Научная статья на тему 'Мифы о Максиме Березовском: причины появления и пути преодоления'

Мифы о Максиме Березовском: причины появления и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1011
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКСИМ БЕРЕЗОВСКИЙ / MAKSYM BEREZOVSKY / СОБЫТИЯ БИОГРАФИИ / BIOGRAPHICAL EVENTS / ПРИЖИЗНЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / INTRAVITAL DOCUMENTS / МИФ / МИФОТВОРЧЕСТВО / MYTH / MYTH-MAKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шумилина Ольга Анатольевна

Статья приурочена к 240-й годовщине со дня смерти Максима Березовского одного из немногих документально подтвержденных фактов биографии композитора. Рассматриваются и опровергаются неправдивые сведения о жизни и творчестве Березовского, глубоко укоренившиеся в историографии и принимаемые всеми за подлинные биографические сведения. Исследование основано на изучении прижизненных документальных материалов, что дало возможность для опровержения ошибочных сведений и реконструкции настоящих событий творческой биографии Березовского. Указаны причины, по которым эти события в дальнейшем подверглись свободной интерпретации, что и послужило отправной точкой к появлению мифов. Опровергаются: 1) служба Березовского в Придворной певческой капелле; 2) отсутствие у Березовского работы и средств к существованию в период, последовавший после возвращения из Италии в 1773 г.; 3) самоубийство из-за неустроенности, невостребованное™, отсутствия достойной работы и денег; 4) создание концерта «Не отвержи мене во время старости» при тяжелых жизненных обстоятельствах, незадолго до самоубийства; 5) стереотипное мнение о том, что все свои концерты Березовский писал в манере концерта «Не отвержи...» и что всем известный нотный текст этого концерта является подлинным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Myths about Maksym Berezovsky reasons of emergence and ways to overcome

The article is devoted to the 240th anniversary of Maxiym Berezovsky’s death -one of few documented facts of composer’s biography. We consider and refuse false information about life and creation of Berezovsky, deeply rooted in historiography and taken by all of us for genuine biographical information. The research is based on learning of intravital documental materials, which gave opportunity for refutation erroneous information and reconstruction of real events of Berezovsky’s creative biography. The reasons why these events have been subjected further to free interpretation, which was the beginning point for the emergence of myths. Refuted: 1) Berezovsky’s church service in court singing chapel; 2) lack of work and facilities for existence in the period, following after coming back from Italy in 1773; 3) suicide because of unsettled state, absence of demand, lack of decent work and money; 4) creation of a concert «Ne otverzhi mene vo vremya starosti» in hard life circumstances shortly before suicide; 5) stereotyped opinion about that all his concets Berezovsky has written in a manner of concert «Ne otverzhi» and a well-known musical text of this concert is genuine.

Текст научной работы на тему «Мифы о Максиме Березовском: причины появления и пути преодоления»

УДК 78.01+783.2 (477) «17»

О. А. Шумилина

МИФЫ О МАКСИМЕ БЕРЕЗОВСКОМ: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

рошло уже 240 лет со дня смерти Максима Березовского. За этот период его биография и творчество обросли многочисленными мифами, которые мы принимаем за подлинные факты. Они появились в XIX в., спустя почти столетие после смерти Березовского, в результате свободной или ошибочной интерпретации событий его биографии. Наступило время развенчания всех этих мифов, поскольку они не соответствуют реальности.

Как известно, миф — это продукт коллективной фантазии, обобщенное отражение действительности в виде конкретных персонификаций, которые, будучи весьма отдаленными от истины, тем не менее, представляются вполне реальными. Особенностью мифотворчества как процесса является постепенное накопление представлений, добавление деталей и подробностей к изначально ошибочным или неточным сведениям. В нашем случае продуктом коллективной фантазии выступают факты биографии Березовского, изначально искаженные и на протяжении Х1Х-ХХ вв. обросшие невероятными, неправдивыми деталями и подробностями. Пустив глубокие корни, они переходят из публикации в публикацию и практически ни у кого не вызывают сомнений.

Всем известно, что Максим Березовский был певчим Придворной певческой капеллы, откуда был направлен в Италию обучаться искусству композиции. Также все знают о том, что, вернувшись из Италии, Березовский не смог получить работы и от безденежья покончил с собой, написав автобиографический концерт «Не отвержи мене во время старости».

