УДК 325.14(44)"2002/2007"
Гринева Юлия Александровна
Grineva Yulia Aleksandrovna
аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ (2002 - НАЧАЛО 2007 Г.)
PhD student, Global Processes Faculty, Lomonosov Moscow State University
MIGRATION LEGISLATION IN FRANCE (2002 - EARLY 2007)
Аннотация:
В статье рассматривается миграционная политика Франции в период президентства Ж. Ширака. Автор обозначил основные этапы и предпосылки формирования французского иммиграционного законодательства. Статья носит сравнительно-политологический характер. Исследованы эволюция миграционного законодательства и его влияние на миграционную ситуацию.
Ключевые слова:
законодательство, Франция, миграционная политика, иммиграция, реформы, мигранты, миграционное законодательство, политика.
Summary:
The article deals with the migration policy of France during the presidency of Jacques Chirac. The author outlines the main steps and prerequisites of the French immigration legislation. The article is written as a comparative political study. Evolution of the migration legislation and its impact on the migration situation is analysed.
Keywords:
legislation, France, migration policy, immigration, reforms, migrants, migration law, policy.
В 2002 г. с победой на президентских выборах Ж. Ширака, а на парламентских - его партии - неоголлистского «Союза за народное движение» в истории современной Франции открылся новый этап, характеризующийся, в частности, активной политикой в сфере миграции. Эту политическую линию традиционно связывали с именем неоголлиста и на тот момент будущего президента Франции Н. Саркози (2007-2012 гг.), который дважды в годы второго президентства Ж. Ширака (2002-2007 гг.) занимал пост министра внутренних дел: в 2002-2004 и 2005-2007 гг. Именно при непосредственном участии и руководстве Н. Саркози был принят ряд законов, охватывающих разные направления иммиграционной политики Пятой республики. Речь шла как об активных действиях для упорядочивания иммиграционных потоков, так и об ужесточении мер по отношению нелегальным мигрантам.
Франция, как и другие демократические государства, предоставляет убежище лицам, получившим статус беженцев. Цель реформ в области предоставления убежища двояка: с одной стороны, сделать более прозрачным процесс получения этого статуса, с другой - поставить более жесткий барьер перед теми, кто стремится воспользоваться им для получения возможности устроиться во Франции, не имея на то оснований [1].
Первые меры были предприняты еще в 1998 г., когда увидел свет закон о пребывании во Франции иностранцев и праве на убежище. Он создал более гибкую законодательную базу, расширив круг тех, кто имел право претендовать на получение статуса беженца, в то же время предусматривая возможность предоставления временного убежища с правом впоследствии пересмотреть это решение [2]. Вместе с тем сложившаяся система не всегда позволяла оперативно реагировать на запросы об убежище, а также выявлять потенциальных нелегальных мигрантов.
В этих обстоятельствах правительство в сентябре 2002 г. выступило с сообщением, в котором намечались основные цели предполагаемой реформы: создание всех необходимых условий для подачи заявлений о предоставлении убежища и удаление с территории Франции всех, кому в предоставлении этого права было отказано [3].
Закон о праве на убежище, ставший важным этапом на пути упорядочивания иммиграционных потоков, был одобрен 10.12.2003 г. Во избежание злоупотреблений в нем предусматривалось, что единственной организацией, занимающейся делами лиц, ищущих убежище, отныне становится Французское бюро защиты беженцев и апатридов, которое должно быть обеспечено дополнительными средствами для более оперативного рассмотрения всех просьб [4].
Территориальное убежище заменялось убежищем, называемым «дополнительная защита». Вопрос о ее предоставлении также переходил в ведение Французского бюро защиты беженцев и апатридов. Таким образом, лица, ищущие убежища, должны были обращаться отныне только «в одно окно». Это значительно упрощало тот путь, который необходимо было пройти иностранцу для
изъявления просьбы о предоставлении убежища, и позволяло беречь время, требуемое властям для вынесения окончательного решения. Соответственно, экономились и средства, выделяемые на обеспечение условий проживания лиц, подавших прошение об убежище.
Еще одно немаловажное решение - введение понятий «надежная страна» и «внутреннее убежище». Франция могла отказать в убежище в следующих случаях:
1) если иностранец приехал из «надежной страны», где соблюдаются права человека;
2) если у него имелась возможность добиться убежища на территории своего государства («внутреннего убежища»).
