УДК 75(571.54) ББК 85.14(2Рос.Бур)
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКуССТВЕ бурят*
Е.М. Торонова
Исследуется традиционная бурятская культура в творчестве художников Бурятии. Автор выделяет отдельные традиционные образы в изобразительном искусстве, связанные с процессами трансформации культуры. Изобразительное искусство является отражением социокультурного мира Бурятии. Интерес к исследованию и пониманию традиционной культуры обусловлен проблемами, связанными с определением людей своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу, сохранением своей самобытности в современных условиях. Приобщение к родной культуре, к искусству своих предков для многих может стать наиболее близким и доступным способом привития культуры. Живопись бурятских художников, воплощающих традиционные культурные ценности, формирует и развивает эстетические потребности и вкусы нового поколения в разнообразных жанрах и интерпретациях.
Ключевые слова:
живопись, национальное искусство, профессиональное искусство Бурятии, советская эпоха, художники Бурятии.
В настоящее время в связи с усилением значимости национального фактора в современном мире, которое выражается не только в напряженной межнациональной обстановке с существующим положением государственно-национального самоопределения, но и с возрастанием роли национальной культуры, национального языка, национального сознания в жизни общества особую актуальность приобретает сохранение, развитие и изучение традиционной культуры. Традиционная культура бурят формируется из следующих компонентов: этнического состава, традиционного хозяйства, материальной культуры, семейных отношений, традиционных религиозных обычаев. При этом традиционным выражением культуры является «продукт передаваемых от поколения к поколению и изменяющихся социальных и творческих процессов, которые отражают и определяют историю, культурное и социальное своеобразие и ценности народа. К выражениям традиционной культуры относятся: устные выражения, в частности народные сказания, народная поэзия и загадки; языковые аспекты, в частности обозначения, слова, названия, символы; музыкальные выражения, в частности народные песни и инструментальная музыка; выражения действием, в частности народные танцы, драматургия и художественные формы обрядов; выражения в материальной форме, в частности: произведения народного искусства, рисунки, картины, резьба, скульптура, гончарные изделия, работа по дереву, работа по металлу, ювелирные изделия, вышивка, ткани,
* См. иллюстрации к статье на 4-й странице обложки
ковры, костюмы; ремесла; музыкальные инструменты; архитектурные формы» [17].
В настоящей статье исследуется творчество бурятских художников, отражающих в своих произведениях традиционные образы в изобразительном искусстве и культуре бурят. В процессе культурологического анализа применялись методы культурове-дения - культурно-исторический и этнографический анализ фактов культуры. К одной из всех форм проявления традиционной культуры можно отнести изобразительное искусство, которое является отражением социокультурного мира Бурятии. В ситуации современного культурного многообразия взглядов, идей форм деятельности заметно повысился интерес людей к национальным особенностям своей культуры, к ее древним истокам. Культурная самобытность своего народа оценивается очень высоко. В настоящий момент перемены в изобразительном искусстве значительно усиливают интерес к нему. Эти перемены коснулись и Бурятии. Приобщение к родной культуре, к искусству своего народа для многих может стать наиболее близким и доступным способом приобщения к культуре вообще, помогает развивать эстетические потребности и вкусы. Формирование и развитие изобразительного искусства, в котором воспроизводятся материальные и духовные ценности, является частью традиционной культуры. Человек всегда пытался отразить мир вокруг себя, свой народ, свои привычки и традиции.
