НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ
И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ*
Тутаринова Юлия Олеговна, магистрант, лаборант
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: Lyboy@inbox.ru
Современная Россия представляет собой государство с интенсивно протекающими на его территории миграционными процессами. Одной из сторон данных процессов является нелегальная миграция, имеющая огромный размах в нашей стране и оказывающая значительное влияние на развитие российского общества. В статье рассматривается проблема фальсификации оценок масштабов нелегальной миграции в России и предпринимается попытка выявления лиц заинтересованных в сложившейся ситуации.
Ключевые слова: нелегальная миграция, квоты для иностранных трудовых мигрантов, коррумпированность системы привлечения в страну иностранцев, миграционное законодательство РФ.
ILLEGAL MIGRATION IN RUSSIA AND THE PROBLEM OF STATISTICAL DATA FALSIFICATION
Tutarinovа Uliya O., undergraduate, laboratory assistant
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: Lyboy@inbox.ru
Modern Russia represents the state with migratory processes intensively proceeding in its territory. One of the parties of these processes is the illegal migration having huge scope in our country and making considerable impact on development of the Russian society. In article the problem of falsification of estimates of scales of illegal migration in Russia is considered and attempt of identification of persons interested in the circumstances is undertaken.
Keywords: Illegal immigration, Quotas for foreign migrant workers, Corruption of attracting foreigners, Immigration legislation of the Russian Federation.
Современная Россия представляет собой государство с интенсивно протекающими на его территории миграционными процессами. Распад Советского Союза заметно повлиял на политические и социальные реальности. В результате провозглашения независимости, бывшие союзные республики стали суверенными государствами. Одновременно 25 млн человек, являющиеся некоренным населением, оказались в нынешних суверенных государствах иностранцами.
В поисках заработка выходцы из бывшего Советского Союза, особенно из таких неблагополучных стран как Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан стремятся к нам. Ситуация в их собственных странах гораздо хуже, чем в России, и даже тяжелая работа за малую заработную плату у нас позволяет неквалифицированным работникам помогать своим семьям на родине. Как отметила заместитель директора Федеральной миграционной службы Е. Егорова на круглом столе в РИА «Новости» Россия не является привлекательной страной для высококвалифицированных специалистов. Из законно работающих иностранцев, которые составляют на сегодняшний день 1,3 млн человек, только 10 тыс. человек являются квалифицированными рабочими [1].
* Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект № 2012-1.1-12-000-3001-057 «Фальсификация политической истории: от достоверности идеологической к достоверности научной».
Совсем без рабочей силы извне российской экономике не обойтись, но современные объемы миграции, которые обусловлены её нелегальным потоком, превышают реальную потребность страны.
По мнению автора, основная проблема миграционной политики России заключается в достоверности информации о количестве незаконно прибывающих и работающих в стране мигрантов. Официальные цифры трудовой миграции не покрывают действительные масштабы миграции, большая часть которой осуществляется нелегально.
Прежде чем приступить к рассмотрению фальсификации оценок масштабов нелегальной миграции рассмотрим несколько определений, которые дают ученые объекту исследования. Так, А. Овчинникова определяет незаконную миграцию как въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда [2, с. 31].
Исследователь А.В. Топилин под нелегальной миграцией понимает въезд граждан одной страны в другую с целью их нелегального трудоустройства. Он относит к нелегальным мигрантам несколько группы лиц. Первая группа - лица, въезжающие в страну без документов, по поддельным или чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям. Вторая группа - иностранные граждане, обучавшиеся в чужой стране или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину. Третья группа - транзитные мигранты, намеревающиеся выехать в страну в целях получения там работы или статуса беженца. И четвертая группа, это беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа в предоставлении убежища [3, с. 44].
Другой ученый А.П. Баранов определяет, что субъектами незаконной миграции на территории Российской Федерации целесообразно считать иностранных граждан и лиц без гражданства находящихся на территории Российской Федерации и нарушивших правила въезда в Российскую Федерацию (ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), а так же нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации (т.е. находящихся в Российской Федерации по истечении сроков действия разрешения на временное проживание, вида на жительство, визы или при превышении 90 суток пребывания в Российской Федерации при безвизовом порядке въезда) [4, с. 2].
