociological, statistical method
Results and key conclusions: proposals are formulated related to improving the regulatory legal framework for combating this type of crime, undermining its economic basis, increasing the level of interaction with law enforcement agencies of foreign states, including the information component and interaction during joint operational search activities.
Keywords: crimes of foreign citizens, drug trafficking, organized criminal structures of a transnational nature, information and communication technologies
For citation: Pozdnyakov A.N., Meshvez R.T. Migration and drug expansion: operational and investigative aspect // Law and legislation. 2023;(12):252—257. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-252-257 EDN: https://elibrary.ru/LZZAWT
Озвученный на заседании Коллегии МВД России тезис Министра о росте в 2022 г. преступлений, совершаемых иностранцами в сфере незаконного оборота наркотиков на 70%, прозвучал в контексте предшествующего выступления Президента Российской Федерации, сделавшего акцент на эту проблему и в связи с этим определившего наиболее перспективные направления по ее решению. Одно из озвученных направлений — борьба с незаконной миграцией и взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств1.
Возвращение к этой проблеме свидетельствует о том, что принимаемые ранее меры, в нашем случае органов внутренних дел, нельзя назвать эффективными и потребовался дополнительный импульс в виде выступления Президента для того, чтобы придать этому направлению повышенное внимание.
Необходимо отметить, что на тесную связь этнической преступности, а преступность иностранных граждан является одной из ее компонентов2, и наркобизнеса неоднократно обраща-
1 М1р://кгетИп.гтеуеп18/рге81(1еп1/1гашспр18/70744. (Дата обращения: 25.06.2023)
2 Об утверждении формы статистической отчетности: Приказ МВД России № 99 — 2014 г.
3 Тогда же была утверждена «Программа совершенство-
вания борьбы с преступностью, связанной с иностран-
ными гражданами на 1993 — 1995 годы.
лось внимание и ранее. Впервые проблемы в этой сфере были обозначены и рассмотрены на коллегии МВД России 30 июля 1993 г.3. Это было вызвано тем, что после распада СССР в Россию из бывших Среднеазиатских республик массово в поисках работы въехало значительное число мигрантов, многие из которых были наркозависимыми, другие — с целью организации наркотрафика и последующего сбыта наркотиков.
Естественно, этот процесс не остался без внимания органов внутренних дел, и далее актуальность этого направления в правоохранительной деятельности только подчеркивалась. Одновременно с разработкой нормативной правовой основой борьбы с этим видом преступности криминологи, криминалисты и ученые в сфере оперативно-розыскной деятельности проводили комплексные исследования влияния этнической преступности на оперативную обстановку в целом и на ее наркотизацию, в частности.
Среди наиболее значимых работ следует назвать: диссертационное исследование С.Е. Мете-лева «Криминальная миграция. Характеристика и предупреждение» [4]; монографию Н.В. Кузьминой «Активизация организованной этнической преступности» [3]; учебник М.П. Клейменова «Этнокриминология» [1]; учебное пособие под редакцией В.В. Шушакова «Этнический аспект наркопреступности» [7].
LAW & LEGISLATION • 12-2023
Научные статьи: П.Н. Кобец «Наркокриминология. Анализ ситуации, связанной с наркобизнесом в России, и об участии в нем иностранцев» [2]; А.Н. Сандугея «Преступность иностранных граждан и ее предупреждение органами внутренних» [6]. А также и аналитические обзоры4. В открытой печати появлялись научные исследования и зарубежных ученых по рассматриваемой проблематике [5]5.
Первоначально основные задачи по выявлению, предупреждению наркопреступности, включая и ее этническую составляющую, были поставлены перед подразделениями уголовного розыска, но осознание необходимости комплексного решения проблем в данной провоохрани-тельной сфере вынудило руководство страны создать специальную федеральную структуру — 24 сентября 2002 г. создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
11 марта 2003 г. он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и, в свою очередь, 9 марта 2004 г. преобразован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН), наделив ее соответствующими полно-мочиями6, которая, в свою очередь, была упраз-
4 Наркоситуация в зоне действия Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (2009 — 2013гг.): Аналитические материалы. Красноярск СибЮИ ФСКН России, 2014. С. 56—57.
