Научная статья на тему 'Феномен мифа и его функции в системе современного общества'

Феномен мифа и его функции в системе современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4112
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / РИТУАЛ / СИМВОЛ / ЦЕННОСТИ / СОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / MYTH / RITUAL / SYMBOL / VALUES / CONSCIOUSNESS / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Екимова О. В.

В работе рассматривается феномен мифа, раскрываются его социально значимые функции, отмечается превалирование его идеологических функций, а также существование имманентного буржуазному обществу коммерческого (рекламного) мифа. Показано, что миф в большинстве случаев является регулирующим инструментом в системе общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of a myth and its function in system of a present society

In work the myth phenomenon is considered, its socially significant functions is revealed, the prevalence of its ideological functions, and also existence immanent to a bourgeois society of a commercial (advertising) myth is marked. It is shown, that the myth in most cases is the regulating tool in society system

Текст научной работы на тему «Феномен мифа и его функции в системе современного общества»

ББК 87.0

ФЕНОМЕН МИФА И ЕГО ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА О.В. Екимова

В работе рассматривается феномен мифа, раскрываются его социально значимые функции, отмечается превалирование его идеологических функций, а также существование имманентного буржуазному обществу коммерческого (рекламного) мифа. Показано, что миф в большинстве случаев является регулирующим инструментом в системе общества

Ключевые слова: миф, ритуал, символ, ценности, сознание, идеология

Миф - это социальное явление, присущее любому обществу. Современное общество не является исключением. Каждый из нас обладает мифологическим сознанием, и элементы мифологизации присутствуют в самых различных сферах нашей жизни. Поэтому проблема мифа в системе современного общества является актуальной и остро стоящей. В то же время изучение этой проблемы сопряжено с определенными сложностями, главная из которых состоит в невозможности абстрагироваться от мифологичности собственного сознания: преодолевая один, исследователь подвергается воздействию нового. Рассматривая литературу по данной тематике, можно увидеть, что работы советского периода обличали буржуазную идеологию, указывая на ее чрезмерную мифологизированность [1], в свою очередь в современной литературе чаще фигурируют примеры советских мифов и говорится об особой степени мифологизации тоталитарных обществ [2].

Исследователи придерживаются различных точек зрения на степень мифологичности исторических эпох, например Ролан Барт считает, что более всего «мифологична» наша современность, она является как бы привилегированным полем для мифологизирования. Из орудия первобытного образного мышления миф превращается в инструмент политической демагогии [3]. В данном случае, Барт говорит прежде всего о «буржуазной» идеологии. Известный теоретик мифа М. Элиаде, напротив, трактует социализм в качестве нового эсхатологического мифа [4]. По Мелетинскому, степень мифологизма приблизительно одинакова на разных стадиях общественного развития [5].

Таким образом, каждое время и общество имеет свою собственную обусловленную социально-культурными, политическими и экономическими факторами мифологию.

Миф соответствует требованиям эпохи и выполняет ряд важных социальных функций. Функции современного социального мифа коррелируют с функциями древнего архаического мифа, в то же время, имея ряд особенностей, характерных для современной эпохи.

Екимова Ольга Владимировна - ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 46-42-22

Несмотря на бурное развитие научнотехнического прогресса, резкого увеличения образованности людей за последний век, индивидуальное сознание сохраняет особенности, присущие древнему человеку. Одной из таких особенностей является стремление к упрощенному пониманию мира. В этой связи, расширение теоретических научных знаний, как в естественных, так и гуманитарных дисциплинах (психология, социология) усиливает необходимость упрощения мира, подгонки абстрактных категорий под чувственно-конкретные образцы. Поэтому функция упрощения современного мифа является одной из основных. В мифе реальность с множеством ее противоречий упрощается до самой простой формы борьбы Добра со Злом. Особенно заметен этот процесс во времена революций и войн. Наступает время своеобразной «реализации метафоры» [6].

По словам Мелетинского, миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудно разрешимые через более разрешимое и понятное [5]. Эта функция является одной из важнейших причин распространенности мифа, так как человеку свойственно верить тому, что понятно.

