Научная статья на тему 'Мигранты из Вьетнама на московском рынке труда: социальные характеристики и проблемы адаптации'

Мигранты из Вьетнама на московском рынке труда: социальные характеристики и проблемы адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
379
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мигранты из Вьетнама на московском рынке труда: социальные характеристики и проблемы адаптации»

Тюрина И.О.

МИГРАНТЫ ИЗ ВЬЕТНАМА НА МОСКОВСКОМ РЫНКЕ ТРУДА: СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

В условиях расширения сфер общения между народами национальные рынки труда утрачивают былые замкнутость и обособленность: между ними возникают и активно развиваются постоянно увеличивающиеся в объемах транснациональные потоки и перемещения рабочей силы.

В конце XX - начале XXI столетий в результате перехода к рыночной экономике и втягивания страны в общемировую систему общественного развития свое место в процессах международной трудовой миграции заняла и Россия, не только превратившаяся в центр притяжения трудовых мигрантов из менее благополучных (с точки зрения уровня и качества жизни) стран ближнего и дальнего зарубежья, но и ощутившая экономическую потребность в использовании иностранной рабочей силы. Признание того факта, что даже при реальном повышении производительности труда экономический рост в стране невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет более эластичной миграции, интенсифицировал миграционные потоки и вывел Россию в число трех крупнейших - наряду с США и Германией - центров мировой иммиграции.

Число официально работающих в РФ трудовых мигрантов постоянно увеличивается: уже в 2006 г. оно превышало 1 миллион человек, представлявших более 40 государств мира [1]. В 2007 г. в стране на миграционный учет было поставлено около 8 миллионов иностранцев; при этом разрешение на работу получили более 2,1 миллионов иностранных граждан [2]. Однако данные показатели отражали лишь незначительную часть реального миграционного процесса: согласно различным источникам и экспертным оценкам, масштаб нелегальной миграции - проблему которой не решило и новое, относительно либеральное, миграционное законодательство - оценивался в последние годы в пределах от 3 до 13 миллионов человек [3]. По мнению же директора Федеральной миграционной службы (ФМС) России К.О. Ромодановского, ежегодно в страну приезжает до 25 миллионов человек, примерно половина которых собирается в ней работать преимущественно нелегально, не регистрируя свое пребывание либо проживание [4].

Миграционные потоки используются в качестве индикатора современной привлекательности российских регионов для приезжих.

Несмотря на отмечаемую экспертами тенденцию их перераспределения и тот факт, что «долгосрочные» мигранты едут сегодня не только в Москву, делая выбор в пользу других (менее дорогих) городов, «уровень жизни в которых пусть и медленно, но растет» [5], столица продолжает оставаться крупнейшим в России центром миграционного притяжения, превалирующую роль в котором играет миграция экономическая. И это неслучайно, поскольку даже в условиях кризиса, не обошедшего стороной ни одну отрасль экономики, кризиса, приведшего к тому, что в ответ на четкую позицию московского правительства «рабочие места - в первую очередь для москвичей» столичные предприятия стараются избавляться, главным образом, от приезжих, рынок труда Москвы остается достаточно стабильным.

Более половины (57,8%) из представленных в банке вакансий Московской службы занятости свободных мест приходится, как и прежде, на рабочие профессии1. Современному московскому рынку труда требуется порядка 9,8 тысяч водителей, более 4,6 тысяч грузчиков, без малого 14 тысяч подсобных рабочих, значительное количество представителей иных рабочих специальностей - слесарей, продавцов, монтажников, строительных рабочих - не престижных и не востребованных москвичами даже в условиях кризиса. В дефиците оказываются и «белые воротнички» - специалисты и служащие, труд которых зачастую оплачивается по московским меркам достаточно скудно, а посему также не привлекает столичных жителей. Так что совсем без приезжих Москве не обойтись. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в столице -городе, по-прежнему ощущающем кадровый голод - не выявлено пока что фактов массовых увольнений гастарбайтеров.

По данным, представленным Управлением по вопросам информационно-аналитического обеспечения ФМС РФ, в 2008 г. в столице законно трудились 1,6 миллионов мигрантов, приехавших на работу и заключивших соответствующие соглашения и трудовые договоры. Следовательно, согласно одной только официальной статистике, в прошлом году в Москве работало в семь раз больше, чем было предусмотрено легальной квотой (около 300 тысяч человек), приезжих. При этом на миграционном учете в городе состояло почти 7 миллионов человек, значительное число которых также являлось по сути дела трудовыми мигрантами [6].

Официальные статистические данные дают представление о распределении оказавшихся в Москве гастарбайтеров по отраслям экономики

1 Вакансии по укрупненным группам профессий и специальностей (из банка вакансий Московской службы занятости, сентябрь 2009 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.1abor.ru/pics2/marketstat142.htm.

и видам экономической деятельности. Так, по оценкам Московской службы занятости, в обрабатывающей промышленности столицы работают 2,3%, строительстве - 16%, оптово-розничной торговле - 10%, транспортной сфере - 8,3%, сфере оказания коммунальных услуг - 7,5% иностранцев [7]. В целом, подобное распределение соответствует структуре потребностей московского рынка труда в работниках по отраслям экономики. Разумеется, реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от представленной в официальных источниках вследствие серьезного недоучета тех, кто занят в сфере услуг, включая сферы досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Круг государств-экспортеров рабочей силы на московский рынок труда сформировался еще в первой половине 1990-х годов - эпоху, когда основу рынка иностранной рабочей силы России составляли жители стран СНГ. Безусловным лидером, с точки зрения интересующего нас вопроса, в то время была Украина. Среди других бывших союзных республик, направлявших в Москву потоки трудовых мигрантов, выделялись Молдова, Таджикистан и республики Закавказья. Специалисты пишут о присутствии в столице и мигрантов из стран дальнего зарубежья, представленных в первую очередь Турцией, Китаем, Северной Кореей, Вьетнамом, экспортировавшими национальную рабочую силу путем заключения договоров с московскими организациями-работодателями, Афганистаном, Сомали, Суданом, Эфиопией, Ираном, Ираком, Польшей. Неудивительно, что, согласно официальным статистическим данным, уже в 2002 г. на столичном рынке труда работали представители 116 стран мира [8, с. 204-205].

Одной из многочисленных этнических групп выходцев из стран дальнего зарубежья, представленных сегодня на рынке труда Москвы, являются вьетнамцы, массовый приток которых в Россию начался в 80-е годы XX столетия.

Историю появления вьетнамцев в СССР, а несколько позже и в России, принято делить на четыре этапа: (1) 20 - 30-е гг. XX века; (2) конец 50-х - начало 80-х гг. XX века; (3) начало 80-х - начало 90-х гг. XX века; (4) начало 90-х гг. XX века - по настоящее время. В советское время вьетнамская иммиграция обусловливалась, главным образом, внешнеполитическими факторами: необходимостью подготовки революционных кадров для свершения мировой социалистической революции, а также установлением в 1951 г. дипломатических отношений между двумя странами, приведшим к резкому увеличению в СССР числа вьетнамских студентов и аспирантов, некоторое количество которых осталось в стране на постоянное жительство (к началу 1990-х годов число такого рода «невозвращенцев» превысило 1 тысячу человек). Распад СССР способство-

вал заметному сокращению численности лиц, приезжавших в страну в целях обучения, однако, в начале XXI века их приток вновь оживился. Согласно принятому в 2001 г. решению, в высшие учебные заведения России (в основном технического профиля) ежегодно направляются до 8 тысяч вьетнамцев. Предполагают, что к 2011 г. эта программа охватит порядка 80 тысяч человек [9, с. 161].

