УДК 323.276:325.254(5-011+61)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.3.5
Харламов Антон Алексеевич
аспирант кафедры прикладного политического анализа и моделирования Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
МИГРАЦИОННЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»
Kharlamov Anton Alekseevich
PhD student, Applied Political Analysis and Simulation Department, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
THE MIGRATION FACTOR IN THE EUROPEAN SECURITY SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE ARAB SPRING
Аннотация:
В статье проведен мониторинговый анализ материалов по проблемным аспектам миграции населения из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европейский союз по причине революций и гражданских войн, спровоцированных «арабской весной». Прослежена связь между некоторыми действиями США и европейских государств и резким увеличением миграционных потоков в страны ЕС. Обозначены предпосылки повышения конфликтного потенциала и обострения угроз национальной безопасности в Европейском регионе.
Ключевые слова:
Европа, Европейский союз, «арабская весна», миграция, беженцы, исламизм, терроризм, национальная безопасность.
Summary:
This article provides monitoring analysis of the materials on problematic aspects of migration from the Middle East and North Africa in the European Union as a result of revolutions and civil wars provoked by the Arab Spring. The research finds the connection between the actions of the USA and European countries and the sharp increase in migration flows to the EU. The article shows prerequisites for the increase of the potential for conflict and aggravation of threats to national security in European region.
Keywords:
Europe, European Union, Arab Spring, migration, refugees, Islamism, terrorism, national security.
Произошедшие в арабском мире изменения не только крайне негативно сказались на ситуации на Ближнем Востоке, став причиной революций и гражданских войн, но также нашли свое отражение за пределами региона, затронув интересы нерегиональных акторов, особенно на европейском континенте.
Нестабильность и вооруженное противостояние на Ближнем Востоке создали серьезную проблему для Европы, куда хлынули потоки мигрантов. Первая волна беженцев из Северной Африки в Европу устремилась сразу после революции в Тунисе и начала войны в Ливии. Высадка на итальянском острове Лампедуза 25 тыс. тунисцев послужила сигналом предстоящей гуманитарной катастрофы [1]. Первыми странами, куда устремились потоки нелегальных мигрантов, стали Италия и Греция. При этом большинство мигрантов рассматривали эти страны лишь как транзитный пункт для дальнейшего продвижения во Францию и Германию. Весной 2011 г. итальянские власти, пытаясь как можно оперативнее справиться с проблемой, решили снабдить прибывших нелегалов временным видом на жительство и переправить их во Францию, где большинство беженцев и намеревались поселиться. Однако поезда с иммигрантами были задержаны на французской границе, а Италию обвинили в нарушении правил Шенгенского соглашения, предусматривающего возможность пересечения европейских границ лишь при наличии удостоверения личности, а также достаточных для проживания средств [2].
Тогда же для противодействия незаконной миграции из Туниса и Ливии на итальянские острова Лампедуза и Сицилия морские пути стали патрулировать сначала Военно-морские силы Италии, а в дальнейшем объединенные силы Европейского союза (ЕС). Предотвращению трагедий и усилению контроля над морскими границами была посвящена итальянская военная гуманитарная операция Mare Nostrum, в которой участвовали корабли и самолеты военно-морского флота, армии, военной авиации, карабинеры, финансовая гвардия, пограничники, а также все остальные государственные службы, задействованные в осуществлении контроля над миграционными потоками. Чрезвычайная дороговизна этой операции для страны, переживавшей экономический кризис, заставила власти Италии потребовать от Европы более равномерного распределения бремени. С ноября 2014 г. операция Mare Nostrum была замещена операцией Tritone, которая была развернута под эгидой европейского пограничного агентства Frontex. В операции Tritone помимо Италии принимают участие еще 19 стран ЕС. Благодаря принятым мерам поток мигрантов на этом направлении уменьшился вдвое, что в свою очередь привело к почти двукратному увеличению миграционного потока в Восточном Средиземноморье и на Балканах. Мигранты стали переправляться через Турцию на греческие острова в Эгейском море и далее в Германию через Македонию и Болгарию [3].