© О. А. Шумилина, 2018

Из этих сведений на самом деле подлинным является только факт обучения Березовского в Италии. Его подлинность подтверждена документально: обнаружены записи о выезде и возвращении Березовского, рекомендательные письма к падре Мартини в Болонью, прошение о допуске к экзамену и письменная работа Березовского, записи о выдаче «пенсионных» денег за два последних года пребывания в Италии после возвращения музыканта в Петербург. Все остальное - и служба в Придворной певческой капелле, и отсутствие жалования после возвращения из Италии, и самоубийство, которому предшествовало появление концерта «Не отвержи...» - все это оказывается продуктом мифотворчества. Данные факты, известные каждому студенту, не только не подтверждаются прижизненными документами, а опровергаются ими.

Целью статьи является развенчание постепенно накопленных и прочно утвердившихся в отечественной историографии неправдивых сведений о жизни и творчестве Максима Березовского, которые принимаются за подлинные события биографии и приводятся во всех современных изданиях как общеизвестные факты.

Все изложенные в нашей статье биографические сведения почерпнуты из прижизненных документальных источников или же из публикаций, которые опираются на прижизненные источники. Подобный метод изучения событий биографии Березовского мы считаем наиболее целесообразным, так как он позволяет воссоздать правдивый биографический сценарий, свободный от интерпретационных искажений, появившихся в публикациях Х1Х-ХХ вв.

п

В исследованиях о Максиме Березовском некоторые общеизвестные события биографии подвергаются критике, в частности, вопрос о самоубийстве [6] и времени создания концерта «Не отвер-жи мене во время старости» [5, с. 47]. Неоспоримый факт обучения и службы Березовского в Придворной певческой капелле впервые подвергается сомнению в статье О. Шумилиной «Композитор Максим Березовский: обзор прижизненных документальных материалов (к 270-летию со дня рождения)» [11].

События биографии Березовского в интересующем нас аспекте анализируются в статье А. Лебедевой-Емелиной «Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов» [4]. В качестве источников информации привлекаются труды «современников, историков церковной музыки и современных исследователей» [Там же, с. 12], т. е. позднейшие публикации, содержащие свободную и весьма отдаленную от подлинных событий интерпретацию биографии Березовского. Биографические сведения также черпаются из литературной беллетристики (Нестор Кукольник, Вера Жакова и пр.). Следовательно, данная статья продолжает мифотворческую линию1.

Разберемся с мифотворчеством по порядку.

1. Служба М. Березовского в Придворной певческой капелле. Общеизвестный факт, который на проверку оказывается мифом. Анализ прижизненных документов свидетельствует о том, что на протяжении всей творческой биографии Березовский состоял на придворной службе, однако не в певческой капелле, а в придворном театре - сначала как солист итальянской оперы, а затем как музыкант-инструменталист оперного оркестра и композитор.

Карьеру оперного солиста Березовский начинает в 1758 г. у наследника престола, великого князя Петра Федоровича в Ораниенбауме2 и завершает в 1765 г. в Петербурге3. В бумагах Малого императорского двора он назван «певчим»4, в петербургских документах -

«итальянской кампании певчим»5, «придворным певчим»6, «российского театра итальянской кампании певчим»7. В каждой записи фигурирует слово певчий, определяющее род занятий Березовского. Общеизвестная его трактовка как церковный певчий, соответствующая современному значению, является неправильной, поскольку во времена Березовского певчими называли не только церковных хористов, но и оперных солистов8.

В 1765 г. спавшего с голоса Березовского оставляют на службе в придворном театре и переводят на должность музыканта-инструменталиста в оперный оркестр. В 60-е гг. XVIII в. таких оркестров было два, и Березовский сначала был принят в более слабый второй, а затем переведен в первый придворный оркестр. Эти оркестры назывались бальной музыкой и камерной музыкой, а их участники - музыкантами и камер-му-зыкантами9. Именно так Березовский назван в сообщениях второй половины 60-х гг. Первый из них - информация в камер-фурьерском журнале за август 1766 г. о том, что в Янтарной комнате Царскосельского дворца в присутствии императрицы Екатерины II «был пет концерт, сочиненный музыкантом Березовским». Вторым информационным источником являются «Известия о музыке в России» Якоба Штелина, изданные в 1769 г., где Березовский назван камер-музыкантом10.

