УДК 911.3
Демографические аспекты развития населения и урбанизации в Туркменистане
С. В. Уставщикова
Уставщикова Светлана Владимировна, кандидат географических наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, sveus1@ yandex.ru
В статье рассмотрены необходимость и условия урбанизации в республике. Высокий естественный прирост и аграрный тип экономики - причины проблем в области занятости. Внутренняя миграция в стране направлена в города, что обусловливает развитие урбанизации. Модели урбанизации, которые преобладают в стране, - «периферийная» и «концентрационная». Приведена классификация и типология городов Туркменистана. Определены перспективы процесса урбанизации.
Ключевые слова: естественный прирост, миграционные процессы, урбанизация, «периферийная» урбанизация, «концентрационная» урбанизация, классификация и типология городов.
Demographic Aspects of Development of Population and Urbanization in Turkmenistan
S. V. Ustavshchikova
Svetlana V. Ustavshchikova, https://orcid.org/0000-0003-0816-9866, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article discusses the conditions and the need of urbanization in the country. High natural growth and the agrarian type of economy are the cause of employment problems. Internal migration in the country is directed to cities, which leads to the need to develop urbanization. The urbanization models that prevail in the country are peripheral and concentration. The classification and typology of the cities in
Turkmenistan are given. The prospects of the urbanization process are estimated.
Keywords: natural growth, migration processes, urbanization, peripheral urbanization, concentration urbanization, classification and typology of cities.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7663-2019-19-4-262-266
Введение и постановка проблемы. Демографические процессы, происходящие в стране, оказывают определенное воздействие на социально-экономическое развитие страны, на расселение и урбанизацию. Высокий естественный прирост населения диктует условия урбанизации и ее необходимость. Республика Туркменистан развивающаяся страна Центральной Азии. Страна ищет свой путь развития, используя наследие СССР, и откликается на вызовы глобализации. На современный этап ее развития большое влияние оказывают демографические процессы и низкий уровень урбанизации.
Основная часть. Туркменистан относится к странам с быстрым ростом численности населения. Население республики составляет 5,8 млн человек (2018 г.), за 1990-2018 гг. оно выросло на 2,2 млн человек, т. е. темп его роста составлял 1,6% ежегодно. Население увеличивается в результате значительного естественного прироста (рис. 1).
Этот рост обусловлен возрастной структурой населения страны, так, на 2018 г. дети до 15 лет составляют 31%. Однако идет процесс сокращения
40 35 30 25 20 15 10 5
1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
=0= Рождаемость 33,5 29Д 26,5 22 22 21,5 21,5 21,5 21,5 21,5 21 27
=LJ= Смертность 7 7 8,3 8,3 7,7 8 8 7,8 7,8 7,8 8 7
Естественный прирост 26,5 21,1 18,2 13,7 14,3 13,5 13,3 13,7 13,7 13,7 13 20
Рис. 1. Динамика показателей естественного прироста населения (на 1000 населения). Сост. по: [1]
© Уставщикова С. В., 2019
С. В. Уставщикова. Демографические аспекты развития населения в Туркменистане
детности семьи. Так, суммарный коэффициент рождаемости изменился с 4,17 (1990г.) до 3,2 (2017г.). Следовательно, в ближайшем будущем неизбежно сокращение показателей рождаемости. Однако для этого необходимо большее снижение младенческой смертности. В настоящее время смертность детей до года велика (45 детей на 1000 новорожденных за один год (1990 г. - 54,7)). Младенческая смертность является важной характеристикой общего состояния здоровья и уровня жизни населения страны. С середины XX в. этот
показатель практически неизменно используется как один из важных факторов при классификации стран по уровню жизни населения. Часто именно высокая младенческая смертность в стране связана с высокой рождаемостью как своеобразной страховкой родителей на старость. В республике, хотя и небольшими темпами, растет продолжительность жизни населения (рис. 2). Ожидаемый рост доли населения старше 65 лет (2018 г. - 4%, 2050 г - 11%) приведет к увеличению смертности населения. За этим последует сокращение темпов
Рис. 2. Динамика продолжительности жизни в Туркменистане в 1990-2017 гг., лет [1]
роста численности населения. Но это сокращение будет идти долгое время, так как медианный возраст населения 25,6 года (2015 г.). Прогноз численности населения, разработанный экспертами ООН, предсказывает ее сокращение к 2100 г.
