УДК 159.9.072.422
Бадраклы Б.Д. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет
Россия, г. Симферополь МИФЫ И МИФОЛОГЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются мифы и мифологемы коммуникации социальных сетях, формирующиеся у интернет пользователей. Выявлены самые распространенные мифы, такие как: «социальные сети развивают негативные черты личности», «социальные сети негативно влияют на детей», «социальные сети вызывают зависимость».
Ключевые слова: интернет-социализация, мифы, деструктивные установки.
Badrakli B.D.
Student
4 course, faculty "Psychology and pedagogical" Crimean engineering and pedagogical university
Russia, Simferopol
MYTHS AND MYTHOLOGIES OF COMMUNICATION IN SOCIAL
NETWORKS
Annotation. The article deals with myths and mythologies of communication with social networks, which are formed by Internet users. The most widespread myths are revealed, such as: "social networks develop negative personality traits", "social networks negatively affect children", "social networks cause dependence".
Key words: internet socialization, myths, destructive attitudes.
Постановка проблемы. Осуществляя взаимодействия в социальных сетях, человек переносит в них свои психологические особенности, часть из которых трансформируется в связи с изменением среды с реальной, на виртуальную.
Перейдя в виртуальной пространство, коммуникативная установка личности являет собой все ту же благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [1]. Коммуникативные установки в общении в социальных сетях формируется на основании уже имеющегося опыта общения в сочетании с новым опытом виртуального общения.
Изучение коммуникативных установок в общении молодежи в социальных сетях позволит определить особенности их формирования в виртуальном пространстве, что в свою очередь будет способствовать
определению способов предотвращения формирования девиантных коммуникативных установок.
Формирование человеческих установок относительно интернет-пространства, происходит с подключением ряда мифов об Интернете. В работах К. Г. Юнга, Э. Эриксона указывается, что мифологема к которой присоединяется человек, имеет непосредственную связь с его сознанием, и имеющимися стратегиями поведения. В. К. Хазов указывает на то, что в условиях малой и недостаточной информативности, когда у человека не может быть включена рациональная или индивидуальная программа действий, миф выступает максимально обобщенным паттерном. В. Стюарт классифицирует все известные мифы по доминирующей теме: космогонические мифы (начало), эсхатологические мифы (смерть, конец всего), мифы о героях, о рождении и возрождения, о мессии, о предопределении и судьбе, о воспоминании и забывчивость, о высших существ, о трансформации.
Необходимо отметить, что в данном исследовании, под мифом подразумевается недостоверная информация, убеждение или выдумка. Мифологическая составляющая является представлением человека о роли Интернета в жизни человека, и о взаимодействии людей в интернет-среде. А. И. Лучинкина выделяет среди представлений личности о роли Интернета в жизни человека, конструктивные (не мешают входу личности в интернет-пространство) и деструктивные (мешают входу личности в интернет-пространство и дальнейшему процессу интернет-социализации).
Для изучения мифологической составляющей коммуникативного процесса, 110 испытуемым, возрастом от 17 до 50 лет, была предложена методика с рядом незаконченных предложений. Все они были направлены на выявление представлений человека о коммуникации в Интернет пространстве.
В результате, нами были выделены следующие мифы: «За всеми страницами и переписками ведется слежка силовых структур», «Действия в социальных сети не влекут за собой ответственности», «Социальные сети развивают негативные черты личности», «Социальные сети приводят к деградации», «Общение в социальных сетях это избегание живого общения», «Социальные сети негативно влияют на детей», «Большая часть людей в отличие от меня считает общение в социальных сетях лучше реального», «Социальные сети отнимают много время», «Социальные сети это свалка» «Социальные сети вызывают зависимость, «В социальных сетях отсутствуют моральные и этические принципы», «В социальных сетях отсутствует эмоциональность», «Общение в интернете, это бесполезная трата времени», «Чем больше человек общается в интернете, тем меньше общается в реальности, «Социальные сети лишают человека своего мнения». Исходя из выделенных нами мифов, можно утверждать, что большая часть представления об интернете, имеет деструктивный характер, и негативно сказывается на процессе интернет-социализации.
