Научная статья на тему 'Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители'

Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
253
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ В СГУ / EDUCATIONAL MIGRATION / FOREIGN STUDENTS / FOREIGN STUDENTS AT SSU

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Уставщикова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются тенденции образовательной миграции в Россию, в том числе география происхождения мигрантов. Основной поток образовательных мигрантов поступает из стран ближнего зарубежья. Для сглаживания демографических проблем страны они яляются лучшими мигрантами. Это высококвалифицированная молодежь, прошедшая адаптацию и интеграцию за время обучения. Необходимо сломать стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.The article discusses the trends of educational migration to Russia, including the geography of migrants’ origin. The main stream of educational migrants comes from neighboring countries. To smooth out the country’s demographic problems, educational migrants are the best migrants. These are highly qualified young people who have undergone adaptation and integration during their studies. The country needs to break the stereotype of migrants from Central Asia only aslow-skilled workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители»

УДК [911.3:33]-057.87(470+470.44)

Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители

С. В. Уставщикова

Уставщикова Светлана Владимировна, кандидат географических наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, sveus1@ yandex.ru

В статье рассматриваются тенденции образовательной миграции в Россию, в том числе география происхождения мигрантов. Основной поток образовательных мигрантов поступает из стран ближнего зарубежья. Для сглаживания демографических проблем страны они яляются лучшими мигрантами. Это высококвалифицированная молодежь, прошедшая адаптацию и интеграцию за время обучения. Необходимо сломать стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.

Ключевые слова: образовательная миграция, иностранные студенты, студенты-иностранцы в СГУ.

Поступила в редакцию: 17.12.2019 / Принята: 10.02.2020 / Опубликована: 01.06.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Foreign Students in Russia: Educational Migrants or Potential Residents

S. V. Ustavshchikova

Svetlana V. Ustavshchikova, https://orcid.org/0000-0003-0816-9866, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, sveus1@yandex.ru

The article discusses the trends of educational migration to Russia, including the geography of migrants' origin. The main stream of educational migrants comes from neighboring countries. To smooth out the country's demographic problems, educational migrants are the best migrants. These are highly qualified young people who have undergone adaptation and integration during their studies. The country needs to break the stereotype of migrants from Central Asia only as low-skilled workers.

Keywords: educational migration, foreign students, foreign students at SSU.

Received: 17.12.2019 / Accepted: 10.02.2020 / Published: 01.06.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7663-2020-20-2-104-108

Введение. Российское образование всегда считалось одним из лучших в мире. Высшее образование в Российской Федерации получили представители элит многих азиатских и африканских стран. Распад Советского Союза, экономические

трудности, реформа высшего образования привели к резкому сокращению числа иностранных студентов в стране в 1990-е годы. Временные трудности остались позади. Россия наращивает экспорт российского образования.

Основная часть. В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, тем самым сделав шаг к вступлению в европейскую зону высшего образования. Это поспособствовало повышению привлекательности российского образования. Численность иностранных студентов стала расти. Если в 2000 г. в Россию на обучение прибыли 72,4 тыс. иностранных студентов, то в 2010 г. -175,6 тыс., 2016 г. - более 406 тыс., в 2018 г. - уже более 536,5 тыс. [1].

В настоящее время в стране утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Ключевая цель проекта - повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. В результате реализации проекта количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, должно вырасти к 2025 г. с 220 тыс. человек (2017 г.) до 710 тыс. Объем средств, полученных от экспорта российского образования, должен увеличиться к 2025 г. более чем в 5 раз - до более чем 373 млрд рублей [2].

31 октября 2018 г. президентом РФ был подписан указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Значительное место в концепции уделено регулированию образовательной миграции: «24. Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются: а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях; ... г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот» [3]. Многое делается для создания общего образовательного пространства ЕАЭС, рассматривающегося как залог успеха евразийской экономической интеграции.

