Научная статья на тему 'РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ В КАРТИНАХ ВЛАДИМИРА ПОСПЕЛОВА'

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ В КАРТИНАХ ВЛАДИМИРА ПОСПЕЛОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ПОСПЕЛОВ / ИСКУССТВО БУРЯТИИ / ГРАФИКА / ЖИВОПИСЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛЕЙТМОТИВ / ПРЕПОДАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитина Анна Александровна, Жамбаева Туяна Иннокентьевна

В статье рассматривается тематическая многоплановость картин Владимира Поспелова. Проводится анализ творческой манеры автора на примере работ, представленных на выставке «Улетели листья». Своеобразный круг перевоплощений явлений и предметов отражает неоднозначный взгляд художника на окружающий мир, его размышления и поиск самовыражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTIONS ON LIFE IN VLADIMIR POSPELOV’S PAINTINGS

The article examines the thematic diversity of paintings by Vladimir Pospelov. The analysis of the artist's creative manner is carried out on the example of the works presented at the exhibition "Leaves flew away". A peculiar circle of transformations of phenomena and objects reflects the artist's ambiguous view of the world around him, his thoughts and a search for self-expression.

Текст научной работы на тему «РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ В КАРТИНАХ ВЛАДИМИРА ПОСПЕЛОВА»

УДК 753 (571.54)

А. А. Никитина Т. И. Жамбаева

Восточно-Сибирский государственный институт культуры Улан-Удэ, Россия

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ В КАРТИНАХ

ВЛАДИМИРА ПОСПЕЛОВА

В статье рассматривается тематическая многоплановость картин Владимира Поспелова. Проводится анализ творческой манеры автора на примере работ, представленных на выставке «Улетели листья». Своеобразный круг перевоплощений явлений и предметов отражает неоднозначный взгляд художника на окружающий мир, его размышления и поиск самовыражения.

Ключевые слова: Владимир Поспелов; искусство Бурятии; графика; живопись; индивидуальность; лейтмотив; преподавание.

В. Г. Поспелов. Чертополох. 1990-гг. Бумага, акварель, гуашь, гелеаая ручка. 65x51

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, кафедра декоративно-прикладного искусства (Улан-Удз)

Свой творческий путь художник Владимир Поспелов начал в 1980-90-е годы - время политическо-экономи-ческого кризиса в стране, когда воспетые госзаказом идеи соцреализма в работах художников остались в прошлом, поколение восьмидесятников получило свободу творчества, было реабилитировано культурное наследие Запада и дореволюционной России, буддийское наследие Бурятии и т.д. В художественной жизни Бурятии происходит обновление, наполненное индивидуальным видением и авторским почерком живописцев, графиков, скульпторов, художников декоративно-прикладного искусства. В это время начинает работать молодое поколе-

ние Союза художников Бурятии: Дмитрий Будажабэ, Зандан Дугаров, Даши Намдаков, Алла Цыбикова, Бальжинима Доржиев, Василий Богомазов, Александра Дугарова, Любовь Нохоева, Антон Танганов.

Живопись Владимира Поспелова ярко отражает характер времени, его картины наполнены размышлениями о жизни, они узнаваемы по характерным деталям, образам. Это воспоминания, уходящие в детство: мальчишки-друзья, старики-старожилы, холмы и степи, сенокос, лошади, выгон коз. Селенгинский пейзаж, берег Байкала становятся постоянной основой, неким фундаментом его творчества, на который накладывается видение явлений и предме-

тов художником. Интерес к истории края, чуткость, широта восприятия событий, людей, индивидуальность восприятия окружающего мира формировали его творческие поиски.

В стенах Восточно-Сибирского государственного института культуры г. Улан-Удэ, 24 ноября 2020 г. открылась выставка живописных и графических работ заслуженного художника Бурятии Владимира Георгиевича Поспелова. Название выставки «Улетели листья» послужило своего рода данью памяти ушедшему из жизни художнику, которому исполнилось 64 года. Выставка носит передвижной характер: в октябре она проходила в Музее истории г. Улан-Удэ, в начале 2021 года - в Восточно-Сибирском государственном институте культуры, затем отправится на родину художника в с. Новоселенгинск. 23 работы предоставлены семьей художника - супругой Валентиной Александровной и сыном Максимом. Кафедре декоративно-прикладного искусства, на которой преподавал Владимир Георгиевич, в дар от семьи были переданы авторские рисунки, эскизы, подготовительные картоны. Они будут служить прекрасным наглядным материалом на уроках академической живописи и рисунка.

Владимир Поспелов с целеустремленностью и энтузиазмом учился в Улан-Удэнском педагогическом училище на художественно-графическом факультете, Иркутском училище искусств, Дальневосточном государственном институте искусств (преподаватели А. И. Плешивцев, Ю. А. Собченко, В. А. Максимов). С 1983 г. он стал постоянным участником зональных, всероссийских и международных выставок, а в 1993 г. был принят в члены Союза художников России [1].