С этого времени потоки мигрантов, бегущих от войны на Ближнем Востоке в благополучную Европу, устойчиво росли. В 2015 г. возникла ситуация, когда европейские державы вынуждены были признать свою неспособность справиться с волной беженцев. Только в 2014 г. границы стран - членов Евросоюза пересекли около 280 тыс. мигрантов, а общее число прошений об убежище составило свыше 600 тыс. В первой половине 2015 г. на территорию ЕС прибыли уже около 500 тыс. мигрантов. В одном июле 2015 г. число мигрантов, пересекших границы Европы, превысило отметку в 100 тыс. чел. за месяц. В августе 2015 г. эта цифра достигла уже 156 тыс. чел. По данным Международной организации по миграции, в 2016 г. число беженцев в Европе достигло 387,7 тыс. чел. [4].
Основной причиной такого наплыва мигрантов стала необдуманная политика Запада на Ближнем Востоке, в частности в отношении Ливии и Сирии. Сложившаяся ситуация явилась прямым следствием поддержки вооруженной оппозиции в этих странах. Это признают даже американские военные. Так, председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси во время своего визита в Таллин заявил, что ЕС решает проблемы беженцев в странах их прибытия, однако это необходимо делать в странах их происхождения. Также он справедливо охарактеризовал ситуацию с мигрантами как «источник нестабильности в регионе» [5].
Отдельные исследователи, в частности востоковед Олег Гущин, выдвигают предположения, что резко возросший поток мигрантов в Европу осенью 2015 г., возможно, является сознательно избранной тактикой Вашингтона с целью оказания давления на правящие круги в Европейском союзе и склонения их к принятию необходимых решений. Эксперт объясняет свою версию тем, что средств на транзит до Европы, стоимость которого по разным оценкам варьируется от 2 до 4 тыс. долл., у беженцев просто нет. На помощь им приходят различные правозащитные организации, подконтрольные сШа, которые выделяют необходимую сумму. Это есть не что иное, как еще один рычаг давления на ЕС [6].
Следует также обратить внимание на то, что Ливия на протяжении долгого времени была защитным буфером для стран ЕС от наплыва нелегальных мигрантов из стран Африки. Это обусловлено политикой ливийского лидера М. Каддафи, который ввел обязательные визы для мигрантов из Африки и Ближнего Востока, заключил договоры с Францией и Италией о сотрудничестве в области борьбы с нелегальной миграцией, создал на территории страны ряд лагерей для перемещенных лиц и т. д. При этом, будучи богатым, развивающимся государством, Ливия сама являлась источником притяжения мигрантов. После свержения лидера Ливийской Джамахирии страна не только перестала быть барьером для мигрантов на пути в Европу, но и сама стала источником беженцев, которые устремились на Запад, спасаясь от войны.
Значительные успехи террористических группировок и так называемой «умеренной оппозиции» при активной поддержке США и Запада в гражданской войне в Сирии вынудили миллионы сирийцев искать свое спасение в Европе. Миграционные потоки настолько возросли, что к сентябрю 2015 г. их стало невозможно контролировать.
Описанное положение дел сказалось на экономике стран ЕС, привело к резкому росту уровня безработицы. Ряды безработных пополнились сотнями тысяч беженцев из Сирии, Ирака, Ливии и других стран, охваченных военными конфликтами. Это ухудшает экономическую ситуацию в Европе и является причиной дестабилизации социальных отношений. Эксперты, в частности Мария Апанович, профессор МГИМО, справедливо утверждают, что само общество не готово принять такое количество мигрантов, которые будут претендовать на те же рабочие места, что и коренные европейцы. «Мигранты приходят в общество со своим укладом. Если их количество будет превышать 20 % от населения, то они будут стремиться высказывать свою точку зрения, влиять на те традиции, которые существуют в обществе, и навязывать свои порядки и нравы. В этом случае населению стран, в которые приехали мигранты, останется либо соглашаться с этим, либо как-то противостоять, что будет чревато массовыми волнениями» [7]. Европейские власти не до конца просчитали нагрузку на систему и на общество в целом, не задумались над тем, где и на что будут жить мигранты, сколько ежегодно потребуется средств налогоплательщиков на их содержание, пригодятся ли эти мигранты государству в качестве рабочей силы.