Рассмотрим более подробно происхождение всех выявленных мифов, а так же проведем их анализ:
1) «За всеми страницами и переписками ведется слежка силовых структур». Данный миф встречается преимущественно у мужчин. Есть ряд причин для его возникновения. Рассмотрим часть из них:
-разоблачение Эдвардом Сноуденом в 2013 американских спецслужб, и обвинение их в глобальной слежке. Дело имело мировой масштаб и в нем заявлялось, что личные данные, переписки и звонки могут прослушивать спецслужбы без каких-либо на то разрешений.
-заявление пресс-секретаря социальной сети «Вконтакте», что при необходимости администрация сети передает все данные переписки спецслужбам.
-заявление компании Microsoft, о снабжении программы Skype технологией законного прослушивания, а также о предоставлении переписки и других личных данных пользователя спецслужбам, без постановления суда.
-требование ФСБ к администрации мессенджера Telegram, передать ключи шифрования. Стоит отметить, что на момент проведения исследования администрация мессенджера не заявил об отказе выполнить требования ФСБ [3].
Список можно продолжить и другими обстоятельствами и факторами, которые могли вызвать сомнение в конфиденциальности личной информации пользователей социальных сетей. Данный миф может оказывать как деструктивное, так и конструктивное влияние на интернет-социализацию. Если испытуемый воспринимает слежку в социальных сетях, как угрозу собственной безопасности, то миф будет являться деструктивным. Если же слежка, воспринимается, как способ силовых структур обезопасить человека, то миф будет конструктивным. Стоит отметить, что это выражение присутствовало исключительно у мужчин, и составляет 13% от общей мужской выборки. Убеждение о наличии слежки мы относим к мифам, в связи с присутствием ее не во всех социальных сетях. А также из-за невозможности удостовериться в наличии слежки на ресурсах, не заявлявших о предоставлении личных данных пользователей спецслужбам.
2) «Действия в социальных сетях не влекут за собой ответственности». Возникновение данного мифа связано с возможностью создания множества фейковых страниц, троллингом, распространением запрещенной информации, и прочими действиями, деструктивно влияющими на интернет-пространство. Если рассматривать данное убеждение относительно троллинга и оскорбления в социальных сетях, то оно соответствует действительности. Так как привлечение к административной ответственности пользователей совершивших нарушение в социальной сети, предусмотренное статьей 5.61 КоАП РФ «Оскорбление», на территории России имеет единичные случаи. При рассмотрении мифа в контексте
распространения запрещенной информации, убеждение является ошибочным. Поскольку Роскомнадзор активно блокирует страницы в социальных сетях а так же любые другие сайты распространяющую незаконную или нарушающую чужие права информацию, на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Это убеждение чаще всего встречалось у группы, чей возраст составлял от 31-53 лет. Причиной тому может быть недостаточная развитость навыка взаимодействий в социальных сетях, вследствие чего данная группа подвергается провокациям и троллингу. Также необходимо учитывать, что люди именно старшей возрастной категории чаще всего являются жертвами троллей.
3) «Социальные сети развивают негативные черты личности», «Социальные сети приводят к деградации». Оба этих мифа можно объединить под понятием «нанесение вреда психическому и психологическому здоровью». Чаще всего испытуемые акцентировали внимание на ухудшение умственной деятельности от использования социальных сетей. Это выражалось во фразах «приводит к деградации», «делает людей тупыми», «мешает развитию» и т.д. Испытуемые также давали такие ответы, как: «делает жестокими», «вызывает цинизм», «делает людей озлобленней». Причиной формирования данного мнения, по большей части выступает личный опыт общения в соцсетях. Доказательством этому служит снижение коммуникативного контроля в социальных сетях, что приводит к излишней прямолинейности и эмоциональности, которая другими пользователями воспринимается как проявление злобы. Нами не было найдено исследований, которые бы четко обозначили необходимое количество время, проводимое в социальной сети, для возникновения психических нарушений. При этом в интернете множество публикаций подтверждающих это убеждение, и не имеющих под собой научной обоснованности. Именно такие публикации и выступают первоисточником формирования данных убеждений. По результатам исследования было установлено, что миф о вреде психическому здоровью, является самым распространенным, и присутствует у 22% испытуемых. Большую выраженность он имеет у группы, чей возраст составляет 31 -53 лет. Причиной этого может выступать то, что вышеупомянутые публикации чаще всего встречаются на новостных порталах, чья основная аудитория люди старшего возраста.
