Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2514
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ МИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Инна Викторовна, Ушаков Михаил Андреевич, Гуликян Армен Арменович, Клокова Дарья Сергеевна

Проведен анализ миграционной политики Российской Федерации, определены проблемы, тенденции и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова Инна Викторовна, Ушаков Михаил Андреевич, Гуликян Армен Арменович, Клокова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS, TRENDS, PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Analyzed the migration policy of the Russian Federation, identifies problems, trends and prospects for development.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-304-308 NIION: 2003-0059-1/22-190 MOSURED: 77/27-003-2022-01-389

Миграционная политика Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы развития

Инна Викторовна Федорова1, Михаил Андреевич Ушаков2, Армен Арменович Гуликян3, Дарья Сергеевна Клокова4

и,з,4 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

4 [email protected]

Аннотация. Проведен анализ миграционной политики Российской Федерации, определены проблемы, тенденции и перспективы развития.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, Российская Федерация, миграционные службы, тенденции развития миграции, перспективы развития миграции, проблемы политики миграции

Для цитирования: Федорова И. В., Ушаков М. А., Гуликян А. А., Клокова Д. С. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 304-308. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-304-308.

Original article

Migration policy of the Russian Federation: problems, trends, prospects of development

Inna V. Fedorova1, Mikhail A. Ushakov2, Armen A. Gulikyan3, Daria S. Klokova4

1,2,3,4 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

4 [email protected]

Abstract. Analyzed the migration policy of the Russian Federation, identifies problems, trends and prospects for development.

Keywords: migration, migration policy, the Russian Federation, migration services, migration development trends, migration development prospects, migration policy problems

For citation: Fedorova I. V., Ushakov M. A., Gulikyan A. A., Klokova D. S. Migration policy of the Russian Federation: problems, trends, prospects of development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):304-308. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-304-308.

Регулирование вопросов миграции входит в содержание единой системы социальной политики и подчинено достижению таких задач, как совершенствование взаимоотношений на рынке труда, снабжение необходимыми кадрами имеющийся рынок товаров и услуг, защита имеющихся прав и свобод человека. Абсолютно все государства сталкиваются с про-

блемой миграции населения. Для того, чтобы Россия становилась страной, опирающейся на ключевые принципы равенства всех прав и свобод человека, вне зависимости от расовой, национальной, либо гражданской принадлежности, необходимо успешно справляться и адачами, способствующими совершенствованию миграционной политики.

© Федорова И. В., Ушаков М. А., Гуликян А. А., Клокова Д. С., 2022

jjÉiSk.

-^pr-

Между тем, исследование содержания основных миграционных процессов сопряжено с учетом довольно большого количества факторов, которые связаны с особенностями политического устройства страны, с политическими идеями руководителей государства, с тем положением, которое государство занимает среди прочих стран. Отечественная практика урегулирования миграционных вопросов непосредственно связана с тем, чтобы максимально обеспечить соблюдение национальной безопасности страны, а также поддержать в равнозначном соотношении как трудовые ресурсы, так и трудоустройство лиц, имеющих российское гражданство. Этому служит довольно большое количество международных нормативно-правовых актов и соглашений, которые были подписаны российским правительством и которые способствуют защите отечественного рынка труда.

Под миграционной политикой следует понимать комплекс идей и соответствующих средств, благодаря которым государство, с учетом всех созданных в нем общественных институтов, способно реализовать поставленные принципы и задачи деятельности, попадающие под воздействие исторического и общественного развития государства, обеспечивая преемственность дальнейшего общественного развития страны [3, с. 167].

Исследование миграционных процессов осложняется причинами: муниципальный строй государства, политические убеждения и взгляда людей, внешнеполитический курс в государстве и др. Основным и главным принципом русской миграционной политической деятельности считается обеспечивание государственной защищенности, трудоустройство русских людей и баланс трудовых ресурсов.

