предприятия культуры, которые смогли в полной мере использовать свой инновационный потенциал, добились наибольших результатов в процессе решения как текущих, так и перспективных проблем социально-экономического развития.
Источники:
1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №317 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 392.
2. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016.
3. Комов В. Э. Зарубежные модели государственного управления сферой культуры // Самоуправление. 2022. № 1(129). С. 337-340.
4. Магомедов М.Н., Носкова Н.А. Проектная деятельность в практике управления сферой культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 15-24.
5. Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб./Росстат. М., 2023
6. Бирюкова Т. С., Кох И.А. Управление сферой культуры в регионе // Вопросы управления. 2020. № 2(63). С. 214-228. - DOI 10.22394/2304-33692020-2-214-228.
7. Шаповалова И.Б. Черных А.И. Цифровизация как направление развития управления сферой культуры и искусства в современных условиях // Инновационная экономика и право. 2022. № 1(20). С. 49-52. DOI 10.53015/2782-263X_2022_1_49.
8. Смирнов А.Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры. Монография. СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2006.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 года №1897 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
EDN: OOPNVF
А.Б. Санникова - к.г.н, доцент кафедры «Инженерные дисциплины и управление», Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета, Новороссийск, Россия, [email protected],
A.B. Sannikova - Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Disciplines and Management, Novorossiysk Polytechnic Institute (branch) of Kuban State Technological University, Novorossiysk, Russia;
Б.А Санников - обучающийся юридического факультета, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],
B.A Sannikov - student of the Faculty of Law, Rostov branch of the Russian State University of Justice, Rostov-on-Don, Russia.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ MIGRATION POLICY AS A COMPONENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KRASNODAR REGION
Аннотация. В статье рассматривается влияние миграционной политики на социально-экономическое развитие Краснодарского края. Миграционная политика выступает неотъемлемой частью правовых, демографических, экономических, социально-культурных сфер государственного управления. Она призвана способствовать решению множества задач в социально-экономической сфере. С 2017 г. рост численности населения и трудовых ресурсов в регионе обеспечивается иммиграционным притоком. Высокая смертность жителей края, в том числе в трудоспособном возрасте, превышает рождаемость. Анализ результатов миграционной политики позволил определить ряд негативных тенденций в отдельных муниципальных образованиях, влияющих и на их экономическое развитие. Предпринятые органами региональной и муниципальной власти меры пока не позволяют решать все проблемы иммиграции и эмиграции в Краснодарском крае. Разработанные предложения могут быть использованы соответствующими органами власти Краснодарского края и исполнительными органами местного самоуправления для повышения эффективности реализации миграционной политики, при планировании мероприятий в рамках реализуемых государственных и муниципальных программ. Создание условий для рационального распределения иммиграционных потоков приведет к увеличению трудовых ресурсов в «депрессивных» муниципальных образованиях, что является базовым условием экономического развития их и всего региона в целом.
Abstract. The article examines the influence of migration policy on the socio-economic development of the Krasnodar region. Migration policy is an integral part of the legal, demographic, economic, socio-cultural spheres of public administration. Migration policy should help solve many problems in the socio-economic sphere. Immigration growth has ensured an increase in population and labor resources in the region since 2017. The high mortality rate of residents of the region at working age exceeds the birth rate. Analysis of the results of migration policy made it possible to identify negative trends in individual municipalities. They also influence their economic development. The measures taken by the authorities do not allow solving all the problems of immigration and emigration in the Krasnodar region. The developed proposals can be used by authorities to improve the efficiency of the implementation of migration policy and especially when planning activities within the framework of ongoing state and municipal programs. Creating conditions for the rational distribution of immigration flows will lead to an increase in labor resources in lagging municipalities. This is a basic condition for their economic development and the entire Krasnodar region as a whole.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, миграционная политика, регион, муниципальные образования, государственные и муниципальные программы, показатели, анализ, эффективность, предложения.
Keywords: social and economic development, migration policy, region, municipalities, state and municipal programs, indicators, analysis, efficiency, proposals.
Введение
Миграционная политика является одним из направлений демографической политики и включает в себя совокупность тех же способов и мер реализации. Так, в Концепции демографической политики РФ до 2025 г. особое внимание уделяется регулированию внутренней и внешней миграции с целью улучшения демографической ситуации в стране. Основная цель миграционной политики - совершенствование общественных и государственных отношений в сфере миграции и оптимизация миграционного движения населения. Ее базой выступают принципы конституционного строя, нормы современного миграционного законодательства и государственные механизмы управления.
