НАУКОВЕДЕНИЕ
Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии
Н.Н. Большова
В статье рассматриваются изменения в миграционной политике современной Германии, которая, столкнувшись в концеXX- началеXXI в. с проблемами нехватки кадров в наукоемких отраслях экономики и «утечкой мозгов», активизировала политику по привлечению высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.
Йо начала XXI в. в Германии отсутствовала эффективная политика регулирования интеллектуальной миграции, направлена привлечение квалифицированных иностранных специалистов в интересах развития и обеспечения конкурентоспособности экономики страны. Вместо этого Германия долгое время принимала неоднородные потоки мигрантов, включая:
- репатриированных с территорий Центральной и Восточной Европы, принадлежавших до 1945 г. немецкому рейху;
- политических беженцев из советской зоны Германии, а позже из ГДР;
- контингентных беженцев с целью восстановления немецкой еврейской общины, сильно пострадавшей в гитлеровский период;
- сезонных и контрактных рабочих, прежде всего из Средиземноморья (в том числе из Турции);
- беженцев и ищущих убежища из стран третьего мира;
- «поздних переселенцев» из Польши, Румынии и бывшего Советского Союза;
Под влиянием данной миграционной политики, ориентированной на прием этнических немцев и контингентных евреев из стран бывшего СССР (России и стран СНГ), происходило формирование современной российской диаспоры в Германии. В период после Второй мировой войны были открыты и другие пути для мигрантов в Германию, в том числе для ищущих убежища, сезонных и временных рабочих, квалифицированных специалистов, а также для студентов. Однако первые два канала миграции преобладали среди потоков мигрантов из стран бывшего СССР
Иммиграция в Германию в XX в.
После Второй мировой войны германская нация оказалась «раздробленной», этнические немцы были «разбросаны» по разным странам. С целью сплочения нации для восстановления экономики страны первый федеральный канцлер ФРГ К. Аденауэр провозгласил Западную Германию «родиной всех немцев» и тем самым положил начало первой массовой волне переселенцев. В 1953 г. был принят Закон «О высланных лицах и беженцах», в соответствии с которым этническим
Большова Наталья Николаевна - к.полит.н., доцент кафедры политики и функционирования ЕС и Совета Европы МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Международная интеллектуальная миграция: возможности использования ее потенциала в интересах развития России», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 гг. (Соглашение № 818l).
немцем является тот, кто считает своим родным немецкий народ и может подтвердить свою принадлежность к нему происхождением, языком, воспитанием, культурой.
С 1950 г. по настоящее время наблюдались три основные волны эмиграции переселенцев в Германию, пики которых отмечались в 1950-х гг., 1970-х гг., 1990-х гг. (см. табл. 1). По данным Федерального административного ведомства ФРГ, с 1950 по 2011 г. с территории бывшего СССР в Германию переселилось около 2,3 млн этнических немцев и членов их семей, в результате чего значительно сократилась доля немецкого населения в России, Казахстане, на Украине и в других республиках.
В условиях послевоенного идеологического противостояния Запад -Восток ФРГ также охотно принимала политических беженцев из стран «советского блока», в том числе из ГДР1. К 1961 г. около 3,6 млн восточных немцев переселились в Западную Германию. В то же время поток в обратном направлении составил всего 393 тыс. человек. Даже после установления дипломатических отношений между ФРГ и ГДР любой гражданин ГДР по прибытии в ФРГ автоматически получал гражданство ФРГ и материальную поддержку. «Бегство на запад» не прекратилось и после объединения Германии. С 1989 по 2002 г. еще 1,5 млн восточных немцев переехали в более благополучные западные германские земли. Причины феномена «голосования ногами» носили в основном экономический характер. При этом, как отмечают немецкие социологи и политологи, между новыми и старыми федеральными землями Германии до сих пор сохраняется ощутимый разрыв в уровне социального и экономического развития.
В период «немецкого экономического чуда» (середина 50 - конец 60-х гг. XX в.) ФРГ стала активно привлекать иностранных рабочих («гастарбайтеров») на основе международных трудовых соглашений. Соглашения о рекрутировании рабочих были заключены с Италией (1955), Испанией и Грецией (1960), Турцией (1961), Марокко (1963), Португалией (1964), Тунисом (1965) и Югославией (1968). Данная система «вербовки» предполагала постоянную ротацию, поскольку пребывание иностранных рабочих в ФРГ было ограничено временным действием контракта, по окончании которого они должны были вернуться домой. Но дешевизна рабочей силы и возможность экономии на социальных издержках побуждали работодателей продлевать контракты. Иностранные рабочие, в свою очередь, также старались подольше задержаться в стране.
После начала экономической рецессии в Европе, вызванной нефтяным кризисом 1973/1974 гг., программа импорта рабочей силы была заморожена. Германия, как и все остальные европейские страны, закрыла границу для трудовых мигрантов и активизировала программы поддержки репатриации ОЛКР/КБЛО2. Несмотря на официальный запрет ввоза иностранной рабочей силы, общая численность иммигрантов в Германии продолжала увеличиваться за счет потоков иммигрантов
по легальным (по линии гуманитарной миграции беженцев и воссоединения семей) и нелегальным каналам. В результате ситуация запрета в значительной степени способствовала превращению временных трудовых мигрантов в постоянных и, как следствие, формированию мигрантских параллельных обществ.
В отличие от США, Канады и Австралии, поощрявших в первую очередь квалифицированных работников, ввоз «мозгов», ФРГ долгое время пополнялось этническими немцами, контингентными и политическими беженцами3. Правительство применяло дифференцированный подход к различным категориям иммигрантов. Этнические немцы имели привилегированный статус по сравнению с другими иммигрантами, поскольку воспринимались как «свои» и приравнивались во всех правах к немецким гражданам. Трудовые иммигранты были лишены подобных привилегий, поскольку рассматривались как «временные гости». При этом потребность экономики страны в квалифицированных специалистах оставалась неудовлетворенной.
С 1987 г. началась массовая эмиграция немцев из СССР (после внесения изменений в Закон СССР «О въезде и выезде» 28 августа 1986 г.). После распада СССР хлынул массовый поток переселенцев из Казахстана и России, названный некоторыми экспертами в Германии «бегством в никуда». Эмигрировавшие не знали немецкого языка, культуры и быта Германии и не имели четкого представления о том, что они будут делать на новой родине. В результате этого «бегства» исчезли целые немецкие села, места компактного проживания немцев в Казахстане, России, на Украине.
Правительство федерального канцлера Г. Коля, столкнувшись с серьезными проблемами интеграции переселенцев, стало разрабатывать программу интеграции переселенцев («Программа Коля» 1988 г.). В 1988 г. был создан пост уполномоченного правительства по делам переселенцев и соответствующее ведомство при МВД Германии. В 1989 г. был принят закон о распределении переселенцев (Ли881её1ег) и поздних переселенцев (ШегаеШег) по землям, который предписывал обязательную регистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшее размещение их по землям4.
