МИГРАНТЫ КАК ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РОССИИ И ЕВРОПЫ1
Олейникова Светлана Геннадьевна, кандидат юридических наук Астраханский государственный университет Российская Федерация, 410056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: svetlanaoleinikova@rambler.ru
Лебедева Ирэна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент Каспийский институт морского и речного транспорта Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 6/14 E-mail: irenalebedeva@mail.ru
Статья посвящается вопросам трудовых ресурсов и миграции. Данная тема является актуальной как в России, так и в Европе. Центральным и стратегически значимым направлением является правовое регулирование миграционных процессов, в частности налогообложения трудовой миграции. Нелегальная миграция наносит серьезный ущерб экономике и интересам граждан России. Во-первых, растут потери национального бюджета от неуплаты налогов при нелегальной миграции. Во-вторых, в обход системы государственного контроля осуществляется вывоз денежных средств из России. В-третьих, повышается уровень преступности в стране, связанный с нелегальной миграцией. Ущерб от легальной миграции в Европе также является ощутимым. Несмотря на то, что политики рассматривают мигрантов как прирост человеческих ресурсов и видят в них будущих налогоплательщиков, большинство жителей Европы не согласны с такой позицией.
Ключевые слова миграционная политика, политика мультикультурализма, миграционные процессы, трудовые мигранты, единый налог, фиксированный патент
MIGRANTS AS LABOR RESOURCES FOR RUSSIA AND EUROPE
Oleynikova Svetlana G., Ph.D. (Law) Astrakhan State University
20a Tatishcheva str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: svetlanaoleinikova@rambler.ru
Lebedeva IrenaV., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Caspian Institute of Sea & River Transport 6/14 Nikolskaya str., Astrakhan, 414000, Russian Federation E-mail: irenalebedeva@mail.ru
The article is devoted to the issues of labor resources and migration. This topic is relevant both in Russia and in Europe. The central and strategically important direction is the legal regulation of migration processes, and in particular the taxation of labor migration. Illegal migration causes serious damage to the economy and interests of Russian citizens. First, the loss of the national budget from non-payment of taxes during illegal migration is growing. Secondly, bypassing the system of state control, money is being exported from Russia. Thirdly, the level of crime in the country associated with illegal migration is increasing. The damage from legal migration in Europe is also visible. Despite the fact that politicians regard migrants as an increase in human resources and value them as future taxpayers, most Europeans disagree with this position.
Keywords: migration policy, multiculturalism policy, migration processes, labor migrants, single tax, fixed patent
Миграционная политика России стала составной частью внешней и внутренней политики нашего государства и приобретает вид достаточной, стройной системы идеологических, политических, правовых и социально-экономических мер по регулированию миграционных процессов, хотя все еще остается не до конца оптимальной.
1 Данная статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-33-11172 «Культурная безопасность в условиях гетеротопии» (This article was written with the financial support of the Russian Humanitarian Scientific Foundation, project No. 15-33-11172 "Cultural security in heterotopic conditions").
Правовое регулирование миграционных процессов, в частности налогообложения трудовой миграции, - одно из центральных и стратегически значимых направлений. Эти процессы в России, как и во всем мире, динамично развиваются, и не всегда их можно контролировать. Ежегодно миллионы граждан соседних государств, ранее входивших в единую страну, приезжают в Россию для осуществления трудовой деятельности, в основном это нелегалы, или, как их еще называют, «дешевая рабсила».
Конфликтогенность миграции в России объясняется тем, что для страны характерен одновременно высокий уровень безработицы и нехватка рабочей силы. Относительно дешевая рабочая сила мигрантов, не платящих налогов, не обладающих какими-либо социальными привилегиями, серьезно теснит предложения со стороны своих конкурентов из местных жителей.