Множество задач миграционной политики принято классифицировать по нескольким направлениям. В социально-экономической сфере задачами миграционной политики являются [1]:
- корректировка миграционных процессов на основе сложившейся социально-экономической обстановки в регионах, с учетом положения имеющегося в регионе рынка труда, недвижимости, социально-культурной обстановки, инженерной инфраструктуры;
- контроль и мониторинг миграционной нагрузки в отдельных регионах во время формирования феде-
рального бюджета и бюджетов регионов; понимание традиций в области ведения хозяйства в регионе, имеющейся экологической обстановки, и их учет во время формирования миграционной политики;
- целесообразное использование трудового потенциала, имеющегося опыта в области хозяйствования и квалификации переселенцев;
- участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития на региональном и федеральном уровнях.
Эффективным примером регулирования миграционных потоков и улучшения демографической ситуации в стране является госпрограмма «По оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденная Указом Президента РФ № 637 еще 22.06.2006 г. Приток квалифицированных иммигрантов, бывших соотечественников, позволяет частично компенсировать естественную убыль населения страны и увеличить долю трудоспособного населения. Положительные результаты реализации запланированных в программе мероприятий обусловили решение органов власти сделать её бессрочной. В Краснодарском крае реализуется госпрограмма «Региональная политика и развитие гражданского общества». Среди выполняемых 9 подпрограмм содержатся: «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур», «Поддержка институтов гражданского общества в области работы с соотечественниками за рубежом», «Укрепление единства российской нации на территории края» [5].
Министерство труда и соцразвития Краснодарского края для компенсации оттока трудоспособного населения предложило меры финансовой поддержки работодателям, привлекающим сотрудников с длительным трудоустройством из других регионов России, в рамках госпрограммы, направленной на «повышение мобильности трудовых ресурсов». А в рамках программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» реализуется подпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в регион соотечественников и их семей из других стран с предоставлением временного размещения со всеми необходимыми санитарно-эпидемиологическими условиями проживания, помощи при обустройстве, оформлением правового статуса и оказанием медицинской помощи [10]. Кроме того, на территории региона реализуются меры соцподдержки «вынужденных переселенцев», согласно ФЗ от 19.02.1993 г. № 4530-1. Для обеспечения жильём вынужденным переселенцам выделяется финансовая помощь. Источниками дифференцированной финансовой поддержки выступают и федеральный, и региональный бюджеты.
Миграционный учет, представляющий собой взаимные обязанности государственных служащих и иммигрантов, дает возможность установить количественные показатели, цели, намерения, основания и период пребывания таких лиц на территории РФ. Важным моментом становится собственная безопасность иммигрантов, которая состоит в оформленном документально правовом статусе, доступе к социальному обслуживанию, наличии трудовых контрактов и страховых полисов, получении нормальных условий быта и отдыха, семейных гарантиях. Индивидуальное стремление к указанным условиям также является составляющей правового регулирования миграции. Одновременно усиливаются меры по контролю за незаконной миграцией. К примеру, в МО г.-к. Сочи иностранцы и лица без гражданства должны в течение одних суток оформить временную регистрацию. Сложность незаконного пребывания иммигрантов заключается в отсутствии, каких бы то ни было гарантий (правовых, социальных, медицинских, бытовых, трудовых) по отношению к ним со стороны государства. Следовательно, они должны сделать свой выбор в пользу легальных условий иммиграции еще до момента въезда на территорию субъекта РФ.
Сегодня в Краснодарском крае наблюдается неоднозначная миграционная ситуация [7]:
- во-первых, демографическая ситуация требует возмещения естественной убыли населения, в основном за счет приёма иммигрантов;
- во-вторых, резко возрос отток населения в зарубежные страны в связи с геополитической ситуацией;
- в-третьих, на ситуацию с внешней миграцией значительное влияние оказывают тенденции внутрирос-сийской межрегиональной миграции;
- в-четвертых, уровень жизни в регионе остается достаточно высоким, по сравнению с большинством субъектов РФ, стран СНГ и некоторыми другими соседними государствами, что служит притягивающим фактором для иммигрантов.
Сохраняются закономерности, выражающиеся в оттоке населения из регионов Дальнего Востока и Сибири в Краснодарский край, в отъезде в зарубежные страны, в переезде из сельской местности в городскую среду в связи с процессами урбанизации [7].
