Научная статья на тему 'Миграционные процессы в общественном развитии Кыргызстана'

Миграционные процессы в общественном развитии Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / ЭМИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акылбеков Т. А., Макыев А. Т.

Объектом данного исследования является миграция как фактор социально-экономического развития республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в общественном развитии Кыргызстана»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

УДК 331.556(575.2X043.3)

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСТАНА

Т.А. Акылбеков, А.Т. Макыев

Аннотация. Объектом данного исследования является миграция как фактор социально-экономического развития республики.

Ключевые слова: миграция, миграционная ситуация, трудовой мигрант, эмиграция, миграционная политика, экономически активное население, трудовая миграция, нелегальная миграция, социально-экономическая ситуация, внутренняя миграция, внешняя миграция, денежные переводы.

MIGRATION PROCESSES IN SOCIAL DEVELOPMENT OF KYRGYZSTAN

A.T. Akylbekov, A.T. Makeev

Abstract. The object of this study is a migration as a factor of socio-economic development of the republic.

Keywords: migration, the migration situation, migrant workers, emigration and immigration policy, the economically active population, job migration, illegal migration, socio-economic situation, internal migration, international migration, remittances, migration balance.

Происхождение миграции связано с самым началом истории человечества, однако для исследовательских целей имеет значение становление миграционных явлений как предмета научного исследования, выявление места и роли миграционных процессов в общественном развитии и их влияния на социально-экономическое положение тех или иных стран, местностей, народов. Миграцию можно рассматривать и c точки зрения ее влияния на социально-эко-

номические процессы, а также на ход развития общества. Принимая во внимание, что миграция населения - сложный, социально-демографический процесс, следует подчеркнуть ее роль в выполнении важных экономических и социальных функций в жизни человека. Миграция населения сильно влияет на размещение, структурное распределение, воспроизводственное движение населения, обеспечивает рациональное воссоединение территориально разрозненных экономико-природных ресурсов, производственных средств, трудовых ресурсов, в основном определяет характерные черты социально-экономических общественных отношений.

Наблюдающиеся перемены в структуре размещения и этнической палитре населения Кыргызской Республики значительно влияют на экономику, социально-культурную, экологическую составляющую развития страны. Среди отрицательных последствий миграционных процессов нужно выделить проблему дефицита рабочих мест, появившуюся в результате выезда высококвалифицированных трудовых ресурсов работоспособного населения и снижения количества действующих предприятий. Поэтому после перехода на трансформационные рыночные хозяйственные основы главную актуальность приобрело исследование особенных черт миграционного движения разных этнических групп, профессионально-образовательных, воз-растно-половых когорт в иных экономических условиях, в отсутствие мощного планового регулирования экономического развития. Большую научно-практическую значимость приобрела разработка мероприятий миграционной политики, нацеленной на оптимальное распределение трудовых резервов в стране.

В то же время миграционными процессами надо управлять в силу объективной необходимости достижения цели развития той или иной страны (учитывая, что миграция оказывает на него существенные влияние).

Для рационального управления миграционным процессам важное значение имеет классификация миграции населения, которую в общем виде можно представить как внутреннюю и внешнюю миграцию. Каждый из этих видов миграции совершается в силу определенных причин. Становится довольно распространенным видом миграция не по своей воле, то есть вынужденная, обусловленная некоторыми обстоятельствами. В то же время большая часть миграции - это добровольная, то есть суверенная миграция.

В одном случае гражданин может принять решение о совершении миграционного акта без давления извне, на базе из своих нужд. В другом случае причины миграционного передвижения и находятся во внешней среде. Вынужденный характер миграции можно определить как передвижение для нахождения убежища. Для указанных мигрантских групп прежде всего актуальны вопросы социального обслуживания, которое осуществляется со стороны социальных работников, психологов и медработников.