Как отмечают специалисты в данной сфере, основными каналами въезда незаконных мигрантов на территорию России являются туристические и деловые поездки, а так же поездки на учебу и работу. При этом используются действительные визы Российской Федерации, выданные консульскими учреждениями МИД России за рубежом на основании фиктивных приглашений различных российских и иностранных туристических фирм, учреждений, предприятий и организаций. Одним из условий, способствующим беспрепятственному осуществлению данных правонарушений, является деятельность большого количества зарегистрированных в России мелких туристических фирм, хотя и лицензированных в МИД России, но действующих с грубейшими нарушениями российского законодательства, при этом не несущих за свои действия никакой ответственности и зачастую являющихся активными пособниками в организации каналов незаконной миграции. Кроме этого, в нарушение установленного порядка оформляются приглашения на въезд в Российскую Федерацию с целью обучения в высших учебных заведениях [5, с. 38-41].
Оценки незаконной миграции в стране разнятся на несколько миллионов человек. По экспертным данным, число лиц, незаконно находящихся на территории России составляет от 1,5 до 15 млн человек. При этом необходимо отметить, что количество иностранцев, прибывающих в страну по поддельным документам и с просро-
ченными или недействительными паспортами, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации [6, с. 55].
Оценки масштабов незаконной миграции в стране значительно разнятся (иногда даже на несколько миллионов человек). Ситуация непредумышленной фальсификации количества «нелегалов» складывается из-за разных временных рамок, в которых исследуется данное явление (как правило, они, чем позже, тем больше), но в принципе тот, кто предлагает эти оценки, редко ставит акценты на временные точки. Например, исследователь А.В. Топилин предлагает цифру от 7,5 до 8 млн человек [7, с. 132-133], а М. Вышегородцев - от 4 до 5 млн мигрантов [8, с. 28]. По расчетам Е.С. Красинца, Е.С. Кубишина и Е.В. Тюрюкановой, в России находится от 4 до 4,5 млн незаконных мигрантов [9, с. 82].
Еще одним основанием фальсификации можно назвать различные источники информации, лежащие в оценки масштабов миграции (опросы работодателей предприятий и государственных управленческих структур, сведения налоговых служб, а так же результаты проверок ФМС и миграционных инспекций), а так же отсутствие плановой политики по необходимости трудовой силы, говорящее о большой выгоде чиновников при массовом потоке бесправных мигрантов. Бывший президент России Д. Медведев на заседании Совета безопасности в апреле 2012 г. потребовал точно подсчитать количество нелегальных мигрантов в стране, подчеркнув, что необходимо завершить формирование системы, которая бы эффективно решала весь спектр вопросов, относящихся к миграционной политике. В качестве примера Д. Медведев привел тот факт, что до сих пор ни одна из госструктур не располагает полной информацией о количестве нелегальных мигрантов.
На примере «квот» на трудоустройство иммигрантов можно проследить коррумпированность системы привлечения в страну иностранцев. Обсуждая проект концепции государственной миграционной политики РФ в Общественной палате (2011 г.) президент фонда «Миграция XXI век» В. Поставнин высказался, что «...проблемы квотирования как таковой нет, есть проблема правоприменительной практики. Закон позволяет применять квоты достаточно гибко. Но применяются они безобразно. Они стали коррупционным механизмом.».
В последние годы наглядно видны частые смены размера квот. Например, в планах на 2009 г. было рассчитано на 3,9 млн квот на иностранную рабочую силу, а с наступлением 2009 г. эта цифра была сокращена на 50 %. В итоге, квота составила менее 2 млн, а затем была еще сокращена на 52 тыс. В 2010 и 2011 гг. тенденция на снижение квоты продолжилась. Бывший мэр Москвы Ю. Лужков, часто критиковал миграционную службу за неэффективность: «.несмотря не недавнее сокращение квот с 500 тыс. до 250 тыс. человек в Москве, ситуация с мигрантами только усугубилась. Сегодня у нас около 1 млн мигрантов. Количество болтающихся, которые ищут случайный заработок, увеличилось пропорционально сокращению квот. Мы получили еще более сложную обстановку в городе. Я неоднократно обращался к руководству государства, но решения пока нет, хотя 46-47 % преступлений, совершаемых в Москве, приходится на мигрантов» [10, с. 7].
На сегодняшний день, по данным ФМС квота составляет чуть больше полутора миллионов. Можно наивно полагать, что при уменьшении квот соответственно уменьшается число иностранцев. Но не всё так просто. При детальном рассмотрении функционировании данного процесса мы увидим, что такая система «квот» никак не влияет на реальное число иностранцев. Данный вывод складывается из следующей ситуации: узнать о том, получит ли иммигрант разрешения на работу в России, он сможет, только приехав в нашу страну. Такой сложившийся порядок действий только поощряет коррупцию как в лице работников ФМС, распределяющих квоты, так и среди работников МВД, занимающихся контролем пребывания иностранцев.
