Научная статья на тему 'Изобразительное искусство в культуре Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов'

Изобразительное искусство в культуре Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
563
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / HISTORY OF CULTURE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ АССР ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / BURYAT-MONGOLIAN ASSR / ТЕМЫ ВОЙНЫ И ТРУДА / THEMES OF WAR AND LABOR / DEVELOPMENT FACTORS / NATION''S CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Санжиева Елена Гармажаповна

В статье рассматривается развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бурятии во второй половине 1940-х и в 1950-е годы. В последние годы появился ряд работ историков, искусствоведов, культурологов, позволивших раскрыть данную тему с позиций междисциплинарного подхода. Кроме того, прошедшие юбилейные выставки художников и скульпторов дали возможность ввести в научный оборот новые факты их деятельности. Изобразительное искусство национальной республики в послевоенные и 1950-е годы динамично развивалось и отражало духовное содержание советской эпохи с насущными задачами и проблемами общества в целом и индивидуальные особенности отдельно взятого человека. В рассматриваемый период шёл процесс становления бурятской советской культуры как культуры нации на собственно социалистической основе (формирование её происходило в предшествующий период). В условиях «оттепели» сложились более благоприятные условия для творчества, ставшего многогранным и плодотворным. Профессиональное изобразительное искусство к концу 1950-х годов достигло уровня зрелости, стало неотъемлемой составляющей национальной культуры, одним из факторов её дальнейшего развития, а в настоящее время произведения изобразительного искусства приобрели ещё и документально-информационную, историческую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fine Art in Culture of Buryatia of the Second Half of the 1940s and the 1950s

The article considers the development of fine, decorative and applied art in Buryatia in the second half of the 1940s-1950s. In recent years, a number of works by historians, art historians, cultural scientists have appeared, which allowed us to reveal this topic from the standpoint of an interdisciplinary approach. In addition, the past jubilee exhibitions of artists and sculptors made it possible to introduce new facts from their activities into scientific circulation. The fine arts of the national republic in the postwar and the 1950s dynamically developed and reflected the spiritual content of the Soviet era with the pressing tasks and problems of society as a whole and the individual characteristics of an individual. During the period under review, the process of formation of Buryat Soviet culture as a culture of the nation on its own socialist basis (its formation occurred in the previous period) was under way. In the time of the “thaw” period, there were more favorable conditions for creativity which was multifaceted and productive. Professional fine art by the end of the 1950s reached the level of maturity and became an integral part of the national culture, one of the factors of its further development, and at present, works of fine art have acquired documentary, information and historical value.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство в культуре Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов»



http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 ^Ы^) ISSN 1996-7853

УДК 930.85(571.540+73/76 (571.54)

DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-166-170

Елена Гармажаповна Санжиева,

кандидат исторических наук, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1), e-mail:[email protected]

Изобразительное искусство в культуре Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов

В статье рассматривается развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бурятии во второй половине 1940-х и в 1950-е годы. В последние годы появился ряд работ историков, искусствоведов, культурологов, позволивших раскрыть данную тему с позиций междисциплинарного подхода. Кроме того, прошедшие юбилейные выставки художников и скульпторов дали возможность ввести в научный оборот новые факты их деятельности. Изобразительное искусство национальной республики в послевоенные и 1950-е годы динамично развивалось и отражало духовное содержание советской эпохи с насущными задачами и проблемами общества в целом и индивидуальные особенности отдельно взятого человека. В рассматриваемый период шёл процесс становления бурятской советской культуры как культуры нации на собственно социалистической основе (формирование её происходило в предшествующий период). В условиях «оттепели» сложились более благоприятные условия для творчества, ставшего многогранным и плодотворным. Профессиональное изобразительное искусство к концу 1950-х годов достигло уровня зрелости, стало неотъемлемой составляющей национальной культуры, одним из факторов её дальнейшего развития, а в настоящее время произведения изобразительного искусства приобрели ещё и документально-информационную, историческую ценность.

Ключевые слова: история культуры, изобразительное искусство, Бурят-Монгольская АССР факторы развития, темы войны и труда

Введение. Нарастающие тенденции глобализации создают реальную угрозу стирания локальных культурных особенностей. Научная проблематика рассмотрения изобразительного искусства национальных республик, творчества отдельных художников в контексте истории региональной культуры в настоящее время весьма актуальна.

