Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина Ирина Сергеевна, Малюженко Полина Алексеевна, Блажкун Злата Владиславовна

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования психофизиологических особенностей виртуальной деятельности личности, в том числе когнитивной и коммуникативной. В рамках когнитивной виртуальной деятельности рассмотрены когнитивные стили при решении когнитивных задач. Приведен сравнительный анализ особенностей когнитивных особенностей деятельности личности в реальном, виртуальном пространстве и дополненной реальности. В рамках коммуникативной деструктивной деятельности в интернет-пространстве рассмотрены психофизиологические и психологические особенности жертв кибербуллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CORRELATES OF VIRTUAL PERSONALITY ACTIVITY

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychophysiological characteristics of a person's virtual activity, including cognitive and communicative. Within the framework of cognitive virtual activity, cognitive styles are considered in solving cognitive tasks. A comparative analysis of the peculiarities of the cognitive characteristics of a person's activity in real, virtual space and augmented reality is presented. Within the framework of communicative destructive activity in the Internet space, the psychophysiological and psychological characteristics of cyberbullying victims are considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Психология

159.91

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Лучинкина Ирина Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студент Малюженко Полина Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студент Блажкун Злата Владиславовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования психофизиологических особенностей виртуальной деятельности личности, в том числе когнитивной и коммуникативной. В рамках когнитивной виртуальной деятельности рассмотрены когнитивные стили при решении когнитивных задач. Приведен сравнительный анализ особенностей когнитивных особенностей деятельности личности в реальном, виртуальном пространстве и дополненной реальности. В рамках коммуникативной деструктивной деятельности в интернет-пространстве рассмотрены психофизиологические и психологические особенности жертв кибербуллинга.

Ключевые слова: виртуальная деятельность, когнитивные стили, кибербуллинг, дополненная реальность, психофизиология.

Annotation. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychophysiological characteristics of a person's virtual activity, including cognitive and communicative. Within the framework of cognitive virtual activity, cognitive styles are considered in solving cognitive tasks. A comparative analysis of the peculiarities of the cognitive characteristics of a person's activity in real, virtual space and augmented reality is presented. Within the framework of communicative destructive activity in the Internet space, the psychophysiological and psychological characteristics of cyberbullying victims are considered.

Keywords: virtual activity, cognitive styles, cyberbullying, augmented reality, psychophysiology.

Введение. В связи с увеличением роли интернета в жизнедеятельности личности, функциональные и инструментальные возможности виртуального пространства выросли. На первый план выходит возможность удовлетворения потребностей человека, в том числе в идентификации и самоутверждении.

Более того, интернет является пространством трансформации привычных видов деятельности в реальной жизни -коммуникативной и когнитивной. Как следует из статистических данных ВЦИОМ, наиболее активными пользователями интернет-пространства являются школьники и юноши. Также, более 67% россиян подросткового и юношеского возраста отметили, что значительное время в социальных сетях используют для коммуникации. Преимуществом коммуникации в социальных сетях является возможность поддерживать общение с большим количеством пользователей с различной географией. Однако, интернет-коммуникация как и реальная коммуникация имеет конструктивные и деструктивные формы. Согласно данным ВЦИОМ, более 40% подростков России ежедневно подвергаются кибербуллингу. По данным ВОЗ за 2015 год Россия заняла первое место по кибербуллингу в мире и остается лидером до сих пор.

Затянувшийся период пандемии и, как результат, цифровизация образования привели к переносу образовательно-когнитивной деятельности на виртуальные платформы. С одной стороны, цифровые пользователи отметили, что дистанционный формат является практичным и удобным в контексте экономии времени и ресурсов, с другой - респонденты отмечают более быстрое сенсорное утомление и выраженные вегетативные реакции в ходе дистанционного образования, чем в режиме реального пространства.

Проблемой является недостаточность исследований влияния виртуальной деструктивной коммуникативной и когнитивной деятельности человека на психофизиологические особенности его личности. Уточним, что исследование показателей физиологических реакций участников кибербуллинга, особенно жертв, а также когнитивных стилей при решении виртуальных задач позволят разработать целостную программу системы психологического сопровождения личности.