Международная миграция из республики менялась на протяжении 1989-2017 гг. Внешние миграционные процессы после распада СССР характеризовались преобладанием эмиграции, прежде всего оттоком нетитульного населения, в том числе русских (табл. 1).
Таблица 1
Этнический состав населения Республики Туркменистан в 1989, 1995 и 2010 гг., %
Этнос 1989 1995 2010
Туркмены 72,0 76,1 78,6
Узбеки 9,0 9,2 9,4
Русские 9,5 6,7 3,2
Казахи 2,5 2,0 2,7
Азербайджанцы 0,9 0,8 1,0
Татары 1,1 0,8 1,2
Украинцы 1,0 0,5 0,2
Другие 4,0 3,9 3,7
Примечание. Приведены народы, доля которых в населении страны когда-либо составляла 1,0% [2].
С начала 1989 г. по 2010 г. численность туркмен в республике выросла вдвое (с 2,5 до 4,0 млн), в частности за счет возвратной миграции туркмен с постсоветского пространства, тогда как численность русских сократилась почти втрое - из 334 тыс. осталось 165 тыс. [2,3]. Так, миграционное сальдо Россия - Туркменистан составило 86,4 тыс. человек в пользу России за 1989-1999 гг., за следующее десятилетие (20002009 гг.) - 45,8тыс. человек. В 2010-2017 гг. в России остались почти 24,4 тыс. человек из Туркмении [4].
Кроме РФ, миграционный поток из Туркмении был направлен в основном в Турцию, Иран, ОАЭ, в страны СНГ и ЕС. По предварительным оценкам Государственной миграционной службы в 2012 г. за пределы страны выехало свыше 150 тыс. граждан, из которых более 110 тыс. считаются невозвращенцами. В основном это те, кто покинул страну по туристическим визам.
В настоящее время в результате экономического кризиса в Туркменистане, несмотря на запреты и ограничения, все большее число граждан в поисках работы стремятся выехать за рубеж. Основным направлением является Турция. В последнее время туркмены стали выезжать и в соседние страны - Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Кому-то удается закрепиться в этих государствах, но чаще они оказываются
транзитными на пути все в ту же Турцию. По мнению экспертов, новым направлением туркменской трудовой миграции может стать Россия. «Пока трудовой миграции из Туркменистана в Россию, хоть сколько-нибудь похожей на миграцию из других стран Центральной Азии, нет. На территории России находится всего несколько тысяч граждан этой страны, да и то большая их часть приехала не на работу. Но прогнозировать развитие ситуации трудно. Считается, что сравнительно невысокая мобильность граждан Туркменистана связана с жестко авторитарным характером политического строя страны» [5]. В 2017 г. на миграционный учет в России встали 74 тыс. граждан Туркменистана, гражданство России приобрели 729 граждан [6].
Туркменистан до сих пор является страной с аграрно-индустриальным типом экономики. Первое место по занятости трудоспособного населения занимает первичный сектор экономики. Так, в сельском и лесном хозяйстве трудится около 48% всех работающих жителей. В сфере услуг работают 34% занятого населения Туркменистана, в промышленности - 12% [7].
Именно рост населения обусловливает ускорение процессов урбанизации. В республике назрела необходимость создания новых городов и агломераций, которые будут играть роль полюсов роста. Туркменистан относится к странам со средним уровнем урбанизации. Доля городского населения в стране составляет лишь 52% (2018 г.) и растет значительными темпами (47% - 1990г). Среднегодовой темп прироста в 2010-2015 гг. составил 2,5 % [8].
Доля и численность горожан растет в стране в результате трех процессов:
- естественного прироста населения в городах;
- миграционного прироста населения из сельской местности в городскую;
- административных преобразований (так, по состоянию на 1 января 2014 г. в Туркмении было 24 города, после административно-территориальных реформ 2016 г. число городов увеличилось до 47, на 1 октября 2018 г. - 51 город) [9].
