Научная статья на тему 'Миграционные настроения молодёжи - индикатор диаспоральной политики России'

Миграционные настроения молодёжи - индикатор диаспоральной политики России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / СНГ / МОЛОДЕЖЬ / МИГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВО / DIASPORAL POLITICS / COMPATRIOTS / CIS / YOUTH / MIGRATION / EDUCATION / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савина Ольга Вячеславовна

В статье анализируется оценка диаспоральной политики России представителями молодого русскоязычного населения в странах СНГ. Исследуя социально-политические модели поведения этой категории молодёжи, автор выявляет усиливающуюся тенденцию к переезду русской молодежи из бывших республик Советского Союза в страны дальнего зарубежья на учебу, работу и постоянное место жительства. В статье даны некоторые рекомендации для более эффективного сотрудничества России со своей диаспорой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migratory moods of young compatriots as the indicator of diasporal policy in Russia

In the article the estimation of diasporal politicy of Russia is analyzed by representatives of the young Russian-speaking population in the CIS countries. Investigating sociopolitical models of behavior of compatriots, the author reveals amplifying tendency of moving of Russian youth from the former republics of the Union in the far abroad countries for study, work and a constant residence. Results of research contain some recommendations for more effective cooperation of Russia with the diaspora.

Текст научной работы на тему «Миграционные настроения молодёжи - индикатор диаспоральной политики России»

Миграционные настроения молодёжи -индикатор диаспоральной политики России

Ольга Савина

Современная диаспоральная политика России, под которой подразумевается работа государства по выстраиванию системы экономических, политических, информационных и культурных связей с соотечественниками, во многом влияет на их выбор своей жизненной стратегии в странах ближнего зарубежья.

По мнению ряда исследователей, распад Советского Союза определил для российских соотечественников в странах СНГ три модели социально-политического поведения:

- ассимиляция в титульную культуру и язык;

- отстаивание равного статуса в новом сообществе;

- отъезд в Россию1.

Отъезд в Россию как выбор жизненной стратегии пользовался большой популярностью в 90-е годы прошлого века. На современном этапе миграционные настроения русской молодежи по-прежнему сильны в Казахстане, Киргизии, Молдавии и на Украине, однако приток русскоязычного населения из этих государств в Россию заметно сократился2.

В последнее десятилетие появилась и набирает популярность новая модель поведения российской диаспоры, проживающей на постсоветском пространстве, - отъезд в страны дальнего зарубежья3.

САВИНА Ольга Вячеславовна - научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ. E-mail: olga_polnikova@mail.ru

Ключевые слова: диаспоральная политика, соотечественники, СНГ, молодежь, миграция, образование, гражданство.

С обретением независимости власти стран бывшего Союза взяли курс на построение национальных государств. Современная политика этих стран направлена на принудительную ассимиляцию других этносов в язык и культуру титульных наций. Об этом свидетельствует насильственное сужение сферы использования русского языка: значительное сокращение школ с русским языком обучения, перевод делопроизводства на государственный язык, сокращение теле- и радиопередач на русском языке. В странах, где диаспора в силу массовой миграции русскоязычного населения оказалась малочисленна - Армения, Грузия, Таджикистан, Туркмения, - русский язык вытеснен на бытовой уровень4.

К странам, где соотечественники в большей или меньшей степени имеют возможность полноценного свободного развития, одни исследователи относят Азербайджан, Белоруссию и Украину5, другие считают, что наиболее активной общественной силой является российская диаспора в Казахстане, Киргизии и Молдавии6.

Приняв за основу любую точку зрения, следует заметить, что наиболее объективно оценку эффективности диаспоральной политики России может дать именно пассионарная часть представителей российских соотечественников ближнего зарубежья.

Полагаем, что миграционные настроения в странах проживания российских соотечественников являются одним из важных критериев оценки диаспоральной политики и показателем ее действенности. Ущемление русскоязычного населе-

ния в правах, принудительное сужение функционального пространства русского языка, сокращение школ с русским языком обучения соотечественники, как правило, связывают с недостаточно сильной позицией России в странах СНГ и малоэффективной диаспоральной политикой. Проанализируем ситуацию в некоторых странах СНГ.

По результатам опроса 2008 г., желание переехать в Россию среди соотечественников Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана высказали в среднем от 40 до 70% опрошенных7.

