УДК 316.346.32-053.6
МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРМСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
М.Д. Петрова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье миграционная привлекательность региона рассматривается в качестве фактора моделирования региональной государственной молодежной политики. Автор анализирует миграционную ситуацию в Пермском крае, акцентируется внимание на высоких миграционных настроениях молодежи и проблеме «утечки умов». Рассматривается опыт Японии и Новосибирской области с целью выявления эффективных механизмов привлечения специалистов. Особое значение придается «циркуляции мозгов» и «притоку умов» как возможности развития региона.
Ключевые слова: талантливая молодежь, утечка умов, миграция, государственная молодежная политика, кадровый голод, моделирование государственной политики.
Ключевой фактор конструктивного развития региона - это эффективные механизмы формирования и реализации потенциала новых поколений. Молодые люди являются ценным кадровым ресурсом экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. В основных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере государственной молодежной политики, отмечается, что основным носителем инновационного потенциала развития государства является молодежь, и именно от нее зависят стратегические преимущества государства [1].
Государственная молодежная политика является основой для жизненного планирования молодежи, определения карьерных стратегий, создания условий для реализации амбиций. Для
© Петрова М.Д., 2018 309
успешного вовлечения молодежи в экономические, социальные и другие процессы регионов крайне важно в региональной молодежной политике учитывать интересы, потребности и намерения молодых людей, чтобы создавать условия для их самореализации. В условиях, когда молодой человек не находит путей для своего развития и самореализации, формируется идея эмиграции, вертикальная мобильность заменяется на горизонтальную [2]. Теряя специалистов, особенно молодых, регион ставит под угрозу свое развитие в будущем, ведь молодежь является активным субъектом преобразования общества, драйвером развития и лидерства, как региона, так и страны. В связи с этим актуализируется вопрос о том, какой должна быть региональная государственная молодежная политика для удержания и притяжения молодежи, талантливых молодых специалистов, молодых лидеров профессиональных сфер.
Исследование региональной молодежной политики и миграционных молодежных процессов осуществляется в ряде социально-гуманитарных наук, таких как социология, политология, и носит междисциплинарный характер. Теоретические основы сущности миграционных процессов, подходы к их управлению рассмотрены в работах российских ученых: О.Д. Воробьевой, В.А. Ионцева, Л.Л. Рыбаковского, С.В. Рязанцева, Е.В. Шевцовой и др. Исследование молодежи и молодежной политики в контексте вопросов миграционных процессов осуществлено в работах А.И. Андреева, Н.Л. Смакотиной. Несмотря на хорошо разработанную теоретическую базу сущности миграционных процессов, проблема разработки миграционной региональной молодежной политики изучена в меньшей степени. Основная научная проблема заключается в неполноте представлений о специфике и тенденциях развития миграционной молодежной политики и миграционных молодежных процессов в Пермском крае. В связи с этим необходимо проводить анализ особенностей и тенденции развития региональной молодежной миграционной политики, а также разрабатывать концепцию региональной молодежной миграционной политики.
Для Пермского края, как и в целом для Российской Федерации, характерно сокращение населения. Если в 2015 г. численность населения всего региона составила 2 637,0 тысяч человек,
то на 1 января 2018 г. - 2 632,1 тыс. человек [3]. В общем сокращении населения наблюдается и уменьшение доли молодежи в структуре численности населения. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в Пермском крае молодежь в возрасте 16-29 лет составляла 562,3 тыс. чел. [4]. В 2015 г. эта цифра составила 510 тыс. чел. По данным прогнозов в докладе РАНХиГС «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», к 2025 г. удельный вес молодежи в численности населения Пермского края составит 19 %, тогда как еще в 2012 г. он достигал 25 % [5]. Если проследить динамику за последние 5 лет, по факту может оказаться еще большее уменьшение количества молодежи.
Одним из факторов сокращения общей численности населения выступает внутренняя миграция, которая для регионов-доноров несет в себе угрозу для дальнейшего развития территории. В Пермском крае с каждым годом количество эмигрантов растет. За январь-июнь 2018 г. в Пермском крае отмечается отрицательное миграционное сальдо: количество выбывших из региона (42 108 чел.) превышает количество прибывших (39 376 чел.) [6]. В иммиграционной привлекательности Пермский край уступает таким регионам, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Новосибирская, Белгородская и Тюменская области. Значительную часть эмигрантов составляют молодые высококвалифицированные специалисты. Основным ресурсом регионов являются трудоспособные люди, при этом самые продуктивные из них в плане производительности труда находятся в возрасте 20-30 лет. Если в 2008 г. среди молодых людей, намеревавшихся жить в Перми, было 74 %, то на лето 2012 г. - всего лишь 60 %. В 2012 г. двое из пяти (40 %) молодых людей, были намерены сменить место жительства, а 20 % были готовы переехать в ближайшие год-два [7]. Эмигранты, особенно молодежь, стремятся в крупные экономические центры, где выше уровень жизни, достойная заработная плата, развитая инфраструктура. Для региона-донора такая миграция несет в себе угрозу, как в экономическом, так и культурном плане.
