УДК 331.556 © Михель Е.А. © Крутова О. С.
Миграционные процессы в зеркале трансформаций: приграничные регионы России
Статья посвящена рассмотрению миграционных процессов, имеющих место в постсоветской России переходного периода. В приграничных российских регионах, благодаря активной политике властей по налаживанию трансграничного сотрудничества с зарубежными странами, миграционные процессы стали особенно интенсивными. Трансформационные процессы, имеющие место как в экономической, так и политической, социальной сферах российского общества, непосредственным образом повлияли на динамику миграционных процессов. Помимо детального анализа теоретических основ исследований миграций авторы активно используют статистический материал, свидетельствующий о динамике миграционных процессов между Россией и странами ближнего и дальнего зарубежья.
Миграция, трансформация, рынок труда, трудовая мобильность, миграционный обмен, трансграничное сотрудничество.
Егор Александрович МИХЕЛЬ
кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН [email protected]
Оксана Сергеевна КРУТОВА
кандидат экономических наук, младший научный сотрудник ИЭ КНЦ РАН [email protected]
Во второй половине XX — начале XXI в. человечество стало свидетелем непреодолимой силы процессов глобализации, так или иначе охвативших все сферы общественной жизни и создающих глобальную по своему масштабу систему взаимозависимости стран и народов мира. Данные процессы в сочетании со стремительными переменами в политических и экономических системах способствовали резкой интенсификации международных мигра-
ционных потоков, привели к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире.
В регионах России процесс миграции населения происходил на фоне общего ухудшения демографических показателей. Миграция как социально-экономический феномен приобрела двойственный характер. С одной стороны, она создала «эффект вымывания» рабочей силы, поскольку огромные масштабы квалифицированного
персонала мигрировали в страны, регионы, где существовали лучшие возможности для реализации человеческого капитала. В регионах-экспортёрах мигрантов данная потеря в виде высококвалифицированной рабочей силы была практически невосполнима.
С другой стороны, миграция создала «эффект замещения» рабочей силы, т.к. в регион-экспортёр мигрировали менее образованные работники, занимавшие вакансии в сфере низкоквалифицированного труда. Таким образом, миграция российского трудового населения за рубеж заменялась миграцией низкоквалифицированной рабочей силы из стран Содружества Независимых Государств (около 270 тысяч человек ежегодно) [21].
Миграционные процессы в России характеризуются значительными межрегиональными различиями. Поляризация расселения связана с расширением миграционного оттока и локализацией зон притока мигрантов. Выбор мигрантов обусловлен прежде всего привлекательностью экономики региона для их трудовой деятельности.
Способность региональной экономики генерировать эффективные рабочие места зависит от её структуры. Исходя из опыта последнего десятилетия, можно заметить, что преимущественно сырьевая ориентация экономики России не способствует этим процессам. Эта проблема многими российскими учёными (С. Гуриев, В. Полтерович, В. Тамбовцев) связывается с экономикой так называемого «ресурсного проклятия». Снижается спрос государства и бизнеса на генерацию доходов высокотехнологичными секторами, а значит, и на приращение новых знаний и высококвалифицированный человеческий капитал. Процесс дальнейшей деградации человеческого капитала ведёт к усилению миграционных процессов в высокоразвитых региональных экономических системах.
Социальные и экономические проблемы, возникшие в результате общей реструктуризации государственного и экономического устройства России в девяностых годах XX века, дифференциация регионов по социально-экономическому положению предопределили в них особый характер трудовой миграции. Вследствие крушения единого советского государства с начала 1990-х годов активизировался процесс трудовой миграции населения. Увеличилось число вынужденных миграций из стран бывшего Союза, возросла еврейская и немецкая репатриация. Особенный характер получила миграция населения в приграничных регионах бывшего Союза.
Международная трудовая миграция населения стала распространённым средством адаптации экономически активного населения приграничных регионов к новым социально-экономическим условиям и средством повышения благосостояния через получение альтернативного или дополнительного дохода. Несовершенство структуры занятости населения и особенности рынка труда на региональном уровне усиливают процессы перемещения трудовых ресурсов и способствуют формированию международного рынка труда. Социальные факторы трудовой миграции в приграничном регионе играют не менее важную роль в стимулировании миграционной активности населения.