Следовательно, нелегальная миграция наносит серьезный ущерб экономике и интересам граждан России. Во-первых, растут потери национального бюджета от неуплаты налогов при нелегальной миграции. Во-вторых, в обход системы государственного контроля осуществляется вывоз денежных средств из России. В-третьих, повышается уровень преступности в стране, связанный с нелегальной миграцией.
В этой связи хотелось бы отметить, что для нашего государства особенно важно сохранить не только рабочие места для российских граждан, но и сохранить те потоки трудовой миграции, которые будут необходимы нашей стране после преодоления кризисных явлений в мировой и национальной экономике.
Таким образом, возникает вопрос, нужны ли сегодня России мигранты. Безусловно, нужны, поскольку своей рабсилы в стране не хватает. Есть рынок труда со специальностями, малоинтересными для коренного населения, - это строительный комплекс, торговля на улице, уборка территории. Обычно нелегальные мигранты не имеют трудовых книжек, не платят никаких налогов. Работодатели не несут перед нелегалами никакой ответственности, зачастую удерживают зарплату, а при получении гастарбайтером травмы просто выгоняют его с работы. Случаи гибели нелегалов обычно тщательно скрываются, и никакой компенсации их семьи не получают. Такое положение дел неизбежно усиливает и коррупцию, и преступность в России.
Возможность для иностранного гражданина работать индивидуальным предпринимателем существует и регулируется положениями ряда законов Российской Федерации [1]. По сути, большого различия или препятствий для иностранцев не создается: основное требование - наличие легального разрешения на проживание в стране, подкрепленного соответствующими документами.
Чтобы зарегистрироваться частным предпринимателем на территории России, иностранцу необходимо представить в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона 129-ФЗ следующие документы [2]:
• собственноручно подписанное заявление по утвержденной форме о государственной регистрации;
• копию документа, определенного федеральным законом или который признается Российской Федерацией в качестве документа в соответствии с заключенным международным договором, который удостоверяет личность иностранного гражданина;
• копию документа, которым подтверждается право физического лица, относительно которого производится регистрация ИП, проживать временно или постоянно в Российской Федерации;
• когда копии двух вышеуказанных документов не содержат сведений об адресе местожительства заявителя, то дополнительно предоставляется подлинник или копия документа, который подтверждает в установленном законом Российской Федерации порядке место и адрес проживания физического лица.
• аналогично заявителем представляется подлинник или копия свидетельства о рождении, или подтверждающего дату и место рождения документа, если представленная выше копия не содержит таких сведений.
Говоря о налогообложении, следует отметить, что объектом налогообложения считается доход, который получен из обоих источников налогообложения (ст. 209 НК РФ) [3]: как от физических лиц налоговых резидентов, так и нерезидентов Российской Федерации. То есть налоговые ставки, сроки уплаты, да и вся система налогообложения определяются в соответствии с исходными положениями Налогового Кодекса и статьями налогового законодательства Российской Федерации. Относительно выбора системы налогообложения, то возможны все доступные варианты для СПД - физического лица. Это и общая система, и единый налог, и фиксированный патент. Выбор остается за предпринимателем и зависит от поставленных задач, объема выручки, вида деятельности и т.п.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что регистрация компаний в России для иностранца - задача вполне выполнимая при условии легальности пребывания, наличия регистрации и всех остальных необходимых документов.
Рабочую силу из-за рубежа следует привлекать обдуманно, учитывая как сиюминутные потребности, так и последствия этого шага в перспективе. К нам должны приезжать мигранты не просто в поисках какой-либо работы, а только те, которые нам нужны и могут сравнительно легко адаптироваться к российским условиям жизни. И, конечно, они должны направляться на работу в те регионы и те сферы экономической деятельности, где в их труде больше всего нуждаются и именно в том количестве, в каком они требуются на российском рынке труда. Принцип приоритетного занятия вакансии в первую очередь российским гражданином, а затем уж кандидатом из-за рубежа должен соблюдаться неукоснительно, так же, как это делается в странах Европы.
