УДК 316.34/35:331
МИГРАЦИОННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ»
М.Д. Петрова, Е.В. Малкова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье миграционная привлекательность регионов рассматривается в качестве фактора моделирования региональной государственной молодежной политики. Авторы уточняют категориально-понятийный аппарат сущности миграционных процессов в контексте региональной государственной молодежной политики, конкретизируют понятия «государственная молодежная политика», «миграционная политика», «миграция», «молодежная миграция», «миграционные процессы в молодежной среде» и определяют содержание понятия «лояльность» относительно региональной политики Пермского края.
Ключевые слова: талантливая молодежь, утечка умов, молодежная миграция, государственная молодежная политика, кадровый голод, моделирование государственной политики.
В последнее время в средствах массовой информации появляется информация о данных исследований миграционных настроений и намерений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, по результатам исследования Левада-Центра 41 % молодых людей желают выехать за рубеж на постоянное место жительства [1], число жителей Пермского края сократилось на 6,5 тыс. чел. из-за миграции [2] и т.д. Проблему высокого уровня внутрироссийской и внутрирегиональной молодежной миграции отмечают ученые и исследователи и в федеральных телепрограммах [3]. Острота во многом связана со сложностью управления трудовым ресурсом молодежи, в который инвестируют одни регионы, а результатом пользуются другие, и данный процесс неравномерен. При том, сравнивая молодежную миграцию периода СССР и современную мигра-
© Петрова М.Д., Малкова Е.В., 2019
цию молодежи в России, эксперты сообщают о невысокой и даже недостаточной миграционной мобильности современной российской молодежи.
Ключевой фактор конструктивного развития региона - это эффективные механизмы формирования и реализации потенциала новых поколений. Молодые люди являются ценным кадровым ресурсом экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. В основных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере государственной молодежной политики, отмечается, что основным носителем инновационного потенциала развития государства является молодежь, и именно от нее зависят стратегические преимущества государства [4].
Государственная молодежная политика является основой для жизненного планирования молодежи, определения карьерных стратегий, создания условий для реализации амбиций. Для успешного вовлечения молодежи в экономические, социальные и другие процессы регионов крайне важно в региональной молодежной политике учитывать интересы, потребности и намерения молодых людей, чтобы создавать условия для их самореализации. В условиях, когда молодой человек не находит путей для своего развития и самореализации, формируется идея эмиграции, вертикальная мобильность заменяется на горизонтальную [5]. Теряя специалистов, особенно молодых, регион ставит под угрозу свое развитие в будущем, ведь молодежь является активным субъектом преобразования общества, драйвером развития и лидерства как региона, так и страны. В связи с этим актуализируется вопрос о том, какой должна быть региональная государственная молодежная политика в условиях снижения численности молодежи. Наблюдается потребность в моделировании региональной государственной молодежной политики с «миграционным» акцентом, с ориентиром на работу с миграционными настроениями молодежи, выталкивающими и притягивающими факторами миграции, а также на позиционирование региона за его пределами через активную работу с молодыми пермскими эмигрантами для повышения лояльности к Пермскому краю, для удержания и притяжения молодежи, талантливых молодых специалистов, молодых лидеров профессиональных сфер. 239
Теоретические основы сущности миграционных процессов, подходы к их управлению рассмотрены в работах российских ученых: О.Д. Воробьевой, В.А. Ионцева, Л.Л. Рыбаковского, С.Е. Метелева, В.И. Переведенцева, С.В. Рязанцева, Е.В. Шевцовой и др. Исследование молодежи как социальной группы осуществлено в работах отечественных авторов: Л.С. Выготского, И.М. Ильинского, В.А. Лукова, С.Н. Иконниковой, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок и др. Исследование молодежи и молодежной политики в контексте вопросов миграционных процессов осуществлено в работах А.И. Андреева, Н.Л. Смако-тиной. Подходы к определению концептуальных основ проектирования и моделирования региональной и государственной молодежной политики представлены в работах И.М. Ильинского, В.А. Лукова, В.Т. Лисовского, Г.А. Лукса и др. Несмотря на хорошо разработанную теоретическую базу сущности миграционных процессов, проблема разработки миграционной региональной молодежной политики, или миграционного компонента государственной молодежной политики, изучена в меньшей степени. В основном в последнее время данная тема представлена в работах Ю.А. Зубок. В данной работе мы предлагаем уточнить понятия «государственная молодежная политика», «миграционная политика», «миграция», «молодежная миграция», «миграционные процессы в молодежной среде» и определить содержания понятия «лояльность» в отношении регионов и место понятия «лояльность» в системе указанных понятий.
