Научная статья на тему 'Мифы и современные проблемы производства и оборота алкогольной продукции в России'

Мифы и современные проблемы производства и оборота алкогольной продукции в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ АЛКОГОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТ РУСИ ДО РОССИИ / МЕЖСТРАНОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ИНВЕСТОРЫ / НЕЛЕГАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЕГАИС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Елена Васильевна, Павлова Анна Васильевна

Контроль за производством и оборотом алкогольной продукции позволит достичь разумного баланса между доходами государственного бюджета, интересами предпринимателей и социально-экономическими последствиями развития этого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифы и современные проблемы производства и оборота алкогольной продукции в России»

Список литературы

1. Хазанов Е.Е. Технология и механизация молочного животноводства. учеб. пособие / Е.Е. Хазанов, В.В. Гордеев, В.Е. Хазанов; под общ. ред. Е.Е. Хазанова. - 2-е изд., стер. -СПб.: Лань, 2016. - 352 с.: ил. (+ вклейка, 32 с.) - (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. Осокин В.Л. Теоретические предпосылки создания нового устройства водоподготов-ки в помещениях содержания КРС / В.Л. Осокин, Ю.М. Макарова // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 4 (47). - С. 72-76.

3. Вторый В.Ф. Мониторинг водопотребления - путь к снижению экологического ущерба при производстве молока / В.Ф. Вторый, С.В.Вторый, И.С. Зайцев // Экология и сельскохозяйственные технологии: агроинже-нерные решения: материалы 7-й междунар. науч.-практ. конф. Т.3: Экологические аспекты производства продукции животноводства; энергообеспечение и информационные технологии в сельском хозяйстве. - СПб.: ГНУ СЗНИИМЭСХ Россельхозакадемии, 2011. - С. 104-109.

E-mail: vladgordeev@mail.ru

196625 Санкт-Петербург, пос.Тярлево, Фильтровское ш. 3

Тел.: (812) 476-86-02

УДК 338.3:663

МИФЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Елена Васильевна Семенова1, д. э. наук, профессор Анна Васильевна Павлова

ХФГБОУВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки

2ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский ГЭТУ», Россия, г. Санкт-Петербург

Контроль за производством и оборотом алкогольной продукции позволит достичь разумного баланса между доходами государственного бюджета, интересами предпринимателей и социально-экономическими последствиями развития этого бизнеса.

Ключевые слова: производство и оборот алкогольной продукции, мифы и легенды алкогольной культуры от Руси до России, межстрановые различия, добросовестные предприниматели и инвесторы, нелегальное производство, ЕГАИС.

Производство и оборот алкогольной продукции играют значительную роль в российской экономике. Так, с начала столетия доля алкогольных напитков и пива в объеме оборота розничной торговли устойчиво составляла 5-10% с понижа-

тельной тенденцией. Этот уровень примерно соответствует долям таких важнейших товарных групп, как мясо и мясопродукты, транспортные средства, а налоговые поступления от их производства и продажи составляли около 1,8 % доходов кон-

солидированного бюджета страны [1].

Производство и оборот алкогольной продукции оказывают как позитивное, так и негативное влияние на экономику и социальную сферу. Несмотря на некоторое снижение его доли, анализ производства, оборота и налогового регулирования алкогольной продукции является по-прежнему актуальным. Тем более что и государственная политика в этой области и подвижность рынка оказываются весьма динамичными. Последнее свидетельствует о высоких рисках в этой сфере, несовершенстве регулирования, наличии определенных мифов и интересных закономерностей.

Периодизация и мифы по употреблению алкоголя

Спиртные напитки известны очень давно. Человечество знакомо с

вином и пивом не менее пяти-семи тысяч лет и ровно столько же - с последствиями его употребления. Некоторые эпизоды из этой истории представлены на рис. 1.

Как видно из временной и географической периодизации, первенство в употреблении алкоголя в средние века однозначно принадлежало европейским странам.

Производство алкоголя в России также можно периодизировать. Российская история винокурения связана с исходным сырьем - зерном. Поэтому стартом производства алкоголя на Руси можно предположить экономическое развитие сельского хозяйства, применение технологии трехполья и появление излишков хлеба, т. е. в 40—70-е гг. XV века. Условные этапы становления питейной культуры в России показаны в табл. 1.