© Уставщикова С. В., 2020

Далее ставится задача сглаживания демографической ситуации с помощью привлечения в страну высококвалифицированных специалистов: это молодежь, которая получила высшее образование в России, знает язык, культуру и уже адаптирована и даже интегрирована. Необходимо стимулировать желающих остаться на постоянное место жительства в России (изменение статуса учебного мигранта на «имеющего вид на жительство», допуск на рынок труда после окончания обучения и т. п.). Молодых людей нужно привлекать не упрощенным получением российского гражданства, а упрощенным получением разрешения временного проживания (РВП) и вида на жительство (ВНЖ) без обязательного приобретения гражданства РФ. В планы молодого человека не всегда могут входить получение российского гражданства, отказ от гражданства своей страны. С 1 ноября 2019 г. упрощается получение РВП получившему образование в вузе РФ и являющемуся гражданином государства, входившего в состав СССР (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония), а также ВНЖ. Разрешение на получение вида на жительство по новым правилам будет выдаваться бессрочно (ранее на 5 лет)[4].

Лидерами по количеству приезжающих учиться являются страны Центральной Азии. Первое место занимает Казахстан (65,6 тыс. студентов), второе - Туркмения (27,4 тыс.), третье - Узбекистан (25,7 тыс.)[5].

Что касается дальнего зарубежья, то увеличилось число абитуриентов из Азии: на первом месте Китай, Индия и Вьетнам. Российские вузы востребованы также в странах Ближнего Востока и Африканского континента. Больше всего студентов приезжают из Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии и Ганы. Из стран Латинской Америки по количеству приезжающих студентов выделяются Эквадор, Колумбия и Бразилия. На студентов из этих стран льготное получение ВРП не распространяется.

У студентов из ближнего зарубежья есть преимущества при получении образования в России: знание русского языка, возможные родственники или знакомые, проживающие здесь, более низкая стоимость обучения по сравнению с Европой и некоторыми странами Азии. Казахстан лидирует по числу студентов в России. Это можно объяснить значительной по численности долей русскоязычных в стране (русских, татар, немцев, украинцев, белорусов и др.). Многие из них приезжают в Россию не только за образованием, но и за гражданством) [6]. Способствует их отъезду и политика мягкой дерусификации страны. В 2018 г., например, Нурсултан Назарбаев поручил органам власти полностью перейти на казахский язык. Продолжается переход государственного языка на латиницу, что в культурном плане еще больше отдалит русскоязычное население от представителей титульной нации.

Значение имеет и смена исторических названий населенных пунктов. При этом русский язык в Казахстане имеет статус официального, им пользуется преимущественно образованное городское население - даже этнические казахи)[6].

Чаще всего казахстанцы поступают в университеты Омской области (13 тыс.), Москвы (8,4 тыс.), Томской области (6,8 тыс.), Новосибирской области (5,9 тыс.), Санкт-Петербурга (5,3 тыс.), Челябинской области (4,6 тыс.), Оренбургской области (3,2 тыс.) и других регионов РФ [7]. Например, жителям западноказахстанского города Уральск всего четыре часа езды до российской Самары. В области работает образовательно-учебный центр «Gaudeamus», который помогает подготовиться к экзаменам в десяток российских вузов. Выпускникам даже ехать никуда не надо: выездная комиссия приезжает сама и принимает экзамены. Судя по статистике на сайте агитация выпускников идет успешно [8].

Вся работа по привлечению иностранцев ложится на университеты.

В вузах Саратовской области учится свыше 3 тыс. иностранцев из более чем 60 стран.

В Саратовском государственном медицинском университете обучаются 1180 иностранных студентов из 51 страны мира [9]. Саратовцы уже сейчас могут встретить выпускников этого вуза, работающих в городе и в сельской местности. Иностранные студенты обучаются также в Саратовской государственной юридической академии. Саратовский государственный аграрный университет и Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина вошли в число 39 вузов, экспортирующих российское образование [10]. Ежегодно количество студентов Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. (СГТУ), являющихся гражданами иностранных государств, составляет более 200 человек. Они обучаются по программам высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В основном контингент иностранных студентов составляют граждане стран СНГ и Балтии: Казахстана, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Эстонии, Армении, Азербайджана. Обучение в СГТУ проходят и студенты из дальнего зарубежья: Египта, Ирака, Бангладеш, Вьетнама, Анголы, Нигерии [11]. В 2019 г. в Саратовскую консерваторию на подготовительный факультет поступили100 китайских студентов [12].