Для того, чтобы миграционная политика была наиболее эффективной, требуется присутствие следующих условий:

1) выполнение качественного и постоянного мониторинга имеющихся миграционных процессов в государстве. Это позволяет определить основные причины, в соответствии с которыми происходит переселение людей, с учетом всех уровней миграции (как на международном уровне, так и на государственном, региональном уровнях);

2) разработка прогнозов дальнейшего состояния миграции населения. Это необходимо для того, чтобы определять дальнейшие темпы, интенсивность, места переселения, поскольку снабдит ученых возможными

гипотезами для наилучшего исследования миграционного поведения населения в государстве.

В частности, 13 июня 2012 г. Президентом России В. В. Путиным была утверждена Концепция миграционной политики на территории Российской Федерации вплоть до 2025 г. Основные положения данной Концепции определили содержание и цели регулирования миграционной политики в стране:

а) создание условий по поддержанию оптимальной национальной безопасности на территории РФ, обеспечив, тем самым, защиту населения, комфорт и благополучие пребывания населения в пространстве страны;

б) использование средств, способствующих стабилизации и увеличению количества граждан, постоянно проживающих в одном городе или поселении в РФ;

в) совершенствование уровня экономического развития страны за счет комплектования квалифицированной и подготовленной рабочей силы, что будет способствовать модернизации и дальнейшему развитию всех экономических сфер в России [2].

На основании представленных выше положений видно, что Концепция формулирует основную цель миграционной политики на недостаточно четких основаниях. Одно только утверждение, что цель миграционной политики связана с прямым интересом государства в обеспечении «комфорта и благополучия» граждан Российской Федерации закладывает основы для многочисленных столкновений и ущемления прав лиц, не имеющих российского гражданства. Подобная цель правомерна для концепции национальной безопасности государства, либо же для концепции, которая призвана повысить уровень социальной развитости страны. Другие положения концепции лучше соответствуют актуальным обстоятельствам развития государства, если не брать во внимание упоминание о демографическом состоянии государства.

В частности, если обратиться к положениям Концепции о демографической политике в РФ, которая также была утверждена соответствующим указом до 2025 г. (9 октября 2007 г. № 1351), то можно увидеть, что средства мигрантов могут быть рассмотрены как способ для преодоления сложившихся пробелов в демографии и социально-экономических обстоятельствах, если для этого были соответствующие меры по социальной адаптации мигрантов к условиям принимающей страны. Другими средствами, которые могут

поддержать уровень демографической политики в России через обращение к мигрантам, являются: создание условий, позволяющих соотечественникам беспрепятственно возвращаться на родину; поощрять возвращение на родину эмигрантов; заключать трудовые договоры с квалифицированными специалистами из-за рубежа, а также с выпускниками университетов для дальнейшей адаптации и жизни в России; создавать условия по обучению и стажировке молодых людей из зарубежных государств в России, с последующей передачей им возможности для трудоустройства здесь и получения гражданства. Также следует выделить такую цель миграционной политики, как снабжение отечественной экономики рабочей силой, позволяющей стране повышать уровень собственного экономического развития; эта цель близка скорее к положениям концепции об экономическом развитии государства.

Цель миграционной политики должна содержать более конкретные позиции: поддержание межнационального и межрелигиозного мира, сокращение эмиграционного оттока населения из России. Миграционный отток российских граждан за рубеж является серьезной проблемой, что существенно отражается на экономике и демографической ситуацией в стране, особенно, если выезжает квалификационный и высокообразованный состав граждан. Принимая во внимание тот факт, что в Россию, как правило, прибывают для выполнения работы низкоквалифицированные специалисты, это только осложняет процесс дальнейшего экономического развития государства [1, с. 11]. Регулирование процессов по трудовой миграции должно быть связано с тем, чтобы разработать и ввести в функционирование эффективную модель по привлечению лиц из-за рубежа для выполнения квалифицированной работы, которая необходима для дальнейшего стратегического развития страны. Одновременно эта модель не должна нарушать прав российских сотрудников, но также поощрять к работе и иностранцев.

Компоненты миграционной политики определяются следующим образом: привлечение соотечественников, создание благоприятных условий, а именно оплата передвижения и проезда на определенный срок, создание рабочих мест, опека, привлечение к работе квалифицированных специалистов.