Начало 1980-х годов ознаменовалось заключением советско-вьетнамского межправительственного соглашения о трудовом сотрудничестве между СССР и СРВ: к студентам и аспирантам, служащим государственных фирм и дипломатическим работникам добавились прибывавшие в Советский Союз вьетнамские рабочие. По данным Министерства труда России, пик трудового сотрудничества между двумя странами пришелся на 1988-1989 годы, когда в СССР одновременно находились 112,5 тысяч вьетнамских рабочих, занятых на 372 предприятиях перерабатывающей, химической, текстильной промышленности и в строительстве (на отдельных предприятиях вьетнамцы составляли в тот период до 10-15% численности рабочего коллектива).

Последние группы рабочих, направленных в СССР по межправительственному соглашению, прибыли в страну в 1989 г. С 1991 г. в связи с распадом Советского Союза вьетнамская сторона остановила, а в 1994 г. прекратила отправку в Россию новых групп. В начале 1996 г. у последней из них окончился срок пребывания в РФ, и на российских предприятиях формально не осталось вьетнамских рабочих: согласно данным официальной статистики, на родину вернулись 80,6 тысяч человек; 17,6 тысяч выехали из России вне рамок соглашения (видимо, в основном незаконно проникли в страны Европы), 278 - умерли, 81 человек был заключен в тюрьму, 93 - вступили в брак с местными гражданами. Учитывая, что порядка 5 тысяч вьетнамцев уклонились от процедуры репатриации, общая численность невозвращенцев составила, как минимум, 10 тысяч человек (порядка 10% от организованно приехавшего их числа) [9, с. 161], лишившихся с исчезновением СССР работы и средств к существованию. Положение этих людей осложнялось и тем, что в отличие от ряда других стран (ГДР, Чехия) российские предприятия зачастую нарушали соглашения о трудовых мигрантах из Вьетнама, не отправляя их на родину: не будучи формально уволены, они продолжали обитать в общежитиях.

Экономические трудности 1990-х годов способствовали тому, что основой жизнеобеспечения пребывавшей в стране вьетнамской рабочей силы становятся скупка дефицитных товаров и переправка их во Вьетнам и другие страны с целью последующей реализации [10, 16-17]. Пик торговой активности вьетнамцев пришелся на период с 1992 по 1995 годы. Использовав острый дефицит потребительских товаров, возмож-

ности незаконного импорта, либеральный режим внешней торговли и таможенного оформления, несовершенство российского законодательства и слабый государственный контроль, создав разветвленную сеть розничной торговли, вьетнамские торговцы сформировали на рынке России собственную национальную нишу и смогли удовлетворить спрос беднейшего населения на элементарные виды продукции. В последние годы вьетнамский торговый бизнес, серьезно пострадавший во второй половине 1990-х годов вследствие чрезмерной конкуренции, снижения качества предлагаемых товаров, затоваривания складов и целого ряда других причин, а также резкого роста объемов реализации более конкурентоспособных китайских товаров сосредоточился в крупных (имеющих устойчивые ежемесячные обороты и закупающих товары не только во Вьетнаме, но и в Китае, Турции, Индии, России и других странах) торговых центрах, целиком принадлежащих вьетнамцам, хотя и привлекающих для исполнения административных функций россиян.

В ответ на изменения рыночной конъюнктуры наиболее успешные, сумевшие накопить первоначальный капитал вьетнамцы, доля которых в социальной структуре вьетнамской общины в РФ составляет до 1% (порядка ста семей, проживающих, главным образом, в Москве [9, с. 168]), начинают осваивать и другие, нежели торговый, виды бизнеса - сферу услуг, промышленное производство, недвижимость и строительство, делают бизнес более цивилизованным и соответствующим российским законам. На крупных функционирующих в России вьетнамских предприятиях создаются тысячи рабочих мест, на которых заняты в том числе и российские граждане, что превращает их в неотъемлемую часть новой российской экономики. Специалисты фиксируют и такую важную качественную модификацию вьетнамского частного бизнеса в России как переход от экспорта рабочей силы к экспорту капитала и (пусть и не самых передовых) технологий.

По данным переписи населения 2002 г., в начале XXI века в России проживали чуть более 26 тысяч вьетнамцев, 23 тысячи из которых имели вьетнамское гражданство [11]. По неофициальной информации МВД, число вьетнамских мигрантов определялось в те времена в пределах 80 тысяч человек, 30 тысяч из которых приходились на Москву и Московскую область [9, с. 161].

Однако существуют и другие оценки. Так, по мнению В.И. Мукомеля, в России пребывают в общей сложности 100 тысяч вьетнамских мигрантов [12], тогда как Л.Л. Рыбаковский утверждает, что только на Дальнем Востоке проживают около 200 тысяч вьетнамцев, которые «пока не собираются возвращаться домой» [13]. Что касается общей численности вьетнамского землячества в Москве - городе, сосредоточившем основные

организации вьетнамских иммигрантов (торговые дома, издательства, общественные объединения, учреждения, оказывающие услуги), - то относительно достоверными, с точки зрения Т.Н. Юдиной, можно считать лишь данные, полученные в ходе исследования 1997 г., когда находившихся в московском регионе китайцев и вьетнамцев «вычислили» по числу абонентов пейджинговых станций: на тот момент в Москве проживали примерно 20-30 тысяч вьетнамцев [8, с. 197]2.

Специалисты сходятся во мнении, что значительное количество вьетнамских граждан живет в России нелегально. Речь идет о тех, кто самовольно остался здесь после окончания учебы или трудовых контрактов, лицах, вынужденно или намеренно осевших в РФ после неудачных попыток устроиться в других странах. Анкетный опрос, проведенный весной 2008 г. среди проживающих в Москве и Московской области выходцев из Вьетнама (М = 248), показал, что по своему правовому положению находящиеся на территории РФ вьетнамцы делятся следующим образом (см. рис. 1).

■ имеют гражданство РФ

□ будучи гражданами Вьетнама, зарегистрированы в России по месту проживания

□ будучи гражданами Вьетнама, зарегистрированы по месту пребывания

■ ничего из перечисленного

Рис. 1. Правовое положение (статус) пребывающих в Москве вьетнамских

мигрантов (%)

2 Примечательно, что затруднения в части оценки общей численности пребывающего в Москве крайне сплоченного вьетнамского землячества, испытывают и сами его представители, мнения которых на этот счет сильно расходятся. Результаты проведенного весной 2008 г. опроса проживающих в Москве и Московской области вьетнамских мигрантов показали, что 19,4% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос о численности находящихся в столице выходцев из Вьетнама, тогда как ответы остальных изменялись в пределах от «менее 10 тысяч» до «100 тысяч человек»: при этом наиболее популярным (38,7% респондентов) был ответ, согласно которому в Москве проживает от 30 до 50 тысяч представителей Вьетнама, что в принципе сопоставимо с численностью вьетнамских общин в крупных городах США - Вашингтоне и Нью-Йорке.

