УДК 331.556.4
МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Х. А. Данько, В. В. Халиулина
MIGRATORY OF ATTRACTIVENESS OF KEMEROVO REGION Kh. A. Danko, V. V. Khaliulina
В статье характеризуется современное состояние рынка труда Кемеровской области, рассматриваются проблемы миграции населения. Приводятся статистические данные, отражающие основные тенденции в сфере занятости населения, положение с безработицей и напряженностью на рынке труда, анализируется занятость трудовых мигрантов в Кемеровской области по видам деятельности. Цель статьи - раскрыть особенности миграционной привлекательности региона. Подчеркиваются угрозы нерациональной структуры миграционных потоков, рассматриваются меры повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением миграционного законодательства Российской Федерации на территории Кемеровской области. Авторами выработаны конкретные предложения по совершенствованию управления миграционными процессами в данном регионе, затрагивающие деятельность Департамента труда и занятости населения, УФМС РФ по Кемеровской области, средств массовой информации, медицинских учреждений. Выводы и предложения авторов могут быть полезны при изучении проблем миграции в других регионах.
The paper characterizes the current state of the labour market of Kemerovo region, revealing the peculiarities of migratory attractiveness of the region. Statistical data reflecting the major trends in employment, the unemployment situation and tensions in the labour market and the employment of migrant workers in Kemerovo region is analyzed, each sphere of migrants’ work considered separately. The purpose of the paper is to reveal the peculiarities of migratory attractiveness of the region. Threats of the irrational structure of migration tides have been underlined, the measures of effective state control for supervising the enforcement of immigration laws of the Russian Federation in Kemerovo region have been considered. The authors developed concrete proposals to improve the management of migration processes in Kemerovo region, affecting the activities of the Department of Labour and Employment, the Federal Migration Service of the Russian Federation in Kemerovo region, the media and medical institutions.The authors’ conclusions and proposals may be useful in the study of migration in other regions.
Ключевые слова: миграционные процессы, миграционная привлекательность, иностранная рабочая сила, рынок труда, человеческие ресурсы.
Keywords: migratory processes, migratory attractiveness, foreign labour, labour market, human resources.
Миграционные потоки в современном мире оказывают все большее влияние на демографическую, социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития регионов, стран, усиливает значимость изучения миграционных проблем.
Среди ученых, активно занимающихся в последнее время проблемами миграции населения, можно выделить Т. Антоненко, С. Метелёва, А. Лукьянец,
Ю. Алексенцеву, М. Крощенко, С. Рязанцева, М. Ткаченко, О. Рыбаковского, С. Мартыненко, П. Шендлера, Е. Щербакову. Фундаментальный вклад в исследования миграционных процессов внесли В. И. Переведенцев, В. В. Покшишевский, Т. И. Заславская, Б. С. Хорев, Л. Л. Рыбаковский. В своих работах они обсуждают проблемы трудовой миграции, отмечают, что миграция может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране.
Преимущества использования иностранной рабочей силы связаны прежде всего с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство. Большое значение имеет использование иностранной рабочей силы для кадровой
поддержки отраслей, отличающихся высокой сезонностью и невысокой оплатой труда. Однако нельзя оставлять без внимания опасности и угрозы, с которыми может столкнуться страна, регион, если экономическое развитие будет ориентироваться на бесконтрольное использование иностранной рабочей силы. К этим угрозам относится нерациональная структура миграционных потоков. Количество и качество прибывающих в Российскую Федерацию мигрантов не соответствует потребностям инновационного развития экономики. В условиях безвизового въезда в Россию мигрантов из стран СНГ происходит масштабное наполнение рынка труда неквалифицированной рабочей силой, что приводит к снижению качества трудового потенциала. Опасности и угрозы сопряжены с большими объемами нелегальной миграции и латентной занятости мигрантов. Применение в больших масштабах нелегальной, дешевой и бесправной иностранной рабочей силы подрывает рыночные механизмы экономики, снижает социальные стандарты занятости, уровень оплаты труда и темпы модернизации в целом ряде отраслей.