Наиболее высокий миграционный потенциал наблюдался среди русскоязычного населения Киргизии. О желании переезда в Россию на постоянное жительство высказались 72% респондентов, еще 23% опрошенных хотели бы поехать в Россию на работу8.

В то же время некоторая часть респондентов имела намерение уехать на постоянное место жительство и работу в другие страны, а не в Россию.

Выбор такой жизненной стратегии характерен, в частности, для русской молодежи из Украины, Молдавии, Казахстана, Армении и Узбекистана.

Например, около 10% соотечественников в Казахстане в 2008 г. изъявили желание жить и работать в европейских государствах7.

Следует учесть, что наиболее активные стратегии в отношении отъезда в другие страны проявляют самые молодые соотечественники.

В 2010 г. в том же Казахстане об этом заявили более 20% опрошенных в возрасте до 24 лет и почти 12% респондентов 25-34 лет. Среди соотечественников старше 55 лет этот показатель не превышает 3%7.

Результаты опроса говорят о том, что старшее поколение все еще ис-

пытывает чувство принадлежности к России и стремление вернуться на историческую родину, а подрастающее с каждым годом эту связь утрачивает и все чаще устремляет взгляд в сторону Европы и Америки.

Результаты социологического исследования, проведенного по заказу Министерства иностранных дел России (2010 г.) демонстрируют утрату русскоязычной молодежью в странах СНГ (в большей или меньшей степени) ощущения сопричастности к материнскому государству.

Так, на вопрос «Испытываете ли вы чувство принадлежности к России?» треть опрошенных соотечественников в Казахстане, четверть в Киргизии, пятая часть на Украине и Армении и десятая часть в Молдавии ответили отрицательно4.

Эти представители диаспоры не участвуют в выборах, затрудняются описать внешнюю и внутреннюю политику России и не верят, что их молодежные организации смогут стать реальной политической силой. Очевидно, что отсутствие чувства единения с Россией как с исторической родиной направляет молодых представителей диаспоры в страны Запада.

В целом для населения стран СНГ миграционные стратегии относительно дальнего зарубежья выглядят следующим образом: 29% опрошенных в Молдавии, 23% - в Белоруссии, 22% - на Украине и 21% - в Армении хотели бы жить в Европейском союзе.

Проживать в Содружестве Независимых Государств изъявили желание не более 9% респондентов этих стран9.

Инструменты значительной корректировки такого положения имеются, в частности, за счет привлечения молодых соотечественни-

ков в российские вузы, тем более что падение рождаемости в 90-х годах обернулось существенным недобором абитуриентов в учебные заведения России. И если на ситуацию в Москве этот факт особо не повлиял (в престижных столичных вузах, по данным Федерального агентства по образованию, конкурс достигает 50 чел. на место), то региональные вузы страны пустеют. Чтобы существовать, они вынуждены принимать на учебу более слабых абитуриентов, что может существенно сказаться на качестве образования. А это, в свою очередь, обернется дефицитом профессионалов высокого уровня. Платные вузы при недоборе вынуждены закрываться или объединяться с другими. Бюджетные места уже значительно сокращены. В подавляющем большинстве российских регионов количество выпускников школ уже меньше, чем план приема в государственные вузы. И по прогнозам специалистов, ситуация с каждым годом будет все более усугубляться10.

В этой связи привлечение на учебу в Россию молодежи из новых независимых государств стало бы реальной поддержкой региональных вузов страны, с одной стороны, и существенным вкладом в развитие отношений между Россией и ее соотечественниками - с другой. К тому же некоторая часть из этих выпускников осела бы в нашей стране, пополнив ее ресурсы ценными квалифицированными кадрами. Безусловно, русскоязычная молодежь стран СНГ - та категория соотечественников, с которой сегодня Россия должна наиболее плотно работать и сотрудничать. Необходимо более ак-

тивно информировать выпускников школ в СНГ о вузах России, привлекать их на учебу и стажировку в российские учебные заведения.

Примером успешного привлечения молодежи в свою страну из других государств на работу и жительство являются Соединенные Штаты Америки.

Десятки тысяч человек из разных стран мира ежегодно становятся участниками интернет-лотереи грин-карта - удостоверения личности, подтверждающего наличие вида на жительство у человека, не являющегося гражданином США, постоянно проживающего на территории этой страны, и предоставляющего право трудоустройства. Количество участников лотереи из СНГ, получивших право на переезд в США, растет с каждым годом.

