C.B. Рязанцев, Н.Г. Кузнецов
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВЬЕТНАМОМ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ*
Актуальность вопроса. Объективными предпосылками сотрудничества между Вьетнамом и Россией в сфере трудовой миграции являются демографические, социально-экономические и исторические факторы. С 2008 г. численность трудовых ресурсов в России сокращается. И хотя российский рынок труда пока не испытывает острого дефицита, прогнозы показывают, что постепенно в России будет возрастать потребность в трудовых ресурсах в различных отраслях экономики. Одним из источников пополнения определенной части трудовых ресурсов может быть миграция, в том числе из Вьетнама. В 2050 г. население Вьетнама достигнет численности 117 млн человек, половозрастная структура населения будет отличаться наличием значительного числа населения трудоспособного и молодого возраста. Учитывая опыт сотрудничества в миграционной сфере, объективную демографическую ситуацию и состояние рынка труда, а также политические и экономические связи между Россией и Вьетнамом, часть населения Вьетнама могла бы участвовать в трудовой и учебной миграции в Россию в качестве рабочих и студентов.
* Подготовлено при поддержке РГНФ. Проект № 08-03-94833 а/V.
184
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
Формируется и очевидно будет возрастать обратный миграционный поток — из России во Вьетнам. Конечно, во многом он будет зависеть от развития вьетнамской экономики, налогового режима, политики в области регулирования предпринимательства, торговли недвижимостью и прочих факторов. В настоящее время россияне активно осваивают рынки, вкладывают средства и выезжают на работу во многие страны, в том числе и во Вьетнам. Поток российских предпринимателей и специалистов уже сейчас заметен во Вьетнаме, возможно, он будет расти и в перспективе.
История трудовой миграции. Трудовая миграция между Вьетнамом и Россией имеет продолжительную историю. К первым потокам трудовых мигрантов, направленных из России во Вьетнам, можно отнести советских военных специалистов, которые приехали во Вьетнам во время военной интервенции США в апреле 1961 г. С июля 1965 г. по декабрь 1974 г. во Вьетнам в качестве советских военных специалистов было направлено 6,4 тыс. генералов и офицеров. Всего же за период войны в этой стране работали 24 тыс. военных и 15 тыс. гражданских специалистов из СССР.
Потоки трудовых мигрантов из Вьетнама в Россию возникли позже. В 1980-е годы Советский Союз стал испытывать нехватку рабочей силы в некоторых отраслях экономики. Одним из источников пополнения трудовых ресурсов стала внешняя трудовая миграция. Между СССР и Вьетнамом было заключено первое межправительственное соглашение о приглашении на работу вьетнамских рабочих (2 апреля 1981 г.), что положило начало трудовой миграции из Вьенама в Россию. На 370 промышленных предприятиях семи советских республик, преимущественно Российской Федерации (83 %), по этому соглашению было принято более 103 тыс. человек. На отдельных предприятиях доля вьетнамцев достигала 10—15 % численности рабочего коллектива. Об экономической выгоде данной формы сотрудничества для России свидетельствует тот факт, что если на первых порах приём вьетнамских рабочих осуществляло 4 союзных министерства, то через некоторое время уже 30 министерств и ведомств. Профессиональное обучение велось по
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
185
70 профессиям. Около 50 % граждан СРВ трудились на предприятиях лёгкой и текстильной промышленности, 15 % — в сфере машиностроения, более 16 % — в строительстве, остальные на предприятиях угольной, химической и других отраслей. Отраслевая структура занятости вьетнамцев была достаточно стабильной на протяжении всего периода привлечения вьетнамских мигрантов в Советском Союзе. Основными центрами привлечения вьетнамской рабочей силы были Центральная Россия, Поволжье и Западная Сибирь.