Что касается миграционной привлекательности различных регионов России, то ситуация здесь разная. Однако общим является то, что возможность привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничена в силу демографических причин. Решение демографической проблемы и тесно связанные с ней проблемы рынка тру-
да в Кемеровской области, как и в целом в стране, возможны при реализации миграционной политики, направленной на интеграцию мигрантов в российский социум. Для этого, на наш взгляд, необходимо создать эффективные механизмы организации процесса переселения, обустройства и адаптации на территории вселения. С этой точки зрения рассмотрим миграционную привлекательность данного региона.
Перспективы демографического и социально-экономического развития Кемеровской области во многом
зависят от формирования миграционных процессов, управление которыми на современном этапе относится к одному из стратегических направлений социальноэкономической политики региона.
В последние годы в Кемеровской области наблюдается сокращение численности населения (на начало 2008 г. - 2823,5 тыс. человек, 2009 г. - 2821,8 тыс., 2010 г. - 2820,6 тыс., 2011 г. - 2761,2 тыс., 2012 г. -2750,8 тыс., 2013 г. - 2742,6 тыс. [1], июль 2013 г. -2742,4 тыс. [3]). Данная тенденция отражена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика численности населения Кемеровской области за период с 2003 по 2013 гг. (тыс. чел.)
Наряду с абсолютным уменьшением численности населения области, сохраняется процесс старения общества. Отмечается постепенное снижение численности населения трудоспособного возраста, в ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать. Одновременно растет число лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начинают выходить поколения, родившиеся в 50-е и 60-е годы. Такое изменение возрастной структуры населения усиливает дефицит рабочей силы на рынке труда.
Анализ ситуации на рынке трудаКемеровской области показывает, что последствия финансового кризиса в Кемеровской области были выражены сильнее, чем в других регионах Российской Федерации. Только в течение 2009 года численность экономически активного населения области уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 1,4 %, тогда как в целом по России -лишь на 0,1 %. Данной динамике способствовал стремительный рост числа безработных, которые не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с определением Международной организации труда классифицировались как безработные. В Кемеровской области прирост их численности составил 44 % (до 142 тыс. человек), в России - треть.
В качестве антикризисных и посткризисных мер по регулированию сложившейся ситуации был выработан комплекс мероприятий, своевременная реализация которых при взаимодействии органов государственной власти области, органов местного самоуправления, работодателей привела к стабилизации рынка труда в 2012 году. В этот период ситуация характеризуется следующим образом. Уровень регистрируемой безработицы - 1,6 % (25,8 тыс. человек) к
численности экономически активного населения. Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, в 2012 г. составил 41,9 %, безработных граждан -
38,3 % (в 2011 г. 42,6 % и 42,2 % соответственно). Служба занятости населения наряду с трудоустройством на постоянные рабочие места принимает также участие в организации временных рабочих мест. Временная занятость позволяет гражданам в условиях безработицы сохранить профессиональные навыки, приобрести опыт и стаж работы по специальности.
По данным Росстата (на основе материалов обследования населения по проблемам занятости) в Кемеровской области уровень общей безработицы в среднем за октябрь 2013 года составлял 5,5 % экономически активного населения [2]. Данный показатель выше общероссийского уровня на 0,2 пункта и ниже среднего значения по Сибирскому федеральному округу (далее СФО) на 1,5 процентного пункта. Среди двенадцати регионов, входящих в состав СФО, Кемеровская область занимает второе место от наименьшего показателя в округе. Минимальный уровень в Красноярском крае - 5,4 %, максимальный в Республике Тыва - 18,7 %.
Что касается уровня регистрируемой безработицы, то на 30.11.2013 г. она осталось на том же уровне
- 1,6 % экономически активного населения. Коэффициент напряженности (на 30.11.2013 г.) - 1,0 человек на 1 заявленную в органы службы занятости вакансию (год назад - 0,8 человек). При этом минимальный коэффициент в городах Кемерово и Новокузнецке -
0,3 - 0,4 человека на вакансию, максимальный в Тя-жинском районе - 33 человека на вакансию [2].
