Научная статья на тему 'Миграционные процессы: новая концепция управления'

Миграционные процессы: новая концепция управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Юлия Викторовна

The article shows the specific character of managing migration processes as a special object in the system of strategic management of social processes with application of innovation technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration processes: a new conception of management

The article shows the specific character of managing migration processes as a special object in the system of strategic management of social processes with application of innovation technologies.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы: новая концепция управления»

Ю.В Дмитриева

Миграционные процессы:

новая кониепиия управлений

Использование инновационных технологий в управлении в целом весьма актуально, так как только с помощью инноваций можно в настоящее время выиграть в конкурентной борьбе. Инновационные технологии, основанные на взаимодействии со многими процессами в технической, экономической, социальной и природной сферах, создают преимущества отдельным предприятиям, регионам и странам. Им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива устойчивого развития — гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социального прогресса. Сегодня за счет инновационной составляющей в странах ЕС обеспечивается до 50% прироста ВВП. Эффективное использование инноваций позволяет этим странам преодолевать количественную ограниченность природно-естественных и людских ресурсов и создавать условия для обеспечения долговременной положительной динамики экономического развития [1. С. 58—69].

В настоящее время инновационная политика России поставлена в ряд

важнейших задач государственной экономической политики. Она направлена на стимулирование развития предприятий, организаций, отраслей, регионов и может оказать кумулятивное воздействие на развитие всей экономики страны, обеспечить рост предложения отечественных товаров и услуг, диверсификацию производств, быструю модернизацию основных фондов и решение социальных проблем общества [2. С. 35—43]. При этом современное управление миграционными процессами остается без какого-либо инновационного внимания. В связи с этим представляется особо актуальным рассмотреть управление миграционными процессами с позиции новой парадигмы теории управления, что позволит выделить миграционные процессы как особый объект в системе стратегического управления социальными процессами.

Во-первых, уже в само понятие «миграция населения» заложена ориентация на социальную природу объекта управления. Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение насе-

ления, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований, с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих.

Во-вторых, ни один воспроизводственный процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не проистекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении в связи с миграционными процессами. На наш взгляд, это раскрывает стратегическую линию в управлении миграционными процессами, что подтверждается и выполнением той компенсирующей функции в части стабилизации численности населения россиян, которую выполнила миграция в период резкого увеличения естественной убыли населения в самый кризисный период развития. Например, за 1992—1999 гг. общая убыль населения нашей страны составила 1,9%, однако при условии нулевого сальдо внешней миграции она могла бы быть в 2 раза больше.

И, в-третьих, имея сложную природу и многофакторную зависимость от всего комплекса условий, существующих в окружающей человека среде, миграция населения может быть квалифицирована как наиболее многоплановый и многосторонний социальный процесс. В этом смысле управление миграционными процессами — это социальное управление.

Управление в целом многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три ком-

понента — неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию:

■ процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

■ процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

■ процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми, или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

В целом управление всегда отождествлялось с социальным явлением, причем «социальное» употреблялось в качестве синонима понятия «общественное» [3. С. 5]. Как отмечает Ю.М. Козлов, управленческое отношение вообще «есть общественное отношение, в котором одна сторона выступает в качестве носителя, выразителя функций управления (субъект), а другая испытывает на себе управляющее воздействие со стороны первой (объект). Именно в связях субъекта и объекта материализуется целенаправленное управляющее воздействие. Управленческие связи иного рода (на-

пример, между двумя равнозначными субъектами), как правило, имеют своим служебным назначением создание необходимых условий для осуществления управляющего воздействия (например, согласование управленческих решений)» [4].

Таким образом, объект управления — миграцию населения необходимо рассматривать с двух точек зрения — статической и динамической. С точки зрения элементно-структурной объектами считают отдельных людей, территориальные, социально-классовые, этнические и другие общности. С точки же зрения функциональной — деятельность и поведение человека и социальных групп. Управление миграционными процессами воздействует на взаимодействие в миграционной сфере, обеспечивая при этом согласование многообразных интересов (общенародных и территориальных, национальных и межнациональных, индивидуальных и др.), организует социальные действия, достижение намеченных целей, общих результатов. Такое управление придаст устойчивость, стабильность, будет поддерживать основные параметры, качественную специфику объекта управления, необходимую направленность его развития.

Основным элементом управления является целеполагание. Целополагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Содержание социального управления в основном определяется качеством целеполагания, которое в свою очередь обусловлено тем, насколько в поставленных целях

(сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей. Итак, уже само целеполагание есть одно из средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность. И это воздействие будет тем сильнее, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Именно поэтому многие ученые, занимающиеся управлением, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждая его активность, систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной и т.п.). Стимулы есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. представления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности, а цель не всегда может быть осознанной, то

мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, «Я-кон-цепцию» и т.п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении. Теория мотивации становится все более важным, хотя и не единственным средством управленческого воздействия.

Это особенно актуально для современного управления миграционными процессами, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: потенциал творческой личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории 1 в целом и управленческой теории миграционными процессами в частности, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления. Именно интеллектуаль-

1 Синергетический подход в управлении социально-экономическими системами относится к инновационным технологиям, он обусловливает применение концепции упреждающего развития системы, превосходя задачи управления по отклонениям или текущим целям.

ные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении миграционными процессами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации миграционных органов. Поэтому важнейшей функцией управления миграционными процессами является включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода управленческой элиты, облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для развития, проявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований.