В означенный период для изобразительного искусства Бурятии стало характерным развитие видового и жанрового многообразия (в графике: книжная иллюстрация, плакат, карикатура; в скульптуре: монументальная, декоративная, скульптура малых форм; в живописи: портрет, пейзаж, натюрморт и др.), повышение творческой активности мастеров, рост их профессионального уровня. Большую роль в организации их деятельности и приобщении населения к культурным ценностям играли Союз художников БМ АССР и государственный художественный музей в Улан-Удэ, открытие которого для посетителей состоялось в январе 1946 года. Музейная коллекция к 15 июня 1945 года насчитывала более 500 произведений живописи, графики, скульптуры, изделий из фарфора, керамики, художественного литья и др. Основу фондов музея составили произведения бурятских художников и другие экспонаты, находившиеся

на хранении и в фондах Историко-краеведче-ского, Антирелигиозного, а также Кяхтинского музеев и в Доме народного творчества. Через Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР они были безвозмездно переданы новому музею.

Методология и методы исследования. В статье применён междисциплинарный подход к рассмотрению истории изобразительного искусства и творчества бурятских живописцев, скульпторов в советский период. Использованы нарративный и историко-культурный методы. В основу исследования легли основополагающие принципы исторической науки: объективизм и историзм.

Результаты исследования и их обсуждение. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов и творчество художников и скульпторов республики представляют в настоящее время региональное культурное наследие советского периода. В 1950 году в Улан-Удэ на межобластном совещании работников изобразительного искусства было оценено его состояние в регионе и задачи дальнейшего развития. Тогда же была организована выставка работ художников Восточной Сибири и Дальнего Востока. Союз художников БМ АССР и музей изобразительных

166

© Санжиева Е. Г., 2018

Востоковедение

искусств ежегодно практиковали отчётные выставки работ художников, проводили передвижные выставки в районах [6]. Итоги проделанной работы подводились на пленумах Союза художников БМ АССР. В частности, была выявлена тенденция к приукрашиванию жизни, проявление инертности и поверхностности в художественном мышлении, подчёркивалась необходимость нового восприятия и отражения жизненных явлений, событий и фактов, перемен в творческой деятельности. Надо отметить, что на протяжении всего советского периода в целом и рассмотренного в частности, как организаторская, так и исполнительская сферы деятельности были пронизаны идеологической направленностью.

Конечно же, в центре внимания художников находилась современная жизнь Бурятии с её ценностными установками на мирное созидание, повышение общественно-политической активности трудящихся. Будням колхозников посвящены картины М. Шестаковой «Хлебоуборка», Е. Неволиной «Сеноуборка» и «Песня мира», Г. Павлова «Заседание айко-ма ВКП(б)» и «В день выборов»; труд отважных первопроходцев отобразили Н. Голованов («Там, где была тайга») и В. Гончар («Приехали на целину» и «Сквозь тайгу»). Рыбакам Байкала и знатному шахтёру Унтонову посвящены полотна А. Тимина. С середины 50-х годов в живописи наметился поиск путей отображения связей с повседневной жизнью человека. Это видно в картинах К. Сергеева «В степях Бурятии», Г. Рудя «Байкальская новь», М. Воробьева «Весна в Селенгинске». Аксиология художественного творчества послевоенных лет и 1950-х годов прежде всего базировалась на ставших традиционными в советский период нравственно-эстетических категориях.

Широкое развитие получил портретный жанр. Примечательно, что большое количество портретов посвящено деятелям искусства и литературы: А. Канину, Г. Цыдынжа-пову, Б. Балдакову, Х. Намсараеву, (работы А. Тимина), Ц. Сампилову (работа Г. Павлова), и теперь они имеют особую ценность [6, с. 62].

Большое место в творчестве художников занимал пейзаж. В картинах Ц. Сампилова «Серый день», «В долине Жаргалантуя», Р. Мэрдыгеева «Шум в Саянах», «Огни Байкала», «На Гусином озере», «Баян-тала», «Колхоз», А. Окладникова «Буран», К. Сергеева «Мунко Саридак», «Байкал. У Святого носа» и «В степях Бурятии» проявились новые грани их развивавшегося таланта. Оригиналь-

ным изображением пейзажа запоминаются работы молодых в то время художников Г. Баженова «Родные мелодии» и Э. Аюшеева «Былое», а также «Проводы невесты» Д. Ду-гарова [7, с. 90-91]. По мнению искусствоведа И. И. Соктоевой, «в художественных произведениях получают своё воплощение как значительные события современности и истории, так и неповторимая красота природы и своеобразие быта народов, издавна населяющих обширную территорию Прибайкалья и Забайкалья» [8, с. 121].