Интересно отметить, что, отвечая на вопрос: «Как Вы полагаете, какой процент вьетнамских граждан проживает в Москве нелегально?», респонденты разделились на семь групп, самую многочисленную (33,9% опрошенных) из которых составили те, кто считает, что на нелегальном положении находятся от 10 до 20% пребывающих в Москве вьетнамских граждан. 22,6% предположили, что численность вьетнамских нелегалов приходится на интервал в 20-40%; 16,1% ответили, что таковыми являются от 60 до 80% находящихся в столице мигрантов из Вьетнама; 9,7% указали диапазон от 40 до 60%; 3,2% заявили, что нелегально в Москве проживают более 80% вьетнамских граждан, а еще столько же - что их менее 10%. При этом 11,3% принявших участие в опросе затруднились сказать что-либо определенное. Следовательно, как и данные официальной (ведомственной) статистики, представления самих вьетнамских мигрантов о численности их сограждан, проживающих в Москве нелегально, весьма расплывчаты и имеют большой разброс. И это неудивительно, учитывая тот факт, что, по мнению большинства (75% опрошенных) мигрантов, процедура регистрации по месту пребывания в Москве является «способом чиновников зарабатывать деньги»», организована крайне плохо (69,1%) либо неудовлетворительно (29,1%), а посему влечет за собой массовые нарушения действующего в данной сфере законодательства [8, с. 221].

Примечательно в этой связи выглядят основания въезда на территорию РФ «задержавшихся» в Москве граждан Вьетнама (см. рис. 2).

40,3

6,5

3,2

■ въехали в страну по туристической визе

□ въехали в страну по деловым визам

■ въехали в страну по приглашению частного лица

□ затруднились ответить

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «На каком основании Вы въехали

в Россию» (%)

Очевидно, что без малого половина проживающего в Москве вьетнамского землячества въехала в Россию по туристическим визам, имея фактически совершенно иные, нежели туризм, цели, связанные, главным образом, с добыванием средств существования. То, что основной целью пребывания в РФ для подавляющего числа мигрантов из Вьетнама является именно заработок, подтверждает и тот факт, что на момент опроса среди респондентов не работали лишь 12,9%, тогда как подавляющее их большинство (87,1%) было заняты трудовой деятельностью.

Вьетнамские власти признают низкий уровень законности пребывания граждан Вьетнама в России, особенно в Москве, заявляя, что подавляющее большинство их не имеет российской прописки или свидетельства о временном проживании. У многих отсутствуют (изъяты, потеряны или украдены) даже отечественные загранпаспорта. Значительная часть таких мигрантов обеспечивает себе полулегальное существование, оформляя различные фиктивные документы, подтверждающие их право на пребывание в России. Таким образом, статус большинства проживающих на территории РФ вьетнамцев оказывается противоречив: въезжая легально, имея служебный или гражданский паспорт, а также однократную или многократную визу, они зачастую живут и работают здесь на нелегальном или полулегальном положении [9, с. 164].

Последствия подобного положения дел негативны: судя по данным упомянутого выше опроса, проживающие в Москве и Московской области вьетнамцы, скорее, не чувствуют стабильности своего пребывания в России, не видят длительных перспектив нахождения в ней (см. рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, характер Вашего пребывания в России» (%)

48,4

51,6

■ пребываю постоянно □ пребываю временно

Несмотря на то, что представители Вьетнама, живущие в России более 10 лет и имеющие хорошо налаженное дело, как правило, не собираются уезжать на родину, данные различных обследований подтверждают, что лишь незначительная их часть планирует вкладывать средства в улучшение собственного быта и расширение бизнеса в РФ. За то же, чтобы в нашей стране поселились их дети, высказываются лишь 22-29% [9, 164]. Нуждающихся в получении среднего образования детей пребывающие в России вьетнамские граждане предпочитают отправлять во Вьетнам, поэтому в их общежитиях можно встретить много детей дошкольного возраста, тогда как школьники практически отсутствуют.

Очевидно, что далеко не всех проживающих в стране вьетнамцев следует считать иммигрантами или лицами, намеревающимися стать таковыми. В среде вьетнамского землячества в России выделяются: официальные представители государственных и частных организаций и фирм; студенты, аспиранты и стажеры российских вузов и исследовательских организаций; рабочие и служащие, имеющие контракты на временную работу3; лица, въезжающие на краткий срок по служебным паспортам или туристическим путевкам. Часть из них - обычно приезжающие по делам госслужбы или студенты - по истечении срока командировки, учебы возвращается на родину: хотя и в обозначенных группах некоторые предпочитают остаться или задержаться в России. Другие же, и они, как показывает практика, преобладают, специально приезжают в РФ с целью миграции или принимают такое решение после некоторого пребывания в стране. Анализируя и оценивая вероятность притока и закрепления вьетнамцев в России, специалисты отмечают их непритязательность, настойчивость, целеустремленность, находчивость и высокую степень адаптации к любой среде; предопределенное историей взаимоотношений между Россией и Вьетнамом явное расположение вьетнамских граждан к нашей стране, стремление сохранять и развивать сотрудничество, укреплять здесь свои позиции, несмотря на происходящие глобальные изменения в мире и кризисные процессы в России; а также хорошее, в сравнении с выходцами из других стран дальнего зарубежья, знание русского языка4 и культуры, обычаев и нравов, в том

3 Среди опрошенных в 2002 г. в Москве и Санкт-Петербурге доля таковых составила от 55 до 60% [9, с. 162].

4 Опрос проживающих в Москве и Московской области вьетнамцев выявил довольно высокий уровень знания ими русского языка: из всех опрошенных (М = 248) лишь 29% сообщили, что не знают его. 71% респондентов владел им в той или иной степени, из них: 11,4% - свободно; 43,2% - на бытовом уровне; 42% - со словарем. Вместе с тем, ряд специалистов полагает, что в этих данных отражены преувеличенная самооценка и факт учебы большой доли вьетнамских респондентов в вузах [9, 167]. Подобная оценка подтверждается отчасти и самими вьетнамскими мигрантами, 66,1% которых считают языковой барьер обстоятельством, препятствующим их успешной адаптации в России.

числе и негативного свойства, значительно облегчающее им процесс приспособления к новым условиям существования. Характерно, что находящиеся в России вьетнамцы могут стать постоянными, навсегда покинувшими Вьетнам, ее жителями, но могут в любой момент и уехать отсюда, поскольку сохраняют вьетнамское гражданство или право его восстановить5 [15].

Эксперты отмечают слабую степень изученности вьетнамского землячества в России, обусловленную целым рядом факторов: особенностями национального характера вьетнамцев, их настороженностью и скрытностью перед официальными властями, низкой (правда, отмечаемой не всеми вьетнамцами6) толерантностью к ним россиян (и особенно москвичей), порождаемой сопровождающими их жизнедеятельность и коммерческую активность негативными явлениями (продажа некачественных товаров, нарушение паспортно-визового режима, подкуп должностных лиц и прочие аферы, антисанитария в быту), отсутствием практик компактного расселения (основная масса (60-65% [14]) вьетнамцев проживает в гостиницах, общежитиях, помещениях своих фирм, комнатах или квартирах, арендованных или приобретенных у россиян), приводящим к рассредоточению вьетнамских мигрантов по территории городов небольшими анклавами, в которых им удается частично обеспечивать себе безопасные условия существования, поддерживать собственные обычаи и культуру, а также оказывать друг другу необходимую взаимопомощь. Неосведомленность в отношении проблем иммиграции вьетнамцев, их участия в национальной экономике России, перспектив интеграции в жизнь российского общества приводит к тому, что проблемы эти не находят отражения во внешней и внутренней политике РФ, равно как не учитываются в практике развития официальных отношений с Вьетнамом.

