The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
По запасникам и экспозициям
музеев и картинных галереи
IN STOREROOMS AND EXPOSITIONS OF MUSEUMS AND ART GALLERIES
БУДДИЙСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА: ИЗУЧЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ КАТАЛОГА
Асалханова Екатерина Владимировна
Кандидат искусствоведения,
член ассоциации искусствоведов (АИС),
преподаватель, Усть-Ордынская детская школа искусств.
Россия, Иркутская область, п. Усть-Ордынский.
В статье исследуется буддийская коллекция Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа, включающую иконы-танка, скульптуру, ритуальные предметы, музыкальные инструменты. Целью исследования является изучение экспонатов и составление каталога этой коллекции. С помощью метода сравнительного анализа отечественных и зарубежных коллекций проводится атрибуция экспонатов. Автор представил междисциплинарное исследование с применением методов музееведения, истории, искусствоведения, этнологии, культурологии. Результатом проведенной работы стал аннотированный и иллюстрированный каталог буддийской коллекции Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Область применения результатов: музееведение, искусствоведение, образование.
Ключевые слова: буддизм; искусство; буддийское искусство; бурятское искусство; коллекция; каталог; Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа.
Библиографическое описание для цитирования:
Асалханова Е.В. Буддийская коллекция Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа: изучение и составление каталога / / Искусство Евразии. — 2019. —
№ 4 (15). - С. 246-254. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.016. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1641189/25/.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.016
УДК 7.046
Аннотация
Введение
Буддийская коллекция Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа представляет собой чудом уцелевшие артефакты. В Иркутской губернии действовали Аларский (основан в 1814 г., рис. 1), Кыренский (1817), Кырменский (1912—1917), Унгинский (1918), Алятский (1922), Харанцинский (1918), Муринский (1919), Бильчирский, Харанутский дацаны [4, с. 307]. Многие иркутские дацаны были построены благодаря выдающемуся религиозному и политическому деятелю Агвану Лобсану Доржиеву (1854—1938). В результате разрушения дацанов в 1930-е годы из 47 буддийских монастырей (дацанов) Бурятии, в которых были сосредоточены редкие образцы буддийской скульптуры, живописи, книгопечатания, до наших дней сохранилось три: Гусиноозерский, Агинский и Цугольский. То немногое, что попало в музеи и архивы, представляет собой уникальное наследие бурятской истории и культуры.
Рис. 1. Аларский дацан. Интерьер. Фотография начала ХХ века.
Буддийское искусство является важной составляющей культурного наследия Бурятии. Собрание Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа впервые становится предметом исследования. В реализации культурно-просветительской и образовательной деятельности музеев фундаментальной научной основой является каталогизация коллекции, которая включает учет, комплектование и изучение фондов. Каталогизация музейного собрания предполагает научную атрибуцию экспонатов,
установление датировки, места изготовления, этнической принадлежности и других данных, составляющих аппарат исследования; «актуальность каталогизации музейных коллекций определена возрастающим интересом к культурному наследию в условиях глобализации культуры и интеграции мирового сообщества» [6, с. 4].
Результаты
Буддийская коллекция Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа включает иконы-танка, скульптуру разных стран и художественных стилей, ксилографы, ритуальные предметы, музыкальные инструменты, предметы облачения лам. История поступления произведений в музей различна, в основном они поступили в результате частных закупок, даров.
Тибето-монгольский буддизм (или северный буддизм, ранее называвшийся ламаизмом) получил распространение в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и некоторых других странах. В Тибете буддизм был внедрен в VII в. царем Сронгценом Гампо, первоначально буддизм получил поддержку лишь среди дворцовой знати. В Монголии проникновение буддизма началось в XIII в., но его окончательное утверждение произошло в XVI в. Среди бурят буддизм стал распространяться в XVII в., первоначально бурятские молельни располагались в кочевых юртах, стационарные монастыри появились в XVIII в. Указ императрицы Елизаветы Петровны 1741 г. утвердил штат лам в количестве 150 человек, это событие принято считать официальным признанием буддизма в России. Распространение буддизма способствовало приобщению народов к индийской культуре. Строительство монастырей привело к зарождению иконописных и скульптурных мастерских, развитию книгопечатания, подготовке астрологов, врачей, философов.
