Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕНИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕНИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / INTERNET SOCIALIZATION / COMMUNICATIVE INSTALLATIONS / CONSTRUCTIVE INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадраклы Б. Д.

В статье рассматриваются конструктивные установки в социальных сетях, формирующиеся у интернет пользователей. Выявлены самые распространенные конструктивные установки, такие как: «общение в социальных сетях, дает возможность узнать новости», «общаясь в социальных сетях люди более уверение, чем при реальном общении», «социальные сети дают возможность самореализации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE INSTALLATIONS OF YOUTH IN COMMUNICATION IN SOCIAL NETWORKS

The article deals with constructive installations in social networks that are formed by Internet users. The most widespread constructive installations are revealed, such as: "communication in social networks, gives an opportunity to learn news", "social networks allow self-realization", "social networks allow self-realization".

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕНИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

УДК 159.9.072.422

Бадраклы Б.Д. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕНИИ В

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются конструктивные установки в социальных сетях, формирующиеся у интернет пользователей. Выявлены самые распространенные конструктивные установки, такие как: «общение в социальных сетях, дает возможность узнать новости», «общаясь в социальных сетях люди более уверение, чем при реальном общении», «социальные сети дают возможность самореализации».

Ключевые слова: интернет-социализация, коммуникативные установки, конструктивные установки.

Badrakli B.D.

Student

4 course, faculty "Psychology and pedagogical" Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol CONSTRUCTIVE INSTALLATIONS OF YOUTH IN COMMUNICATION IN SOCIAL NETWORKS

Annotation. The article deals with constructive installations in social networks that are formed by Internet users. The most widespread constructive installations are revealed, such as: "communication in social networks, gives an opportunity to learn news", "social networks allow self-realization", "social networks allow self-realization".

Key words: Internet socialization, communicative installations, constructive installations.

Постановка проблемы. Осуществляя взаимодействия в социальных сетях, человек переносит в них свои психологические особенности, часть из которых трансформируется в связи с изменением среды с реальной, на виртуальную [5, 6].

Перейдя в виртуальной пространство, коммуникативная установка личности являет собой все ту же благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [1]. Коммуникативные установки в общении в социальных сетях формируется на основании уже имеющегося опыта общения в сочетании с новым опытом виртуального общения [2].

Изучение коммуникативных установок в общении молодежи в

социальных сетях позволит определить особенности их формирования в виртуальном пространстве, что в свою очередь будет способствовать определению способов предотвращения формирования девиантных коммуникативных установок.

Основное изложение материала. Для исследования коммуникативных установок в социальных сетях, нами была разработана анкета девятью незаконченными предложениями. В ходе исследования 110 испытуемых возрастом от 17 до 50 лет нами были выявлены конструктивные установки коммуникации в социальных сетях: «общение в социальных сетях, дает возможность узнать новости», «социальные сети экономят время, уделяемое на общения», «в социальных сетях присутствует свобода слова», «общаясь в социальных сетях люди более уверение, чем при реальном общении», «социальные сети дают возможность самопрезентации», «в социальных сетях много лжи», «выстроить желаемый образ себя». В отличии от мифов, количество выявленных конструктивных установок значительно меньше, однако они имеют большую частоту встречаемости.

Рассмотрим выявленные конструктивные установки более подробно:

1.«Общение в социальных сетях, дает возможность узнать новости». Данная установка может восприниматься двумя образами: социальные сети, как источник для получения общественных новостей, и как источник получение новостей о личном состоянии близких людей. Установка является одной из самых выраженных (40%) среди всех. Это связано с тем, что в социальных сетях имеется большое количество новостных сообществ, освещающих общественные события, научные открытия с разных позиций, именно их публикации и являются объектом обсуждения. Также необходимо отметить, что данная установка больше выражена у женщин (46%), возрастных групп 17-20 лет (47%) и 21-30 лет (42%).

2. «Социальные сети экономят время, уделяемое на общения». Установка считается конструктивной, благодаря ряду особенностей коммуникации в социальных сетях, как дистанцированность, гипертекстовости, полифоничности, поликультурности и интерактивным возможностям [3]. Данное выражение преимущественно употреблялось старшей возрастной группой (28%), большая часть, из которых указывала на использование социальных сетей только в рабочих целях.

3. «Общаясь в социальных сетях люди более уверение, чем при реальном общении». К данной установке были отнесены такие ответы испытуемых, в отношении общения в социальных сетях, как: «в соцсетях можно выражать свои чувства», «можно говорить, что на душе», «люди чувствуют раскрепощенность» и т.д. Установка является самой распространенной (42%), и связана с такой особенностью интернет-коммуникации, как снижение коммуникативного контроля, вследствие которого в общении больше проявляется спонтанность, открытость и эмоциональность. Также это может быть связано и с другими особенностями, в частности с дистанцированностью и анонимностью. В

случае анонимности при общении, уровень коммуникативного контроля минимален. Нами было установлено, что данная установка в большей степени присуща мужчинам (47%) возрастной группы 17-20 лет (54%).