Каковы социально-демографические и социально-экономические характеристики проживающих в Москве выходцев из Вьетнама? По каким причинам они оставили родину и приехали в Россию? На каком основании въехали в нее? Каковы характер и продолжительность их пребывания в ней? Что предопределило их выбор в качестве места проживания Москвы? Каковы сфера деятельности, характер и содержание их трудовой занятости? Каким образом складываются отношения вьет-

5 Опрос 226 вьетнамских незаконных мигрантов в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке показал, что только 7-19% из них стремятся получить гражданство РФ, еще 20-36% хотят иметь постоянный вид на жительство и 3-16% (особенно много во Владивостоке) - временное разрешение на коммерческую деятельность. От 24 до 64% опрошенных намерены вернуться во Вьетнам [14].

6 От 32 до 60% вьетнамских респондентов считают отношение к себе российского населения доброжелательным и нейтральным, 17-35% - не очень доброжелательным, не более 10% признают его враждебным [14].

намских иммигрантов с органами государственной власти, местного самоуправления и коренным населением? Каковы степень их адаптации к жизни в России и социальной защищенности? С какими проблемами приходится чаще всего сталкиваться выходцам из Вьетнама, и кто помогает им в их решении? Ответы на эти и ряд других вопросов были получены нами в ходе исследования, проведенного весной 2008 г. посредством анкетного опроса, охватившего 248 граждан Вьетнама, проживающих в Москве и Московской области.

Описанная выше специфика отраслевой структуры занятости трудовых мигрантов приводит к тому, что трудовая миграция в Россию носит ярко выраженный «мужской» характер. Так, «по данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%» [16]. В конце 2002 г. данная тенденция была характерна и для приезжавших в Россию вьетнамцев, основную часть (от 56 до 70%) которых составляли мужчины [9, с. 167]. В составе опрошенных нами представителей вьетнамского землячества незначительный перевес по полу имели женщины - 53,3% против 46,7% мужчин - увеличение масштабов вовлечения которых в процессы миграции может быть связано с высокими темпами развития заинтересованной в женской рабочей силе сферы услуг, равно как и с современными особенностями сферы приложения трудовых усилий занятых в столичной экономике мигрантов из Вьетнама, большинство которых трудится в системе торговли и бытового обслуживания населения.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в общей массе проживающих в России вьетнамцев преобладают лица в возрасте от 30 до 39 лет [12]. Немногим отличные от этого результаты были получены и в ходе опроса представителей вьетнамского землячества в Москве (см. рис. 4), который показал, в частности, что подавляющее большинство их представлено лицами в наиболее трудоспособном - от 17 до 40 лет - возрасте.

Ранее мы упоминали о том, что в России, как и во многих других странах мира, мигранты активно используются для заполнения непрестижных и малооплачиваемых, а в силу этого невостребованных местным населением вакансий малоквалифицированного и неквалифицированного труда. В этой связи интересно отметить, что, с точки зрения сферы приложения трудовых усилий мигрантов, вьетнамское землячество в Москве характеризуется наличием специфических черт, выделяющих его в общем составе пребывающей в столице иностранной рабочей силы. В частности, отвечая на вопрос о сфере своей профессиональной деятельности, подавляющее (более 72% в общей массе опрошенных) большинство респондентов назвало торговлю и бытовое

29

Рис. 4. Структура представителей вьетнамского землячества в Москве по возрасту

(%)

обслуживание. Чуть более 8% опрошенных были заняты в легкой и пищевой промышленности; 1,6% - в средствах массовой информации; 0,4% - в здравоохранении. 8,1% определили сферу своей деятельности как «работу в органах управления», подразумевая под этим труд в учреждениях, обеспечивающих развитие двусторонних российско-вьетнамских отношений. При этом порядка 11% респондентов вообще не смогли определить, в какой сфере деятельности они трудятся. Следовательно, можно заключить, что основная масса опрошенных вьетнамских мигрантов - в общей сложности более 83% (против 12,5%, характеризующих всю совокупность международных трудовых мигрантов, работающих в столице [8, с. 220]) - занята торговлей и предоставлением услуг в сфере бытового обслуживания населения: не случайно большинство из них назвало в качестве места непосредственной работы рынок (64,5%) или офис (25,8% респондентов). В то же время для вьетнамских мигрантов, занятых сегодня в столичной экономике, не свойственен труд в таких отраслях и сферах занятости как строительство, тяжелая промышленность, уборка территорий. Характерно, что вьетнамцы, как правило, не конкурируют с россиянами за рабочие места, занимая те из них, которые были созданы вьетнамскими фирмами или не пользуются спросом: раньше это был низкооплачиваемый, монотонный труд на конвейерном производстве, сегодня - торговля на рынках.

Определяя собственные позиции в системе складывающихся на московском рынке труда социально-трудовых отношений, наибольшая (чуть менее 44%) часть опрошенных отнесла себя к категории наемных работников. В качестве работодателей выступали 9,7% респондентов. Довольно большой (30%) контингент составляли лица, которых условно можно было определить как «самозанятых» (работающих на себя).

Эксперты [9, с. 166-167] утверждают, что состав прибывающих в Россию вьетнамских граждан меняется не в лучшую сторону: в отличие от тех, кто приезжал сюда раньше, мигранты новой волны обычно хуже знают русский язык и порядки принимающей стороны, имеют отсталые нравы и представления, низкий профессиональный уровень, не обладают необходимыми юридическими знаниями. В большинстве своем они не заняты непосредственно на производстве, не стремятся приобрести полезную на родине специальность и квалификацию. Ответы на вопрос относительно образования проживающих в Москве вьетнамских граждан подтверждают гипотезу о снижении образовательного уровня приезжающих в Россию трудовых мигрантов (см. рис. 5).

Рис. 5. Структура представителей вьетнамского землячества в Москве по уровню

образования (%)

Таким образом, профессиональную подготовку того или иного уровня имели лишь 28% респондентов - представителей вьетнамского землячества в Москве (что существенно расходится с оценками В.М. Мазырина, согласно которым немалую - от 58 до 73% опрошенных в 2002 г. и проживавших в Москве и Санкт-Петербурге - часть вьетнамцев составляли лица с высшим и незаконченным высшим (студенты и стажеры) образованием [9, 167]). Наряду с этим порядка 60% респондентов заявили, что не имеют профессионального образования, а 1,6% вообще не смогли определить свой образовательный уровень.

Есть основания полагать, что малообразованные мигранты труднее адаптируются к российским условиям, сложнее «находят себя» на рынке труда и в быту, менее склонны пользоваться услугами действующих социальных институтов и правовыми, образовательными, медицинскими

26

13

8

■ начально образование

□ среднее

□ высшее и незаконченное высшее

■ неполное среднее □ среднее профессиональное

и другими видами сервисов. Как правило, социальные взаимодействия осуществляются ими через неформальные связи, разветвленные и гибкие, хотя и слабо организованные мигрантские сети (родственники и знакомые), а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов, что, несомненно, увеличивает миграционные риски [16].

Известно, что средняя величина заработков оказавшихся в России гастарбайтеров зависит от сфер и территорий их занятости, а также от качества предлагаемой ими рабочей силы. Средний же ежемесячный размер осуществляемых ими денежных переводов на родину определяется контингентом трудовых мигрантов, поскольку работающие на постоянной основе и живущие в РФ с семьями склонны больше тратить на собственное текущее потребление в стране пребывания, тогда как занятые сезонно (тем более спорадически) предпочитают тратить на себя как можно меньше, довольствуясь минимумом и отказывая себе во всем. Как следствие, доля отсылаемых ими на родину заработков оказывается существенно выше.

