ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
УДК 314.82(045) © Баширова З. З., 2023
Оценка влияния миграции на некоторые показатели бюджета Краснодарского края
Зайнаб Зауровна Баширова, студентка финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия
Zaynab Z. Bashirova, student, Faculty of finance, Financial University, Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ
Миграция и порожденные ею процессы рассматриваются в экономической литературе как один из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие как стран, так и их регионов. Краснодарский край является одним из сильнейших регионов с точки зрения экономического развития. На протяжении многих лет в регионе наблюдаются одни из самых высоких в стране социально-экономические показатели. Специфической чертой Краснодарского края является высокий уровень демографической нагрузки, обусловленный высокой плотностью населения за счет больших миграционных притоков. Автор в работе определил основные факторы влияния миграционных процессов на экономику и социальную сферу региона. В ходе анализа были рассмотрены ключевые проблемы, связанные со спецификой региона и обостряющиеся в силу положительного миграционного прироста. В заключение кратко изложены выявленные преимущества и недостатки миграции для Краснодарского края.
Ключевые слова: миграция населения; социально-экономическое развитие; социально-экономические показатели; уровень жизни населения; преимущества и недостатки миграции
Для цитирования: Баширова З. З. Оценка влияния миграции на некоторые показатели бюджета Краснодарского края. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(3):15-27.
ORIGINAL PAPER
Assessment of the Migration Impact on the Budget of the Krasnodar Territory
ABSTRACT
Migration plays a significant role in economic growth in countries and regions. The Krasnodar Territory is one of the strongest regions in terms of economic development. For many years, the region has been experiencing one of the highest socio-economic indicators in the country. A specific feature of the Krasnodar
Научный руководитель: Ермилов В.Г., кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента общественных финансов кафедры «Государственные и муниципальные финансы», Финансовый университет, Москва, Россия / Ermilov V.G., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Finance, Department of State and Municipal Finance, Financial University, Moscow, Russia.
Territory is a high level of demographic burden, because of the high population density and large migration inflows. The author in the work determined the major factors of the influence of migration processes on the economy and social sphere of the region. The analysis looked at problems caused by the increased migration. To summarize, the author outlined the pros and cons of migration in the Krasnodar Territory. Keywords: population migration; socio-economic development; socio-economic indicators; standards of living; pros and cons of migration
For citation: Bashirova Z. Z. Assessment of the migration impact on the budget of the Krasnodar territory. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;11(3):15-27.
Введение
Россияне никогда не отличались высокой мобильностью. При смене региона проживания направляются в большинстве случаев в центр или на юг. В России на сегодняшний день проживают около 147 млн чел. Плотность населения составляет чуть больше 8 человек на 1 м2. Люди распределены по территории Российской Федерации крайне неравномерно. Практически 70% жителей проживают в европейской части страны. Самыми густонаселенными регионами являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Тренд в том, что миграционные потоки жителей ведут в большие города, превращая их в огромные мегаполисы.
Социально-экономическое положение Краснодарского края
Одним из регионов - локомотивом экономического развития в России является Краснодарский край. Это регион с уникальным экономическим и географическим положением и теплым климатом, в силу чего в экономике региона превалируют агропромышленный, топливно-энергетический, курортный и оздоровительный комплексы, логистика, торговля, а также промышленность с высокой степенью экологической ответственности. Краснодарский край - единственный субъект Российской Федерации, имеющий внешний выход через черноморские порты и оснащенный крупнейшим логистическим и транспортным комплексом, что обеспечивает внешнеэкономические и экономические связи в Средиземноморской и Черноморской зонах [1, с. 192-193].
Краснодарский край является одним из самых густонаселенных регионов России [2, с. 15-16]. По данным за 2022 г., он занимал первое место по численности населения в Южном федеральном округе и третье в России после Москвы и Москов-
ской области1. С конца XX в. до сегодняшнего дня основной составляющей роста численности населения в Краснодарском крае является миграционный прирост [3, с. 159]. На рис. 1 представлена динамика численности населения Краснодарского края за последние пять лет, составленная автором по данным Росстата.
