Научная статья на тему 'К вопросу о «Высококвалифицированном иностранном специалисте» в российском миграционном законодательстве'

К вопросу о «Высококвалифицированном иностранном специалисте» в российском миграционном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MIGRATORY LEGISLATION / LABOR MIGRATION / FOREIGN CITIZEN / HIGHLY QUALIFIED FOREIGN SPECIALIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калайда Анна Петровна

В статье рассматривается понятие «высококвалифицированный иностранный специалист» и предлагаются возможные варианты для его уточнения в миграционном законодательстве России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калайда Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Высококвалифицированном иностранном специалисте» в российском миграционном законодательстве»

К вопросу о «высококвалифицированном иностранном специалисте» в российском миграционном законодательстве.

On the question of «highly qualified foreign specialists» in the Russian migration

legislation Калайда А. П.

Калайда Анна Петровна / Kalajda Anna Petrovna - аспирант, кафедра конституционного и муниципального права,

Московский университет имени С. Ю. Витте, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается понятие «высококвалифицированный иностранный специалист» и предлагаются возможные варианты для его уточнения в миграционном законодательстве России.

Abstract: in this scientific article discusses the concept of «highly qualified foreign specialists» and suggests possible options for its refinement in the migration legislation of Russia.

Ключевые слова: миграционное законодательство, трудовая миграция, иностранный гражданин, высококвалифицированный иностранный специалист.

Keywords: migratory legislation, labor migration, foreign citizen, highly qualified foreign specialist.

13 июня 2012 г. Президентом РФ была одобрена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Концепция). Концепцией определены условия ограничения привлечения в страну низкоквалифицированной и среднеквалифицированной рабочей силы из числа иностранных специалистов. Кроме того, определен механизм для привлечения в страну востребованных экономикой высококвалифицированных иностранных специалистов (далее - ВКИС) различного профиля на долгосрочной основе. Заметим, что в Концепции лишь несколько раз упоминается понятие ВКС, но не дается его определение.

Вместе с тем в миграционном законодательстве еще в 2010 г. было введено понятие «высококвалифицированный иностранный специалист»1 2 (далее - ВКИС). Оно характеризует правовой статус ВКИС в России в качестве иностранных граждан, обладающих опытом работы в конкретной области деятельности и получающих заработную плату (вознаграждение) в определенном размере (табл. 1).

Таблица 1. Требования к размеру вознаграждения (заработной платы) для признания иностранного работника

ВКИС

Иностранный работник Размер вознаграждения (заработной платы)

ВКИС Не менее 2 млн руб. за 1 год

ВКИС, являющийся научным работником или преподавателем приглашенный в российский вуз или научноисследовательский центр Не менее 1 млн руб. за 1 год

Иностранный работник, привлеченный к трудовой деятельности резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны. Не менее 700 тыс. руб. за 1 год

Высококвалифицированные иностранные специалисты, принимающие участие в реализации проекта «Сколково» Требования к минимальному размеру заработной платы (вознаграждения) не предусмотрены

-----------------------------------------------------ч—'-----------------------------'

В дальнейшем, в результате внесения иных изменений , данная категория была расширена.

В настоящее время ФМС России признает иностранного работника в качестве ВКИС, если он на территории страны признан осуществляющим трудовую деятельность. Это предполагает получение им заработной платы в определенном размере за срок, не превышающий одного года.

Стоит обратить внимание на тот факт, что для признания иностранного работника в качестве ВКИС работодатель осуществляет оценку его компетенции и уровня квалификации. Для этого используются объективные, проверяемые и достоверные сведения3. В связи с этим работодатель несет ответственность. Например, за несоответствие иностранного специалиста заявленным сведениям; непригодность заявленной его компетенции к содержанию трудовой деятельности в России и т. д.

1В мае 2010 г. внесены поправки в Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 20 марта 2011 г. №42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

3 Список необходимых для проверки сведений содержится в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» п. 4 ст. 13.