Институциональные условия осуществления трансграничной трудовой миграции в новой России были вызваны изменениями в её политическом и экономическом режиме. В начале 1990-х гг. были открыты внешние границы страны для свободного перемещения товаров, финансов, ресурсов и людей. В связи с этим стали формироваться международные связи, направления по сотрудничеству, в том числе и в сфере трудовой миграции населения. Широкий выбор новых возможностей обеспечил население России и зару-
бежных стран разнообразными формами взаимовыгодного сотрудничества.
Под влиянием глобализации повышается значимость социальных факторов развития миграционных процессов [4, с. 194-196], связанных с формированием и расширением различных систем социальных связей [28, с. 3-14]. Создание и усовершенствование информационной и транспортной инфраструктуры непосредственным образом отражается на характере и динамике миграционных потоков.
В связи с созданием условий по трудоустройству за границей трудовое население приграничных регионов получило возможность повысить уровень своего дохода за счёт работы за рубежом. Для трудового населения России стали доступны такие виды трудовой миграции, как постоянная работа по найму на достаточно продолжительный срок, краткосрочная (сезонная) работа, фронтьерская миграция (ежедневное пересечение границы) и эпизодическая, связанная в большинстве случаев с торгово-закупочной (коммерческой) деятельностью.
Внутри трудовой миграции определилось разделение по типам мигрантов: высококвалифицированные учёные и специалисты; работники массовых профессий, в том числе малопрестижных и трудоёмких отраслей; работники международных организаций и транснациональных компаний; члены семей трудовых мигрантов. Помимо элитных мигрантов и мигрантов низкой квалификации (в основном мужчин), исследователи выделяют особую группу мигрантов — женщин, занятых в сфере услуг и домашнего сервиса, обслуживающих потребности среднего класса населения развитых стран [9, с. 91-101].
Феминизация миграционных потоков, начавшаяся с 1990-х годов, стала характерной чертой современного этапа развития трудовой миграции [24]. Возрастающее в связи с ускорением движения и объёмов этих потоков значение миграций вынуж-
дает правительства стран менять механизмы управления данными процессами. Трудовая миграция отличается высокой степенью гибкости миграционного поведения людей и всей инфраструктуры в целом. Становится всё более заметным противоречие, возникающее между наднациональными экономическими и социальными объектами, процессами и институтами, с одной стороны, и национальными концепциями управления этими объектами, процессами и институтами, с другой стороны.
Международная трудовая миграция в последнее время стала составной частью мирового рынка труда и незаменимым звеном в функционировании национальных экономик. Миграционная политика стран Запада ориентирована на селективный приём востребованных трудовых мигрантов, на смягчение диспропорций структуры иммиграции и на оздоровление общей демографической ситуации [22]. По данным Глобальной комиссии по миграции ООН, Россия занимает второе место в мире после США по количеству мигрантов — 13,3 млн. человек. Легальная трудовая миграция, заказываемая хозяйствующими субъектами и определённая квотами Правительства РФ, снижается год от года. Но нелегальная трудовая миграция сохраняет свои огромные масштабы. По разным данным, её численность составляет от 1,5 до 15 млн. чел. в год, в том числе из стран дальнего зарубежья (от нескольких сотен тысяч до двух миллионов) [25, с. 44; 27, с. 11].
Российская Федерация — страна с переходной экономикой. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на рассмотрение миграционного обмена с другими странами. Россия в последнее время испытывает экономический рост и идёт по пути дальнейшего развития своего хозяйства, постепенно наращивая темпы и приближаясь к лидерам мировой экономики. И в этом смысле дефицит трудовых ресурсов может быть восполнен в большей степени за счёт приёма мигрантов. Трудо-
вая миграция позволила России выйти на международный рынок труда и стать его активным участником [13, с. 36-48]. Важно заметить, что глобализация мировой экономики усилила взаимное сотрудничество в данной сфере и принесла как положительные, так и отрицательные моменты от международной трудовой миграции [10].