Саратовский государственный университет (СГУ) - лидер по числу иностранных студентов в Саратове. Особенно значителен контингент обучающихся из стран Центральной Азии. Всего в СГУ 1200 иностранных студентов из 39 стран и 32 человека в колледжах СГУ. Наибольший интерес у иностранцев вызывают педагогическое образование, международные отношения, юриспруденция, направление подготовки Института филологии и журналистики СГУ. В 2019/20 учеб-

ном году на обучение по основным образовательным программам и программам аспирантуры были приняты 440 человек, из них 75 магистров и 6 аспирантов. 384 человека приехали на обучение из стран ближнего зарубежья, 56 - из дальнего зарубежья (рис. 1).

На первом месте по количеству приезжающих студентов уже который год стоит Туркмения (318 чел. в 2019 г.), на втором - Казахстан (30 чел.). Из стран дальнего зарубежья в 2019 г. наиболее представленным оказалось студенчество из Ирака (29 чел.) (рис. 2).

Большинство студентов поступает на бакалавриат (рис. 3). Они считают это очень привлекательным. Ведь на магистра можно выучиться в любом вузе России, можно сменить или дополнить полученное направление подготовки.

Учиться в магистратуре СГУ приезжают студенты из стран дальнего зарубежья, их доля 52% (рис. 4). География прибытия очень широка: Египет, Ирак, Йемен, Китай, Колумбия, Р. Корея, Нигерия, Турция.

Самыми популярными для поступления являются в СГУ Институт истории и международных

отношений, Институт филологии и журналистики, биологический факультет (таблица)

На географическом факультете СГУ в настоящее время обучаются 66 студентов-бакалавров из Туркмении, 3 из Казахстана, 1 из Экваториальной Гвинеи, 2 студента-магистра из Туркмении, 1 из Ганы. Потенциал для получения ВРП небольшой. Проведенные автором исследования показали, что студенты из Казахстана (русскоязычные) планируют поступать в магистратуру и, возможно останутся в России. Туркмены знают об упрощенной системе получения ВРП из информации Управления Международной службы СГУ. Большинство из них не были в Туркмении со времени поступления в вуз, привыкли к жизни в Саратове, адаптировались. Некоторые ребята нашли себе подработку. Тем не менее многие девушки хотят домой - «тяжело без поддержки родственников». Юноши все чаще говорят о дальнейшей миграции в Турцию, считают, что там более комфортная среда для адаптации: родственный язык, религия, климат. Многие отмечают, что в Турции при трудоустройстве можно воспользоваться полученным дипломом о высшем образовании. В России трудно

Рис. 1. Распределение иностранных студентов, обучающихся в СГУ, по ближнему и дальнему зарубежью

Другие страны

3%

УЗБЕКИСТАН 6%

КАЗАХСТАН 8%

ТУРКМЕНИЯ 83%

Рис. 2. Распределение иностранных студентов, обучающихся в СГУ, по странам прибытия

Рис. 3. Распределение иностранных студентов, обучающихся в СГУ, по направлениям подготовки

Китай ТУР^ИЯ

Рис. 4. Распределение иностранных студентов-магистров, обучающихся в СГУ,

по странам прибытия

Факультеты с наибольшим числом иностранных студентов, поступивших в 2019 г. в СГУ

Факультет/институт Доля иностранных студентов от поступивших в 2019 г., %

Биологиче ский 11,6

Географический 6,2

Институт истории и международных отношений 14,1

Институт физической культуры и спорта 9,6

Институт филологии и журналистики 11,8

Факультет иностранных языков и лингводидактики 10,0

Факультет психолого-педагогического и специального образования 6,6

Юридический 7,3

Другие факультеты 22,3

устроиться на престижную работу, есть стереотип восприятия приезжих из стран Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.

Каждый проживающий в Саратове студент-иностранец тратит на обустройство, проживание в общежитии и на квартире, покупку

вещей и питание как минимум 120-360 тыс. рублей в год. Отдельной строкой идут расходы на получение образования, так как большинство студентов-иностранцев обучаются на платной основе. Эти средства идут, в частности, на развитие вуза.

Город должен создать для иностранцев благоприятную, безопасную среду обитания. В Саратове проживают представители этносов стран ближнего зарубежья: Армении, Азербайджана, Украины, Казахстана, Узбекистана [13]. Разные общественные организации могут помочь в обеспечении досуга молодых людей, ведь они в дальнейшем выступят «агитаторами» за обучение именно в нашем городе.