В 1993 г. вступил в силу закон «О преодолении последствий войны», который официально ввел категорию «поздних переселенцев» (после 1992 г.) и ужесточил процедуру их приема. Согласно данному закону, этнические немцы из стран Восточной Европы, за исключением СНГ, должны были представлять доказательства фактов дискриминации в отношении них. Супруги «поздних переселенцев», не принадлежащие к этническим немцам, а также дети, родившиеся после 31 декабря 1992 г., не получали статус «поздних переселенцев» и соответственно доступа к программам интеграции.
Поздние переселенцы были лишены не только возможности беспрепятственного переезда в Германию, но и многих льготных ус-
Потоки переселенцев в Германию с 1950 г.
Таблица 1
Год Бывш. СССР Польша Бывш. ЧССР Венгрия Румыния Бывш. Югославия Остальные страны Итого
1950 0 31.761 13.308 3 13 179 2.233 47.497
1951 1.721 10.791 3.524 157 1.031 3.668 3.873 24.765
1952 63 194 146 30 26 3.407 9.503 13.369
1953 0 147 63 15 15 7.972 7.198 15.410
1954 18 664 128 43 8 9.481 5.082 15.424
1955 154 860 184 98 44 11.839 2.609 15.788
1956 1.016 15.674 954 160 176 7.314 6.051 31.345
1957 923 98.290 762 2.193 384 5.130 6.264 113.946
1958 4.122 117.550 692 1.194 1.383 4.703 2.584 132.228
1958 4.122 117.550 692 1.194 1.383 4.703 2.584 132.228
1959 5.563 16.252 600 507 374 3.819 1.335 28.450
1960 3.272 7.739 1.394 319 2.124 3.308 1.013 19.169
1961 345 9.303 1.207 194 3.303 2.053 756 17.161
1962 894 9.657 1.228 264 1.675 2.003 694 16.415
1963 209 9.522 973 286 1.321 2.543 629 15.483
1964 234 13.611 2.712 387 818 2.331 749 20.842
1965 366 14.644 3.210 724 2.715 2.195 488 24.342
1966 1.245 17.315 5.925 608 609 2.078 413 28.193
1967 1.092 10.856 11.628 316 440 1.881 262 26.475
1968 598 8.435 11.854 303 614 1.391 202 23.397
1969 316 9.536 15.602 414 2.675 1.325 171 30.039
1970 342 5.624 4.702 517 6.519 1.372 368 19.444
1971 1.145 25.241 2.337 519 2.848 1.159 388 33.637
1972 3.420 13.482 894 520 4.374 884 321 23.895
1973 4.493 8.903 525 440 7.577 783 342 23.063
1974 6.541 7.825 378 423 8.484 646 210 24.507
1975 5.985 7.040 516 277 5.077 419 343 19.657
1976 9.704 29.364 849 233 3.766 313 173 44.402
1977 9.274 32.857 612 189 10.989 237 93 54.251
1978 8.455 36.102 904 269 12.120 202 71 58.123
1979 7.226 36.274 1.058 370 9.663 190 106 54.887
1980 6.954 26.637 1.733 591 15.767 287 102 52.071
1981 3.773 50.983 1.629 667 12.031 234 138 69.455
1982 2.071 30.355 1.776 589 12.972 213 194 48.170
1983 1.447 19.121 1.176 458 15.501 137 85 37.925
1984 913 17.455 963 286 16.553 190 99 36.459
1985 460 22.075 757 485 14.924 191 76 38.968
1986 753 27.188 882 584 13.130 182 69 42.788
1987 14.488 48.423 835 581 13.994 156 46 78.523
1988 47.572 140.226 949 763 12.902 223 38 202.673
1989 98.134 250.340 2.027 1.618 23.387 1.469 80 377.055
1990 147.950 133.872 1.708 1.336 111.150 961 96 397.073
1991 147.320 40.129 927 952 32.178 450 39 221.995
1992 195.576 17.742 460 354 16.146 199 88 230.565
1993 207.347 5.431 134 37 5.811 120 8 218.888
1994 213.214 2.440 97 40 6.615 182 3 222.591
1995 205.409 1.677 62 43 6.519 178 10 217.898
1996 172.181 1.175 14 14 4.284 77 6 177.751
1997 131.895 687 8 18 1.777 34 0 134.419
1998 101.550 488 16 4 1.005 14 3 103.080
1999 103.599 428 11 4 855 19 0 104.916
2000 94.558 484 18 2 547 0 6 95.615
2001 97.434 623 22 2 380 17 6 98.484
2002 90.587 553 13 3 256 4 0 91.416
2003 72.289 444 2 5 137 8 0 72.885
2004 58.728 278 3 0 76 8 0 59.093
2005 35.396 80 4 3 39 0 0 35.522
2006 7.626 80 1 0 40 0 0 7.747
2007 5.695 70 5 1 21 0 0 5.792
2008 4.301 36 0 0 25 0 0 4.362
2009 3.292 45 0 0 23 0 0 3.360
2010 2.297 34 4 0 15 0 0 2.350
2011 2.092 33 2 0 21 0 0 2.148
Итого 2.355.336 1.445.109 105.107 21.412 430.246 90.378 55.716 4.503.279
Источник: Федеральное административное ведомство ФРГ (Bundesverwaltungsamt).
ловий интеграции, которые имели переселенцы прежних волн миграции. Несмотря на это, именно на 1990-е гг. приходится пик иммиграции в Германию из стран бывшего СССР. Только после установления жесткой квоты для приема переселенцев (с 1993 по 1999 г. она составляла 225 тыс. человек в год, в 2000 г. была сокращена до 103 тыс. человек) поток мигрантов из стран Восточной Европы и бывшего СССР стал постепенно сокращаться, хотя не прекратился совсем (см. табл. 1).
В 1990-е гг. правительство Г. Коля также столкнулось с проблемой массовых потоков беженцев из стран «третьего мира», достигшей пика к 1992 г., когда было подано 438 тыс. заявлений о предоставлении политического убежища. В 1993 г. были приняты поправки к ст. 116 и 118 Основного закона ФРГ, которые требовали от лиц, претендующих на политическое убежище, доказательства факта политического преследования со стороны государства и разрешали отправлять обратно на родину тех беженцев, которые прибыли из «безопасных третьих стран5. В качестве поощрения выразивших желание вернуться на свою родину предусматривалась даже денежная компенсация.