Молодежь становится все более «привлекательной» для управленческих интересов органов власти социальной группой, государство видит в молодежи партнера и гаранта своего социального развития. Российская Федерация как государство, играет активную роль в содействии развитию молодого поколения своих граждан, реализует политику в отношении молодежи, главный ориентир которой - успешная социализация и самореализация молодежи, одним из трендов последнего времени становится вовлечение молодежи в управленческие процессы, развитие молодежного самоуправления, что подтверждается Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [4], проектом федерального за-
кона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [6].
Одним из первых об идеях представления молодежи как социального ресурса общественного развития в своих работах упоминал И.М. Ильинский, который доказывал, что молодежь -это понятие не столько демографическое, сколько экономическое, социальное, политическое. Молодежь является объективным общественным явлением, выступающее как большая специфическая возрастная подгруппа, которая является носителем интеллектуального потенциала, способностей к творчеству, при этом молодежь одновременно выступает объектом и субъектом социализации [7]. Данный принцип подтверждается в основных нормативных правовых актах в сфере государственной молодежной политики. Государство играет активную роль в содействии развитию молодого поколения своих граждан, реализует политику в отношении молодежи, главный ориентир которой -успешная социализация и самореализация молодежи.
Г.А. Лукс определяет государственную молодежную политику как «конкретные законопроекты, способствующие решению молодежных проблем: трудоустройства, платного образования (его качества, удешевления), жилищных программ, поддержки молодых семей, приход молодежи во власть, поворота СМИ к молодежным проблемам, развитие сферы досуга и отдыха и многих других» [8, с. 29]. При моделировании государственной молодежной политики стоит учитывать, что для молодежи особенно характерен принцип индивидуального планирования жизни самим человеком. Каждый выбирает свой жизненный сценарий и свою социальную идентичность из широкого спектра возможностей. Данная концепция независимого образа жизни дает молодежи возможность формировать активные жизненные стратегии, реализовывать смену приоритетов во всех областях жизни [8, с. 25]. Государственная молодежная политика подразумевает системную комплексную деятельность; отсутствие системности в государственной работе с молодежью приводит к различного рода диспропорциям, в том числе к отрицательному миграционному сальдо.
Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека, высокая миграционная ак-241
тивность населения является глобальным миграционным трендом и объективным процессом. Масштабы миграционных процессов имеют тенденцию к увеличению, в них вовлекается все большее число людей. Миграция является одним из проявлений эпохи глобализации, которая отличается широкомасштабной интеграцией и интернационализацией рынков, а также растущим влиянием на общественные процессы, соответственно, миграция определяется в основном объективными социально-экономическими причинами.
Разные исследователи в понятие «миграция населения» вкладывают разный смысл, сам феномен миграции имеет много аспектов, что обуславливает существование различных трактовок категории «миграция населения» в современной гуманитарной науке.
• В.И. Переведенцев под миграцией понимает «совокупность всяких перемещений людей в пространстве» [9, с. 9];
• Л.Л. Рыбаковский определяет миграцию как «совокупность фиксируемых различными способами как безвозвратных, так и возвратных перемещений между разными населенными пунктами» [10];
• О.Д. Воробьева под миграцией понимает «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит -притягивающих или выталкивающих» [11, с. 10].