Условия урбанизации и ее необходимость проявляются в следующем:
- высокий естественный прирост населения в сельской местности при ограниченных возможностях занятости на селе приводит к обострению проблемы безработицы, осуществляется миграция населения в города;
- ограниченность водных и земельных ресурсов, которые ставят вопрос о повышении производительности труда в сельском хозяйстве, приводит к появлению обрабатывающих машиностроительных и ремонтных предприятий в поселениях, которые преобразуются в городские, влияя на темпы урбанизации;
- экономика страны переходит с аграрно-ин-дустриального типа на индустриально-аграрный.
В Туркменистане на начало ХХ века было четыре города: Красноводск - 1869 г. (год получения городского статуса), ныне Туркменбаши; Ашхабад
- 1881 г., Мары - 1884 г., Чарджоу - 1886 г. (ныне Туркменабад). В советский период возникло еще 11 городов - все они продукт индустриализации. Индустриализация в Туркменистане во многом была связана с эвакуацией промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны и активной деятельностью по освоению углеводородных ресурсов. В послевоенное время основным достижением Туркменистана стало развитие добычи природного газа, нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения, а также наращивание производства хлопка. В соответствии с потребностями этих отраслей получили развитие транспортная и оросительная инфраструктура. В частности, сооружение в 1950-1970 гг. Каракумского канала дало мощный стимул развитию земледелия.
По функциональному типу города делились:
- на организационно-хозяйственные центры добывающей промышленности (Западная Туркмения);
- центры сельскохозяйственных районов;
- центры обрабатывающей промышленности (расположены в глубине оазисов).
В республике сложились поселки городского типа, которые по мере роста населения преобразовывали в города. Их функциональные типы
- добывающая промышленность (локализация в местах разработки нефти, газа, химического сырья, строительных материалов), обслуживание ирригационных сооружений на реках, Каракумском канале, промысловое рыболовство, частично земледелие.
В Туркменистане (данные на 1 октября 2018 года) 51 город относится к четырем административным категориям:
- столица страны - Ашхабад;
- административные центры пяти велаятов: Аннау (29,6 тыс. чел), Балканабат (89,8 тыс. чел.), Дашогуз (227,2 тыс. чел.), Туркменабат (408,9 тыс. чел.), Мары (208,6 тыс. чел);
- города с правами этрапа;
- города в этрапе [9].
В стране один город с численностью населения более 1 млн. человек - это столица Ашхабад (табл. 2). Именно в столице сосредоточено более 30% всего городского населения страны. В больших городах с населением более 100 тыс. человек (их 3) сосредоточено еще около 30%. В современном Туркменистане чем крупнее город, тем более быстрыми темпами растет его численность.
В 26 городах, представленных в табл. 2, численность населения которых опубликована, проживают 89,3% городского населения.
В результате административной реформы 2016 г. более 20 поселений получили городской статус. Данная политика продолжается (есть поселения, получившие городской статус в 2018 г.).
С. В. Уставщикова. Демографические аспекты развития населения в Туркменистане
Таблица 2
Классификация городов по численности населения (по 26 городам) и по времени получения городского статуса
Группа городов по численности, тыс. чел. Число городов /численность населения в них, тыс. чел. Доля в городском населении* Год получения городского статуса Число городов
Более 1 млн чел 1 /1 003,7 33,2 1800-1900 4
500,0 тыс. чел. -1 млн - - 1901-1940 7
100,0-499,9 3 /844,8 28,0 1941-1990 6
50,0-99,9 6 /480,6 15,9 1991-2015 4
20,0-49,9 12 /335,5 11,1 2016-2018 25
Менее 20,0 4/35,0 1,1 Нет данных 3
*Численность городского населения на 2018 г - 3019 человек. Сост. по: [10].