С 1991 г., в связи с распадом СССР, вьетнамская сторона приостановила отправку новых групп мигрантов, трудовой договор заключался на 4 года для женщин и 6 лет для мужчин и мог быть продлён не более чем на один срок, что обусловливало ротацию кадров. По окончании срока работы или учебы они возвращались во Вьетнам, межнациональных браков практически не заключалось. Тем не менее, в 1991 г. в Советском Союзе было 150 тыс. вьетнамцев. С распадом СССР они лишились работы и средств к существованию. В отличие от бывшей ГДР, рял российских предприятий не купили им обратные билеты и никак не помогли с отъездом, хотя многим было отказано в перерегистрации, что лишило их возможности легально проживать в России. Вьетнамцы вынуждены были торговать на рынках. В начале 1996 г. у последних командированных вьетнамцев кончился срок пребывания, и на предприятиях России официально не осталось вьетнамских рабочих (они, как правило, были уволены). Правительства обеих стран не хотели оказывать мигрантам помощь в возвращении домой. Россия и Вьетнам не выполнили обязательства по оплате работникам обратной дороги (у большинства предприятий не оказалось денег на приобретение авиабилетов до Вьетнама, а никакого механизма наказания руководителей предприятий-должников не было).
Жизнь заставила вьетнамских мигрантов адаптироваться к новым социально-экономическим условиям существования, выживать на свой страх и риск. Всего формальности по возвращению на родину прошли около 81 тыс. человек, часть из них нелегально осталась в России. Кроме того, 17,6 тыс. вьетнамских рабочих выехали из России вне рамок соглашения, 278
186
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
умерли, 81 человек был заключен в тюрьму, 93 вступили в брак с местными жителями и получили российское гражданство. На основе этих данных можно сделать вывод, что если около 5 тыс. человек уклонились от возвращения на родину, то общая численность «невозвращенцев» составила 10—15 тыс. человек. Несмотря на то, что соглашение 1981 г. было фактически выполнено, тем не менее, оно формально сохраняло силу вплоть до последнего времени.
Второе межправительственное соглашение о принципах направления и приёма вьетнамских граждан на работу в Россию, заключённое 29 сентября 1992 г., по существу не работало из-за начавшихся структурных изменений в экономике России, реорганизации ведомств и министерств. В Россию было направлено 1,3 тыс. вьетнамских граждан, а с 1994 г. правительство СРВ вовсе прекратило поставку рабочих в Россию. Вьетнамские рабочие должны были заключить трудовые договора с работодателями с указанием объёмов работ на основе разрешения Министерства по делам федерации и национальностей. Однако, в условиях изменений экономики, многие предприятия, на которые приехали работать вьетнамские граждане, просто закрылись. Многие трудовые мигранты проходили регистрацию с целью оформить временный вид на жительство и легализоваться. А поскольку не было работы на промышленных предприятиях, многие вьетнамцы занялись торговлей, челночным бизнесом и предпринимательством.
Третье соглашение о временной трудовой деятельности вьетнамских граждан в России было подписано 18 августа 2003 г. Главным его недостатком стало то, что в нем не были обозначены количественные параметры приёма. Данное соглашение признаёт законность пребывания граждан СРВ, прибывших по соглашению от 2 апреля 1981 г., при условии их регистрации в посольстве Вьетнама и получении разрешения на работу в России. Важной частью соглашения является определение самостоятельности нахождения работы вьетнамским гражданином на территории России (ст. 2 протокола Соглашения).
Трудовые мигранты из Вьетнама в России. Точных цифр о количестве вьетнамцев в России и странах СНГ нет. По пример-
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
187
ным оценкам, во всех республиках бывшего СССР их не менее 350—400 тыс. человек. По данным переписи населения 2002 г., в России проживали 26 тыс. вьетнамцев, хотя реально эта цифра гораздо выше и, по нашим оценкам, достигает 100—150 тыс. человек. В настоящее время большая часть вьетнамцев живет и работает в Москве, Ставропольском крае, Башкортостане, Волгоградской, Свердловской областях, Хабаровском крае и ряде других регионов России. В столице выходят газеты и журналы на вьетнамском языке, существует спутниковый канал вьетнамского телевидения, транслирующий программы для граждан Вьетнама, проживающих в России. В основном вьетнамцы учатся, работают в торговле, сельском хозяйстве, ресторанном бизнесе, растёт занятость в производственной сфере. По большей части в России живут и работают выходцы из Северного Вьетнама.