Одной из важнейших социальных функций мифа является его аксиологическая функция, она задает определенную ценностную шкалу явлениям и отношениям, протекающим между человеком и окружающим миром [7]. Миф указывает на те ценности и нормы поведения, которые адекватны данному обществу. Воспринимаемый некритически, он отвергает возможность мифологизированного сознания задаваться вопросами о целесообразности того или иного действия.

Особая роль принадлежит традициям. Они представляют собой набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Традиции нередко выражаются в форме ритуалов. Ритуализация тех или иных действий имеет сугубо мифологический смысл. Ритуал подчеркивает сакральную необходимость и верность того или иного действа. Ритуалы активно эксплуатируется в политике. Ярким примером может послужить инаугурация президента. В своей основе этот ритуал заимствован из церемонии коронации монархов и пред-

ставляет собой некое посвящение избранного в новый статус первого лица государства. Таинство несет сакральный мифологический смысл, и правомерность статуса лица, вступающего в президентскую должность, не должна подвергаться сомнению. Таким образом, ритуалы очень помогают создавать, утверждать и поддерживать мифы. Ритуалы, символы и реликвии, требующие своеобразного безоговорочного признания и поклонения, существуют далеко не только в религиозных обществах, но находят свое яркое проявление в любых других, в том числе атеистических. Например, из истории советской эпохи нам знакомы такие ритуальные действия как демонстрации, пленумы и съезды, символические объекты: мавзолей, памятники В.И. Ленина, труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Современное буржуазное общество наделено не меньшим набором ритуалов и символов, но в силу нашей вовлеченности в данную мифологию, адекватное их выделение осложнено. Хотя даже сегодня, мы можем с немалой долей уверенности говорить о современной мифологичности таких понятий как «демократия» и «свобода». Все эти символы и ритуалы становятся ценностями в данном обществе, формируя его устои.

Из аксиологической вытекает следующая -мировоззренческая функция мифа. Миф формирует картину мира, которая всегда претендует на достоверность, на то, чтобы быть единственно верной. Мифологическая картина мира характеризуется своей иррациональностью, нередко алогичностью. Она не имеет рациональных доказательств. Причина доверия к ней кроется в эмоциональности такой картины мира.

Необходимо отметить телеологическую функцию и функцию идентификации. Они взаимосвязаны между собой и обе связаны с аксиологической функцией. Миф, в том числе и современный, отвечает на один из важнейших вопросов человеческого бытия - смысложизненный. Он эксплицирует цели и смысл человеческого существования, то от чего и к чему движется человеческое общество. В этом состоит суть телеологической функции.

Функция идентификации проявляется в том, что миф создает иллюзию сопричастности. Мы сопереживаем с героями мифа и идентифицируем себя с ними.

Чаще всего аналитическому взгляду исследователей подвергается идеологическая функция, которая нередко подчиняет себе все остальные функции, формируя определенную общественную идеологию. Идеологическая функция имеет ярко выраженную политическую направленность и как правило связана не столько с общественной системой, сколько с государственной. Одним из самых видных исследователей, изучавших идеологическую функцию и придававших ей первостепенное значение среди функций мифа, является Ролан Барт. Он связывает идеологическую фукцию с фальсификацией истории. В своих «Мифологиях» он убедительно объясняет этот процесс: пропагандисты от истории

искажают культурные явления, лишая их исторической специфичности. Ролан Барт настаивает на идее, что миф — это деформированная и фальсифицированная история. Он полагает, что миф отдаляет реальность и лишает ее жизни. История перекраивается в зависимости от идеологических потребностей [3]. Другие исследователи говорят о двойственности политической идеологии как смеси рационального и иррационального (мифологического) [6].

Идеологические мифы регулируют поведение людей, стремятся сплотить их для достижения глобальной цели. В основе такого мифа лежит идея достижения Золотого Века или Рая на земле.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной социальной функцией мифа является сохранение общества как системы. По мнению С.Ю. Неклюдова, в результате культурно-

антропологических и структурно-семиотических исследований стала очевидной регулятивная функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива. Миф удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека. Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума [8]. По словам Милетин-ского, главная цель мифа - поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального порядка, в чем мифам помогают ритуалы — вторая, практически действенная сторона единого ритуальномифологического комплекса [5].