Определенный интерес представляют в этой связи ответы на вопрос: «Живете ли Вы в России с семьей или один (одна)?». 45,2% респондентов заявили, что проживают одни; 14,5% указали, что вообще не имеют семьи: таким образом, выживающими в одиночку себя признали в общей сложности 59,7% опрошенных. Постоянно проживают в России с семьей 37,1%, тогда как 3,2% сообщили, что их семья живет на родине, однако, периодически приезжает в РФ.

Следовательно, можно утверждать, что большую часть вьетнамского землячества в Москве составляют люди одинокие, зачастую не имеющие тесной семейной связи с родиной. Не удивительно, что значительная часть средств, зарабатываемых ими в России, потребляется непосредственно в стране пребывания и не переводится во Вьетнам7. В этом вопросе полученные нами данные совпадают с предположением, высказанным В.И. Мукомелем, согласно которому вьетнамцы относятся к категории трудовых мигрантов, тратящих основную часть собственного заработка в России, а зачастую вообще не пересылающих денег на родину. Денежные переводы вьетнамских мигрантов не являются, таким образом, фактором, способным существенно изменить экономическую ситуацию в РФ или Вьетнаме. В то же время можно предположить, что определенная часть средств, зарабатываемых в России, откладывается

7 По некоторым данным, вьетнамцы, проживающие в России, вывозят на родину 95 млн американских долларов в год, уступая в этом представителям почти всех других стран мира. В среднем каждый вьетнамец ежемесячно переводит во Вьетнам 90 долларов США. Приведенные цифры говорят о том, что граждане Вьетнама активнее, чем другие, тратят заработанные деньги в России [17].

мигрантами для приобретения каких-либо дорогостоящих товаров, услуг здесь или на родине или открытия небольшого дела по возвращении во Вьетнам8.

По опубликованным в декабре 2006 г. данным журнала «Русский Newsweek», 80% вьетнамцев приезжают в Россию на срок более 10 месяцев, до 4-х месяцев в стране находятся лишь 5%. Это свидетельствует о том, что вьетнамцы выезжают на Родину реже, чем граждане других стран [17].

Основная часть проживающих в Москве и опрошенных нами вьетнамцев прибыла в столицу сравнительно недавно. Отвечая на вопрос: «Как давно Вы находитесь в России», подавляющее (90,3%) большинство респондентов выбрало вариант «более одного (но менее 5 лет) года». Вторым (6,5%) по значимости «стажем проживания» в Москве оказался срок от 6 месяцев до 1 года, а третьим (3,2%) - менее полугода. Подтверждением сказанному служит и распределение ответов на вопрос: «Как давно Вы работаете в России?» (см. рис. 6).

□ более одного года □ от 6 месяцев до 1 года

П менее 6 месяцев Н затруднились ответить

Рис. б. Структура представителей вьетнамского землячества в Москве по длительности работы в России (%)

Напомним, что на момент опроса теми или иными видами трудовой деятельности занимались более 87% вьетнамских респондентов, из них:

8 Похожую картину рисует, по результатам исследования 2002 г., и В.М. Мазырин, установивший, что рядовые мелкие торговцы, составляющие значительную часть вьетнамской общины в России, зарабатывали в месяц не более 500 долларов США. При этом их рабочее место (вместе со складом и правом на торговлю) стоило ежемесячно 100-150 долларов, а еще 200 долларов уходили на съем жилья и питание. Таким образом, за вычетом прочих накладных расходов им удавалось откладывать порядка 100 долларов США: этого хватало, чтобы вернуть долги, связанные с поездкой в Россию, и начать копить на открытие - по возвращении на родину - небольшого дела. Более успешным удавалось сэкономить до 200-300 долларов в месяц [9, с. 1б9].

61,1% работали постоянно, 11,1% - по сезонам, а 7,4% - «как придется» (20,4% затруднились ответить на поставленный вопрос).

Считается [16], что характерной чертой современной миграции в Россию выступают сильные выталкивающие факторы, носящие в основном экономический характер (низкие заработки, отсутствие хорошей работы, неудовлетворенность бытовыми и жилищными условиями на родине). В связи с этим большой интерес для исследователя, изучающего международную трудовую миграцию, представляют ответы на вопрос о побудительных мотивах, заставляющих иностранных граждан переезжать и искать место работы в чужой для них стране, о причинах выбора, сделанного ими в пользу России (см. рис. 7).

плохие экономические условия жизни на родине

потеря работы, безработица низкие заработки семейные причины плохая экологическая обстановка

ухудшение общей ситуации

невозможность получить образование, дать хорошее образование детям

нежелание жить в своей стране

переезд вместе с родными, знакомыми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

желание переехать поближе к родственникам, друзьям

обострение межнациональных отношений другое

затрудняюсь ответить

| 6,5 I 6,5

| 12,9

| 11,3

|8,1

Щ 8,1

(8.1

6,5

4,8

□ 1-6

114,5

| 8,1

35,5

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Назовите, пожалуйста, причину Вашего прибытия в Россию» (%, допускалось не более 3-х вариантов ответов)

Очевидно, что значительная доля опрошенных нами вьетнамских мигрантов так или иначе связывает свой приезд в Россию с проблемами чисто экономического (плохие экономические условия жизни на родине, потеря работы или отсутствие стабильной занятости, низкие заработ-

ки) либо социально-экономического характера (так, нежелание жить в своей стране или невозможность обеспечить детям достойный уровень образования вполне могут быть обусловлены проблемами безработицы, низким уровнем доходов и т.п.).

Неудивительно, что для большинства (82,3%) респондентов, представляющих вьетнамское землячество Москвы и Московской области, личной целью пребывания в России является заработок. При этом желание заработать характерно не только для малообеспеченных граждан Вьетнама, но и для тех, кто не имел материальных проблем на родине. 14,5% заявили, что цель их нахождения в РФ связана с получением образования; 1,6% собирались вступить в брак; еще столько же не смогли определиться с личной целью пребывания на российской территории. В то же время никто из опрошенных не назвал в качестве цели своего нахождения в Москве туризм, получение российского гражданства, а также транзит в третьи страны.

Отвечая на допускавший до трех вариантов ответов вопрос: «Почему в качестве места проживания Вы выбрали Москву (Московскую область)?», 37,1% мигрантов из Вьетнама сослались на проживание здесь родителей, других близких родственников и друзей9. 25,8% заявили, что в Москве легче заработать; 24,2% нашли мягким действующий в столице миграционный режим; столько же отметили, что именно здесь им (или членам их семьи) удалось найти работу. Около 13% опрошенных нами вьетнамских граждан выбрали Москву, потому что жили здесь раньше; 10% намеревались получить в столице образование; примерно такой же процент ответивших сослался на благоприятный климат и относительно здоровую экологическую обстановку. Для 8% определяющим при выборе региона проживания оказался высокий уровень развития в Москве социальной инфраструктуры (учреждений здравоохранения, образования и культуры). 6,5% опрошенных представителей вьетнамского землячества столицы выбрали московский регион сравнительно случайно, найдя здесь подходящее жилье или приехав за компанию с друзьями, родственниками. Лишь 1,5% мигрантов указали, что Москва привлекла их как город с относительно низким уровнем преступности.

Развитие событий показывает, что, если первые (пришедшиеся на конец 1990-х - начало 2000-х годов) волны миграции охватывали в основном людей социально активных, не самых (или «совсем не») бедных, с достаточно высоким уровнем образования, то с началом действительно массовой трудовой миграции за ними «последовали гораздо

О том, насколько важное значение для приезда в РФ имеют рекомендации и гарантии родственников, говорит то, что их мнение стоит на втором (от 23 до 37% ответов) - среди прочих определяющих решение мигрантов факторов - месте [9, с. 1б3].