Благодаря эффективному использованию природного и ресурсного потенциала Краснодарский край является одним из лидеров с точки зрения инвестиционной привлекательности, в том числе и для зарубежных инвесторов. Помимо вышеперечисленных преимуществ, к факторам благоприятного инвестиционного климата в регионе можно отнести высокий уровень спроса со стороны населения, а также реализацию множества региональных программ в рамках национальных проектов.
В исследовании службы государственной статистики отмечается, что показатель уровня безработицы в Краснодарском крае в 2021 г. составлял 5%, что выше среднероссийского показателя всего на 0,2%, и имеет тенденцию к снижению (-0,7% по сравнению с предыдущим годом) [4, с. 490]. Невысокий уровень безработицы в регионе достигается большим числом занятых в частном секторе экономики, а также за счет реализации региональных инвестиционных проектов, стимулирующих создание дополнительных и новых рабочих мест2. Правительство региона уделяет особое внимание вопросу занятости граждан, испытывающих трудности с поиском работы,
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. 2022:150-151. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
2 Закон Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» (с измен. на 23.12.2022). URL: https://docs.cntd.ru/ document/461603579 (дата обращения: 12.04.2023).
5 850 000
5 800 000
5 750 000
5 700 000
5 650 000
5 600 000
5 550 000
648 235
5 675 46:
683 94
832 04:
5 818 37'
на 1 января 2019 г. на 1 января 2020 г. на 1 января 2021 г. на 1 января 2022 г. на 1 января 2023 г.
Рис. 1. Динамика численности населения Краснодарского края в период 2019-2023 гг., чел.
Источник: составлено автором по данным Росстата.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения Краснодарского края за 2019-2021 гг.
Показатель 2019 2020 2021 2021 г. к 2019 г. (%)
Денежные доходы населения, млн руб. 2486981 2545797 2948582 118,56
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 36 604 37 352 43 217 118,07
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году 99,7 99,9 107,7 -
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 36 132,9 38 498,8 43 510,2 120,42
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц - все население, руб. 10 854 11 190 11 397 105,00
в том числе: трудоспособное население 11 750 12 089 12 298 104,66
пенсионеры 8981 9235 9922 110,48
дети 10 368 10 820 11 114 107,20
Источник: составлено автором по данным Росстата.
и социально-незащищенных групп населения: инвалиды детства, труда, молодежь, лица с судимостью и др. [5, с. 221].
Для оценки уровня жизни населения в Краснодарском крае рассмотрим основные показатели его социально-экономического развития (табл. 1).
Значительный прирост (около 20%) по таким показателям, как денежные доходы населения,
среднедушевые доходы и среднемесячная заработная плата работников, сопровождается увеличением реальных денежных доходов населения, что свидетельствует о повышении покупательской способности жителей края в последние годы.
Основные социально-экономические показатели Краснодарского края преимущественно соответствуют ведущим ориентирам эконо-
17
Таблица 2
Показатели миграции населения в Краснодарском крае за январь-ноябрь 2021-2022 гг., чел.
2021 2022
Кол-во прибывших Кол-во выбывших Прирост Кол-во прибывших Кол-во выбывших Прирост
Миграция (всего) 163627 125739 +37888 143 364 130 605 +12759
В пределах России 137809 115565 +22 244 119 232 107080 +12152
Международная миграция 25 818 10 174 +15 644 24 132 23 525 +628
Внешняя для края миграция 118065 80 177 +37888 104 142 91 383 +12759
Источник: составлено автором по данным Росстата.
мического развития страны, что характеризуется высокими темпами роста экономики и позитивными тенденциями в социальной сфере. Положительная динамика роста основных социально-экономических показателей уровня жизни населения Краснодарского края в анализируемом периоде обуславливает его высокую привлекательность для мигрантов, как из других регионов России, так и из ряда зарубежных стран. Но не все так однозначно. Большие миграционные притоки порождают и острые вопросы в экономико-социальной сфере Краснодарского края3 (табл. 2).
Основную «массу» мигрантов из-за рубежа в Краснодарском крае составляют выходцы из ближайших соседних государств - Армении, Азербайджана и Украины, поскольку уже много лет на данных территориях происходят острые межнациональные конфликты, перетекающие в военные, что обуславливает желание части мирного населения переехать в более спокойное и комфортное для жизни место. Помимо этого, значительную долю международных миграционных притоков в край составляют мигранты (переселенцы) из стран Средней Азии.