Регионы Северо-Запада Российской Федерации имеют необходимые предпосылки для развития межрегионального сотрудничества, обладая достаточно крупным в европейском масштабе потенциалом, мощным лесопромышленным комплексом и богатыми ископаемыми ресурсами.
Географическое положение Северо-Запада предопределило масштаб развития трансграничных связей. Общая территория данного региона составляет около 1800 тысяч м2. Здесь расположены регионы, имеющие выход к Балтике, и единственная граница со страной-членом Европейского союза. В экономическом плане Северо-Запад образуют довольно разрозненные субрегионы, не составляющие пока единого экономического пространства. Расширение Европейского союза в регионе Балтийского моря постоянно усиливает внимание ЕС к вопросам развития приграничного сотрудничества с Россией.
Основная роль приграничного российского Северо-Запада в общеевропейской системе разделения труда заключается именно в выполнении функции транзита во всём его многообразии. Трансграничные транспортные и телекоммуникационные проекты являются приоритетными в инвестиционной политике как Российской Федерации, так и Европейского союза. Сама по себе обширная территория Северо-Запада, хотя и богатая природными ресурсами, но не имеющая развитой инфраструктуры транспорта и связи, — это сегодня скорее сдерживающий фактор в социально-экономическом развитии, чем преимущество. Объективно ряд регионов
российского Северо-Запада имеют необходимые предпосылки для развития межрегионального экономического сотрудничества. К таким предпосылкам относятся и крупные в европейском масштабе экономические потенциалы Калининградской области и Санкт-Петербурга, уникальные месторождения полезных ископаемых Мурманской области.
С учётом особого характера приграничных отношений Северо-Запада России со странами дальнего и ближнего зарубежья практика миграционных процессов также приобретает особую специфику. Основные тенденции миграционных процессов в России таковы.
Тенденция первая: Россия становится активным потребителем миграций из стран СНГ. По данным Федеральной миграционной службы, общая численность иностранцев, работавших в России в I полугодии
2009 г., составила 1770,1 тысячи человек; по сравнению с показателем за I полугодие 2008 г. она уменьшилась на 82,8 тыс. человек (на 4,5%). Иностранная рабочая сила приезжала на территорию Российской Федерации из 145 стран мира [17]. В целом за период 2000 — 2008 гг. численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, возросла в 11,4 раза (с 213 293 человек в 2000 году до отметки 2 425 921 человек в 2008 году) [16, 23].
Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ традиционно являются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдова, из стран дальнего зарубежья — Китай, Вьетнам, Турция, КНДР (табл. 1).
Среди граждан стран СНГ, прибывающих в Россию, существует категория чисто трудовых мигрантов, которые приезжают на определённое время с целью заработать и затем вернуться к себе на родину. У них довольная слабая мотивация на переселение, и они работают в России только пото-
Таблица 1. Численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, тысяч человек [16, 23]
1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 281,1 213,3 377,9 460,4 702,5 1014,0 1717,1 2425,9
Из стран СНГ: 134,4 106,4 180,5 221,9 343,7 537,7 1152,8 1780,0
Азербайджан 1,3 3,3 6,0 9,8 17,3 28,3 57,6 76,3
Армения 6,1 5,5 10,0 17,0 26,2 39,8 73,4 100,1
Грузия 7,0 5,2 3,2 3,8 4,3 4,9 4,8 4,2
Казахстан 2,1 2,9 4,0 4,3 4,1 5,0 7,6 10,4
Киргизия 0,7 0,9 4,8 8,0 16,2 33,0 109,6 184,6
Республика Молдова 6,7 11,9 21,5 22,7 30,6 51,0 93,7 122,0
Таджикистан 1,5 6,2 13,6 23,3 52,6 98,7 250,2 391,4
Узбекистан 3,6 6,1 14,6 24,1 49,0 105,1 344,6 642,7
Украина 94,2 64,1 102,6 108,6 141,8 171,3 209,3 245,3
Из стран дальнего зарубежья: 146,6 106,9 197,4 238,5 358,7 476,1 563,8 645,0
Вьетнам 3,2 13,3 35,2 41,8 55,6 69,1 79,8 95,2
Китай 26,5 26,2 72,8 94,1 160,6 210,8 228,8 281,7
КНДР 15,0 8,7 13,2 14,7 20,1 27,7 32,6 34,9
Турция 36,2 17,8 37,9 48,0 73,7 101,4 131,2 130,5
му, что здесь оплата труда выше, чем в их странах. Эти трудовые мигранты в основном заняты в сфере сельского хозяйства, строительства, транспорта, лесной отрасли и выполняют малоквалифицированный труд по рабочим специальностям.