Чтобы поступить в придворный оркестр, необходимо было очень хорошо владеть музыкальным инструментом. Нам неизвестно, где Березовский получил первоначальные навыки игры, но для совершенствования он был отправлен в Италию своим давнишним патроном и меценатом графом Кириллом Разумовским, который, вероятно, и оплатил уроки спавшего с голоса 19-летнего артиста, все еще состоявшего в штате придворной оперы в должности певчего11.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Березовский сменил оперную сцену не на хор Придворной певческой капеллы, а на придворный оркестр, оста-

ваясь при «итальянской кампании», но уже в несколько ином качестве.

Сведения о болонской стажировке Березовского 1769-1773 гг. в очередной раз опровергают общеизвестную информацию о его службе в певческой капелле. Делами Березовского занимается театральная дирекция: именно ее глава Иван Перфильевич Елагин, а вовсе не управляющий певческой капеллы Марк Федорович Полторацкий, пишет рекомендательные письма падре Мартини, называя Березовского «музыкантом, который служит в императорских театрах»12. Через казначейство театральной конторы решаются материальные вопросы - выплата Березовскому денежного пенсиона в размере годового жалования.

Вернувшись в Петербург, Березовский вновь поступает на службу в придворный оркестр. В бухгалтерской книге театральной конторы за 1774 год13 он проходит и как контрабасист, и как композитор, но уже в книге за 1777 год14 - только как композитор. Должность композитора предполагала новые обязанности, связанные с сочинением музыки к балетным номерам (до Березовского их писали В. Манфредини, Й. Штарцер и Г. Раупах). Жалование выплачивало казначейство театральной дирекции.

Итак, изучение прижизненных документальных материалов дает нам все основания опровергнуть миф о службе Березовского в Придворной певческой капелле. Начиная с 1758 г., в течение неполных 20 лет Березовский служил в придворном театре - вначале как оперный солист (1758-1765), далее как музыкант оркестра (1766-1773) и композитор (1774-1777).

2. Второй миф - это отсутствие у Березовского работы и средств к существованию в период, последовавший после возвращения из Италии в 1773 г. Он опровергается малоизвестными записями о получении жалования, из которых следует, что зарплата Березовского, как и до поездки в Италию, составляла 500 рублей в год. Это была большая сумма, вполне достаточная для безбедной

жизни (напомним, что жалование церковных певчих Придворной певческой капеллы, в которые «народная молва» записала Березовского, составляло 100 рублей в год). Конечно, после получения статуса Maestro di cappella Березовский рассчитывал на большее. Но жалование выплачивалось, и последняя выплата за сентябрьскую треть 1776 г. была произведена 16 февраля 1777 г., за месяц до смерти Березовского15. Итак, информация об отсутствии работы и материальных лишениях последних лет жизни является очередным мифом.

3. Третий миф - о самоубийстве Березовского из-за неустроенности, невостребованности, отсутствии достойной работы и денег. Но если все указанные причины опровергаются, то зачем понадобилось Березовскому сокращать себе земное пребывание? Я напомню, что самоубийство считалось грехом, о нем сообщалось в духовную консисторию с последующим разбирательством, погребение происходило без религиозных церемоний и за пределами кладбищенской ограды; статья 923 Врачебного устава Свода законов Российской империи гласила: «Тело самоубийцы надлежит в безчестное место оттащить и там закопать» [8, с. 161]. А теперь давайте еще раз внимательно вчитаемся в прошение о выдаче денег на погребение: в нем сообщается о том, что «композитор Максим Березовский умер сего месяца 24 дня» (т. е. 24 марта 1777 г.) и что его «тело нечем погрести». Следовательно, просители занимались организацией похорон не самоубийцы, а скоропостижно умершего музыканта. В день обращения, 25 марта, прошение было удовлетворено, а полученной суммы, в размере 66 рублей 66,5 копеек, хватило бы на самую роскошную погребальную церемонию16.