Приход к власти в Германии нового коалиционного правительства социал-демократов и партии «Зеленые» во главе с Г. Шредером радикально изменил этнокультурный подход Германии к определению немецкого гражданства и регулированию иммиграции. В 2000 г. был принят новый Закон о гражданстве, облегчающий условия натурализации и получения немецкого гражданства. Согласно Закону о гражданстве «право крови» (по происхождению) дополнилось «правом почвы» (в силу рождения в данной стране). С 2000 г. дети иностранцев, рожденные в Германии, стали автоматически получать немецкое гражданство, если хотя бы один родитель легально находился в Германии в течение восьми лет. Необходимый срок постоянного проживания в Германии для натурализации сократился с 15 до 8 лет.
В то же время двойное гражданство в Германии по-прежнему не признается. Процедура натурализации остается непростой: стать гражданином Германии может только человек, в совершенстве знающий немецкий язык, имеющий хорошую общественную репутацию, стабильный доход и не вовлеченный в антиконституционную политическую (или религиозную) деятельность.
Инициатива «Зеленая карта» 2000 г.
В конце 1990-х гг. в Германии возникла серьезная нехватка специалистов в секторе информационных и телекоммуникационных технологий, которая оценивалась более чем в 500 тыс. вакансий. Она стала существенным тормозом для развития страны и конкурентоспособности экономики. В 2000 г. Германия ввела основанную на канадской балльной системе оценок мигранта программу «Зеленая карта» для привлечения квалифицированной рабочей силы в отрасли, связанные с развитием информационных технологий. Программа действовала с 1 августа 2000 г.6. по 31 декабря 2004 г.
Это означало, что закон 1973 г., запрещавший ввоз рабочей силы из-за рубежа, стал постепенно терять свою силу.
Уже в самом начале своей реализации данная программа не пользовалась популярностью в обществе. Ввиду имевшегося негативного послевоенного опыта регулирования ввоза рабочей силы из-за границы перспектива оседания новых иммигрантов в Германии вызывала у большинства немцев сильное раздражение. Приток специалистов из-за рубежа едва начался, а в СМИ уже широко обсуждался вопрос о том, как избавиться от будущих работников и их семей, когда у тех закончатся договоры. И если правительство, предприниматели и профсоюзы в целом признавали объективную необходимость таких мер для экономики, то для большинства немецких граждан шоком и откровением явился тот факт, что их собственные программисты не обладают необходимой квалификацией.
Большинство ИТ-специалистов, получивших разрешение на жительство и работу в ФРГ, были выходцами из Индии (27,7%), вторую по численности группу составляли граждане России, Белоруссии, Украины и стран Балтии (12,3%), за которыми следовали специалисты из Румынии (6,9%), а также Чешской и Словацкой Республик (6,4%). При этом около 16% «зеленых карт» было выдано иностранцам, окончившим немецкие вузы. 92,4% выданных «зеленых карт» пришлось на предприятия более развитых «старых» федеральных земель (прежде всего Гессен (25,2%), Бавария (24,2%), Баден-Вюртемберг (18,9%) и Северный Рейн-Вестфа-лия(14,4%)), тогда как предприятия «новых» федеральных земель привлекли по этой программе всего 1164 иностранных ИТ-специалиста7.
Программа «Зеленая карта» оказала в целом позитивное влияние на экономику Германии. Так, по данным Федерального ведомства по вопросам труда (отчет 2001 г.), каждый обладатель «зеленой карты» создал в Германии в среднем 2,5 новых рабочих места; свыше 82% опрошенных предприятий указали, что программа позволила им повысить их конкурентоспособность; свыше 36% предприятий увеличили объем своих внутренних инвестиций. Наибольшее значение программа оказала на развитие малых и средних предприятий8.
В то же время ожидания немецкой промышленности, как, впрочем, и опасения немецких граждан оказались сильно преувеличены. Количество приехавших иностранных ИТ-специалистов не только не удовлетворяло потребности экономики, но даже не покрыло официально установленную квоту. Вместо запланированных 20 тыс. было принято только 16,8 тыс. иностранных специалистов, что указывало в первую очередь на то, что Германия была недостаточно привлекательной целью для данной категории мигрантов, которые предпочитали США9.
Инициатива «зеленых карт» стала, по сути, первой из грядущих перемен в иммиграционной политике, впоследствии кардинально изменивших саму парадигму управления иммиграцией в Германии. Так, в ее рамках была апробирована «балль-
ная система» оценки претендентов и наметилась тенденция к более селективной иммиграционной политике.
Впоследствии в Германии развернулась острая политическая дискуссия, в результате которой у политиков появилось понимание того, что без привлечения иностранцев Германии не обойтись уже в ближайшей перспективе, что выход из создавшейся ситуации лежит не в плоскости запрета, а на путях поиска наиболее эффективной модели регулирования иммиграции и практик интеграции иммигрантов.
С вступлением в силу нового Закона о гражданстве (2000 г.) и Закона об иммиграции (вступил в силу в 2005 г. и был изменен в 2007 г.) Германия официально признала себя страной иммигрантов. Политики впервые подошли к интеграции как центральной задаче иммиграционной политики, которую необходимо решать на разных уровнях с помощью различных мер поддержки.
Новая иммиграционная политика ФРГ 2005 г.
В результате постоянной иммиграции в Германию на протяжении последних 50 лет на сегодняшний день в стране проживает около 16 млн человек с мигрантскими корнями, что составляет 19% всего населения страны. Из этого числа 9 млн человек имеют немецкое гражданство, 6,7 млн человек - иностранцы по паспорту10. Однако Германия продолжает испытывать острый дефицит квалифицированных кадров, особенно инженеров, программистов, врачей11. Власти Германии, чтобы восполнить нехватку квалифицированных специалистов, вынуждены продолжать привлекать рабочую силу из третьих стран, что влечет за собой необходимость облегчения условий въезда и пребывания в стране и усиления мер по интеграции иммигрантов в немецкое общество.
В 2000-х гг. Федеральное правительство осуществило ряд важных реформ в области регулирования миграции. С вступлением в силу нового Закона об иммиграции (2005 г.) управление миграционными процессами в ФРГ приобрело более системный характер. Важное значение имело также создание в 2005 г. Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев, в котором были сосредоточены главные функции реализации миграционной политики.
По новому Закону об иммиграции Германия официально признала себя «иммиграционной страной». Интеграция иммигрантов стала важной составляющей миграционной политики. С 2006 г. по инициативе и под председательством федерального канцлера А. Меркель в Германии ежегодно проводятся «интеграционные саммиты» при активном участии общественных организаций и иммигрантов. Целью саммитов является налаживание диалога с иммигрантами и привлечение гражданского общества к участию в процессе их интеграции.