5 Например, Мюррей Т. Реальна ли Этническая Преступность? В монографии, в которой приводятся сведения, содержащиеся в отчете Канадскому парламенту «Нелегальные наркотики и наркотрафик» (1996 — 2003), говорится: «Роль организованной преступности остается центральной в международной наркоторговле. Она включает этнические криминальные банды, которые с успехом пользуются своими международными связями и запугиванием иммигрантского населения // URL: http: // canadafreepress.com/index.php/article/1697 (Дата обращения: 11.04.2016)
6 Основными задачами ФСКН России являлись: обеспечение контроля за оборотом наркотиков; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности ФСКН России; координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту: Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».
днениа Указом Президента Российской Федерации 5 апреля 2016 г. № 1567.
В структуре ФСКН функционировал Научно-исследовательский центр, ученые которого исследовали в том числе и влияние преступности иностранных граждан на оперативную обстановку в сфере НОН.
Причем наркопреступность все указанные ученые жестко связывали с миграционными процессами. В частности, П.Н. Кобец прямо указывает: большая часть этих мигрантов «начала свое становление в новом социуме с криминальной деятельности, в основном в сфере незаконного оборота наркотиков» [2].
Директор ФСКН России С.И. Иванов во время ежегодного брифинга в феврале 2013 г. сказал следующее «...75% преступлений компетенции ФСКН имеет этническую окраску»8, в связи с этим в 2014 г. в структуре ФСКН было создано Управление по противодействию внешним угрозам.
В дальнейшем задачи правоохранительных органов корректировались в документах стратегического характера, в частности, в Стратегии национальной безопасности, в ее действующей редакции (в перечне задач, определенных правоохранительным органам указаны задачи, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, организацией незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют)9, Государственной антинаркотической стратегии (в качестве угрозы
7 Указ Президента Российской Федерации «Об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передаче ее функций в МВД России» от 05.04.2016 № 156.
8 Из выступления директора ФСКН России В. Иванова 30.03.2014 на пленарном заседании третьей Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: уголовный, уголовно-процессуальный и административный аспекты. Екатеринбург.
9 Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 г. от 01.04.2020 № 400. Акцент на борьбе с легализацией преступных доходов был сделан не случайно — именно эти доходы составляют не только экономическую основу существования криминальной наркоструктуры, но и основу ее развития и капитализации путем привлечения 1Т — специалистов, способных совершенствовать преступную деятельность членов криминального объединения.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
национальной безопасности в сфере оборота наркотиков «деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий»).
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 26 апреля 2023 г. предусматривает лишение приобретенного гражданства за участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ).
Такое плотное нормативное правовое сопровождение этого направления правоохранительной деятельности свидетельствует не только об ее исключительной актуальности, но и криминальной эволюции этого вида противоправной деятельности, связанной с повышением профессионального уровня ее исполнителей и организаторов, использованием в преступной деятельности достижений науки и техники.
В первую очередь речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее — 1КТ). Не случайно в дополнении к Указу Президента Российской Федерации, утвердившем Государственную антинаркотическую стратегию, Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 2023 г. № 216 были внесены существенные коррективы — пункт 9 дополнен подпунктом «п» следующего содержания: «деятельность специальных служб и экстремистских, в том числе националистических, организаций иностранных государств, причастных к незаконному производству и контрабанде наркотиков, а также к их незаконному распространению в Российской Федерации». Тем самым был обозначен политический подтекст незаконного оборота наркотических средств и подчеркнута возможность корректировки межведомственного плана мероприятий федеральных органов государственной власти по реализации Стратегии10.
10 Указ Президента РФ от 29.03.2023 № 216. «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733». В значительной степени политический подтекст привнесен жителями Украины. Установлено, что их криминальные структуры имеют четкую иерархическую структуру, жесткую дисциплину, представляют собой широко разветвленные сети, организованные и руководимые действу-
Рассматривая далее связь между числом въехавших в Россию иностранцев — граждан различных стран и их количеством, привлеченном к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, можно сделать вывод — эти тенденции параллельны.
Например, по данным Главного управления МВД России по вопросам миграции, самая многочисленная диаспора в России — узбекская, так же, как и наибольшее число граждан Узбекистана, въехавших в 2022 г., соответственно, доля их участия в незаконном обороте наркотиков 27,8%, рост в два раза (привлечено к уголовной ответственности 853 человека) — при общем росте иностранной преступности в 79,6%.
Следующая по численности диаспора — таджикская, и их вклад в иностранную наркопреступность — 20,5%, +2,4% (привлечено к уголовной ответственности 630 человек).