Даже те беженцы, которые получат официальный статус, не будут иметь возможности сразу начать работать. В силу большого количества беженцы не смогут, а возможно, и не захотят интегрироваться в европейское общество. Эксперт справедливо считает, что мигранты станут жить на пособия. При этом у них будет масса свободного времени и сил. Следовательно, повысится уровень мелких краж, региональной преступности, не говоря уже о террористической угрозе, которую несут тысячи беженцев, среди которых может оказаться значительное количество террористов [8]. Прибывая в европейские страны, мигранты пополняют замкнутые, фактически находящиеся вне юрисдикции действующего законодательства этнические анклавы, что грозит ростом преступности, разжиганием межнациональных конфликтов и представляет потенциальную угрозу безопасности стран Старого Света [9].
Очевидно, что дестабилизация Большого Ближнего Востока является дополнительным фактором исламизации Западной Европы. Поддерживая беспорядки, хаос и гражданские войны
на Ближнем Востоке, в том числе «арабскую весну», страны ЕС и США оказались крайне уязвимы для проникновения на их территорию экстремистски настроенных радикалов, уже имеющих поддержку со стороны своих единомышленников в Западной Европе [10, с. 33]. Большое количество прибывших в европейские государства беженцев дает огромные мобилизационные ресурсы для вербовки сторонников радикальных идей в целях как отправки их в лагеря подготовки, так и совершения террористических актов в самой Европе. Вследствие этого исламистская угроза постепенно перемещается из неспокойных регионов Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии в благополучные страны ЕС [11].
Нестабильная обстановка в арабском мире может серьезно сказаться на международной безопасности. Следствием хаоса и гражданского противостояния на Ближнем Востоке может стать всплеск экстремизма и терроризма во всем мире. Подобные тенденции уже нашли свой отклик у политической элиты ряда европейских стран. Так, президент Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ Х. Фромм высказал обеспокоенность активизацией исламистских структур в Германии [12]. Глава Европейского центра стратегической разведки и безопасности К. Монике заявил, что «арабская весна» подстегнула терроризм в Европе [13]. МИД Великобритании в апреле 2013 г. выступил с заявлением, в котором отметил, что скоро в Европу вернутся сотни последователей радикального ислама, воюющих сейчас в Мали и Сирии, и организуют масштабные диверсии и теракты [14]. Начальник службы разведки и безопасности Нидерландов Р. Бертолле в одном из материалов акцентировал внимание на участии граждан страны в боевых действиях в Сирии на стороне оппозиции, что представляет определенную опасность: вернувшись на родину, они могут стать потенциальными террористами [15]. Эти заявления отнюдь не являются голословными, а подтверждаются конкретными цифрами. Так, по оценкам Исследовательского центра США, на рубеже 2014-2015 гг. в составе группировок «Фронт ан-Нусра», «Аль-Каида», «Исламское государство» (деятельность организаций запрещена на территории РФ) находилось 12 760 человек - выходцев из Европы и Америки [16].
Таким образом, прямым следствием революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке стал рост агрессивных миграционных потоков беженцев в Европу, что послужило весомым фактором распространения экстремизма и террористической угрозы на европейском континенте и нанесло серьезный удар по национальной и, соответственно, региональной безопасности.