Под воздействием мифов у индивида формируется целостная синкретичная простая и конкретная картина действительности, в которой все находится на своих местах и изменение может привести к катастрофе. Благодаря своей эмоциональности, миф обладает огромной силой воздействия на индивида: даже если разум человека задает вопросы о целесообразности того или иного явления, эмоциональная убежденность может вытеснить их из сознания.

В качестве примера можно привести понимание греха индивидом в христианской традиции. Верующий человек не всегда может ответить на вопрос о причинах греховности того или иного деяния. Грех не может быть совершен по причине эмоционального отторжения к любому деянию, позиционирующемуся церковью как греховное.

Функции мифа, рассмотренные нами выше, имеют место во все времена и существуют вместе с обществом. Сегодня вместе с буржуазным обществом сформировался еще один вид мифов. Его можно назвать коммерческим или рекламным мифом. Своеобразие его функций заключается в конечной цели отличной от социального мифа, призванного к сохранению системы общества. Функции рекламно-

го мифа чисто утилитарные - сделать популярным и продаваемым тот или иной продукт.

Такие мифы редко противоречат с канонической социальной мифологией данного общества, как правило, они сосуществуют в неком симбиозе. Так же как и все другие, рекламные мифы построены на архетипах коллективного бессознательного. Как правило, они опираются на уже существующие в данном обществе ценности.

Таким образом, миф - есть неотъемлемый элемент в системе современного общества. Он является одним из основных инструментов, формирующих, сохраняющих целостность и поддерживающих функционирование системы общества. В то же время миф может являться средством борьбы за власть, популярность. На рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда уже можно говорить об утверждении информационного общества с присущими ему атрибутами (глобальное информационное пространство, огромные информационные потоки, тотальная компьютеризация) обнаруживается полимифологичность общественного сознания. Обилие мифологем связано в первую очередь с особенностями современного буржуазного общества, где конкуренция перешла из сферы материальной в сферу идей. Эта тенденция к обилию различных конкурирующих мифологем приводит к разобщенности современного общества. С этим, в частности, пришлось столкнуться России после распада советской идеологии. Для преодоления возникшей разобщенности был поставлен вопрос о поиске «национальной идеи», которая позволила бы стране выйти из духовного кризиса. По сути, вопрос о национальной идее и есть вопрос о неком мифе, который поможет сплотить общество и повести за собой. Эта проблема не потеряла своей актуальности до сих пор, так как в обществе нет сформиро-

Воронежский государственный технический университет

ванного представления об общих целях, ценности противоречивы, общество остается разрозненным.

Таким образом, миф является эффективным инструментом, регулирующим жизнь общества во всех ее сферах. Советский философ Мераб Мамардашвили отмечал, что, основное значение для человека имеет культура, а не природа. «Миф — это один из важнейших инструментов культуры. Он конструирует нас, моделирует, создает для нас матрицы и, в конце концов, управляет нами» [6]. Поэтому нельзя недооценивать роль мифа в поддержании нормального функционирования общества. Прочно укоренившийся миф

способствует его гармонизации и единению.

Литература

1. Гуревич П.С. Социальная мифология / П.С. Гуревич. - М.: Мысль, 1983. - 175 с.

2. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика.

Поэтика / Р. Барт. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С. 72 - 130.

4. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Академический проект, 2005. - 224 с.

5. Милетинский Е.М. Миф и двадцатый век: [электронный ресурс] / Е.М. Милетинский // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky1.htm

6. Кафтанджиев Х. Герои и красавицы в рекламе. Маркетинг для профессионалов / Х. Кафтанджиев. - СПб., 2008. - 224 с.

7. Мишучков А.А. Специфика и функции мифологического сознания: [электронный ресурс] / А.А. Мишучков // Кредо. 2000. - № 24 - Режим доступа: http://credo.osu.rU/024/007.shtml

8. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа / С.Ю. Неклюдов // Мифы и мифология в современной России; под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. - М.: АИРО-ХХ, 2000. - С. 17 - 38.

PHENOMENON OF A MYTH AND ITS FUNCTION IN SYSTEM OF A PRESENT SOCIETY O.V. Ekimova

In work the myth phenomenon is considered, its socially significant functions is revealed, the prevalence of its ideological functions, and also existence immanent to a bourgeois society of a commercial (advertising) myth is marked. It is shown, that the myth in most cases is the regulating tool in society system

Key words: myth, ritual, symbol, values, consciousness, ideology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.