Целью статьи является анализ психофизиологических особенностей когнитивной и коммуникативной деятельности личности в интернет-пространстве.

Изложение основного материала статьи. Виртуальная деятельность личности представлена рядом составляющих -коммуникативной, когнитивной, мотивационной и аффективной.

Мотивационная составляющая представлена мотивами виртуальной деятельности. Согласно теории А.И. Лучинкиной, интернет-пользователь может реализовывать следующие мотивы в социальных сетях - потребительские и творческие. Потребительские мотивы представлены мотивами обозначенного присутствия, воплощения в роль, творческие - мотивами вклада, личного пространства, репликации. А.И. Лучинкина отмечает, что наиболее склонны к деструктивной коммуникации в сети интернет-пользователи со сниженными потребительскими мотивами. Именно пользователи этой группы могут быть участниками ситуации кибербуллинга в одной из ролевых позиций - преследователя, систематической жертвы или помощника преследователя [5].

Также, согласно исследованиям Лучинкиной И.С., интернет-пользователям, исходя из их мотивов виртуальной деятельности, могут быть присущи различные аффективные состояния - фрустрированность, агрессивность, ригидность эмоциональных реакций, тревожность. Ригидность в онлайн-коммуникации проявляется в равнодушии к негативному состоянию адресанта и утрате тонких эмоциональных дифференцировок. Агрессивность в онлайн-коммуникации проявляется в желании респондента перенести негативное состояние на адресанта, как результат, появлении спора, троллинга с ярко окрашенными оскорблениями или кибербуллинга [6, 7, 9].

Признавая значимость вышеизложенной концепции, отметим, что за рамками исследования остались психофизиологические особенности участников ситуации кибербуллинга, в том числе жертв.

Коммуникативная составляющая виртуальной деятельности представлена мотивом ведения коммуникации и коммуникативными установками интернет-пользователя. Согласно В.В. Бойко и И.С. Лучинкиной, интернет-пользователи, которым присущи завуалированная и открытая жестокость в отношениях к людям, негативизм, брюзжание, негативный личный опыт общения с окружающими склонны к деструктивной коммуникации в социальных сетях. Деструктивная коммуникация может быть реализована различными способами - троллингом, рофлингом, кибербуллингом [3, 8].

Более того, существует корреляционная связь между указанными типами коммуникативных установок и ригидностью мышления, сниженным уровнем показателей по когнитивному стилю открытость познавательной позиции. Однако, сравнительные исследования показателей когнитивных стилей при решении когнитивных задач в виртуальном пространстве практически не реализовывались [10].

Существующие исследования когнитивной составляющей можно объединить в несколько подходов. Во-первых, исследования когнитивной составляющей виртуальной деятельности включают в себя анализ восприятия и распространения информации в социальных сетях. Во-вторых, эти исследования акцентируют внимание на когнитивных искажениях интернет-пользователей. В ранних исследованиях мы опирались на классификацию когнитивных искажений А. Бека, раскрывая когнитивные особенности интернет-активной личности [1, 2].

Несмотря на существующие исследования и их актуальность, отметим, что не выявлены, однако нуждаются в изучении, особенности психофизиологических реакций личности при решении когнитивных задач и участии в кибербуллинге. Подобные исследования позволят прогнозировать личностные прогрессы или девиации интернет-пользователей.

Описание эмпирической выборки. В исследовании приняли участие 15 обучающихся общеобразовательных школ в возрасте 14-15 лет; 15 юношей в возрасте 18-22 лет. Стоит отметить, что дети подросткового возраста, принявшие участие в исследовании, являлись жертвами систематического преследования в интернет-пространстве - кибербуллинга.

Организация и методы исследования. Исследование состоит из двух блоков. В рамках первого блока с помощью авторской исследовательской анкеты выявлены жертвы кибербуллинга и их психофизиологические показатели. В рамках второго блока с помощью лабораторного теппинг-теста респонденты юношеского возраста были распределены в группы согласно показателям силы нервных процессов. Также на этом этапе проанализированы психофизиологические показатели при решении когнитивных задач в реальном и виртуальном пространстве, дополненной реальности.