Территория современного расселения бурят представляет собой обширную по-
лосу Прибайкалья и Забайкалья. Это нашло отражение в традиционных сельских жилищах и его украшении, в утвари и ее орнаменте, в особенностях одежды и ее декорировании, в календарных и семейных обрядах. «Истоки изобразительного искусства Бурятии, как и всего сибирского искусства, теряются в глубине веков. Самые древние скульптурные изображения животных из мамонтовой кости появились в Сибири в эпоху палеолита и датируются в пределах 28-22 тыс.» [8, с. 536]. Преобладающим видом художественного творчества бурят было прикладное искусство. Культовое искусство бурятского народа еще полностью не изучено, оно остается областью первичного научного поиска, предположительных соображений о хронологии периодизации, о различных школах иконописи и скульптуры, об их стилевых особенностях [10]. До советского времени бурятская культура являлась этнической народной культурой кочевников и полукочевников, она совершенно не имела профессиональных отраслей. Только в советское время возникли современное народное образование, наука, литература и искусство, средства распространения культуры и знаний. В своем историческом пути эта культура прошла этапы зарождения и формирования, становления и превращения в самостоятельное национальное достояние. Исторический период Х1Х-ХХ вв. - это эпоха, когда происходило формирование и развитие профессионального изобразительного искусства в Бурятии. Коренным образом произошли изменения в жизненном укладе бурят, в их социальном и государственном порядке после Октябрьской революции и образования Бурят-Монгольской АССР (1923 г.). Начали казаться пережитком прошлого ручной труд и ремесленное мастерство. Украшения стали рассматриваться как роскошь, они сохранялись и передавались только как семейные реликвии. Учитывая все обстоятельства того времени, бурятские мастера оставили творческое наследие, которое является основой многообразных замечательных достижений в национальной культуре для дальнейшего ее развития, включая первые годы Советской власти, особенно отразившись в новых для того времени видах искусства - скульптуре, графике, станковой живописи [8].
Существенными условиями формирования изобразительного искусства в начале XX века, в частности живописи, следует считать Читинскую и Иркутскую живописные школы. [31]. Традиция худо-
жественного образования стала формироваться с образованием Бурятского союза художников, основанного в 1934 г., Бурятского республиканского училища культуры и искусств (1936 г.), Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (1960 г.), Детской художественной школы имени Р.С. Мэрдыгеева (1965 г.), где проводилось обучение живописи и различным видам декоративно-прикладного искусства. Вновь и вновь новые поколения художников приходят к традиции. Продолжают изучение и создают новое, используя то, что накоплено веками. Яркий пример - династия Жамбаловых, которые посвятили свое творчество ювелирному мастерству. Это возможно, пооскольку традиция позволяет людям разных эпох существовать в одном обществе - обучать своему мастерству не менее одаренное поколение, которое уже имеет свои собственные взгляды на происходящее вокруг них самих. «Традиция способствует упорядочиванию системы, скрепляет прошлые и настоящие достижения человечества. Традиция создает заданную программу, способную сохранить преемственность и развитие общества» [26, с. 9].
В профессиональном изобразительном искусстве имеется различная трактовка темы традиционной культуры, это находит отражение в работах Е.А. Панкратовой «Цыренжап Сампилов», Т.А. Очировой «Александр Иванович Тимин», М.В. Хабаровой, И.И. Соктоевой «Дашинима Ду-гаров», А. Сахаровской, О.П. Вороновой А.В. Казанского, И.К. Печкина «Живопись Юрия Титова», М. Малановой «Зорикто Доржиев: Альбом», П.А. Алексеевой «Москалев Георгий», С. Ринчинова.
История изобразительного искусства анализировалась в работах [7; 13; 18; 31; 32; 36]. Для анализа и понимания материальной и духовной культуры всего бурятского народа были изучены публикации этнографов, занимающихся этой проблемой, в частности, [8-10; 29; 30; 38; 40 и др]. Исследуя названные работы, мы видим, что в картинах бурятских живописцев нашло отражение материальной культуры и традиционного хозяйства бурят, основой которого было скотоводство. Буряты разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов, коз. Особую роль в жизни бурятского общества играл конь, воспетый в улигерах, песнях, легендах и преданиях и являющийся мерилом благосостояния. Традиционным жилищем бурят долгое время оставалась юрта. В ее устройстве отразились не толь-
ко утилитарность кочевников, которые сумели из подручных материалов построить подходящее к обстановке кочевой жизни, полностью сделанное жилище, но и философские, эстетические и этические представления бурят [8]. Именно бытовую тему, трудовую деятельность и традиционные сельские жилища и их украшения, воспроизводят в своих работах Филипп Балдаев («Бурятская юрта»), Галсан Эрды-нийн («Перекочевка из зимника в летник», «Табун лошадей в степи»), Цыренжап Сам-пилов («Арканщик», «Любопытные быки», «Табун в степи»), Дугар-Нима Дугаров («В родном улусе», «Дочери Бурятии»), Александра Сахаровская (серия графических работ «Моя Бурятия»), Александр Даржа-ев («Табунщик», Даша Лыгденов («Юрта в степи»), Бальжинима Доржиев («Стрижка овец»), Любовь Нохоева (триптих «Ожидание») и др. [37].