Государство обязано обеспечить эффективное регулирование процессов трудовой миграции, исходя из интересов России и ее регионов. Миграция не должна создавать чуждых нашей культуре этнических анклавов, разрушать сложившийся этнокультурный баланс принимающей территории. Законные мигранты приобретают установленные права, незаконные - выдворяются из страны. В частности, введение системы патентов для иностранных работников, занятых у физических лиц и не используемых в целях извлечения прибыли. Такая система предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации как налог на вмененный доход.
Несомненно, крайне важно стимулировать миграционный приток русскоязычного населения, соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Те, кто имеет историческую связь с Россией, кто причисляет себя к русской культуре или культуре одного из коренных народов России, должны получать гражданство по максимально упрощенной схеме.
Положение дел в Европе относительно мигрантов и потребность в рабочей силе долгое время в некоторой степени были похожи на ситуацию в России. Местные жители также с нежеланием выполняют некоторые непривлекательные виды работ и для этого стране нужны мигранты. Так, например, в 2010 г. в немецких масс-медиа стали появляться заявления политиков и экономистов о потребности станы в высококвалифицированных мигрантах. По подсчетам специалистов, уже в 2010 г. немецкая экономика потеряла около 10 млрд евро из-за нехватки специалистов в сфере информатики, математики, техники и естественных наук [7]. По оценкам специалистов, на тот момент в стране насчитывалось 2,9 млн мигрантов с иностранными дипломами, однако они не имела права работать согласно своей квалификации [8].
Исследование, проведенное социологом Хартмутом Гризе из Ганноверского университета, показало, что многие мигранты, получив образование в Германии, возвращаются домой, поскольку там имеют очень хорошие перспективы трудоустройства. Таким образом, Германия теряет трудовые ресурсы, не желая брать на работу людей с миграционным прошлым. Не исключением в немецкой действительности являются также и случаи, когда выходцы из других стран становятся немецкими учеными и политиками. Однако чаще всего шансы на успешную карьеру
в Германии у немецких граждан с миграционным прошлым, даже если они родились и получили образование в Германии, остаются ограниченными [9].
Аналогичные данные были получены в ходе масштабного исследования под названием «От иностранных учащихся к квалифицированным мигрантам. Сравнительный анализ правовых условий в пяти странах Евросоюза», проведенного в 2009 г. Было опрошено 2600 иностранных аспирантов и магистрантов, обучающихся в Германии. Среди наиболее значимых критериев выбора страны была названа возможность получения работы в Германии. Только пятая часть респондентов назвала этот критерий незначимым. Однако более половины респондентов также отметили, что слабо информированы о своих правах и возможностях получения работы по окончании учебы или защиты диссертации, и только 16 % опрошенных ощущают себя вполне уверенно в плане осведомленности о дальнейших карьерных возможностях [10].
Германия до сих пор считается страной с очень сложными ограничениями на академическую и профессиональную мобильность. Это также выражается и в результатах исследования, согласно которым только треть опрошенных (36 %) считает, что у них есть шансы остаться в Германии и получить работу по специальности после окончания учебы [10].
Несмотря на то, что 1 апреля 2012 г. в Германии вступил в силу новый закон об оценке и признании профессиональной квалификации, ситуация в данной области коренным образом не изменилась. Данный закон расширил возможности мигрантов и других желающих работать в этой стране. Согласно закону мигранты могут претендовать на то, чтобы их диплом прошел проверку на возможность быть признанным [5]. По-прежнему обязательной процедуре оценки и признания квалификации подвергаются представители профессий, работа по которым требует доказательства наличия определенных квалификаций: врачи, ветеринары, медицинские сестры, фармацевты, адвокаты, архитекторы, инженеры, налоговые консультанты, аудиторы, учителя, воспитатели и социальные педагоги. К тому же новый закон вовсе не означает, что специалист получает право на подтверждение квалификации. Закон дает право лишь на процедуру. В реальности большая часть мигрантов, несмотря на изменения в немецком законодательстве в лучшую сторону, продолжают занимать рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников (грязная, тяжелая и / или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности; работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений; работа по уходу и обслуживанию в частной сфере; занятость в теневом и криминальном секторах экономики) или совсем не могут найти работу. При этом немецкие экономисты в 2010 г. утверждали, что страна ежегодно нуждается в более 3,5 млн высококвалифицированных специалистах и несет многомиллиардные финансовые потери в виду отсутствия таковых [7].