Большинство миграционных передвижений населения происходит в молодом возрасте. Молодежная миграция - процесс перемещения социально-демографической группы населения, включающей в себя молодых людей в возрасте 14-30 лет, через административные границы населенных пунктов на социально значимый срок с изменением постоянного места жительства, обусловленное специфическими факторами и причинами, при-
сущим только этой группе населения и воздействующими на данный процесс [12, с. 10-11]. Миграционные процессы в молодежной среде являются одним из целого ряда ключевых «вызовов» управления государственной молодежной политики. Под миграционными процессами понимается множество непрерывных латентных (формирование подвижности) и явных (переселение) событий, влекущих за собой смену места жительства, потоки выбытий и прибытий как взаимодействие двух противоположно направленных относительно однородных серий событий [13]. Миграционные процессы являются объектом управления миграционной политики.
Миграционная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов с целью формирования потоков миграции адекватных конкретно-историческим условиям страны [12, с. 39]. С целью регулирования миграционных процессов в молодежной среде формируется молодежная миграционная политика как целенаправленная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в отношении молодежи, особой стратифицированной и социально-демографической группы населения, с целью формирования потоков молодежной миграции, адекватных конкретно-историческим условиям [12, с. 11].
Говоря о типах миграции, необходимо дать определение понятиям «возвратная миграция» и «циркуляция мозгов». Возвратная миграция - это выезд и возвращение обратно на родину [14]. «Циркуляция мозгов» - выезд за пределы родного региона с одновременным участием в проектах на родине [14]. На наш взгляд, данные формы миграции могут являться решением проблемы отрицательного миграционного сальдо, снижения численности населения в субъектах Российской Федерации. При моделировании региональной государственной молодежной политики и формировании лояльности к региону необходимо акцентировать внимание на данных типах миграции.
Концептуальным стержнем нашего исследования является введение понятия «лояльность» в дискурс миграционной молодежной политики. В общем понимании лояльность определяется 243
как корректное, благожелательное отношение к чему-либо [15]. Данную категорию, как правило, используют в экономической науке, рассматривая лояльность как:
• положительное отношение персонала к организации; доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом [16];
• осознанная система поведения и деятельности работников, направленная на повышение эффективности своего труда для достижения целей организации [17];
• готовность сотрудника соответствовать корпоративным ожиданиям, формировать способы поведения исходя из рамок, заданных организацией или руководством, устойчивость к провоцирующему воздействию извне, соблюдение ранее принятый договоренностей, внутреннее принятие личностью организационных целей и ценностей, безоценочное и некритичное отношение к жизни, протекающей в организации [18];
• лояльность, как организационная приверженность, -психологическое образование, включающее позитивную оценку работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации ради ее целей и сохранять членство в ней [19];
• лояльность клиента - приверженность определенной марке и готовность приобретать товары и услуги на постоянной основе, несмотря на преграды конкурентов в виде более выгодных предложений [20]; повторяющееся приобретение товаров и услуг определенной марки, основанное на длительном с ней знакомстве и благоприятном к ней отношении [21].
Таким образом, к составляющим организационной лояльности относится эмоциональное отношение к чему-либо, разделение и принятие норм и ценностей, готовность действовать определенным образом в интересах организации на постоянной основе.
Для определения использования категории «лояльность» относительно региональной политики нами был проведен контент-
анализ. Объектом контент-анализа стал раздел «Новости» портала Правительства Пермского края (разделы «Власть и общество» [22], «Образование» [23]), сайтов Министерства культуры Пермского края [24] и Министерства образования и науки Пермского края [25] в периоды принадлежности региональной государственной молодежной политики к данным ведомствам (2007-2016 гг. и 2016-2018 гг. соответственно). Контент-анализ был проведен с использованием категорий «миграция», «уезжать», «удержать», «возвращение», «привлекательность», «лояльность» и производных от них и синонимичных по смыслу выражений: миграционные настроения, миграционное сальдо, привлечение, удержание, сдерживание и др.
В результате исследования было выявлено, что количество публикаций по теме миграционных настроений, миграции населения, привлекательности региона в среднем составляет 0,91,6 % от общего числа публикаций, в отдельных случаях количество доходит до 4,3-6,4 % (в частности раздел «Образование» портала Правительства Пермского края).