До Октябрьской революции 1917 года бурятское изобразительное искусство было религиозным и развивалось в буддийских монастырях-дацанах. В середине XVIII века появляются первые оригинальные образцы бурятской буддийской живописи. Буддийская икона (тиб. танка — букв. «свиток», бур. «дэлэг бурхан»») пишется на грунтованном полотне, при хранении сворачивается в рулон, что в прошлом было очень удобно для кочевых народов. В последней четверти XVIII века начинает формироваться местная школа буддийской живописи и скульптуры. Бурятские мастера копировали иконы-танка тибетских и монгольских художников, расписывали отпечатанные на полотне ксилографическим способом канонические композиции. Буддийскую живопись Бурятии XVIII — первой трети XIX века отличают лаконичная композиция, живая и энергичная линия, гармония локальных цветовых отношений, самобытная художественная выразительность.
Бурятские буддийские художники получали образование в монастырях Лавран, Гумбум, Брайбун Центрального и Восточного Тибета, «монастырях Галдан и Эрдэни-дзу в Монголии, монастыре Утайшань в Китае. <...> Немногие талантливые молодые монахи могли совершить такое далекое путешествие, чтобы обучиться изобразительному искусству. В традиционном художественном методе ведущую роль играло обучение непосредственно у учителя» [3]. Во второй половине XIX века буддийская церковь в России переживала период бурного расцвета: при крупных монастырях-дацанах (Агинский, Цугольский, Ацагатский и др.) распространилось книгопечатание, открывались различные факультеты: философии (чойра), медицины
(манба), астрологии (чжуд) и др. [3]. В этот период в бурятской живописи и скульптуре появляются портретные изображения, повышенный интерес к декоративной эффектности, развивается монументальная живопись, анималистика, фольклорная мелкая пластика.
Буддийская икона-танка состоит из следующих элементов: 1) «зеркало», собственно икона — изображение, обычно прямоугольного формата, на грунтованном холсте; 2) обрамление из ткани или шелка, немного расширяющееся кверху и книзу, иногда нижняя часть чуть шире верхней; 3) две деревянные палочки для подвешивания иконы, причем нижняя немного шире в диаметре, к верхней палочке по бокам прикрепляются веревочные шнуры, которыми обматывается икона в свернутом виде; 4) задник из ткани или шелка; 5) покров из тонкого шелка, которым накрывается изображение при сворачивании иконы или для того, чтобы скрыть изображение от непосвященных. К сожалению, у некоторых икон в коллекции отсутствует обрамление и другие компоненты. По месту бытования танка делят на репрезентативные (написанные для храма) и личные (изготовленные по заказу для домашнего алтаря); канонические (иконы, написанные крупным мастером, большого размера, с тщательно выписанными деталями) и лубочные (выполненные рядовым зурачином или бродячим китайским мастером быстро, на заказ). Буддийская живопись может быть и миниатюрной (тиб. цакли), и монументальной.
Характерной особенностью северного буддизма является обширный пантеон, включающий будд, бодхисаттв, Учителей, идамов (медитационных божеств), дхармапал (защитников Учения), локапал (стражей сторон света), а также местных божеств, среди которых особое место занимает Белый Старец — божество долголетия, имеющее шаманистское происхождение.
В коллекции представлены в основном наиболее популярные в народе персонажи буддийского пантеона: изображения будд, бодхисаттв, защитников Учения, а также мандала, космологические иконы. Так, в собрании музея находится скульптурное изображение будды Вайрочаны и живописная мандала будды Сарвавид-Вайрочаны (тиб. Кунрик Нампар-нангцзэ; бур. Гунригай жинхор) (рис. 2).
