Опасности
миграционных процессов в Тюменской области
Т. В. ЛУЗИНА, кандидат экономических наук, Тюменский государственный университет. E-mail: [email protected]
В статье оценивается влияние миграционных процессов на демографические изменения, происходящие в Тюменской области. Рассчитано пороговое значение миграционного прироста для Тюменской области и сформулированы некоторые угрозы, связанные с изменениями миграционного законодательства. Ключевые слова: миграция рабочей силы, коэффициент миграционного прироста, индикаторы демографической безопасности, трудовая миграция, трудовой патент
В Российской Федерации с 1992 г. началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над рождаемостью. В России за этот период ежегодно умирали более 2 млн человек, из них почти треть - в трудоспособном возрасте (80% из которых - мужчины). С 2000 г отмечается рост рождаемости, правда, пока еще недостаточный для обеспечения воспроизводства населения. В связи с этим одной из основных задач демографической политики РФ является «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции» [1]. Так, к 2025 г предполагается обеспечить миграционный прирост в РФ на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
Привлечение иностранной рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие страны и ее регионов. К основным положительным моментам относят замещение вакантных должностей в отдельных секторах экономики. Минусом присутствия большого числа мигрантов является то, что заработанные ими деньги не остаются в экономике нашей страны, а отправляются семьям на родину. Так, по данным ЦБ РФ, в 2014 г. переводы из России в страны СНГ составили 18,29 млрд долл. (для сравнения: в обратном направлении - 3,178 млрд долл.). Больше всего переводов осуществляют жители Узбекистана, Таджикистана, Украины, Кыргызстана,
ЭКО. - 2015. - №8 ЛУЗИНА Т.В.
Армении [2]. При этом переводы являются значительным вкладом в бюджеты этих стран, например, для Таджикистана они составили 47% ВВП страны за 2013 г [3].
Мигранты традиционно стремятся в Тюменскую область, поскольку заработная плата и уровень жизни в регионе превышают среднероссийские показатели, здесь имеются привлекательные рабочие места [4]. Географическое положение также оказывает влияние на приток мигрантов из зарубежных стран. В Тюменской области работают два многосторонних пункта пропуска («Казанка» в селе Ельцово Казанского р-на; аэропорт «Рощино» в Тюмени) и семь упрощенных мест пересечения жителей приграничных районов («Новоалександровка», «Викторовка», «Новоказанка», «Благодатное», «Красивое», «Зарослое», «Александровка»).
В Тюменской области миграция существенно корректирует демографическое положение и влияет на изменение численности и состава населения региона. За счет межрегиональных передвижений в 2014 г. впервые за рассматриваемый период убыль составила 3,05 тыс. чел. Максимальное сальдо миграции сложилось в 2011 г., когда число прибывших было больше выбывших на 28,3 тыс. человек. (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели миграции населения в Тюменской области в 2006-2014 гг.
Год Прибыло Выбыло Миграционный прирост, убыль (-), чел.
чел. темп к 2006 г.,% чел. темп к 2006 г.,%
2006 79805 100 76911 100 2894
2007 89437 112 79330 103,1 10107
2008 85326 106,9 80141 104,2 5185
2009 76027 95,3 67488 87,7 8539
2010 85402 107 78871 102,5 6531
2011 16359 204,9 132095 171,7 28264
2012 196978 246,8 176314 229,2 20664
2013 176314 220,9 191983 249,6 4642
2014 151151 190,1 154205 200,4 -3054
Источник: составлено автором на основе [5].
Основную часть прибывших иностранных граждан в Тюменской области составляют выходцы из стран СНГ: за первое полугодие 2014 г их доля достигла 99,7%. Из них 48,1% (68258 чел.) -это граждане Казахстана; 17,7% (25134 чел.) - Узбекистана, 16,4% (23335 чел.) - Таджикистана, 10,12% (14359 чел.) - Кыргызстана,
3,95% (5616 чел.) - Азербайджана, 1,4% (1993 чел.) - Армении, 0,58% (824 чел.) - Молдовы, 0,63% (901 чел.) - Украины. Из стран с «визовым режимом» подвергнуты иммиграционному контролю граждане Турции - 0,27% (395 чел.); Германии - 0,19% (280 чел.); Франции - 0,0035% (5 чел.) [6].
В основном в область приезжают люди в работоспособном возрасте, и это обстоятельство влияет на половозрастную структуру населения. Причины, которые заставляют людей менять свое место жительства, традиционны - это личные, семейные обстоятельства (более 45%), работа (около 30%), учеба (около 1%) и другие [6].
В регионе зафиксировано увеличение миграционной активности населения: за девять последних лет число передвижений увеличилось на 71,3 тыс. чел. (на 190,1%).