Рис. 1 - Древнейшая история употребления алкоголя

Табл. 1 - Условные этапы становления питейной культуры в России

Исторический период

Изменения, порядок, традиции

XV-XVI вв. Московское государство. В XV в. лекарства, настои, отвары называли водкой, в т.ч. хлебное вино. При Иване III создаются кабаки - исключительно питейные заведения в отличие от корчмы. При Иване IV продажа водки разрешена только опричникам царя. В царевых кабаках пили только крестьяне и посадские. А власть имущим было дозволено «курить» вино для домашнего употребления.

XVIII в. В 1895 г. введена госмонополия на водку (чистый спирт, разбавленный водой). Выдавалась «государственная регалия» на выделку хлебного спирта. Было положено начало пьяной традиции в России: пьянство стало насаждаться «сверху». (6, 7) Во главе царевых кабаков были поставлены целовальники, т.е. «целовавшие крест и клявшиеся направлять весь доход в казну». Работа целовальника была выборной, считалась повинностью и не оплачивалась.

1690 - 1725 гг. (Пётр I) Создан «Всепьянейший Собор» - своего рода «общественная организация» с пьяными ассамблеями и принудительным пьянством. (3)

Первая половина XIX в. Появилось фабричное производство водки. Повсюду открыты кабаки с продажей водки днем и ночью.

В 1896 г. (Николай II) Введена государственная «винная монополия», устранившая почти всю частную продажу алкоголя в стране.

1904 - 1907 гг. Полный запрет на продажу водки в ряде регионов, который продлился до 1907 г.

1914-1923 гг. Массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона» с «правом местного запрета». В 1915 г. потребление алкоголя составило до 0,2 л на человека (в 1913 году значение этого показателя составляло 4,7 л на человека).

20-30-е гг. ХХ в. Отмена «сухого закона» и всех ограничений на производство и продажу алкоголя.

40-е г. ХХ в. Наркомовские 100 гр на фронте во время Великой Отечественной войны.

60-е г. ХХ столетия. 1958 г. -Постановление о борьбе с пьянством Пропаганда «умеренного / культурного» потребления алкоголя: • запрет продажи водки предприятиями общепита в районе вокзалов, аэропортов, в местах отдыха, вблизи промышленных предприятий, учреждений образования и здравоохранения; • временные ограничения на продажу алкоголя с 11:00 до 19:00. Алкогольно-табачная выручка стала распределяться не через центральный бюджет, а уходила в местный. Это привело к наращиванию производства алкоголя и табака по сравнению с другими товарами.

1985 - 1987 гг. Масштабная антиалкогольная кампания, свернутая к 1995 г.

90-е г. XX в. и первое десятилетие XXI в. Рост потребления алкоголя после горбачёвской антиалкогольной кампании.

2012 г. - по н.в. Рост акцизов, минимальной цены на водку, цен, доли нелегального рынка алкоголя.

Табл. 2 - Официальные данные о потреблении алкоголя в дореволюционной России, СССР и

современной России (л.) (2, 4)

1913 г. (до принятия запретительно-ограничительных мер) в России 1914-1924 гг. (действия запретительно- ограничительных мер) в России и СССР 1930-1940-е гг. в СССР 1960 г. (накануне начала кампании по пропаганде культурно го питья») Е СССР 1970 г. 1984 г. (до правительственных антиалкогольных постановлений 1985 г.) в РСФСР 1987 г. 2001 г. 2009 г. 2015 г. (1)

3,5 0,85 менее 2,0 около 4,6 12,0 14,2 10,6 15 1518 14

На основе расчётов видного советского социолога И.А. Красно-носова и современного исследователя эпидемиологии, доктора медицинских наук А.В. Немцова представлены данные о потреблении алкоголя в дореволюционной России, СССР и современной Российской Федерации (в литрах абсолютного 100-процентного алкоголя на душу населения в год) (табл. 2).

Приведенные показатели развеивают питейную российскую легенду даже с учётом последних трёх-четырёх «пьяных» десятилетий.

Изучение истории производства и структуры потребления алкогольной продукции в России показало, что в 1914 - 1917 годах у нас по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 литра абсолютного алкоголя на душу населения. Но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение потребления алкогольной продукции. К 2016 году оно возросло до 14 литров, то есть в 14 раз.

Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причи-

ной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов.

Вторая часть мифов по употреблению алкоголя связана с меж-страновыми различиями в традициях и культуре.

Сопоставление уровней и структурных характеристик потребления алкоголя и методов государственного регулирования алкогольного рынка показало, что:

• страны СНГ и Восточной Европы находятся в группе стран с растущей динамикой. Меры активной антиалкогольной кампании в России проявляются, хотя и незначительно. Однако абсолютно объективной эту тенденцию признать трудно из-за возможного и наиболее вероятного расхождения фактических и статистических данных;

• в развитых странах спрос смещен в сторону слабоалкогольных напитков;

• в России уровень потребления крепких напитков практически равен объему потребления пива и вина в совокупности;

• оценки потребления крепких напитков явно занижены, т.к. нет методики учета нелегального производства;

• крепкий алкоголь всегда доминировал в российской структуре потребления алкоголя, хотя последние 20 лет растет доля пива;

• ориентация на «идеальную» структуру потребления («идеальная», т.е. оказывающая наименьшее негативное влияние на здоровье: 85% пива и вина против 15% крепкого алкоголя) алкогольной продукции оправдана наименьшими негативными последствиями для здоровья населения;

• в России практически весь алкоголь, особенно крепкие напитки, реализуется через розничные сети, т.к. в барах, ресторанах и т.п. включают слишком большие надбавки к цене алкоголя.

Современные проблемы производства и оборота алкогольной продукции

Новейшая периодизация производства и рынка алкогольной продукции позволяет выделить 20092011 гг. - время структурных и экономических преобразований в отрасли; 2012-2014 гг. - установка минимальной розничной цены (МРЦ) на водку, рост налоговой нагрузки, объемов нелегального рынка, уход из отрасли как известных, так и локально ориентированных производителей алкоголя.

Одним из последних примеров является банкротство известного в Псковской области и прилегающих регионах ликеро-водочного завода (ЛВЗ) «Кристалл Валдая».

Этот ЛВЗ был построен в 1895 г. по совету П.А. Столыпина. Завод располагается на берегу Торопецко-го озера Соломено в роще. Под озером, глубоко под землей (200 метров) имеется неповторимое озеро. Оттуда использовалась чистейшая вода для производства водок, настоек и других напитков, удивляющих потребителей. Недаром эмблемой завода издавна был избран токующий глухарь. Дополнительным сырьем для ликеров, настоек, наливок были такие лесные и экологически чистые ягоды, как клюква, брусника, черника, голубика, морошка, малина, рябина, а также целебные травы. Торопецкий край с богатейшей флорой и фауной всегда славился лесными дарами. В этих же местах располагается биостанция с неслучайным названием - «Чистый лес» (5).

В дальнейшем на базе древнейшего ЛВЗ было создано общество с ограниченной ответственностью «Кристалл Валдая». Данная организация была зарегистрирована 15.04.2004 г. с уставным капиталом 10 тыс. рублей, оплаченным внесением имущества и находилась в 360 км от областного центра.

На тот период завод выпускал большой ассортимент продукции, в том числе премиум класса: водка «Club Gold» премиум; водка «Club Coft» премиум; водка «Club De lex» премиум; водка «Селигерская» премиум; традиционные водки «Экстра», «Старорусская», «Пшеничная»; особая водка «Торопецкая»; настойки горькие «Ерофеич», «Петровская», «Вечерняя»; настойки

сладкие - «Клюквенная», «Рябиновая на коньяке». Перечисленная продукция реализовывалась как в прилегающие города и районы Псковской, Тверской, Владимирской и Московской областей: Андреа-поль, Вышний Волочок, Осташков, Пена, Ржев, так и в такие региональные центры и мегаполисы как Москва, Владимир, Псков, Тюмень, Тверь.

В 2009 году произошла смена собственника ЛВЗ. Новый владелец инвестировал средства в возрождение старинного ликеро-водочного завода «Кристалл Валдая». Дополнительным к производственному проекту стал инвестиционный замысел создания музея с дегустацией напитков по древним рецептам. В заводских подвалах имелись огромные старинные бочки. В них предполагалось выдерживать настойки, созданные по старинным рецептам на местных травах. Рассчитывалось в подвалах завода оборудовать дегустационный зал для посещений туристами, приезжающими на Валдай и Селигер. Поскольку помимо выпуска качественной продукции на территории завода планировалось открыть туристический центр, проект был назван «Шато ЛВЗ».