Согласно официальным данным, представляемым Федеральной миграционной службой (ФМС России), количество легальных трудовых мигрантов, работавших в стране, стабильно росло: в 2003 г. — около 380 тыс., в 2004 г. — 460 тыс., в 2005 г. — более 702 тыс., в 2006 г. — 1014 тыс., в 2007 г. — 1717 тыс., в 2008 г. — 2426 тыс. человек. В настоящее время иностранная рабочая сила привлекается в Россию более чем из 140 стран. По итогам 2008 г. Вьетнам был девятой по значимости страной для России по поставкам рабочей силы (на вьетнамских граждан приходилось 4 % всей иностранной рабочей силы). Однако среди стран «дальнего» («старого») зарубежья Вьетнам занимал третье место после Китая и Турции (рис. 1). В 2008 г. ФМС России выдала более 95 тыс. разрешений вьетнамским гражданам на работу в Российской Федерации (для сравнения в 2004 г. было выдано всего 42 тыс. разрешений вьетнамским гражданам). Результатом этого роста стало подписание новых соглашений в области регулирования миграции между двумя странами.
После распада СССР произошла существенная трансформация занятости вьетнамских работников в России. Большинство из них стали заниматься торговлей. Подобная структура экономической деятельности сохраняется до сих пор — в 2008 г. около 79 % вьетнамских граждан были заняты в розничной и оптовой
188
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
торговле (63 тыс. человек). Однако в последние годы отмечается все более устойчивая тенденция сокращения занятости трудовых мигрантов из Вьетнама в торговле и рост занятости в других секторах экономики, в том числе в легкой и обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, ресторанном бизнесе. Причинами изменений структуры занятости стало принятие российским правительством постановления, запретившего с 2007 г. иностранным гражданам заниматься розничной торговлей на рынках, а также постепенная переориентация вьетнамского бизнеса на другие сферы экономической деятельности.
Рис. 1. Численность иностранных трудовых мигрантов, работавших в России в 2008 г. по странам происхождения, тыс. человек (Данные Федеральной миграционной службы России)
В России довольно успешно развивается вьетнамский бизнес в швейной и обувной промышленности, сельском хозяйстве, производстве пищевой промышленности, ресторанном бизнесе, мебельном производстве и пр. В ходе всероссийского исследования вьетнамской диаспоры, проведенного в 2007 г. учеными ИСПИ РАН, были обследованы вьетнамские предприятия и
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
189
фирмы в 14 городах России (Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Воронеже, Курске, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Владивостоке). Некоторые предприятия используют только вьетнамскую рабочую силу, на многих работают вьетнамцы и российские граждане. Например, в Подмосковье на тепличном комплексе работают вьетнамские, русские, узбекские и молдавские граждане. Предприятие по изготовлению обуви в городе Сухиничи Калужской области привлекло в 2008 г. 47 вьетнамских граждан и 64 российских граждан.
Главными регионами проживания и работы вьетнамских трудовых мигрантов является Москва, на которую приходится 3/4 всех разрешений на работу в России, выданных вьетнамским гражданам. Также много вьетнамцев живет и работает в Башкортостане, Хабаровском крае, Московской области и ряде других регионов (рис. 2).