За 2008 год миграционный прирост по России составил 242 107 человек, за первое полугодие 2009 г. и аналогичный период 2010 г. - 129 194 [19] и 89 574 [20] человека соответственно. Миграционный прирост в Северо-Западном федеральном округе в 2008 году составил 11,4% от общей численности миграционного прироста по России, за первое полугодие 2009 — 2010 гг. — 9,6 и 8,2% соответственно.
Примечательно, что тенденция к увеличению численности миграционного прироста была зафиксирована в таких регионах, как Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская области и г. Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге миграционный прирост был особенно значителен. За 2008 год он составил 13,6% общей численности прироста по России. Данный показатель выше, чем аналогичный показатель по Северо-Западному федеральному округу
(2009 г. — 9,9%). В то же время в ряде регионов отмечается тенденция к миграционной убыли. Наиболее высокие показатели миграционной убыли были зафиксированы в Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях.
Российская Федерация является лидером по многим направлениям межстрано-вого сотрудничества с большинством бывших стран СССР. По уровню социальноэкономического развития страны СНГ уступают России, хотя их экономические системы также развиваются, происходит постепенный рост благосостояния населения. Миграционный обмен со странами СНГ имеет наибольшее количественное выражение среди международных миграционных потоков в России.
Особенностью миграционного движения между Россией и странами СНГ является то, что Россия стала центром притяжения мигрантов из стран СНГ, в том числе и трудовых. Большинство трудящихся-мигрантов привлекалось в 2007 — первом полугодии 2009 года для работы в организациях строительства — 41,2% (среднее за трёхлетний период); оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 17,6%; добывающих и обрабатывающих производств — 11,8%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 6,9%; транспорта и связи — 4,1% [17, 23].
Миграционный обмен со странами СНГ является для России наиболее предпочтительным в силу известных причин — общности языка, культуры и образования, унаследованных от общего прошлого в составе единого государства. Россия может ежегодно принимать до одного миллиона мигрантов, обеспечив им возможность найти работу и жильё [3, с. 8]. При этом на рынке труда отдаётся большее предпочтение россиянам, нежели гражданам других стран [2, с. 15-16]. Основная часть трудовых мигрантов из стран СНГ прибывает в Россию из Украины, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии.
В отношении миграции населения в страны и из стран дальнего и ближнего зарубежья складывается довольно интересная тенденция. В частности, миграционный прирост, как правило, существует в регионах, принимающих иностранную рабочую силу из стран ближнего зарубежья и Балтии. Только за период 2008 — первого полугодия 2009 годов миграционный прирост по России составил в совокупности 373 689 человек, тогда как по Северо-Западному федеральному округу — 9 036 человек [19, 21]. В первом полугодии
2010 года — 89 022 человека по России и 8 539 человек — по Северо-Западу [20].
Тенденция вторая: в последние годы сформировалась стабильная тенденция к уменьшению численности трудовых мигрантов, приезжающих из ряда стран дальнего зарубежья. Благодаря глобализации многие российские регионы сами начали притягивать из стран ближнего и дальнего зарубежья трудовых мигрантов, которые стали одним из источников пополнения трудовых ресурсов [6]. Однако появились проблемы, связанные с приёмом низкоквали-
фицированной рабочей силы и её интеграцией в социальную и экономическую систему страны [7]. Это вызвано резким увеличением численности мигрантов из бывших стран СССР, а также из стран дальнего зарубежья: Вьетнама, Китая, КНДР и Турции (за период 2000 — 2008 гг. доля мигрантов возросла в среднем в 7 раз). Кроме того, в России повысилась роль нелегальной миграции и незаконной занятости иностранной рабочей силы [12].