4) Миф «Общение в социальных сетях это избегание живого общения» является аналогом выделенного А. И. Лучинкиной мифа «Интернет-общение нужно только одиноким». Она пишет «Источником этого мифа выступает непонимание сути и возможностей интернет-общения. Кроме того, не всегда близкие понимают, что их родственник предпочитает электронные фантомы общению с ними. При этом упускается тот факт, что для одинокого человека привлечение к интернет-пространству открывает возможности общения с
другими, расширяет социальные связи, что для некоторых практически недоступно в «невиртуальной» среде» [6].
5) «Социальные сети негативно влияют на детей». Возникновение мифа связано с большим количеством статей, в которых преувеличены минусы коммуникации в интернете и при этом умалчиваются про его положительное воздействие. Испытуемые преимущественно указывали негативное влияние на их психическое и физическое развитие. В качестве примера можно привести предложение из статьи «Влияние соцсетей на детей» Н. Скачковой, «Виртуальное общение - часть общения любого современного ребёнка и таит в себе как положительное, так и отрицательное. Поговорим об отрицательном, так как статья именно об этом» [7]. Данный миф широко распространен у женщин (24%) , возрастом от 21-53 лет (25%). На данные исследования могли повлиять особенности выборки, так как все опрошенные женщины, являются учащимися факультетов дошкольного и начального образования.
6) «Большая часть людей в отличие от меня считает общение в социальных сетях лучше реального». Миф был выделен в связи с большим количеством выражений «все считают общение в социальных сетях, лучше реально», на фоне обратного собственного мнения. Стоит отметить что, не смотря на массу выделяемых испытуемыми достоинств виртуального общения, выраженное предпочтение его перед реальным, наблюдалось лишь 2% опрошенных. Можно предполагать, что формирование данного убеждения связано с наблюдением за другими людьми.
7) «Социальные сети это свалка». При рассмотрении этого мифа, возможно, провести аналогию с мифом «Интернет - это большая свалка» который был подробно рассмотрен А.И. Лучинкиной, в своей монографии «Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве». Касательно данного мифа, она пишет следующее «Анализ этого выражения показывает две возможности его восприятия: в Интернете можно многое найти. Это соответствует действительности: в Интернете много различной информации, которая представлена в виде гипертекста. Для поиска нужной информации необходимо иметь определенный уровень инструментальной компетентности и соответствующую поисковую стратегию. В то же время люди, произносят приведенную выше фразу, обычно имеют в виду не концептуальное восприятие Сети, а практический аспект пользования; правильнее было бы читать ее следующим образом: «В Интернет-хламе ничего найти невозможно». При такой постановке вопроса спорность высказывания становится очевидной» [6]. В нашем исследовании участники давали, как ответ «Социальные сети это свалка», указывающий на двойственность возможного восприятия, так и ответ «Социальные сети это мусорка», характеризующий негативное отношение к социальным сетям. Данное выражение преимущественно употреблялось старшей возрастной группой (21%), и предположительно связанно с низким уровнем инструментальной компетентности.
8) «Социальные сети вызывают зависимость» Одной из возможных причин формирования данного убеждения, выступает большое количество публикаций по этой теме. В Интернете встречаются множество статей утверждающих о возможности возникновения аддикции у пользователей социальных сетей, при этом ссылаясь на многочисленные исследования психологов либо говоря об этом, как об известном всем факте, не требующем доказательств [4]. При поиске самих исследований, были найдены лишь статьи студентов с сомнительной информацией, так как выборки не превышали ста человек, а методики подобранные для изучения аддикции, не соответствовали изучаемой теме. Однако не стоит исключать возможность формирования данного убеждения на основании собственного опыта.