Изначально планировалось, что проект окупится в течение пя-ти-восьми лет. Общий объем инвестиций, необходимых к привлечению, оценивался в 90 млн руб.

В 2010 году было освоено производство трех линеек водки, а также нескольких видов крепких на-

стоек. В частности удалось восстановить рецепт известной настойки «Ерофеич», упоминаемой в произведениях русских классиков — Салтыкова-Щедрина и Тургенева. Ею, согласно популярной легенде, вылечился от тяжелой желудочной болезни граф Алексей Орлов — один из фаворитов императрицы Екатерины.

Однако проект «Шато ЛВЗ» принес убытки инвестору. По сведениям Росстата, в 2011 г. производство на предприятии было остановлено. В 2012 году у компании закончилось действие лицензии, которую было решено не продлевать. В феврале 2013 года компания была признана банкротом, на ЛВЗ было введено конкурсное управление.

С одной стороны, приведенный случай можно считать частным: передел собственности, ошибки менеджмента в вопросах дистрибуции, скидок и отказа от предоплаты продукции и др.; ловушка переходного периода перелицензирования и т.п.

Однако нельзя полностью исключить внешнее экономическое давление. Поэтапный рост акцизов с 2009 г. привел к росту цен на алкогольную продукцию. Введение МРЦ (с 2015 г. - 185 руб. за 0,5 литра, ранее 220 руб.) также способствовало сокращению спроса на легальную продукцию и росту производства дешевой нелегальной продукции.

В 2011 году ценовое соотношение легальной и нелегальной продукции было следующим. Себе-

стоимость водки «Селигерской» была около 92 руб. за бутылку. На полках она была представлена, но не имела ни одного шанса конкурировать с нелегальной продукцией, которую бутлегеры отдавали в ритейл за 39 руб.

Кроме общенациональной политики экономического давления на алкогольный бизнес, существуют ещё и региональные способы протекционизма. Балансирование этих разновекторных направлений воздействия ведет в одном случае к консолидации и монополизации рынка производства алкогольной и алкогольсодержащей продукции. А действия другого устремления защищают региональные рынки, предприятия, наполняют областные бюджеты, сохраняют рабочие места.

Региональный протекционизм реализуется по следующим линиям:

- совместные или индивидуальные антиконкурентные действия органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов или их групп/союзов/сообществ, направленные на создание преимуществ;

- преференции для ведения хозяйственной деятельности отдельным участникам рынков и/или барьеров другим;

- субсидирование производства алкогольной продукции (до 02.07.2013) - частичный возврат уплаченных акцизов в бюджет субъекта РФ (производителям алкогольной продукции возвращалось от 20 % до

70 % уплаченных акцизов предприятий-производителей);

- установление отдельных запретов (временных, территориальных, ассортиментных, в каналах дистрибьюторской сети, в общественном питании, по расстоянию от социальных объектов);

- квотирование ввоза алкогольной продукции из других субъектов Российской Федерации;

- установление минимальных цен на розничную продажу алкогольной продукции, ввозимой из других регионов, которые превышают минимальные цены, установленные на федеральном уровне;

- принятия каких-либо актов, рекомендательных писем, протоколов и других, в т.ч. устных указаний по увеличению производства. Примером тому может быть послание Губернатора Самарской области Губернской Думе в 2013 г. с рекомендацией увеличить долю самарских напитков за 2-3 года до 80 % за счет совершенствования системы продаж, элементов монопольного статуса региональных производителей. Аналогичные «пожелания» вплоть до методических рекомендаций по протекционистским мероприятиям (оформление «золотой» полки и т.п.) имели место в 2015 г. в Нижегородской области, Красноярском крае, Ульяновской, Оренбургской, Саратовской областях, Республиках Чувашия, Башкортостан, Татарстан.