Для исследования психологических особенностей жертв кибербуллинга были использованы следующие методы: авторская исследовательская анкета; авторская исследовательская анкета с ситуационными кейсами - для исследования реакций респондентов на ситуацию кибербуллинга.

Для исследования когнитивных особенностей при решении задач в реальном и виртуальном пространстве, дополненной реальности были использованы следующие методы: методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана в реальном и виртуальном пространствах, адаптированный вариант методики для дополненной реальности - для выявления импульсивности/рефлексивности когнитивного стиля; лабораторный вариант таблиц В. Шульте, виртуальный вариант таблиц В. Шульте, адаптированный вариант В. Шульте для дополненной реальности - для выявления особенностей переключаемости и распределения внимания; методика Дж. Струпа в реальном и виртуальном вариантах, когнитивная проба «Метод ассоциаций» для условий дополненной реальности - для выявления гибкости/ригидности когнитивного контроля.

Психофизиологические показатели на всех этапах эмпирического исследования выявлялись с помощью следующих методов: данные кариограммы - для измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС); тонометр - для измерения артериального давления (АД); термометр - для измерения температуры тела человека. Также были зафиксированы самоотчеты респондентов по общему состоянию самочувствия.

Для изучения особенностей решения когнитивных задач личностью в дополненной реальности проводился эксперимент с применением систем виртуальной реальности HTC VIVE PRO Eye.

Результаты исследования. В рамках первого блока с помощью авторской исследовательской анкеты были выявлены жертвы кибербуллинга. Так, выборку составили следующие типы жертв кибербуллинга (по Н. Виллард):

1. Жертвы, пережившие продолжительные домогательства и преследования (4 человека). Респонденты этой группы подвергались регулярным угрозам, кибер-атакам, частым публикациям дезинформации по поводу их личности.

2. Жертвы, пережившие очернение и распространение слухов в социальных сетях (7 человек). Респонденты этой группы подвергались публикациям их фото и переписок с целью унижения.

3. Жертвы, пережившие публичное разглашение их личной информации (4 человека).

Исследование физиологических особенностей жертв кибербуллинга проходило в два этапа. На первом этапе с помощью анализа самоотчетов респондентов, показателей кардиограммы, тонометра и термометра было определено общее самочувствие подростков. Так, жертвы кибербуллинга отметили, что их самочувствие находится в пределах нормы, состояние спокойное (53,33% от общего числа респондентов) и позитивное (46,67% от общего числа респондентов).

Показатели частоты сердечных сокращений варьировались от 71 уд/мин до 95 уд/мин. Показатели температуры тела -от 34,4 °C до 36,2 °C. Показатели артериального давления - от 119/80 мм рт. ст. до 140/90 мм рт. ст.

Далее с респондентами была проведена диагностическая беседа, направленная на выявление особенностей отношения к опыту кибербуллинга и сформированных глубинных установок после участия в нем (по модели А. Бека). Выявлено, что респондентам присущи глубинные установки неприятия (33,33%) и глубинные установки беспомощности (66,67%). Категория неприятия - человек считает, что если в его адрес был совершен кибербуллинг, то в этом есть его вина (установки - я плохой; у буллеров было за что зацепиться в моей личности). Категория беспомощности - человек считает, что он не мог/не сможет в повторной ситуации справиться с буллером и испытывает по этому поводу негативные эмоции (установки - я боюсь, что не смогу противостоять; ощущал беспомощность).

Также респондентам были предложены видео, связанные с кибербуллингом и ситуации кибербуллинга для анализа. Пример ситуации:

В одном из колледжей Симферополя произошел неприятный случай. Девушка (16 лет) решила прекратить отношения с молодым человеком. Отношения у них были доверительные и девушка планировала дальнейшую жизнь именно с этим человеком.

