Научная статья на тему 'Миграциология в XXI веке: внешняя трудовая миграция'

Миграциология в XXI веке: внешняя трудовая миграция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
высококвалифицированный иностранный специалист / внешняя трудовая миграция / миграционные программы / highly qualified foreign specialist / external labour migration / migratory programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калайда Анна Петровна

В статье представлены результаты анализа внешней трудовой миграции и миграционных программ по привлечения странами иностранных высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калайда Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article presents the results of analysis of external labour migration and migration programmes of countries attracting highly qualified foreign specialists.

Текст научной работы на тему «Миграциология в XXI веке: внешняя трудовая миграция»

Kalayda A. (Russian Federation)

Миграциология в XXI веке: внешняя трудовая миграция Калайда А.П. (Российская Федерация)

Калайда Анна Петровна / Kalayda Anna - соискатель ученой степени кандидата юридических наук, выпускник

аспирантуры,

Частное образовательное учреждение Высшего образования Московский университет имени С. Ю. Витте, г. Москва

Аннотация: в статье представлены результаты анализа внешней трудовой миграции и миграционных программ по привлечения странами иностранных высококвалифицированных специалистов.

Abstract: the article presents the results of analysis of external labour migration and migration programmes of countries attracting highly qualified foreign specialists.

Ключевые слова: высококвалифицированный иностранный специалист, внешняя трудовая миграция, миграционные программы.

Keywords: highly qualified foreign specialist, external labour migration, migratory programs.

Исследование многовекового отечественного и зарубежного опыта убеждает в том, что наибольшую ценность и значимость занимает миграция высококвалифицированных иностранных специалистов (далее - ВКИС). Такие специалисты способствовали созданию ряда государств, включая США, Канаду, Мексику, Австралию.

Миграция ВКИС относится к внешней трудовой миграции, под которой подразумеваются временные добровольные передвижения российских и иностранных граждан, лиц без гражданства без смены своего местожительства для реализации трудовой деятельности за рубежом в течение срока действия контракта, соглашения, проекта, разрешения, патента [3, С.103].

С начала XXI в. миграция ВКИС стала жизненным и необходимым условием эффективного социально-экономического развития государств. При дефиците высококвалифицированных специалистов государства вынуждены не только конкурировать между собой в различных областях трудовой деятельности, но и стремятся привлекать для этого ВКИС.

С целью привлечения в страну таких специалистов корректируются миграционные законодательства, разрабатываются и реализуются программы. В частности, в ФРГ и Франции реализуется Европейская Директива по трудоустройству ВКИС из третьих стран [2] (далее -Директива), принятая для создания благоприятных условий переезда, проживания и трудоустройства в Европейском союзе высококвалифицированных внешних трудовых мигрантов из стран, не входящих в его состав («третьих стран»), включая Россию.

В связи с этим с января 2009 г. в ФРГ реализуется «Правило голубой карты», согласно которому к трудовой деятельности в качестве ВКИС привлекаются иностранные специалисты при условии, что их минимальный размер заработной платы составляет 86 400 евро в год [2]. При этом с 1 августа 2012 г. в ФРГ вступил в силу новый параграф Закона о пребывании иностранцев (№ 19а), установивший порядок выдачи визы «Голубой Карты ЕС» (Blaue Karte EU) и снизивший уровень зарплаты для ВКИС. Ныне ВКИС может получить такую карту при ежегодной зарплате в 46 400 евро. Ученым, врачам, математикам, инженерам и IT -специалистам новая виза выдается при наличии заключенного контракта на 36 192 евро в год, а ее обладатель получает ряд существенных преимуществ.

В США реализуются различные программы по привлечению ВКИС, например, Программа постоянной иммиграции (визы категории ЕВ -1 и ЕВ-2); программа временной иммиграции (Программа Н-1В), Программа О-1и Виза Р-1, Р-2 и Р-3 - временная трудовая миграция известных профессиональных спортсменов, артистов и художников, а также программа временной трудовой иммиграции квалифицированных специалистов в рамках программы NAFTA.

Каждая из представленных миграционных программ реализуется в определенных условиях для признания иностранного работника в качестве ВКИС и разрешения ему прибывать и пребывать на территории страны с целью осуществления трудовой деятельности

Иммиграционная политика США предусматривает приоритеты в привлечении и использовании отдельных категорий временных работников, в поощрительном отношении к ВКИС и лицам с экстраординарными способностями, сдерживании потока въезжающих для неквалифицированного труда, учитывая состояние рынка труда в стране.

Миграционная политика Франции и ФРГ имеет схожую структуру относительно правил заполнения свободных вакансий ВКИС - (1) рабочие места предоставляются гражданам страны, затем гражданам стран Евросоюза; (2) гражданам других стран по приоритетным направлениям (IT специалистов, математиков, инженеров, врачей и учителей).

Таким образом, законодательства в сфере внешней трудовой миграции зарубежных стран, принимающих ВКИС к трудовой деятельности устанавливают жесткие требования к уровню их образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к профессионализму ВКИС

является уровень образования, подтвержденный дипломом об окончании учебного заведения, который должен быть переоценен в принимающей стране на предмет соответствия требований к иностранному специалисту. Например, при найме иностранного работника в качестве ВКИС необходимо, чтобы его стаж работы по специальности составлял 3 - 5 лет.

В 2010 г. в российское миграционное законодательство введено понятие «высококвалифицированный иностранный специалист», характеризующее правовой статус ВКИС в России как иностранного гражданина, обладающего опытом работы в конкретной области трудовой деятельности и получающего зарплату (вознаграждение) в определенном размере. Вскоре в результате внесения новых изменений, данная категория была расширена [4. С. 61].

Для привлечения в страну ВКИС российским законодателем введены преференции, упрощающие порядок его приема на работу и миграционные правила, что отличает его статус от иных категорий иностранных работников. В отечественном миграционном законодательстве список оснований, которые может использовать работодатель для признания иностранного работника в качестве ВКИС является открытым и не точным. Фактически нормативной формулировкой для подтверждения квалификации данной категории иностранных работников разрешено использовать любые «объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения» [1].

Итак, основным критерием для признания иностранного работника в качестве ВКИС является только размер его зарплаты (вознаграждения) в определенном размере выплачиваемый за определенный период.

Выводы. С учетом специфики государственно-правового развития России и ее опыта в сфере привлечения в страну ВКИС, с учетом опыта зарубежных стран следует доработать существующие в миграционном праве страны аспекты правоотношений с ВКИС [3. С. 127]. Автор обосновывает (1) необходимость учёта состояния рынка труда в стране и найма, в первую очередь, отечественных ВКИС (внутренних трудовых мигрантов); (2) определения оснований, которые должен предъявить работодатель для найма ВКИС в сфере трудовой деятельности, не российского специалиста, обладающего совокупностью профессиональных компетенций; (3) отрасли трудовой деятельности, в которых требуется участие ВКИС, особенно для внедрения передового зарубежного опыта организации такой деятельности.

В целом, государственно-правовое регулирование статуса ВКИС отражает новое направление в развитии миграциологии и миграционных процессов на государственном и международном уровнях.

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115 -ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Директива 2009/50/EG Совета ЕС от 25 мая 2009 г.

3. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно - правовые основы: монография. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2013 - 2015.

4. Калайда А.П. К вопросу о необходимости уточнения понятия «высококвалифицированный иностранный специалист» в миграционном законодательстве России // Закон и право. № 5. 2015. С. 61 - 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.