Работа молодых дипломированных специалистов способна быть основным каналом распространения вузовских знаний в 311
экономике, в производящих и обеспечивающих отраслях, а также ключевым фактором инновационной деятельности. Конкурентоспособность региона включает как необходимый компонент характеристику человеческих ресурсов. Индекс «текущей» конкурентоспособности территории определяется по показателям, характеризующим текущее состояние экономики. Индекс «стратегической» конкурентоспособности предназначается для оценки «потенциала стратегической конкурентоспособности» и отражает влияние трех групп факторов, в том числе факторов развитости инфраструктуры и коммуникационных систем, инновационных факторов и факторов внешнеэкономической деятельности [8]. Согласно Индексу конкурентоспособности регионов АУБО, в 2015 г. Пермский край занимал 20 место из 83 в рейтинге субъектов, уступив место, в том числе миграционно привлекательным территориям: г. Москва, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Новосибирская область [9]. Данный индекс характеризует фактическую способность территории конкурировать за ресурсы, и рынки сбыта, оценка регионов проводится по таким рынкам факторов развития, как продукты и объем экономики, институты, инновации и информация, природные ресурсы, человеческий, реальный и финансовый капитал. Все эти факторы в той или иной степени связаны с человеческими ресурсами.
Главной целью региона-донора молодых высококвалифицированных специалистов в области регулирования миграции является поощрение возврата специалистов в территорию, создание условий для «притока умов» и «циркуляции мозгов». Анализируя опыт зарубежных стран, можно выделить общие и особенные направления в проведении миграционной политики в отношении молодежи, которые необходимо учитывать при совершенствовании миграционной политики в регионах Российской Федерации. Стоит обратить внимание на Индию, Китай, Тайвань - государства, имеющие успешный опыт в противодействии «утечке умов» и создании условий для «циркуляции мозгов»; США, Францию, Германию, Японию, Китай - страны с эффективными механизмами привлечения высококвалифицированных мигрантов. Наибольший интерес представляют Китай, Германия, Япония как
страны, имеющие диспропорции в развитии регионов и, как следствие, высокий уровень внутренней миграции.
Для сокращения уровня внутренней миграции правительство Японии проводит комплекс мероприятий, направленных на уменьшение региональных различий в уровне жизни, увеличение доступа к социальным услугам, создание транспортной высококачественной инфраструктуры. Проводится политика диверсификации городов с целью поощрения развития малых городов, чтобы качество жизни поселений не отличалось от качества жизни в крупных городах. Для реализации данной политики региональных «точек роста» создаются агломерации городов, что в свою очередь приводит к созданию новых рабочих мест, привлечению молодых трудовых ресурсов, развитию городской инфраструктуры с высоким уровнем жизни. Способом решения жилищной проблемы населения выступает развитие малоэтажного строительства [10].
Для регионов Российской Федерации данные методы могут выступить основой для моделирования эффективной региональной политики, направленной в том числе на снижение миграционных настроений и самой эмиграции. Различия в развитии регионов вызывает дифференциацию уровня жизни, следовательно, миграционный отток в более развитые регионы. При создании сети малых и средних городов с эффективной социальной и транспортной инфраструктурой, с рабочими местами, обеспечивающими достаточно высокий уровень жизни, будет происходить снижение миграционного оттока.
При моделировании региональной политики Пермского края, направленной на снижение уровня эмиграции, важно рассмотреть опыт субъектов Российской Федерации. В Новосибирской области, являющейся миграционно привлекательной для других регионов страны, миграционные потоки имеют свою специфику: большинство мигрантов находятся в трудоспособном возрасте, отмечаются положительные показатели по миграционному сальдо трудоспособного населения. Удельный вес прибывших в возрасте 20-30 лет превышает число выбывших в данном возрасте, что является положительной тенденцией для рынка труда Новосибирска. Новосибирская область позиционирует себя как центр науки и инновационных технологий, поли-313
тика региона в большей степени направлена на развитие научного потенциала, создание условий для научных работников и предотвращение «утечки умов». Региональная миграционная политика включает в себя такие направления, как создание системы грантовой поддержки приоритетных для области научных исследований, решение жилищной проблемы молодых ученых с помощью программ строительства коттеджных поселков с минимальной ставкой по ипотечному кредитованию. Для формирования критической массы талантливых специалистов и ученых в области создан Областной центр работы с одаренными детьми и молодежью [11]. Создание условий для самореализации талантливой молодежи важно, ведь инновационно-ориентированная талантливая молодежь, работающая в системе науки, производства, бизнеса, обеспечивает для региона и государства в целом конкурентное преимущество на международном уровне [12]. Позиционирование Новосибирской области как научного центра привлекает высококвалифицированных специалистов, создается привлекательность региона для определенных категорий населения.