более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктовалось необходимостью обеспечивать семью». Так, по данным Международной организации по миграции 2006 г., около половины опрошенных мигрантов не имели на родине стабильной занятости, почти столько же можно было отнести к группе крайне бедных, лишенных средств даже на приобретение предметов первой необходимости [16].Дополнительное объяснение причин приезда в РФ вьетнамских мигрантов дает анализ их основных занятий на родине: по данным В.М. Мазырина, лишь четверть из них имела там постоянную работу, 3-6% - собственный бизнес. Все же остальные нуждались в трудоустройстве (временной и случайной работой были обеспечены 12-30% приехавших в Россию вьетнамских граждан, совсем лишены рабочих мест (безработные, домохозяйки) - 3-14%, 26-47% респондентов являлись студентами [16, с. 168]).

Проведенный нами опрос позволяет утверждать, что до приезда в Россию материальное положение респондентов характеризовалось как (в порядке убывания объема групп):

• среднее (38,7%), т.е. такое, при котором доходов хватало на все, что необходимо для нормальной жизни;

• плохое (24,2%), т.е. такое, при котором доходов хватало лишь на самое необходимое;

• хорошее (21%), позволяющее не только тратить, но и делать сбережения;

• очень хорошее (9,7%);

• очень плохое (6,5%), т.е. такое, при котором уровень доходов не позволял приобретать даже товары первой необходимости.

Отвечая на вопрос: «Какая из нижеприведенных оценок наиболее точно характеризует Ваши доходы сегодня?», респонденты распределились следующим образом (см. рис. 8).

Полученные нами данные позволяют отчасти подвергнуть сомнению представления о том, что, будучи стратегией выхода из трудного экономического положения, миграция оправдывает себя для абсолютного большинства мигрантов. Так, до приезда в Россию доля респондентов, оценивавших собственное материальное положение как «хорошее» и «очень хорошее», составляла 30,7%, тогда как после - лишь 19,3%. Причины этого следует искать, видимо, не столько в снижении абсолютных уровней доходов, получаемых вьетнамскими мигрантами в России, сколько в более высокой, по сравнению с Вьетнамом, стоимости жизни в российской столице. Вместе с тем, «плохим» и «очень плохим» материальное благосостояние было на родине у 30,7% опрошенных, доля которых сократилась в России до 14,5%. Большинство (66,1%)

14,5

4,8

66,1

14,5

■ богатые (денег вполне хватает, чтобы ни в чем себе не отказывать)

□ обеспеченные (покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает никаких трудностей)

□ ограниченные в средствах (денег достаточно для приобретения необходимых продуктов питания и одежды)

□ бедные (денег хватает только для приобретения продуктов питания)

Рис. 8. Распределение представителей вьетнамского землячества в Москве по уровню материального благосостояния (%)

проживающих в Москве и Московской области вьетнамских мигрантов оказалось сосредоточено в группе «ограниченных в средствах лиц», зарабатывающих, тем не менее, достаточно для приобретения основных необходимых для жизни товаров и услуг.

Как и прочие иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию для осуществления трудовой деятельности, вьетнамские мигранты сталкиваются здесь с комплексом различных проблем психологического, правового, культурного, социального и экономического характера, способных осложнить их жизнь и процессы адаптации, привыкания к новой среде обитания. На первое - среди прочих - место опрошенные нами представители вьетнамского землячества Москвы и Московской области поставили проблемы и затруднения организационно-правового характера, обусловленные, с одной стороны, действием российского законодательства в сфере трудовой миграции, а, с другой, особенностями поведения представителей российских правоохранительных, контролирующих и иных административных органов - первых россиян, с которыми приходится иметь дело приезжающим в Россию иностранцам (см. табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что без малого четверть (24,2%) вьетнамских граждан сталкивалась лично или слышала от друзей и родственников о фактах противоправных действий, совершенных в их отношении со стороны представителей органов государственной власти РФ. Несколько

Таблица 1. Подвергались ли Вы, Ваши знакомые или родственники в период проживания в России противоправным действиям (взятки, вымогательства, грабеж, угрозы здоровью и жизни и т.п.) со стороны...? (%)

Да Нет Затрудняюсь ответить Отказ от ответа

представителей органов власти, государственных структур 24,2 45,2 19,4 11,2

правоохранительных органов 22,6 19,3 22,6 35,5

российской организованной преступности 19,4 40,3 17,7 22,6

вьетнамской мафии 3,2 58,5 8,1 30,2

собственных соотечественников, живущих в России 16,1 40,3 19,4 24,2

работников социальной сферы (врачей, учителей, работников ЖКХ) 9,6 43,5 19,4 27,5

местного населения 9,7 41,9 17,7 30,7

меньше (22,6%) опрошенных подвергались притеснениям со стороны правоохранительных органов, милиции, на зачастую противоправные и необоснованные действия которых жалуются практически все мигранты. В частности, выходцы из стран Южной Азии (в том числе вьетнамцы, китайцы) указывают на неоправданные претензии и многочисленные штрафы, которыми их по самым разным поводам облагают представители правоохранительных органов. При этом жалобы поступают не только от тех, кто имеет какое-либо отношение к предпринимательской деятельности, но и от представителей других групп мигрантов - студентов, стажеров и т.п. В целом, наши данные совпадают с результатами, полученными в 2002 г. в ходе анонимного анкетного опроса, охватившего 261 представителя вьетнамской общины, согласно которым 36 и 11% проживавших в Москве респондентов охарактеризовали отношение к ним российских властей как враждебное или не очень доброжелательное соответственно [9, 173].

Общую настороженность в отношении складывающейся вокруг вьетнамских мигрантов социально-бытовой и правовой ситуации вызывают и ответы респондентов на вопрос: «Ощущаете ли Вы себя, Ваших знакомых и родственников потенциальными жертвами различных противоправных действий?» (см. рис. 9), из которых становится очевидно, что таковыми, в той или иной степени, ощущают себя или своих близких более 43% опрошенных.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные мигранты в социально-экономической и, в частности, трудовой сфере, обусловлены применяемыми к ним практиками нелегального трудоустройства

■ да □ скорее да, чем нет □ скорее нет, чем да □ нет ■ затрудняюсь ответить

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Ощущаете ли Вы себя, Ваших знакомых и родственников потенциальными жертвами различных противоправных действий?» (%)

(отсутствие трудовых книжек, договоров и контрактов), использованием различных форм насилия и принуждения к труду, отказом от предоставления положенных им социальных льгот, фактами несправедливой оплаты труда (особенно актуальными в силу того, что в среднем мигранты работают еженедельно на 15-20 часов больше, чем граждане России: как следствие их рабочая неделя составляет 55-60, а для более трети мигрантов - 70 и больше часов [16]), установлением ненормированного рабочего дня, необходимостью работать на вредных производствах, плохими условиями труда, а также затруднениями с жильем.

Подавляющее большинство (90,4%) из числа опрошенных нами в столице работающих (М = 216) вьетнамских мигрантов заявило, что имеет официальное разрешение на работу. 8,1% респондентов такого разрешения не имели, тогда как 1,5% вообще не ответили на данный вопрос. Характерно, что из 196 вьетнамских мигрантов, имевших на день опроса разрешение на работу в РФ, официально (т.е. по трудовой книжке, соглашению, контракту) были оформлены на рабочих местах 180 человек (91,8%). 26 человек (13,3%) работали неофициально, объясняя подобное положение дел политикой работодателя, собственным нежеланием инициировать процедуру официального оформления либо иными причинами. Таким образом, полученные нами данные резко контрастируют с подтвержденным многочисленными исследованиями показателем, согласно которому на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем работают менее четверти мигрантов [16], причиной чего может быть, разумеется, определенная

настороженность вьетнамцев и порожденное ею стремление скрыть от интервьюера истинное положение дел.

