Научная статья на тему 'МИФООБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ БАЛЬЖИНИМЫ ДОРЖИЕВА'

МИФООБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ БАЛЬЖИНИМЫ ДОРЖИЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЪЖИНИМА ДОРЖИЕВ / ГЕННАЯ ПАМЯТЬ / МИФООБРАЗ / ЛИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРНАМЕНТАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыреннимаева Людмила Ильинична

Статья посвящена творчеству известного художника Республики Бурятия Балъжинимы Доржиева. Высокий профессионализм, творческая фантазия, мажорное мировосприятие художника создали поистине новаторское явление, основанное на синтезе традиций национального искусства и модернистских приемов живописи, которое можно считать «доржиевским феноменом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGICAL IMAGES IN THE WORK OF BALZHINIMA DORZHIEV

The article is dedicated to the work of Balzhinima Dorzhiev - the famous artist of the Republic of Buryatia. High professionalism, creative imagination, and positive vision of the artist created a truly innovative phenomenon based on the synthesis of national art traditions and modernist painting techniques, which can be considered as a "Dorzhievphenomenon".

Текст научной работы на тему «МИФООБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ БАЛЬЖИНИМЫ ДОРЖИЕВА»

I тш

УДК 7.036

Л. И. Цыреннимаева

Бурятское республиканское отделение Союза художников России Улан-Удэ, Россия

МИФООБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ

БАЛЬЖИНИМЫ ДОРЖИЕВА

Статья посвящена творчеству известного художника Республики Бурятия Бальжинимы Доржиева. Высокий профессионализм, творческая фантазия, мажорное мировосприятие художника создали поистине новаторское явление, основанное на синтезе традиций национального искусства и модернистских приемов живописи, которое можно считать «доржиевским феноменом».

Ключевые слова: Бальжинима Доржиев; генная память; мифообраз; личная концепция орнаментализма.

Б. Доржиев. Легенда. Фрагмент. 2016. Холст, масло. 71x101

Частная коллекция Э. Кравченко (Иркутск)

Искусство Бальжинимы Доржиева формировалось на рубеже 90-х годов XX века. Художник, в полной мере впитавший дух СССР, а особенно знаменитую школу учителя - легендарного народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко, долго искал новые способы выражения своих творческих амбиций. Оказавшись в ситуации, когда многое в искусстве уже создано, поколение, к которому принадлежит Б. Доржиев, могло только пользоваться этим. Поначалу, как показала первая персональная выставка 1993 года, были мучительные поиски преодоления мощного влияния академической школы.

Образы пилигримов, персонажи комедии дель арте, козырные дамы, много-

численные ню выглядели повторением школьных уроков, но при этом проявились и самостоятельные творческие искания молодого художника, которые нашли выражение не столько в уходе от привычных изобразительных приемов и использования традиционных средств, сколько в первых шагах по поиску новых образов, цветовых качеств, пластического разнообразия форм в совершенно новой интерпретации.

В его творческом багаже содержится опыт работы в монументальном и театрально-декорационном искусстве: художник является автором монументальной мозаики «Дружба народов» на доме в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, росписи «Юность» во Дворце пионеров

г. Улан-Удэ; художником-постановщиком спектаклей в Государственном Бурятском академическом театре драмы им. X. Намса-раева «Плач кукушки» А. Кима, «Похищенное счастье» Д. Батожабая, «Король Лир» В. Шекспира.

Цвет для Доржиева становится той одушевленной субстанцией, которая позволила ему преображать реальность и, как оказалось позднее, подвела к ее мифологическому чувственному ощущению.

Искусство Бальжинимы Доржиева - это неуклонное восхождение к вершинам образного переосмысления национального искусства и народных традиций. На стыке веков и тысячелетий такое явление не случайно. Предчувствие глобальных перемен направляет художника к извечному поиску истины «кто мы, откуда, куда мы идем?..», позволяющему художнику создавать картины-размышления об исторической судьбе нации.