С 1 сентября 2008 г. был введен тест на получение гражданства12. Тест состоит из 33 вопросов по
темам «жизнь в демократии», «история и ответственность», «человек и общество» и ориентирован на тех иностранцев, кто проживает в Германии длительное время и желает получить паспорт, не имея немецкого свидетельства об окончании школы.
4 октября 2012 г. в Германии состоялся первый Демографический саммит Федерального правительства ФРГ, на котором федеральный канцлер А. Меркель отметила, что количество квалифицированных кадров в Германии продолжит сокращаться в будущем, поэтому нельзя игнорировать любые возможные источники привлечения иностранных квалифицированных кадров, особенно из третьих стран. Для этого также необходимо активизировать интеграцию всех прибывающих и уже проживающих в стране иммигрантов на рынок труда. Министр труда Урсула фон дер Лайен обратила также внимание на то, что больше внимания следует уделять женщинам на рабочем месте. Из 70% работающих женщин только 55% работают на полную ставку.
По данным Института немецкой экономики в Кельне в апреле 2012 г. в Германии была зафиксирована рекордная цифра вакантных мест - 460 тыс. В сферах математики, информатики, естественных и технических наук вакантными являются 280 400 тыс. рабочих мест, учителей школ - 20 тыс. рабочих мест. По сравнению с 2005 г. дефицит специалистов возрос почти в три раза. Ущерб экономики страны из-за отсутствия специалистов за один только 2011 г. оценивается в 15 млрд евро.
На кадровый дефицит накладывается неблагоприятная демографическая ситуация: численность трудоспособного населения Германии сокращается. По прогнозам, в 2025 г. по одним только демографическим причинам немецкой экономике будет не хватать до 6,5 млн специалистов в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в последние пять лет в Германии наметилась опасная тенденция оттока немецких граждан (отрицательное миграционное сальдо). Наиболее популярными странами назначения для немецких граждан стали Швейцария, США, Польша, Австрия, Великобритания, Испания, Франция, Канада, Нидерланды, Италия (см. табл. 2).
Таблица 2
Миграционное сальдо немецких граждан
(«утечка мозгов» в Германии)
Миграционное сальдо немцев (чел.)
200З год + 40 000
2004 год + 27 400
2005 год - 1б 700
200б год - 52 З00
2007 год - 55 200
200З год - бб 500
2009 год - 40 000
2010 год - 2б 200
2011 год - 2З бОО
Источник: Федеральное статистическое ведомство Германии (Statistisches Bundesamt Deutschland).
Структура потоков иммиграции в Германию в 2011г. и категории тру-довых иммигрантов в соответствии с Законом о титулах на пребывание иностранцев в ФРГ от 2005 г.
В последние годы общий приток иностранцев в Германию постоянно увеличивался и в 2011 г. достиг 622 тыс. человек, отток иностранцев - 302 тыс. человек. Соответственно прирост иностранной миграции (чистая, или нетто, миграция) в 2011 г. составил почти около 320 тыс. иностранцев (см. табл. 3). Основными странами происхождения прибывающих иностранцев по-прежнему остаются Польша (17%) и Румыния (11%), далее следуют Болгария (6%), Венгрия, Турция.
Таблица 3
Приток и отток иностранцев из Германии с 2006 по 2011г.
Год Приток Отток Миграц. сальдо
2006 год 361 562 257 659 +103903
2007 год 393 885 267 553 +126332
2008 год 394 596 311 536 +83 060
2009 год 396 983 294 383 +102600
2010 год 475 840 295 042 +180798
2011 год 622 506 302 171 +320335
Источник: Центральный регистр иностранцев ФРГ.
В 2011 г. выросла общая иммиграция в Германию из стран ЕС: 356 тыс. человек в 2011 г. по сравнению с 243 тыс. человек в 2010 г. При этом выехало из Германии в эти годы гораздо меньше - 156 тыс. человек в 2010 г. и 166 тыс. человек в 2011 г. Причиной роста европейской иммиграции во многом послужил финансовый кризис в ЕС, в результате которого Германия стала страной притяжения для многих граждан других европейских стран. Кроме
того, с 1 мая 2011 г. трудовые иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы, которые присоединились к Европейскому союзу (ЕС) в 2004 г. (ЕС-8), получили неограниченный доступ к немецкому рынку труда. Существенное увеличение притока из ЕС-8 было зафиксировано в первый же месяц действия свободных правил движения. В апреле 2011 г. в Германию въехало около 4500 мигрантов из ЕС-8, их число более чем удвоилось уже в мае 2011 г. - до 10 200. Волна иммигрантов из ЕС-8 пошла на убыль после мая 2011 г., но по-прежнему была значительно выше уровня 2010 г.
На третьи страны (не входящие в ЕС) в 2011 г. приходится около 266 тыс. иммигрантов. Причем основная доля иностранцев, целью пребывания которых является получение образования и трудоустройства, приехала из США, Китая и Индии. Иммигранты из России, Турции, Ирака и Афганистана прибывали в основном по линии воссоединения семей и по гуманитарным причинам (см. табл. 4).
В соответствии с Законом о титулах на пребывание иностранцев 2005 г. (АиІепШаИ^езе^, далее -Закон о пребывании) в Германии существует три основных вида документов, разрешающих пребывание в Германии на длительный срок13:
- разрешение на пребывание (АиепШаИзег-ІаиЬпіз);
- вид на жительство (Меёег1а88ипд8ег1аиЬш8);
- разрешение на долгосрочное пребывание-ЕС (ЕгІаиЬпів 2иш БаиегаиІепШаК-ЕС).
Разрешение на пребывание имеет ограниченный срок действия и выдается лицам, которые:
- хотят получить в Германии образование (§16 - 17 Закона о пребывании);
- хотят работать в Германии (§ 18 - 21 Закона о пребывании);
Таблица 4
Распределение потоков иммигрантов 2011 г. из стран, не входящих в ЕС, по странам происхождения, по видам разрешений на проживание и по целям пребывания в Германии
О ей н X га а £ га & 1_ Учеба Языковые курсы, школа Др.образование Трудоустройство Гуманитарные причины Воссоединение семьи Особые причины Постоянный вид на жительство Долгосрочное разрешение на пребывание в ЕС Временное разрешение на пребывание (полит. убежище и беженцы) ИТОГО
Турция 2082 108 108 1245 111 8363 153 2052 249 1314 21058
США 3560 889 596 4390 27 3254 910 216 245 7 17628
Китай 7266 396 483 3310 29 1790 152 55 90 319 16908
Россия 2285 212 260 1651 636 3733 112 521 225 1444 15046
Индия 1954 35 389 4782 37 2970 109 65 156 889 13931
Сербия, также бывш. Сербия и Черногория 176 30 74 2141 58 1282 60 200 181 3450 13469
Афганистан 89 3 29 7 1016 531 8 33 17 6170 9221
Хорватия 75 12 44 3794 13 693 34 123 68 24 8089
Украина 790 66 158 1441 212 1772 55 311 136 58 7105
Ирак 146 1 29 18 1089 1034 10 96 22 3169 6885
ВСЕГО (не из стран ЕС) 36607 5233 4862 37242 6903 53496 4078 5322 5041 36510 265728
Источник: Центральный реестр иностранцев ФРГ (Auslaenderzentralregister).