Наиболее часто встречаемая категория - это словосочетание «удержание молодежи» и производные по смыслу от него («закрепление на месте», «сохранение молодежи в крае», «оставаться в регионе», «связать будущее с краем», «найти себя здесь»). Второй по частоте встречаемости является категория «привлечение студентов/специалистов». Отсюда следует, что политика региона в большей степени направлена на сдерживание эмиграции, чем на ее поощрение, при этом акцентируется внимание на важности привлечения студентов и высококвалифицированных специалистов из других регионов Российской Федерации.
Следует отметить, что новости с категориями «удержание молодежи», «привлечение студентов/специалистов» встречаются практически на протяжении всего периода, взятого для анализа (2010-2018 гг.), за исключением 2014 г. для категории «удержание молодежи» и 2014-2015 гг. для категории «привлечение студентов/специалистов».
По данным контент-анализа было выявлено, что категория «лояльность» в контексте решений или «молодежной» повестки региональной политики не употребляется. Данная категория на
портале Правительства Пермского края встречается 11 раз, из них 4 - лояльность клиентов организаций, 2 - лояльность инвесторов и организаций, 2 - программы лояльности организаций, 3 - лояльность религиозных конфессий. На сайте Министерства культуры Пермского края категория «лояльность» встречается 2 раза в контексте лояльности религиозных конфессий. На сайте Министерства образования и науки Пермского края данная категория не упоминается.
На наш взгляд, наиболее близкой по содержанию к категории «лояльность» является категория «участие в жизни региона, находясь за его пределами» (землячество, амбассадоры, студенты, временно в силу получения образования, находящиеся в вузах других городов, субъектов Российской Федерации). По результатам контент-анализа данная категория встречается 5 раз, в 2018 г. частота упоминаний увеличивается, однако нельзя сделать вывод, что политика региона направлена на использование и поощрение подобных механизмов работы с эмигрантами, что подтверждает актуальность исследования политики региональной власти в отношении эмигрировавшей молодежи. Также необходимо отметить, что данная категория не отражает должным образом содержание категории «лояльность» относительно региональной политики, актуальным остается конструирование определения понятия «региональная лояльность».
С нашей точки зрения, понятие «региональная лояльность» должно включать эмоциональное отношение, связь жителей к региону, разделение ими ценностей, готовность действовать в интересах региона, при этом лояльность может являться отношением не только той группы населения, которая постоянно проживает на территории региона, но и пермских эмигрантов, находящихся за пределами края. Эмоциональные взаимоотношения являются более прочной основой для построения и завоевания приверженности, лояльности, чем материальные блага. Эмоциональная связь является неценовым механизмом выработки лояльности к региону; через желание совершенствовать и развивать регион жители удовлетворяют потребности более высокого порядка (самоутверждение, социальная принадлежность), появляется заинтересованность в повышении конкурен-
тоспособности региона [26]. Исходя из этого, введем авторское определение региональной лояльности.
Региональная лояльность - это положительное благожелательное отношение жителей к региону, намерение действовать определенным образом в интересах региона, находясь на его территории и за его пределами, готовность к самопозиционированию через отношение к региону, к признанию и демонстрации собственной региональной идентичности.
Таким образом, на наш взгляд, несмотря на потребность региона в молодежи, региональная молодежная политика Пермского края в настоящее время в большей степени направлена на удержание молодежи, что не может в полной мере противостоять объективной тенденции повышения миграционных настроений молодежи (данная тенденция сильнее), в меньшей степени находят отражение механизмы работы с эмигрантами (что больше связано с управляемой миграцией), в том числе направленные на формирование и сохранения лояльности молодежи, в том числе переехавшей в другие регионы России и страны мира, к Пермскому краю в качестве компонента региональной государственной молодежной политики, что подтверждает актуальность исследования политики региональной власти в отношении эмигрировавшей молодежи.
Библиографический список
1. Эмиграционные настроения: исследование АНО «Левада-Центр». 2019. 4 фев. URL:
https://www.levada.ru/2019/02/04/emigratsionnye-nastroeniya-3/ (дата обращения: 22.09.2019).