Руководитель ФМС России К. Ромодановский в беседе с экспертами неоднократно сообщал, что система квотирования требует перемен, следует перейти к разработке новых механизмов, в основе которых будут лежать дифференцированный
подход к трудоустройству иностранных специалистов. По мнению И. Белобородова, директора Института демографических исследований, система квот должна быть усилена: «...их снятие будет означать открытие всех миграционных шлюзов, рост преступности, дальнейшую стагнацию российской экономики за счет использования примитивных форм первобытного труда, отсутствие даже намека на инновации и, в конце концов, полный саботаж всех деклараций премьера и президента на уровне руководства ФМС. Они ведь не слышат, что говорит руководство страны: Россия должна встать на позитивный путь социально-экономического развития. Существующие миграционные потоки и их регулирование в высшей степени этому препятствуют». Многие эксперты, высказывающие свою позицию в сфере квотирования, сходятся во мнении, что механизм данной системы необходимо совершенствовать, сделав его более прозрачным и гибким.
Анализ миграционного законодательства, проведенный автором, позволил предположить, что главными причинами коррупционных действий совершаемых сотрудниками ФМС России служат ошибки и пробелы миграционного законодательства. Нет сомнений в том, что иностранец, въехавший к нам в страну и не получивший разрешение на работу, займется поиском нелегальной работы. Найти такую работу ему не составит большого труда. Большинство работодателей не желают платить большой подоходный налог с иностранных рабочих, который в настоящее время составляет 30 %. Поэтому «экономные» работодатели предпочитают просто скрывать рабочих-мигрантов. Руководитель Роспотребнадзора Г. Онищенко в своем выступление заявил, что в сложившейся ситуации с «нелегалами» виноват бизнес. По его мнению, нелегальная миграция будет существовать, пока работодатель заинтересован в наличии нелегальной рабочей силы [11]. Постоянный спрос на неквалифицированный и низкооплачиваемый труд мигрантов рождает соответствующее предложение.
Наличие тесной связи между теневой экономикой и нелегальной миграции -бесспорно. Мигранты в России в основном трудятся в теневых секторах экономики и подвергаются жестокой эксплуатации. Масштабы теневой экономики нашей страны оцениваются в 22,4 % ВВП. По данным исследователей три четверти мигрантской занятости находится в «серой» зоне. Криминальные организации предоставляют мигрантам широкий спектр услуг, получая громадную прибыль от переправки нелегальных мигрантов [12, с. 23]. Российское законодательство построено таким образом, что «свободный труд» иностранцев может быть организован лишь при наличии инициативы работодателя или и с разрешением государства, но не как не по инициативе самого работника. Только работодатель может обратиться в компетентные государственные органы, выдающие разрешение на использование труда мигрантов. Очевиден дискриминационный характер такого подхода, существующего не только в России, но имеющий общемировую практику.
Серьезной ошибкой государственных структур, «пытающихся» производящих контроль над незаконной иммиграции, является отсутствие обмена информацией между соответствующими подразделениями. Данная ситуация еще раз подтверждает присутствие значительного количества «пробелов» в иммиграционном законодательстве. В мае 2010 г. был принят закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», преследовавший цель усовершенствования забюрократизированных норм и устранения огромных пробелов в вопросах регулировании миграционного законодательства, которые были выявлены в ходе применения ранее действовавших предписаний. В новом законе прописали легальность существования посреднических организаций, то есть тех, кто предоставляет услугу ускоренного оформления важных в РФ документов. При этом, как показывает практика правоохранительных органов, именно такие фирмы-посредники организуют каналы незаконной миграции, помогая их главным и единственным клиентам - нелегальным мигрантам заполучить желанные документы.
Как ни странно, всё же есть те, кто держит нелегальную миграцию под полным контролем. И это преступные группы, занимающиеся вербовкой и доставкой (пере-
возкой) мигрантов. Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала. По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия.
В обществе весьма ухудшилось отношение к незаконной миграции после афиширования связанных с ней официальных «потерь». Как выяснилось, ежегодный доход от такой организованной противоправной деятельности оценивается специалистами в 12 млрд долл. в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля [13, с. 55].