Предпринятые меры пока не позволяют решить все проблемы иммиграции и эмиграции в Краснодарском крае. Важно постоянно корректировать и разрабатывать дополнительные мероприятия в рамках реализуемых региональных и муниципальных программ.
Материалы и методы исследований
Работа основана на официальных данных Федеральной службы государственной статистики. При выполнении исследования применялись: структурно-демографический анализ с выделением трудоспособного и экономически активного населения; вероятностно-статистический метод для расчета миграционного прироста и естественной убыли населения, прогноза изменения численности жителей; сравнительно-аналитический метод; SWOT-анализ и социологический опрос 500 респондентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Территория края, площадью в 76000 км2, вмещает с запасом две европейские страны - Бельгию и Нидер-
ланды. При этом она составляет всего 0,4 % площади Российской Федерации. По данным Росстата на 01.01.2024 г., в крае постоянно проживает 5834098 человек. Это приблизительно в 5 раз меньше суммарной численности населения Бельгии и Нидерландов. Для социально-экономического развития территории основополагающее значении имеют демографические показатели. К сожалению, за 2023 г. рост численности населения в регионе объясняется только миграционным приростом. По данным Краснодарстата, естественная убыль жителей составила 3,3 %о (промилле), а миграционный прирост - 5,6 %о (рисунок 1).
По миграционному приросту Краснодарский край занимает шестое место в России. Регион является привлекательной территорией для иммигрантов как по своему географическому положению, климатическим условиям, так и уровню экономического развития [11].
По данным Министерства экономики Краснодарского края, за 2023 г. темп роста ВРП составил 103 % (рисунок 2). Самый низкий показатель ВРП наблюдался в 2020 г. Начало «пандемийного периода» вызвало снижение ВРП до 96,2 %. При этом, на протяжении трех предшествующих лет наблюдался стабильный темп роста до 103,2 %.
Рисунок 1 - Соотношение миграционного (МП) и естественного (ЕП) прироста населения
Краснодарского края за 2013-2023 гг.
Уже с 2021 г. наметились положительные тенденции увеличения основных показателей социально-экономического развития региона, обеспечившие рост ВРП (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика ВРП Краснодарского края за 2017-2023 гг., согласно данным Министерства экономики Краснодарского края
Уровень заработной платы в Краснодарском крае в два и более раза выше, чем в соседних регионах и странах СНГ [4]. В регионе расположены крупные предприятия пищевой, цементной, машиностроительной и металлообрабатывающей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, топливной, пищевой и других отраслей промышленности. Кроме того, идет разработка многих месторождений и добыча полезных ископаемых региона (в частности, нефти и газа, ртути и др.). Прибрежная полоса Азовского и Черного морей является курортной зоной с развивающейся туристической инфраструктурой. Здесь есть прекрасные возможности развития мелкого семейного бизнеса. Все эти факторы в совокупности обусловливают привлекательность региона для иммиграции [7].
Благодаря миграционному приросту с 2012 г. по настоящий момент постоянно растёт численность населения Краснодарского края. Рассчитанный коэффициент общего прироста населения за 2023 г. составил 2,3 %. Он увеличился за два года на 1,78 %. При сохранении такой динамики миграционного прироста и роста естественной убыли населения, можно прогнозировать рост численности населения Краснодарского края к 2025 г. до 5836,2 тыс. чел., а к 2030 г. - до 5864,9 тыс. чел.
В 2013-2016 гг. к миграционному стал понемногу прибавляться и естественный прирост численности населения, отмеченный в регионе впервые за 25-летний период депопуляции. Показатель миграции с 2013 г. постоянно превышал значение естественного прироста (убыли) минимально в 3 раза, максимально - в 45 раз (рисунок 1). В 2013 г. отмечен наибольший прирост населения за счет иммиграции, связанной с подготовкой к проведению зимних олимпийских игр в г. Сочи. В 2017-2023 гг. смертность стала превышать рождаемость, и демографы снова стали считать естественную убыль жителей региона. С самого начала периода пандемии миграционный прирост снизился, а естественная убыль населения значительно увеличилась, поэтому превышение миграции над убылью сократилось в 2020 г. до 1,6 раза, в 2021 г. - до 1,1 раза, практически сравнялось. За 2021 г. отмечено максимально высокое значение естественной убыли (38 тыс. чел.), связанное с огромной смертностью жителей края, в том числе и по причине осложнений после СОУГО-19. Приток иммигрантов едва смог его компенсировать, и общий прирост населения Краснодарского края оказался минимальным за все годы, составив 3,1 тыс. чел. В 2022 г. из-за сложной геополитической ситуации миграционный прирост в крае оказался самым
низким за последние 10 лет. А в 2023 г. он возрос и компенсировал высокую смертность населения края, превысив естественный прирост в 1,7 раза (рисунок 1).