Состав безработных (по причинам обращения в службу занятости населения), стабильный: более половины (53 %) - граждане, уволенные с предыдущего места по собственному желанию; 12 % - выбывшие в связи с сокращением штата или ликвидацией организации; 5 % - впервые ищут работу. В возрастной структуре безработных, как и прежде, преобладают граждане старше 30 лет, в т. ч. в предпенсионном возрасте -2,1 тыс. человек (9 %), доля молодежи - 25 %. Профессиональным образованием располагают 13,3 тыс. безработных (58 %).
Заявленная в службу занятости потребность в работниках представлена преимущественно рабочими профессиями - 73,2 % в банке вакансий [2]. Что касается численности занятых, то она уменьшилась по сравнению с показателем годичной давности на 1,7 % (сентябрь 2013 года). При этом значительное сокращение численности работающих наблюдается в производстве машин и оборудования (на 30 %), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 19 %), сельском и лесном хозяйстве (на 11 %), производстве транспортных средств и оборудования (на 7 %), прочих неметаллических минеральных продуктов (на 5,7 %), строительстве (на 5 %). Наряду с этим, характерно увеличение численности занятых в производстве кокса и нефтепродуктов на 14 %, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 6 %, в организациях, занимающихся финансовой деятельностью
- на 9 %, на химическом производстве - на 4 %.
Следует отметить, что сохраняется диспропорция между территориальными структурами спроса на рабочую силу и ее предложением. По состоянию на конец ноября 2013 года в двух крупнейших городах Кемерово и Новокузнецк заявлено 67 % областного банка вакансий (год назад - 62 %). При этом доля претендующих на трудоустройство кемеровчан и новокузнечан в общем предложении свободной рабочей силы составляет 27 %. Для сравнения, удельный вес жителей муниципальных районов, ищущих работу, как и год назад составляет 40 % областного предло-
На 30.11.2013 г. в банке вакансий службы занятости населения было заявлено работодателями
27,4 тыс. мест, что на 5,9 тыс. мест меньше, чем год назад. Пятая часть вакансий - потребность в замещении рабочих мест и должностей в сфере здравоохранения, образования, государственного управления, предоставления коммунальных и социальных услуг. В таблице, приведенной ниже, подробно представлены данные по количеству вакансий в процентном соотношении в зависимости от вида экономической деятельности (рис. 2).
жения, в районах же заявлено лишь 10 % банка вакансий в целом по области (как и годом ранее).
Как видно из проведенного анализа, позитивно развивающаяся экономика Кемеровской области постоянно нуждается в работниках различной квалификации. Однако демографическая ситуация, характеризуемая сокращением численности населения области, а также ситуация, складывающаяся на региональном рынке труда, подтверждают заключение специалистов о том, что дефицит квалифицированных кадров в Кемеровской области будет наблюдаться, по крайней мере, еще в ближайшие несколько лет, и работодатели по-прежнему будут испытывать трудности в поиске достойных кандидатов для замещения вакантных рабочих мест.
В условиях дефицита рабочей силы и невозможности его полной компенсации за счет внутренней миграции и естественного прироста населения существует объективная необходимость в восполнении трудовых ресурсов за счет иностранных граждан. Так, в 2009 году по разрешениям Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области трудовую деятельность в Кемеровской области осуществляли 17876 иностранных работников; в 2010 году -11407 , в 2011 году - 11401, в 2012 году - 12010. Наибольшее число иностранных работников прибывает из стран постсоветского пространства (2011 год -69,6 %). Кемеровская область привлекательна для представителей целого ряда стран СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения и др.).
Численность иностранных граждан, труд которых использовался в экономике Кемеровской области в 2012 г., в среднем составляет 0,6 % численности занятого в экономике населения. Наибольшее количество иностранных работников привлекается в строительство, обрабатывающую промышленность, а также оптовую и розничную торговлю (рис. 3).
Рис. 3. Занятость трудовых мигрантов в Кемеровской области по видам деятельности, %
Наряду с созданием дополнительных возможностей по привлечению иностранных работников уделяется внимание активизации контроля за соблюдением миграционного законодательства, в рамках которого принимаются необходимые меры и по предотвращению формирования условий для протестных, криминальных и иных асоциальных проявлений, как со стороны трудовых мигрантов, так и в отношении них.