Классификацию миграции можно осуществить и по степени влияния миграционных процессов на образование территориального дохода. Это основано на том, что миграция связана с экономикой территории, ее трудовым потенциалом и проблемой формирования территориальных финансовых ресурсов. Важной чертой миграции населения переходного периода после распада СССР, особенно в Кыргызской Республике, выступает так называемое миграционное движение с возвратом некоторой доли мигрантов на бывшее место жительства. В связи с этим нужно выделить роль миграционных процессов в создании местно-территориальных, денежно-финансовых ресурсов в форме инвестиционных вложений, которые имеют глубоко частно-индивидуальный вид. Нужно отметить, что эти инвестиционные трансферты нацелены на материальное обеспечение членов домохозяйств, живущих в стране-доноре, повышение жизненного уровня, улучшение жилищно-бытовых условий

Миграционный процесс для местностей, откуда уезжают мигранты, не только зло, но в определенной мере и польза, если последствия миграции окажутся позитивными с точки зрения формирования территориальных доходов (например, за счет инвестиции мигрантов). С другой стороны, мигранты оказывается полезными для тех местностей, куда они уезжают, так как они выполняют наиболее тяжелую и непрестижную работу, но он могут нести и вред, создавая определенные неудобства для местного населения. Баланс плюсов и минусов для тех и других местностей имеет конкретную форму, с точки зрения количественного измерения.

Для того, чтобы сглаживать позитивные и негативные стороны, необходимо соблюдать ряд условий:

- усовершенствование правовой базы путем разработки норм и нормативов и других правовых документов;

- продвижение технических и технологических процедур миграционного движения путем применения международных стандартов, внедрения совершенных технических средств при оформлении документов и д.р.

- повышение уровня культуры поведения мигрантов в общении с людьми, соблюдение мигрантами этических норм, традиций, обычаев и привычек населения тех стран, куда они перемещаются;

- повышение профессиональной подготовки, в первую очередь -для людей, переезжающих вследствие трудовой миграции;

- достижение некоторых рубежей стратегического плана, связанных с карьерном ростом, повышением образовательного уровня и духовного развития.

Современная миграция населения имеет значительное влияние на демографическое положение в Кыргызской Республике. Рост численных показателей и доли титульного населения со значительно более высокими, чем у славянского населения, параметрами рождаемости будет оказывать влияние на скорость темпов прироста населения. А это, в свою очередь, вызовет рост давления на население в трудоспособном возрасте, возрастанию дефицита рабочих мест, росту остроты продовольственного вопроса [4].

На миграционные процессы оказывает влияние как демографический фактор, так и состояние экономики - посредством множества факторов, которые, в свою очередь, относятся к сложным процессам. Такие демографические показатели, как уровень рождаемости, смертности, воспроизводственные изменения в структуре населения показывают итоги весьма сложного взаимодействия многих социально-экономических и общественно-политических феноменов, а также социальных и культурных планок [4].

Всего в Кыргызстане проживает более 100 национальностей разных конфессий, наиболее многочисленные из них (по данным на начало 2015 г.) кыргызы - 4 млн 292 тыс. чел. (72,8 % общей численности населения), узбеки - 857 тыс. чел. (14,5 %), русские -365 тыс. чел. (6,2 %).

На изменение численных параметров населения оказывают воздействие темпы его естественного роста, которые формируются под влиянием перемен в тенденциях рождаемости и смертности населения. Также сильное влияние оказывают параметры миграци-

онных процессов. Так как для миграционного сальдо в последнее время характерно превышение количества эмигрантов над числом иммигрантов, рост численных показателей населения происходит в основном за счет естественного движения населения. За 2015 г. темпы роста численности населения составили 2,2 п.п. Самые высокие показатели были отмечены в г. Бишкеке,а также в Ошской и Баткенской областях - 2,2-2,5 %. Самые низкие показатели были отмечены в Нарынской и Иссык-Кульской областях - 1,3 % [1].

По данным таблицы 1 отток населения Кыргызской Республики за 2011 г. составил более чем 41 140 чел., это на 2971 чел. больше по сравнению с 2015 г.

В 2011 г. внешняя миграция наиболее была высокой и составила 45 740 чел., по сравнению с количеством прибывших это больше на 39 403 чел. Показатели внешней миграции за 2015 г. значительно меньше, чем в 2011 г. Число прибывших составило 3559 чел., а число выбывших - 7788 чел.