Для облегчения контроля закон предписывал обязательное информирование министра внутренних дел обо всех случаях отказа в праве на убежище. Было предусмотрено и усовершенствование положения дел в центрах по приему лиц, ищущих убежища, и зонах ожидания. Реализация намеченных мер привела к созданию дополнительных мест приема иностранцев и к более оперативному рассмотрению дел. Кодекс о въезде, пребывании иностранцев и праве на убежище, в котором были отражены изменения, закрепленные в законе, вступил в силу 01.03.2005 г. [5].
Кроме того, возникла необходимость и еще в одном преобразовании. Комиссия по обжалованию со стороны беженцев до этого времени подчинялась Французскому бюро защиты беженцев и апатридов, чьи решения она и призвана была пересматривать. Отныне она заменялась Национальным судом по правам беженцев, подведомственным непосредственно Министерству иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития [6].
Реформы, проводимые с 2003 г., рационализировали процедуру предоставления убежища, воздвигли законодательные барьеры для незаконных иммигрантов и привели к сокращению числа лиц, просящих убежища. Эти законодательные барьеры во многом отражали экономические потребности страны, заинтересованной на данном этапе в сокращении притока иммигрантов [7].
На рубеже веков резко возрос уровень семейной иммиграции. Число иммигрантов по линии воссоединения семей с 1995 по 2004 г. увеличилось на 65 %. Половина видов на жительство выдавалась иностранцам, вступившим в брак с лицом французской национальности, который зачастую был фиктивным [8]. Резкий поворот, наметившийся с приходом Н. Саркози на должность министра внутренних дел в 2002 г. и укрепившийся в последующие годы, можно обозначить как сокращение «случайной», прежде всего семейной, иммиграции и стимулирование иммиграции избирательной, или выборочной [9].
Закон «Об управлении процессами иммиграции, о пребывании иностранцев во Франции и о национальности» от 26.11.2003 г., называемый «законом Саркози», был первым актом, предполагающим комплексные преобразования [10]. Прежде всего поставлена задача сократить возможности злоупотребления правом приезда в страну по линии воссоединения семей. При этом речь впервые шла о выдвижении по отношению к иммигрантам требования их интеграции. Лица, приехавшие во Францию по этой линии, получали лишь временный вид на проживание, и только через 5 лет они могли рассчитывать на предоставление им постоянного вида на жительство при условии их интегрированности в жизнь общества.
Изменения были внесены и в Гражданский кодекс: раньше (с 1803 г.) брак между лицом французской национальности и иностранцем считался действительным и во Франции, если он совершен с соблюдением всех правил, предусмотренных законом той страны, где происходит бракосочетание. Отныне появилась возможность признания недействительности брака, если он неправомерен или сфальсифицирован. Наказание предусматривало 5 лет заключения и 15 тыс. евро штрафа [11].
Согласно ст. 42 закона мэр мог проверить жилищные и материальные условия проживания иностранца, собирающегося пригласить к себе семью (последний должен проживать во Франции не менее года). Мэр сообщал о результате проверки префекту, который и принимал окончательное решение о выдаче разрешения на приезд. В целях борьбы со злоупотреблениями отмечалось, что родитель больше не получает удостоверение иностранца, постоянно живущего во Франции, автоматически в результате установления отцовства. Он мог рассчитывать лишь на временный вид на жительство, если активно участвовал в воспитании и содержании ребенка [12].
Следующим важным шагом по ограничению и упорядочиванию приема семейной иммиграции стал вступивший в силу 01.03.2005 г. Кодекс норм по вопросам въезда и пребывания иностранцев и права на убежище, разработанный по инициативе Д. де Вильпена - министра внутренних дел в правительстве Ж.-П. Рафарена. Предусматривалось, что минимальная площадь жилья исчисляется из расчета 16 м2 на двоих, плюс 9 м2 на каждого следующего человека. Материальные ресурсы в совокупности должны были быть не меньше минимальной зарплаты [13].
Затем 26.05.2005 г. был создан межминистерский комитет контроля за иммиграцией, представлявший собой единое центральное управление по решению вопросов, связанных со всеми аспектами иммиграции, которое возглавил сам Н. Саркози [14]. Впервые министр имел полномочия и возможность координировать всю иммиграционную политику страны.
Закон об иммиграции и интеграции был одобрен 24.07.2006 г. Как и «закон Саркози» 2003 г., он охватывал разные направления иммиграционной политики, в том числе развил ранее взятый курс в области семейной иммиграции. Предусматривалось, что иммигрант обязан прожить во Франции не год, как устанавливалось ранее, а полтора, чтобы иметь возможность пригласить к себе членов семьи, а доход его должен был соответствовать по крайней мере минимальной заработной плате уже без учета пособий [15].
