Научная статья на тему 'Миф традиционный и современный: сходства и различия'

Миф традиционный и современный: сходства и различия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4862
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MYTH / SOCIAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL MYTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курочкина Л. Я., Екимова О. В.

В статье дается характеристика мифологического восприятия мира, выделены основные черты и функции современного мифа, определено место последнего в социуме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH TRADITIONAL AND CONTEMPORARY: RESEMBLANCES AND DIFFERENCES

The article contains characteristic of mythological perception of the world, has accentuated basic features and functions of contemporary myth, has defined its place in society

Текст научной работы на тему «Миф традиционный и современный: сходства и различия»

ББК 87.0

МИФ ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Л.Я. Курочкина, О.В. Екимова

В статье дается характеристика мифологического восприятия мира, выделены основные черты и функции современного мифа, определено место последнего в социуме

Ключевые слова: миф, общественное сознание, социальный миф

Современный этап развития человечества характеризуется изменением «точек

соприкосновения» различных, специфических форм знания друг с другом. Парадокс современности состоит в том, что дискуссионными выступают проблемы, которые, казалось бы, в принципе получили разрешение в истории культуры. К таковым относят вопросы сосуществования мифологического восприятия мира с другими формами общественного сознания.

В ХХ веке стало ясно, что к негативным последствиям научно-технического прогресса относятся не только загрязнение окружающей среды и экспансия техногенного развития. Мощный, «лавинообразный» (Степин В.С.) рост научной информации оказывается патогенным для человеческой психики фактором.

Общественное сознание ищет выход из создавшегося положения и определенный противовес классическому рационализму находит в развитии нерациональных форм знания, и в частности, в мифологии. Последняя является единственным средством, которое доступно каждому человеку и защищает его от «расщепляющего» воздействия научной

рациональности, другие средства - жизненный опыт, религия, философия, искусство - обладают компенсирующим эффектом лишь потому, что по самому способу мышления они в наибольшей степени связаны с мифологией. Такая постановка вопроса актуализирует проблемы, связанные с местом мифологического сознания в современном обществе.

Проблема мифа впервые нашла отражение в трудах греческих философов-материалистов, которые отрицали познавательные качества мифа и полагали, что подлинное толкование природы возникает на почве рассудочного познания [1]. В этой системе рассуждения миф был равнозначен вымыслу, что в дальнейшем отразилось в определении Платона, назвавшего миф «вымыслом, получившим признание всего общества» [2].

Аристотель стал употреблять термин «миф» лишь в

Курочкина Лидия Яковлевна - ВГТУ, д-р филос. наук, профессор, тел. (4732) 46-42-22

Екимова Ольга Владимировна - ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 46-42-22

значении занимательной сказки [3]. Это может свидетельствовать о начале кризиса традиционной мифологии и формирования на ее принципах мифологии социальной. Практически это означало умышленное внедрение в общественное сознание преувеличенных или искаженных представлений о действительности, с целью формирования нужных социальных реакций.

Особое распространение социальных или идеологических мифов происходит в XX веке. Этот процесс обусловлен функциями социального мифа.

Так, стабилизирующая функция в совокупности с объединяющей позволяют обществу преодолевать кризисные этапы своего развития. Наиболее важную роль эти функции приобретают в условиях глобальных кризисов, возникших в ХХ веке.

На современном этапе своего развития социальные мифы превратились в инструмент не только проводимой государством внешней и внутренней политики, но и оппозиционных ему структур, противостояние которых приобретает все более тотальный и высокотехнологичный характер. В частности изолирующая и дестабилизирующая функции не только используются официальной властью в репрессивных целях, но и способствуют расколу общества, выгодному социальным силам, в интересах которых создаются определенные кризисные моменты. В ХХ веке, в условиях существования множества партий, общественных и политических движений, в том числе и

радикальных, эти функции мифа приобретают характер обоюдоострого оружия и потому

становятся особенно актуальными.