Так, например, за период 2008 — первого полугодия 2009 годов миграционная убыль в совокупности за два года составила по России 3 288 человек, в СевероЗападном федеральном округе — 1 210 чел. При этом наибольший показатель миграционной убыли был зафиксирован в Республике Карелия (-447) человек. В данном случае имеется в виду миграционный обмен между Россией и странами дальнего зарубежья.
Коэффициенты миграционного прироста (на 10 000 человек населения), рассчитываемые Федеральной службой государственной статистики, позволяют проанализировать тенденции развития миграционных отношений России и стран дальнего и ближнего зарубежья.
Так, например, в целом по России в период 1990 — 2007 гг. коэффициент миграционного прироста носил положительный характер. Наиболее высокий коэффициент был зафиксирован в 1995 году (44 балла). Однако в последующие годы коэффициент снизился до отметки 6 баллов (в 2003 году).
Примечательно, что наиболее низкие отрицательные коэффициенты миграционного прироста были зафиксированы в Республике Коми, Мурманской и Архангельской областях.
В то же время в ряде регионов (Калининградская, Ленинградская области, г. Санкт-Петербург) рассматриваемые коэффициенты в период 1990 — 2007 гг носили положительный характер.
Таблица 2. Распределение численности российских граждан, выехавших на работу за границу (по странам, человек) [23]
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 45760 47637 56290 60926 65747 69866 73130
В страны Европы: 22102 16304 16940 21936 19766 21071 20834
Соединенное Королевство (Великобритания) 6771 2056 1792 2428 1630 1571 1406
Германия 4189 2484 3058 3272 3419 3904 3493
Греция 3242 3122 3170 2884 2221 2639 2498
Мальта 3063 3258 3517 4424 4416 3752 4487
В страны Азии: 17354 21340 21169 19135 17038 16784 17787
Гонконг 479 389 166 207 226 262 359
Камбоджа 1184 3998 2215 1731 1849 2550 4036
Кипр 8218 9875 10087 10492 8875 8232 8131
Монголия 82 181 1108 704 360 466 827
Сингапур 1978 1056 2119 839 972 980 1093
Япония 1754 3107 3886 2619 1603 2153 1257
В страны Африки: 1516 2612 5828 4455 4484 4694 4807
из них Либерия 1239 1979 3262 3955 3963 4158 4246
В страны Америки: 4763 6888 11579 14301 23081 23710 26236
Багамские острова 337 437 735 815 1877 2576 2554
Панама 1180 1084 887 1090 1590 1860 2563
США 1135 2408 6073 7409 13457 11542 13698
В Австралию и Океанию 25 493 774 1099 1378 3607 3466
Тенденция третья: Россия является активным поставщиком миграций в страны дальнего зарубежья. Основной поток миграции из России направлен в страны Европы, Азии и Америки. Однако за 2000 — 2008 гг. масштабы миграций по странам мира значительно изменились. За восьмилетний период сократилась численность трудовых мигрантов, выезжающих в Великобританию (в 4,8 раза), в то время как численность мигрантов, выезжающих в США, возросла в 12 раз, на Багамские острова — в 7,6 раза, в Австралию и Океанию — в 138,6 раза (табл. 2).
Как правило, основная доля трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, — это рабочие — от 21 643 до 26 347 человек (матросы, шкиперы, подшкиперы, боцманы, машинисты всех наименований, мотористы и их помощники, пекари, кулинары, повара), тогда как численность специалистов, выезжающих за рубеж, значительно меньше (от 13 663 до 19 672 человек) [23]. Основную долю интеллек-
туальных мигрантов составляют специалисты в области техники, технологии (инженеры, техники, механики, лаборанты, градостроители, планировщики транспортных узлов), специалисты в области культуры и искусства (библиотекари, лекторы, экскурсоводы, переводчики, библиографы, искусствоведы, художники, режиссёры, артисты, композиторы, писатели, музыканты, певцы). В большинстве случаев российские мигранты, выезжающие за рубеж, имеют среднее профессиональное образование (около 40% от общей численности мигрантов). Однако доля мигрантов, имеющих высшее профессиональное образование, также значительна (около 30%). Продолжительность трудовой деятельности мигрантов за границей составляет, как правило, менее 6 месяцев (50 281 человек в 2008 году).