Для протекционизма производства ООО «Кристалл Валдая» администрация Тверской области не

предпринимала никаких действий. В контексте поддержки производства и оборота пива можно рассматривать инициативу Законодательного собрания Тверской области по присвоению знака качества «Народная Дружина Афанасий». Автор инициативы - депутат Заксобрания Тверской области Максим Ларин, генеральный директор ОАО «Афанасий-пиво».

Таким образом, бездеятельность региональной администрации внесла определенную лепту в банкротство старинного предприятия Тверской области - ООО «Кристалл Валдая».

Подводя итоги современной ситуации в производстве и обороте алкогольной продукции, можно сказать, что для нее были объективные и субъективные условия.

К первым можно отнести серию взаимосвязанных причин:

1) недостатки государственного администрирования, т.е. несовершенство контрольной, надзорной к разрешительной функций государственной власти Российской Федерации;

2) незаконное производство безакцизной и некачественной продукции;

3) неразвитость общественного контроля как системообразующего института гражданского общества.

Основным недостатком недавнего государственного администрирования было его сведение к контролю за юридическо-

экономическим статусом производителя или продавца алкогольной продукции. В то время как в не меньшей степени внимание должно направляться на технико-технологические параметры, а именно:

1) вид исходного сырья;

2) технология производства (нарушения ГОСТов, регламентов. Например, при производстве коньяка недобросовестные предприниматели в качестве сырья используют не коньячный дистиллят, а зерновой ректификованный спирт; при производстве водки вместо спирта из пищевого сырья используется синтетический спирт; при производстве вина вместо виноматериала используют разбавленный спирт и химические симуляторы натуральности исходного сырья. Допускается "врезка" в технологический процесс в целях пропуска неучтенных объемов производства, минуя приборы учета и т.п.);

3) вид и использование производственных мощностей;

4) географию посредников, поставщиков алкогольной продукции, в том числе в части экономически необоснованной "географии" поставок (например, экспансия водочной продукции из Казахстана);

5) вид торговых точек - стихийные/не стихийные, безлицензионные (рынки, интернет-торговля и т.д.), нелегальная торговля через бары, рестораны, из багажников автотранспортных средств неучтенной продукции и т.д.

К субъективным условиям для реализации незаконных интересов относится низкий уровень общественного сознания граждан, должностных лиц, ограниченный уровень социальных установок, образования и культуры, допускающий маргинальное поведение, а также халатность и непрофессионализм должностных лиц.

Совокупность перечисленного «разваливает» предприятия, имеющие эндемическую значимость для территории, наносит ущерб интересам добропорядочных предпринимателей, инвесторов, как это произошло с «Кристалл Валдая». В конечном итоге убытки несут и государство, и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общество, и граждане. Все это требует соответствующего эффективного системного управления в целях нейтрализации негативных условий и недостатков.

Для преодоления изложенных проблем определенные надежды возлагаются на систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), предназначенную для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако эта система внедряется с 2005 г. и все ещё работает во внештатном режиме.

Список литературы

1. Алкоголизм в России [Электронный ресурс] // Википедия. [2016—2016]. - URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=76680349 (дата обращения: 23.02.2016).

2. Красноносов И.А. Тропинка в трезвость / И.А. Красноносов // Эйфория. — 1998. — № 11. — С. 6.

3. Мединский В. О русском пьянстве, лени и жестокости / В. Мединский. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — С. 315-320.

4. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России / А.В. Немцов. — М., 2003. — С.

101

5. Павлова А.В. Регулирование и трансформация производства алкогольной продукции на примере ОАО «Кристалл Валдая» / А.В. Павлова, Л.П. Воронина // Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве: сб. докл. Х Междунар. науч.-практ. конф. (16-17 апреля 2015 г., г. Великие Луки) / Великолукская ГСХА. - Великие Луки: РИО ВГСХА, 2015. - 214 с.

6. Похлёбкин В.В. История водки / В.В. Похлёбкин. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

— С. 63-182; 200-233.

7. Родионов Б.В. О необходимости исправления искажённого представления об истории русских крепких спиртных напитков / Б.В. Родионов // Алкоголь в России: материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. (26-27 октября 2012 г., г. Иваново. — Иваново, 2012.

— С.38-44.

E-mail: selenaev@gmail.com

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, Великолукская ГСХА Тел.: (81153) 7-28-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.