Далее по вкладу иностранцев в наркопреступность и количеству привлеченных: Украина — 15,7%, -13,3% (привлечено к уголовной ответственности 482 человека); Беларусь -8,4%, + 18,4% (привлечено к уголовной ответственности 257 человек); Киргизия — 7,3%, +48,3% (привлечено к уголовной ответственности 224 человека)11.
И если рассматривать эту тенденцию в контексте миграционных процессов текущего года, то только в первом его квартале, в дополнение к уже имеющимся, въехало750 тыс. граждан Узбекистана, 350 тыс. граждан Таджикистана, 150 тыс. граждан Киргизии. Данная статистика не позволяет надеяться на положительные изме -нения оперативно-розыскной обстановки по данной линии в лучшую сторону. Однако определенные тенденции, выявленные на основе анализа оперативной практики специализированных подразделений органов внутренних дел и уголовных дел по ряду регионов Российской Федерации, предварительное следствие по которым окончено в 2020 — 2023 гг.12, позволяют
ющими сотрудниками спецслужб. В основном вербуются безработные граждане Украины, включая и наркозависимых (что для многих наркогруппировок является исключением), которые направляются в регионы России в качестве закладчиков и наркокурьеров.
11 Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2022 г.
12 Уголовные дела: № 12201450044000038 (ГСУ по г. Москве. 2021); № 12201450009000007 (ГСУ по г. Москве. 2021); № 12201450120000116 (ГСУ по г. Москве. 2021); № 12101360002000063 (СЧ по РОПД СУ УВД по г. Тольятти Самарской обл. 2020); № 12101360002000064 (СЧ по РОПД СУ УВД по г. Тольятти Самарской обл. 2020); № 12001360056000029 (СЧ по РОПД СУ УВД по г. Тольятти Самарской обл. 2020).
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023
сформулировать в контексте заявленной темы некоторые выводы, на наш взгляд, во многом определяющие тактику борьбы органов внутренних дел с преступностью рассматриваемого вида:
■ совершенствование управленческого функционала организаторов и руководителей наркоструктур, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, что позволяет им, находясь за границами России, организовывать и руководить криминальной деятельностью — в нашем случае сбыт наркотиков посредством периодических инструктажей руководителей структурных подразделений криминального объединения и дистанционного контроля за исполнением, а также осуществлять вербовочную деятельность с предварительной проверкой кандидатов — в моноэтнических наркостуктурах — это лица, не состоящие на учете ни у психиатров, ни у наркологов ни на этнической родине, ни в России и не привлекавшиеся к уголовной ответственности (исключение — криминальные наркоструктуры, состоящие из этнических украинцев, в которых среди курьеров и «закладчиков» встречаются наркозависимые и лица, прошедшие лечение по методоновой программе;
■ капитализация наркообъединений путем создания на освоенных территориях новых перевалочных баз в съемных или купленных помещениях и привлечение к содействию высококласных 1Т-специалистов, разрабатывающих программное обеспечение, позволяющее не только руководителям эффективно осуществлять управленческие функции, правила конспирации — руководители и рядовые члены криминального объединения не знакомы друг с другом, но и своевременно и в полном объеме получать и аккумулировать полученные от продажи наркотиков деньги, как правило в виртуальной валюте, технологические особенности которой дают дополнительные возможности как для контроля переводов средств, так и для анони-мизации — это позволило виртуальным деньгам встроиться в схемы отмывания и далее вливаться в легальные сектора экономики. В Российской Федерации это покупка объектов торговли, питания, сферы быта — объектов, в которых возможен быстрый возврат денежных средств и работа с так называемым «черным налом»;
■ изменение демографической структуры наркогруппировок: если в 90-е годы про-
шлого столетия, начале 2000-х годов в России в основном отмечались полиэтнические наркогруппы, когда сбытом зачастую занимались местные жители, то в настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации действуют моноэтнические преступные наркогруппировки, что указывает на то, что проблем с привлечением новых волонтеров в действующие наркогруппировки нет — этнические диаспоры, особенно из Среднеазиатских государств исчисляются сотнями тысяч и земляков, желающих подработать на ниве наркобизнеса, более чем достаточно. Есть, однако, исключения: в некоторых регионах России, например Северо-Кавказском, этнические диаспоры из числа указанных государств малочисленны и афганский героин сбывают местные жители, но под контролем наркодилеров и под руководством граждан Таджикистана, Узбекистана или других государств этого региона в зависимости от ореола их криминальной деятельности, и в этом случае требования к наркосбытчикам более лояльные — среди них встречаются и судимые, и наркозависимые; ■ правила конспирации значительно ужесточились. Во многом это связано с тем, что наркоторговцы практически полностью и повсеместно перевели свою криминальную деятельность в киберпространство, используя для расчетов электронные платежные средства. При этом организаторы криминальной деятельности, наркокурьеры, сбытчики, наркопотребители и лица, участвующие в отмывании / легализации полученных денежных средств, как правило, друг с другом не знакомы. В заключение следует отметить, что отечественные правоохранительные органы наработали определенный положительный опыт борьбы с организованной транснациональной наркопреступностью с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, однако в настоящее время ряд проблемных вопросов комплексного характера в этой сфере правоохранительной деятельности требует решения.