Одним из индикаторов демографической безопасности является коэффициент миграционного прироста на 1000 чел. населения. Проведенный анализ показывает, что своего максимума за рассматриваемый период этот коэффициент достиг в 2011 г. (табл. 2).
Таблица 2. Коэффициент миграционного прироста в Тюменской области в 2006-2014 гг.
Год Численность населения, тыс. чел. Миграционный прирост, убыль (-), чел. Коэффициент миграционного прироста,%о
2006 3293,83 2894 0,9
2007 3306,69 10107 3,05
2008 3330,6 5185 1,6
2009 3351,69 8539 2,5
2010 3378,8 6531 1,9
2011 3405,3 28264 8,3
2012 3459,4 20664 5,9
2013 3510,7 4642 1,3
2014 3546,34 -3054 -4,9
Источник: составлено автором на основе [5, 7].
Большой всплеск миграционного прироста в 8,3%о в 2011 г. объясняется введенными с 1 июня 2010 г. новыми государственными нормами. Теперь иностранцы, работающие по найму у физических лиц, должны покупать специальный патент, который стал принципиально новым разрешительным документом для работы иностранных граждан в Российской Федерации. Главная
цель его введения - урегулирование правового статуса многочисленных трудящихся-мигрантов, которые работают у частных лиц, в домохозяйствах. На протяжении многих лет эта категория мигрантов оставалась «подводной частью айсберга», находилась фактически на незаконном положении в Российской Федерации.
До введения патентов в стране существовали разрешения на работу, которые выдавались территориальными органами ФМС. Но они давали право работать только у юридических лиц и у индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что поправки, вступившие в силу 1 июня 2010 г., также дали определенные преференции высококвалифицированным специалистам: разрешение на работу им выдается теперь на срок действия трудового договора с пригласившими их работодателями, но не более чем на три года. В соответствии с таким договором мигрантам и членам их семей возможно оформление вида на жительство на срок действия контракта.
Число выданных патентов в Тюменской области с 2010 г. постоянно растет. В 2014 г. оформлено 19572 патента (почти на 18% больше, чем в 2010 г.), в том числе за первое полугодие 2014 г. основными обладателями патентов стали граждане Таджикистана - 5330, Узбекистана - 3601, Азербайджана - 1088, Кыргызстана - 1141, Армении - 780, Украины - 2340 [6].
Сферами занятости иностранных работников в Тюменской области являются (первое полугодие 2014 г.): строительство -12368 чел., торговля - 402, производство - 660, услуги - 951, транспорт и связь - 74, сельское хозяйство - 97 чел.
По состоянию на 1 июля 2014 г. на территории области легально осуществляли трудовую деятельность 14365 иностранных граждан (из СНГ - 9501 чел. (66,1%) и дальнего зарубежья -4864 чел. (33,9%).
Основными государствами - поставщиками рабочей силы на тюменский рынок труда из стран дальнего зарубежья являются (данные за первое полугодие 2014): Сербия - 392 (47,6%), Корея (КНДР) - 282 чел. (34,3%), Китай - 32 (3,8%), Босния и Герцеговина - 26 (3,1%), Турция - 20 (2,4%), Хорватия -18 (2,1%), Таиланд - 14 (1,7%), Куба - 11 (1,3%), Македония -8 (0,9%), Индия - 6 (0,7%), Германия - 5 (0,6%), Великобритания - 3 (0,3%), Мексика - 3 (0,3%), Черногория - 2 чел. (0,2%). Из стран ближнего зарубежья: Таджикистан - 2015 чел. (31,9%),
Узбекистан - 2000 (31,7%), Кыргызстан - 1008 (15,9%), Армения - 520 (8,2%), Украина - 430 (6,8%), Азербайджан -261 (4,1%), Молдова - 67 чел. (1,06%) [6].
Длительное использование иностранных рабочих в сфере услуг, торговле, строительстве, на практике привели к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличению безработицы, ухудшению ситуации на местном рынке труда. Для решения этой проблемы службы занятости населения Тюменской области направляют на профессиональное обучение с целью замещения российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлекать иностранных граждан, по наиболее востребованным иностранными работниками профессиям: каменщик, кондитер, машинист бульдозера, машинист автомобильного крана, машинист экскаватора, повар, стропальщик, тракторист, электрогазосварщик, облицовщик-плиточник, штукатур, электросварщик ручной сварки, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Но российские граждане неохотно используют данную возможность. Например, в Тюменской области общее количество безработных за 2013 г. составляло 3 669 чел. В этом же году из 500 чел., направленных на профессиональное обучение, 483 чел. завершили обучение, из которых 413 чел. трудоустроено [6].