Центрами наибольшего притяжения мигрантов на протяжении последнего десятилетия остаются г. Краснодар и городские округа Черноморского побережья [7]. В 2023 г. зафиксирован наибольший миграционный прирост в следующих муниципальных образованиях: МО г.-к. Сочи, МО г. Краснодар, МО г.-к. Анапа, МО г. Новороссийск, Динской район, МО г. Горячий Ключ, Северский, Крымский и Темрюкский районы [12]. На эти муниципальные образования приходится 90,6 % от всего миграционного прироста в крае.
Рассчитанные коэффициенты миграционного прироста городского населения в 2,0-4,3 раза выше, чем сельского. Низкие значения миграционного прироста зафиксированы в Тимашевском, Усть-Лабинском, Курга-нинском, Успенском, Выселковском, Туапсинском, Кавказском, Лабинском, Павловском, Тихорецком, Брюхо-вецком, Крыловском муниципальных районах и МО г. Армавир [12]. В общей сложности из этих муниципальных образований за 2023 г. выехало 96,0 % численности всех мигрантов.
Миграционный прирост в крае в настоящее время обеспечен, в основном (64 %), за счет переселенцев из других регионов России, особенно из Сибирского, Дальневосточного, Уральского и Приволжского округов. Основными причинами иммиграции выступают покупка жилья в крае, переезд в связи с трудоустройством или к родственникам. В связи с политической обстановкой резко увеличилась иммиграция из приграничных территорий Украины. При этом не ослабевает интенсивность миграционных притоков из стран ближнего зарубежья (Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении) (рисунок 3).
Рисунок 3 - Структура миграционного прироста жителей Краснодарского края
из ближнего зарубежья
Из стран дальнего зарубежья миграционный прирост резко сократился, начиная с 2020 г., в связи с ограничительными «антиковидными» мерами и геополитической ситуацией.
Немаловажным фактором при оценке миграционных потоков является возраст переселенцев. В миграционном приросте 63 % составляют переселенцы трудоспособного возраста (рисунок 4). Среди прибывших в край наиболее многочисленна группа возраста 30-34 года. При этом, преобладают женщины, которых в 1,2 раза больше, чем мужчин. И это негативно отражается на гендерной структуре населения края. Наиболее многочисленны иммигрантки возрастных групп 25-29 лет и 30-34 года.
Рисунок 4 - Соотношение мигрантов трудоспособного возраста в Краснодарском крае за 2023 г.
Среди мигрантов трудоспособного возраста меньше трети имеет высшее или среднее профессиональное образование. Около 70 % составляют иммигранты с низкой квалификацией. Наибольшее число мигрантов с высшим и средним профессиональным образованием выбирают городские округа - МО г. Краснодар, МО г. -к. Сочи, МО г.-к. Анапа, МО г. Новороссийск, МО г. Горячий Ключ и Северский муниципальный район [12].
Численность выезжающих жителей края в трудоспособном возрасте часто не компенсируется иммигрантами (рисунок 4). К тому же, наблюдается стойкая тенденция к переезду в крупные города и оттоку населения из небольших районных центров городского типа и сельской местности. Часто это связано не только с трудоустройством, но и с получением образования. Выехало больше всего жителей края с высшим профессиональным образованием из Тимашевского, Кавказского, Курганинского, Тихорецкого, Усть-Лабинского, Лабинского, Гулькевичского, Павловского и Успенского районов. К сожалению, уезжают и специалисты высочайшей квалификации с учеными степенями. Отток научных сотрудников зафиксирован в Темрюкском, Гулькевичском, Крыловском, Курганинском, Тихорецком, Ейском районах, МО г.-к. Геленджик [12].