Говоря в 2010 г. о крахе идей мульткультурализма, канцлер ФРГ не подозревала, что в 2015 г. мигранты и беженцы станут не только проблемой для страны, но также приобретут новое звучание в контексте идеи о новых человеческих ресурсах, способных решить демографические проблемы страны в короткие сроки. Сегодня Германия возлагает надежды на беженцев из стран Ближнего Востока и в связи с этим тратит большие средства на их адаптацию, интеграцию и изучение языка. Германия надеется, что вложенные в мигрантов средства оправдают себя, и страна в скором будущем получит высококвалифицированных специалистов, как только они выучат немецкий язык или как только их дети повзрослеют, получат образование и начнут работать и платить налоги.
При этом немецкое правительство совершенно не считается с тем, что многие мигранты не могут (точнее выражаясь, не способны) или не хотят интегрироваться. Об этом говорил в своей книге Тило Саррацин [5], предупреждая не только о проблемах интеграции, но и об исламизации Европы, в том числе и Германии. Мигранты предпочитают жить с так называемых параллельных сообществах, изолируясь от
социума и не желая участвовать в жизни принимающего их общества. Стараясь сохранять свои традиции, мигранты не пытаются познать культуру страны, которая их приняла и возлагает на них большие надежды. Такое поведение мигрантов представляет собой угрозу для традиционной культуры, поскольку низкий уровень рождаемости среди местного населения может привести к тому, что коренные жители Европы окажутся в меньшинстве.
Учитывая информацию, которую Удо Ульфкотте обнародовал в своей книге «Индустрия беженцев. Как политики, журналисты и социальные объединения получают выгоду от потока мигрантов» [6], вышедшей в сентябре 2015 г., можно предположить, что мигрантов в Европе в скором будущем будет еще больше, поскольку государство, политики и крупный бизнес получают большую выгоду от присутствия беженцев в немецком обществе и необходимости тратить на их интеграцию денежные средства. Автор книги ставит под сомнение качество образования, полученного беженцами на родине, следовательно, сомнительными становятся выгоды от мигрантов как от квалифицированной рабочей силы. Надеяться на то, что они в скором будущем получат образование в Европе, также не приходится, потому что, согласно статистическим данным, многие беженцы безграмотны и не умеют писать и читать даже на родном языке [6, с. 37]. Такие низкие показатели грамотности будут способствовать общему снижению образованности населения страны, что также позволяет нам говорить об угрозе национальной культуре, поскольку язык является неотъемлемой частью культуры
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017; с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Фролова Ю. С. Социальное эхо миграционного дрейфа в странах Европы / Ю. С. Фролова, А. В. Григорьев, И. В. Лебедева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. -№ 4 (45). - С. 205-211.
5. Sarrazin T. Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen. - Verlag : DVA, 2010.
6. Udo Ulfkotte. Die Asylindustrie... Wie Politiker, Journalisten und Sozialverbände von der Flüchtlingswelle profitieren. - Kopp Verlag, 272 S.
7. Deutschland braucht qualifizierte Arbeitskräfte, möglichst Akademiker. - Режим доступа: http://www.dradio.de/dlf/sendungen/campus/1099981/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.нем.
8. Deutschland braucht qualifizierte Zuwanderung. - Режим доступа: http://www.iwkoeln.de/de/infodienste/iw-nachrichten/beitrag/60404?relatedarticles.p=4, свободный. -Загл. с экрана. - Яз.нем.