Ссылки:
1. Хани С. Сиясат урубия тиджах ляджиин: салисия аман ва хувия ва алькыйм [Электронный ресурс] = Политика Европы в отношении беженцев: трехсторонняя безопасность, идентичность и человеческие ценности // Арабский центр исследований. 2016. 29 авг. На араб. яз. URL: http://www.acrseg.org/40345 (дата обращения: 18.12.2016).
2. Зонова Т. Нелегальные иммигранты: потенциальный ресурс или угроза для Италии? [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document275258.phtml (дата обращения: 24.03.2017).
3. Yahya M. Refugees and the making of an Arab regional disorder [Электронный ресурс] // Carnegie Middle East Center. 2015. 9 November. URL: http://carnegie-mec.org/2015/11/09/refugees-and-making-of-arab-regional-disorder-pub-61901 (дата обращения: 30.12.2016).
4. Migration flows - Europe [Электронный ресурс]. URL: http://migration.iom.int/europe/ (дата обращения: 18.11.2016).
5. Хасна Х. Кадея Ляджиин фи хитаб иалями уруби: сыякат ва аль-ахдаф [Электронный ресурс] = Проблема беженцев в европейском медийном дискурсе: контекст и цели // Аль-джазира. 2016. 11 янв. На араб. яз. URL: http://stud-ies.aljazeera.net/ar/mediastudies/2015/12/201512239408698397.html (дата обращения: 11.12.2016).
6. Berti B. Syrian refugees and regional security [Электронный ресурс] // Carnegie Middle East Center. 2015. 5 February. URL: http://carnegieendowment.org/sada/?fa=58979 (дата обращения: 28.12.2016).
7. Апанович М. Мигранты «топят» Евросоюз [Электронный ресурс]. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/docu-ment276929.phtml (дата обращения: 24.03.2017).
8. Там же.
9. Леджу иля Уруба яхвазаху иныадам аль-амаль бихаль азма фи Сурия [Электронный ресурс] = Миграция в Европу обусловлена отсутствием надежды на урегулирование кризиса в Сирии // Арабский центр политических исследований. 2015. 13 сент. URL: http://www.dohainstitute.org/release/ec791452-f272-431c-83ac-7c18902a0b61 (дата обращения: 02.05.2016).
10. Грачев С.И., Мольков С.Н. Современный международный терроризм: реальность и проблемы противодействия // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2 (24). С. 32-35.
11. Brown A. 'Just wait...' Islamic State reveals it has smuggled thousands of extremists into Europe [Электронный ресурс] // Sunday Express. 2015. 6 September. URL: http://www.express.co.uk/news/world/555434/Islamic-State-ISIS-Smuggler-THOUSANDS-Extremists-into-Europe-Refugees (дата обращения: 30.06.2016).
12. Germany 2015 International religious freedom report [Электронный ресурс] / United States Department of State ; Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. URL: https://www.state.gov/documents/organization/256405.pdf (дата обращения: 11.09.2016).
13. Europe in the world: can EU foreign policy make an impact? [Электронный ресурс] / ed. by A. Hug ; The Foreign Policy Centre. P. 52. URL: http://fpc.org.uk/fsblob/1535.pdf (дата обращения: 24.03.2017).
14. Kern S. The islamization of Britain in 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gatestoneinstitute.org/4112/islamiza-tion-britain (дата обращения: 19.12.2014).
15. Bertholee R. Silent, but not idle [Электронный ресурс] // General intelligence and security service : annual report 2015. URL: https://english.aivd.nl/binaries/aivd-en/documents/annual-report/2016/05/26/annual-report-2015-aivd/annual-report-2015-aivd.pdf (дата обращения: 30.05.2015).
16. Марказ аль-бухус аль-амрикия: Издияд адад аль-мукатилин мин аль-харидж фи Сурия [Электронный ресурс] = Армейские подразделения реагируют на нападение боевиков на город Скальбия // Syria now. 2014. 19 июля. На араб. яз. URL: http://www.syrianow.sy/index.php?d=39&id=161768 (дата обращения: 10.08.2016).