3 Краснодарский край в цифрах. 2021. Стат. сб. Кра-
снодарстат. Краснодар; 2022. 66 с. URL: https://23.
rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9A%D1%80
%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%
B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20
%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%20
%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%85%20
2021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения:
12.04.2023).
К вопросу о преимуществах активных миграционных процессов для Краснодарского края
На основании вышеизложенного можно сформировать ряд факторов, которые, по нашему мнению, обуславливают высокую привлекательность региона для мигрантов, в том числе:
• одни из самых высоких показателей уровня жизни населения в стране;
• благоприятные условия для ведения бизнеса;
• отсутствие высоких бюрократических издержек;
• диверсификация видов экономической деятельности;
• низкий уровень безработицы;
• большое количество предприятий и наличие свободных рабочих мест;
• теплый климат;
• географическое положение (пограничный регион).
Миграция, как и любой другой социальный процесс, оказывает влияние на экономическое и социальное развитие юрисдикции, на которой он происходит. Миграция как социальное явление имеет большое видовое разнообразие, но неизменным остается то, что она изменяет структуру населения края, что представляет собой определенный вызов. Абсолютно разумным является желание людей находиться в наиболее комфортных для жизни условиях. Однако встает вопрос об оценке влияния миграции на экономические и социальные показатели региона, куда
80 --*- -*-
70 60 72.5 74.3 73.9 72.2 -К 70.5
50
40
30
20 13 12 12.3 14.5 16.9
10 13.5 4— » Ф
11.5 10.8 10.5 10.4
Ж
-10 0.5 -0.5 -1.5 -4 -6.5
-20
2015 2018 2019 2020 2021
♦ Родившихся на 1000 чел. населения 13.5 11.5 10.8 10.5 10,4
Ш Умерших на 1000 чел. населения 13 12 12.3 14.5 16.9
А Естественный прирост/ убыль (-)населения 0.5 -0.5 -1.5 -4 -6.5
X Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
72.5 74.3 73.9 72.2 70.5
Рис. 2. динамика основных демографических показателей Краснодарского края в 2015-2021 гг. (чел.)
Источник: составлено автором по данным Росстата.
мигранты перемещаются на постоянное место жительства. Для выявления основных преимуществ и недостатков миграции в Краснодарском крае и оценке ее влияния на социально-экономическое развитие региона рассмотрим для начала его основные демографические показатели (рис. 2).
Из данных табл. 2 видно, что общая картина демографической ситуации в Краснодарском крае имеет отрицательные тенденции ввиду снижения таких показателей, как рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, естественный прирост населения и рост смертности. Все это может привести к снижению спроса на рынке труда и социальных услуг. С учетом большого ресурсного и экономического потенциала региона рынок труда в Краснодарском крае особо нуждается в работниках с высоким интеллектуальным капиталом [6, с. 241-242], который обуславливает их высокий экономический и финансовый потенциалы.
Наиболее острым в регионе является вопрос нехватки кадров в отраслях сельского хозяйства, поскольку в сельских поселениях Краснодарского края уже много лет наблюдается рост оттока экономически активного населения в города.
Помимо этого, для региона характерны также проблемы, связанные с освоением новейших инновационных технологий для реализации крупных инновационных проектов, что обуславливает увеличение спроса на специалистов в сфере 1Т и инженерной деятельности (отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью) [7, с. 68]. Мы считаем, что эффективное управление миграционным притоком, осуществляемое правительством Краснодарского края, может послужить примером ликвидации подобных проблем, особенно сейчас, в эпоху «цифровой трансформации» (табл. 3).
По данным Росстата, в период 2019-2021 гг. Краснодарский край входил в группу субъектов Российской Федерации, в которых ежегодный прирост населения происходил за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
При анализе влияния миграционного притока на ситуацию на рынке труда в Краснодарском крае стоит обратить особое внимание на возрастные и другие социальные характеристики переселенцев. В случае численного перевеса молодых лиц трудоспособного возраста миграция
Таблица 3
Структура прироста населения в Краснодарском крае за 2019-2021 гг.
Изменения за 2019 г.