Главными темами в творчестве бурятских художников, воплощающими бурятскую культуру, являются многообразные религиозные обрядовые обычаи. В них нашли отражение самобытность национального характера, этические нормы морали и поведения, они проявляются как формы закрепления, сохранения и передачи определенных социальных отношений от старшего поколения подрастающему. В работах этнографов и культурологов [11; 12; 16; 21; 25] подробно описываются религиозные обряды и праздники, поэтапно повествуют о проведения молебнов, некоторые из которых существуют и в настоящее время. Сюжеты традиционных религиозных праздников и религиозных обрядов были воспроизведены в картинах Романа Мэрды-геева («Тайлаган», 1927 г.) , Галсана Эрды-нийна («Бурятский шаман во время камлания в доме», «Праздник обо. Молебствие», «По дороге на обо», «Тайлаган»). В картине «Сагаалган» (1935 г.) из цикла «Старый быт агинских бурят» Галсан Эрдынийн дает представление о ставшей национальной традицией встрече Нового года (по лунному восточному календарю) в бурятском улусе. Отражение бурятского национального праздника спортивных состязаний - «Сур-харбан» нашло отражение в полотнах художников Георгия Баженова («Сурхарбан», 1967 г.), Александры Сахаровской («Скачки», «Борьба», «Стрельба из лука» из серии «Сурхарбан»,1971 г.), Иннокентия Налабар-дина («Сурхарбан», 2005 г.).
Культура и взаимосвязь с традицией предков и обращение к буддийским божествам воплотились в картинах таких мастеров в разных периодах времени как:
Виктория Алагуева («Белый старец», «Белая Тара», «Гаруда», 1998 г.), Иван Аржиков («Шаман», 1929 г.), Эржена Буинова («Белая тара», «Будда»), Данзан Дондоков («Авало-китешвара»), Любовь Дондокова («Белая тара», «Буда шакьямуши», 2001 г., «Зелена тара», 1999 г.), Л. Доржиев («Саган Дара Эхэ» / Белая тара, 1991 г.), Николай Дудко («Авалокитешвара», 1999 г., «Белая тара», «Будда трех времен», «Ваджрапани», «Колесо сансары»), Елена Зонхоева («Девять ветвей у священного дерева»), Чингиз Ман-даганов («Духи предков», «Шаман» - флорентийская мозаика, «Шаманка»), Цырен-Намжил Очиров («Шаман»), А. Ринчинов («Путь на обо»), Альбина Цыбикова («Молитва», 1995 г., «Обращение к белой таре», 1997 г., «Ритуал», 1996 г.) [37].
Принимая во внимание, что в творчестве художников существенное место занимают работы с отражением бурятского национального костюма, необходимыми в исследовании оказались материалы в публикациях: [1-3; 23; 24; 28]. «Как известно, традиционный костюм бурят помимо своего основного утилитарного назначения наполнен множеством других нагрузок, прежде всего он содержит в себе информацию, указывающую на половую, возрастную, социальную принадлежность. В костюме сосредоточено много семантических кодов» [19, стр. 441]. Изображения национального костюма воспроизводили в своих произведениях бурятские живописцы: И.А. Аржиков («Старуха бурятка», 1936 г.), Ф.И. Балдаев («Портрет лимбиста Дугаро-ва», 1949 г.), Д.-Н.Дугаров («Дочери Бурятии», 1962 г.), Ч. Мандаганов («Кочевник», 2005 г.), З. Доржиев («Девушка с коралловой сережкой», «Семья» ), Б. Доржиев («Долина ириса», 2010 г.) и др. [37].