Так, населенные пункты, достигшие численности населения 8 тыс. человек, переводят в городские. В таких поселениях уже имеются промышленные предприятия, строительные и транспортные организации, коммунальное хозяйство, муниципальный жилищный фонд, сеть социально-культурных учреждений, предприятия торговли и быта. Государственные органы осуществляют строительство перерабатывающего предприятия (пищевая, текстильная отрасли), возникают новые объекты социальной инфраструктуры (стадион, школа, больница). Часто городом становятся два объединенных поселения, расположенных в непосредственной близости друг от друга, с растущим населением. Это так называемая «периферийная» урбанизация, получившая большое распространение в развивающихся странах Азии. В результате периферийной урбанизации сельские населенные пункты преобразуются в городские. Такой процесс урбанизации кардинальным образом меняет структуру и физический облик обширных сельских районов. От «периферийной» урбанизации выиграли многие сельские жители, которые в противном случае были бы вынуждены перебираться в большие города. Теперь же они получили работу по месту жительства. Но облик поселения при этом почти не меняется, напоминая сельский. Многие жители продолжают заниматься сельским хозяйством (хлопок, зерно, животноводство, садоводство). Произведенная ими продукция перерабатывается на местных предприятиях.
Подобные процессы урбанизации приводят к тому, что инфраструктура новых городов не всегда успевает за быстрорастущими потребностями предприятий и населения, что ведет к ухудшению условий жизни в городах (плохая экология, недостаток и низкое качество коммунальных услуг, риски для здоровья людей и т. п.) [11].
Одним из направлений политики урбанизации в стране может стать развитие городских агломераций. Это позволит снизить концентрацию населения в столице и крупных городах, а также обеспечить более равномерное пространственное развитие. Пока же рост Ашхабада обусловлен поглощением городов пригородной зоны (г. Абадан в 2013 г. стал частью Ашхабада).
Крупные города играют ведущую роль в экономике Туркменистана, именно в них сосредото-
чены финансовые, трудовые, интеллектуальные и иные ресурсы (3-4 города). В то же время малые и средние города слабо участвуют в экономическом и социальном развитии страны, что приводит к перекосам в территориально-пространственном развитии. Ключевой проблемой малых и средних городов является их монофункциональность. В странах Центральной Азии, и Туркменистан не исключение, наблюдается «концентрационная модель» урбанизации - сосредоточение населения и экономики в крупных и крупнейших городах. При этом малые и средние города, несмотря на их численность и социальную значимость, слабо участвуют в экономическом развитии стран региона [11, с. 47]. Необходимо через развитие малых и средних городов превратить их в опорный каркас экономического развития страны.
Основная проблема урбанизации в странах Центральной Азии заключается в том, что конфигурация городов и их территориальное развитие еще во многом пребывают в рамках советской парадигмы. Иными словами, города рассматриваются прежде всего как центры точечной индустриализации и административно-культурные центры. Географически регион Центральной Азии обладает значительным потенциалом развития. Он расположен между быстрорастущими в экономическом плане Восточной Азией и Европой. Центральная Азия может обрести статус пространства, ориентированного на транзит идей, технологий, товаров и капиталов. В связи с этим возможно появление новых городов-лидеров, имеющих индустриально-инновационный и транспортно-логистический потенциал. Так, город Теджен постепенно превращается в серьезный транспортно-логистический центр регионального масштаба. В 1990-х гг. была построена железнодорожная ветка Теджен-Серахс-Мешхед (Иран), и станция стала узловой. Все железнодорожные составы, следующие из стран Средней Азии в Иран и обратно, проходят через Теджен-Серахс. Около половины экспортно-импортного грузопотока среднеазиатского региона (Туркменистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) приходится на перевозки через порты Ирана. В завершающей стадии находится строительство Туркменбашинского международного морского порта, воздушных гаваней в городах Дашогуз
и Туркменабат. Туркменбашинский порт имеет важное геополитическое значение в Евразии. Находясь на торговом пути Европа-Кавказ-Азия, он способен принимать суда в течение всего года. Порт является «морскими воротами», связывающими Центральную Азию и Европу морскими, автодорожными и железнодорожными путями, и выполняет функции крупнейшего транзитного узла региона.