Численность населения на 1 января 2019 г., чел. Общий прирост, чел. В том числе: Численность населения на 1 января 2020 г., чел. Замещение естественной убыли миграционным приростом, %
естественный прирост, чел. миграционный прирост, чел.
5648235 27 227 -8725 35 952 5675462 412,1
Изменения за 2020 г.
Численность населения на 1 января 2020 г., чел. Общий прирос т, чел. В том числе: Численность населения на 1 января 2021 г., чел. Замещение естественной убыли миграционным приростом, %
естественный прирост, чел. миграционный прирост, чел.
5675462 8485 -2788 31 273 5683947 137,2
Изменения за 2021 г.
Численность населения на 1 января 2021 г., чел. Общий прирос т, чел. В том числе: Численность населения на 1 января 2022 г., чел. Замещение естественной убыли миграционным приростом, %
естественный прирост, чел. миграционный прирост, чел.
5683947 3431 -37212 40 643 5687378 109,2
Источник: составлено автором по данным Росстата.
оказывает положительное влияние на структуру экономически активного населения края и увеличит долю трудовых ресурсов. Немаловажную роль также играет уровень образования мигрантов [8, с. 519; 9].
Из рис. 3 видно, что в структуре миграционного прироста населения Краснодарского края с 2019 по 2021 г. превалирует трудоспособное население; оно составляет около двух третей в общей доле. Подобная ситуация способствует нивелированию снижения численности трудоспособного населения, возникающего в силу естественной убыли населения, характерной для данного региона (табл. 3).
Кроме того, по имеющимся данным (рис. 4), динамика структуры миграционного прироста находит свое отражение в социальной структуре всего населения Краснодарского края. Количественное уменьшение миграционного притока, а также снижение удельного веса мигрантов трудоспособного возраста в структуре общего числа
мигрантов в 2020 г., по сравнению с предыдущим периодом, сопровождалось снижением числа жителей Краснодарского края трудоспособного возраста. Также увеличение количества мигрантов и доли мигрантов трудоспособного возраста в 2021 г. сопровождалось ростом доли числа населения трудоспособного возраста в социальной структуре населения края. Все это отражается и на количестве занятых в экономике Краснодарского края: наблюдается снижение числа занятых в 2020 г. и увеличение в 2021 г. (табл. 4). В сложившейся ситуации можно говорить о благоприятном влиянии миграции на экономику региона за счет повышения уровня занятости и снижения безработицы в Краснодарском крае. Это также подтверждается снижением с 3,7% в 2020 г. до 0,6% к 2021 г. уровня безработицы, официально зарегистрированного министерством труда и социального развития Краснодарского края [9].
Краснодарский край является лидером среди российских регионов по производству валового
Рис. 3. Социальная структура миграционных притоков в Краснодарский край в 2019-2021 гг., чел.
Источник: составлено автором по данным Росстата.
3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
3215295
3312118 3147513
14 1292534 62273 1392572
1070810 10 74161 1079511
моложе трудоспособного возраста
в трудоспособном возрасте
старше трудоспособного возраста
2019
2020
2021
Рис. 4. Социальная структура населения Краснодарского края в 2019-2021 гг., чел.
Источник: составлено автором по данным Росстата.
Таблица 4
Количество трудовых ресурсов в Краснодарском крае в 2019-2021 гг.
Источник: составлено автором по данным Росстата.
Таблица 4
Количество трудовых ресурсов в Краснодарском крае в 2019-2021 гг.
2019 2020 2021
тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.
Численность рабочей силы 2807 2820 2821
Число занятых в экономике 2623 2609 2703
Источник: составлено автором по данным Росстата.
регионального продукта. Помимо эффекта мультипликатора, который формируется в результате увеличения совокупного спроса на потребительские товары, это достигается в том числе и в силу роста числа занятых на рынке труда по показателю роста налоговых поступлений (табл. 5). Рост регионального валового продукта
(рис. 5), отражающий рост реальных располагаемых доходов населения, прибыли и прироста капитала рыночных предприятий, выступает главным индикатором высокой инвестиционной привлекательности Краснодарского края, как для юридических, так и для физических лиц. Упрочению позиций инвестиционной привле-
3500 000.0 3000 000.0 2500 000.0 2000 000.0 1500 000.0 1000 000.0 500 000.0 0.0
3200 607.1
2257 074.5
2422 752.7 2499 91"
2577 131.1 2667 228.2
■2016 P 2017 ■ 2018 ■ 2019 2020 2021
Рис. 5. Производство валового регионального продукта в Краснодарском крае за 2016-2020 гг. в текущих ценах, млн руб.