Также в настоящее время существуют даже определённые конфликты между органами власти по вопросам миграции. Например, Следственный комитет при прокуратуре обвиняет К. Ромодановского в том, что именно он начал осуществление практики массового завоза мигрантов в Россию. Более того, заместитель председателя СКП В. Пискарёв в интервью «Российской газете» заявил следующее: «Выявлены многочисленные случаи использования поддельных документов, в которых фигурируют сотрудники ФМС. За деньги выдавали российское гражданство даже террористам. Например, некий гражданин Таджикистана, получив российский паспорт, спокойно пересёк границу и обучался военному делу в отряде боевиков на Северном Кавказе». Общественная палата, напротив, обеспокоена в основном вопросами соблюдения прав мигрантов. Л. Снежанова в своей работе приводит в пример нашумевшую историю про нелегально построенный посёлок иммигрантов в подмосковном лесу, общественниками расценивается как эксплуатация труда приезжих и невыплата им денег за строительство многочисленных коттеджей. И, соответственно, общественная палата упрекает следственный комитет в том, что такого рода дела не расследуются [14, с. 6].
Подводя итог, выделим несколько моментов определяющих значимость проблемы нелегальной миграции. Во-первых, сложности, возникающие при борьбе с нелегальной миграцией, причиной которых является нестабильность социально-политической и экономической ситуациях в странах оттока. Отсюда всё новые потоки мигрантов. Во-вторых, сложности, о которых говорилось на протяжении всей статьи, с определением оценок масштабов данного явления. В-третьих, концептуальная не проработанность проблемы. И наконец, в-четвертых, неопределенность размера ущерба приносимого от нелегальной миграции.
По мнению автора необходимо создать систему взаимодействия государственных органов, местного самоуправления и неправительственных организаций против нелегального трудоустройства. Важно привлечь общественность и СМИ к проблеме нелегальной миграции. Наладив систему квотирования, подсчета, регулирования, и строгого законодательного контроля в сфере иммиграции проблема фальсифицирования оценки масштабов незаконно миграции сможет решиться.
Список литературы
1. Натрускин А. «Нужны ли России мигранты». Материалы пресс-конференции в РИА Новости / А. Натрускин. - Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/news/20111004/366168573.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Овчинникова А. Незаконная миграция как новый вызов международной и национальной безопасности / А. Овчинникова // Российский следователь. - 2009. - № 6. - С. 31-33.
3. Топилин А. В. Нелегальная миграция: масштаб и социально-экономические последствия / А. В. Топилин // Использование иностранной рабочей силы в России : мат-лы круглого стола. - Москва, 2005. - С. 44.
4. Баранов А. П. К вопросу о субъектах незаконной миграции / А. П. Баранов // Миграционное право. - Москва, 2010. - № 2. - С. 2.
5. Звягинцев В. В. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к вопросу о криминологической характеристике / В. В. Звягинцев, Е. Ю. Довгопо-лов // Миграционное право. - Москва, 2009. - № 2. - С. 38-41.
6. Мусаелян М. Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации / М. Ф. Мусаелян // Адвокат. - 2010. - № 9. -С. 50-58.
7. Топилин А. В. СНГ: Демографический потенциал, миграция, рынок труда / А. В. То-пилин. - Москва : Экон-информ, 2002. - С. 132-133.
8. Вышегородцев М. Дальняя дорога, рублевый интерес / М. Вышегородцев // Экономика и жизнь. - Москва, 1998. - № 49. - С. 28.
9. Красинец Е. Нелегальная миграция в Россию / Е. Красинец, Е. Кубишин, Е. Тюрюка-нова. - Москва : ACADEMIA, 2000. - С. 82.
10. Снежанова Л. Н. Основные тенденции миграционной политики в России / Л. Н. Сне-жанова // Национальный институт развития современной идеологии. - Москва, 2009. - С. 7.
11. РБМаПу. Онищенко считает мигрантов политическими трупами П. Строгонова. -Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2012/10/03/society/562949984850153, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
12. Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений / под ред. А. Е. Су-ринова. - Москва : Финстатинформ, 2003. - С. 23, 44.
13. Мусаелян М. Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации / М. Ф. Мусаелян // Адвокат. - 2010. - № 9. -С. 50-58.
14. Снежанова Л. Н. Основные тенденции миграционной политики в России / Л. Н. Сне-жанова // Национальный институт развития современной идеологии. - Москва, 2009. - С. 14.