Работа в Бурятском академическом театре драмы им. X. Намсараева совпала с пе-

реломным рубежом веков и дала художнику новый толчок в творчестве. Искусство национального театра основано на национальной литературе, которая неразрывно связана с народной мифологией, фольклором, уходящими в недра первоначального мифологического мышления и имеющими непреходящую художественную и историческую ценность. Для Б. Доржиева, пребывающего в постоянном поиске философского камня, переломное время, совпавшее с работой в национальном театре, явилось подспудным двигателем, позволившим его искусству расцвести новыми образами. Произошло то, что называется «эффектом обратного воздействия», когда дыхание древности всколыхнуло генную память и дало импульс к новому, философски переосмысленному творчеству. Так появилась целая галерея мифообразов «Буха-нойон» (2000) - о быке-прародителе западной ветви бурят; «Хатан царица» (2010) - об идеале покровительницы и защитницы; «Хабар» (2017) - о весне; «Сестра ветра» (2018).

Б. Доржиев. Бабочки летают. 2019. Холст, масло. 100x146

Собственность автора

Б. Доржиев. Запахи детства. 2015. Холст, масла. 120x150 Частная коллекция Э. Кравченко (Иркутск)

Согласно Платону, ожившие образы, раздвинув реальные рамки, всколыхнули воспоминания, когда душа жила в мире надне-бесном, там она созерцала и познавала то, что при материальном воплощении забыла. И лишь художнику бытия и его творческому мифопоэтическому ощущению дано на толику приоткрыть эту тайную завесу

XXI век утвердил в постсоветском искусстве полную творческую свободу К этому времени Б. Доржиев пришел уже сформировавшимся мастером, гармонично соединившим в себе академическую школу, свободное владение техникой письма, а главное - создавшим свой узнаваемый индивидуальный «арт», сочетающий и достижения мирового искусства со всеми современными направлениями, и богатое национальное наследие.

В формировании художественного дор-жиевского вкуса в этот период угадывается особое влияние экспрессивной абстракции Джексона Поллока. Полотна художника

наполнились живописной плотью, футуристическими яркими мазками, резкими штрихами, наплывами, динамичными соединениями и пересечениями, оставив при этом нетронутой самую сокровенную суть живописи.

Работы Бальжинимы последних пяти лет отличаются новым художественным качеством - особой эмоциональной силой, интенсивностью открытого цвета, остротой напряженного ритма. Художник не стоит на месте, постоянно совершенствуясь, на своем творческом пути, «забывая заднее, простирается вперед», согласно новозаветному постулату (Послание к Филиппийцам, 3:1314).

Ежегодные поездки в Монголию и Китай еще более обогатили творческий метод живописца в реалиях современной жизни Бурятии. В бурят-монгольском мире ритуальный танец орла-победителя после борцовской схватки с древних времен имеет

глубинный смысл и давно уже стал национальным символом радостного идиллического бытия. «Танец орла» (2018) Б. Доржие-ва своей взрывной вулканической цветовой гаммой наполнился древним сакральным дыханием, таинственным и завораживающим. Эта кажущаяся бытовая сцена приобрела религиозно-символическое звучание, через цветовую протяженность она обращается прежде всего к нашим чувствам, эмоциям, а потом уже к интеллекту.

Широки границы орнаментальной фантазии Бальжинимы Доржиева. Есть некая мистическая тайна в замысловатых безудержных сочетаниях несоединимых мотивов, озаряющих каждое полотно художника экспрессивными переживаниями и вовлекающих зрителя в свой бурный водоворот. Художник создал личную концепцию орнаментализма в качестве принципа построения композиции, когда реалистический образ, органично сплавляясь с орнаментальной фракцией, участвует в создании гармоничной картины мира. Произведения «Жаргалдаа» (2016) - к счастью; «Бэри» (2017) - невеста, «Мандала весны» (2016) вызывает ощущение молитвенного настроения, ритмически выраженного посредством орнаментальных построений. Пространство лишь обозначено, это некая упрощенная плоскость, нет никакой трехмерности, объемы предельно обобщены, композиция построена на повышенной интенсивности многоцветия, никакой сюжетной повествовательное™. Но из этих первоэлементов живописи возникает магия высокоэстетического напряжения, фундаментальная животворящая сила и необузданная стихия переживания.