Источник: составлено автором по данным Росстата.
Рис. 6. Фактический объем ввода жилья в России за 2022 г.
Источник: и^: https://наш.дом.рф/аналитика/ввод_жилья/детали/таблица
кательности края способствовали и мигранты, поскольку они занимают вакансии и создают новые рабочие места.
Мы считаем, что позитивное влияние миграции на экономику края объясняется тем, что число работающих является прямым фактором экономического роста. Наш анализ показывает, что за период с 2015 по 2020 г. численность рабочей силы в крае возросла на 119 тыс. чел4. Таким образом, можно говорить о том, что за счет миграции Краснодарский край приобретает новые «рабочие руки», что в рамках сложившейся в регионе де-
4 Занятость и безработица в Краснодарском крае. 2021 г. URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/ zanatost_2021.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
мографической ситуации способствовало росту краевой экономики.
Мы также установили, что миграция положительно влияет на строительную отрасль Краснодарского края. По таким показателям, как объем капитального строительства и ввод жилья в эксплуатацию, Краснодарский край уступает лишь Московской области (рис. 5).
По последним данным, фактический объем ввода с января по декабрь 2022 г. в Краснодарском крае составил 7593 тыс. квартир. Мигрантам принадлежит основная доля труда в строительной отрасли. За счет высоких показателей прироста миграции населения в Краснодарском крае уже на протяжении многих лет наблюдается «строительный бум». В 2019-2022 гг. строительство в крае
Рис. 7. Объем строительства по регионам (на 18 марта 2023 г.)
Источник: URL: https://наш.дом.рф/аналитика/квартирография/
12.104 51.442 105.91 2.8 15.632 54.712 3.63 25.41
133.144 105.91 68.97 1.758 17.58
51.442 40.434 12.104
Москва Краснодарский край Московская область Санкт-Петербург
4-комнатные квартиры 12.104 2.8 3.63 1.758
■ 3-комнатные квартиры 51.442 15.632 25.41 17.58
■ 2-комнатные квартиры 105.91 54.712 68.97 40.434
■ 1-комнатные квартиры 133.144 105.91 51.442 12.104
развивалось наиболее динамично ввиду закрытых границ и повышения спроса на жилье в регионе [10, с. 121, 122]. Однако мы настаиваем на том, что не мигранты обусловили этот рост, а политика правительства края в сфере капитального строительства и строительства жилья. Мигрантов привлекает такая политика потому, что, переезжая на жительство в этот край, они гарантированно получают рабочие места со стабильным высоким месячным доходом (заработком), а это, в свою очередь, обеспечивает рост налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований. Положительная тенденция роста строительной отрасли наблюдается и в I квартале 2023 г. (рис. 7).
Социально-экономические проблемы Краснодарского края, обусловленные миграционными притоками
Любое социальное явление практически всегда имеет две стороны: положительную и негативную. Так, увеличение численности населения за счет больших миграционных притоков в Краснодарском крае вызывает необходимость создания благоприятных условий для жизни мигрантов, не ниже уровня жизни резидентов.
Рассмотрим рост регионального валового продукта и рост численности населения Краснодарского края (табл. 5).
Данные табл. 5 отражают рост производства валового регионального продукта в Краснодарском крае за три года. Из данных видно, что
прирост производства валового регионального продукта в этом регионе незначительный (1,54% от уровня 2019 г.), также незначительным можно считать и прирост валового регионального продукта в расчете на одного человека. Здесь мы обращаем внимание читателя на отличительные черты этого временного периода. Дело в том, что 2019 и 2020 гг. это послепандемийные годы. В 2021 г. миграционный прирост составил уже 41 986 чел. Несмотря на это, объем поступивших доходов от налога на доходы физических лиц составил 24% к общему объему доходов консолидированного бюджета Краснодарского края. Это меньше показателей за 2019 г. (31%) и 2020 г. (25%)5. Миграционный прирост возрос, а налоговые доходы снизились. Как мы уже отмечали выше, это объясняется сокрытием мигрантами реальных объемов получаемых ими доходов.