Иллюстрации Г. Москалева к роману Г. Маркова «Строговы» и «Повести о директоре МТС» примыкают к традиционному жанрово-повествовательному направлению. Диапазон творчества А. Сахаровской был весьма широк и разнообразен: от портретных набросков в акварели и туши до книжных иллюстраций и плакатов. Особенно были отмечены современниками и специалистами иллюстрации А. Сахаровской к роману Х. Намсараева «На утренней заре». Следует отметить графические рисунки Ц. Сампило-ва, Г. Павлова, А. Окладникова, Ф. Балдаева к изданию героического эпоса бурят «Гэсэр» [2, с. 63].

Одной из главных в послевоенные и 1950-е годы была тема войны. А. Тимин посвятил полотна подвигу Героя Советского Союза Г. А. Гармаева и выступлению артистов на фронте, примечательна работа Шестаковой «Рассказ фронтовика». Мастерски исполнена картина Е. Неволиной «Концерт в госпитале». Большие многофигурные композиции использовали в своих картинах, по-свящённых разгрому Квантунской армии Японии, А. Окладников («Переход через хребет Большой Хинган») и Г. Павлов («Вступление советских войск в Чифын»)1.

Создание новых произведений, отражающих тему зарождения дружеских отношений бурят и русских, было приурочено к празднованию 300-летия присоединения Бурятии к России. Таковы картины А. Тимина «У истоков дружбы», В. Гончара «Впервые», К. Дуль-беева «Доржи Банзаров у Бестужева» и др.

Большое значение для развития изобразительного искусства имело появление интересных скульптурных произведений, в том числе малых форм, Л. Е. Гергесова, Д. К. Ни-корова, которые работали с местными породами камня. Л. Е. Гергесов в 1958-1961 годах

1 Из справки Правления Союза советских художников БМ АССР о работе за 1948-1952 гг. // Культурное строительство в Бурятской АССР (1917-1981): документы и материалы. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. -С. 291-292.

учился на художника-прикладника по камню, металлу и литью на Каслинском заводе художественного чугунного литья, в Уральской камнерезной артели, на заводе художественной обработки камня в г. Кунгур и на Сведловском заводе «Русские самоцветы». Им созданы первые произведения из камня и металла (литьё) в Советской Бурятии. К их числу относится «Хурист». Эта небольшая статуэтка изображает бурятского музыканта и певца, играющего на национальном смычковом инструменте - хуре. Она вырезана из камня. Музыкант сидит, поджав ноги. На нём длинный халат. Левая рука лежит на грифе, в правой он держит смычок. Статуэтка очень выразительно передаёт образ старого музыканта. Л. С. Давыдов вырезал из тёмного камня скульптуру «Як», а Л. Е. Гергесов - фигуру «Сакманщица» (светлый камень). Обе статуэтки были экспонированы на выставке 1959 года в Москве. С. Бадеев вырезал из дерева две статуэтки: одна изображает бурята, вторая - бурятку, они запечатлены в старинной национальной одежде» [4, с. 23-24].

Со второй половины 1950-х годов Министерством культуры были приняты меры к возрождению народных художественных промыслов. Особенно интенсивной стала работа в связи с подготовкой к предстоящей в 1959 году второй Декаде искусства и литературы Бурятии в Москве. Поскольку к этому времени многие мастера, участвовавшие в I декаде, ушли из жизни, в районах республики собирались сведения о народных умельцах и о тех, кто продолжает дело прежних мастеров. Им была предоставлена возможность работать при Союзе художников, получать советы профессионалов. В результате творческого содружества удалось создать целый ряд прекрасных работ: деревянные сосуды и шкатулки с накладными узорными пластинками из металла, ювелирные изделия, смоделированные по форме и в соответствии с характером декора. Мы разделяем выводы П. С. Гуляева о том, что «декоративно-прикладное искусство наглядно демонстрирует эстетические ценности народной культуры и обладает такими свойствами, как целесообразность, функциональность, востребованность, структурность» [3].

Замечательным мастером резьбы по дереву Г. Ленхобоевым была создана типичная для того периода ваза с гравированными костяными вставками по бокам. Он вырезал немало сосудов из капо-корня, выразительных по силуэту, красивых по текстуре материала. Г. Ленхобоев в течение тридцати пяти лет тру-

дился на локомотиво-вагоноремонтном заводе в качестве рабочего-модельщика и умело сочетал мастерство современного рабочего-рационализатора с народным искусством. Народные мастера из Закамны Д. Логинова и Д. Бадмаев, которым были созданы условия для работы в мастерских Улан-Удэ, сделали большую декоративную вазу «Изобилие» из дерева с гравированными сюжетными вставками. Авторству Долгор Логиновой принадлежат продолговатые бурятские серьги с тонкими серебряными цепочками, завершающимися на концах коническими фигурками -колокольчиками. Д. Бадмаев - автор ряда традиционных изделий: ножей, трубок, хонту-лов, гуу [8, с. 119].