При разработке таких мер, следует принимать во внимание также проблемы интеграции мигрантов и способы их решения, например, в европейских странах. Так, были волнения, уличные бои (в районах проживания мигрантов), вызванные гибелью представителя сообщества мигрантов из-за конфликта с полицией в Париже (осень 2005 г., ноябрь 2007 г.), волнения в Брюсселе (2006 г.), недавние события в Москве (Бирюлево). Аналогичные события периодически происходят в Швеции. В основе столкновений мигрантов с представителями власти - прежде всего, социальная составляющая. Большая часть мигрантов включена в экономику теневого сектора, доля безработных среди них существенно (в два-три раза) выше уровня безработицы среди местного населения. Обострение межэтнических и экономических проблем создает серьезную угрозу стабильности любого общества.
В целях обеспечения правопорядка в миграционной сфере, повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением миграционного законодательства Российской Федерации на территории Кемеровской области в 2012 г. проводились
крупные совместные с другими органами государственной власти оперативно-профилактические мероприятия. В рамках данных (более 42 тыс.) мероприятий, было проверено около 48 тыс. различных объектов, выявлено более 20 тыс. нарушений миграционного законодательства, наложены штрафы на сумму свыше 61 млн рублей, взыскано более 50 млн рублей. Проводилась работа и по недопущению (закрытию) въезда в Российскую Федерацию, а также по административному выдворению и депортации за пределы Российской Федерации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории области (выдворено более 350 незаконно находящихся на территории области иностранных граждан).
В течение 2012 года осуществлялся также мониторинг криминогенной ситуации в области. Общее количество совершенных иностранными гражданами преступлений в 2012 г. возросло на 26 % по сравнению с 2011 годом. Доля совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений в 2012 году составила 0,8 % от общего числа расследованных (2011 год - 0,6 %). Наибольшее число преступлений совершено на территориях городов Новокузнецка - 80 (2011 год - 80) и Кемерово - 60 (2011 год - 27).
Деятельность УФМС России по Кемеровской области направлена на обеспечение возможности использования миграционного потенциала в социальноэкономическом развитии Кемеровской области, что предполагает работу не только в части организации миграционного потока и контроля соблюдения мигрантами установленных правил, но и в части социальной адаптации мигрантов. УФМС России по Кемеровской области в рамках своей компетенции использует весь комплекс мер не только по недопущению осложнения межнациональной обстановки, но и по созданию условий для изучения русского языка, основ миграционного законодательства, а также культурных традиций и норм поведения, принятых в российском обществе. Особое внимание уделяется тем гражданам, которые оформляют разрешения на временное проживание, так как эти граждане стремятся не только временно поработать в России, но и в перспективе стать ее гражданами.
Миграционный прирост населения Кемеровской области снизился с 9818 человек (2007 г.) до 537 человек в 2010 году. И хотя миграционная убыль населения (2804 человека) впервые была зафиксирована в
2011 году, в 2012 г. она уже составляла - 4522 человек [1]. Данные на июль 2013 года представлены на рис. 4. Необходимо отметить, что уезжать из Кемеровской области в другие регионы России стало больше граждан, чем приезжать уже с 2008 года. Однако до 2011 года миграционная убыль в пределах России компенсировалась международной миграцией. Анализ миграции населения Кемеровской области за
2012 год показывает, что из общего числа граждан, выехавших за пределы области, более половины выехали в регионы Сибирского федерального округа. В первую очередь, это Новосибирская область (35 %) и Томская область (28 %).
Однако и приезжают в Кемеровскую область больше всего из соседних сибирских регионов - 64 %
всех прибывших из других регионов Российской Федерации. С 2012 года клиенты государственной службы занятости населения могут получить государственную услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Государственная услуга по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работни-
Для Кемеровской области, как региона, в котором в последние годы отмечается одновременно естественная и миграционная убыль населения, в качестве цели управления миграцией целесообразно ставить необходимость сокращения миграционного оттока и привлечения мигрантов на постоянное место жительство. Основными задачами для достижения поставленной цели должно быть развитие социальной инфраструктуры, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Оптимальной формой принятия и реализации мер в сфере управления миграцией является разработка комплексной миграционной программы на региональном уровне, которая может включать в себя управление всех основных направлений регулирования миграционных процессов.
