Психология
УДК 159.923
доктор психологических наук, профессор,
декан факультета психологии Черный Евгений Владимирович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); аспирант факультета психологии Лучинкина Ирина Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь), преподаватель кафедры психологии
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С ДЕСТРУКТИВНЫМИ ТИПАМИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье приведена типология деструктивного поведения личности в интернет-пространстве. В основе типологии - раскрытие особенностей когнитивных искажений и аффективных состояний. Описана часть обширной программы психологического сопровождения коммуникативного поведения пользователей в интернет-пространстве, базирующаяся на теории и практике когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Определены различия в психокоррекционном воздействии на пользователей, ведущих провокативную деятельность, склонных к провокативной деятельности, приписывающих себе ведение провокативной деятельности в интернет-пространстве.
Ключевые слова: интернет-пространство, интернет-пользователи, деструктивное поведение, когнитивные искажения, психокоррекция.
Annotation. The article presents a typology of the destructive behavior of the individual in the Internet space. The basis of typology is the disclosure of the features of cognitive distortions and affective states. It describes a part of an extensive program of psychological support for the communicative behavior of users in the Internet space, based on the theory and practice of cognitive-behavioral psychotherapy. Differences in psychocorrectional impact on users leading provocative activities, prone to provocative activities, and attributing to themselves provocative activities in the Internet space are identified.
Keywords: Internet space, Internet users, destructive behavior, cognitive distortions, psychocorrection.
Введение. Стремительно ворвавшийся в жизнь современного человека интернет преобразовал пространство, время, виды и средства социальных коммуникаций. Новые формы передачи и получения информации существенно повлияли не только на взаимодействие, но и усилили возможности воздействия, направленного на реализацию различных целей. В том числе, не всегда конструктивных. Если раньше личностные особенности психологически и даже психически нездоровых людей были проблемой для их ближайшего окружения, то теперь бремя последствий психологических травм или разного рода личностных патологий, психических расстройств приходится нести множеству людей. Ксенофобия и нетерпимость разной направленности (расовая, этническая, религиозная, политическая, гендерная) опредмечивается в интернет-пространстве в форме агрессивных статей, постов в социальных сетях. И вызывает соответствующую реакцию. Замкнутый круг фэйков, троллинга, кибербуллинга охватывает людей и затягивается на их человечности как лассо на шее мустанга. Девиантное, а то и преступное поведение в реальной жизни нередко является прямым или косвенным следствием пребывания в виртуальном пространстве [4, 5].
Необходимость психологического исследования особенностей коммуникативного поведения личности в виртуальном пространстве заключается в выявлении его когнитивных, мотивационных и аффективных факторов [3]. Несмотря на то, что проблематика коммуникативного поведения в интернет-пространстве получила достаточно широкое освещение в психологической литературе [6], за рамками исследований осталась целостная картина коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве, в том числе феномен деструктивного коммуникативного поведения, его когнитивные особенности, типология и коррекция.
Цель статьи заключается в описании типологии деструктивного коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве, а также возможностей коррекции когнитивных искажений и аффективных состояний, определяющих такое поведение.
Изложение основного материала статьи. Эмпирическая модель исследования разработана исходя из ряда известных теоретических оснований. Структура коммуникативного поведения (в том числе, в интернет-пространстве) включает следующие компоненты:
а) направленность поведения (в Сети),
б) мотивационная составляющая,
в) когнитивная составляющая,
г) аффективная составляющая.
Относительно перечисленных компонентов были обозначены измеряемые характеристики и аргументировано применение известных и валидных методик. Относительно когнитивной составляющей за неимением соответствующей методики, И.С. Лучинкиной был разработан оригинальный авторский опросник «Когнитивные искажения в ходе интернет-общения» (таблица 1).