Мигранты, которые оказываются на территории России, довольно часто имеют недостаточно высокий уровень социокультурной адаптации к стране,

что наглядно видно в перечне ключевых навыков, которые предъявляет российский работодатель мигрантам. В частности, эти навыки связаны со знанием основных нормативно-правовых основ пребывания в России, быстрой обучаемостью, умением сотрудничать в пространстве рабочей группы, наличием коммуникативных навыков, знанием русского языка, умением работать на результат, умением организовывать собственное время.

Эксперты в области миграционной политики пришли к выводу, что в среднесрочной перспективе (до 2050 г.) Российская Федерация может столкнуться с экономическими, политическими, а также демографическими причинами миграции населения:

1) группа экономических причин связана с тем, что под воздействием процессов трудовой миграции произойдет повышение работоспособного населения, поскольку в странах, откуда обычно прибывают мигранты, заработные платы, как правило, ниже;

2) группа демографических причин связана с тем, что в среднесрочной перспективе произойдет снижение коэффициента фертильности российских женщин (до 2.0), однако это состояние будет не таким кризисным, как происходит в Европе уже сейчас [4]. На современном этапе коэффициент фертильности европейских женщин связан с показателями в 1,5. Для женщин Германии и Швеции коэффициент несколько выше (1,88), для женщин Словакии, Румынии ниже (1,30) [5]. Другими словами, показатели воспроизводимости населения у российских женщин к этому году будут более высокими в сравнении с европейской тенденцией;

3) группа политических причин связана с тем, что к 2025 г. произойдет повышение потока входящих мигрантов из Европы на территорию европейской части Российской Федерации [4]. Это может произойти в связи с распространением позиций исламского государства, что приведет к притеснению христиан, проживающих на данный момент в странах Запада. Ожидается, что к 2025 г. Россия будет экономически стабильной страной с районами, где присутствует невысокая плотность населения. Пополнив генофонд мигрантами из Европы, Россия трансформируется в мультиэтническую, мультирелигиозную и мультикультурную страну.

Проблема вынужденной миграции в России заключается в выявлении мигрантов из Центральной Азии, переселенных русских и тех, кто принадлежит

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

к коренным народам и имеет разные убеждения. Осуществление переселения должно основываться на адаптации внутренне перемещенных лиц и должно помогать им реализовать себя в новых условиях.

Однако, сегодня Россия имеет низкую миграционную привлекательность, особенно для высококвалифицированных специалистов, из-за нестабильной социально-экономической ситуации в стране. По этой причине большинство высококвалифицированных специалистов рассматривают возможность переезда в развитые западноевропейские страны, где действуют программы социальной поддержки.

Следует также отметить, что в процессах внутренней миграции наблюдаются неблагоприятные тенденции, а именно, территориальная мобильность населения России ниже по сравнению с другими странами. Эту проблему следует взять под контроль государственных органов. Для устранения этой проблемы необходимо: развивать транспортную сеть, расширять и удлинять дороги, расширять жилой комплекс в регионах, не только в крупных городах и столицах, повышать доходы населения, снижать цены на покупку жилья, в том числе в регионах, снижать цены на авиаперевозки внутри страны, что повысит спрос. Эти рекомендации улучшат возможности для осуществления процессов внутренней миграции. Важным фактором является очевидная тенденция увеличения нелегальной миграции. Большинство мигрантов нарушают правила въезда и выезда, правила проживания на территории Российской Федерации.

Положения Конституции, в частности п. 1 ст. 26, утверждают свободу для самоопределения собственной национальности для каждого гражданина. Однако, например, в актуальных паспортах граждан эта графа отсутствует. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы обеспечивать реализацию права человека на национальную принадлежность. Требования этой же статьи также не допускают возможности к принуждению, либо же к насильственному назначению того или иного гражданства. В случае, если человек отказывается открыто декларировать собственную национальную принадлежность, он имеет право оставить графу национальности незаполненной.