С каждым годом в миграционном приросте растет доля лиц старше трудоспособного возраста. Данная тенденция свидетельствует о том, что демографическая нагрузка в крае увеличивается и за счет иммигрантов [7]. В Краснодарский край, как в регион с благоприятным климатом и тёплыми Азовским и Черным морями, стремится большое число переселенцев-пенсионеров [8]. Наибольший миграционный прирост в группе старше трудоспособного возраста фиксируется в МО г.-к. Анапа, МО г.-к. Сочи, МО г. Горячий Ключ, МО г. Новороссийск [12]. Эти муниципальные образования имеют значительные рекреационные территории и санаторно-курортную базу, а также развитую инфраструктуру [6].
Проблема неравномерного распределения иммигрантов по муниципальным образованиям Краснодарского края сохраняется на протяжении последнего десятилетия [9]. Согласно рассчитанным коэффициентам миграционного прироста за 2023 г., как и за предшествующие годы, лидерами по иммиграции являются: МО г.-к. Сочи (25,2 %о), МО г.-к. Геленджик (17,3 %о), МО г. Горячий Ключ (15,6 %о). По трудовой иммиграции также лидируют крупные города края [12]. Список муниципальных образований края, лидирующих по эмиграции, то есть оттоку населения, в соответствии с рассчитанными коэффициентами миграционного снижения составили: Лабинский (-8,8 %о), Усть-Лабинский (-8,3 %о), Тимашевский (-6,9 %о), Щербиновский (- 6,9 %о), Крыловский (6,7 %о), Курганинский (-5,1 %о) и Успенский (-5,0 %о) районы.
В 17 муниципальных районах Краснодарского края демографическая ситуация близка к катастрофической: накладываются и естественная убыль населения, и эмиграционный отток. Для социально-экономического развития Апшеронского, Брюховецкого, Выселковского, Кавказского, Крыловского, Курганинского, Лабинско-го, Мостовского, Новокубанского, Павловского, Новопокровского, Томашевского, Тихорецкого, Туапсинского, Успенского, Усть-Лабинского, Щербиновского муниципальных районов требуются особые меры и контроль региональных органов власти. В Белоглинском, Белореченском, Гулькевичском, Ейском, Калининском, Каневском, Кореновском, Крымском, Кущевском, Ленинградском, Отрадненском, Староминском муниципальных районах высокая смертность населения не компенсируется миграционным приростом [7]. Необходимы разработка и реализация дополнительных программ, направленных на решение социально-экономических проблем данных муниципальных образований.
В результате проведенного социологического исследования было выявлено, что удовлетворенность населения края проводимой миграционной политикой низкая, всего 26 %. Недостаточна эффективна работа по территориальному распределению и помощи в трудоустройстве мигрантов. Это особенно важно для «депрессивных» муниципальных районов края с высокой убылью населения. Жители региона (71,4 %) относятся к иммигрантам доброжелательно. Многие респонденты (95,1 %) считают необходимостью обязательное введение для иммигрантов из определенных стран не только экзамена по русскому языку, но и курса ознакомления с кубанскими обычаями и культурными традициями.
Заключение
Государственная миграционная политика является неотъемлемой частью процесса государственного управления демографическим и социально-экономическим развитием территории. Для снижения негативных последствий депопуляции и обеспечения экономики трудовыми ресурсами, в том числе высококвалифицированными специалистами, требуется повышение эффективности государственной миграционной политики. Сущность миграционной политики должна заключаться в защите интересов собственных граждан, стабилизации миграционных процессов, которые, в свою очередь, способны положительно отразиться на трудовых, социально-экономических и культурных отношениях в регионе. Целью реализации миграционной политики должна являться оптимизация внутрироссийских миграционных потоков и успешная интеграция квалифицированных мигрантов в местные сообщества. Нормативно-правовая база обеспечивает международное сотрудничество и регулирование реализации миграционной политики на территории всей России. Однако, она требует доработок с учетом изменившейся миграционной обстановки.
Механизмом и материальной основой реализации миграционной политики должен быть гибкий программно-целевой метод с регулярной отчетностью исполнителей о достижении индикаторов, фактическом использовании выделенных финансово-экономических и материально-технических ресурсов. Это позволит оперативно концентрировать усилия органов государственного и муниципального управления, а также общественного контроля на важнейших направлениях реализации конкретных плановых и внезапно возникающих задач миграционной политики.