В Пермском крае также есть инструменты государственного регулирования миграции федерального и регионального уровней. На наш взгляд, федеральные программы и проекты функционируют должным образом, однако статистика миграционных настроений молодежи неутешительна, стоит развивать и усиливать региональные инструменты для «притока умов» и «циркуляции мозгов». Действующие региональные инструменты, направленные на интеграцию молодежи в общественную жизнь региона и ее удерживание в крае, в большей степени направлены на создание условий для самореализации студенческой молодежи, а также на организацию досуга работающей молодежи. Однако, чтобы эффективно регулировать эмиграцию из региона и формировать привлекательность края для молодежи других регионов, необходимо комплексно подходить к решению проблем и в первую очередь решать те, что связаны с социальной безопасностью личности и качеством жизни.
На наш взгляд, несмотря на потребность региона в молодежи, региональная молодежная политика Пермского края в настоящее время, скорее всего, не учитывает миграционную со-
ставляющую, что в свою очередь влияет на миграционные настроения и ожидания молодых людей. В период глобализации и увеличивающихся темпах мобильности недопущение эмиграции невозможно, однако для региона с высокими миграционными настроениями необходимо ставить задачу превращения «утечки умов» в «циркуляцию мозгов», когда другие регионы вкладывают ресурсы для развития специалиста, который потом развивает уже родной регион. Одна из важнейших задач состоит в создании высококвалифицированных рабочих мест, присущих экономике знаний [13]. Необходимо создавать условия для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, внедрять технологии «социального лифта» [14]. Возникает потребность в моделировании государственной региональной молодежной политики, где регион позиционируется как центр реализации потенциала молодежи, центр притяжения молодежных талантливых лидеров для демонстрации молодежи возможностей для их самореализации в Пермском крае, тем самым обеспечивая притяжение молодежи, следовательно, и развитие региона.
Библиографический список
1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года: утверждены» // Российская газета. 2014. 8 дек. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 17.09.2018).
2. Меньшикова К.В., Малкова Е.В. Предпосылки молодежного лидерства, или ориентиры пермской молодежи // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. Вып. 1. С. 290-298.
3. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a3 9ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 17.09.2018).
4. Население по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 17.09.2018).
5. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала: доклад РАНХиГС // Росмолодежь. URL: http://vmo.rgub.ru/files/
report-937-2.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
6. Общая характеристика миграционной ситуации за январь-июнь 2018 года // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ resources/7d26d0004491a04092a2f720d5236cbc/1.2.html (дата обращения: 17.09.2018).
7. Ноговицын Г. Молодежная политика. Пермь проигрывает битву за людей? // Звезда 2016. 30 мар. URL: http://zvzda.ru/ articles/e3d2d0dd2412 (дата обращения: 17.09.2018).
8. Головихин С.А. Проблема диагностики региональной конкурентоспособности // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-5. С. 982-985.
9. Индекс конкурентоспособности регионов - Полюсы роста России (AV-RCI-2015). URL: http://av-group.ru/wp-content/uploads/ 2015/10/AV_RCI_2015.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
10. Шевцова Е.В. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России // Вестник НГУЭУ. 2009. № 2. С. 60-67. URL: https://nsuem.ru/science/publications/herald/archive/2009_2_60.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
11. Шевцова Е.В. Актуальные аспекты миграции и миграционной политики в Новосибирской области // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. № 1. С. 129-135.
12. Баранова Т.С., Малкова Е.В. Система управления талантливыми молодыми людьми в России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Государственная молодежная политика в система развития человеческого капитала: наука и практика» (24-25 апреля 2017 г.) / под ред. Т.К. Ростовской, Н.Л. Смакотиной, С.Н. Фоминой. М.: ИТД «Перспектива», 2017. С. 57-63.
13. Россия 2025: от кадров к талантам. 2017. Октябрь / The Boston Consulting Group. URL: http://image-src.bcg.com/Images/Russia-Skills_Outline_v1.8_preview_tcm27-177753.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008
№ 1662-р). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 17.09.2018).
MIGRATION ATTRACTIVENESS OF PERM KRAI AS A FACTOR OF MODELLING OF REGIONAL STATE YOUTH POLICY
M.D. Petrova
Perm State University
In article the migration attractiveness of the region is considered as a factor of modeling of regional state youth policy. The author analyzes a migration situation in Perm Krai, the attention is focused on high migration moods of youth and a problem of «brain drain». Experience of Japan and the Novosibirsk region for the purpose of identification of effective mechanisms of involvement of experts is considered. Particular importance is attached to «brain circulation» and «brain gain» as possibilities of development of the region.
Keywords: talented youth, brain drain, migration, state youth policy, personnel gap, modelling of regional state policy.