Рис. 2. Распределение рабочих мигрантов из Вьетнама по регионам России в 2007 г., число выданных разрешений на работу. По вертикали обозначено количество мигрантов, по горизонтали — количество выданных запросов или разрешений
190
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
При обследовании вьетнамских предприятий на территории страны практически все вьетнамские руководители предприятий высказывают мнение о расширении производства и привлечении дополнительной рабочей силы из Вьетнама. Так, вьетнамский предприниматель из города Рассказово Тамбовской области До Ван Винь готов принять 60 вьетнамских граждан. Предприятие занимается пошивом спецодежды для нефтяников в больших объемах. Директор строительной фирмы в Хабаровске готов принять 300 человек для выполнения строительных работ. Руководитель аграрного комбината в Красноярском крае готов принять около 200 вьетнамских граждан. Его хозяйство успешно занимается выращиванием свиней. Красноярский руководитель вьетнамского деревообрабатывающего предприятия готов принять 40 человек для расширения производства национальной вьетнамской мебели, пользующейся у населения спросом. Практически все вьетнамские предприятия испытывают недостаток рабочей силы и, по оценке, готовы принять из Вьетнама 20— 30 тыс. человек. На предприятиях, которые удалось посетить, созданы нормальные бытовые условия, налажен контакт с органами Федеральной миграционной службы и руководителями регионов.
Вьетнамская трудовая миграция имеет особенности, отличающиеся от миграции из стран бывшего Союза. Если из бывших союзных республик мигранты имеют возможность регулярно посещать родину, то мигранты из Вьетнама имеют долгосрочные планы и намерения, так как затраты на переезд составляют значительную сумму и возможность возвращения маловероятна без положительных результатов работы на новом месте. Порой сумма на билет из Вьетнама в Россию собирается всей семьей и иногда приходится брать кредит или одалживать деньги у знакомых. Сам приезд в Россию вьетнамского гражданина является обдуманным, взвешенным шагом, от результатов которого зависит благосостояние многих членов семьи. И, соответственно, неправомерно рассматривать миграцию из Вьетнама как стихийную и направленную на кратковременное пребывание.
Существующая практика выдачи права на трудовую деятельность в течение года не применима для граждан Вьетнама, и
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
191
миграционной службе необходимо внести изменения в сложившуюся практику.
Оценить объемы денежных переводов из России во Вьетнам на основе российской статистики крайне сложно. Центральный банк России впервые опубликовал данные о размерах денежных переводов во Вьетнам только за третий квартал 2009 г. Через системы денежных переводов и почту России было переведено во Вьетнам 5 млн долл., средний размер одного перевода составил 1,970 долл.* Исследования во Вьетнаме показывают, что основной поток денежных переводов направляется в северные провинции, в которых проживают семьи и родственники трудовых мигрантов.
Транзитная и незаконная миграция из Вьетнама в Россию. Количество недокументированных мигрантов из Вьетнама в России по примерным оценкам может насчитывать около 50— 60 тыс. человек. В основном это те мигранты, которые не имеют разрешения на работу или просрочили российскую визу, а также приехали в Россию по поддельным покументам с целью работы или дальнейшей миграции в Европу. Как свидетельствуют данные ФМС России, основным видом нарушений миграционного режима вьетнамскими гражданами в России является несоблюдение порядка постановки на миграционный учет, порядка выбора места жительства, уклонение от выезда из страны по истечению срока действия визы. Криминальный аспект миграции связан с действием фирм, которые предлагают вьетнамским гражданам поддельные или краденые документы для транзитной миграции в Европу через российско-украинскую границу.
Концентрация незаконных мигрантов из Вьетнама высока в крупных городах, прежде всего в Москве. Здесь мигранты без документов, как правило, живут в местах компактного проживания вьетнамцев (общежития, рынки, съемные квартиры на несколько человек). Без документов и знания языка оставаться нелегальным мигрантом, вне своего этнического окружения, в России довольно сложно, поэтому криминальные структуры ис-
* Информация Центрального банка России.
192
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
пользуют места компактного проживания легальных мигрантов для укрытия незаконных мигрантов. Проблема незаконной миграции тесным образом связана с незаконным перемещением и эксплуатацией людей.
Нелегальные мигранты из Вьетнама, находясь в тяжелых и бесправных условиях и зачастую являясь объектом незаконных поборов, живут в плохих санитарных условиях. После вступления в силу нового миграционного законодательства 2007 г., запрещающего занятость иностранцев в сфере рыночной торговли, многие недокументированные вьетнамские мигранты оказались в сложной ситуации. Большинство из них хотели бы выехать на родину, но для выезда они не имеют средств и документов. При высокой стоимости авиабилета до Вьетнама трудно предполагать, что десятки тысяч вьетнамских нелегалов будут депортированы за счет российского государства.