Среди мигрантов, получающих статус временно проживающих, имеющих вид на жительство и российское гражданство, больше всего лиц из Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Молдовы, Киргизии, меньше из Белоруссии, Туркмении и Грузии. Так, за 2018 г. среди туркмен принято решение о получении РВП, проживающих по РВП - 2,5 тыс. человек. Желающих получить вид на жительство 5,1 тыс. человек, приобрела гражданство РФ 1,0 тыс. человек (это в 4-8 раз меньше, чем у мигрантов перечисленных выше стран) [14].

Заключение. Саратовская область имеет серьезные демографические проблемы [15]. Ее население многонационально. Казахи являются вторым по численности народом после русских в регионе. Область нуждается в медицинских, педагогических кадрах, работниках сельского хозяйства. Саратов - один из крупных региональных центров образования. Необходимо направить силы университетов на привлечение большего числа иностранных студентов из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии [16]. Следует сломать стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.

Библиографический список

1. Число образовательных мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию за период с 2016 по 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной миграционной службы Российской Федерации. URL: http:// fms.gov.ru/ (дата обращения: 2.12.2019).

2. Утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ news/28013/ (дата обращения: 5.12.19).

3. Концепция го сударственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/58986 (дата обращения: 15.05.19).

4. Упрощения с 1 ноября 2019 года. Для РВП и ВНЖ [Электронный ресурс]. URL: https ://migrantlider.ru/stati /

articlepost/uproshcheniya-s-1-noyabrya-2019-goda-dlya-rvp-i-vnzh (дата обращения: 5.12.19).

5. ФСБ впервые раскрыла данные о приезжающих на учебу в Россию [Электронный ресурс]. URL:https ://www. rbc.ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f 26. 11.2019 (дата обращения: 3.12.2019).

6. Казахские студенты все чаще уезжают в Россию. Почему они чувствуют себя чужими на родине? Lenta.ru 16 ноября 2019. Об этом сообщает «Рамблер» [Электронный ресурс]. URL: https ://news.rambler.ru/education/43172949/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 3.12.2019).

7. Сколько казахстанцев учится в российских вузах [Электронный ресурс]. URL: https ://www.lsm.kz/skol-ko-kazahstancev-postupilo-v (дата обращения: 3.01.2020).

8. Казахстанцы за рубежом [Электронный ресурс]. URL: https ://centre1.com/kazakhstan/pochemu-kazahstantsy-edut-uchitsya-v-rossiyu/ (дата обращения: 3.01.2020).

9. Саратовский государственный медицинский университет [Электронный ресурс]. URL: http://admission.sgmu. ru/2019/info2019 (дата обращения: 5. 12.2019).

10. Саратовский государственный аграрный университет вошёл в число 39 вузов для экспорта российского образования [Электронный ресурс]. URL: https ://saratov.bezformata. com/listnews/vuzov-dlya-eksporta-rossijskogo/60814111/ (дата обращения: 21. 12.2019).

11. Управление международного сотрудничества и внешнеэкономических связей [Электронный ресурс]. URL: http://sstu.ru/upravlenie/upravleniya-i-otdely/ums-i-ves/ (дата обращения: 17. 12.2019).

12. В Саратове 100 китайских студентов будут петь о родине [Электронный ресурс]. URL: https ://sarnovosti. ru/news/v-saratove-100-kitayskikh-studentov-budut-pet-o-rodine/ (дата обращения: 17. 12.2019).

13. Уставщикова С. В. Этнические аспекты урбанизации Саратовской области // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 30-33.

14. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года с распределением по странам мира [Электронный ресурс]. URL: https ://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ item/15851053 (дата обращения: 17. 12.2019).

15. Уставщикова С. В. Некоторые проблемы трудоресурс-ной безопасности Саратовской области // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 27-30.

16. Уставщикова С. В. Узбеки России : диаспоральный фактор адаптации мигрантов из Узбекистана // Географическая наука Узбекистана и России : общие проблемы, потенциал и перспективы сотрудничества : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ф. Х. Хикматов, А. Г. Дружинин. Ташкент : НУУз, 2019. С. 363-366.

Образец для цитирования:

Уставщикова С. В. Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 104-108. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7663-2020-20-2-104-108

dte this article as:

Ustavshchikova S. V. Foreign Students in Russia: Educational Migrants or Potential Residents. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Earth Sciences, 2020, vol. 20, iss. 2, рр. 104-108 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7663-2020-20-2-104-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.