9. Internationale Studierende: Fachkräfte von morgen. - Режим доступа: http://www.daad.de/portrait/presse/pressemitteilungen/2010/15592.de.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.нем.
10. Vom internationalen Studierenden zum hoch qualifizierten Zuwanderer. Ein Vergleich der rechtlichen Rahmenbedingungen in fünf Staaten der Europäischen Union. - Режим доступа: http://www.svr-migration.de/content/wp-content/uploads/2011/11/Studie-Value-Migration-Nov-2011.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.нем.
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993; s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N2-FKZ, ot 21.07.2014 N11-FKZ).
2. Federalnyy zakon ot 08.08.2001 N 129-FZ (red. ot 28.12.2016) "O gosudarstvennoy registratsii yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimateley" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017). Available at: http://www.consultant.ru.
3. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 03.04.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 07.04.2017). Available at: http://www.consultant.ru
4. Frolova Yu. S., Grigorev A. V., Lebedeva I. V. Sotsialnoe ekho migratsionnogo dreyfa v stranakh Evropy. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura (The Caspian Region: Politics, Economiks, Culturel, 2015, no. 4 (45), pp. 205-211.
5. Sarrazin T. Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen. Verlag, DVA Publ., 2010.
6. Udo Ulfkotte. Die Asylindustrie... Wie Politiker, Journalisten und Sozialverbände von der Flüchtlingswelle profitieren. Kopp Verlag, 272 S.
7. Deutschland braucht qualifizierte Arbeitskräfte, möglichst Akademiker. Available at: http://www. dradio. de/ dlf/ sendungen/ campus/1099981/.
8. Deutschland braucht qualifizierte Zuwanderung. Available at: http://www.iwkoeln.de/de/infodienste/iw-nachrichten/beitrag/60404?relatedarticles.p=4.
9. Internationale Studierende: Fachkräfte von morgen. Available at: http://www.daad.de/portrait/presse/pressemitteilungen/2010/15592.de.html.
10. Vom internationalen Studierenden zum hoch qualifizierten Zuwanderer. Ein Vergleich der rechtlichen Rahmenbedingungen in fünf Staaten der Europäischen Union. Available at: http://www.svr-migration.de/content/wp-content/uploads/2011/11/Studie-Value-Migration-Nov-2011.pdf.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРОПЫ КАК ИСТОЧНИК ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УКРАИНСКИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2014 ГОДА
Кудряшова Екатерина Викторова, кандидат политических наук, доцент
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: eafanasova@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению международных межправительственных организаций Европы как источника внешнеполитического воздействия на президентские выборы 2014 г. на Украине. Внешнеполитическое влияние способствует проведению в некоторых странах «цветных революций», имеющих цель смену правящего режима и тем самым осуществления вмешательства во внутренние дела государства. Поэтому легитимность новоизбранной власти в значительной мере зависит от внешнеполитических факторов, от признания извне. В этом смысле международные межправительственные организации играют колоссальную роль, выступая в роли инструментов реализации внешней политики и демонстрируя эффективность мягкого системного воздействия на политические процессы в отдельно взятой стране.
Ключевые слова международные межправительственные организации, выборы, Украина, внешнеполитическое влияние
INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS OF EUROPE AS A SOURCE OF FOREIGN POLICY IMPACT ON THE UKRAINIAN PRESIDENTIAL ELECTIONS OF 2014
Kudryashova Ekaterina V., Ph.D. (Politicy), Associate Professor
Astrakhan State University
20а Tatishcheva str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: eafanasova@mail.ru
The article is devoted to the consideration of international intergovernmental organizations of Europe as a source of foreign policy influence on the presidential elections of 2014 in Ukraine. Foreign policy influence facilitates the holding of "color revolutions" in some countries, with the aim of changing the ruling regime and thereby interfering in the internal affairs of the state. Therefore, the