В процессе международного обмена трудовыми мигрантами для России характерны следующие тенденции:
• с начала 90-х годов ХХ века продолжается отток высококвалифицированных
трудовых мигрантов в развитые страны, который ослабляет потенциал развития отечественной экономики; но в последнее время численность таких мигрантов снижается и наблюдаются отдельные случаи обратного движения мигрантов;
• на заработки за границу выезжают малоквалифицированные российские работники; их работа во вторичном и третичном секторах экономики зарубежных стран носит сезонный или среднесрочный характер;
• в Россию приезжают трудовые мигранты из стран СНГ и некоторых приграничных государств Азиатского региона; гастарбайтеры занимают свободные ниши на рынке труда в основном в строительной, лесной отрасли, в сельском хозяйстве и сфере услуг, а также занимаются коммерческой деятельностью;
• особое значение имеет незаконная трудовая миграция, которая составляет по разным оценкам несколько миллионов человек ежегодно. Это трудовые мигранты, прибывшие в Россию с нарушением российского законодательства, незаконно пребывающие на территории страны, выполняющие работу без официального разрешения [8].
Международный миграционный обмен в России в настоящее время можно охарактеризовать как неравноценный, поскольку в стране снижается качество трудовых ресурсов, происходит замещение высококвалифицированных специалистов менее квалифицированными [1, с. 44].
Существует, однако, парадоксальный момент: не хватает специалистов со средним и начальным уровнем профессионального образования, которые могли бы заполнить растущее количество вакансий данной квалификации. Сегодня Россия уже не имеет собственных демографических ресурсов для восполнения численности населения слабозаселённых районов, и эта проблема усугубляется сти-
хийным притоком мигрантов из соседних государств, который таит в себе ряд угроз не будучи законодательно регулируемым и должным образом контролируемым со стороны государства. Миграционные потоки с окраинных и слабозаселённых территорий, как правило, направлены в центральные и южные районы страны с благоприятными природными условиями или районы с относительно высоким уровнем социальноэкономического развития [5, с. 75-83].
Трудовая миграция в последнее время становится распространённым явлением среди жителей малых городов и сельской местности [15].
Малые российские города численностью жителей несколько десятков тысяч человек имеют обычно моноотраслевую структуру хозяйства, т.е. градообразующее предприятие обеспечивает работой большинство трудоспособного населения. В период перехода к рыночной экономике многие из таких предприятий столкнулись с серьёзными трудностями, вследствие чего люди фактически остались без работы. В этих условиях члены домохозяйств вынуждены были искать работу в других, более крупных городах, где благодаря развитию частного бизнеса появлялись новые рабочие места.
Тяжёлая ситуация на рынке труда подтолкнула людей к коммерческой миграции и занятию торговлей «на выезде» [18, с. 39-73].
В связи с изменениями в экономической ситуации в России в конце 1990-х годов заграничные поездки «челноков» сменились поездками на крупные оптовые рынки столичных городов для последующей реализации товаров на региональных розничных рынках.
Масштабы такой миграции в малых городах достигают 30% всех домохозяйств, в которых хотя бы один член семьи занят торговлей «на выезде» [26]. Кроме коммерческой сферы деятельности трудовые
мигранты заняты на рабочих специальностях в строительстве, оказании разнообразных услуг, на транспорте, на лесных и сельскохозяйственных предприятиях.
Похожая ситуация наблюдается в сельских районах, где особо остро стоит проблема миграции молодёжи. После окончания учёбы в крупном городе молодые люди стремятся остаться в нём, чтобы не возвращаться в родные деревни и посёлки. Трудности с трудоустройством и решением жилищной проблемы, отсутствие реальных перспектив вынуждает молодёжь искать работу в более крупных населённых пунктах. На поиски работы в города устремляются не только молодые люди, но и другое трудоспособное население, не удовлетворённое низкой оплатой труда, а зачастую и полным отсутствием работы на сельском рынке труда.