4. Четвертый миф в этой цепочке, о времени создания концерта «Не отвер-жи...», логично вытекает из предыдущего. Считается, что данный концерт был создан при тяжелых жизненных обстоятельствах, незадолго до самоубийства. Но если самоубийства не было, как не

было и тяжелых жизненных обстоятельств, то аргументация теряет всякий смысл, потому что содержание концерта утрачивает автобиографический подтекст. Вне всякого сомнения, концерт «Не отвержи...» является шедевром всей послепартесной эпохи, поэтому логично утверждать, что он стал последним творением и итогом всей творческой эволюции Березовского. Однако обратимся к информации из прижизненных источников. В уже упоминавшихся нами «Известиях о музыке в России» 1769 г. приводится список лучших сочинений Березовского, на тот момент уже написанных для придворного хора, и среди них есть концерт «Не отвержи...». Известный нам концерт действительно самый лучший. Однако его раннее появление казалось настолько невероятным, что исследователями творчества Березовского была выдвинута научная гипотеза о двух концертах, написанных композитором на этот текст. Согласно этой гипотезе, у Штелина упоминается ранний концерт, ноты которого утрачены, а всем известный шедевр, ставший визитной карточкой эпохи, создан незадолго до смерти.

5. И еще один миф — о том, что все свои концерты Березовский писал в манере концерта «Не отвержи...» и что всем известный нотный текст этого концерта является подлинным - имеет отношение не к биографии, а к творческому процессу. Вкратце скажем, что обнаруженные концерты, которые долгое время считались утраченными, кардинально меняют представление о характере музыки Березовского. В них представлены разные эмоции, и трагическое начало не является господствующим. Нотный текст концерта «Не отвержи...» оказался редактированным, что было обнаружено при изучении трех рукописных списков конца XVIII в., составленных до первой публикации концерта в 1817-1818 гг. и содержащих первоначальный, подлинный вариант. Редакторские правки изменили трактовку ансамблевых построений в медленных частях и некоторые гармонические обороты

во II части. Появление редакции объясняется тем, что некоторые фактурные решения на момент подготовки рукописи к публикации оказались устаревшими, поскольку с момента создания концерта прошло больше 40 лет17.

Переходя к причинам появления мифов, особенно первого, связанного со службой Березовского в Придворной певческой капелле, укажем несколько путей.

Первый - неправильная, а в отдельных случаях даже искаженная трактовка терминов, указывающих на род занятий. В прижизненных документах Березовский неоднократно назван певчим, что послужило основанием для определения его в церковные певчие. Однако во второй половине XVIII в., как уже отмечалось, певчими называли оперных солистов. Искажение смысла сообщаемой информации происходит при цитировании «Известий о музыке в России». Ште-лин сообщает, что Березовский — придворный камерный музыкант, известный бас, ранее состоявший придворным певчим. В переводе Б. Загурского, опубликованном в 1935 г., все воспроизводится правильно [9, с. 59], а в книге М. Ры-царевой 1983 г. перевод изменен: слова «придворный певчий» исправлены на «церковный певчий» [5, с. 46]. Смысл сообщения кардинально меняется.

Второй путь - ошибочная трактовка некоторых важных сведений, приводимых первым биографом Березовского митрополитом Евгением Болховитино-вым. Он сообщает, что после возвращения из Италии Березовского «приняли только в Придворную Капеллию, в которой первые места заняты уже были чужестранными виртуозами» [2, с. 225]. Исследователи творчества Березовского единодушно решили, что Придворной капеллией является Придворная певческая капелла. Но в начале XIX в. (статья опубликована в 1805 г.) капеллой называли и хор, и оркестр, а в Певческой капелле не было чужестранных виртуозов, о которых пишет Болховитинов. Таким образом, в сообщении четко сказано, что Березовский был принят на второ-

степенные позиции в придворный оркестр, а точнее в оркестр бальной музыки, хотя перед поездкой на стажировку в Италию он имел более престижное место в камерном оркестре, в котором действительно было много приглашенных иностранных виртуозов.

В дальнейшем сообщение Болхови-тинова обросло неправдивыми подробностями, вытеснившими основной информационный посыл. Вот что написал спустя полвека учитель пения Придворной певческой капеллы Павел Воротников: «После девятилетнего пребывания за границей, в 1774 году Березовский возвратился в Петербург, где испытал, вместо льстивших надежд, только одни оскорбления и неприятности. В полном сознании своих собственных способностей, он не мог переносить равнодушно невнимания публики, отчего впал в ипохондрию, и в сильном припадке этой душевной болезни умер в 1777 году, на тридцать втором году от роду» [3, с. 110]. Вот оно, начало мифотворчества!