- могут остаться жить в Германии из-за международно-правовых, гуманитарных или политических причин (§ 22 - 26 Закона о пребывании);
- переезжают в Германию по семейным обстоятельствам (§ 27 - 36 Закона о пребывании);
- являются иностранцами и бывшими гражданами Германии, желающими вернуться в Германию (§ 37, 38 Закона о пребывании)
- получили право на длительное пребывание в какой-либо другой стране Европейского союза (§ 38а Закона о пребывании)14.
Разрешение на пребывание может быть продлено, если иммигрант прошел интеграционный курс. В отличие от разрешения на пребывание, вид на жительство не ограничен по времени действия. Он дает право на работу в Германии и направлен в основном на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов. Чтобы получить вид на жительство, необходимо выполнить определенные условия: более пяти лет прожить в Германии, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать членов семьи, хорошо говорить по-немецки, не иметь судимостей. При определенных обстоятельствах, например высококвалифицированным иммигрантам, вид на жительство может быть выдан сразу, не учитывая срока проживания.
Разрешение на долгосрочное пребывание ЕС также является бессрочным документом о пребывании в стране, разрешающим трудовую деятельность. Условия выдачи подобного разрешения во многом похожи на процедуру выдачи вида на жительство. Однако в отличие от вида на жительство, он позволяет определенную мобильность на территории Европейского союза, то есть дает владельцу право на приобретение ограниченного сроком разрешения на пребывание в любой другой стране Европейского союза.
Из общего числа иммигрантов третьих стран в 2011 г. 36 тыс. человек въехали в страну по разрешению на пребывание для осуществления трудовой деятельности (согласно § 18 Закона о пребывании). В сравнении с 2010 г. (было выдано 28 тыс. разрешений на работу) их количество возросло на 27,4%. При этом наибольшая группа квалифицированных трудовых иммигрантов прибыла из Индии, США, Хорватии и Китая (см. табл. 5).
Согласно данным Статистического управления Германии, на 31.12.2011 в ФРГ проживает 195 310 российских граждан (в том числе 73 786 мужчин и 121 524 женщины)15. Из этого числа 7115 человек родились в Германии. Основные возрастные группы представляют лица от 25 до 35 лет (48 785 человек) и от 35 до 45 лет (46 435 человек). Средний возраст иностранца с российским паспортом в Германии составляет 38 лет - меньше чем, средний возраст турецких граждан (39 лет) и граждан стран ЕС (41 год).
Немецкая статистика раскрывает интересные данные о семейном положении российских граждан, проживающих в ФРГ. Так, большинство граждан России состоят в браке (112 296 человек). Половина семейных граждан, в основном женщины, имеют немецких супругов.
Таблица5
Иммиграция в Германию в 2011 г. с целью трудоустройства (в соответствии с § 18 Закона о пребывании) по странам происхождения
о ш н— X (О та £ (О & Неквалиф. работа (§ 18, абз. 3 Закона о пребывании) Квалиф. работа, требует одоб-рения Министерства труда (§ 18, абз. 4, с. 1 Закона о пребы-вании) Квалиф. работа, в интересах общества (§ 18, абз. 4, с. 2 Закона о пребывании)
Чел. % Чел. % Чел. %
Индия 98 2,1 4 481 94,9 83 1,8
США 1 252 32,6 2 515 65,5 57 1,5
Хорватия 1 202 31,8 2 357 62,4 32 0,8
Китай 366 11,7 2 692 85,8 69 2,2
Босния и Герцеговина 949 34,5 1 762 64,1 14 0,5
Сербия (вкл. бывш. Сербию и Черного-рию) 935 43,9 1 154 54,2 22 1,0
Япония 165 8,9 1 658 89,4 28 1,5
Россия 802 51,1 709 45,7 27 1,7
Украина 1 031 76,7 297 22,1 13 1,0
Турция 270 22,3 887 73,4 49 4,1
Бразилия 290 34,9 526 63,2 12 1,4
Р. Корея 64 10,1 552 87,5 11 1,7
Канада 199 33,1 390 64,9 8 1,3
Остальные страны 3 668 47,8 3 308 43,1 199 2,6
Итого 11 291 31,3 23,288 64,6 624 1,7
Источник: Центральный реестр иностранцев ФРГ (Auslaenderzentralregister).
Основным источником приобретения гражданства для российского населения в Германии традиционно являются натурализация и статус поздних переселенцев. В 2010/11 г. 4185 выходцев из России (1748 мужчин и 2437 женщин) получили немецкое гражданство. Из них 2753 человек -на основании натурализации, 1270 человек - на основании статуса поздних переселенцев и 162 человека - в результате приема в семью, где хотя бы один из родителей - немец.
В результате натурализации с 2004 по 2011 г. немецкое гражданство получили в общей сложности 28 788 выходцев Российской Федерации. В 2011 г. немецкое гражданство было выдано 2965 российским гражданам, в том числе 1163 мужчинам, 1802 женщинам. Из этого числа 320 человек натурализовались, получив вид на жительство, после 8 лет проживания в Германии - 1926 человек, после 7 лет и прохождения интеграционных курсов - 19 человек, после 6 лет и особых успехов в интеграции в немецкой общество - 34 человека, в качестве супругов немецких граждан - 279 человек, как члены семьи - 366 человек и т.д.
Учитывая достаточно молодой и активный возраст и преобладание женщин среди группы российского населения, проживающего в Германии, можно предположить с высокой степенью вероятности, что значительная доля из них захочет остаться жить в Германии на длитель-
ный срок с перспективой получения немецкого гражданства.
Германия остается основной страной назначения для российских высококвалифицированных специалистов. К высококвалифицированным специалистам (согласно § 19 абз. 2 Закона о титулах на пребывание) относят ученых, преподавателей (профессоров) и научных сотрудников, занимающих высокую должность, специалистов и менеджеров руководящего16.
Высококвалифицированные иностранные специалисты могут достаточно быстро получить вид на жительство в Германии, если они докажут способность содержать себя самостоятельно без помощи государства. В целом к концу 2011 г. вид жительство получил 2731 гражданин третьих стран. Из них 219 высококвалифицированных специалистов въехали с разрешением вида на жительство в 2010 г. и 370 человек - в 2011 г. Главной страной-поставщиком высококвалифицированных кадров остаются США, Россия занимает второе место (см. табл. 6).