Если по закону от 26.11.2003 г. иностранец/иностранка, состоявший в браке с лицом французской национальности, мог претендовать на гражданство по истечении 2 лет, то по закону 2006 г. этот срок увеличивался до 4 (или 5, если супруги проживали не во Франции, а за границей). Помимо заявления и обычных документов от заявителя теперь требовалось подтверждение знания французского языка и интегрированности человека в жизнь Франции. Иммигранты отныне должны были подписывать так называемый «контракт о приеме и интеграции», предусмотренный в «плане социального сплочения» от 2005 г. и обязывающий иностранца внимательнее относиться к республиканским демократическим ценностям французского общества [16]. Эти меры закрепляли ранее взятый курс не только на поощрение, но и принуждение к интеграции.
Вторым слагаемым закона об иммиграции и интеграции стали пересмотр отказа от рабочей иммиграции и переход к привлечению избирательной иммиграции, стимулированию приезда квалифицированных работников, что соответствовало экономическим потребностям страны. Предусматривалось учреждение специального вида на жительство на 3 года (с возможностью продления), названного «компетенции и таланты», для привлечения профессионалов. Чтобы не стимулировать «утечку мозгов» из развивающихся стран, где и без этого существует острая нехватка специалистов во многих областях, эти виды на жительство должны были выдаваться только после подписания соответствующего соглашения со страной исхода.
В тех регионах и отраслях промышленности Франции, где существовал недостаток рабочей силы, была облегчена процедура найма на работу иностранцев. Предусматривались также меры по привлечению большого количества наиболее способных студентов, которые, получив образование и проработав после этого некоторое время во Франции, должны были в дальнейшем вернуться в свою страну, что помогло бы обеспечить их родину квалифицированными и опытными кадрами, а заодно способствовало бы усилению влияния Франции [17].
Не устанавливая официально никаких квот, закон предусматривал приглашение рабочих иммигрантов для временного проживания в Пятой республике. Это было выгодно, во-первых, Франции, получавшей в нужное время необходимую дополнительную рабочую силу, во-вторых, иммигрантам, которые, заработав дополнительные деньги и усовершенствовав профессиональные навыки, впоследствии могли вложить их в развитие своей родины.
Формулируя положения об избирательной иммиграции, установленные в законе 2006 г., авторы руководствовались экономическим прагматизмом. Не пойдя по пути как полного открытия границ, так и «нулевой» иммиграции, они предложили средний вариант. Действительно, баланс двух видов иммиграции начал меняться, однако, скорее, за счет сокращения семейной иммиграции. Впоследствии в связи с финансово-экономическим кризисом Франция сделала упор на обеспечение максимальной занятости уже живущих в стране трудящихся. Тем не менее закон показал, что отныне правительство, исходя из национальных интересов, будет решать, каких иммигрантов привлекать для проживания во Франции [18].
Вслед за этим в законе от 14.11.2006 г. о контроле за законностью браков, вступившем в силу 01.03.2007 г., предусматривались более жесткие требования к лицам, заключающим брак за границей. Для них стало необходимым получение сертификата о возможности заключения брака, выдаваемого консульскими службами Франции, которые должны были завести административное дело, изучить представленные документы, а в некоторых случаях даже встретиться с будущими супругами. Публикация объявления о предстоящем браке также являлась обязательной [19]. Указанные меры должны были предупредить злоупотребления в этой области.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в период с 2002 по начало 2007 г. неоголлисты приняли ряд законов, охватывавших разные направления иммиграционной политики, в частности как упорядочивание иммиграционных потоков, так и борьбу с нелегальными мигрантами. Целями были определены сокращение «случайной», в основном семейной, иммиграции, а также стимулирование избирательной иммиграции.
Реформы сделали более прозрачной процедуру предоставления убежища и ужесточили законодательство против нелегальных мигрантов. Правительство отказалось от проведения массовых амнистий, но сохранило возможность легализации мигрантов в индивидуальном порядке, исходя из потребностей страны. Подобные действия властей свидетельствовали об ужесточении иммиграционной политики правых сил и реализации их приоритетов - внутренней безопасности и экономической целесообразности.
Ссылки:
1. Lochak D. Enjeux idéologiques et politiques liés à l'immigration [Электронный ресурс] // Cultures & Conflits. 2006. No. 64. P. 131-147. URL: https://conflits.revues.org/2136 (дата обращения: 23.06.2016).