Так, к примеру, в 2011 г. Украина и Узбекистан стали абсолютными лидерами по иммиграции среди стран бывшего Союза и всей Европы (6000 и 5091 чел. соответственно)11. Всего право переезда в 201 1 г. получили 31 тыс. участников из 70 стран.

Только из Украины за 15 лет действия лотереи в США уехало более 88 тыс. чел.11

Безусловно, нужно оговориться, что статистика лотереи не разграничивает процент участия титульного населения стран и российской диаспоры. Но то, что победители лотереи из СНГ русскоязычные, а это главное, что объединяет российскую диаспору, не оставляет сомнений. Необходимо также учесть, что в лотерее участвуют в основном молодежь и наиболее деятельные представители старшего поколения.

Оценить статус России глазами молодых соотечественников позволяет статистика международной

стипендии «Болашак», учреждённой президентом Республики Казахстан. В настоящее время эта стипендия предоставляет возможность обучаться в 200 ведущих вузах в 23 странах мира.

Самой большой популярностью среди казахов пользуются вузы Великобритании, где обучается 29% всех стипендиатов программы.

На втором месте по популярности стоят США - 28% стипендиатов.

В России обучается всего 14% всех «бола-шаковцев». Столько же казахов учится в Канаде12.

Помимо программы, сотни казахских абитуриентов самостоятельно отправляются на учебу в Китай, а около трех тысяч студентов ежегодно уезжают на учебу в Великобрита-

нию13.

Необходимо учитывать, что зарубежные вузы пользуются большой популярностью и среди российской молодежи. В одной только Франции в настоящее время обучается более четырех тысяч российских студентов. Каждый год на стипендии для российских студентов правительство этой страны выделяет около 1,5 млн евро1.

Резюмируя данные факты, можно констатировать, что те молодые соотечественники стран нового зарубежья, которые отправляются на учебу и работу в Европу и Америку, считают западное образование и трудовой стаж более престижными и ценными, чем российские. Можно предположить, что недостаточно эффективная диаспоральная политика в странах СНГ позволяет молодежи, которая нацелена на миграцию из своих государств, усомниться в своей социальной перспективе на территории России.

Как считают отдельные эксперты, переезд в Россию соотечественников из СНГ сегодня совершается только после предварительного выяснения

через переселившихся знакомых возможностей трудоустройства. Некоторая часть русскоязычных соотечественников в настоящее время даже не пытается реализовать себя в России, предпочитая сразу отправляться в дальнее зарубежье3.

Любопытно, что начиная с 2001 г. в русскоязычной части потока мигрантов снижался удельный вес молодежи и, напротив, повышалась доля преставителей старших возрастов. В иноязычной части потока наблюдался противоположный процесс роста удельного веса молодежи3. Этот факт подтверждает усиливающуюся тенденцию того, что представители титульных национальностей, проживающих в Средней Азии (киргизы, казахи, узбеки, таджики), в наибольшей степени рассматривают Россию как страну возможного временного трудоустройства. Представители же славянских национальностей предпочитают в будущем уехать в Россию на постоянное место жительства.

Об этом намерении заявили 35% соотечественников в Узбекистане, 39% - в Казахстане, 49% - в Таджикистане, 72% - в Киргизии2.

Однако, несмотря на высокий миграционный потенциал, желание

последних часто остается нереализованным. Главной причиной этого является сложность оформления российского гражданства и возможность обретения достойного места в обществе. В настоящее время соотечественники лишены возможности получения российского паспорта в короткие сроки.

Действие одного из международных соглашений14, дающих такое право, было приостановлено в прошлом году, а действие двух других15 перечеркнул недавний Указ прези-дента16, обязывающий всех претендентов на получение гражданства по этим соглашениям получать вид на жительство.

А вступившие в силу поправки в Закон о соотечественниках17, декларирующие право упрощенного приобретения гражданства для представителей российской диаспоры, не могут быть реализованы, пока не внесены соответствующие изменения в Закон о гражданстве. Негативную оценку последних законодательных нововведений в отношении соотечественников можно проследить по обращениям, поступающим в блог президента России18.