Кроме того, современное управление миграционными процессами — это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. В данном контексте следует вспомнить о таких элементах методологии, как «теория социального конструирования» (что, на наш взгляд, так же является инновационной составляющей в управлении миграционными процессами). Теорию социального конструирования для управления миграцией населения можно определить как взаимосвязанные процессы — инс-титуционализацию субъективных значений и их включение в социальные структуры, а именно правовое и организационное закрепление общественных отношений, возникающих между государством (в лице государственных

органов, общественных структур) и гражданами, по поводу осуществления и координации миграционных процессов, с последующим выделением миграции населения в отдельную отрасль, что возможно только при включении самих социальных структур в систему субъективных значений, т.е. при полной заинтересованности общества в процессе формирования миграционных отношений [5].

Считается, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к отделению управленческой деятельности от исполнительной. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества стадо человекообразных обезьян обнаруживает признаки управления, которое проявилось на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целесообразного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление. Феномен управления тесно связан с понятием «социальная организация». В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления. Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

«Всякая деятельность человека

субъективна, — подчеркивал В.Г. Афанасьев, — человек — субъект деятельности. Вместе с тем эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. Объект — это то, с чем человек взаимодействует, что противостоит субъекту в его предметно-практической, социально-политической и духовной деятельности, что преобразуется человеком в процессе этой деятельности» [6. С. 101—102]. Любая управленческая деятельность, в том числе и управление миграционными процессами, призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Таким образом, деятельность по управлению миграционными процессами должно отличать интеллектуальное содержание, поскольку она всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию решений в области управления миграционными процессами, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования управления миграционными процессами и перевода их на новый уровень.

Во многом деятельность по управлению миграционными процессами является информационной, потому

что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей информации. Существуют большие трудности в получении того, что мы называем информацией, пригодной для управления миграционными процессами. Несвязанность фактов, событий, данных при их субъективном истолковании не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому деятельность по управлению миграционными процессами предполагает поиск, отбор, переработку и анализ информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности. Каждый человек, занятый управлением, постоянно принимает решения, осуществляет мыслительные и волевые операции анализа, оценки, контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека, и формирует определенный тип поведения и деятельности — это те естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном современном органе управления.

Отечественная теория и практика управления социально-экономическими системами в условиях рынка, несмотря на относительно короткую историю, уже имеет определенные успехи в этом направлении. Сегодня уже произошли определенные сдвиги в понимании роли управления на всех уровнях власти. Эти изменения носят не только эволюционный характер, но и сопряжены с качественными изменениями содержания управленческой

деятельности, а также ее теоретического фундамента.

В настоящее время Россия переживает этап смены управленческих парадигм, в ходе которого кибернетическая концепция управления уступает место синергетической концепции. Управление организацией, предприятием уже не может осуществляться только на основе обобщения и систематизации прошлого опыта, процессу управления должны быть присущи принципиально новые методологические ориентиры и инновационные технологии [7]. Использование таких технологий в управлении весьма актуально еще и потому, что в рыночных условиях деятельность любой организации осуществляется в быстро меняющейся внешней среде. Причем эти изменения часто непредсказуемы, а их экспериментальное изучение или невозможно, или требует огромных финансовых ресурсов.

Синергетический подход в управлении относится к инновационным технологиям, он обусловливает применение концепции упреждающего развития системы, превосходя задачи управления по отклонениям или текущим целям. Синергетические инновации в управлении — это эффективные модели описания и прогнозирования развития систем, основанные на использовании потенциала теории катастроф, бифуркаций, автокаталитических и автоволновых процессов, экономической кинетики, — всего того, что в своей основе имеет нелинейное, неравновесное и необратимое развитие [7, 8].

На наш взгляд, именно переход к новой системе управления обеспечит рост эффективности и качества в управлении миграционными процессами. Этот переход связан с реализацией

двух составляющих синергетического механизма эволюции социально-экономических систем — организационной и самоорганизационной.

Однако в современном управлении миграционными процессами наблюдается явный перекос в сторону организационной составляющей в ущерб самоорганизационной, что порождает множество неадекватных проектов и решений, принимаемых руководством миграционных служб. Синергетический подход, как главная инновация в наступившем столетии, позволяет сбалансировать механизм управления миграционными процессами и вывести его на новый уровень развития. Главная задача синергети-ческого подхода заключается в том, как управлять, не управляя в классическом смысле: как малым резонансным воздействием подтолкнуть новую структуру на один из собственных и благоприятных для общества путей ее

развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие социально-экономических процессов в обществе [2].

Именно поэтому, на наш взгляд, для решения управленческих проблем в сфере миграции населения особый теоретический и практический интерес представляет внедрение международных стандартов системы менеджмента качества (в соответствии с требованиями стандарта ИСО 90012008 или ГОСТ Р ИСО 9001-2008) в деятельность миграционных служб РФ. Другими словами, использовать системный подход, что является важнейшим элементом философии управления качеством. Организация системы позволит правильно оценить потребности, спрогнозировать их на будущее, спроектировать соответствующие услуги и предложить их с требуемым уровнем качества и по конкурентоспособной цене потребителю.

Литература

1. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной деятельности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты. // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 10.

2. Кузнецова Е. Стратегическая концепция устойчивого развития экономики // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 6.

3. Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М.: Мысль, 1984.

4. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юридическая литература, 1976.

5. Дмитриева Ю.В. Социальные аспекты миграции в трансформирующейся

России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

6. Афанасьев В.Г. Системность и общество М.: Изд-во полит. лит-ры, 1980.

7. Галеева Е.И. Синергетический подход в теории управления социально-экономическими системами. Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2006.

8. Галеева Е.И., Кузнецов Б.Л., Потапов Г.П. Синергетический подход в теории и практике управления СЭС // Социально-экономические и технические системы. 2007. № 1. // http://kampi. ru/sets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.