Как правило, потоки трудовых мигрантов направлены из села в город, из малых городов в более крупные центры и столичные города. Происходит своего рода перераспределение населения в пользу крупных городов, где расширены возможности трудоустройства. Обратные потоки из городов в сёла практически отсутствуют, что несёт в себе скрытую угрозу для хозяйства страны из-за усиления отраслевой диспропорции в экономике.
Одним из сдерживающих факторов для потенциальных мигрантов являются социальные издержки, связанные с правовой и социальной незащищённостью мигрантов, проблемами с их здоровьем и ухудшением семейных отношений [11, с. 47-56].
Трансграничная трудовая миграция населения обусловлена социальноэкономической напряжённостью, вызванной структурными недостатками локального рынка труда и незанятостью экономически активного населения, отсутствием на территории реальных источников повышения благосостояния для определённых категорий населения.
* * *
Итак, очевидно, что при достаточно сильной заинтересованности со стороны власти и общественности в целом в решении проблем трудовой миграции в приграничных регионах России трудовая миграция за её пределы остаётся без необходимого внимания. Основной акцент интересов общественности сделан на приезжающих мигрантах, их количестве, адаптации и трудоустройстве и других вопросах. Вместе с тем при изучении проблемы оттока трудовых мигрантов за пределы РФ выясняется, что в приграничных регионах нет никакой систематической статистики, отсутствует регулирование данных процессов, которые происходят достаточно стихийно. Существует лишь система посредничества при трудоустройстве за границей, не охватывающая всех трудовых мигрантов.
Трансграничная трудовая миграция населения в приграничных регионах связана с дефицитом гибких форм занятости населения, в первую очередь для таких особенных с точки зрения труда и занятости категорий граждан, как студенты, работники бюджетной сферы, безработные и др. Имея сравнительно небольшой доход, а также достаточно большое количество свободного времени в каникулы и отпусках, они вынуждены искать дополнительные источники дохода. Региональная структура занятости не всегда способна ответить на подобные потребности экономически активного населения. С одной стороны, несмотря на достаточное количество вакансий, предложение рабочей силы на краткосрочный период не устраивает работодателей, и, с другой стороны, условия работодателей не удовлетворяют потенциальных работников с точки зрения оплаты труда и условий работы на краткосрочный период. Решению данной проблемы может способствовать оказание образовательных услуг потенциальным трудовым мигрантам как для трудоустройства на родине, так и на предприятиях за рубежом.
Ряд российских регионов могут использовать такое преимущество, как приграничное положение, для сотрудничества в сфере труда и занятости. Дефицит гибких форм занятости на республиканском рынке труда может быть компенсирован за счёт таких форм занятости в соседнем государстве. Территориальная близость, отлаженные механизмы и необходимая инфраструктура по организации проезда, проживания и работы позволяет расширить сферу регионального рынка труда с использованием трансграничных связей.
Таким образом, формируются отдельные сегменты сферы труда и занятости трансграничного рынка труда. На данном этапе его структура имеет несовершенную форму, поскольку в трудовой миграции участвуют работники, выполняющие малооплачиваемую и низкоквалифицированную работу. Доля высоко-
квалифицированных трудовых мигрантов не превышает 10% в их общем числе.
Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе дополняются важными факторами, связанными с социальными, культурными и образовательными возможностями, доступными при трудовой миграции. В рамках трансграничного сотрудничества имеются перспективы для дальнейшего развития обмена трудовыми ресурсами.
Всё большее вовлечение России в общемировые хозяйственные связи будет способствовать развитию трудовой миграции квалифицированной рабочей силы. В то же время работа за границей остаётся хорошей перспективой для студентов во время каникул, так как она позволяет им получить дополнительный доход и удовлетворить свои потребности в образовательном и культурном развитии.
