ББК 71.0
МИФОТВОРЧЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
О.В. Екимова, Л.Я. Курочкина
В работе рассмотрены особенности функционирования мифов в современном мире, проанализированы взгляды различных исследователей на проблему мифотворчества и мифологизации сознания, исследованы причины формирования мифов в обществе и соотношение мифов с системой современных ценностей
Ключевые слова: миф, мифотворчество, идеология, Ролан Барт
Мифология является древнейшей формой человеческого сознания. Время происхождения мифологических образов не поддается определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа во все времена заключалось в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком; миф служил для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл жизни. Первоначально близким по смыслу к слову «миф» было понятие «логос», но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как слово «миф» отсылало к более расплывчатому полю смыслов, насыщенному интуитивным,
иррациональным и мистическим содержанием [1]. Новейший философский словарь определяет миф как «форму целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности» [2].
Следует выделять две разновидности мифологического сознания. С одной стороны это «специфическое иррациональное отражение мира», с другой - миф представляет собой «объективацию мифологического сознания в вербальных (словесных) или иных знаковых формах (танец, жест, изображение, музыка), в обрядах»[1]. Таким образом, мифология изучается с разных точек зрения. Историко-философское направление изучает миф в эволюционно-генетическом аспекте. По Ф.Х. Кессиди: миф - «особый вид мироощущения,
специфическое образное, чувственное,
синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного сознания» [3]. Социально-
философское направление исследования мифа развивает концепцию превращенных форм сознания. Так, Т.М. Алпеева считает, что миф является «атрибутивным свойством сознания, специфическим социокультурным духовным
Екимова Ольга Владимировна - ВГТУ, соискатель, тел. (4732) 46-42-22
Курочкина Лидия Яковлевна - ВГТУ, д-р филос. наук, профессор, тел. (4732) 46-42-22
образованием, не сводимым к политикоидеологическим концепциям и теориям, и к спонтанным, бессознательным чувственноконкретным представлениям» [4]. Данное
направление вычленяет социальную специфику мифа. Эта специфика состоит в том, что миф подменяет восприятие социального бытия искусственно сформированными иллюзорными конструктами сознания.
Мы с уверенностью можем говорить о том, что понятие мифа актуально и в современном мире. Как и прежде мифологическое сознание функционирует на основе особенностей массового сознания. К таким выводам пришла психоаналитическая школа изучения мифа (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.), согласно концепции которой в основе мифологического опыта лежат психологические «измененные состояния сознания». Они вызваны как эффектами массового сознания (массовый психоз в толпе), так и невротической конституцией личности, которая «формирует миф, компенсирующий ее ущербность» [5].
Таким образом, современные мифы являются результатом проявления компенсаторных
механизмов бессознательного. В ХХ веке интерес к понятию мифа вспыхнул с новой силой. В современном обществе, как и во всяком другом, массовое сознание легко поддается воздействию мифологем. Главным образом, это происходит в силу неразвитости логического мышления, которая может эксплуатироваться идеологами [6]. Неразвитость логического мышления в
современном обществе в первую очередь связана с кризисом рационализма, при котором миф, оставаясь по своей сути иррациональным, неизбежно становится новой почвой для построения концепции бытия. Это связано в первую очередь с отсутствием однозначной причинной
обусловленности явлений и неподотчетности мифологического опыта рефлектирующему сознанию. Мифологическое мышление задает рефлектирующему разуму уже готовые ценностные конструкты, априори предлагая их внепонятийно принять, а впоследствии рационально обосновать как субстанциально присущие этому миру.
Интерес к мифу в ХХ веке так же во многом обусловлен ускоренными темпами научно-
технического прогресса. Следствием этого является усиление влияния информации. Новейшие информационные технологии «определяют новое информационное состояние мира, его глобализацию, приводят к стиранию традиционных границ между различными народами, нациями, странами, к созданию единого информационного поля планеты, делая доступным весь массив информации в любой точке мира» [7]. Такая глобализация информации создает предпосылки для стирания культурных границ между народами и формирования новой культуры
постиндустриального общества. Эта культура имеет свои ценности, основной из которых является наличие информации, отвечающей требованиям оперативности, доступности, актуальности и достоверности.