Во время второй декады бурятского искусства и литературы в Москве в ноябре 1959 года были подведены итоги развития культуры Бурятии за полтора десятилетия, прошедших после окончания Великой Отечественной войны. В числе художественных достижений продемонстрированы около 400 наиболее интересных и характерных произведений живописи и изделий народных мастеров республики. Специалистами отмечалось, что успех выставки во многом связан с сочетанием опыта художников старшего поколения и интересных начинаний молодёжи, самобытного национального начала и профессиональных достоинств, а также с тематическим и жанровым разнообразием представленных работ.

Е. М. Торонова в своей статье справедливо отмечает: «Богатое содержание художественно-выразительных средств, определяющее сущность творчества мастеров изобразительного искусства Бурятии в разное время, формирует важный структурный компонент в системном познании национальных ценностей бурятского культурного наследия во всём разнообразии его материальных и духовных сторон» [9, с. 145].

Выводы. Таким образом, изобразительное искусство Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов стало неотъемлемой, важной составляющей истории культуры Бурятии. Несмотря на социальный заказ, отчасти сдерживавший творческие порывы мастеров, Министерство культуры республики, руководство союза художников добивались создания условий для профессионального роста его членов (учёба в ведущих вузах, стажировки, обмен опытом во время выставок), предоставляли творческие мастерские. Значительно вырос к концу рассматриваемого периода творческий диапазон живописцев, выполняв-

Востоковедение

ших работы в историческом, батальном, мифологическом, бытовом жанрах, скульпторов (монументальная, декоративная, скульптура малых форм), мастеров декоративно-прикладного искусства. Кроме вышеперечисленных особенностей, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Бурятии послевоенных и 1950-х годов отмечено творческим сотрудничеством бурятских и русских деятелей. Многие местные русские художники активно участвовали в создании произведений бурятского национального искусства. Они сумели почувствовать и выразить нацио-

нальные особенности, душу бурятского народа. Бурятские же художники с самого начала профессиональной деятельности учились у представителей русского искусства, глубоко воспринимали его традиции, затем достижения советской культуры и успешно осваивали метод социалистического реализма. Следует отметить интенсивность и разнообразие проявлений художественного творчества в рассматриваемый период, его эволюцию и влияние на процесс бытования культуры, а историко-культурного контекста - на творческую деятельность.

Список литературы

1. Балдано С. В. Формирование национальной интеллигенции и становление художественной культуры Бурятии (XVIII - начало XX века) // Власть. 2011. № 6. С. 157-160.

2. Бороноева Т. А. Графика Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 127 с.

3. Гуляев П. С. Корреляция народной культуры и творчества в декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика: электрон. науч. журн. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.theoryofculture.ru (дата обращения: 20.02.2018).

4. Иванов С. В. Современное искусство народов Сибири (скульптура) (краткий очерк) // Советская этнография. 1961. № 1. C. 9-29.

5. Из справки Правления Союза советских художников БМ АССР о работе за 1948-1952 гг. // Культурное строительство в Бурятской АССР (1917-1981): документы и материалы. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. С. 291-292.

6. Раднаева Т. Х. Бурятский живописный портрет ХХ в. в фондах республиканского художественного музея им. Ц. Сампилова // Вестник БГУ 2009. № 10. С. 61-64.

7. Санжиева Е. Г. Формирование и развитие культуры Бурятии в советский период. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2008. 214 с.

8. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1988. 160 с.

9. Торонова Е. М. Культурные национальные ценности в изобразительном искусстве бурят // Вестник ВСГУТУ. 2014. № 1. C. 141-145.

10. Цыденова С. Э. Художественный музей как музеефикатор советской культуры (на материале художественного музея им. Ц. Сампилова): автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. Улан-Удэ, 2006. 23 с.

11. Цыреннимаева Л. И. Эволюция развития темы Гэсэриады в бурятской графике // Вестник БГУ. 2009. № 10. С. 64-67.

12. Цыренова З. Е. Традиционная культура коренных народов Восточной Сибири в советский период: опыт сохранения и развития: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. Улан-Удэ, 2007. 478 с.

13. Широкова А. В. Философское осмысление художественного творчества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 7. С. 97-102.