Эмпирическая модель исследования
Составляющая коммуннкатнв ного поведения Измеряемые характеристики Методики
Направленность коммуникатикн ого поведения в сети Время нахождения б Сети Анализ самэотчетов пользователей, авторская анкета
Направленность коммуникативного поведения б с ети Методика A3 Лучинхннон «Личность в виртуальном пространстве»: анкетирование: контент-аналих: незаконченные предложения
Мотив анионная составляющая Мотивы пребывания в Сети: мотив межличностных взаимодействии МвТО ГтЬ'П А TT .TT^-rTTTHVHlTilFr «Личность в виртуальном пространстве»: методика Е.П. Ильина «Выявление осознанности различных компонентов м^лшва»; методика С.Л. Братченко ■^Направленность личности в общении».
Когнитивная составляющая Коммуникативная установка Установки в отнсшении к провокатнЕному контента Авторский опросник ■^Когнитивные искажения в ходе ннтернет-оощешш»; авторский опросник -уОтношение к трошшнгу»
Аффективная составляющая Коммуникативная установка, уровень рефлексивности психические состояния (трево;*:нсстъ. фрустрация, агрессивность, ригидность) Методика B.B. Бойко ■л Диагностика коммуникативной установки»; Методика A.B. Карпова üДиагностика уровня разЕития рефаекснвности»: Методика Г. Айэенка «Самооценка психических состояний»
Анализ и статистическая обработка полученных данных проведена с применением дисперсионного и кластерного анализа.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 18 до 25 лет (1130 человек). Исследование проводилось в реальном пространстве (490 человек) и в виртуальном пространстве (640 человек).
В ходе исследования нами были выявлены 4 типа конструктивного и 3 типа деструктивного коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве.
В настоящей статье приводим только типологию деструктивного поведения (таблицу 2).
Типы деструктивного коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве
Тип коммуннкатн вн ого поведения (в абсолютных я не лак) Направленность коммуникативного поведения Составляющие
Мотива-цнонная (мотив пребывания в сети) Когнитивная (когнитивные искажения) Аффективная (психические состояния, коммуникативная установка)
Радикалы (220 человек) Ненормативная (220 человек) Мотив воплощения в роль Обесценивание позитивного, мысленный филыр: сверхгенерализация Ригидность, завуалированная жестокость в отношениях к людям
Провокаторы (200 человек) Ненормативная (134 человека) Мотив репликации Дихотомическое мышление Агрессивность, отрыгал жестокость в отношениях к людям
Паникеры (217) Ненормативная (56 человек) Мотив личного пространства Катастрофиза- II ня Тревожность, обоснованный негативизм в суждениях о людях
1. «Радикалы» (220 человек): ведут провокативную деятельность в интернет-пространстве от лица существующего героя или персонажа; обесценивают позитивные стороны текущих ситуаций, отказываются воспринимать некоторые рациональные идеи, склонны преувеличивать и предугадывать будущее, опираясь на небольшое количество фактов. Пользователям присущи неподвижность суждений, имплицитная агрессия по отношению к другим пользователям.
2. «Провокаторы» (134 человека): склонны вести провокативную деятельность в интернет-пространстве, одновременно создавать несколько персональных страниц в социальных сетях (основную и фейковую); новостной контент оценивают в черно-белом варианте. Характерны проявления агрессивности, эксплицитной жестокости по отношению к другим пользователям
3. «Паникеры» (56 человек): приписывают себе ведение провокативной деятельности в интернет-пространстве, стремятся создавать свой отдельный виртуальный мир, чаще закрытый; склонны к преувеличению значимости событий и предугадыванию возможных вариантов развития событий. Пользователям свойственны проявления тревожности, негативизма.
В зависимости от типа деструктивного коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве программа психологического сопровождения включала один или два коррекционных модуля: модуль коррекции аффективных состояний (негативной коммуникативной установки, выраженных агрессивности, ригидности, тревожности, фрустрированности) и модуль когнитивной коррекции. Основным инструментом коррекционной работы стали методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии [1, 2].
Коррекция когнитивных искажений:
1. В группе «радикалов» (16 человек) происходила коррекция выраженных когнитивных искажений по типу обесценивания позитивного, мысленного фильтра, сверхгенерализации с помощью следующих основных методов: сократовского диалога, рационально-эмотивной ролевой игры, переформулирования, домашнего задания.