Ещё одна важная задача миграционной политики - поддержание стабильной общественно-политической обстановки на территории Краснодарского края. В результате регулярных опросов, а также авторского социологического исследования в муниципальных образованиях края, было установлено, что часть коренного населения настроена по отношению к иммигрантам скорее негативно. Именно гармонизации межнациональных, межконфессиональных и общественно-политических отношений является наиболее важной функцией органов государственного и муниципального управления. Особенно важной эта работа становится в периоды кризисов, когда напряжение в обществе существенно нарастает. К тому же, большинство мигрантов концентрируется в крупных городах, а сельское население края сокращается [3].
Привлечение основной доли мигрантов в сельскую местность не только позволит обеспечить агропромышленный комплекс края необходимыми трудовыми ресурсами, но и снизить дополнительную нагрузку на социальную и инженерную инфраструктуру городов. В предлагаемой подпрограмме «Поддержка иммиграции трудоспособного населения в сельские поселения Краснодарского края» предложены мероприятия, способствующие адаптации иммигрантов и снижению социальной напряжённости: специализированные семинары и фестивали, информационные и ознакомительные акции, которые будут способствовать развитию межэтнической стабильности и достижению общественного согласия [7]. Реализация данной разработанной подпрограммы возможна в рамках государственной программы Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества».
Современная миграционная политика в Краснодарском крае, как и в других субъектах РФ, должна быть нацелена на сокращение «оттока» высококвалифицированных специалистов за границу, привлечение востребованных и высококвалифицированных иностранных специалистов, и бывших соотечественников, проживающих в других странах, контроль за незаконной миграцией. Пока приток иммигрантов фактически обеспечивает различные сферы экономики трудовыми ресурсами с низким уровнем квалификации, не хватает высококвалифицированных специалистов.
Компенсация трудовыми иммигрантами недостатка квалифицированных специалистов необходима для дальнейшего социально-экономического развития региона. Во-первых, за счет притока молодых специалистов, будут образовываться новые семьи, и, как следствие, увеличиваться рождаемость. Во-вторых, наличие квалифицированной рабочей силы положительно отразится на всех отраслях производственной и непроизводственной сфер. В-третьих, за счет увеличения доли трудоспособного населения существенно сократится возрастная диспропорция в регионе, снизятся показатели «старения» населения. В-четвертых, приток специалистов в области медицины и образования улучшит ситуацию в социальной сфере региона. В комплексе эти факторы станут залогом устойчивого социально-экономического развития и повышения человеческого потенциала Краснодарского края.
Источники:
1. Бобылев В.В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы) // Власть. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/migratsionnaya-politika-suschnost-strukturnoe-stroenie-osnovnye-tipy (дата обращения: 22.02.2024).
2. Дьяченко В.В., Шеманин В.Г. и др. Управление городской средой: социально-экономические и экологические аспекты (на примере Новороссийска): монография / В.В, Дьяченко [и др.]. Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. 247 с.
3. Камбарова Е.А., Чагина А.В. и др. Устойчивое развитие сельских территорий Краснодарского края: проблемы и перспективы // Казанская наука. 2012. № 7. С. 72-74.
4. Показатели экономического развития Краснодарского края // Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.krasnodar.ru (дата обращения: 24.02.2024).
5. Региональная политика и развитие гражданского общества: Государственная программа Краснодарского края // Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/ (дата обращения: 25.02.2024).
6. Санникова А.Б., Камбарова Е.А., Кулебякина О.А. Некоторые аспекты социально-экономического развития МО город-курорт Анапа // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. № 1. С. 359-362.
7. Санникова А.Б. Демографическое развитие Краснодарского края: монография / А.Б. Санникова. Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. 247 с.
8. Санникова А.Б. Экологические аспекты устойчивого развития живых организмов на юге Краснодарского края // В сб. «Лазерно-информационные технологии в медицине, биологии, геоэкологии и транспорте: труды XXVII Международной конференции». Новороссийск, 2016. С. 146-147.
9. Санникова А.Б. Эффективность управления реализацией государственной демографической политики на территории Краснодарского края // Фундаментальные исследования, 2019. № 4. С. 103-107. DOI 10.17513/fr.42446
10. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Краснодарского края за 2023 г. // Данные официального портала Министерства экономики Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/itogi/files/Doclad_GP_2018.pdf (дата обращения 15.03.2024).
11. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: Стат. сб. Краснодарстата. Краснодар: Краснодарстат, 2024. 216 с.
12. Численность и миграция населения Краснодарского края // Данные официального портала Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/fol der/12781 (дата обращения: 20.02.2024).