Туркменистан превращается в страну крупных транспортно-логистических узлов межрегиональной и межконтинентальной значимости. В стране изучаются перспективы проекта транспортного коридора Средняя Азия - Ближний Восток (Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман). Новый коридор позволит странам Центральной Азии связаться с портами Персидского и Оманского заливов оптимальным маршрутом.
В декабре 2014 г. был завершен проект по строительству транснациональной железнодорожной магистрали Казахстан-Туркменистан-Иран. По предварительным расчетам годовой объем перевозок в итоге может составить 10-12 млн т грузов. По этому торговому пути грузы могут беспрепятственно переправляться в страны Персидского залива, к Индийскому океану, вывозиться в Европу [12].
Заключение. Население страны растет значительными темпами. Миграция не оказывает большого влияния на демографические процессы, как это происходит в других странах Средней Азии. Развитие Туркменистана как транспортно-логи-стического центра международного значения в данный исторический период даст новый импульс развитию экономики малых городов страны. Изменение статуса региона (прежде закрытого от мировой экономики) потребует нового понимания роли и места городов, формирования их нового каркаса. Вполне возможна серьезная трансформация значимости городов в национальном и региональном масштабе [11, с. 52]. Политика, направленная на включение Туркменистана в глобальное экономическое пространство как моста между Восточной Азии и Европой, предусматривает:
- появление новых городов-лидеров, имеющих индустриально-инновационный и транс-портно-логистический потенциал:
- превращение прежних городов-аутсайдеров в города-лидеры, которые должны и смогут использовать свои конкурентные преимущества в новых условиях;
- возможность получения крупными городами-лидерами новых конкурентных преимуществ.
Библиографический список
1. Демографические показатели по 15 новым независимым государствам [Электронный ресурс]. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_rni.php (дата обращения: 20.04.2019)
2. Население Туркмении [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D (дата обращения: 20.05.2019)
3. Туркменистан. Проект. Базовый миграционный профиль. Подготовлен Секретариатом Пражского процесса. 2014. 28 с. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer. ru/64275121-Turkmenistan-proekt-bazovyy-migracionnyy-profil.html (дата обращения: 20.05.2019)
4. Международная миграция [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ ru/ statistics/population/demography/ (дата обращения: 21.05.2019)
5. В РФ могут появиться новые мигранты - из Туркмении [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/cis/2018-04-13/1_7211 turkmenia.html 13.04.2018 00:01:00 (дата обращения: 21.05.2019)
6. В 2017 году на миграционный учет в России встали 74 тысячи граждан Туркменистана [Электронный ресурс]. URL: https://www.hronikatm.com/2018/02/v-2017-godu-na-migratsionnyiy-uchet-v-rossii-vstali-74-tyisyachi-grazhdan-turkmenistana/ (дата обращения: 21.05.2019)
7. Республика Туркменистан. Население страны [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/327081/ respublika-turkmenistan-naselenie-stranyi (дата обращения: 31.05.2019)
8. Показатели урбанизации по странам мира в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.de-moscope.ru/weekly/app/wup2018.php (дата обращения: 15.05.2019)
9. Административное деление Туркмении [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 11.05.2019)
10. Список городов Туркмении по населению [Электронный ресурс]. URL: https://all-populations.com/ru/tm/list-of-cities-in-turkmenistan-by-population.html (дата обращения: 22.04.2019)
11. Урбанизация в Центральной Азии: вызовы, проблемы и перспективы. Ташкент, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/hlm/prgm/cph/ experts/uzbekistan/CER_AD_ Urban_CA.pdf (дата обращения: 17.05.2019)
12. Туркменистан превращается в транспортно-ло-гистический центр международного значения [Электронный ресурс]. URL: https://www.trend. az/casia/ turkmenistan/2816909.html (дата обращения: 17.05.2019)
Образец для цитирования:
Уставщикова С. В. Демографические аспекты развития населения и урбанизации в Туркменистане // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 262-266. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7663-2019-19-4-262-266
Cite this article as:
Ustavshchikova S. V. Demographic Aspects of Development of Population and Urbanization in Turkmenistan. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Earth Sciences, 2019, vol. 19, iss. 4, рр. 262-266 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7663-2019-19-4-262-266