Мандала будды Сарвавид-Вайрочаны считается одной из древнейших мандал, а его обитель Акаништха — наиболее совершенной из миров. Поклонение божествам мандалы изменяет неблагоприятную карму, дает спасение от плохих перерождений и возможность возрождения в «чистых землях». О значимости и популярности этого культа в бурятском буддизме говорит то, что в 23 дацанах дореволюционной Бурятии имелись сумэ (храмы) Гунриг [5, с. 12].
В коллекции музея находится несколько космологических икон разного формата (рис. 3). Космологические иконы вывешивали во время важных или переходных моментов в жизни человека, таких как рождение, женитьба, постройка дома, новоселье, болезнь, смерть, чтобы создать благоприятные обстоятельства. Диаграмму часто размещали над дверными проемами, чтобы защитить дом или двор. В целом назначение космологических икон — помочь человеку жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром, призывание здоровья, долголетия, успеха в делах и проч. Композиция икон носит синкретический характер, в нее включены символические образы, истоки которых восходят к древним культурам народов Востока (Индии, Китая, Египта, Месопотамии, Ирана и др.).
Рис. 2. Мандала Сарвавид Вайрочаны (бур. Гунригай жинхор). Икона (танка), живопись. Происхождение: Бурятия (?), XIX в. Размер общий: 49,5 х 39 см. Размер основы: 37,5 х 26,5 см. Материал основы: холст грунтованный, минеральные краски. Обрамление: красный, зеленый и белый шелк. Задник: х/ б ткань охристого цвета. Поступление: 1946 г. Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа, инв. № УО-432-оф. [1, с. 27-28], [2, с. 21].
Рис. 3. Конь-ветер (бур. хий-морин). Ксилография, роспись. Происхождение: Бурятия, конец XIX — начало XX в. Размер общий: 85 х 55 см. Размер основы: 65,5 х 44,5 см. Материал основы: холст грунтованный, минеральные краски, золото. Обрамление: темно-синяя х/ б ткань. Поступление: 1946 г. Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа, инв. № УО-433-оф. [1, с. 28-31]. Аналогии: [7, с. 509].
В коллекции музея представлена тибето-монгольская круглая скульптура и рельефы ца-ца: две скульптуры изображают Будду Шакьямуни, одна — Вайрочану, одна — Белую Тару, и одна — Зеленую Тару. Также есть образцы вьетнамской, китайской и японской скульптуры. Авторство буддийских статуэток так же, как икон, не раскрывается, они анонимны. Существуют различные школы и техники изготовления буддийской бронзовой скульптуры: техника «замещенного воска», техника выколотки и литья, техника инкрустации, традиции золоченой и не золоченой скульптуры, традиция подражания «под старину». Скульптуры традиционно изготовляли полыми. После изготовления скульптуры проводился обязательный обряд освящения, во время которого в нее помещали определенные вложения (тексты учения, священные реликвии, лекарственные растения и т. п.). Самым важным вложением являлось «древо жизни» божества — деревянный или металлический стержень, на котором писали мантры. После того как вложения помещались в скульптуру, ее плотно закрывали, на дно могли наноситься различные охранительные символы, чаще всего вишваваджра (двойная ваджра). Некоторые произведения коллекции вскрыты, вложения утрачены. Скульптуры предназначались для храмов и домашних алтарей. В зависимости от назначения размеры скульптур могли варьироваться от нескольких сантиметров до нескольких метров. В Бурятии получили распространение скульптуры, выполненные из дерева и в технике «папье-маше», расписанные минеральными красками. Особенно славилась оронгойская школа, школа Санжи-Цыбик Цыбикова (1877—1934). Сохранился выполненный бурятскими мастерами во главе с С.-Ц. Цыбиковым уникальный скульптурный комплекс — объемная мандала Сарвавид Вайрочаны из 37 божеств (из них три фигуры утрачены).