Трудовая миграция из России во Вьетнам. С начала 1980-х годов из СССР началось бурное привлечение инвестиций и новейших технологий в экономику Вьетнама, что повлекло за собой волну трудовой миграции высококвалифицированных технических специалистов. Сейчас во Вьетнаме работают 52 проекта с российскими инвестициями, общим объемом капиталовложений около 300 млн долл. (не считая объектов, связанных с нефтегазовой сферой). Наиболее эффективно экономическое сотрудничество России и Вьетнама развивается в топливно-энергетическом комплексе. В связи с этим стоит особо отметить крупнейшее совместное российско-вьетнамское нефтегазовое предприятие «Вьетсовпетро», созданное в 1981 г. на паритетных началах между вьетнамской государственной нефтяной компанией «Ре1хоУ1е1пат» и российским государственным ОАО «За-рубежнефть». «Вьетсовпетро» входит в десятку самых эффективных нефтепроизводителей в мире и является исключительно рентабельным предприятием. Ежегодно «Вьетсовпетро» приносит в российский бюджет до 800 млн долл., кроме того, в нефтегазовой отрасли Вьетнама предприятие обеспечивает до 80 % доходов бюджета этой страны.
На этом предприятии занято около 6 тыс. работников, из них 650 высококвалифицированных российских специалистов.
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
193
В рамках совместного предприятия действует научно-исследовательский институт, оснащенный новейшей исследовательской аппаратурой и техникой, в котором работают 83 кандидата и доктора наук. За прошедшие годы ими накоплен огромный опыт разведки и добычи нефти на вьетнамском шельфе, включая уникальное открытие и разработку месторождения «Белый тигр», содержащего значительные запасы нефти в залежах пород фундамента. Штаб-квартира «Вьетсовпетро» расположена на Юге Вьетнама в городе Вунгтау, курорте с наиболее развитой инфраструктурой, где и проживает основная часть россиян, работающих во Вьетнаме. В настоящее время в городке российских нефтяников, включая членов их семей, осталось около 1,3 тыс. российских граждан, а в недавнем прошлом их число достигало 5 тыс. человек. Российские специалисты занимают лишь 10 % ключевых технических постов, а в начале 1980-х годах во «Вьетсовпетро» до 90 % сотрудников составляли российские нефтяники.
В последнее время во Вьетнаме русскими были открыты предприятия и фирмы в других отраслях экономики. Например, многие предприниматели из России открыли туристические фирмы, рестораны, торговые предприятия. Как правило, такой бизнес так или иначе связан с Россией или ориентирован на русских туристов. Например, в 2008 г. авторы статьи брали интервью в Дананге у семейной пары, перехавшей на постоянное место жительства во Вьетнам из Владивостока. Им нравятся условия бизнеса во Вьетнаме, простая система налогобложения, отсуствие криминала. Они открыли небольшой ресторан русской кухни, который ориентирован на русских туристов и вьетнамцев, которые жили в России. Много российских коммерсантов закупают товары широкого потребления, украшения, игрушки во Вьетнаме и обеспечивают их поставки в Россию. Некоторые русские работают в качестве гидов в сфере обслуживания русских туристов. Однако все это неорганизованные (стихийные) формы трудовой миграции. К сожалению, организованные потоки трудовой миграции из России во Вьетнам пока работают слабо. По примерным оценкам, во Вьетнаме работает около 4—5 тыс. российских граждан.
194
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
Сотрудничество в сфере регулирования трудовой миграции.
В настоящее время общий миграционный режим между Россией и Вьетнамом регулируется на основе Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Социалистической Республики Вьетнам от 28 октября 1993 г. об условиях взаимных поездок граждан. В соответствии с этим соглашением граждане Вьетнама въезжают в Россию по визам.