Предприятия и организации, выступающие в роли работодателей опрошенных нами представителей вьетнамского землячества Москвы и Московской области отличаются друг от друга принадлежностью к тем или иным секторам экономики, формой собственности, равно как и рядом других параметров. Так, менее 1% от числа опрошенных нами работающих вьетнамцев трудились на российских государственных предприятиях; чуть более 78% были заняты на предприятиях, созданных с участием иностранного (в том числе и российского) капитала; порядка 13% работали на предприятиях, владельцами или совладельцами которых являлись граждане Вьетнама.

Анализируя степень социальной защищенности работающих в Москве выходцев из Вьетнама, мы задавали им вопрос: «На получение каких из ниже перечисленных социальных льгот Вы можете рассчитывать на своей работе?». Полученные ответы распределились следующим образом (см. рис. 10).

оплата очередных отпусков

дотации на транспорт, оплату проездных билетов и т.п.

оплата отпуска по беременности, родам, уходу за маленьким ребенко м

полная или частичная оплата отдыха, путевок для Вас и членов Вашей семьи

предоставление ссуд,кредитов

оплата арендуемого жилья

оплата амбулаторных и стационарных медицинских услуг (медицинское страхование)

полная или частичная оплата содержания детей в дошкольных учреждениях

9,3

7,4

3,7

3,7

3,7

1,9

1,9

20,4

Рис. 10. Наличие социальных льгот у работающих в Москве трудовых мигрантов

из Вьетнама (%)

Очевидно, что перечень предоставляемых вьетнамским гастарбай-терам социальных льгот крайне ограничен как в количественном, так и в качественном плане. При этом некоторые из них (такие, например, как оплата арендуемого жилья или предоставление ссуд и кредитов) могут способствовать постепенной изоляции и увеличению зависимости работника от работодателя. Заметим, что никому из опрошенных нами пребывающих в Москве граждан Вьетнама не оплачивались больничные листы, не предоставлялось бесплатное или льготное питание, не обеспечивалось столь важное с точки зрения профессионального роста обучение за счет предприятия или организации. Немаловажно и то, что 9,3% респондентов затруднились ответить на вопрос о предоставляемых им льготах, тогда как более трети (39,4%) заявили о том, что вообще не имеют по месту работы никаких социальных льгот.

Характерно, что названные выше проблемы, возникающие в трудовой сфере, беспокоят, главным образом, людей, находящихся в России на нелегальном положении, а также тех, кто работает без заключения официальных трудовых договоров - по устной договоренности с работодателями. При этом последние нередко испытывают сложности, порождаемые столкновениями с криминальными элементами, в том числе этнического (вьетнамского) происхождения (см. табл. 1).

Среди прочих проблем социально-экономического характера, осложняющих процесс адаптации вьетнамских мигрантов в России, отмечаются: дороговизна московской жизни, сказывающаяся на покупке недвижимости и товаров длительного пользования; экономические риски; чрезмерные налоги; высокая арендная плата. Последняя приводит к тому, что зачастую вьетнамским, как, впрочем, и всем иностранным, мигрантам, попадающим в разряд наименее желательных и потенциально опасных претендентов на жилплощадь, приходится снимать жилье вскладчину, что обусловливает одновременное проживание в нем большого числа людей. Нередки и случаи массового размещения вьетнамских гастарбайтеров в помещениях, не приспособленных для проживания, общежитиях, условия в которых нельзя назвать цивилизованными. В.М. Мазырин пишет о существовании в каждом крупном городе не менее одного - двух (в Москве, по состоянию на конец 2002 г., порядка 20) общежитий - «торговых домов», населенных 300-400 вьетнамскими гостями и являющихся, с точки зрения собственной организации и поддерживаемого в них порядка, точным слепком с традиционной сельской общины Вьетнама. Вначале практически все они служили местом проживания и работы одновременно. В последнее время такое сочетание встречается все реже: под давлением местных властей их функции как гостиниц и торговых центров разделяются. В собственных квартирах

живут лишь 9-26% относительно богатых вьетнамцев, большинство которых приходится на Москву и Санкт-Петербург [9, с. 165-166].

В какой мере прибывшие в Россию вьетнамские граждане приспособились к жизни в ней? Согласно полученным нами данным, полностью адаптировавшимися к российским условиям признали себя 17,7% опрошенных. Более половины (58,1%) приспособились к жизни в России лишь отчасти. Еще 17,7% затруднились однозначно определить, в какой мере им удалось освоиться в российских условиях, тогда как немалая доля в 6,5% заявила о том, что вообще не смогла адаптироваться к жизни в России. Более детальное представление о степени удовлетворенности проживающих в Москве вьетнамских мигрантов различными аспектами собственного существования в ней дает таблица 2.

Таблица 2. Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены...? (%)

Полностью довлет-ворен Скорее удовлетворен, чем нет И да, и нет Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен Совсем не удо-влетво-рен Затрудняюсь ответить

жизнью в целом 4,8 21 48,4 24,2 1,6 0

работой в целом 4,8 22,6 40,3 25,9 3,2 3,2

условиями труда 4,8 16,2 40,3 29,1 4,8 4,8

оплатой труда 4,8 16,1 21 29 8,1 21

жилищными условиями 8,1 21 19,5 21 4,7 25,7

услугами социальной сферы 1,7 21 19,2 30,6 8,2 19,3

отношениями с местным населением 4,7 19,5 24,2 19,4 9,6 22,6

отношениями с представителями органов государственной власти, милицией 1,6 17,5 19,6 30,6 9,7 21

Представленные в ней цифры свидетельствуют о том, что в наибольшей степени вьетнамские мигранты не удовлетворены: состоянием взаимоотношений с представителями органов государственной власти и правоохранительных органов (40,3%); услугами, предоставляемыми им социальной сферой (38,8%), а также уровнем оплаты труда (37,1% «скорее» и «совсем» неудовлетворенных респондентов).

Отвечая на актуальный для Москвы вопрос о характере взаимоотношений, складывающихся у них с местным населением, 24,2% респондентов посчитали их «полностью» и «скорее удовлетворительными», тогда как 29% - «скорее» и «совсем неудовлетворительными». При этом почти четверть опрошенных граждан Вьетнама затруднились дать им какую-либо однозначную оценку, а 22,6% вообще не смогли определиться с

ответом на этот вопрос. Таким образом, чуть менее половины проживающих в Москве вьетнамских мигрантов пока что не способны оценить качество своих взаимоотношений с москвичами, равно как и степень удовлетворенности ими. На наш взгляд, это еще раз подтверждает в целом устоявшееся и широко распространенное мнение о замкнутости вьетнамского землячества в России. Другим подтверждением обозначенной точки зрения может служить распределение ответов на вопрос: «К кому (в случае возникновения тех или иных проблем) Вы обратитесь в первую очередь?» (см. рис. 11).

50

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

5 3,1

37,1

4,8

16,1

■ к близким родственникам

□ к друзьям, знакомым из числа соотечественников

□ к местным жителям

□ в государственные структуры

■ к другим мигрантам, но не соотечественникам

□ надеюсь только на самого себя

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос: «К кому (в случае возникновения тех или иных проблем) Вы обратитесь в первую очередь?» (%, допускалось несколько

вариантов ответов)

Отметим, что 29% опрошенных нами вьетнамских мигрантов уже приходилось обращаться за помощью в чужой для них стране. При этом в 67% случаев она приходила со стороны близких родственников, в 18% - со стороны друзей и знакомых из числа соотечественников. В 10% проблемных ситуаций ее оказали государственные структуры РФ и лишь в 5% - местные жители.