2. В группе «провокаторов» (63 человека) происходила коррекция когнитивных искажений по типу дихотомического мышления с помощью: ролевой игры, бланков самонаблюдения, элементов поведенческого тренинга, реатрибуции (другой взгляд), когнитивного континуума, падающей стрелы («И что?»).
3. В группе «паникеров» (51 человек) осуществлялась коррекция тенденций к когнитивным искажениям по типу катастрофизации с помощью: трансформации дисфункциональных мыслей в конструктивные представления с помощью наводящих вопросов, декатастрофизации («что если?»), техники когнитивного реконструирования, техники «Доказательства того, что мышление определяет эмоции».
Коррекция аффективных состояний:
1. При реализации данного модуля в группе «радикалов» осуществлялась коррекция выраженной ригидности и завуалированной жестокости по отношению к людям в индивидуальной и групповой форме с помощью техник: расшатывания убеждений, моделирования значимых ситуаций с последующим принятием решений, когнитивных карт, техники опровержения, контрутверждения.
2. В группе «провокаторов» осуществлялась коррекция агрессивности и открытой жестокости по отношению к людям в индивидуальной и групповой форме с помощью техник: инокуляции агрессии (участникам предлагалось представить ситуации, вызывающие агрессию и определить доступные методы работы с ней), техники шкалирования, триады самоконтроля.
3. В группе «паникеров» осуществлялась коррекция тревожности и обоснованного негативизма в суждениях о людях в индивидуальной и групповой форме с помощью техник: «наводнение», систематической десенсибилизации, элементов поведенческого тренинга.
Анализ результатов проведенных программ психологического сопровождения обнаружил их эффективность для каждой из групп (таблица 3).
Таблица 3
Динамика показателей коммуникативного поведения пользователей с деструктивной
коммуникацией
Параметры Радикалы (16 человек) Провокаторы (53 человека) Паникеры (51 человек)
Когнитивные искажения ДО после до после ДО после
Дихотомическое мышление 63 26
Катастрофизация 51 13
Мысленный фильтр 16 13
С верхгенератш ацня 16 12
Обесценивание позитивного 16 9
К ом и у не кат и в н ая установка
Завуалированная жестокости в отношениях к людям 16 6
Открытая жестокости в отношениях к людям 63 22
Обоснованный негативизм е суждениях 51 12
Психические состояния
Ригидность 16 9
Агрессивность 63 27
Тревожность 51 17
Во всех трех группах выборки психокоррекционное воздействие эффективнее осуществлялось в онлайн-пространстве, поскольку респонденты из группы ведущих провокативную деятельность, а также из группы склонных к провокативной деятельности, общаясь через социальную сеть Вконтакте, оказывали меньшее сопротивление и не проявляли явную агрессивность. Респонденты, приписывающие себе ведение провокативной деятельности, отмечали, что работа с психологом в режиме онлайн вызывает меньше тревоги, больше доверия и желания сотрудничать.
Выводы. В итоге реализации программы психологического сопровождения наблюдаются значительные конструктивные изменения в когнитивных и аффективных характеристиках коммуникативного поведения личности. Так, уровень когнитивных искажений снижается, а некоторые искажения исчезают полностью. Снижаются также уровни тревожности и агрессии, становятся более адекватными коммуникативные установки и восприятие троллинга.
Литература:
1. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. - СПб.: Питер, 2019. - 448 с.
2. Бек А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек, Б. Шо, А. Раш. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
3. Лучинкина И.С. Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве [Электронный ресурс] / И.С. Лучинкина // Научный результат. Педагогика и психология образования - 2018. — т.4, №3. - Режим доступаhttp://rrpedagogy.ru/joumal/annotation/1471/. - (Дата обращения: 05.11.2018).
4. Лучинкина А. И. Психология человека в Интернете / Лучинкина А. И. - К.: ООО «Информационные системы», 2012. - 200 с.
5. Лучинкина А. И. Троллинг в интернет-пространстве как результат девиантной интернет-социализации/ А. И. Лучинкина // Научный результат. - 2017. - Режим доступа: http:// rreconomic.ru/j ournal/annotation/1401/
6. Солдатова, Г. У. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста / Г. У. Солдатова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 48 с.