2. В 2018 году из-за миграции число жителей Пермского края сократилось на 6,5 тысяч человек / Business Class. 2019. 22 фев. URL: https://www.business-class.su/news/2019/02/22/v-2018-godu-iz-za-migracii-chislo-zhitelei-permskogo-kraya-sokratilos-na-65-tys-chelovek (дата обращения: 22.09.2019).
3. Молодежный эскейп. Откуда и куда переезжают молодые россияне в поиске лучшей жизни? // Общественное телевидение России. 2019. 18 сен. URL: https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/molodyozhnyy-eskeyp-otkuda-i-kuda-pereezzhayut-molodye-rossiyane-v-poiske-luchshey-zhizni-38579.html (дата обращения: 22.09.2019).
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» // Российская газета. 2014. 8 дек. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 22.09.2019).
5. Меньшикова К.В., Малкова Е.В. Предпосылки молодежного лидерства, или ориентиры пермской молодежи // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. Вып. 1. С. 290-297.
6. Проект федерального закона N 428343-4 «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/902044761 (дата обращения: 22.09.2019).
7. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Ин-т молодежи: Голос, 1999. 325 с.
8. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара: Самарский ун-т, 2003. 278 с.
9. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975. 231 с.
10. Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 78-83.
11. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации: аналитический сборник / Совет Федерации ФС РФ. 2003. № 9(202). С. 9-22.
12. Шевцова Е.В. Молодежная миграционная политика: специфика Новосибирской области: дис. ... канд. полит. наук. Новосибирск, 2015. 217 с.
13. Демографический понятийный словарь / под ред.
Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. 349 с.
14. Кузнецов Е. От «утечки мозгов» к их «циркуляции»? Как страны могут привлечь свои таланты за рубежом // Международная конференция по вопросам экономического и социального воздействия миграции, денежных переводов и диаспоры (Ереван, Армения, 24-25 июня 2010 г.). URL:
https://siteresources.worldbank.org/INTECA/Resources/Kuznetsov_R us.pdf (дата обращения: 22.09.2019).
15. Лояльность / Большой энциклопедический словарь. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/2098009.html (дата обращения: 22.09.2019).
16. Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы // Менеджер по персоналу. 2006. № 4. С. 34-40.
17. Вершило Ю.М. Влияние лояльности персонала на эффективность работы коммерческого банка // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 3-1(58). С. 192-197.
18. Чистякова Т.Н., Моисеенко Н.В. О лояльности, организационных конфликтах и развитии организации. СПб.: Речь, 2003. 176 с.
19. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М.: Интел-Синтез, 2001. 376 с.
20. Варламов С.М., Сергеев А.С. Теоретические основы исследования лояльности // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7(37). С. 92-94.
21. Осипов А.С., Попович А.М. Внедрение программы лояльности клиентов на предприятии (на примере ОАО «Сибур Русские шины») // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 102-107.
22. Новости. Власть и общество / Сайт губернатора и Правительства Пермского края. URL:
http://www.permkrai.ru/news/?theme=sotiety (дата обращения: 22.09.2019).
23. Новости. Образование / Сайт губернатора и Правительства Пермского края. URL:
http://www.permkrai.ru/news/?theme=education (дата обращения: 22.09.2019).
24. Министерство культуры Пермского края. URL: https://mk.permkrai.ru/ (дата обращения: 22.09.2019).
25. Министерство образования и науки Пермского края. URL: https://minobr.permkrai.ru/ (дата обращения: 22.09.2019).
26. Ивушкина Е.Б., Кушнир И.Б. Региональный брендинг: от лояльности к стейкхолдерству // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 3. С. 68-70.
MIGRATION YOUTH POLICY: TO DEFINITION OF THE CONCEPT «REGIONAL LOYALTY»
M.D. Petrova, E.V. Malkova
Perm State University
In article the migration attractiveness of regions is considered as a factor of modeling of regional state youth policy. Authors specify a categorial conceptual framework of essence of migration processes in the context of regional state youth policy, concretize the concepts «state youth policy», «migration policy», «migration», «youth migration», «migration processes among young people» and define the maintenance of the concept «loyalty» of rather regional policy of Perm Krai.
Keywords: talented youth, brain drain, youth migration, state youth policy, personnel gap, modelling of regional state policy.