Однако, молодой человек изменил девушке, после чего, допустим, Анна (вымышленное имя) написала ему сообщение о разрыве.

Молодой человек решил отомстить девушке и выложил все ее личные фотографии, переписки с ней в сеть. Более того, он дал ссылки на ее виртуальные страницы и личный номер телефона. Информацию парень отправил в 20 интернет-сообществ Симферополя и приватные данные посмотрели более 40000 человек, в том числе люди, которые учились с девушкой вместе. Реакция была различная, но в большей степени - звонки и оскорбления от посторонних людей, дальнейшее распространение информации. Несколько подруг девушки отказались с ней поддерживать дальнейшие отношения и осуждали ее. Многие в этой ситуации сочли девушку «испорченной».

В дальнейшем девушка стала работать с психологом, психиатром. Больше информации, к сожалению, нет.

В ходе погружения респондентов в ситуацию кибербуллинга были зафиксированы достоверные изменения по психофизиологическим показателям стресса (Рисунок 1).

13

11

9

7

5

3

-1 Показатели АД Показатели °С Показатели ЧСС

■ Снижение I Повышение

Рисунок 1. Вегетативные показатели жертв кибербуллинга

Так, у 7 респондентов отмечается снижение показателей артериального давления (минимальный показатель - 121/69 мм рт. ст.), 8 респондентам присуще снижение температуры тела при включении в ситуацию кибербуллинга (минимальный показатель - 34 °С). Также выявлено, что 9 респондентам свойственно снижение показателей частоты сердечных сокращений (минимальный показатель - 75 уд/мин).

Статистический анализ результатов исследований при помощи пакета SPSS-23 показал наличие достоверных различий по вегетативным показателям до и после включения жертв кибербуллинга в ситуацию кибербуллинга (Шмп. = 92,378 при икрит. = 99, для уровня значимости 0,05). При анализе самоотчетов респондентов выявлено, что в процессе эмпирического исследования респонденты отметили неприятные ощущения в области груди (жжение), а также дискомфорт в теле, особенно в области головы и сердца. Стоит отметить, что респондентам этой группы, в большей степени, присуща категория глубинного убеждения по типу беспомощности.

В ходе эмпирического исследования выявлены жертвы кибербуллинга с повышением показателей частоты сердечных сокращений (максимальное значение - 130 уд/мин), температуры тела (максимальное значение - 37,1 °С), артериального давления (максимальный показатель - 144/89 мм рт. ст.).

Статистический анализ результатов исследований при помощи пакета SPSS-23 показал наличие достоверных различий по вегетативным показателям до и после включения жертв кибербуллинга в ситуацию кибербуллинга (Шмп. = 91,259 при икрит. = 99, для уровня значимости 0,05). При анализе самоотчетов респондентов выявлено, что в процессе эмпирического исследования респонденты отметили мышечное напряжение, боль в сердце, слезы, сердцебиение, бледность, недостаток кислорода. Стоит отметить, что респондентам этой группы, в большей степени, присуща категория глубинного убеждения по типу неприятия.

В рамках второго блока исследованы психофизиологические корреляты при решении когнитивных задач в виртуальном пространстве респондентами юношеской выборки. Исследование физиологических коррелятов при решении когнитивных задач проходило в два этапа.

На первом этапе с помощью анализа самоотчетов респондентов, показателей кардиограммы, тонометра и термометра было определено общее самочувствие респондентов юношеского возраста. Так, респонденты отметили, что их самочувствие находится в пределах нормы. Показатели частоты сердечных сокращений варьировались от 90 уд/мин до 97 уд/мин. Показатели температуры тела - от 36,0 °С до 36,2 °С. Показатели артериального давления - 118/82 мм рт. ст. до 121/90 мм рт. ст.

Выявлены респонденты с сильным типом нервной системы (66,67%) и респонденты со среднеслабым типом нервной системы (33,33%). Результаты исследования когнитивных стилей представлены на Рисунке 2.