Многие исследователи полагают, что в своих основаниях дискурсивное знание сливается с

интуитивным, так как в основе любого

теоретического построения лежит не требующее доказательства утверждение. По мнению А.Ф. Косарева, там, где прекращается сознательное движение мысли, она продолжает двигаться бессознательно, неся с собой миф; там, где прерывается цепочка обоснований и доказательств, и какая-либо мыслительная данность принимается за самоочевидность как наличная действительность, начинается миф, так как одним из главных признаков мифа является принятие вымысла (допущения) за истину.

Ф. Кессиди специфику мифологического сознания в том, что миф стремится преодолеть противоположности (данное свойство мифологического сознания было детально изучено К. Леви-Стросом). В мифологическом сознании эти противоположности преодолеваются с помощью медиации, постепенного посредничества. Например, противоположность жизни и смерти заменяется на менее резкую противоположность - уже из растительного или животного мира, в результате чего эти «подмены» завершаются созданием образа определенного культурного героя. Герой содержит в себе оставшиеся после медиации

противоположности, и это означает, что эти противоположности нейтрализованы.

В условиях глобальных геополитических изменений, произошедших в прошлом веке, особая роль принадлежит абсорбирующей функции, потребность в которой возникает при образовании новых государственных единиц или при условии входа в общество новых больших групп, а также функции структуризации пространства, создающей национальные мифы [4].

Следует также отметить роль гуманитарных наук в распространении социальных мифов в ХХ веке. Так, этнография дала новый толчок к теоретическому осмыслению мифа. Понимание роли общественного сознания в экономической жизни социума показало необходимость и эффективность формирования социальных мифов, а такие дисциплины как психология и психоанализ позволили заинтересованным группам создавать искусственные мифы по степени своего воздействия равные традиционным. Кроме того, в силу бурного развития технических средств коммуникации, сокращающих время и пространство, планета превращается в глобальную деревню, где стираются межкультурные границы, и формируется единое информационное поле со своими глобальными мифами.

Таким образом, мы можем говорить о том, что социальный миф практически заместил в сознании современного человека традиционный миф. Миф современный - это прежде всего, социальный идеологический миф. Мы можем говорить, о том, что социальная мифология

становится правопреемницей традиционной мифологии в современном мире. В связи с этим следует подробно остановиться на чертах сходства и различия мифологии древней и современной.

Важнейшей чертой, характерной как для мифа социального, так и для традиционного, является то, что он существует на уровне

коллективного сознания. Так как коллективное мышление, согласно М. Элиаде, ни в одном обществе никогда полностью не отрицается,

независимо от уровня его развития, очевидно, что современный мир все еще сохраняет следы

мистического поведения, что иллюстрируется, например, принятием всем обществом некоторых символов интерпретирующихся как сохранение

коллективного мышления. Отличие состоит в том, что большинству индивидуумов, составляющих современное общество, присуще персональное мышление, которое отсутствовало, или почти отсутствовало, среди членов традиционных обществ

[5].

Идеологический миф, так же, как архаический, основан на традиционных архетипах и подражает древним моделям объяснения реальности [4]. Он так же направлен на некритическое сознание индивида, апеллируя к сложившимся в данном социуме традициям. Именно неразрывность с традиционными принципами жизни и поведения позволяет социальному мифу становиться мифом как таковым.

В современном обществе миф сохраняет свою нормативную функцию - предлагает определенный набор правил, норм, принципов, следование которым принято в социуме.

Миф сохраняет и свою символическую, метафорическую сущность, но современный социальный миф использует гораздо более бедный набор символов и образов. Изменения вследствие коммуникационной революции позволили облегчить манипулирование массовым сознанием группам людей, контролирующих СМИ, предельно обеднив символический состав мифологических представлений. «Древние цивилизации отличались ошеломляющим изобилием культурной символики, проистекающим из активности и разнообразия мифотворческой деятельности, поэтому они могли практиковать знаковый тип рефлексии без каких бы то ни было ограничений» [6].

Одна из основных особенностей современного социального мифа состоит в том, что он формируется в условиях избыточного информационного потока, в то время как древний миф формировался на недостаточном количестве знаний и информации. В условиях колоссальной перегруженности информационного поля и, как следствие, плюрализма мнений, по любому вопросу возникает громадное количество различных мифов, каждый из которых стремится развенчать обратный. Такая одновременная мифологизация и демифологизация ставит личность в очень сложные условия, когда любая информация приобретает характер мифа.