Таблица 6
Высококвалифицированные иммигранты, въехавшие с разрешением вида на жительство (в соответствии с § 19 абз. 2 Закона о пребывании) по странам происхождения с 2005 по 2011г.
Гражданство 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
США 23 45 82 71 73 69 107
Россия 6 1 7 13 6 15 50
Индия 3 3 2 10 21 17 38
Япония 7 5 9 4 13 5 19
Австралия 5 2 5 7 9 11 16
Канада 6 6 13 7 10 16 14
Китай 5 0 5 5 1 13 13
Турция 3 3 3 5 5 12 12
Украина 1 0 2 4 3 3 11
Бразилия 2 1 4 5 2 8 9
Остальные страны 10 14 19 26 26 50 81
ИТОГО 71 80 151 157 169 219 370
В то же время по уровню дохода высококвалифицированные иностранные специалисты из России находятся в самом хвосте. Так, по данным письменного опроса, проведенного среди высококвалифицированных иностранных специалистов в 2009 г., 70 % специалистов из США и Канады имели ежегодный общий доход более 105 тыс. евро (50% специалистов из Японии)17. Среди опрошенных специалистов из России и Украины только 6% получали такой доход (8% специалистов из Румынии и Китая). Ежегодный общий доход около 30 % высококвалифицированных специалистов из России находился в диапазоне от 35 тыс. до 45 тыс. евро, 26 % специалистов - от 45 тыс. до 55 тыс. евро, 16 % получали - от 55 тыс. до 65 тыс. евро (См. Рис. 1).
Рис.1
Распределение доходов мигрантов по гражданской принадлежности
Abbildung 6.13: Relative Einkommersverteilung nach ausgewahlten Staatsangehorigkeiten
.JI, 1 Li IL1 к к
Russland
USA Kanada Japan
JiJhrliches Bruttoeinkommen in Eura
■ bis 25.000 25.000 bis unter 35.000
□ 55.000 bis unter 65.000 ■ 65.000 bis unter75.000
95.000 bis unter 105.000 ■ mehrals 105.000
35.000 bis unter 45.000 ■ 75.000 bis unter 85.000
■ 45.000 bis unter 55.000
■ 85.000 bis unter95.000
Источник: Центральный реестр иностранцев ФРГ (Auslaenderzentralregister).
Россия лидирует по доле иностранных специалистов, представляющих в Международной классификации занятий (МСКЗ) 21-ю и 22-ю группы: физиков, математиков, инженеров, ученых, химиков, ученых-компьютерщиков, архитекторов, ученых из области науки о жизни и здоровья. Именно эти две группы вместе составляют 73% всех высококвалифицированных иностранных специалистов, приезжающих в Германию из России. Среди специалистов этих групп также высока доля китайцев - до 56%. Вторую по величине группу составляют руководители подразделений и начальники отделов на больших предприятия (группа 12 МСКЗ). Данная группа представлена гражданами США и Канады.
Исследователи (ЮгасЬег) являются отдельной категорией высококвалифицированных специалистов. Основания для выдачи вида на жительство в качестве исследователя заложены в § 20 Закона о пребывании (внесен в Закон о пребывании в августе 2007 года в соотвествии с Директивой ЕС об исследователях). Исследователь, являющийся гражданином третьей страны, может получить вид на жительство с целью исследовательской деятельности, если он заключил соглашение о проведении научно-исследовательского проекта с научно-исследовательским учреждением (§ 20 абз. 1 № 1 Закона о пребывании). При этом данное учреждение должно иметь разрешение на заключение подобного соглашения от Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев.
В 2011 г. 317 исследователей из третьих стран, получили таким образом вид на жительство в соответствии § 20 Абз. 1 Закона о пребывании (для сравнения: в 2010 г. - 211 человек), в том числе 53 граждан Китая, 45 граждан Индии, 40 граждан США и 21 граждан России (см. табл. №6). Всего к концу 2011 г. 584 исследователя из третьих стран имели вид на жительство (для сравнения: на конец 2010 г. - 404 человека). Основная группа исследователей концентрируется в трех регионах - в Северном Рейне-Вестфалии, Баден-Вюртемберге и Баварии.
С 2005 г. вид на жительство может быть выдан иностранцу, занимающемуся предпринимательской деятельностью при условии, если эта деятельность отвечает экономическим интересам страны, является приоритетной в конкретном регионе и финансово обеспечена (§ 21 абз. 1 ст. 1 Закона о пребывании). Как правило, предприниматель должен инвестировать в экономику по меньшей мере 250 тыс. евро и создать не менее пяти рабочих мест (§ 21 Абз. 1 ст. 2 Закона о пребывании).
Таблица 7
Ученые-исследователи, въехавшие с разрешением вида на жительство (в соответствии с § 20, абз. 1 Закона о пребывании иностранцев) по наиболее частым странам происхождения с 2009 по 2011 г.
Гражданство 2009 2010 2011
Китай 17 28 53
Индия 12 24 45
США 19 26 40
Россия 10 12 21
Япония 14 11 17
Остальные страны 68 110 141
ИТОГО 140 211 317
Источник: Центральный реестр иностранцев ФРГ
(Auslaenderzentralregister).
В целом к концу 2011 г. 6399 граждан третьих стран получили вид на жительство в Германии в качестве независимых предпринимателей (для сравнения: на конец 2010 г. - 5780). В 2011 г. 38,0% иностранных предпринимателей приехали из США, 8,9% - из Китая и 5,7 % - из России.
Таблица 8
Самостоятельные предприниматели, въехавшие с разрешением вида на жительство (в соответствии с § 21 Закона о пребывании иностранцев в ФРГ) по странам происхождения с 2005 по 2011 г.
Гражданство 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
США 174 138 276 360 337 384 512
Китай 201 195 214 214 133 85 120
Украина 19 20 36 37 71 88 89
Россия 40 39 50 77 59 77 77
Австралия 22 35 40 63 59 53 74
Канада 32 24 53 46 37 74 72
Япония 45 17 28 16 30 32 50
Иран 19 13 10 15 17 27 35
Израиль 9 7 25 12 19 38 30
Новая Зеландия 8 6 14 6 15 9 29
Турция 25 22 16 23 13 20 26
Р. Корея 29 12 14 16 11 16 21
Остальные страны 109 114 115 354 223 137 212
ИТОГО 732 642 891 1 239 1 024 1 040 1 347
Источник: Центральный реестр иностранцев ФРГ (Auslaenderzentralregister).