Подытоживая вышесказанное и опираясь на результаты исследований, можно сделать вывод, что в целом соотечественники ближнего зарубежья, в том числе и молодые, оценивают диаспоральную политику России как малоэффективную (в среднем около 60% опрошенных в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане считают, что в отношении русской диаспоры делается очень мало или не делается вообще ничего)2.

Аргументом такого суждения является активная миграция молодежи из стран проживания: не чувствуя активной поддержки со стороны родины в области защиты прав, статуса русского языка, они уезжают не только в Россию, но и все чаще в дальнее зарубежье. Молодежь в СНГ слабо верит в то, что их организации в странах проживания могут стать реальной политической силой, особенно если действия этих организаций расходятся с официальной линией властей.

Справедливо, в свою очередь, заметить, что и сами молодые соотечественники слабо консолидированы и малоактивны, в результате чего недостаточно информированы о возможностях поддержки со строны Российской Федерации (квоты на обучение в российских вузах, медицинская помощь, проведение различных конкурсов и поездок в Россию).

В условиях сложившейся непростой демографической ситуации, ежегодного сокращения трудоспособного населения Россия крайне нуждается в привлечении молодого русского населения из ближнего зарубежья. Речь идет не о трудовых мигрантах, которые не только не решают демографических проблем (как правило, их семьи остаются в других странах), но и не содействуют развитию российской экономики, уклоняясь от уплаты налогов и отправляя заработанные деньги своим близким на родину, а о полноценной социальной базе предстоящей модернизации страны.

Представители молодого поколения, планирующие и строящие свое будущее, заинтересованы в преодолении актуальных задач современности, они восприимчивы к инновациям, могут предложить новые пути решения многих проблем.

Примечания

1 Агранович М. Сорбонна денег не берет. За какими знаниями российские студенты едут

в Европу // РГ. 2010. 1 июня.

2 Русскоязычные в Центральной Азии. Социальный портрет Институт диаспоры и ин-

теграции (Институт стран СНГ). М., 2010. С. 247, 248, 153.

3 Пальников М. Иммиграция в Россию из постсоветских республик. Часть первая // Фонд исторической перспективы [2009] // URL: http://www. perspektivy.info/ print. php?ID=36435

4 Молодежь в системе организаций соотечественников в странах СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина). М.: ООО «Лима-консалтинг», 2010. С. 449, 92, 200, 252, 409.

5 Матвейцева Н. Эволюция социально-политического положения российской диаспоры

в странах СНГ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2007. С. 89.

6 Чибисов О. Интеграция российской диаспоры в политический процесс стран СНГ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2009. С. 71.

7 Мониторинг реализации государственной программы по оказанию содействия добро-

вольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Центрально-Азиатском регионе (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). М., 2008. С. 142, 25, 45.

8 Русскоязычные в Центральной Азии. Социальный портрет Институт диаспоры и ин-

теграции (Институт стран СНГ). М., 2010. С. 137.

9 Мониторинг социальных настроений населения постсоветского пространства 2010 г //

Проект «Евразийский монитор» / / URL: www.eurasiamonitor.org

10 Лонская А., Колесниченко А. Кошмар на улице вузов. Из-за демографической «ямы» наши учебные заведения рискуют недобрать студентов // Новые известия. 2010. 21 июня.

11 Результаты лотереи Green Card / / URL: http://greencard.by/lottery/results/countries

12 В этом году ожидается самый большой выпуск стипендиатов программы «Болашак» за всю ее историю // URL: http://www.nomad.su/?a=3-200908170037

13 «Болашак» продолжит подготовку по магистерским программам // URL: http:// www.kursiv.kz/ 11952 12256-bolashak-prodolzhit-podgotovku-po-magisterskim-programmam. html

14 Соглашение от 20 января 1995 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию» // URL: http://www.akdi.ru/gd/proekt/ 056415GD.SHTM

15 Соглашение от 26 февраля 1999 года между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией «Об упрощенном порядке приобретения гражданства» и Соглашение от 28 марта 1996 года между Российской Федерацией и Киргизской Республикой «Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства» // URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=6988

16 Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. № 1391 «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325» // РГ. 2011. 24 окт.

17 Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» / / РГ. 2011. 27 июля.

18 Раздел «Соотечественники за рубежом» // URL: http://blog.kremlin.ru/theme/ 34?page=1

Ш^ЛБОЗРЕВАТЕЛЬ

О

http://www.rau .su

BSERVER E"mail: °bserver@ru-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.