Для северного буддизма характерен тщательно разработанный культ, включающий чтение священных книг, поклоны, простирания, разнообразные подношения (изображаются и в живописи), возжигание светильников (бур. зула), благовоний, использование музыкальных инструментов (главным образом, духовых и ударных), проведение красочных театрализованных обрядов (тиб. цам), тесное переплетение с местными религиозными верованиями: индуизмом (Непал), бон (Тибет), шаманизмом (Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува). Некоторые ритуальные предметы представлены в коллекции музея.
В целом на примере собрания музея возможно сравнить репрезентативные иконы, созданные талантливыми художниками для храмов, и личные иконы, выполненные быстро, на заказ китайскими мастерами. В коллекции музея представлены основные типы композиций буддийской живописи (симметричная, асимметричная), образы мирных и гневных божеств. Присутствуют интересные примеры космологических композиций разного формата. В коллекции музея представлены образцы изобразительного искусства различных стран и регионов (Тибет, Китай, Япония, Южная Азия, Монголия, Бурятия). Сравнительно небольшое собрание музея является частью буддийской культуры, произведения представляют собой большую историческую и культурную ценность.
Обобщением проделанной работы является аннотированный и иллюстрированный каталог. В обозначении образов используется бурятская терминология, параллельно в тексте аннотации к каждому произведению применяется принятая в отечественной буддологии терминология санскрита, приводимая на кириллице в кратком словаре
буддизма. Инвентарный номер и фонд собрания идентифицируют экспонаты в системе научного описания Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Экспонаты систематизированы по группам предметов буддийского культа: иконопись, скульптура, ритуальные предметы, предметы облачения лам и др. Определена датировка предметов, место изготовления (Монголия, Китай, Бурятия и др.), материал и техника изготовления, размеры, сохранность и другие параметры описания. Создание научного каталога позволило ввести в научный оборот малодоступный для исследователей материал.
Результаты исследования могут найти применение в экспозиционной, исследовательской и культурно-просветительской музейной практике. Материалы каталога могут быть использованы в рассмотрении различных аспектов развития истории бурятской культуры и искусства, при составлении учебных курсов, учебно-методических пособий. Издание предназначено для всех интересующихся культурой и искусством буддизма.
1. Асалханова Е.В. Буддийская коллекция живописи и графики Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа / / Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Седьмые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир». Мат-лы конф. Улан-Удэ, 6—8 июля 2016. — СПб., 2018. — С. 22-32.
2. Асалханова Е.В. Буддийская коллекция Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа // Научное наследие И.И. Соктоевой в свете актуальных проблем современного изобразительного искусства: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения И.И. Соктоевой (Улан-Удэ, 26—30 июня 2018 г.) / науч. ред. Б.Ц. Гомбоев, отв. ред. Т.В. Кочева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2018. — С. 18-25.
3. Асалханова Е.В. Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Концепция и программа историко-художественной реконструкции живописного убранства: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.09. — Саратов, 2017. — 335 с.
4. Асалханова Е.В. Из истории Прибайкальских дацанов // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2010. — № 7 (47). — С. 307—312.
5. Бардалеева С.Б. Санжи-Цыбик Цыбиков. [Альбом] — Улан-Удэ: Изд-во «БТСР», 2006. - 232 с.
6. Батырева С.Г. Буддийская коллекция музейного собрания КалмНЦ РАН: изучение и составление каталога (2014-2016). Монография. — Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. — 160 с.: ил.
7. Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. Научное издание. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. — 600 с.
Статья поступила в редакцию 15.11.2019 г.