4. «В социальных сетях много лжи». Установка считается конструктивной, в связи с отсутствием проверки на подлинность информации публикуемой в социальных сетях. Неправдивую информацию можно условно разделить на три вида: фейковые новости, неверные данные о себе, лож при непосредственной коммуникации с другими. Социологическое исследование показало, что более половины пользователей публикуют о себе заведомо ложную информацию. Например, количество людей распространяющих неверные сведения о своем имени и возрасте -29%, семейном положении - 23%, внешности и увлечениях - 22%, музыкальных и художественных пристрастиях и способностях - 18%, уровне образования, месте обучения и путешествиях - по 17%, месте проживания, месте работы, занимаемой должности - по 15%, профессии, сексуальных отношениях - по 14%, уровне доходов и национальности - по 13% [3]. Ранее учеными было установлено, что ложные (фейковые) новости распространяются на 70% быстрее, чем правдивые и достоверные. Данное убеждение в большей степени присутствует у женщин (29%), и у группы возрастом от 21-30 лет (32%). Следовательно, распространенность ложной информации, напрямую зависит от основной аудитории социальной сети [4].

5) «Социальные сети дают возможность самореализации», «выстроить желаемый образ себя». Данные конструктивные установки, основываются на возможности задержки время ответа в ходе коммуникации в социальных сетях и возможности создания альтер-эго либо искажения собственного образа. Все это позволяет пользователю самореализоваться по средствам повышения личного рейтинга. Установка не имеет яркой выраженности, у какой либо из групп [7].

6) «В социальных сетях присутствует свобода слова». Установка является конструктивной, из-за возможности анонимного общения и использования VPN сервисов. Однако она является конструктивной лишь в отношении межличностного общения. Если же говорить о свободе слова в массовом распространении информации, которая является противозаконной, то она отсутствует. Исключая те случаи, когда пользователи используют социальные сети или другие ресурсы интернет-коммуникации, не подающиеся блокировке. Данная установка в меньшей мере присутствует у возрастной группы 31-51 лет.

Рассмотрим более подробно общую выраженность выделенных конструктивных установок коммуникации в социальных сетях в исследуемых группах.

Распространенность конструктивных установок

I количество людей

1

2

3

4

5

6

Рисунок 5. Распространенность конструктивных установок

Как видно на Рисунке 5, наиболее распространенными конструктивными установками, являются «общение в социальных сетях, дает возможность узнать новости» и «общаясь в социальных сетях люди более уверение, чем при реальном общении». Испытуемыми отмечалось, что самой привлекательной стороной в обмене новостями и информацией в целом, являются интерактивные возможности, поскольку они позволяют передавать информацию с минимальным ее искажением.

Наименее распространена установка «В социальных сетях присутствует свобода слова». Она является противоположностью мифу «За всеми страницами и переписками ведется слежка силовых структур». Конструктивность обоих утверждений зависит от особенностей социальных сетей.

50,00%% 40,00%% 30,00%% 20,00%% 10,00%% 0,00%%

1 ■

1

л 1

с 1 . 1

1

Мужчины Женщины

1

2

3

4

5

6

Рисунок 6. Распределение конструктивных установок по гендеру

Как видно на Рисунке 6, установлена зависимость между частотой встречаемости конструктивной установки и полом испытуемого. У женщин, значительно чаще, чем у мужчин встречаются такие представления, как: «Общение в социальных сетях, дает возможность узнать новости» и «в социальных сетях много лжи». Обе установки преимущественно встречаются у женщин возрастных групп от 17 до 30 лет. При этом женщины, в отличие от мужчин, в большинстве случаев указывали на интерес к новостям из жизни других людей.

У мужчин чаще, чем у женщин встречаются установки «Общение в социальных сетях более уверенное, чем в реальности» и «в социальных сетях

присутствует свобода слова». Причина такой частоты встречаемости, требуют дальнейших исследований.

60,00% 50,00% 40,00%% 30,00%% 20,00%% 10,00%% 0,00%

17-20 лет

121-30 лет

131-50 лет

1

2

3

4

5

6

Рисунок 7. Распределение конструктивных установок по возрастным группам

Как видно на Рисунке 7, возраст испытуемых, влияет на наличие у них тех или иных установок. Установлено, что конструктивные убеждения чаще встречаются у испытуемых возрастом 17-30 лет.

На основании исследования конструктивных установок в общении в социальных сетях, можно сделать вывод, что их формирование происходит на основании особенностей интернет-коммуникации. Также установлено, что конструктивные установки чаще встречаются у испытуемых возрастом 17-30 лет.

Использованные источники:

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2009. - 154 с

3. Казанская, И. К научному пониманию феномена Интернета // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. науч. тр. МИГУ. М., С. 145-146.

4. Кирьякова Н. А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 161-168.

5. Лучинкина, А. И. Психология интернет-социализации личности / А.И. Лучинкина: монография / - Симферополь: ВД «АРИАЛ», 2013. - 356 с.

6. Лучинкина, А.И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве [Электронный ресурс]. https://psy.su/psyche/projects/1416/ (дата обращения 2018.04.17)

7. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». - 2015. - Т. 24. - С. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.