Одним из основных минусов является рост бюджетных расходов на социальную сферу, в том числе расходы на предоставление общественных благ, государственных услуг, преобразование транспортной инфраструктуры, создание дополнительных объектов инженерной инфраструктуры,
5 Краснодарский край в цифрах. 2021. Стат. сб. Кра-
снодарстат. Краснодар; 2022. 66 с. URL: https://23.
rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9A%D1%80
%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%
B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20
%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%20
%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%85%20
2021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения:
12.04.2023).
Таблица 5
Данные о валовом региональном продукте Краснодарского края
Показатель 2018 2019 2020 Прирост к 2019 г., в %
Валовый региональный продукт, млн руб. 2499915 2577131 2616754 1,54
Валовый региональный продукт в расчете на душу населения, руб. 444364 455175 460720 1,01
Миграционный прирост, чел. 47 570 35 952 33 511 -0,01
Источник: составлено автором по: Краснодарский край в цифрах. 2021. Стат. сб. Краснодарстат. Краснодар; 2022. 304 с.
Таблица 6
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности в Краснодарском крае за 2017-2022 гг.
Краснодарский край Уровень расчетной бюджетной обеспеченности
2017 2018 2019 2020 2021 2022
0,898 0,880 0, 876 0,872 0,827 0,855
Источник: составлено автором по данным Минфина РФ.
Таблица 7
Индексы бюджетных расходов и налогового потенциала в Краснодарском крае за 2017-2022 гг.
2017 2018 2019 2020 2021 2022
Индекс бюджетных расходов 0,848 0,849 0,849 0,859 0,859 0,859
Индекс налогового потенциала 0,731 0,729 0,729 0,721 0,729 0,726
Источник: составлено автором по данным Минфина РФ.
в частности в сфере образования (детские сады и пр.). Составим таблицы уровня расчетной бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов в Краснодарском крае за 2017-2022 гг. (табл. 6, 7).
Сопоставление и сравнение показателей данных об уровне расчетной бюджетной обеспеченности и индексе бюджетных расходов в Краснодарском крае за период с 2017 по 2022 г., представленных нами в табл. 8 и 9, позволяют сделать вывод о негативном влиянии мигрантов на эти важные для устойчивого развития социально-экономического развития этого субъекта Российской Федерации. За 2017-2020 гг. индекс бюджетных расходов был ниже уровня расчетной бюджетной обеспеченности. В 2021 г. индекс бюджетных расходов значительно превышал уровень бюджетной обеспеченности. В 2022 г. эти показа-
тели сравнялись. Таким образом, правительству края потребовалось 5 лет, чтобы сбалансировать показатели уровня расчетной бюджетной обеспеченности и индекс бюджетных расходов. Трудности обеспечения сбалансированности этих важных показателей обусловлены тем, что мигранты не вносили вклад в развитие экономики края посредством уплаты налогов в бюджеты и страховых социальных взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. То есть они не участвовали в укреплении экономического, финансового и налогового потенциалов Краснодарского края. А общественные блага, государственные и муниципальные услуги получали на том же уровне, что и жители края, что обусловило рост индекса бюджетных расходов. О сложности ситуации с этими показателями в крае свидетельствуют данные о том, что уро-
Рис. 8. Структура расходов бюджета Краснодарского края в 2021 г. по разделам, %
Источник: URL: https://openbudget23region.ru/component/attachments/download/947
вень расчетной бюджетной обеспеченности на 2023 г. составляет 0,828, а индекс бюджетных расходов - 0,854. Он опять вырос.
Наибольшую долю в структуре расходов бюджета Краснодарского края составляют расходы на «социальную политику», затем по величине идет «образование», «национальная экономика» и «здравоохранение». Совокупные расходы на социальную политику и образование составляют более 50% от общей величины расходов краевого бюджета, расходы на национальную экономику - 16-20%, на здравоохранение - 10-14%. Остальные статьи бюджетных расходов составляют около 4% от общей доли расходов бюджета края.