Литература
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.016
BUDDHIST COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF UST-ORDA BURYAT AUTONOMOUS OKRUG: STUDY AND CATALOGING
Asalkhanova Ekaterina Vladimirovna Ph.D. in History of Arts,
Member of the Association of Art Critics (AIS), Lecturer, Ust-Orda Children's Art School. Russia, Irkutsk Oblast, Ust-Ordynsky settlement. [email protected]
Abstract
The article is about the buddhist collection of The National Museum of Ust-Orda Buryat Autonomous Okrug (included Thangka, sculpture, ritual objects, musical instruments). The aim of the research is to study the exhibits and compile a catalog of this collection. Using the method of comparative analysis of domestic and foreign collections, the author carries out the attribution of exhibits. The author presented an interdisciplinary study using the methods of museology, history, art history, ethnology, cultural studies. The result of the work was an annotated and illustrated catalog of the Buddhist collection of The National Museum of Ust-Orda Buryat Autonomous Okrug. The scope of the results: museology, art history, education.
Keywords: Buddhism; art; Buryat art; collection; catalog; The National Museum of Ust-Orda Buryat Autonomous Okrug.
Bibliographic description for citation:
Asalkhanova E.V. Buddhist collection of The National Museum of Ust-Orda Buryat Autonomous Okrug: study and cataloging. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 246-254. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.016. Available at: https://readymag.com/u50070366/1641189/25/ (In Russian).
References
1. Asalkhanova E.V. Buddiiskaya kollektsiya zpivopisi i grafiki Natsional'nogo muzeya Ust'-Ordynskogo Buryatskogo okruga [Buddhist collection of paintings and graphics of the National Museum of the Ust-Orda Buryat Okrug]. In: Buddiiskaya kul'tura: istoriya, istochnikovedenie, yazykoznanie i iskusstvo [Buddhist culture: history, source study, linguistics and art. Seventh Dorzhiev readings «Buddhism and the modern world»: Conference proceedings]. St. Petersburg, 2018, pp. 22-32. (In Russian)
2. Asalkhanova E.V. Buddiiskaya kollektsiya Natsional'nogo muzeya Ust'-Ordynskogo Buryatskogo okruga [Buddhist collection of the National Museum of the Ust-Orda Buryat Okrug].
The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
In: Nauchnoe nasledie I.I. Soktoevoi v svete aktual'nykh problem sovremennogo izpbrazjtel'nogo iskusstva [Scientific Heritage of I.I. Soktoeva in the context of the urgent problems of modern fine art: materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ed. by B.Ts. Gomboev, T.V. Kocheva]. Ulan-Ude, Buryat State University, 2018, pp. 18-25. (In Russian)
3. Asalkhanova E.V. Datsan Gunzechoinei v Sankt-Peterburge. Kontseptsiya i programma istoriko-khudozhestvennoi rekonstruktsii %hivopisnogo ubranstva [Datsan Gunsechoynei in St. Petersburg. The concept and program of historical and artistic reconstruction of pictorial decoration: Dissertation of the candidate of art history]. Saratov, 2017. 335 p. (In Russian)
4. Asalkhanova E.V. Iz istorii Pribaikal'skikh datsanov [From the history of the Baikal datsans]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2010, No. 7 (47), pp. 307-312. (In Russian)
5. Bardaleeva S.B. Sanzhi-Tsybik Tsybikov [Sanji-Tsybik Tsybikov. Album]. Ulan-Ude, Buddhist traditional sangha of Russia, 2006. 232 p. (In Russian)
6. Batyreva S.G. Buddiiskaya kollektsiya muzeinogo sobraniya KalmNTs RAN: izuchenie i sostavlenie kataloga (2014—2016) [Buddhist collection of the museum fund of the Kalmyk National Center of the Russian Academy of Sciences: study and compilation of the catalog (2014-2016). Monograph]. Elista, Kalmyk National Center of the Russian Academy of Sciences, 2016. 160 p. (In Russian)
7. Zemlya Vadzhrapani. Buddizm v Zabaikal'e [Vajrapani Land. Buddhism in Transbaikalia. Scientific publication]. Moscow, Publishing and Production Center «Design. Information. Cartography», 2008. 600 p. (In Russian)
Received: November 15, 2019.