Литература
1. Балашова, Т.Н. Национальная безопасность и национальные интересы Российской Федерации в контексте миграционных процессов / Т.Н. Балашова // Миграционное право. — 2006. — № 1. — С. 44.
2. Волох, В. Приоритетное право на занятие вакансий — за российскими гражданами / В. Волох // Человек и труд. — 2002. — № 7. — С. 15-16.
3. Замятина, Т. Миграция — это благо или зло? / Т. Замятина // Эхо планеты. — 2004. — № 48-49. — С. 8.
4. Ивахнюк, И.В. Глобализация миграционных процессов. Глобалистика. Энциклопедия / И.В. Ивах-нюк. — М., 2003. — С. 194-196.
5. Коков, В. Как управлять миграцией в России / В. Коков // Экономист. — 2002. — № 2. — С. 75-83.
6. Красинец, Е.С. Внешняя трудовая миграция в России / Е.С. Красинец // Миграция населения. — Вып. 2: Трудовая миграция в России / под общей редакцией О.Д. Воробьевой. — М., 2001.
7. Красинец, Е.С. К оценке тенденций и последствий расширения трудовой иммиграции в Россию / Е.С. Красинец // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2007. — № 5.
8. Красинец, Е.С. Легальное и незаконное в сфере миграции населения / Е.С. Красинец // Россия 2002 — 2005: социально-демографическая ситуация / ИСЭПН РАН. — М.: Наука, 2008.
9. Малышева, М. Женщины в международной трудовой миграции / М. Малышева, Е. Тюрюканова // Народонаселение: издание МОТ. — 2000. — № 2. — С. 91-101.
10. Метелев, С.Е. Миграция населения и место России на мировом рынке труда / С.Е. Метелев. — М., 2005. — 77 с.
11. Моисеенко, В.М. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учёта / В.М. Моисеенко // Вопросы статистики. — 2004. — № 7. — С. 47-56.
12. Миграция и глобализация // Население и глобализация / ИСЭПН РАН. — М., 2002.
13. Охлопкова, Н.В. Интернационализация рынка труда: современные тенденции и динамика развития / Н.В. Охлопкова // Вестник МГУ Серия 6. Экономика. — 2001. — № 6. — С. 36-48.
14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат.сб. / Росстат. — М., 2009.
15. Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сб. / Росстат. — М., 2007.
16. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 795 с.
17. Россия в цифрах — 2008 г. / Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWWexe/Stg/d07/3-2.htm
18. Рязанцев, С.В. Трудовые мигранты в российской провинции: от стратегии выживания к стратегии стабильных заработков / С.В. Рязанцев / Социальная политика: реалии XXI века. — Выпуск 1: GP1/2003/04 / Независимый институт социальной политики. — М.: Сигналъ, 2003. — 166 с. (С. 39-73).
19. Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в 1 полугодии 2009 года / Федеральная служба государственной статистики. — Москва, 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru
20. Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в 1 полугодии 2010 года / Федеральная служба государственной статистики. — Москва, 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru
21. Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в 2008 году. — Москва, 2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krl.gks.ru/federal/default.aspx
22. Судоплатов, П.А. Миграционная политика стран Евросоюза / П.А. Судоплатов; Российская акад. наук, Институт социально-политических исследований. — М., 2006.
23. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 623 с.
24. Трудовая миграция женщин из России = Female Labour Migration from Russia: выезд, трудоустройство и защита прав: [монография] / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко; Российская акад. наук, Институт социально-политических исследований. — М.: Наука, 2008.
25. Тюрюканова, Е. Мигранты принимают вызов / Е. Тюрюканова // Земляки. Приложение к журналу «Социальная защита». — 2006. — № 1. — С. 44.
26. Флоринская, Ю. Трудовая миграция из малых городов России: масштабы, направления, социальные эффекты / Ю. Флоринская, Т. Рощина // Население и общество. — 2004. — № 176-176. — 25 октября — 7 ноября.
27. Хабриева, Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения / Т.Я. Хабриева // Миграционное право. — 2006. — № 1. — С. 11.
28. Цапенко, И. Движущие силы международной миграции населения / И. Цапенко // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 3. — С. 3-14.