Мир полон легенд, ведь прошлое продолжает жить, проявляясь через бессознательное. Мифологический пласт доржиевских холстов полон многозначности и эмоционального напряжения. Чтобы осмыслить в живописи современную цивилизацию, преломить кочевое прошлое народа, потребовалась особая морально-ценностная концентрация, дерзновение и отвага, эн-

Б. Доржиев. Молодость. 2016. Рисовая бумага, китайская тушь. 76x50

Собственность автора

Б. Доржиев. Пю. Рисовая бумага, китайская тушь. 76x50

Частная коллекция Э. Кравченко (Иркутск)

Б. Доржиев. Память. 2015. Холст, масло. 130x130 Галереи

Виктора кронштейна (Иркутск)

тузиазм, без которых в искусстве не может быть создано ничего настоящего. Целая лаборатория искания открывается в мастерской художника в композициях, в которых древнее органично существует в настоящем. Доржиев создает свой неповторимый новаторский язык - живописный концентрат в нарочитой плоскостности, отразивший неуемную энергию поиска. Художник импровизирует, его мощное по цвету искусство излучает такую же мощную энергетику, вовлекающую зрителя в воображаемый сотворенный мир.

Бальжинима Доржиев обратился к новому способу раскрытия сюжетов. Традиционные жанры - анималистика, женские портреты, натюрморты, жанровые композиции - приобретают новый поэтический статус, не только расширяющий границы жанра, но и дающий новые смыслы жизни как таковой. Смелое освоение концептуальных пластических достижений современного мирового искусства и традиционная национальная сущность в слиянии дали не просто явление в современном изобразительном искусстве Бурятии, но лишенную культурных ограничений художественную персонализацию - «доржиевский феномен».

Особенная поэтизация, метафоричность его творчества говорят о стремлении умножить красоту жизни, о богатстве воображе-

ния, вобравшего в себя, помимо личного профессионального и жизненного опыта, еще и опыт поколений, пришедший к мастеру из глубины веков. Б. Доржиев своей органичной интеграцией в мировой художественный процесс утверждает: в мире все взаимосвязано.

Литература

1. Бальжинима Доржиев: живопись, графика, сценография, поп-арт : альбом / авт. вступ. ст. Л.И. Цыреннимаева. - Москва : Новости, 2011. - 145 с.

2. Бальжинима Доржиев. - URL: http://soyol.ru/ personas/painters-and-sculptors/120/ (дата обращения 01.03.2021)

3. Искусство Бурятии. Архетипичное и актуальное : каталог выставки / М-во культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия ; текст И. Соктоевой, А. Трубачеевой, А. Улзытуевой. -Улан-Удэ, 2007. - 48 с. : цв. ил.

4. Художники Бурятии. 85 лет Союзу художников Бурятии (1933-2018) / авт. ст. И. Соктоева, Е. Болсобоев. - Улан-Удэ: Принтлето, 2018. - 168 с. : цв. ил.

Об авторе

Цыреннимаева Людмила Ильинична - кандидат искусствоведения, Бурятское республиканское отделение Союза художников России E-mail: tsyrennimaeva@mail.ru

MYTHOLOGICAL IMAGES IN THE WORK OF BALZHINIMA DORZHIEV Tsirennimaeva Lyudmila Il'inichna Candidate of Arts, Buryat Republican Branch of the Union of Artists of Russia

Abstract: The article is dedicated to the work of Balzhinima Dorzhiev - the famous artist of the Republic of Buryatia. High professionalism, creative imagination, and positive vision of the artist created a truly innovative phenomenon based on the synthesis of national art traditions and modernist painting techniques, which can be considered as a "Dorzhievphenomenon".

Keywords: Balzhinima Dorzhiev; genetic memory; mythological image; personal concept of ornamentalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.