Другая проблема - снижение цены на национальную рабочую силу - обусловлена ростом предложения на рынке труда, особенно на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу. За 2013 г. работодателями в службу занятости населения Тюменской области было заявлено 153 304 вакансии, средний уровень заработной платы по этим вакансиям составил 14 403 руб. [6], притом что средний уровень заработной платы в Тюменской области в 2013 г. был намного выше - 51 008,6 руб. [8].
Конфликты между коренным населением и иммигрантами обусловлены различными причинами. В первом полугодии 2014 г в Тюменской области зарегистрировано 265 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства [6] (1,7% от общего их числа). Из них больше всего - 74 - связаны с кражей чужого имущества, незаконным оборотом наркотиков -33, грабежом - 18, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью - 12, разбоем - шесть, убийствами - четыре (столько же зафиксировано преступлений экономической направленности).
Подводя итоги, можно сказать, что на рынке труда Тюменской области сохраняется преобладание вакансий низкой квалификации (подсобный рабочий, грузчик, водители), а также по профессиям в строительстве и промышленности (каменщики, бетонщики, плотники, газоэлектросварщики, станочники) с умеренной оплатой труда. Иностранные специалисты с высокой квалификацией и уровнем образования привлекаются в малом объеме по следующим профессиям: инженеры - 254 чел. (0,89% от осуществляющих легальную трудовую деятельность), директора - 45 чел. (0,15%). Все специалисты - в основном из стран дальнего зарубежья (Венгрия, Германия, Туркменистан, КНДР, ЮАР, Кипр, КНР, Португалия, Чехия, Индия, Турция, Сербия, США, Великобритания, Румыния, Филиппины, Хорватия) [6]. Предприятия и организации используют большой поток иностранных граждан, в том числе приезжающих на сезонные заработки.
На территории Тюменской области трудовая миграция не оказывает негативного влияния на рынок труда. По данным областного Департамента занятости населения, в 2013 г. работодателями было заявлено 36938 вакансий, а количество зарегистрированных безработных граждан - 3 669 чел. [6].
Несмотря на всплеск миграции в 2011 г., коэффициент миграционного прироста весь период наблюдений стабилен (2%), вероятно, это своего рода пороговое значение для Тюменской области, а его снижение приведет к нехватке рабочей силы.
С 2015 г. в России действуют поправки в миграционное законодательство, включающие особые правила въезда для всех граждан СНГ, облегчающие въезд для граждан из стран Таможенного союза, ЕАЭС, а также введены послабления в связи с политической ситуацией. Обновлены правила постановки на учет, штрафные санкции, ограничения и льготы для граждан СНГ. В целом законодательство существенно более формализовано, затруднены многие аспекты в части трудового законодательства (и прочих сфер).
Очевидно, что основной причиной привлечения иностранной рабочей силы на территорию Тюменской области является несоответствие возможностей и запросов граждан, состоящих на учете в службе занятости, с потребностями рынка труда. Работодатели в основном используют иностранных граждан
на неквалифицированных, низкооплачиваемых местах, длительно не востребованных гражданами Российской Федерации.
Новые правила привлечения иностранной рабочей силы, на наш взгляд, приведут к уменьшению потока легальных мигрантов, особенно из стран СНГ, а это - большая часть иностранной рабочей силы в Тюменской области. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда потребность в работниках начнет расти, вакансии низкой квалификации, а также профессии в строительстве и промышленности с умеренной оплатой труда останутся невостребованными.
Литература
1. Конценция демографической политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant. ru/191961/#ixzz3U8jZSopq (дата обращения: 19.02.2014).
2. Трансграничные операции физических лиц по основным странам-контрагентам за 2013 год [Электронный ресурс] URL: http://www. cbr.ru/statistics/print.aspx?file=CrossBorder/C-b_trans_countries_13. htm&pid=svs&sid=TGO_sp (дата обращения: 19.02.2014).
3. Федеральная миграционная служба России [Электронный ресурс] URL: http://www.fms.gov.ru (дата обращения: 19.02.2014).
4. Менова Н. Ф., Лузина Т. В. Перелив трудового капитала: необходимость и тенденции формирования рынка труда Тюменской области //Вестник Тюменского государственного ун-та. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - С. 173-178.
5. Общие итоги миграции населения (по потокам передвижения) в Тюменской области [Электронный ресурс] URL: http://tumstat.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 19.02.2014).
6. Информационно-аналитические материалы УФМС по Тюменской области за 2011-2013 г. [Электронный ресурс] URL: http://www. ufms72.ru/index.php?catalog=239&ctl=239&sub=240 (дата обращения: 19.02.2014).