References
1. Natruskin A. «Nuzhny li Rossii migranty». Materialy press-konferentsii v RIA Novosti. Available at: http://strategy2020.rian.ru/news/20111004/366168573.html.
2. Ovchinnikova A. Nezakonnaya migratsiya kak novyy vyzov mezhdunarodnoy i natsio-nalnoy bezopasnosti. Rossiyskiy sledovatel. 2009, no 6, рр. 31-33.
3. Topilin A.V. Nelegalnaya migratsiya: masshtab i sotsialno-ekonomicheskie posledstviya. Ispolzovanie inostrannoy rabochey sily v Rossii. Moscow, 2005, р. 44.
4. Baranov A.P. K voprosu o subektakh nezakonnoy migratsii. Migratsionnoepravo. Moscow, 2010, no. 2, р. 2.
5. Zvyagintsev V.V., Dovgopolov E.Yu. Nezakonnaya migratsiya kak vid transnatsionalnoy prestupnoy deyatelnosti: k voprosu o kriminologicheskoy kharakteristike. Migratsionnoe pravo. Moscow, 2009, no. 2, рр. 38-41.
6. Musaelyan M.F. Transnatsionalnaya organizovannaya prestupnost kak ugroza natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Advokat. 2010, no. 9, рр. 50-58.
7. Topilin A.V. SNG: Demograficheskiy potentsial, migratsiya, rynok truda. Moscow: Ekon-inform, 2002, рр. 132-133.
8. Vyshegorodtsev M. Dalnyaya doroga, rublevyy interes. Ekonomika i zhizn. Moscow, 1998, no. 49, р. 28.
9. Krasinets E., Tyuryukanova E. Nelegalnaya migratsiya v Rossiyu. Moscow:ACADEMIA, 2000, р. 82.
10. Snezhanova L.N. Osnovnye tendentsii migratsionnoy politiki v Rossii. Natsionalnyy institut razvitiya sovremennoy ideologii. Moscow, 2009, р. 7.
11. RBKdaily. Onishchenko schitaet migrantov politicheskimi trupami P. Strogonova. Available at: http://www.rbcdaily.ru/2012/10/03/society/562949984850153 (accessed 3 October 2012).
12. Nenablyudaemaya ekonomika: popytka kolichestvennykh izmereniy, pod red. A.E. Su-rinova. Moscow: Finstatinform, 2003, рр. 23, 44.
13. Musaelyan M.F. Transnatsionalnaya organizovannaya prestupnost kak ugroza natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Advokat. 2010, no. 9, рр. 50-58.
14. Snezhanova L.N. Osnovnye tendentsii migratsionnoy politiki v Rossii. Natsionalnyy institut razvitiya sovremennoy ideologii. Moscow, 2009, р. 14.
МИСТИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ПЛАТФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ АВТОРИТАРНЫХ И ТОТАЛИТАРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ*
Алиев Айюб Алиевич, студент
Астраханский государственный университет 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: caveo_non_timeo@mail.ru
Смольев Владимир Валерьевич, студент
Астраханский государственный университет 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: black_imperar@mail.ru
Танасогло Инна Фёдоровна, студент
Астраханский государственный университет 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: tanasoglo1900@mail.ru
Статья посвящена изучению исторической фальсификации как одного из определяющих факторов становления и обоснования политической власти авторитарных и тоталитарных режимов. Авторами показаны цели и задачи исторической фальсификации в рамках политических идеологий недемократических режимов.
Ключевые слова: мистификация истории, тоталитарные и авторитарные режимы, политическая власть, национализм.
HISTORY MISTIFICATION AS A NECESSARY PLATFORM OF EXISTENCE OF AUTHORITARIAN AND TOTALITARIAN POLITICAL REGIMES
AlievAiub A, student
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: caveo_non_timeo@mail.ru
Smolyev Vladimir V., student
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: black_imperar@mail.ru
Tanasoglo Inna F., student
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: tanasoglo1900@mail.ru
The article is devoted to the study of historical falsification as one of the main reasons for the political establishment and substantiation of authoritarian and totalitarian regimes. The author shows the aims and tasks of historical falsification in the political ideology of non-democratic regimes.
Keywords: History mystification, Totalitarian and authoritarian regimes, Political power, Nationalism.
* Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект 2012-1.1-12-000-3001-057 «Фальсификация политической истории: от достоверности идеологической к достоверности научной».