Положения ст. 14 Конституции РФ определяют государство как светское. Та или иная религия не может получить статуса государственной либо же обязательной. Все религиозные объединения также

отделяются от государства, поэтому они равны перед требованиями закона. Однако этот принцип также не соответствует действительности и трудно поддается управлению. Довольно большое количество религиозных организаций не может эффективно функционировать, так как не имеет права на возникновение правоотношений с населением. Эти противоречия связаны уже и с тем, что в Конституции не приводится трактовка государства и светского государства, отсутствует понятие «отделения», а также понятия «религиозное объединение». В Конституции создано довольно большое количество статей, которые не наделены конкретикой и нуждаются в дальнейшей детализации.

В целях повышения качества и эффективности миграционной политики, реализуемой в Российской Федерации, необходимо усилить контроль за деятельностью сотрудников, оказывающих государственные услуги, в целях предотвращения коррупционных сделок и других противоправных действий. Для этого необходимо ознакомиться с принципами работы с мигрантами; сотрудникам госслужбы необходимо глубже изучать особенности их культуры, законодательства, также желательно чаще посещать тренинги, курсы и семинары. Вышеуказанные условия позволят ускорить получение услуг и избежать конфликтных ситуаций.

Одним из важных направлений в решении проблем миграции является заключение международных договоров в области трудовой миграции, обеспечивающих, в том числе, защиту на территории России социальных и экономических прав трудящихся-мигрантов в соответствии с основополагающими документами ООН, Международной организации труда и легализацию процессов трудоустройства российских граждан в иностранных государствах.

Совершенствование государственной миграционной политики, ее тесная увязка с актуальными задачами социально-экономического развития страны, пристальное и повседневное внимание проблемам миграции — эти вопросы были обозначены Президентом Российской Федерации как чрезвычайно важные.

В связи с повышенным вниманием Президента Российской Федерации к проблеме миграции, государственных органов, правозащитных организаций в новом правовом поле, возникшем после вступления в силу нового миграционного закона, централизованная система территориальных органов Федеральной миграционной службы России сложилась и функцио-

нирует в полном объеме. На нее возложены функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, даны полномочия по осуществлению правового регулирования миграционной политики.

Список источников

1. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035. М. : Центр стратегических разработок, 2017.

2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).

3. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М. : Наука, 1987.

4. M. Maavak blog. / Linked In. Электрон. ст. [Великобритания], 2014 // URL://https://www.linlcedin.-com/slink?code=dbGWm4s.

5. Migration and Global Environmental Change. Future Challenges and Opportunities. EXECUTIVESUM-MARY / Доклад. Электрон. ст. [Великобритания], 2011 // URL://https://www.gov.uk/government/uploads/sys-

tem/uploads/attachment_data/file/287717/11-1116-mig-ration-andglobal-environmental-change.pdf.

References

1. Ivakhnyuk I. V. Suggestions to the migration strategy of Russia until 2035. M. : Center for Strategic Research, 2017.

2. The concept of state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the President of the Russian Federation as of June 13, 2012).

3. Rybakovsky L. L. Population shift: predictions, factors, policy. M. : Science, 1987.

4. M. Maavak blog / Linked In. Electron. art. [UK], 2014 // URL://https://www.linkedin.com/slink?code=-dbGWm4s.

5. Migration and Global Environmental Change. Future Challenges and Opportunities. EXECUTIVESUM-MARY / Report. Electron. art. [UK], 2011 // URL://-https://www.gov.uk/government/uploads/system/uplo-ads/attachment_data/file/287717/11 -1116-migration-andglobal-environmental-change.pdf.

Информация об авторах

И. В. Федорова — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

М. А. Ушаков — заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, мастер спорта России;

А. А. Гуликян — преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, мастер спорта России;

Д. С. Клокова — курсант 4 «К» курса института судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the authors

I. V. Fedorova—Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

M. A. Ushakov — Deputy Head of the Department of Physical Training of the Educational-Scientific Complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Master of sports of Russia;

A. A. Gulikyan — Teacher of the Department of Physical Training of the Educational-Scientific Complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Master of sports of Russia;

D. S. Klokova — Cadet of the 4th «К» course of the Institute of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.