Несмотря на широкое распространение социальной мифологии, в современном общественном сознании, некоторые исследователи придерживаются мнения, что традиционные мифы продолжают существовать, хотя и в весьма секуляризованном виде. В современной культуре традиционный миф остается как некое следование обычаям древних праздников, мифологические аспекты которых не осознаются. М. Элиаде указывает, что «некоторые празднества, отмечаемые в современном мире и внешне являющиеся чисто мирскими, все же сохраняют мифологическую структуру и функцию» Как бы ни были далеки эти мирские торжества (Новый год, рождение ребенка,

постройка нового дома) от своего мистического архетипа — периодического повторения сотворения

— «очевидно, что современный человек все еще ощущает потребность в периодическом проигрывании таких сценариев, какими бы секуляризованными они не стали» [5].

Таким образом, миф - явление присущее любому обществу. Это трудно отрицать, так как коллективное сознание существует в любую эпоху. Мифы отражают изменения жизни человека: культурной среды, политики, экономики. Каждая новая эпоха предлагает новые мифологические образы, а человечество неосознанно продолжает доверять им, формируя свою субъективную реальность. Несмотря на то, что мифы подвержены изменениям с течением времени, остаются неизменными их корни: архетипы, образы, на которые они опираются. По словам М. Элиаде, «кажется маловероятным, что любое общество может полностью расстаться с мифами, так как из того, что является существенным для мифического поведения, типичный образец, повторение, отрыв от мирского времени и вступление во время исконное

— по меньшей мере, первые два являются существенными для любых человеческих обстоятельств». Функции мифа в современном обществе, по мнению исследователя, проявляются в обучении, чтении и других «отвлечениях», например, театре, кино, иных зрелищных мероприятиях [5].

Существуют и иные точки зрения на роль мифа в современном мире, различные взгляды на необходимость его преодоления. Феномен «мифа» оценивается как с положительной, так и с отрицательной точки зрения, но независимо от оценки трудно предполагать, что через несколько поколений миф как реальность исчезнет.

Воронежский государственный технический университет

Надо отметить, что чем глубже мыслители спускаются при исследовании явления к его истокам, тем ближе подходят ко всем более древним пластам культуры. Неудивительно поэтому, что на определенном этапе объяснения «последних оснований» мысль наталкивается на уровень мифологии, в которой эта проблема уже вставала перед человеком, использующим для ответа на поставленный вопрос все свои гносеологические потенции.

В нашу эпоху, когда через обращение к мифологической форме освоения мира, устойчивым мифологическим образам пытаются обозначить и актуализировать насущные проблемы

современности, миф выступает своего рода катализатором постоянного интеллектуального поиска.

Литература

1. Гуревич П.С. Философия культуры: учебник для вузов / П.С. Гуревич. М.: NOTA BENE, 2000. 352 с.

2. PR&AD: Определение Миф: [электронный ресурс] / http://pr.tsu.ru/wiki/OpredelenieMif

3. Ферсович В.В. Использование мифов в интересах информационно-психолгического воздействия: [электронный ресурс] / В.В. Ферсович. http://psy.samara.ru /content.asp?&rid=61&id=189

4. Бандальер А. Феномен мифа: [электронный ресурс] А. Бандальер. http://artpages.org.ua/interesnosti /fenomen-mifa.html /

5. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. Киев: Ваклер,. 199б, 288 с.

6. Чернышов А.В. Современное состояние советской мифологии / А.В. Чернышов // Современная российская мифология. М., 2005. С. 27-50.

7. Неклюдов С.Ю Структура и функция мифа / С.Ю. Неклюдов // Мифы и мифология в современной России; под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. М.: АИРО-XX, 2000. С. 17-38.

MYTH TRADITIONAL AND CONTEMPORARY: RESEMBLANCES AND DIFFERENCES

L.Ya. Kurochkina, O.V. Ekimova

The article contains characteristic of mythological perception of the world, has accentuated basic features and functions of contemporary myth, has defined its place in society

Key words: myth, social consciousness, social myth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.