Еще одним негативным фактором миграции в Краснодарский край, как мы считаем, выступает ухудшение криминогенной обстановки. Нами установлено, что, наряду с ростом числа мелких преступлений среди населения, в регионе увеличивается коррупция.
Этому есть вполне логичное объяснение: большинство людей, недавно прибывших в регион, не всегда могут позволить себе купить хорошее жилье и получить достойную работу, что и развивает у мигрантов склонность к совершению различного рода мелких правонарушений и даже преступлений. В основном это мошенничество и кражи, так как регион является одним из самых привлекательных не только для мигрантов, но и для туристов. Однако это не единственные негативные последствия роста преступности.
В связи с высоким спросом на жилье в сфере услуг и строительства постоянно требуются «рабочие руки», что вызывает рост теневой экономики за счет увеличения нелегальной международной миграции. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на уровне официальной (белой) заработной платы работников, так как «нелегалы» преимущественно удешевляют свой труд в среднем на 10-15% за счет получения заработной платы в конвертах [10, с. 520].
Государственная поддержка мигрантов в Краснодарском крае осуществляется при получении ими образования, трудоустройстве, открытии своего бизнеса, а также при получении ими других общественных благ. Кроме этого, мигранты получают финансовую поддержку через различные социальные программы, предназначенные для незащищенных социальных групп населения, в том числе и части самих мигрантов. Эти программы включают коммунальные льготы, материальную помощь, медицинскую страховку и другие виды финансовой поддержки из бюджетов Краснодарского края. Все это обуславливает рост расходов бюджета Краснодарского края на социальную поддержку мигрантов.
Выводы
Миграция является сложным социальным процессом с определенными экономическими последствиями. Чтобы оценить ее влияние на некоторые показатели краевого бюджета, мы предложили рассмотреть ее влияние через состояние
рынка труда, структуру регионального бюджета и темпы экономического роста Краснодарского края. В целом, миграция оказывает положительный эффект на социально-экономическое развитие Краснодарского края в разрезе следующих аспектов:
• смягчение проблем занятости;
• развитие сферы услуг;
• увеличение чистой прибыли в ВРП;
• рост поступлений от налогов и сборов;
• улучшение демографической ситуации, связанной с естественной убылью населения.
Однако в то же время миграционный прирост в Краснодарском крае сопровождается рядом негативных факторов, в том числе:
• демпингом в сфере услуг (снижение уровня заработной платы);
• увеличением конкуренции на рынке труда;
• высокой нагрузкой на социальную инфраструктуру;
• ростом бюджетных расходов на реализацию мер социальной поддержки мигрантов;
• ростом правонарушений и преступности;
• негативным отношением местных жителей к мигрантам.
Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что мигранты вносят свой вклад в экономическое развитие региона, повышая уровень его конкурентоспособности. Однако, на наш взгляд, миграция для Краснодарского края пока приносит больше негативных моментов, поскольку наряду с позитивными экономическими тенденциями растет социальная напряженность. Огромным минусом является относительно масштабная незаконная миграция, которая провоцирует острые межэтнические разногласия и создает большую вероятность обострения военных конфликтов. С другой стороны, миграция в Краснодарский край - единственный источник компенсации естественной убыли коренного населения, что является одной из ключевых проблем в регионе на сегодняшний день.
Одним из перспективных направлений государственной политики по нивелированию нега-
тивных последствий миграции в Краснодарском крае может быть усиление социальной поддержки мигрантов и создание условий для их быстрой и успешной интеграции в общество.
В рамках этого направления мы предлагаем:
• создавать центры информационно-консультационной поддержки всех мигрантов, где им будет предоставляться информация о трудовых правах, процедуре оформления документов, налоговой системе и другие вопросы, связанные с жизнью в Краснодарском крае. В числе работников этих центров должны быть и те мигранты, которые успешно адаптировались в социальную структуру края, имеют высокую социальную позицию, добились значимых результатов в предпринимательской деятельности, являются руководителями семейного бизнеса, малых и средних предприятий;
• используя преимущества бюджетного федерализма, развивать совместные предприятия через организацию обмена опытом между мигрантами и местным населением, в том числе и за счет упрощения процедуры регистрации и лицензирования новых предприятий;
• совершенствовать законодательство по вопросам миграции и прав мигрантов посредством пересмотра его положений, особенно тех, которые устарели и не отвечают современной миграционной политике Российской Федерации;
• создавать такие условия экономической, финансовой, социальной жизнедеятельности, при которых уже через два-три года мигрант чувствовал бы себя резидентом Краснодарского края и в целом гражданином Российской Федерации.