В 2011-2015 гг. отрицательный баланс миграционного движения населения из республики составил около 120 тыс. чел. Также отрицательное миграционное сальдо было со всеми государствами СНГ, кроме Республики Таджикистан и Республики Туркменистан. Главные государства для эмиграции населения Кыргызской Республики -Российская Федерация и Республика Казахстан. Из 137,05 тыс. чел., выехавших из республики в 2011-2015 гг., более 51 тыс. чел., или 38 % составили мигранты кыргызской национальности.

По данным отдела консульского облуживания Министерства иностранных дел Кыргызской Республики общая численность граждан-иностранцев, пребывающих на территории Кыргызстана по полученным визам, по наличию на начало 2016 г. достигло около 44,6 тыс. чел [2].

Численность зарегистрированных этнических кыргызов, возвращающихся на историческую Родину на конец 2015 г. - 37 454 чел, из них из Республики Узбекистан - 19 791 чел, из Республики Таджикистан - 17 424 чел, из Китайской Народной Республики - 71 чел, из Российской Федерации - 36 чел, другие страны - 29 чел.

За двенадцать месяцев 2015 г. выдано 1483 удостоверений кайрылмана, из них в Жалалабадской области - 339 чел., Баткенской области - 331 чел., Чуйской области - 318 чел., в г. Бишкек - 264 чел., г. Ош - 121 чел.

Таблица 1

Миграция населения Кыргызстана за 2011-2015 гг. (тыс. чел.)

2011 При- 2012 При- 2013 При- 2014 При- 2015 При-

Регион Приб. Убыв. рост, отток Приб. Убыв. рост, отток Приб. Убыв. рост, отток Приб. Убыв. рост, отток Приб. Убыв. рост, отток

Кыргызская Республика (всего) 4176 82926 -41140 39457 49349 -9892 35805 44209 -8404 35072 43171 -8099 34361 38169 -3808

Внутри-республи-канская миграция* 35373 37186 -1737 23882 36330 -2405 22398 32657 -1201 22209 31486 -342 21337 30381 421

Межобластная миграция 25379 2344 -1737 23882 26287 -2405 22398 23599 -1201 22209 22551 -342 21337 20916 421

Внешняя миграция 6337 45740 -39403 5532 13019 -7487 4349 11552 -7203 3928 11685 -7757 3559 7788 ^1226

со странами СНГ 6244 4505 -39261 5437 12799 -7362 4136 11367 -7231 3698 11506 -7908 3255 7572 —4318

со страни-ми Балтии вне СНГ 93 235 -142 95 220 -125 213 185 28 230 179 51 305 216 89

*Разница между числом прибывших и убывших связана с несвоевременной регистрацией по месту жительства.

Источник: Демографический ежегодник КР, 2010-2015 гг.

Численность лиц, ищущих убежище - 167 чел., беженцев -168 чел. Консультаций по вопросам выезда за рубеж (в том числе по снятию запрета на въезд в РФ) проведено - свыше 14 тыс. Консультаций кайрылманам проведено - свыше 7 тыс. На «горячую» телефонную линию «189» Информационно-консультационного центра Государственной службы миграции поступило звонков - 3427 [3].

До настоящего времени основной проблемой трудовых мигрантов оставался их неурегулированный статус. Так, к началу 2015 г. в России из 504 тыс. граждан Кыргызской Республики, 194 тыс. пребывали с нарушениями миграционных правил. По итогам 2015 г. по вопросам исключения из списка граждан, въезд которым запрещен на территорию Российской Федерации, было рассмотрено более 6 тыс. обращений. На сегодняшний день удалось открыть въезд для более чем 76 тыс. «запретников». Однако еще в указанном списке все еще остается большое количество граждан Кыргызской Республики - более 110 тыс. чел.