Еще один путь появления ошибочных представлений о службе Березовского в певческой капелле был предопределен самим Березовским, а точнее -его творческим наследием в жанре хорового концерта, написанным для при-

дворного хора. Для пояснения мотивации Березовского, напомним о творческой деятельности итальянского музыканта Бальтасаре Галуппи, приглашенного в Петербург для сочинения и постановки опер, но писавшего также духовные концерты для певческой капеллы, что входило в служебные обязанности придворного капельмейстера. В отличие от быстро забытых опер, именно хоровые концерты Галуппи получили широкое распространение, разошлись в рукописных списках и были опубликованы Придворной певческой капеллой в 1817-1818 гг. Аналогии с Березовским очевидны.

Подводя итоги, укажем, что личность Березовского по-прежнему остается малоизвестной, потому что скрыта за штампами стереотипных представлений о его жизни и творчестве. Наступило время освободиться от влияния укоренившихся стереотипов, перестать думать о Березовском как об авторе одного лишь концерта «Не отвержи...» и принять его настоящую биографию, даже если она представляется довольно абсурдной и не соответствует прочно укоренившимся представлениям о его жизни и творчестве, которые на проверку являются продуктом коллективного мифотворчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отметим, что материал Лебедевой-Емелиной о Березовском, особенно схема на с. 39-46, содержит огромное количество ошибочной информации: например, на с. 39-40 при цитировании документа (!) указано, что в 1758 г. Березовский состоял на службе «Его Императорского Величества», хотя Петр Федорович на тот момент еще не был императором (в оригинале - «Его Императорского Высочества»); на с. 41-42 указано, что Березовский женился на дочери придворного виолончелиста, на самом деле -придворного валторниста, а виолончелист был не отцом, а братом жены Березовского; на с. 45-46 указано, что рукописный список концерта «Unser Vater» Березовского находится в ЦГАМЛИ (Киев), на самом деле, в указанном рукописном сборнике этого концерта нет, и т. д.

2 Запись о поступлении на службу см.: РГАДА, ф. 1239 (Московский дворцовый архив, объединенный фонд), он. 144/3, № 61550 (Книга прихода и расхода Малого императорского двора за 1758 г.), л. 63.

3 О выходе Березовского из итальянской придворной оперной труппы сообщает Р. Мозер [12, р. 21, 37].

4 РГАДА, ф. 1239, он. 144/3, № 61550, л. 63; № 61556, л. 7 об., 25 об., 50; № 61569, л. 8, 30, 54; № 61574, л. 8, 40, 68.

5 РГИА, ф. 466 («Высочайшие» повеления по придворному ведомству), оп. 1, № 103 (Именные указы Петра III, 1761/1762 гг.), л. 11; РГИА, ф. 466, оп. 1, № 110 (Именные указы Екатерины II, 1763 г.), л. 71.

6 ЦГИА СПб., ф. 19 (Петроградская духовная консистория), оп. 1 (Дела канцелярии), № 5485 (Опись дел, с. 238).

7 ЦГИА СПб., ф. 19, on. 111 (Метрические книги за 1722-1842 гг.), № 54, л. 181 об.

8 Из печатных либретто известно об участии Березовского в двух оперных спектаклях, поставленных в Ораниенбауме. Это оперы «Александр в Индии» Ф. Арайи (1759), в которой Березовский исполнил партию Пора, и «Узнанная Семирамида» В. Манф-редини (1760), в которой Березовский исполнил партию Иркана. Экземпляры печатных либретто находятся в РНБ.

9 Подробнее о придворных оркестрах Петербурга в 60-70-е гг. XVIII в. см.: [1].

10 Обе прижизненные публикации хорошо известны и неоднократно цитировались как важный источник сведений о начале композиторской деятельности Березовского, сообщавших информацию о времени появления его первых хоровых концертов. На определения «музыкант» и «камер-музыкант», уточняющие род занятий Березовского как музыканта-инструменталиста, никто из исследователей не обращал внимания.

11 Паспорт для поездки, состоявшейся в 1764-1765 гг., был выдан Березовскому

26 августа 1764 г., фотокопию записи о выдаче паспорта см.: [5, с. 75].

12 «Un Musicien de mon pays appartenant aux Spectacles de notre Souveraine dont j'ai Thonneur d'etre le Directeur generale» (см.: [13, № 2244]).

13 РГИА, ф. 466, on. 36, № 40 (Гроссбух Конторы Придворного театра, 1774).