Среди разнообразных тем, затрагиваемых в творчестве художников Бурятии в изобразительном искусстве, можно выделить еще одну, которая является отражением мифологического сознания. Эта тема исследуется в публикациях [4; 14; 22; 27; 35; 39]. С учетом традиционной мифологи-зированности в бурятском изобразительном искусстве присутствуют и сюжеты мифологического характера. Прежде всего, это иллюстративные композиции к бурятскому героическому эпосу «Гэсэр». Главным героем эпоса представляется образ Гэсэра - сына божества, живущего на небе, направленного в мир земной для борьбы с силами зла. Кроме того, художниками были воссозданы не менее важные для бурятской культуры эпосы «Аламжи-Мэрген», «Шоно-Батор», «Буха-нойон», выполненные
о
в разные годы Цыренжапом Сампиловым, Романом Мэрдыгеевым, Георгием Павловым, Филиппом Балдаевым, Иннокентием Стариковым, Александрой Сахаровской, Чингиз Шенхоровым, Альбиной Цыбико-вой и другими авторами в технике масляной и акварельной живописи, цветной и черно-белой печатной графики [33].
Немаловажное значение в традиционном бурятском изобразительном искусстве придается орнаменту. Бурятия имеет старинные традиции декоративного орнаментального искусства. Орнаментом украшали одежду, внутреннюю обстановку юрты, конское снаряжение, орудие производства. Основным элементом на бурятских изделиях из металла, дерева, на шитых работах использовался узор - бараний рог в совмещении с крестом, ромбом и т.д. Буддийское искусство изменило самобытную бурятскую культуру с новым сочетанием растительных рисунков и усложнило их. Орнамент отображает согласованность окружающей природы Забайкалья с его красочностью узоров. Главные составляющие орнамента - солнце, облако, луна и т.д. Бурятский орнамент по-настоящему национальный - это совмещение графики и цвета. Орнамент является тем художественным образным языком, который применяет художник для выражения своих ощущений, мыслей от внешнего мира. Иногда орнаментные изображения применяются для своеобразной шифровки надписей символами». Изучению бурятского орнамента посвящены работы [5; 6; 15; 20 и др.]. Огромный труд и творческие усилия вкладывали в собирание народного орнамента бурятские художники Р.С. Мэрдыгеев, Б. Будаев, Ф.И. Балдаев, Г.Е. Павлов, Лубсан Доржиев , Филипп Балдаев, Владимир Банзаракцаев, Елена Зон-хоева . Они ездили в районы республики - Агинский Бурятский национальный
Список литературы:
[1]
округ, в Иркутскую область, где перерисовывали орнаменты с предметов быта. Орнаменты, созданные профессиональными художниками, используются для росписи по дереву, в вышивке, в художественном изготовлении изделий из металла.
Таким образом, можно сделать вывод, что художники Бурятии в своих произведениях отражали элементы традиционной материальной и духовной культуры Бурятии (природу, жилище, бытовые предметы, национальную одежду, национальные праздники, обряды и многое другое). Живописцы имеют характерные для своего времени представления, знания, исторический опыт и религиозные убеждения. Поэтому живописные произведения так неповторимы. Поняв для себя причины различий, можно проследить, как менялись взаимоотношения между людьми внутри общества, как эволюционировали традиционные образы [34]. Становлению профессионального изобразительного искусства в Бурятии способствовали Союз художников, читинская и иркутская живописные школы, Бурятское республиканское училище культуры и искусств, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Детская художественная школа имени Р.С. Мэрдыгеева. Множество публикаций ученых-этнографов Бурятии дает возможность представить материальную и духовную культуру Бурятии, которая является предметом отражения в профессиональном изобразительном искусстве. По нашему мнению, традиционная культура, национальные образы всегда были и остаются актуальными по настоящее время. Многостороннее выражение художественными средствами изобразительного искусства Бурятии разного времени создает культурное наследие Бурятии во всем разнообразии ее материальных и духовных сторон.
Андрейко Ю.С. Композиционные особенности традиционного бурятского костюма // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 1. - С. 168-172.
[2] Андрейко Ю.С. Эволюция облика бурятского костюма: от традиции к современности // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 2. - 186-191.
[3] Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. - 141 с.
[4] Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ, 1970.
[5] Барданова Т.И. Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов / Дисс. ... канд. искусствоведения. - Улан-Удэ, 2006. - 186 с.
[6] Баторова Е.А. Бурятский орнамент XVIII-XX веков / Дисс. ... канд. Искусствоведения. - Москва, 2000. - 218 с.
[7] Бороноева Т. А. Графика Бурятии. - Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 127 с.
[8] Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская. - М.: Наука, 2004. - 633 с.
[9] Гачев Г.Д. Национальные образы мира / Курс лекций. - М.: Academia, 1998. - 429 с.