13

11

1 Импульсивый КС Рефлексивный КС Переключаемостъ Гибкий КС Ригидный КС

внимания (высокая)

■ Реальное пространство ■ Виртуальное пространство иДополненная реальность

Рисунок 2. Результаты исследования показателей когнитивных стилей

Так, наиболее значимые показатели изменения вегетативных реакций отмечены при выполнении когнитивных задач в виртуальном пространстве. У респондентов увеличивается температура тела, частота сердечных сокращений. Статистический анализ результатов исследований при помощи пакета SPSS-23 показал наличие достоверных различий по вегетативным показателям при решении когнитивных задач в реальном и виртуальном пространстве, дополненной реальности (Н-критерий, для уровня значимости 0,05).

Стоит отметить, что при выполнении когнитивных задач в виртуальном пространстве ряд респондентов, ранее демонстрирующих рефлексивный когнитивный стиль, показали импульсивный. Аналогичная трансформация при решении когнитивных задач в виртуальном пространстве произошла с переключаемостью внимания (показатели ухудшились) и гибким когнитивным стилем (сдвиг на ригидный), Н-критерий, для уровня значимости 0,05. Мы предполагаем, что подобные изменения могут происходить у интернет-пользователей с высокой виртуальной инструментальной компетентностью. Автоматизированные действия в виртуальном пространстве позволяют успешно ориентироваться в известных интернет-локациях, однако, значительно затрудняют ориентацию в новых.

Интересны результаты самоотчетов респондентов о состоянии здоровья. Так, при решении когнитивных задач в реальном и виртуальном пространстве юноши отметили, что общее самочувствие - в пределах норма. Однако, после прохождения когнитивных проб в дополненной реальности получены следующие типы реакций:

1. При сильном типе нервной системы: раздражение при демонстрации ярких цветов, заторможенность, боль в висках, реальные голоса и обращения воспринимаются как отделенные.

2. При среднеслабом типе нервной системы: отрешенность, рассеянность внимания, трудности в переходе с дополненной реальности на объективную реальность.

Выводы:

1. Подросткам, у которых отмечаются снижения показателей давления, температуры, частоты сердечных сокращений при погружении в ситуацию кибербуллинга присуща глубинная категория когнитивных установок по типу беспомощности. Подросткам, которым присуще повышение вегетативных показателей в аналогичной ситуации, присуща глубинная категория когнитивных установок по типу неприятия.

2. При переходе из реального пространства в виртуальное могут изменяться когнитивные стили в деятельности личности. Так, при выполнении когнитивных задач в виртуальном пространстве ряд респондентов показали импульсивный когнитивный стиль вместо продемонстрированного в реальном пространстве рефлексивного, ригидный когнитивный стиль вместо гибкого и сниженные показатели переключаемости внимания.

Литература:

1. Александров А. А. Современная психотерапия. - СПб.: Академический проект, 1997. - 335 с.

2. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб.: Питер, 2019. - 448 с.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

4. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. - М., 2000. - С. 133-143.

5. Лучинкина А.И. Особенности социализации интернет-пользователей / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. - № 2 (4). - С. 137-140.

6. Лучинкина И.С. Особенности поведенческой составляющей интернет-социализации личности // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2017.

- С. 113-116.

7. Лучинкина И.С. Психологические механизмы коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2017. - № 4 (10). - С. 151-154.

8. Лучинкина И.С. Типология коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2018.

- С. 165-171.

9. Лучинкина И.С. Этнотроллинг в социальных сетях // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2016. - С. 108-112.

10. Лучинкина И.С. Этнотроллинг как девиантное коммуникативное поведение в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КИПУ, 2016. -С. 86-91.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Лучинкина Анжелика Ильинична

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); преподаватель Коршак Анна Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье обсуждаются психологические проблемы гражданской активности молодежи. Авторы в качестве переменных гражданской активности рассматривают отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личную инициативность и заинтересованность в жизни общества. Приводятся результаты проведения авторских опросников по выявлению гражданской активности личности. Проведенный факторный анализ подтвердил предположение о существовании разных типов гражданской активности. В ходе исследования выявлены причины низкой гражданской активности личности.