7. Численность постоянного населения в Тюменской области [Электронный ресурс] URL: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_ts/tumstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 19.02.2014).
8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций [Электронный ресурс] URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=33433&referr erType=0&referrerId=1293221 (дата обращения: 19.02.2014).
«ЭКО»-информ«
Весной 2015 г. Subscribe.Ru провел опрос на тему границ пенсионного возраста. Было опрошено 2243 респондента, из них 368 пенсионеров и 1875 - в трудоспособном возрасте.
За изменениями в пенсионной системе России постоянно следят 22% опрошенных, время от времени - 52%. При этом 48% считают, что государство должно заботиться о заблаговременных накоплениях людей и способах управления ими. Около 26% полагают, что необходимость делать накопления должна быть зафиксирована государством, но решения о том, когда, сколько и каким образом накапливать на пенсию, как управлять этими средствами должны принимать работник и работодатель. Наконец, 17% думают, что накопления на пенсию должны быть сугубо добровольным делом.
Из трудоспособных опрошенных 26% рассчитывают в старости исключительно на государственную пенсию. Государственная пенсия составит большую часть дохода у 24%, меньшую - у 23%. Государственная пенсия и другие источники доходов окажутся в равных долях у 6%, исключительно на иные источники дохода надеются 4%. Источник своих доходов в старости не знают около 17% респондентов.
Получать пенсию из негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или корпоративную пенсию предполагают 13%, продолжить работу на постоянной или временной основе собираются около 41%, использовать личные сбережения - 27%, сдавать в аренду жилье и иное имущество - 18%. Рассчитывают на финансовую поддержку со стороны детей, родственников, супруга (-и) 17%, на доход от денежных вложений (вклады, паи, ценные бумаги и т. п.) - 14%, от приусадебного участка, сада, огорода - 13%, от частного бизнеса - 10%. От продажи или обмена своего жилья с доплатой планируют получить доход около 6%.
В программе государственного софинансирования пенсии участвуют лишь 17% опрошенных трудоспособных российских интернет-пользователей, а 9% ничего о ней не слышали.
Отчисления в накопительную часть пенсии не формируются у 11% опрошенных трудоспособных работающих, ничего не знают о таковых отчислениях 8%, знают, но никаких действий с накопительной частью своей пенсии не предпринимали - 39%. Переводили накопительную часть из Пенсионного фонда РФ в какой-либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ) только 30%, из одного НПФ в другой - 7%.
Размер накопительной части пенсии мог быть сокращен в пользу увеличения страховой части пенсии с 6% до 2% в связи с пенсионной реформой. Желающие сохранить размер отчислений в 6% должны были написать заявление в Пенсионный фонд РФ. Но воспользовались этим правом лишь 16%.
Из числа трудоустроенных респондентов в настоящее время в корпоративную пенсионную программу для сотрудников компании, если таковая будет предложена работодателем, готовы вступить 36%, в подобных программах уже участвуют - 4%. Не готовы стать участниками таких программ 31%, затруднились определить свое отношение к ним - 30%.
Самыми известными инициативами Правительства России в пенсионной сфере стали следующие. Увеличение пенсионного возраста: 84% знают об этом, 11% поддерживают, 86% против; отмена выплаты пенсии работающим пенсионерам: 50% знают, 7% поддерживают, 88% против; мораторий на передачу обязательных пенсионных накоплений в НПФ: 45% знают, 11% поддерживают, 62% против; возможность для работающих пенсионеров отложить получение полной пенсии на определенный срок, чтобы затем получать больше: 42% знают, 45% поддерживают, 42% против. В меньшей степени опрошенным известны такие инициативы, как увеличение минимального трудового стажа, дающего право получать государственную пенсию: 34% знают, 33% поддерживают, 60% против; полная отмена обязательной накопительной части пенсии: 25% знают, 11% поддерживают, 62% против; отмена выплаты пенсии гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы России: 13% знают, 29% поддерживают, 59% против.
По мнению опрошенных, установленный ныне возраст выхода на пенсию оптимален как для мужчин (с рубежом в 60 лет согласны 62% мужчин и 65% женщин), так и для женщин (с рубежом в 55 лет согласны 58% мужчин и 70% женщин). Предложение повысить пенсионный возраст на пять лет только для женщин поддержали 16%, только для мужчин - 8%, для обоих полов - лишь 5% трудоспособных респондентов, а 76% из них заявили, что делать этого не следует ни для мужчин, ни для женщин. Против законодательного увеличения возраста выхода на пенсию для обоих полов до 65 лет выступили 92%.
Источник: URL: http://subscribe.ru/archive/optin.custom/201505/29162454. html?clearview& [email protected]& uuid=_FGVSdr_j4Ud4UqEsVigng