Немаловажную роль в его жизни занимало преподавание, общение со студентами Бурятского республиканского училища культуры и искусств, затем студентами кафедры декоративно-прикладного искусства во ВСГИК. В лице Владимира Георгиевича институт нашел авторитетного педагога,

Т L

А г

умевшего увлечь и показать пример. Он понятно и вдумчиво объяснял материал, прекрасно владел терминологией, одним движением кисти или карандаша мог показать суть задачи. Многие его ученики «остались в специальности», среди них: Павел Михайлов, Алексей Амбаев, Владимир Иванов, Александр Дулгаров, Виктория Рабжаева, Зорикто Доржиев.

В своем творчестве Владимир Поспелов обращается к разным жанрам - пейзажу, натюрморту, портрету, тематической картине. Не менее разнообразны были техни-

В. V. Поспелов.

Мужской

портрет.

1990-гг.

Бумага, уголь.

51x39

Восточно-Сибирский государственный инI тчтут культуры, кафедра декоративно-прикладного искусства (Улан-Удэ)

В. Г. Поспелов. Лошади. 1990-гг. Бумага, тушь, фломастер. 30x39

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, кафедра декоративно-прикладного искусства (Улан-Удэ)

В. Г. Поспелов. Прощальный круг -Селенгинский. 2016. Холст, масло. 92x124

Собственность семьи художника (Улан-Удэ)

В. Г. Поспелов. Противостояние. 2003. Холст, масло. 72x102

Собственность семьи

художника

(Улан-Уд.})

ческие границы - он работал маслом, пастелью, акварелью, мягкими графическими материалами (уголь, сангина, соус, сепия на тонированной бумаге). Темы и сюжеты варьируются от реалистично выполненного байкальского пейзажа с лодками и рыбаками до сюрреалистических полотен.

Несмотря на широкий сюжетно-тема-тический диапазон и жанровое многообразие, творчество В. Поспелова отличается собственной манерой, которая придает его творчеству цельность. Его работы узнаваемы по неизменным мотивам - образам любимых животных (козы, лошади, рыбы, кузнечики). Часто перекликаются в картинах разных лет мотивы сухого дерева, веток,

чертополоха, коряги. Обычно в свою мастерскую художники приносят вещи, предметы, которые им по душе, они окружают себя тем, что их интересует, вдохновляет, так в мастерской у Владимира Георгиевича были разные сухие ветки и цветы, коряги причудливых форм.

Он чуток к колориту - часто использует цветовые контрасты, такие как желтый и фиолетовый, красно-оранжевый и зеленый, для расстановки композиционных акцентов. Во многих работах камертоном звучит почти чистый зеленый кобальт. В каждой композиции цвет несет особое настроение: оттенки желто-оранжевого, например, то легкие и прозрачные в листве осенних берез, то знойные и душные в пыльном тумане, то песчаные в изображении селенгинских гор и степей. Иногда, если того требовал замысел живописного полотна, он выполнял с графической четкостью отдельные предметы. Как говорил сын художника М. В. Поспелов, «он любил Бурятию, у него был настоящий интерес к людям, событиям, природе; с отцом мы часто путешествовали, ездили на родину в Новоселенгинск, по Байкалу, часто бывали в с. Байкало-Кудара... То, что он писал, прежде всего было связано с мыслями о родине и людях» [3].

Картиной, открывающей выставку, можно считать полотно «В гостях у себя. Автопортрет». История искусства дает немало примеров, когда автопортрет знаменует определенный период жизни. На картине зритель видит академически выверенную композицию, она диктует сдержанную манеру письма. В данной работе художник решал классическую задачу передачи пространства и объемности. Взгляд зрителя движется по небу, дворику, лицу и рукам с лампой, скользит по шарфу и снова возвращается к лицу. Художник смотрит прямо на зрителя, возникает диалог, пространство картины «открывается». В гостях у себя -это обращение к своему Я, подведение итогов определенного жизненного этапа.

Байкал - любимая тема многих художников Бурятии, и у каждого она воплощается

по-разному. Байкальский пейзаж Владимира Георгиевича - разный по настроению и манере исполнения: то это летний день, и Байкал изображен в обрамлении песчаной косы и сибирских сосен, то перекатываются волны ледяной воды пронзительно синего цвета, то озеро виднеется сквозь ветви осенних деревьев - сказочных, причудливых, по-осеннему ярких. Часто байкальский пейзаж совмещен с жанровыми сценами, показывающими людей, неразрывно связанных с природой, которые здесь живут, трудятся; изображены рыбаки с лодками, сетями, деревенские мальчишки, играющие на берегу, или лодка с опущенными веслами, будто только что из воды.

В картине «Метаморфозы» можно проследить интерес художника к деревьям. Он любил их рассматривать, отмечая причудливые формы, переплетение ветвей. В данной композиции перед зрителем предстает дерево в различных состояниях: то это пластика деревьев - изломанно сухая и кряжистая, то идеально ровная линия деревянного столба электрической опоры. Мы видим деревья, наделенные антропоморфными чертами, в тележке лежат спиленные ветки, виднеются деревянные домики - круг метаморфоз дерева, своеобразные преломления жизненной материи.