В первую очередь речь идет о невнятном толковании законодательных норм, касающихся подрыва экономических основ наркопреступности и легализации денежных средств, полученных от продажи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. На практике трактовка этих норм права сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел существенно отличается от трактовки тех же норм со-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
трудниками следственных подразделений и далее — сотрудников прокуратуры и судейского корпуса. Вследствие этого количество уголовных дел, возбужденных по статьям 174 и 174.1 имеет тенденцию к снижению и, естественно, способствует и капитализации наркопреступности, и росту криминальных денежных средств, вливаемых в легальный сектор экономики России.
В последние годы много и на разных уровнях говорилось о необходимости создания в правоохранительных органах подразделений по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время такие подразделения созданы, однако ожидаемого эффекта от результатов их деятельности пока не наблюдается.
Предполагается, что борьба с транснациональной организованной преступностью, включая и наркопреступность, требует тесного взаимодействия заинтересованных государств, а таких заинтересованных государств, подписавших соответствующие международные договоры и декларации, более полутора сотен, однако число международных контролируемых поставок с непосредственным участием правоохранительных органов Российской Федерации постоянно снижается.
По-прежнему с минимальной эффективностью функционирует международный банк данных о лицах и организациях, причастных к незаконному обороту наркотиков. Представляется необходимым создание также международного банка данных в рамках реализации соглашений о контроле за незаконной / криминальной миграцией, являющейся питательной средой для транснациональной организованной наркопреступности.
Список источников
1. Клейменов М.П. Этнокриминология. Понятие и предмет. Омск, 2006.
2. Кобец П.Н. Наркокриминология. Анализ ситуации, связанной с наркобизнесом в России,
и об участии в нем иностранцев / / Российский криминологический взгляд. 2006. № 1.
3. Кузьмина Н.В. Активизация организованной этнической преступности: Монография. Саратов.: Юридический ин-т МВД России, 2004. С. 325-326.
4. Метелев С.Е. Криминальная миграция. Характеристика и предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996. 28с.
5. Мюррей Т. Реальна ли Этническая Преступность? Монография // URL: http: // canadafreepress.com/index.php/article/1697 (Дата обращения: 11.04.2016)
6. Сандугей А.Н. Преступность иностранных граждан и ее предупреждение органами внутренних дел // URL: http://: dslib.net>kriminal-pravo/ prestupnost-inostrannyh
7. Шушаков В.В. Этнический аспект наркопреступности: Учеб. пособие. М., 2001. С. 4—21.
References
1. Kleimenov M.P. Ethnocriminology. Concept and subject. Omsk, 2006.
2. Kobets P.N. Narco-criminology. Analysis of the situation related to drug trafficking in Russia and the participation of foreigners in it. // Russian criminological view.2006. № 1.
3. Kuzmina, N. V. Activation of organized ethnic crime: Monograph. Saratov.: Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, 2004. Pp. 325—326.
4. Metelev S.E. Criminal migration. Characteristic and warning: Abstract dis. ... cand. jurid. sciences'. Omsk, 1996.
5. Murray T. Is Ethnic Crime Real? Monograph // URL: http: // canadafreepress.com/index.php/ article/1697 (Accessed: 11.04.2016)
6. Sandugei A.N. Criminality of foreign citizens and its prevention by internal affairs agencies // URL: http://: dslib.net criminal-pravo/prestupnost-inostrannyh
7. Shushakov V.V. Ethnic aspect of drug crime: Textbook. M., 2001. Pp. 4—21.
Информация об авторах
Поздняков А.Н. — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Мешвез Р.Т. — слушатель
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the authors
Pozdnyakov A.N. — doctor of law, associate professor, professor of the department of operational laying activities Meshvez R.T. — listener
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
LAW & LEGISLATION • 12-2023