Для совершенствования управления миграционными процессами в Кемеровской области необходимы, на взгляд авторов, следующие мероприятия.
1. Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области:
- качественно оценивать потребность экономики региона в иностранной рабочей силе (на основе расчёта баланса трудовых ресурсов; расчёта и анализа показателей миграционного движения населения);
- совершенствовать межрегиональное сотрудничество в сфере миграции (подписание соглашений о временной трудовой миграции с регионами РФ с избытком трудовых ресурсов).
2. УФМС РФ по Кемеровской области: проводить работы по противодействию нелегальной миграции (увеличение размера штрафов для руководителей, использующих труд мигрантов незаконно).
3. Средствам массовой информации: активно воздействовать на общественное мнение с целью искорене-
ков предоставляется Департаментом труда и занятости населения Кемеровской области в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Так, по состоянию на 01.12.2013 г. в рамках утвержденной квоты Департаментом подготовлено 117 заключений о целесообразности привлечения 2272 иностранных работника.
ния негативного стереотипа восприятия иммигрантов и создания в обществе настроения толерантности по отношению к иностранным работникам.
4. Медицинским учреждениям Кемеровской области:
- проводить медицинские освидетельствования мигрантов;
- проводить предупредительные меры по недопущению распространения мигрантами инфекционных заболеваний среди населения в регионе.
5. Внести изменения в законодательство:
- разработать программы привлечения иностранных студентов и аспирантов в вузы из стран ближнего и дальнего зарубежья (разработка для этой категории мигрантов специальных студенческих виз; создание механизма, при котором был бы возможен переход из иностранных учебных заведений в вузы Кемеровской области без потери курса; разработка нормативных актов, предоставляющих право получения гражданства иммигрантам, имеющим учёную степень);
- развивать инфраструктуру трудовой миграции (поощрение создания рекрутинговых агентств, которые могут обеспечить легальный наем на работу трудовых мигрантов);
- организовывать бесплатные курсы русского языка и основ законодательства РФ, Кемеровской области при учебных заведениях для мигрантов. На данный момент, курсы по изучению русского языка и основ законодательства РФ проходят на платной основе в учебных заведениях Новосибирска, Нарьян-Мара, Владивостока;
- организовывать работу специализированных образовательных учреждений для детей мигрантов, в которых они изучали бы русский язык, культуру;
Рис. 4. Миграционный прирост (убыль) населения (чел.) в период с 2006 г. по июль 2013 г.
- решить проблему «резиновых домов», когда по одному и тому же адресу на небольшойплощади зарегистрировано от 20 до 50 и более человек по заявлениям собственников жилья, но, как правило, по адресам не проживают. Для решения данной проблемы необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос об установлении минимума жилплощади, на которой человек может проживать, должностных лиц и собственников жилья, злоупотребляющих своим имущественным правом, привлекать к уголовной ответственности;
- повысить миграционную привлекательность Кемеровской области (увеличение доли привлекаемых мигрантов из стран Европы, создание специальных программ для инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику области).
Реализация данных мер, на наш взгляд, будет способствовать улучшению процесса управления миграционными процессами в Кемеровской области.
Литература
1. Адресная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2015 годы. - Режим доступа: http://www.ufz-keme-rovo.ru/home/deYatelnostdepart/program/ndpereselenie.aspx
2. Информация о положении на рынке труда в Кемеровской области на 01.09.2013 г. - Режим доступа: http://www.ufz-kemerovo.ru/home.aspx.
3. Кемеровостат: Население. Общие итоги миграции в Кемеровской области за январь - июль 2013 года. -Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/kemerovostat/resources/
Информация об авторах:
Данько Христина Анатольевна - магистрант кафедры менеджмента КемГУ, 8-909-516-23-90, [email protected].
Khristina A. Danko - Master’s Degree student at the Department of Management, Kemerovo State University.
Халиулина Валентина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента КемГУ, 8-906-931-92-30, [email protected].
Valentina V. Khaliulina - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Management, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 09.01.2014 г.