К вопросу о «высококвалифицированном иностранном специалисте» в российском миграционном законодательстве.
On the question of «highly qualified foreign specialists» in the Russian migration
legislation Калайда А. П.
Калайда Анна Петровна / Kalajda Anna Petrovna - аспирант, кафедра конституционного и муниципального права,
Московский университет имени С. Ю. Витте, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается понятие «высококвалифицированный иностранный специалист» и предлагаются возможные варианты для его уточнения в миграционном законодательстве России.
Abstract: in this scientific article discusses the concept of «highly qualified foreign specialists» and suggests possible options for its refinement in the migration legislation of Russia.
Ключевые слова: миграционное законодательство, трудовая миграция, иностранный гражданин, высококвалифицированный иностранный специалист.
Keywords: migratory legislation, labor migration, foreign citizen, highly qualified foreign specialist.
13 июня 2012 г. Президентом РФ была одобрена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Концепция). Концепцией определены условия ограничения привлечения в страну низкоквалифицированной и среднеквалифицированной рабочей силы из числа иностранных специалистов. Кроме того, определен механизм для привлечения в страну востребованных экономикой высококвалифицированных иностранных специалистов (далее - ВКИС) различного профиля на долгосрочной основе. Заметим, что в Концепции лишь несколько раз упоминается понятие ВКС, но не дается его определение.
Вместе с тем в миграционном законодательстве еще в 2010 г. было введено понятие «высококвалифицированный иностранный специалист»1 2 (далее - ВКИС). Оно характеризует правовой статус ВКИС в России в качестве иностранных граждан, обладающих опытом работы в конкретной области деятельности и получающих заработную плату (вознаграждение) в определенном размере (табл. 1).
Таблица 1. Требования к размеру вознаграждения (заработной платы) для признания иностранного работника
ВКИС
Иностранный работник Размер вознаграждения (заработной платы)
ВКИС Не менее 2 млн руб. за 1 год
ВКИС, являющийся научным работником или преподавателем приглашенный в российский вуз или научноисследовательский центр Не менее 1 млн руб. за 1 год
Иностранный работник, привлеченный к трудовой деятельности резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны. Не менее 700 тыс. руб. за 1 год
Высококвалифицированные иностранные специалисты, принимающие участие в реализации проекта «Сколково» Требования к минимальному размеру заработной платы (вознаграждения) не предусмотрены
-----------------------------------------------------ч—'-----------------------------'
В дальнейшем, в результате внесения иных изменений , данная категория была расширена.
В настоящее время ФМС России признает иностранного работника в качестве ВКИС, если он на территории страны признан осуществляющим трудовую деятельность. Это предполагает получение им заработной платы в определенном размере за срок, не превышающий одного года.
Стоит обратить внимание на тот факт, что для признания иностранного работника в качестве ВКИС работодатель осуществляет оценку его компетенции и уровня квалификации. Для этого используются объективные, проверяемые и достоверные сведения3. В связи с этим работодатель несет ответственность. Например, за несоответствие иностранного специалиста заявленным сведениям; непригодность заявленной его компетенции к содержанию трудовой деятельности в России и т. д.
1В мае 2010 г. внесены поправки в Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 20 марта 2011 г. №42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
3 Список необходимых для проверки сведений содержится в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» п. 4 ст. 13.
В российском миграционном законодательстве список оснований, которые может использовать работодатель для признания иностранного работника в качестве ВКИС, является открытым. Для подтверждения квалификации ВКИС разрешено использовать любые «объективные, достоверные и
4
проверяемые документы и сведения» .
Причем единственным обязательным условием для осуществления им трудовой деятельности является размер оплаты его труда, а уровень его квалификации второстепенен. Это обусловлено тем, что вопросы, связанные с доказательством, что данный работник является ВКИС с установленным минимальным размером оплаты его труда, решаются работодателем (заказчиком услуг).
Следовательно, органы государственной власти или иные уполномоченные организации не вправе проводить какие-либо процедуры аттестации, оценивать квалификацию иностранного специалиста для признания его ВКИС для трудоустройства.
Работодатели и иностранные работники нередко злоупотребляют преференциями, которые содержит миграционное законодательство. Нередки случаи, когда работодатель нанимает на работу под видом высококвалифицированного иностранного специалиста низкоквалифицированного
(среднеквалифицированного) иностранного работника. При этом в трудовом договоре работодателем указывается набор различных функций. Для оптимизации законодательства в сфере миграции необходимо внести в Трудовой кодекс РФ обязательность применения квалификационных стандартов при найме иностранных работников в качестве ВКИС.
Важным вопросом является подтверждение квалификации ВКИС через определение эквивалентности образования полученного им за рубежом, уровню российского образования. Для обеспечения соответствия образования ВКИС потребностям рынка труда России и Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования4 5 3 поколения, которые основаны на компетентностном подходе и учете требований рынка труда по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Согласно указанным стандартам, выпускник российского вуза должен обладать двумя категориями компетенций: общекультурными и профессиональными. При анализе требований, предъявляемых к отечественным высококвалифицированным специалистам и иностранным ВКИС, выявлено, что наши специалисты обладают большими компетенциями, чем иностранные работники, привлеченные к трудовой деятельности в качестве ВКИС. Учитывая это обстоятельство, полагаем необходимым скорректировать некоторые нормы миграционного законодательства, чтобы работодатель не мог нанимать в качестве ВКИС иных иностранных специалистов.
В связи с этим существующее в миграционном законодательстве России определение понятия «высококвалифицированный иностранный специалист» полагаем требующим уточнения. (Табл. 2).
Таблица 2. Основные критерии для определения понятия ВКИС в миграционном законодательстве России
Наименование нормативноправового акта Основные критерии для признания иностранного работника ВКИС Примечания
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Размер заработной платы ВКИС Решение принимает работодатель
2.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики «О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства» 1) Наличие документа о профессиональном образовании, соответствующем профессии, указанной в трудовом договоре; 2) Опыт работы не менее 5 лет по профессии и должности, указанным в трудовом договоре; 3) Размер заработной платы не менее 3 200 евро в месяц. Необходимо соответствие только двум из трех критериев
З.Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Критерии оценки ВКИС отсутствуют Упоминается понятие ВКИС 6 раз
Таким образом, для объективного понимания и точного определения категории «высококвалифицированный иностранный специалист» полагаем обоснованным:
4 П. 4 Ст. 13.2 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
5 Приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)»; Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».
- добавить в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. уточненное понятие «высококвалифицированный иностранный специалист»;
- дополнить п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положениями об определении размера заработной платы ВКИС; обязательных критериях: опыт работы в сфере профессиональной деятельности, о признании иностранного работника в качестве ВКИС;
- дополнить п. 4 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» требованиями, которым должен соответствовать ВКИС для осуществления трудовой деятельности в России, включая: опыт работ по своей профессии (не менее трех лет); размер заработной платы (согласно установленному в Российской Федерации ее уровню).
Литература
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2014 года).
2. Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
4. Федеральный закон от 20 марта 2011 № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Одобрена Президентом РФ 13 июля 2012 г.
6. Приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)».
7. Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».
8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики «О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства».
9. Самойлов В. Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы. М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2013.
10. Официальный сайт ФМС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru (дата обращения 14.03.2015 г.).