Новая программа Федерального правительства по привлечению квалифицированных кадров в условиях экономического кризиса в Европе
В условиях продолжающегося экономического кризиса в Европе нехватка собственных высококвалифицированных специалистов и «утечка мозгов» в Швейцарию, Америку, Польшу, Великобританию и т.д. стали существенным тормозом для развития и конкурентоспособности экономики Германии. Федеральное правительство реализовало в 2011 - 2012 гг. комплекс мер, направленных на привлечение высококвалифицированной рабочей силы, включающих:
- разработку концепции сохранения квалифицированных кадров в Германии - июнь 2011г.;
- принятие Закона об улучшении оценки и признания профессиональной квалификации, полученной за рубежом, - вступил в силу в апреле 2012г.;
- введение визы «Голубая карта ЕС» - вступила в силу в августе 2012 г.
Концепция сохранения квалифицированных кадров принята Федеральным правительством в июне 2011 г. и направлена на поддержание предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда Германии в среднесрочной и долгосрочной перспективе в свете снижения численности населения трудоспособного возраста. Вместе с тем задача привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа напрямую связана с вопросом признания их профессиональных квалификаций. Около 300 тыс. иностранцев не могут работать по специальности: их образование, полученное на родине, формально не признается. Для решения данной проблемы был принят Закон «Об улучшении оценки и признания профессиональной квалификации, полученной за рубежом». Данный закон призван облегчить процесс признания дипломов иностранных специалистов за счет введения универсального подхода, единых критериев оценки квалификации и создания информационной и консультационной инфраструктуры для иностранцев. Тем самым закон должен повысить шансы для иностранцев найти работу по специальности. В настоящее время 285 тыс. нынешних жителей обладают иностранной квалификацией и имеют право на оценку.
В соответствии с этим законом, каждый обладатель диплома зарубежного вуза получит право подать заявку на процесс его рассмотрения. Установлен максимальный трехмесячный срок для процедуры проверки диплома на его соответствие немецким стандартам. В том случае, если диплом не будет признан, его владельцу выдадут свидетельство, которое будет содержать перечень приобретенных заявителем профессиональных знаний и навыков, а также рекомендации по повышению квалификации, необходимому для признания диплома в стра-
не. При этом закон распространяется только на профессии, требования по которым устанавливаются на федеральном уровне, определяемые законом как нерегламентированные (квалификации, получаемые в Германии путем дуальной системы подготовки специалистов в системе профессионального образовании и в ремесленной сфере. В Германии их насчитывается около 350).
Но многие широко распространенные профессии (например, инженеров и архитекторов, учителей и воспитателей, социальных работников, налоговых консультантов и др.) являются нерегламентированными и подпадают под действие земельных законодательств18. Для не-регламентированных специальностей новый закон предусматривает возможность получения справки о соответствии, которую выдает центральное ведомство по вопросам зарубежного образования19.
С 1 августа 2012 г. в Германии вступил в силу новый параграф Закона об иностранцах, а именно §19а. Он определяет порядок выдачи визы «Голубая карта ЕС», цель которой заключается в том, чтобы облегчить въезд в страну квалифицированных специалистов из стран, не входящих в ЕС. Получить новую визу могут иностранцы с высшим образованием, полученным в Германии, либо обладатели диплома о высшем образовании другой страны, который признается в Германии. Более того, если высшего образования нет, но есть опыт работы не менее 5 лет по специальности, требующей высшего образования, то в этом случае также можно получить «Голубую карту».
Существенным изменением в миграционной политике Германии стала отмена требования от работодателя, берущего иностранца на работу по «Голубой карте» подтверждения от биржи труда о том, что он не смог найти подходящего работника, уже проживающего в регионе. Кроме того, значительно снижена планка зарплаты для иностранных высококвалифицированных специалистов. Если раньше получателю рабочей визы по программе миграции высококвалифицированных специалистов требовалось иметь зарплату не менее 60 000 евро в год, то теперь он может получить «Голубую карту» уже при зарплате в 44 800 евро в год. Специально для всех ученых, врачей, математиков, инженеров и, разумеется, 1Т-специалистов всех мастей новая виза гарантирована уже при контракте на 34 944 евро в год.
В рамках объявленной государством программы привлечения квалифицированных специалистов в помощь потенциальным иностранным специалистам был запущен интернет-портал “Маке-й-т-Оегшапу” («Добейся успеха в Германии!»)20. На сайте систематизирована вся информация о возможностях трудоустройства в Германии: список вакансий, имеющихся на немецких предприятиях, а также перечень организаций, оказывающих содействие желающим приехать в Германию на работу.
Долгое время в гражданском праве Германии особое место занимал этнический принцип определения национальной принадлежности. Данный принцип определял концепцию иммиграционной политики Германии до 2005 г. Во многом под влиянием доминирования этнической концепции немецкого гражданства рабочая иммиграция и интеграция трудовых иммигрантов не были в центре иммиграционной политики Германии. Приглашение иностранных рабочих носило временный характер, являлось мерой регулирования рынка труда и находилось к сфере ответственности министерства по труду и занятости. Иностранные рабочие считались «гастарбайтерами» и соответственно не причислялись к категории иммигрантов, которые имели право доступа к программам интеграции иммигрантов.
В начале 1970-х гг. Германия закрыла легальные возможности въезда на территорию с целью поиска работы и начала проводить активную политику возвращения «гастарбайтеров» на родину. Именно после введения запрета на въезд в страну с целью поиска работы количество проживающих на территории Германии «иностранцев» из стран, в которых когда-то велась вербовка, увеличилось. Иностранные рабочие, пользуясь правами на защиту семьи, стали приглашать в Германию свои семьи. В результате потоков членов семей постепенно происходила деквалификация иммиграции в Германию. Кроме того, деквалификация иммиграции происходила и в случае этнической миграции. Приезжающие на постоянное место жительства этнические немцы из стран Восточной Европы и бывшего СССР плохо интегрировались в социальной жизни и на рынке труда, так как не знали немецкого языка, культуры и быта Германии. Несмотря на это, они рассматривались как возвращающиеся на родину граждане.
Реформа гражданства 2000 г. определила «отход» от этнокультурной модели нации, основанной на требовании этнической, языковой и культурной однородности всех членов общества и ассимиляции иммигрантов. В новой модели немецкой нации этнический принцип «права крови» дополнился территориальным принципом «права почвы». Новый Закон о гражданстве 2000 г. способствовал пересмотру политики регулирования потоков иммиграции и интеграции иммигрантов в немецкое общество. Инициатива «зеленых карт» стала, по сути, первой из грядущих перемен в иммиграционной политике, впоследствии кардинально изменивших саму парадигму управления иммиграцией в Германии. В рамках данной программы была апробирована «балльная система» оценки претендентов и наметилась тенденция к более селективной иммиграционной политике. С вступлением в силу нового иммиграционного законодательства (2005 г.) Германия официально признала себя «иммиграционной страной». Интеграция иммигрантов стала важной составляющей миграционной политики.
