Kalayda A. (Russian Federation)
Миграциология в XXI веке: внешняя трудовая миграция Калайда А.П. (Российская Федерация)
Калайда Анна Петровна / Kalayda Anna - соискатель ученой степени кандидата юридических наук, выпускник
аспирантуры,
Частное образовательное учреждение Высшего образования Московский университет имени С. Ю. Витте, г. Москва
Аннотация: в статье представлены результаты анализа внешней трудовой миграции и миграционных программ по привлечения странами иностранных высококвалифицированных специалистов.
Abstract: the article presents the results of analysis of external labour migration and migration programmes of countries attracting highly qualified foreign specialists.
Ключевые слова: высококвалифицированный иностранный специалист, внешняя трудовая миграция, миграционные программы.
Keywords: highly qualified foreign specialist, external labour migration, migratory programs.
Исследование многовекового отечественного и зарубежного опыта убеждает в том, что наибольшую ценность и значимость занимает миграция высококвалифицированных иностранных специалистов (далее - ВКИС). Такие специалисты способствовали созданию ряда государств, включая США, Канаду, Мексику, Австралию.
Миграция ВКИС относится к внешней трудовой миграции, под которой подразумеваются временные добровольные передвижения российских и иностранных граждан, лиц без гражданства без смены своего местожительства для реализации трудовой деятельности за рубежом в течение срока действия контракта, соглашения, проекта, разрешения, патента [3, С.103].
С начала XXI в. миграция ВКИС стала жизненным и необходимым условием эффективного социально-экономического развития государств. При дефиците высококвалифицированных специалистов государства вынуждены не только конкурировать между собой в различных областях трудовой деятельности, но и стремятся привлекать для этого ВКИС.
С целью привлечения в страну таких специалистов корректируются миграционные законодательства, разрабатываются и реализуются программы. В частности, в ФРГ и Франции реализуется Европейская Директива по трудоустройству ВКИС из третьих стран [2] (далее -Директива), принятая для создания благоприятных условий переезда, проживания и трудоустройства в Европейском союзе высококвалифицированных внешних трудовых мигрантов из стран, не входящих в его состав («третьих стран»), включая Россию.
В связи с этим с января 2009 г. в ФРГ реализуется «Правило голубой карты», согласно которому к трудовой деятельности в качестве ВКИС привлекаются иностранные специалисты при условии, что их минимальный размер заработной платы составляет 86 400 евро в год [2]. При этом с 1 августа 2012 г. в ФРГ вступил в силу новый параграф Закона о пребывании иностранцев (№ 19а), установивший порядок выдачи визы «Голубой Карты ЕС» (Blaue Karte EU) и снизивший уровень зарплаты для ВКИС. Ныне ВКИС может получить такую карту при ежегодной зарплате в 46 400 евро. Ученым, врачам, математикам, инженерам и IT -специалистам новая виза выдается при наличии заключенного контракта на 36 192 евро в год, а ее обладатель получает ряд существенных преимуществ.
В США реализуются различные программы по привлечению ВКИС, например, Программа постоянной иммиграции (визы категории ЕВ -1 и ЕВ-2); программа временной иммиграции (Программа Н-1В), Программа О-1и Виза Р-1, Р-2 и Р-3 - временная трудовая миграция известных профессиональных спортсменов, артистов и художников, а также программа временной трудовой иммиграции квалифицированных специалистов в рамках программы NAFTA.
Каждая из представленных миграционных программ реализуется в определенных условиях для признания иностранного работника в качестве ВКИС и разрешения ему прибывать и пребывать на территории страны с целью осуществления трудовой деятельности
Иммиграционная политика США предусматривает приоритеты в привлечении и использовании отдельных категорий временных работников, в поощрительном отношении к ВКИС и лицам с экстраординарными способностями, сдерживании потока въезжающих для неквалифицированного труда, учитывая состояние рынка труда в стране.
Миграционная политика Франции и ФРГ имеет схожую структуру относительно правил заполнения свободных вакансий ВКИС - (1) рабочие места предоставляются гражданам страны, затем гражданам стран Евросоюза; (2) гражданам других стран по приоритетным направлениям (IT специалистов, математиков, инженеров, врачей и учителей).
Таким образом, законодательства в сфере внешней трудовой миграции зарубежных стран, принимающих ВКИС к трудовой деятельности устанавливают жесткие требования к уровню их образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к профессионализму ВКИС
является уровень образования, подтвержденный дипломом об окончании учебного заведения, который должен быть переоценен в принимающей стране на предмет соответствия требований к иностранному специалисту. Например, при найме иностранного работника в качестве ВКИС необходимо, чтобы его стаж работы по специальности составлял 3 - 5 лет.
В 2010 г. в российское миграционное законодательство введено понятие «высококвалифицированный иностранный специалист», характеризующее правовой статус ВКИС в России как иностранного гражданина, обладающего опытом работы в конкретной области трудовой деятельности и получающего зарплату (вознаграждение) в определенном размере. Вскоре в результате внесения новых изменений, данная категория была расширена [4. С. 61].
Для привлечения в страну ВКИС российским законодателем введены преференции, упрощающие порядок его приема на работу и миграционные правила, что отличает его статус от иных категорий иностранных работников. В отечественном миграционном законодательстве список оснований, которые может использовать работодатель для признания иностранного работника в качестве ВКИС является открытым и не точным. Фактически нормативной формулировкой для подтверждения квалификации данной категории иностранных работников разрешено использовать любые «объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения» [1].
Итак, основным критерием для признания иностранного работника в качестве ВКИС является только размер его зарплаты (вознаграждения) в определенном размере выплачиваемый за определенный период.
Выводы. С учетом специфики государственно-правового развития России и ее опыта в сфере привлечения в страну ВКИС, с учетом опыта зарубежных стран следует доработать существующие в миграционном праве страны аспекты правоотношений с ВКИС [3. С. 127]. Автор обосновывает (1) необходимость учёта состояния рынка труда в стране и найма, в первую очередь, отечественных ВКИС (внутренних трудовых мигрантов); (2) определения оснований, которые должен предъявить работодатель для найма ВКИС в сфере трудовой деятельности, не российского специалиста, обладающего совокупностью профессиональных компетенций; (3) отрасли трудовой деятельности, в которых требуется участие ВКИС, особенно для внедрения передового зарубежного опыта организации такой деятельности.
В целом, государственно-правовое регулирование статуса ВКИС отражает новое направление в развитии миграциологии и миграционных процессов на государственном и международном уровнях.
Литература
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115 -ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
2. Директива 2009/50/EG Совета ЕС от 25 мая 2009 г.
3. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно - правовые основы: монография. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2013 - 2015.
4. Калайда А.П. К вопросу о необходимости уточнения понятия «высококвалифицированный иностранный специалист» в миграционном законодательстве России // Закон и право. № 5. 2015. С. 61 - 62.