2. Loi du 11 mai 1998 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000191302 (дата обращения: 23.06.2016).
3. Politique de l'immigration: chronologie de droit d'asile [Электронный ресурс]. URL: www.vie-publique.fr/documents-vp/chrono_asile.shtml (дата обращения: 23.06.2016).
4. Loi du 10 décembre 2003 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000611789 (дата обращения: 23.06.2016).
5. Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070158 (дата обращения: 23.06.2016).
6. Cour nationale du droit d'asile - CNDA [Электронный ресурс]. URL: www.cnda.fr (дата обращения: 23.06.2016).
7. Marthaler S. Nicolas Sarkozy and the politics of French immigration policy // Journal of European Public Policy. 2008. Vol. 15, is. 3.
8. Atanasiu N. La politique sarkozienne d'immigration: Harmonie ou contradiction avec la politique européenne? [Электронный ресурс]. URL: https://www.duo.uio.no/bitstream/handle/10852/25681/Sarkozy.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 23.06.2016).
9. Carvalho J. The effectiveness of French immigration policy under President Nicolas Sarkozy [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/9026266/ (дата обращения: 23.06.2016).
10. Loi du 26 novembre 2003 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000795635&categorieLien=id (дата обращения: 23.06.2016).
11. Code civil [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070721 (дата обращения: 23.06.2016).
12. Loi du 26 novembre 2003 ...
13. Code de l'entrée et du séjour des étrangers ...
14. Décret du 26 mai 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000448881 (дата обращения: 23.06.2016).
15. Loi du 24 juillet 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000266495 (дата обращения: 23.06.2016).
16. Loi du 18 janvier 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000806166 (дата обращения: 23.06.2016).
17. Loi du 24 juillet 2006 ...
18. Baygert N., Chou M.-H. The 2006 French Immigration and Integration Law: Europeanisation or Nicola Sarcozy's Presidential Keystone? [Электронный ресурс]. URL: https://www.compas.ox.ac.uk/media/WP-2007-045-Meng-Hsuan-Baygert_French_Immigration_Law.pdf (дата обращения: 23.06.2016).
19. Loi du 14 novembre 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000275701 (дата обращения: 23.06.2016).
References:
Atanasiu, N 2016, La politique sarkozienne d'immigration: Harmonie ou contradiction avec la politique européenne?, viewed 23 June 2016, <https://www.duo.uio.no/handle/10852/25681>.
Baygert, N & Chou, M-H 2007, The 2006 French Immigration and Integration Law: Europeanisation or Keystone?, viewed 23 June 2016, <https://www.compas.ox.ac.uk/media/WP-2007-045-Meng-Hsuan-Baygert_French_Immigration_Law.pdf>.
Carvalho, J 2016, The effectiveness of French immigration policy under President Nicolas Sarkozy, viewed 23 June 2016, <URL: http://www.academia.edu/9026266/>.
Code civil 2016, viewed 23 June 2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070721>. Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile 2016, viewed 23 June 2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070158>.
Cour nationale du droit d'asile - CNDA 2016, viewed 23 June 2016, <www.cnda.fr>.
Lochak, D 2006, 'Enjeux idéologiques et politiques liés à l'immigration', Cultures & Conflits, no. 64, pp. 131-147, viewed 23 June 2016, http://conflits.revues.org/2136/ (дата обращения: 23.06.2016).
Loi du 10 décembre 2003 2003, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000611789>.
Loi du 18 janvier 2005 2005, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000806166>.
Loi du 24 juillet 2006 2006, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000266495>.
Loi du 14 novembre 2006 2006, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000275701>.
Loi du 26 novembre 2003 2003, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000795635&categorieLien=id>.
Loi du 11 mai 1998 1998, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000191302>.
Décret du 26 mai 2005 2005, viewed 23 June fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000448881>.
Marthaler, S 2016, Nicolas Sarkozy and the politics of French immigration policy, viewed 23 June 2016, <http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13501760701847614>.
Politique de l'immigration: chronologie de droit d'asile 2016, viewed 23 June 2016, <file:///C:/D0CUME~1/0BCA~1/L0-CALS~1 /Tem p/chrono_asile.shtml>.
2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-
2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-
2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-
2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-
2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-
2016, < htt ps://www .legifrance.gouv. fr/af-
2016, <https://www.legifrance.gouv.fr/af-