Цель новой программы Федерального правительства по привлечению высоко- и квалифицированных кадров (2011 - 2012 гг.) заключается в том, чтобы сделать Германию максимально открытой и привлекательной для всех, кто хочет приехать сюда или остаться здесь работать после получения высшего образования. Германия фактически распахивает двери перед иностранцами - обладателями высшего образования и высококвалифицированными специалистами. Теперь, чтобы получить разрешение на пребывание в Германии, достаточно иметь диплом о высшем образовании или подписать контракт с зарплатой не меньше указанных выше сумм. Категория высококвалифицированных специалистов становится привилегированной группой иммигрантов. Государство облегчает въезд членам их семей, отменяя требование подтверждения знания немецкого языка и предоставляя супругам разрешение на работу в Германии в любой отрасли.
Необходимо отметить, что российская диаспора в Германии на 99 % состоит из “русских немцев” (переселенцев из стран бывшего СССР). Данная группа обладает высоким потенциалом для развития российско-германских отношений и формирования позитивного имиджа России, который до сих пор, к сожалению, недооценен и не используется Россией в полной мере. По неофициальным данным, российская диаспора в Германии насчитывает до 3 млн человек (3,7 % населения ФРГ). При этом во всей Германии действует только один Российский Дом науки и культуры в Берлине. В Нюрнберге (500 тыс жителей), где русская диаспора насчитывает 60 тысяч человек, действует только один Российско-немецкий центр.
Германия входит в тройку наиболее желаемых стран-назначения российских высококвалифицированных специалистов вместе с США и Великобританией. Доля российских ученых-исследователей и предпринимателей, у которых свой бизнес в Германии, весьма незначительна по сравнению с США и Китаем. Наиболее востребованными в Германии являются российские физики, математики, инженеры, ученые, химики, компьютерщики. При этом российские ученые и специалисты находятся на последнем месте по уровню оплаты труда в сравнении с высококвалифицированными иностранными специалистами из США, Канады, Японии и других стран.
Bolshova N.N. Germany's Immigration Policy Towards Highly-Skilled Workers in the 21stCentury.
Summary: At the end of XX - beginning of XXI century due to accelerating the transition of the world economy to the innovative way of development, "knowledge" has become a direct force of production, significantly increased the role of human capital as the main factor in future economic growth and competitiveness of modern states. In turn, developed and developing countries, faced with a shortage of personnel in high-tech industries and the "brain drain", modernize their immigration policy to attract highly qualified foreign personnel from all over the world and to secure its own intellectual resources. The article examines recent changes in the modern migration policy in Germany, which has become, on the one hand, more selective to different categories of workers, and on the other hand - more open for skilled personnel, especially from developing countries. The purpose of this policy is primarily to cover the shortage of skilled personnel in the national labor market by attracting foreign specialists.
----------- Ключевые слова -------------------------------------- Keywords --------
Интеллектуальная миграция, миграционная Intellectual migration, migration policy, "brain drain",
политика, «утечка мозгов», квалифицированные highly-skilled w0rkers, Germany.
специалисты, Германия.
Примечания
1. Согласно статье 16а Основного закона ФРГ 1949 г., «право на убежище» предоставлялось всем гражданам других стран, подвергающимся у себя на родине преследованиям по политическим мотивам.
2. В настоящее время программы GARP/REAG (Government Assisted Repatriation Programme/Reintegration and Emigration Programme for Asylum-Seekers in Germany) реализуются Международной организацией по миграции (МОМ) от имени Федерального министерства внутренних дел и ответственных министерств федеральных земель.
3. Zimmermann Klaus F. «Wir kriegen nicht die besseren Kopfe». - ProFirma, Oktober 2004;
4. Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный - неуспешный опыт / Мировая экономика и международные отношения. 2008. №7. С. 50-60.
5. Ст. 116 «а» Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: «п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны, где, по определению Бундесрата, нет политического преследования (т.н. «спокойные» страны), может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам».
6. Квота для выдачи разрешений на работу изначально была установлена в размере 10000 «зеленых карт», однако в июле 2003 года она была увеличена до 20000. При этом получить «зеленую карту» могли также, не выезжая из Германии, иностранные студенты-выпускники немецких вузов по соответствующей специальности.
7. Алешковский И.А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы "Зеленая карта" в Германии) // Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. М.: МАКС Пресс, 2005. С. 187-192.
8. BMA (2001), Erster Bericht”Monitoring des IT-Sofortprogramms”von 2. Juli 2001, Bundesministerium fur Arbeit und Sozialordnung, Berlin.
9. Migration und Asyl in Zahlen (2005). Bonn: Bundesamt fur Migration und Fluchtinge s. 66.
10. Statistisches Bundesamt Deutschland. 2011. URL: http://www.destatis.de/
11. Власти Германии облегчат условия иммиграции. Дата публикации статьи 28.03.2012. URL: http://www.lenta.ru/news/2012/03/28/ migration/
12. «Интеграция остается ключевой задачей». Интервью с М. Бемер // Deutschland. № 5. Октябрь/ноябрь 2008 г. C. 49.
13. Aufenthaltsgesetz URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/aufenthg_2004/gesamt.pdf
14. http://www.bamf.de/RU/Willkommen/Aufenthalt/WichtigeInformationen/wichtigeinformationen-node.html
15. Bevolkerung und Erwerbstatigkeit. Einburgerungen. Fachserie 1 Reihe 2.1 - Statistisches Bundesamt, 2011
16. Das Bundesamt in Zahlen 2011. Asyl, Migration, auslandische Bevolkerung und Integration - BMF, 2011
17. HeG B. Working Paper 28. Zuwanderung von Hochqualifizierten aus Drittstaaten nach Deutschland Ergebnisse einer schriftlichen Befragung - BMF, 2009.
18. 60 регламентированных профессий, для которых требуется официальное признание соответствия иностранных дипломов немецким со стороны компетентных государственных ведомств: Врачи, ветеринары, аптекари, учителя, воспитатели, юристы, переводчики, архитекторы, инженеры, налоговые и хозяйственные консультанты и др. Полный перечень этих специальностей можно найти на веб-сайте в Интернете: http://ec.europa.eu/internal_market/qualifications/regprof/index.cfm?action=homepage ). 350 нерегламентированных профессий - специальности, получаемые в Германии путем дуальной системы обучения согласно Закону о профессиональном обучении, не требуется официального признания соответствия. В соответствии с новым Законом федеральные земли обязали изменить к концу 2012 года правовые положения о регламентированных профессиях в области их компетенции с тем, чтобы улучшить процедуру признания иностранных дипломов для этих профессий.
19. Соответствующую информацию можно найти на веб-сайте в Интернете: www.anerkennung-in-deutschland.de
20. http://www.make-it-in-germany.com/