Научная статья на тему 'Мифологизация Америки в романной прозе Н. Мейлера первой половины 1990-х гг'

Мифологизация Америки в романной прозе Н. Мейлера первой половины 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / РЕАЛЬНОСТЬ / ВЫМЫСЕЛ / РОМАН / ГЕРОЙ / MYTH / REALITY / FICTION / NOVEL / HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернецова Екатерина Владимировна

В статье рассматривается механизм конструирования мифа об Америке в творчестве Н.Мейлера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGIZATION OF AMERICA IN NORMAN MAILERS NOVELS OF THE FIRST HALF OF THE 1990-S

The article concerns the use by N.Mailer of real life people as his prose characters and his tries to create his own myth about America and these characters.

Текст научной работы на тему «Мифологизация Америки в романной прозе Н. Мейлера первой половины 1990-х гг»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №2(24)

УДК 82.312

МИФОЛОГИЗАЦИЯ АМЕРИКИ В РОМАННОЙ ПРОЗЕ Н.МЕЙЛЕРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1990-Х ГГ.

© Е.В.Чернецова

В статье рассматривается механизм конструирования мифа об Америке в творчестве Н.Мейлера. Ключевые слова: миф, реальность, вымысел, роман, герой.

"Обращаясь к такой проблеме, как отражение в американской литературе политической истории Соединенных Штатов, нельзя пройти мимо творчества Н.Мейлера - документалиста, особенно тесно связанного с политической жизнью этого времени" [1: 51]. Нельзя не согласиться с этими словами А.М.Зверева. Писателя всегда волновали вопросы политики и идеологии Соединенных Штатов. Он неоднократно выступает с комментариями к основным политическим событиям страны и выпускает публицистические произведения, затрагивающие эти вопросы. Н.Мейлер и сам занимался политикой - он баллотировался на пост мэра города Нью-Йорк.

На протяжении всего своего творчества Н.Мейлер неоднократно обращался к исследованию культовых личностей в истории Соединенных Штатов, причем как в своих документальных, так и художественных произведениях. И если в первом случае авторское внимание оказывается целиком сосредоточено на личности героя репортажа, его биографии, то во втором случае, герои Н.Мейлера начинают функционировать внутри мифа об Америке, это, прежде всего, касается образов Мэрилин Монро и Джона Кеннеди.

В произведениях первой половины 1990-х годов Н.Мейлер предлагает художественную интерпретацию ключевых событий американской истории 1960-х годов, создавая своего рода дилогию из книг "Призрак Проститутки" (Harlot’s Ghost, 1991) и "История Освальда. Американская загадка" (Oswald’s Tale. An American Mystery, 1995).

В монументальном романе "Призрак Проститутки", который сам писатель называет "романом воспитания" (bildungsroman), углубленным рассказом о "воспитании и развитии молодого человека" [2: 100], изображается американская действительность 1960-х годов. Все, что было затронуто автором в публицистике 1960-70-х гг., теперь трансформировалось им в современный миф о глубинах частной, общественной и политической жизни США. Дж.Вэйлен-Бридж в своей книге "Политическая литература и американское

самосознание" рассматривает роман именно как политический. В главе "Чистота Адама как двойного агента в романе Призрак Проститутки", посвященной рассматриваемому произведению, исследователь представляет Н.Мейлера в целом как "политического романиста, который критически передает политический контекст американской литературной мифологии" [3: 9]. Исследователь считает, что "Призрак Проститутки", будучи книгой о ЦРУ, представляет собой "прекрасный пример текста, касающегося политических проблем в рамках американского литературного мифа, пример политически обманчивого романа" [3: 9-10].

История создания книги занимает довольно долгий период, более семи лет, о чем заявляет сам автор. Своим заглавием произведение Н.Мейлера обязано роману Оноре де Бальзака " Блеск и нищета куртизанок" (A Harlot High and Low), название которого он использовал для своего эссе в 1976 году в журнале "Нью-Йорк". Первый раз желание выбрать ЦРУ темой произведения было высказано писателем именно в этой публицистической работе: "Шлюхи и политические агенты имеют, согласно Бальзаку, определенную связь. К тому же проститутки обитают в мире "как будто". Вы платите деньги, а они играют какое-то время ... как будто любят вас, и это самое загадочное предложение, о котором только можно подумать, поскольку играть роль - это всегда загадочно. Это похоже на жизнь под прикрытием" [4: 159].

Через 10 лет он снова задумался о книге, связанной с ЦРУ, но "не о шпионском романе в стиле Джона Ле Каре" [5: 130]. Он, скорее, видел роман воспитания о Гарри Хаббарде, молодом агенте, и о Хью Монтегю, его наставнике, образ которого, как указывает один из биографов Н.Мейлера, основан на истории Джеймса Энгл-тона, главы контрразведывательной службы ЦРУ, обманутом Кимом Филби [6].

В этом произведении автор поднимает целый ряд вопросов: о роли разведки в событиях, о которых повествует книга; о политических проблемах и внутреннем благополучии Америки, ее

самобытности, а также о возможном крушении ее высоких идеалов. Эти вопросы получают развитие в романе и на глобальном - по отношению к противостоянию сверхдержав, и на личностном уровне - по отношению к отдельным персонажам. Ими становятся такие известные личности, как братья Кеннеди, Фидель Кастро, Ховард Хант, Аллен Даллас, Билл Харви, Эдгар Гувер, Сэм Джанкана, Джимми Хоффа.