В силу особенностей географического положения большая часть (96 %) вьетнамцев въезжает на российскую территорию через аэропорты. В настоящее время налажено авиационное сообщение между рядом городов России с двумя городами Вьетнама — Ханоем и Сайгоном (Хошимином). Крупнейшими авиаперевозчиками являются «Аэрофлот» и «Вьетнамские авиалинии». В общей структуре миграции граждан Вьетнама в Россию в 2008 г. преобладали поездки по служебным целям (51 %), частным делам (26 %), как обслуживающий персонал (14 %), с целью транзита (14 %).
С 2009 г. Вьетнам в одностороннем порядке отменил визы для российских граждан, которые прибывают во Вьетнам на срок до 15 дней. Безусловно, эта мера благоприятно повлияла на увеличение потока российских туристов во Вьетнам, облегчила возможности пребывания во Вьетнаме бизнесменам и ученым. Данный шаг вьетнамских властей очень важен и своевременен, он оказал весьма позитивное влияние на отношения между странами. Механизм регулирования миграционных процессов между Россией и Вьетнамом в последнее время претерпел и другие позитивные изменения. В октябре 2008 г. во время визита президента Вьетнама в Россию были подписаны три соглашения в сфере миграции между нашими странами.
Первый документ — это соглашение о временной трудовой деятельности вьетнамских граждан в России и российских граждан во Вьетнаме. Это соглашение впервые четко регламентирует вопросы привлечения трудовых мигрантов, гарантирует им права и свободы. Кроме того, к соглашению был подписан протокол, который позволяет урегулировать статус вьетнамских мигрантов, оставшихся на территории России после распада СССР и долгое время не имевших официального статуса. В протоколе обозначены три условия, на которых граждане Вьетнама, при-
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
195
бывшие по соглашению от 2 апреля 1981 г. на работу в СССР, могут продолжить свою трудовую деятельность в России. Им необходимо получить разрешение на право работы в России (причем протокол закрепляет упрощенный порядок получения разрешения), встать на миграционный учет в соответствии с законодательством России и встать на учет в посольстве или консульстве СРВ. Также нужно иметь действующий национальный паспорт и выполнить эти условия в течение шести месяцев после вступления в силу данного документа. На наш взгляд, это соглашение позволит, наконец, урегулировать статус многих вьетнамцев, вывести их из неформальной экономики, уменьшит возможность для коррупции, позволит людям чувствовать себя более безопасно на территории России.
Второй документ — соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией. В нем выражается намерение России и Вьетнама осуществлять меры по предотвращению незаконной миграции. Очень важно, что Вьетнам взял на себя ответственность не только за координацию действий в сфере борьбы с незаконными мигрантами, но и будет предпринимать меры по предотвращению этих потоков.
Наконец, третий документ — соглашение о реадмиссии. Под реадмиссией понимается передача компетентным органам одного государства мигрантов, которые находятся на территории другого государства с нарушением законодательства. Данный документ позволит решить вопросы с транзитными незаконными мигрантами, которые пытаются попасть через территорию России в государства Западной Европы.
Таким образом, сотрудничество в сфере регулирования трудовой миграции является одним из самых важных направлений взаимодействия между Россией и Вьетнамом на протяжении многих лет. Эффективное управление потоками трудовой миграции способно приносить социально-экономические эффекты обеим странам. Это было доказано на протяжении многих лет. Не всегда взаимодействие было эффективным, были ошибки и просчеты, но в последние годы наметился явный прогресс в формировании общих и взаимовыгодных подходов к регулированию потоков трудовых мигрантов.
196
Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения
Список литературы
1. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2006-2007 годы: Сборник. М.: ФМС России, 2008.
2. Рязанцев C.B. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М., 2007.
3. Рязанцев C.B., Кузнецов Н.Г. Миграция из Вьетнама в Россию: тенденции и регулирование // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сборник научных статей / под ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М.: ФМС России, 2009.
4. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2008 году // Статистический бюллетень. М.: Росстат, 2009.