14 РГИА, ф. 466, оп. 36, № 39 (Расходная книга по Театральной дирекции, 1777).

15 Документ о выплате Березовскому жалования опубликован в приложении к статье «Придворный оркестр» (см.: [1, с. 427]). В публикации ошибочно указана большая сумма выданных Березовскому денег -366 р. 67 коп. вместо 166 р. 67 коп. (оригинал см.: РГИА, ф. 466, оп. 36, № 39, л. 17).

16 Опровержению сведений о самоубийстве Березовского посвящена одна из статей М. Рыцаревой [6]. Впоследствии материалы статьи вошли во второе издание монографии о Березовском [7, с. 162-166].

17 Подробнее об этом см. в статье О. Шумилиной [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Березовчук JI. Н. Придворный оркестр // Музыкальный Петербург: Энцикл. слов. Т. I: XVIII век. Кн. 2 (К - П). - СПб.: Композитор, 1998. - С. 413-420.

2. Болховитинов Е. Березовский // Друг просвещения. - СПб., 1805. - Июнь. - С. 224-225.

3. Воротников П. Березовский и Галуппи // Библиотека для чтения. Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. - СПб., 1851. - Т. 105. -С. 109-115.

4. Лебедева-Емелина А. В. Биографика композиторов екатерининской эпохи: Соотношение документов, легенд и мифов // Искусство музыки: теория и история. - 2017. -№ 17. - URL: http://imti.sias.ru (дата обращения: 01.01.2018).

5. Рыцарева М. Г. Композитор М. С. Березовский: Жизнь и творчество. - JL: Музыка, 1983. - 142 с.

6. Рыцарева М. Г. Было ли самоубийство? Об одном апокрифе в биографии композитора М. Березовского // Искусство Ленинграда. -1990. - № 2. - С. 72-76.

7. Рыцарева М. Г. Максим Березовский: Жизнь и творчество композитора. - 2-е изд., пересмотр, и доп. - СПб.: Композитор, 2013. - 227 с.

8. Свод законов Российской империи: В 15 т. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные. -СПб., 1857. - 384 с.

9. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Пер. и вступ. ст. Б. И. Загурского. -Л.: Тритон, 1935. - 191 с.

10. Шумилина О. А. О двух версиях концерта «Не отвержи мене во время старости» Максима Березовского // Муз. акад. - 2015. -№ 4. - С. 62-64.

11. Шумыша О.А. Композитор Максим Бере-зовський: огляд прижиттевих документальных матердял1в (до 270-р1ччя ввд дня народ-ження) // Украшська музика. Науковий ча-сопис ЛНМА ím. М. В. Лисенка. - Льв1в, 2015. - № 4. - С. 77-84.

12. Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siècle. 3 vols. - Vol. 2: L'époque glorieuse de Catherine II: période 1762-1796. -Genève: Ed. du Mont-Blanc, 1951.-680 p.

13. Padre Martini's collection of letters in the Civico museo bibliográfico musicale in Bologna: an annotated index / Anne Schnoebelen. - New York: Pendragon Press, 1979. - 721 p.

REFERENCES

1. Berezovchuk L. N. The court orchestra. Muzykalnyj Peterburg [Musical Petersburg]. Saint Petersburg, Vol. I, B. 2, pp. 413-420.

2. Bolkhovitinov Y. Berezovsky. Drug prosveshcheniya [Friend of Enlightenment]. Saint Petersburg, 1805, pp. 224-225.

3. Vorotnikov P. Berezovsky and Galuppi. Biblioteka dlya chteniya. Zhurnal slovesnosti, nauk, khudozhestv, promyshlennosti, novostey i mod [Library for reading. Journal of Literature, Sciences, Arts, Industry, News and Fashion]. Saint Petersburg, 1851, Vol. 105, pp. 109-115.

4. Lebedeva-Emelina A. V. Biographic Writings on the Composers of the Era of Catherine the Great: Correlation Between Documents, Legends, And Myths. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [The art of music: theory find history]. 2017, (17): 3-78. Available at: http:/ /imti.sias.ru (Accessed 01 January 2018).

5. Rytsareva M. G. Kompozitor M. S. Berezovskiy: Zhizn i tvorchestvo [Composer M. S. Berezovsky: Life and work]. Leningrad, 1983. 144 p.