Мы убеждены, что для реализации этих предложений правительство Краснодарского края, местные администрации муниципальных образований, политические партии, институты гражданского общества направят высокий интеллектуальный потенциал общества, мощный экономический и финансовый потенциалы края на развитие человеческого капитала, включая и человеческий капитал мигрантов.
Список источников
1. Половченко М. А. Конкурентоспособность экономики Краснодарского края на мировой арене. Наука и современность. 2014;(30):192-196.
2. Адаменко А. А., Тимошенко Н. В., Хорольская Т. Е. Характеристика социально-экономических показателей жизни населения Краснодарского края. Вестник Академии знаний. 2021;(1):15-19.
3. Агаев А. Е., Ворокова Н. Х. Актуальные вопросы миграции (на примере Краснодарского края). Экономика. 2016;2(1(5):158-160.
4. Заярная И. А. Оценка социально-экономического развития Краснодарского края. Аллея науки. 2018;4(6(22):489-490.
5. Сапунова Т. А. Исследование демографических проблем Краснодарского края: региональный аспект. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022;3(3):220-222.
6. Константиниди Х. А. Оценка состояния человеческого фактора в экономике Краснодарского края. Источник: наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. 2017;4(7):241-242.
7. Тарасова Т. Т. Роль миграции населения в формировании трудовых ресурсов Краснодарского края. Экология. Экономика. Информатика. 2021;(6):296-300.
8. Шутыло А. С. Международные миграционные потоки в Краснодарский край. Молодой учёный. 2022;(24):519-520.
9. Коваленко В. С., Федина А. А. Проблемы трудовой миграции в Краснодарском крае. Наука и просвещение. 2017;(3):66-70.
10. Клочко Е. Н., Хутыз Б. И. Современное состояние развития сферы строительства в Краснодарском крае. Вестник Академии знаний. 2019;2(31):121-127.
References
1. PoLovchenko M. A. Competitiveness of the economy of the Krasnodar Territory on the world stage. Nauka i sovremennost' = Science and modernity. 2014;(30):192-196.
2. Adamenko A. A., Timoshenko N. V., Khorolskaya T. E. Characteristics of the socio-economic indicators of the population Life in the Krasnodar Territory. Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021;(1):15-19. (In Russ.).
3. Agaev A. E., Vorokova N. Kh. Actual issues of migration (on the example of the Krasnodar Territory). Ekonomika = Economy. 2016;2(1(5):158-160. (In Russ.).
4. Zayarnaya I. A. Assessment of the socio-economic development of the Krasnodar Territory. Alleya nauki = Alley of Science. 2018;4(6(22):489-490. (In Russ.).
5. Sapunova T. A. Study of the demographic problems of the Krasnodar Territory: A regional aspect. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk = International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2022;3(3):220-222. (In Russ.).
6. Konstantinidi Kh. A. Assessment of the state of the human factor in the economy of the Krasnodar Territory. Istochnik: nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya = Source: science, education, society: trends and development prospects. 2017;4(7):241-242. (In Russ.).
7. Tarasova T. T. The role of population migration in the formation of labor resources in the Krasnodar Territory. Ekologiya. Ekonomika. Informatika = Ecology. Economy. Computer science. 2021;(6):296-300. (In Russ.).
8. Shutylo A. S. International migration flows to the Krasnodar Territory. Molodoj uchyonyj = Young scientist. 2022;(24):519-520. (In Russ.).
9. Kovalenko V. S., Fedina A. A. Problems of labor migration in the Krasnodar Territory. Nauka i prosveshchenie = Science and education. 2017;(3):66-70. (In Russ.).
10. Klochko E. N., Khutyz B. I. The current state of development of the construction industry in the Krasnodar Territory. Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019;2(31):121-127. (In Russ.).