В российском миграционном законодательстве список оснований, которые может использовать работодатель для признания иностранного работника в качестве ВКИС, является открытым. Для подтверждения квалификации ВКИС разрешено использовать любые «объективные, достоверные и

4

проверяемые документы и сведения» .

Причем единственным обязательным условием для осуществления им трудовой деятельности является размер оплаты его труда, а уровень его квалификации второстепенен. Это обусловлено тем, что вопросы, связанные с доказательством, что данный работник является ВКИС с установленным минимальным размером оплаты его труда, решаются работодателем (заказчиком услуг).

Следовательно, органы государственной власти или иные уполномоченные организации не вправе проводить какие-либо процедуры аттестации, оценивать квалификацию иностранного специалиста для признания его ВКИС для трудоустройства.

Работодатели и иностранные работники нередко злоупотребляют преференциями, которые содержит миграционное законодательство. Нередки случаи, когда работодатель нанимает на работу под видом высококвалифицированного иностранного специалиста низкоквалифицированного

(среднеквалифицированного) иностранного работника. При этом в трудовом договоре работодателем указывается набор различных функций. Для оптимизации законодательства в сфере миграции необходимо внести в Трудовой кодекс РФ обязательность применения квалификационных стандартов при найме иностранных работников в качестве ВКИС.

Важным вопросом является подтверждение квалификации ВКИС через определение эквивалентности образования полученного им за рубежом, уровню российского образования. Для обеспечения соответствия образования ВКИС потребностям рынка труда России и Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования4 5 3 поколения, которые основаны на компетентностном подходе и учете требований рынка труда по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.

Согласно указанным стандартам, выпускник российского вуза должен обладать двумя категориями компетенций: общекультурными и профессиональными. При анализе требований, предъявляемых к отечественным высококвалифицированным специалистам и иностранным ВКИС, выявлено, что наши специалисты обладают большими компетенциями, чем иностранные работники, привлеченные к трудовой деятельности в качестве ВКИС. Учитывая это обстоятельство, полагаем необходимым скорректировать некоторые нормы миграционного законодательства, чтобы работодатель не мог нанимать в качестве ВКИС иных иностранных специалистов.

В связи с этим существующее в миграционном законодательстве России определение понятия «высококвалифицированный иностранный специалист» полагаем требующим уточнения. (Табл. 2).

Таблица 2. Основные критерии для определения понятия ВКИС в миграционном законодательстве России

Наименование нормативноправового акта Основные критерии для признания иностранного работника ВКИС Примечания

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Размер заработной платы ВКИС Решение принимает работодатель

2.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики «О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства» 1) Наличие документа о профессиональном образовании, соответствующем профессии, указанной в трудовом договоре; 2) Опыт работы не менее 5 лет по профессии и должности, указанным в трудовом договоре; 3) Размер заработной платы не менее 3 200 евро в месяц. Необходимо соответствие только двум из трех критериев

З.Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Критерии оценки ВКИС отсутствуют Упоминается понятие ВКИС 6 раз

Таким образом, для объективного понимания и точного определения категории «высококвалифицированный иностранный специалист» полагаем обоснованным:

4 П. 4 Ст. 13.2 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

5 Приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)»; Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».

- добавить в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. уточненное понятие «высококвалифицированный иностранный специалист»;

- дополнить п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положениями об определении размера заработной платы ВКИС; обязательных критериях: опыт работы в сфере профессиональной деятельности, о признании иностранного работника в качестве ВКИС;

- дополнить п. 4 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» требованиями, которым должен соответствовать ВКИС для осуществления трудовой деятельности в России, включая: опыт работ по своей профессии (не менее трех лет); размер заработной платы (согласно установленному в Российской Федерации ее уровню).

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2014 года).

2. Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Федеральный закон от 20 марта 2011 № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Одобрена Президентом РФ 13 июля 2012 г.

6. Приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)».

7. Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».

8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики «О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства».

9. Самойлов В. Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы. М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2013.

10. Официальный сайт ФМС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru (дата обращения 14.03.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.