6. Rytsareva M. G. Was there a suicide? On an Apocrypha in the Biography of the Composer M. Berezovsky. Iskusstvo Leningrada [The Art of Leningrad]. 1990, (2): 72-76.

7. Rytsareva M. G. Maksim Berezovskij: Zhizn i tvorchestvo kompozitora [Maxim Berezovsky:

The life and work of the composer]. Saint Petersburg, 2013. 227 p.

8. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [Code of Laws of the Russian Empire]. Saint Petersburg, 1857. Vol. 13, 384 p.

9. Shtelin Ya. Muzyka i batet v Rossii XVIII veka [Music and ballet in Russia of the XVIII century]. Leningrad, 1935. 191 p.

10. Shumilina O.A. About two versions of the concert "Ne otverzhi mene vo vremya starosti" by Maxim Berezovsky. Muzykalnaya akademiya [Musical Academy]. 2015, (4): 62-64.

11. Шуншна О. А. Композитор Максим Бере-зовський: огляд прижиттевих документально матершл1в (до 270-р1ччя ввд дня народ-ження). Украшська музика. Науковий часо-пис JIHMA ím. М. В. Лисенка. Льв1в, 2015. № 4. С. 77-84.

12. Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siècle. 3 vols. - Vol. 2: L'époque glorieuse de Catherine II: période 1762-1796. -Genève: Ed. du Mont-Blanc, 1951.-680 p.

13. Padre Martini's collection of letters in the Civico museo bibliográfico musicale in Bologna: an annotated index. Anne Schnoebelen. New York: Pendragon Press, 1979. 721 p.

Мифы о Максиме Березовском причины появления и пути преодоления

Статья приурочена к 240-й годовщине со дня смерти Максима Березовского - одного из немногих документально подтвержденных фактов биографии композитора. Рассматриваются и опровергаются неправдивые сведения о жизни и творчестве Березовского, глубоко укоренившиеся в историографии и принимаемые всеми за подлинные биографические сведения. Исследование основано на изучении прижизненных документальных материалов, что дало возможность для опровержения ошибочных сведений и реконструкции настоящих событий творческой биографии Березовского. Указаны причины, по которым эти события в дальнейшем подверглись свободной интерпретации, что и послужило отправной точкой к появлению мифов. Опровергаются: 1) служба Березовского в Придворной певческой капелле;

Myths about Maxim Berezovsky reasons of emergence and ways to overcome

The article is devoted to the 240th anniversary of Maxiym Berezovsky's death -one of few documented facts of composer's biography. We consider and refuse false information about life and creation of Berezovsky, deeply rooted in historiography and taken by all of us for genuine biographical information. The research is based on learning of intravital documental materials, which gave opportunity for refutation erroneous information and reconstruction of real events of Berezovsky's creative biography. The reasons why these events have been subjected further to free interpretation, which was the beginning point for the emergence of myths. Refuted: 1) Berezovsky's church service in court singing chapel; 2) lack of work and facilities for existence in the period, following after coming back from Italy in 1773;

2) отсутствие у Березовского работы и средств к существованию в период, последовавший после возвращения из Италии в 1773 г.; 3) самоубийство из-за неустроенности, невостребованности, отсутствия достойной работы и денег; 4) создание концерта «Не отвержи мене во время старости» при тяжелых жизненных обстоятельствах, незадолго до самоубийства; 5) стереотипное мнение о том, что все свои концерты Березовский писал в манере концерта «Не отвержи...» и что всем известный нотный текст этого концерта является подлинным.

Ключевые слова: Максим Березовский, события биографии, прижизненные документы, миф, мифотворчество.

3) suicide because of unsettled state, absence of demand, lack of decent work and money;

4) creation of a concert «Ne otverzhi mene vo vremya starosti» in hard life circumstances shortly before suicide; 5) stereotyped opinion about that all his concets Berezovsky has written in a manner of concert «Ne otverzhi» and a well-known musical text of this concert is genuine.

Keywords: Maksym Berezovsky, biographical events, intravital documents, myth, myth-making.

Шумилина Ольга Анатольевна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Львовской национальной музыкальной академии имени Н. В. Лысенко Е-таП: shumili2016@gmail.com

Shumilina Olga Anatolievna, Doctor of Art Criticism, Docent, Associate Professor at the Department of the theory of music M. Lysenko Lviv national musical Academy E-mail: shumili2016@gmidl.com

Получено 23.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.