Ключевые слова: гражданская активность, молодежь, гражданское общество, личность, общество

Annоtation. The article discusses the psychological problems of youth civic engagement. The authors consider the attitude to power, a sense of patriotism, participation in public activities, attitude to public life, personal initiative and interest in the life of society as variables of civic activity. The results of the author's questionnaires to identify the civic activity of the individual are presented. The conducted factor analysis confirmed the assumption about the existence of different types of civic activity. The study revealed the reasons for the low civic activity of the individual.

Keywords: civic engagement, youth, civil society, personality, society

Введение. Гражданская активность - это осознанное, добровольное, активное участие личности в жизни общества. Понятие гражданской активности напрямую связано с понятием гражданское общество, так как развитие институтов гражданского общества невозможно без активного участия жителей регионов и страны в целом. Формирования гражданского общества обусловлено формированием прочного и тесного контакта между властью и населением.

Семенюк Л.М. исследуя проблему гражданской активности личности в современном обществе пришла к выводу, что гражданская активность - это активность особого рода, связанная с социальными нормами жизни. Гражданская активность представляет собой сложную динамическую структуру, состоящую из множества характеристик, и степени проявления [7].

Артюхович Д.В. исследует проблему гражданской активности в социально -философском аспекте. По его мнению, гражданская активность проявляется в двух формах конструктивной (общественно полезной) и деструктивной (социально опасной). Исследователь отмечает важную роль молодежи в развитии конструктивной гражданской активности и считает, что на сегодняшний день именно молодое поколение способно сформировать активную гражданскую позицию в обществе [2].

Мы считаем, что на направленность гражданской активности в конструктивную или деструктивную сторону влияют такие характеристики, как отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личная инициативность и заинтересованность в жизни общества.

Андреева Ю.В. и Костерина И.В. в своем исследовании проблемы гражданской активности молодежи пришли к выводу о том, что гражданская активность молодежи развивается в двух направлениях. Первое - это понимание гражданской активности в контексте личного пользования, то есть для себя, второе - это гражданская активность направленная на других, то есть на общество [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследованиях А.И. Лучинкиной сделан акцент на основные личностные маркеры, характерные гражданину, в том числе, гражданскую активность, гражданскую идентичность, мотивацию гражданственности, уровень доверия к власти, гражданский патриотизм, уровень толерантности, сформировавшиеся социальные и политические установки. Анализируя особенности гражданской активности в молодежной среде, автор отмечает стремление молодых людей к ценностям универсализма [4, 5, 6].

В исследовании отмечено, что крымская молодежь тяготеет к ценностям универсализма, что включает в себя толерантность к другим и стремление к неконфликтным коммуникациям; доброты, что содержит в себе неконфликтность и толерантность. Уменьшилось количество молодежи, выбирающих в качестве ведущей ценности безопасность (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье). Наблюдается увеличение количества респондентов, имеющих высокий уровень доверия к власти.

Рассматривая первый вариант можно выделить следующие проявления форм гражданской активности, связанные с личной самореализацией: участие спортивных мероприятиях, досуговая деятельность, участие в общественных движениях с целью получения новых знаний, умений и навыков, которые в будущем могут пригодиться для карьерного роста, или участие в общественных движениях с целью карьерного роста в рамках данного направления.

Второй вариант гражданской активности более сложный и направлен не на себя, а во вне, что требует от личности большей мотивации и желания изменить социум. Формой проявления такой активности будет участие в общественно-значимых мероприятиях, целью которых является реальное изменения жизни в регионе. Такой вариант активности может быть, как конструктивным, например, участие в экологических акциях, так и деструктивным участие в пикетах митингах. Возрастной особенностью юношеского возраста является неопределенность и поиск себя и своего места в обществе, этим умело манипулируют «недобросовестные» общественные движения привлекая молодых людей к участию в деструктивных формах проявления гражданской активности.

Атабиева З.А. определяет молодежный активизм, как форму социализации молодежи и включенное обучение социальным навыкам. Российская стратегия повышения гражданской активности молодежи должна быть направлена на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.