Общий объем денежных переводов мигрантов за 2014 г. составил более 2,2 млрд долл. США. К объему ВВП Кыргызской Республики это составляет до 30 % (ВВП 2014 г. - 7,2 млрд долл.). За последние два года происходит уменьшение денежных поступлений, обусловленное снижением темпов роста экономики Российской Федерации и Республики Казахстан в связи с понижением общемировых цен на нефть и снижением курса рубля и тенге к доллару США. Также на снижение повлиял переход Российской Федерацией на плавающий курс рубля. Проблемы, с которыми сталкиваются наши мигранты на протяжении последних десяти лет, не исчерпываются обманом и невыплатой заработной платы со стороны работодателя. Особую озабоченность вызывают нарушения в государстве приема, несущие угрозу жизни и свободы мигрантам из Кыргызской Республики.

Трудовая миграция кыргызстанцев в большей части происходит стихийно, вследствие явных и скрытых форм безработицы. При этом данный процесс сопровождается рядом труднопреодолимых проблем, которые, в основном, возникают из-за правовой неграмотности или несоблюдения внутреннего законодательства страны-реципиента. Как следствие, нарушение правил пребывания, несвоевременной регистрации и прописки по месту жительства,

уклонение от постановки на налоговый учет дает повод работникам правоохранительных органов применять в отношении наших граждан административные меры, а работодателям - использовать их труд без оформления трудовых договоров или контрактов, не создавая им элементарных условий для работы [4].

Отъезд жителей из всех регионов страны наблюдается и за рубежи. Миграция за границу наблюдается главным образом из областей с высокими параметрами бедности населения. Самое большое количество мигрантов пребывает за рубежами республики, из Баткенского региона, 36 % семей имеют как минимум одного эмигранта, в Жалалабадской области - 28 %, в Ошской регионе - 23 %, в Таласском и Иссык-Кульском регионах - 4-5 %, в Нарынской области, Чуйском регионе, в г. Бишкек - 1,6 %.

По информации Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики величина валового регионального продукта на одного жителя по регионам изменяется в сильной мере. Это оказывает мощное влияние на показатели жизненного уровня населения. Например, наиболее высокие показатели выработки валового регионального продукта наблюдаются в городе Бишкек - 147,0 тыс. сом и в двух регионах - Иссык-Кульском и Чуйском. Показатели составили соответственно, 115,5 тыс. сом и 59,0 тыс. сом. (данные Нацстаткомитета Кыргызской Республики за 2013 г.). Самый низкий показатель валового регионального продукта в пересчете на душу населения отмечены в трех регионах - в Ошском, Баткенском и Жа-лал-абадском. Показатели составили соответственно 25,4 тыс. сом, 36,6 тыс. сом и 37,0 тыс. сом. Такая ситуация вызывает массовую миграцию населения из экономически слаборазвитых областей в более развитые, а также за границу. Сокращение населения приводит, в конечном итоге, к ограничению социально-экономического развитию регионов, областей, еще больше уменьшая жизненный уровень проживающих граждан [1].

В целях предотвращения негативных явлений в миграционных процессах необходимо улучшить государственное регулирование, которое включает комплекс мероприятий, начиная со страхования мигрантов, информационного обеспечения, определения пространства и времени расселения людей, мигрирующих из Кыргызской Республики в другую страну.

Библиографический список

1. Национальный статистический комитет К.Р. URL: http://www.stat.kg/ ru/ (дата обращения: 07.02.2019).

2. Департамент консульской службы Министерства иностранных дел в КР. URL: https://mfa.gov.kg/ru/contents/view/id/125 (дата обращения: 07.02.2019).

3. Информационно-консультационный центр Государственной службы миграции КР. URL: http://ssm.gov.kg/ (дата обращения: 07.02.2019).

4. Макыев А.Т. Проблемы развития миграционных процессов в К.Р.: дис. ... канд. экон. наук. Ош, 2014.

Т.А. Акылбеков

магистрант факультета бизнеса и менеджмента

Ошский государственный университет, Кыргызская Республика

А.Т. Макыев

кандидат экономических наук, доцент

Ошский государственный университет, Кыргызская Республика

Е-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.