[10] Герасимова К.М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006 - 338 с.
[11] Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск: Наука, 1987. - 115 с.
[12] Галданова Г.С. Сагаалган - древний народный праздник монголов и бурят // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Ч.1. - М., 1983. - С. 40-49.
[13] Гумилёв Л.Н. Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. - М.: Искусство, 1975. - 156 с.
[14] Дугаров Б.С. Концепт тэнгристской мифологии в контексте бурятской Гэсэриады // Монголика. -2010, вып. IX. - С. 69-72.
[15] Дулгаров, А.Я. Семантика орнамента в бурятской буддийской архитектуре / Дисс. ... канд. культурологии. - Улан-Удэ, 2010. - 193 с.
[16] Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М.: Наука, 1977. - 200 с.
[17] Интеллектуальная собственность и традиционные выражения культуры / фольклор. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.wipo.int/export/sites/www/freepublications/ru/tk/913/wipo_pub_913. pdf (15.12.13).
[18] Искусство автономных республик Российской Федерации = Art of the autonomous republics of the Russian Federation / Альбом; вступ. ст. В.В. Ванслова. - М.: Аврора, 1973. -192 с.
[19] История Бурятии: В 3-х тт. Т. 2: XVII - начало XX вв. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - 624 с.
[20] Кочева Т.В. Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле / Дисс. ... канд. техн. наук. - Улан-Удэ, 1997. - 129 с.
[21] Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. - Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.
[22] Очерки истории культуры Бурятии. В 2-х т. - Улан-Удэ, 1972.
[23] Павлова С.В. Особенности морфологии стабильных элементов в костюме по народным бурятским мотивам // Вестник Восточно-Сибирского государственного технологического университета. - 2010, вып. 4. - С. 114-117.
[24] Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. - 92 с.
[25] Санжеев Г.Д. Тайлаган бурятских кузнецов // Быт бурят в настоящем и прошлом. - Улан-Удэ: Бур. филиал СО АН СССР, 1980. - С. 100-120.
[26] Санжеева, Л.В. Смыслы традиции в культуре // Традиции в современном мире: культура, искусство, экономика: сб. научн. ст. вып. 3. - СПб.: Астерион, 2012. - 142 с.
[27] Санжеева Л.Ц. Почитание огня, неба и земли в традиционной культуре монгольских народов // Вестник Бурятского государственного унверситета. Сер. Филология. - Улан-Удэ, 2010. - Вып. 10. - С. 271-277.
[28] Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. - 113 с.
[29] Санжиева, Е.Г. Формирование и развитие культуры Бурятии в советский период / Ред. Б.В. Базаров. - Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. - 214 с.
[30] Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят / Отв.ред. Т.Д. Скрынни-кова. Иркутск, 2005. - 220 с.
[31] Соктоева И.И. Живопись советской Бурятии. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1965. -187 с.
[32] Соктоева И.И. Изобразительное и декоративно искусство Бурятии. - Новосибирск: Наука, 1988.157 с.
[33] Соктоева И.И., Улзытуева Н.А, Алексеева Т.Е., Бороноева Т.А. Изобразительное искусство Бурятии: Художественный альбом из собрания Национального музея республики Бурятия, коллекции Бурятского художественного республиканского музея им. Ц.С. Сампилова, Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Музея Бурятского научного центра СО РАН, Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева, частных коллекций) / Ред. Бороноева Т.А. - Улан-Удэ: Новапринт, 2011 г. - 192 с.
[34] Торонова Е.М. Живопись как предмет междисциплинарного исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2013, № 2(10). - С. 130-134.
Уланов А.И. Бурятский героический эпос. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963. - 220 с.
[36] Художники Бурятии: каталог Союза художников Республики Бурятия 80-90 г.г. - Улан-Удэ, 2000. -62 с.
[37] Художники Бурятии [Электронный ресурс]. - Улан-Удэ, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
[38] Цыренова З.Е. Традиционная культура коренных народов Восточной Сибири (1920- конце 80-х гг.): опыт сохранения развития / Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - Улан-Удэ, 2007. - 53 с.
[39] Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. - Иркутск, 1959 - 227 с.
[40] Этнические процессы и традиционная культуры / Отв. ред. Н.Б. Дашиева. - М.; Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусства, 2005. - 224 с.