9) «В социальных сетях отсутствуют моральные и этические принципы». В связи с возможностью создания виртуального «Я» в социальных сетях, а также, из-за феномена «обман идентичности» (состояние, при котором сетевая идентичность пользователя не соответствует реальной идентичности), в виртуальном пространстве происходит снижение коммуникативного контроля, а вместе с ним и проявляется несоблюдение морали и этикета в общении. Впоследствии такие феномены приводят к проявлению повышенной агрессивности в интернете, которые перерастают в троллинг, булинг и другие формы коммуникативной девиации в социальных сетях, что служит причиной возникновения данного убеждения. Этот миф, как и «Действия в социальных сетях не влекут за собой ответственности» чаще всего встречается у группы, чей возраст составлял от 31-53 лет. Причиной тому также может быть недостаточная развитость у данной группы навыка взаимодействий в социальных сетях, вследствие чего данная группа подвергается провокациям и троллингу.
10) «В социальных сетях отсутствует эмоциональность». Причиной формирования данного мифа, выступает отсутствие невербальной коммуникации в виртуальном общении. По словам И. А. Шевченко, эмоциональность при общении в социальных сетях прослеживается, но в затрудненном виде. Компенсация эмоциональности отчасти происходит по средствам специально разработанной знаковой системы передачи эмоций («эмотиконами», «смайлами», «эмодзи»). О компенсации невербальных проявлений через «эиодзи» утверждают и исследования Линды Кай, в которых говорится о задействовании одних и тех же областей головного мозга при использовании «эмодзи» и жестов в «реальном мире». Однако, как отмечает А.И. Лучинкина, при их восприятии наблюдается ряд искажений, связанных с отсутствием однозначной трактовки «смайлов» и вложения в них индивидуального смысла. Все это может приводить к неверному истолкованию сообщений и их эмоциональной окраски. Высокий процент встречаемости по данному выражению наблюдается как у мужчин, так и у женщин. При этом реже всего он встречался у возрастной группы 31-53 лет. Предположительно это связано с небольшим количеством проводимого
времени в социальных сетях и использовании их исключительно в рабочих целях, для которых эмоциональность сообщений играет не первостепенную роль [5, 8].
11) «Социальные сети вредят здоровью». Источником мифа является проведение прямой аналогии между посещением социальных сетей и проведением времени за компьютером. А.И. Лучинкина разделяет ущерб от пользования интернетом на три группы: физический (ухудшение зрения, осанки и т.д.), психический и возникновение зависимости (подробно рассматривается в мифе «Социальные сети вызывают зависимость»). В связи с отсутствием точного указания времени, для получения какого либо ущерба для человека от пользования социальными сетями и компьютером или гаджетами в целом, можно утверждать скорее о влиянии публикаций и слухов на пользователя, чем о получении личного опыта общения с «пострадавшими». Если же рассматривать нанесение вреда здоровью по средства вступления человека в «группы смерти» в социальных сетях, то данное действие является не причиной, а следствием. Так же стоит отметить преувеличение СМИ данной проблемы, что могло стать одной из причин формирования мифа.
12) «Общение в интернете, это бесполезная трата времени». Утверждение является абстрактным, так как польза, полученная от проведения времени в социальных сетях, напрямую зависит от исполняемых целей и от взгляда испытуемого на их пользу. Несмотря на это, миф является довольно распространенным (15%). Миф может восприниматься как, общее отрицательное отношение к выполнению каких-либо действий в виртуальном пространстве, либо как отрицательное отношение именно к виртуальному общению, в силу его особенностей. В частности таких недостатков, как слабая эмоциональность и недостаток непосредственного контакта. У мужчин оно встречается в два раза чаще, чем у женщин.