Важным инструментом для передачи огромных потоков информации являются СМИ. Средства массовой информации поддерживают процесс мифологизации окружающей
действительности для удовлетворения потребности масс, ради тиражей, а не интересов общества. Не случайно некоторые исследователи склоняются к тому, что с конца ХХ века мифотворчество не только не испытывает упадка, но, напротив, набирает обороты.
Одним из крупнейших ученых,
исследовавших явление мифа в современном мире является французский литературовед и филолог Ролан Барт. Он находит сходство между архаичными и современными мифами идеологического характера. Современная исследователю жизнь продуцируется в целый ряд мифов. Барт отмечает, что для мифа важно не только то, что сообщается (предмет сообщения), но и то, каким образом этот предмет сообщается (способ сообщения, оформление). По мнению Барта, миф - явление социальное. Исследователь рассматривает миф как семиотическую систему. Предметом ее изучения являются оформленные идеи. Барт выделяет в мифе означаемое (концепт), и означающее (форма), состоящее из знаков языка. Значение возникает как результат синтеза этих двух элементов.
Барт относит миф к деформированной, искаженной реальности. Благодаря своей
естественности, эмоциональности, суггестивности, миф воспринимается потребителем как система фактов. Происходит преобразование смысла в форму. Объектом мифологизации может быть все, что угодно.
Барт предлагает так же способ
демифологизации. Он состоит в создании искусственных или вторичных мифов, что помогает развенчать первичный миф, его кажущуюся естественность.
Часто понятие мифологии у Барта
соотносится с понятием идеологии, причем миф и революция отрицают друг друга. Соответственно, особо развита мифология в буржуазном обществе, а
мифы буржуазии и ее мифотворческая способность гораздо богаче. Своей главной задачей Барт видел развенчание буржуазного мифа.
Барт считал, что существует язык, не тронутый налетом мифологизма. Он называл таким язык человека-производителя, который имеет непосредственные отношения с предметным миром, а также язык революции, когда происходит переделка мира. Все другие языки, особенно идеологии, мифологичны. Барт считал, что только объяснение способно развенчать миф. Он расширяет поле деятельности мифотворчества, миф - это семиотическая система, которая может состоять из одного высказывания или газетной статьи. Миф внеисторичен, формален, вечен. По Барту, в буржуазном обществе миф превращается в средство обмана [8].
А.Ф. Лосев отмечает, что современные буржуазные мифологические теории «базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания, вследствие чего мифология истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковой она вовсе не была в период дикости и варварства. Поэтому эти теории носят, как правило, абстрактный, а порой и антиисторический характер» [9]. Однако, несмотря на отдаленность представлений о современном мифе от представлений о мифе архаическом, остается одинаковая сущность воздействия на массовое сознание - формирование единой картины мира, единого мировоззрения у большой группы людей. Как и много веков назад, современный миф создает упрощенную, целостную картину мира, понятную взгляду обывателя. Универсальный характер мифа позволяет рассматривать культуру не как нечто фрагментарное, а как целостное, поскольку миф синтезирует и связывает различные явления философии, религии, морали, литературы, искусства, истории, науки, политики [7]. Мифологическое мировосприятие, как уже указывалось, базируется отнюдь не на рациональной основе. Мифологическая картина мира не подлежит анализу, расчленению на составные части. Она представляет собой целостное, синкретическое представление о природе и социуме, все элементы которого имеют тесные и неразделимые взаимосвязи. Такая включенность всякого элемента мифопоэтической картины мира делается понятной и доступной члену социума только через сближение со своими собственными ощущениями. Мифологизированное явление не имеет причинного объяснения, а принятие его таковым, каково оно есть, причем принятие его как аксиомы, критическое отношение к которой в мифологии в принципе невозможно.