Повторимся, что, несмотря на притеснения, испытываемые вьетнамцами со стороны местного населения (с таковыми, так или иначе, сталкивались (см. Табл. 1) без малого 10% респондентов), почти четверть (24,2%) их оценивает свои взаимоотношения с гражданами РФ как «полностью» (4,7%) и «скорее» (19,5%) удовлетворительные. Неудивительно в этой связи, что около 60% проживающих в Москве вьетнамских мигрантов ощущают себя частью местного сообщества, города, в котором они

живут. Тем не менее, более 45% из числа опрошенных нами выходцев из Вьетнама (особенно те из них, кто ограничивает сферу собственного общения исключительно представителями вьетнамского землячества столицы) испытывают в России недостаток общения, тогда как четверть (27,4%) респондентов жалуются на его острый недостаток.

Результаты проведенного опроса показали, что к числу проблем, серьезно затрудняющих процессы адаптации, привыкания выходцев из Вьетнама к российским условиям, относятся (см. рис. 12): проблемы с правоохранительными органами, проблемы в общении с местными жителями, проблемы с трудоустройством, проблемы с чиновниками и администрацией, сложности в получении социальных гарантий, льгот и ряд других. 19,4% респондентов отметили, что сталкиваются в России и с другими трудностями, однако, не указали, какими именно. Вместе с тем, никто из опрошенных не назвал в числе осложняющих их пребывание в Москве проблемы в общении с работодателями или сложности с образованием детей.

проблемы с трудоустройством

проблемы с правоохранительным и органами

проблемы в общении с местными жителями

проблемы с чиновниками, администрацией

сложности, связанные с привыканием к местным традициям, обычаям

затруднения в получении социальных льгот, гарантий

проблемы с жил ьем

проблемы в получении регистрации (прописки)

сложности с получением квалифицированной медицинской помощи

16,1

50

24,2

12,9

12,9

9,7

4,8

1,6

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос: «Отметьте, пожалуйста, наиболее существенные проблемы, препятствующие (препятствовавшие) Вашей адаптации в России?» (%, допускалось не более 5 вариантов ответов)

Несмотря на обилие и остроту проблем, поджидающих их в российской столице, иностранные трудовые мигранты рассчитывают на то, что их поездки сюда будут стабильными (37,5%). Еще 19,7% стремятся перебраться в Москву на постоянную работу [8, с. 224]. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении представленных на московском рынке труда выходцев из Вьетнама: обозначенная выше нерешенность многих проблем их пребывания в России вовсе не побуждает их покинуть столичный регион. Общий социально-психологический настрой опрошенных нами вьетнамцев и их готовность продолжать трудовую деятельность в России могут быть оценены, в частности, по ответам, полученным на вопрос об имеющихся у них планах на ближайшее будущее. Так, 38,7% респондентов полагают, что в ближайшем будущем их положение не изменится, и они сумеют сохранить тот же статус, что и сейчас. Намерение выехать из страны обнаружили 11,3% опрошенных мигрантов. Почти четверть граждан Вьетнама стремится тем или иным способом узаконить свое пребывание в России и трудовую деятельность здесь: 11,3% заявили о своем желании оформить временную регистрацию, тогда как 12,9% - получить разрешение на работу. 6,5% опрошенных сообщили о своих планах закрепиться в России на длительный срок посредством оформления российского гражданства или получения разрешения на постоянное проживание. 16,1% не смогли определиться с собственными планами относительно пребывания в России.

Подводя итог, заметим, что в совокупности возникающих в процессе пребывания и трудовой деятельности иностранных мигрантов в России проблем можно выделить следующие их разновидности:

1. проблемы, непосредственно обусловленные действием норм российского законодательства;

2. проблемы, обусловленные противоправным поведением сотрудников правоохранительных органов, наличием коррупции среди чиновников;

3. проблемы в экономической и трудовой сферах;

4. проблемы в сфере социальной адаптации и коммуникации;

5. психологические проблемы, в том числе обусловленные предвзятым отношением к мигрантам со стороны представителей административных органов и местного населения.

Если первая из указанных выше групп не имеет ярко выраженной территориальной специфики, то все остальные, очевидно, характеризуются наличием таковой.

Сформировавшись достаточно давно, став важной частью социально-экономической жизни России, создав благоприятные условия для привлечения и приема новых переселенцев, вьетнамская община стол-

кнулась с множеством не решаемых проблем и вопросов, связанных с ее пребыванием и трудовой деятельностью на территории РФ. До сих пор многие вьетнамцы не имеют элементарных гражданских прав, испытывают серьезные трудности в повседневной жизни и ведении бизнеса. Объективная оценка обстановки и перспектив вьетнамского предпринимательства в России дает основания утверждать, что оно заслуживает поддержки в экономически целесообразных масштабах, хотя и должно быть поставлено в строгие правовые рамки, легализовано. Это способствовало бы созданию условий для поощрения вьетнамских инвестиций в российскую экономику, а также обеспечению атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

ЛИТЕРАТУРА

6. Трудовая миграция в Россию // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 2008. № 315-316. 1-20 января. - Режим доступа: http://www. demoscope.ru/weekly.

7. Боярский А., Лобовикова О. Товар с лицом // Деньги. 2008, № 20 (675).

8. Миграция без броуновского движения [Электронный ресурс] // Московская международная биржа труда «Трудовые резервы». - Москва, 2008. - Режим доступа: http://www.mmbt-tr.ru.

9. Время новостей. 2008. 23 июля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vremya.ru.

10. Николаева Д. Мигранты открывают для себя Россию // Коммерсантъ. 2007. № 173/П (3749). 24 сентября.

11. Захаров П. Москва перебрала с мигрантами: В условиях кризиса это грозит социальным взрывом. 16 октября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rbcdaily.ru.

12. Гастарбайтеров станет больше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mmbt-tr.ru/page8.phtml.

13. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Издательская корпорация «Дашков и К°», 2004.

14. Мазырин В.М. Вьетнамцы в России: образ жизни, проблемы, перспективы // Индокитай: тенденции развития. М.: Гуманитарий, 2004.

15. Валеев А.В. Вьетнамская диаспора в республике Башкортостан: автореферат дис. ... кандидата ист. наук: 07.00.07. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2008.

16. Всероссийская перепись населения 2002 г. В 14 томах. Том 4. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004.

17. Мукомель В.И. Экономика нелегальной миграции в России // Население и общество. 2005, № 207-208.

18. Рыбаковский Л.Л., Захарова О.Д., Миндогулов В.В. Нелегальная миграция в приграничных районах Дальнего Востока: история, современность и последствия. М.: ИСПИ РАН, 1994.

19. Незаконная миграция в России: по материалам конференции «Незаконные мигранты в России: ситуация, тенденции, политика. Москва, 24 апреля 2003 года // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». № 111-112. 28 апреля-18 мая 2003 г. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly.

20. Мазырин В.М. Вьетнамская община в России: отличительные черты и проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iaas.msu.ru/res/lomo03/mazyrin. html.

21. ТюрюкановаЕ.В. О влиянии миграции на рынок труда // Отечественные записки. 2007. № 4 (36).

22. Вьетнамцы в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. vietkieu.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.