13) «Чем больше человек общается в интернете, тем меньше общается в реальности». Источником этого мифа, выступают публикации с преувеличением вредного воздействия социальных сетей на личность человека. Также одним из источников может являться личный опыт испытуемых, которые могли заметить последствия долгого нахождения в виртуальном пространстве на своих близких. Опровержение данного убеждения было сделано учеными из Канзаса, в исследовании «Two tests of social displacement through social media use» опубликованном журнале «Information, Communication & Society» [10]. В ходе исследования, они провели два эксперимента. В ходе первого эксперимента были проанализированы данные о поведении молодежи за 2009 и 2011 годы, и установлено, что развитие социальных сетей, произошедшее за этот период, не сказалось на количестве время уделяемого молодежью на живое общению. В ходе второго эксперимента, группу студентов, на протяжении долгого времени спрашивали о количестве проведенных часов в социальных сетях и потраченных на живое общение. В результате было установлено, что
общение в социальных сетях никак не повлияло на коммуникацию в реальном пространстве.
14) «Социальные сети лишают человека собственного мнения». Происхождение мифа связывается с распространенностью убеждения о «зомбирующем» воздействии на человека телевизионных передач, новостей и других электронных источников получения информации. Исследованиями в данной области занимался ученый из Масдарского института науки и технологий. Ияд Рахвана утверждает, что пользователи социальных сетей становятся умнее только при наличии доступа к «коллективному разуму». По его словам, в соцсетях не происходит развития аналитического мышления в связи с нежеланием человека пользоваться своими знаниями. Объясняет это ученый нехваткой и не желанием тратить время на поиск ответов и размышление. Также он отмечает, что в последующем это повлечет за собой зависимость от чужого мнения у пользователей [2, 9]. Следовательно, воздействие социальных сетей на формирование собственного мнения, напрямую зависит от выполняемых в них задач и личностных особенностей человека. Было замечено, что с увеличением возраста испытуемых, уменьшается частота встречаемости этого убеждения. Исходя из этого, можно предположить о более критическом отношении молодежи к информации в социальных сетях.
Рассмотрим более подробно общую выраженность выделенных мифов
Рисунок 2. Распространенность мифов
Как видно на Рисунке 2, самыми распространенными мифами являются «Социальные сети развивают негативные черты личности», «Социальные сети негативно влияют на детей», «Социальные сети вызывают зависимость». Из этого следует, что доминирующим у испытуемых, является восприятие коммуникации в социальных сетях как фактора, оказывающего негативное воздействие на психологическое здоровье.
Менее всего выражены убеждения «За всеми страницами и переписками ведется слежка силовых структур», «В социальных сетях отсутствуют моральные и этические принципы», «Социальные сети лишают человека собственного мнения». Присутствие данных мифов, предположительно имеют временный характер. Так, например,
предположение о тотальной слежке в социальных сетях связано с широким освещением, на момент проведения опроса, в СМИ и самих социальных сетях, судебного разбирательства между администрацией Telegram и Роскомнадзором.
30% 25% 20% 15°% 10°% 5% 0%
I мужчины I женщины
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Рисунок 3. Распределение мифов по гендеру
Как видно на Рисунке 3, наблюдается сильная зависимость между частотой встречаемости мифа и полом испытуемого. У женщин, значительно чаще, чем у мужчин встречаются такие представления, как: «Социальные сети развивают негативные черты личности», «Социальные сети негативно влияют на детей», «Социальные сети вредят здоровью». Следовательно, можно предполагать, что женщинам более свойственно рассматривать общение в социальных сетях, как угрозу физическому, психическому и психологическому здоровью. Стоит учитывать, что частота встречаемости мифа «Социальные сети негативно влияют на детей», может быть связана с особенностями выбора профессии испытуемых женского пола.
У мужчин чаще, чем у женщин встречаются выражения «За всеми страницами и переписками ведется слежка силовых структур», «Общение в социальных сетях это избегание живого общения», «Большая часть людей в отличие от меня считает общение в социальных сетях лучше реального», «Общение в интернете, это бесполезная трата времени». На основании этих данных можно утверждать о негативном отношении мужчин к социальным сетям, как к средству коммуникации.
45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
1 ■_ 1 .