14. Panofsky E. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside. Princeton, 1995. 394 p.

15. Wallas G. The Art of Thought. New York, 1926. Pp.15-20.

Статья поступила в редакцию 14.04.2018; принята к публикации 10.05.2018

Библиографическое описание статьи-

Санжиева Е. Г. Изобразительное искусство в культуре Бурятии второй половины 1940-х и 1950-х годов // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 4. С. 166-170. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-166-170.

fyMaHMTapHbm BeKTop. 2018. T. 13, № 4

Elena G. Sanzhieva,

Candidate of History, East-Siberian State Institute of Culture (1 Tereshkovoi st., Ulan-Ude, 670031, Russia), e-mail: [email protected]

Fine Art in Culture of Buryatia of the Second Half of the 1940s and the 1950s

The article considers the development of fine, decorative and applied art in Buryatia in the second half of the 1940s-1950s. In recent years, a number of works by historians, art historians, cultural scientists have appeared, which allowed us to reveal this topic from the standpoint of an interdisciplinary approach. In addition, the past jubilee exhibitions of artists and sculptors made it possible to introduce new facts from their activities into scientific circulation. The fine arts of the national republic in the postwar and the 1950s dynamically developed and reflected the spiritual content of the Soviet era with the pressing tasks and problems of society as a whole and the individual characteristics of an individual. During the period under review, the process of formation of Buryat Soviet culture as a culture of the nation on its own socialist basis (its formation occurred in the previous period) was under way. In the time of the "thaw" period, there were more favorable conditions for creativity which was multifaceted and productive. Professional fine art by the end of the 1950s reached the level of maturity and became an integral part of the national culture, one of the factors of its further development, and at present, works of fine art have acquired documentary, information and historical value.

Keywords: history of culture, fine arts, development factors, Buryat-Mongolian ASSR, themes of war and labor, nation's culture

References

1. Baldano, S. V. The formation of national intelligence and establishment of Buryat culture (XVIIIth - beginning of the XXth century). Vlast', no. 6, pp. 157-160, 2011. (In Rus.)

2. Boronoeva, T. A. The graphite of Buryatia. Ulan-Ude, BNTS SO RAN Publ., 1997. (In Rus.)

3. Gulyaev, P. S. Correlation of folk culture and creativity in decorative and applied arts. Culture: theory and practice: electronic journal. Issue: 4 (19) Web. 20.12.2017: http://www.theoryofculture.ru (In Rus.)

4. Ivanov, S. V. Modern art of the peoples of Siberia (sculpture) (Short essay). Soviet Ethnography, no. 1, pp. 9-29, 1961. (In Rus.).

5. From the reference of the Board of the union of Soviet Artists 1948-1952rr. Cultural construction in the Buryat ASSR (1917-1981). Documents and proceedings. Ulan-Ude: publ, 1983. (In Rus.)

6. Radnaeva, T. H. Buryat art portrait of the XXth century in the funds of the republic art museum Ts. Sampilo-va. Vestnik BGU, no.10, pp. 61-64, 2009. (In Rus.)

7. Sanzhieva, E. G. The formation and development of Buryat culture of the Soviet period. Ulan-Ude, VSGAKI Publ., 2008. (In Rus.)

8. Soktoeva, I. I. Fine and decorative art of Buryatia. Novosibirsk: Nauka, Publ. Sib. Det., 1988. (In Rus.)

9. Toronova, E. M. Cultural national values in the visual arts of the Buryats. Vestnik ESSTU, no. 1, pp. 141145, 2014. (In Rus.)

10. Tsedenova, S. E. Art museum as a museum of Soviet culture (on the material of the Art muzeum Ts. Sampi-lova). Cand. cul't. sci.diss. abstr. Ulan-Ude, 2006. (In Rus.)

12. Tsyrenova, Z. E. Traditional culture of indigenous peoples of eastern Siberia in the Soviet period: the preservation of the experience and development. Dr. ist. sci diss. Ulan-Ude, 2007. (In Rus.)

13. Shirokova, A. V. Philosophical comprehension of artistic creativity. Vestnik OGU, no. 7, pp. 97-102, 2008. (In Rus.)

14. Panofsky, E. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside: Princeton, 1995. (In Engl.)

15. Wallas, G. The Art of Thought. N. Y., 1926. (In Engl.)

Received: April 14, 2018; accepted for publication May 10, 2018

Reference to the article -

Sanzhieva E. G. Fine Art in Culture of Buryatia of the Second Half of the 1940s and the 1950s // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 4. PP. 166-170. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-166-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.