Жить в таком понятном мире намного проще для обывателя. Существует точка зрения, согласно которой в основе всякой примитивной религии лежит идея слабости человека перед лицом неких высших сил, которые в природе мешают его деятельности и представляют угрозу для
существования. Такое осознание до определенной степени снимает с человека ответственность, передавая ее неведомым трансцендентальным силам, что является важной функцией мифа. Другой функцией является познавательно-теоретическая: миф способствует познанию окружающей действительности, создает наполненную и понятную картину мира.
Другими словами, основной функцией мифа сегодня является социально-практическая, направленная на обеспечение единства и целостности коллектива. Миф способствует организации коллектива, содействует сохранению его социальной и психологической монолитности, что основано не только на таких источниках мифа как страх и мечта об овладении силами природы человеческой волей, но и на идее формирования общей для всех членов общества картины мира, ценностных ориентиров, образцов для мышления и поведения.
Под мифологией сегодняшнего дня часто подразумевается политическое мифотворчество. Политологическая интерпретация мифов считает, что мифы являются составной частью идеологии политической системы общества. Они есть средство манипулирования массовым мифологическим сознанием. По мнению В.Г. Ибрагимовой, политическая мифология есть «метод и содержание идеологического воздействия на общественное сознание, характеризуемое ложным, превратным толкованием фактов» [12]. Следовательно, основной функцией идеологической стороны мифа является то, что миф - это способ невидимого, но очень мощного идеологического воздействия на общество и создание системы ценностей на основе нередко ложных и извращенно осмысленных фактов.
Таким образом, в основе современных мифов лежит соединение вечных ценностей, присущих человечеству: стремления к благосостоянию,
безопасности, личной привлекательности, продвижению по служебной лестнице, и т.п., с определенным рекламируемым товаром, ценностью современного буржуазного общества.
Существует мнение, что «полное
освобождение человечества от мифологических иллюзий, и древних религиозных, и новейших политических, может быть достигнуто лишь в будущем, в ходе развития общественного сознания
на трезвой основе научного миропонимания» [6]. Тем не менее не стоит забывать, что меняются времена и культуры, каждая новая культура приносит свои ценности и на их основе формирует новые и новые идеологические, социальные мифы. Для формирования личностного мировоззрения обыденному человеческому сознанию необходим стереотип, который подскажет ему правильное решение. Таким образом, миф можно считать естественным и неизбежным для природы человека. Естественные мифы формируют, централизуют и кооперируют человеческое сообщество и во многом делают культуру общедоступной.
Литература
1. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В.М. Пивоев. Петразаводск: Карелия, 1991. 111 с.
2. Новейший философский словарь: 3-е изд.,
исправл. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
3. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. М.: Мысль, 1972. 312 с.
4. Алпеева Т.М. Социальный миф: сущность, структура / Т.М. Алпеева. - Минск, 1992. С.41.
5. Мишучков А. А. Специфика и функции
мифологического сознания: [электронный ресурс] /
http://credo.osu.ru/024/007.shtml / А.А. Мишучков // Кредо. 2000. № 24 .
6. Каган М. С. O структуре мифологического
сознания: [электронный ресурс] /
http ://anthropology. ru/ru/texts/kagan/misl8_8 .html / М. С. Каган // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Вып. 8. СПб.: Издательство Санкт-Петербургское
философское общество, 2001. 300 с.
7. Воеводина Л.Н Мифотворчество в ХХ
столетии: [электронный ресурс] /
http://www.fact.ru/www/arhiv9s4.htm / Л.Н. Воеводина // Социально-информационные технологии: проблема двойного назначения.
Аналитико-прогностические исследования. Факт. 2001. № 9.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М., 1994. 130 с.
9. Лосев А.Ф. Мифология / А.Ф Лосев // Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т. 3. С. 457-467.
Воронежский государственный технический университет
CREATION OF MYTH: FEATURES OF DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF PRESENT VALUES
O.V. Ekimova, L.Y. Kurochkina
In current work there were considered features of functioning myths in present society. There were analyzed views of different researchers on problem of creation of myths and mythologization of consciousness. There were researched reasons of forming myths in society and correlation of present values
Key words: myth, creation of myth, ideology, Rolan Bart