I tr I п D
1 с д □ Т1 п П
1 с □ || L 1 ■ г
II II П1 1 ■ II ш 1
17-20 лет 21-30 лет 31-53 лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Рисунок 4. Распределение мифов по возрастным группам
Как видно на Рисунке 4, частота встречаемости мифа сильно зависит
от возраста испытуемых. В частности необходимо выделить возрастную группу 31-53 лет, из-за большой разницы с остальными группами.
По возрасту, все испытуемые были разделены на три группы 17-20 лет(42 человека), 21-30лет (40 человек), 31-53 лет (28 человек).
У группы, чей возраст составлял 17-20 лет (42 человека), наблюдается относительно малое количество мифов. Исключениями являются «За всеми страницами и переписками ведется слежка силовых структур» и «В социальных сетях отсутствует эмоциональность». Присутствие первого мифа обуславливается тем, что именно эта возрастная группа в основном является пользователями Telegram, на фоне новостей о котором миф получил распространенность. Второй миф связанный с недостатком эмоциональности в социальных сетях, предположительно имеет сильную выраженность у данной группы, из-за большого количества проводимого время за виртуальным общением (до 6 часов в день).
Возрастная группа 31 -53 лет, имеет самое большое количество негативных представлений об общении в социальных сетях. Многие из испытуемых данной группы, указывали на использование социальных сетей исключительно для работы, а время, проводимое в них, варьировалось от 5 минут до 1 часа в день.
На основании исследования мифов и мифологем коммуникативного процесса в социальных сетях, можно сделать вывод, что причиной их формирования, как правило, выступает недостаточная осведомленность, либо дезинформация. Исходя из возраста испытуемых, установлено, что деструктивные мифы присущи для возрастной группы 30-53 лет,
Использованные источники:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Альшевский, Я.В., Исследование: социальные сети лишают людей желания думать [Электронный ресурс]. https://tech.onliner.by/2014/02/05/ability-to-think (дата обращения 2018.02.13)
3. Андреев, Ю.С. За всеми переписками следят спецслужбы [Электронный ресурс]. https://www.iphones.ru/iNotes/533148 (дата обращения 2018.02.17)
4. Ларионова, С.О., Дегтярев А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. - 2013. -№2. - С. 234.
5. Лучинкина, А. И. Психология интернет-социализации личности / А.И. Лучинкина: монография / - Симферополь: ВД «АРИАЛ», 2013. - 356 с.
6. Лучинкина, А.И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве [Электронный ресурс]. https://psy.su/psyche/projects/1416/ (дата обращения 2018.04.17)
7. Скачкова, Н.Ф., Как социальные сети влияют на детей [Электронный ресурс]. http://school4you.ru/vlijanie-socsetej-na-detej/ (дата обращения 2018.02.17)
8. Шерковин, Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин,— М.: Мысль, -20014. -137c.
9. Herring S. Computer-mediated discourse analysis: An approach to researching online behavior // S. A. Barab, R. Kling, and J. H. Gray (Eds.), Designing for Virtual Communities in the Service of Learning. New York, 2015. P. 338-376.
10.Jeffrey, A. Two tests of social displacement through social media use [Электронный ресурс]. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1369118X.2018.14301627journalC ode=rics20 (дата обращения 2018.02.17)
УДК 159.9.072
Баженова Ю.А., к. пед. н.
доцент
кафедра возрастной и педагогической психологии
Пудовкина Ю.С. студент 5 курса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой профессионального самоопределения подростков. Приводится сравнительный анализ особенностей профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в семьях, и подростков-социальных сирот. Представлена характеристика методов и методик исследования. Предлагается подробное описание результатов эмпирического исследования выборки испытуемых.
Ключевые слова: подростки-социальные сироты, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональное развитие, профессиональное самосознание.
Bazhenova Yu.A, candidate of pedagogical Sciences associate Professor of the Department of age and pedagogical psychology
FSBEI " Orenburg state pedagogical University»
Russia, Orenburg Pudovkina Yu.S. student, 5th year
FSBEI "Orenburg state pedagogical University", Institute of pedagogy
and psychology
THE STUDY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENT SOCIAL ORPHANS
Abstract: the article deals with the issues related to the problem of