Владимир Георгиевич любил наблюдать за животными, прекрасно знал их повадки, коз пас еще в детстве. Он проводит параллель-гротеск, очеловечивая коз и наделяя их каким-либо характером и взаимоотношениями. «Встреча» - одна из серии таких работ, где с юмором, живо и эмоционально художник передает характер встречи, словно в бытовой жанровой сценке. А горячие оттенки желтых, красных и охристых цветов еще более подчеркивают динамику настроения.

На выставке представлено несколько картин, написанных в сюрреалистической манере. Например, «Прощальный круг - Се-ленгинский» с безмятежной линией горизонта, бесконечностью степей и холмов, с изгибом реки. От того неожиданно предстают на этом фоне фигуры огромных кузнечи-

ков, наподобие космических существ, словно мир насекомых вырос в своих масштабах. Здесь мы можем увидеть мелкие частички их строения, наделенные конструктивной жесткостью, перерастающие в очертания горы или моста.

В работе «Противостояние» мы снова видим узнаваемый селенгинский пейзаж с антропоморфной топонимикой гор. Живописную версию картины можно сравнить с графическим картоном. По-видимому,

I ТЕМА HOMEPA|

В. I. Поспелов. Август на Байкале. 2415. Холст, масло. 120x170

Собственность семьи

художника

(Улан-Удэ)

П. Г. Поспелов. Метаморфозы. 2008. Холст, масло. 86x100

Собственность семьи

художника

(Улан-Удэ)

изначально внимание акцентировалось на кузнечиках, пытающихся выжить, зажатых между утюгом и пилой. В живописном варианте акцент сместился на динамично движущиеся утюг и пилу, перемалывающие все живое.

Размышления Владимира Поспелова о жизни и смерти привносят в живопись сюрреалистичный характер. «Экологический джаз-рок» (2003) буквально передает настроение фантасмагории и драйва оглушительных рок-басов. Пространство картины наполнено предметами - аллегориями жизни и смерти. Как объяснял смысл картины Владимир Георгиевич, «...соотношение жизни и смерти, две самые мощные градации. [...] Желтый цвет и вода - аллегории солнечного тепла и течения времени; ворона сидит в трепанированном черепе, улитки-долгожители, лежат мертвые кузнечики, череп домашнего животного, над ними возвышается ликующая крыса - животное, поразительно умеющее выживать и приспосабливаться в нечеловеческих условиях» [2].

Совсем иной характер живописи можно увидеть в работах «Август на Байкале», «Весеннее солнышко», «Весна». Они объединены переходными состояниями природы. Для передачи атмосферы наступающей весны применяется смешанная техника -акварель, пастель; художник чутко передает свежесть речного воздуха, глубину темно-синей воды, таяние снега, проталины. Мастерски, с любовью написаны лошади, наполняющие природу ощущением живого тепла.

В одном из своих интервью Владимир Георгиевич высказал мысль, что «...главное для художника - видеть, не проходить мимо, не быть равнодушным» [2]. Своим творчеством он показывал пример увлеченности, постоянного поиска, работы мысли, а главное - стремления двигаться и развиваться, искать новые способы самовыражения.

Литература

1. Владимир Поспелов // Soyol.ru: Культура и искусство Бурятии. - URL: http://soyol.ru/ personas/painters-and-sculptors/259 (дата обращения 02.12.2020)

2. Искусство жить. Владимир Поспелов. Кузнец призрачного счастья. Из цикла передач, посвященных 85-летию Союза художников Бурятии. - URL: https://www.youtube. com/watch?v=TlTbNEIG-uE (дата обращения 01.12.2020)

3. Никитина А. А. Беседа с М. В. Поспеловым, сыном художника (12.01.2021).

Об авторах

Никитина Анна Александровна - старший преподаватель, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

E-mail: anyaany-body@inbox.ru

Жамбаева Туяна Иннокентьевна - кандидат искусствоведения, Восточно-Сибирский государственный институт культуры E-mail: tuyana75@mail.ru

REFLECTIONS ON LIFE IN VLADIMIR POSPELOV'S PAINTINGS

Nikitina Anna Aleksandrovna

Senior lecturer, East-Siberian State Institute of Culture Zhambaeva Tuyana Innokentievna

Candidate of Arts, East-Siberian State Institute of Culture

Abstract: The article examines the thematic diversity of paintings by Vladimir Pospelov. The analysis of the artist's creative manner is carried out on the example of the works presented at the exhibition "Leaves flew away". A peculiar circle of transformations of phenomena and objects reflects the artist's ambiguous view of the world around him, his thoughts and a search for self-expression.

Keywords: Vladimir Pospelov; art of Buryatia; graphics; painting; individuality; leitmotif; teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.