Н.Мейлер считает, что есть два вида романов: романы, основанные на исторических событиях, и романы, основанные на абсолютном вымысле. К первым он относит произведения Дос Пассоса, Толстого, Драйзера, ко вторым - Кафки, Борхеса, Кальвино. Первый вид определяется им как "панорамный роман, второй - миф, фэнтези и аллегорическая сказка" [7: 98]. В контексте этой классификации роман "Призрак Проститутки" автор считает промежуточным, но признает, что в первую очередь пытался создать "панорамный роман", масштабное повествование об идеологии США времени "холодной войны", о ключевых событиях в политической истории 1960-х годов, показанных сквозь призму судьбы главного героя Гарри Хаббарда, вымышленного персонажа.

Автор называет свой роман "комедией нравов" [8: 21], поскольку ЦРУ для него было самой пагубной организацией. Согласно Н.Мейлеру, именно "ЦРУ во время Холодной войны являлось теми самыми неизвестными силами, которые были погружены во все стороны американской жизни, что, таким образом, противоречило основополагающим принципам демократии" [9: 48]. Автор считал, что "нет предела объектам интереса ЦРУ" [4: 161]. Он утверждал, что знать ЦРУ - значит знать всю Америку. Агенты, составляя разносторонне образованную ячейку общества, по его мнению, являются "орденом потенциальных мучеников на службе Американского века, о котором говорил Генри Люс" [4: 162]. Однако их особое предназначение объясняется не кастовым духом, а их уникальным экзистенциальным жизненным опытом, выходящим за рамки одной личности. В этом отношении агент ЦРУ воплощает в себе сверхчеловеческий интеллект, способный выполнять особые функции в разобщенном послевоенном мире. Героизм шпиона, по Н.Мейлеру, заключается в его способности обнаружить истину "среди множества непонятных проектов и людей, чтобы дать стране то, что ей действительно нужно, о чем, по его мнению, Америка мечтает" [4: 166]. М.Глендэй вполне обоснованно предполагает, что внимание Н.Мейлера привлекла драма личности агента и что такие темы, как значение ЦРУ в истории по-

слевоенной Америки и идея агента ЦРУ как экзистенциалистского героя, стали центральными в концепции романа "Призрак Проститутки".

Кроме того, в рамках собственной истории ЦРУ писатель создает миф об идеальном шпионе, которым стал Хью Монтегю по прозвищу Проститутка: "Про Хью Монтегю никто не может ничего с уверенностью сказать . его зовут Проститутка. Я думаю, это потому, что он участвует в столь многих вещах. Настоящий хозяин вотчины. . у Даллеса есть тяга к героям и друзьям по Управлению стратегических служб, да к тому же он не слишком любит бюрократов. Поэтому он создает независимые фигуры в игре. Странствующих рыцарей, как он их называет. Они имеют право не считаться с чинами. И Проститутка, безусловно, такой Странствующий рыцарь. Говорят, его считают в Фирме шпионом из шпионов. <...> Даллес называет его "нашим благородным призраком"" [2: 341].

Особую роль в романе играют персонажи, которые носят имена представителей культурнополитической жизни США. Важнейшим из них, несомненно, стал Джон Кеннеди, "самый многообещающий президент Америки" [10: 781]. В начале 1960-х годов Кеннеди четко вписался в рамки мейлеровской концепции американского экзистенциализма и, соответственно, был для автора экзистенциалистским героем, героем-хипстером. Для Н.Мейлера он - часть американской мифологии. Писатель в своих произведениях мифологизировал личность этого президента. Миф о нем создавался долго и постоянно менялся. В "Призраке Проститутки" автор представляет его в двух ипостасях - с одной стороны, это звезда экрана, с другой стороны, он наделен всеми чертами простого обывателя - его мало волнуют проблемы страны, он уязвим перед соблазнами, главным из которых в романе предстает бездумное стремление к удовлетворению своих потребностей.

Практически во всех образах романа воплотилась актуальная для писателя проблема отчуждения, потери традиционных ориентиров, проблема индивидуальной свободы и ответственности личности за свои деяния. В итоге художественное произведение используется автором как вспомогательный элемент в фактографическом изображении действительности. Реальные люди играют свои роли. Вымышленные персонажи, в свою очередь, сливаются с реальностью и становятся частью мейлеровской истории Америки и мифа о ЦРУ.

Обеспечение структурной целостности и реалистического фона повествования достигается с помощью мотива написания книги, который вы-

страивает события в романе, создавая конфликт, рождая загадку, раскрывающуюся в книге "История Освальда. Американская загадка". Произведение представляет собой биографическое исследование личности Ли Харви Освальда, убийцы Джона Кеннеди. По жанровой принадлежности книга представляет собой журналистское расследование, но принимает романную форму, поскольку автор широко использует художественные методы в изображении личности главного героя. Н.Мейлер делает попытку развенчать миф об убийце президента как о загадке, призраке. Он попытался проникнуть в сущность своего персонажа, подойдя к нему с позиции как журналиста, так и романиста, художественно и философски осмысляя его личность.

По мнению многих исследователей, убийство тридцать пятого президента США Джона Кеннеди стало "первым постмодернистским историческим событием", которое "изменило Америку, положило конец твердой вере людей в несокрушимость американской нации и породило культурную паранойю" [11: 176]. Джозеф Табби, говоря о различных версиях убийства Дж.Кеннеди, утверждает, что, "если исчерпывающая естественноисторическая и социологическая интерпретация событий невозможна, реальность . перестает быть реалистичной, их восприятие может создать неоднозначное и загадочное ("mysterious") произведение" [11: 176-177].

В "Истории Освальда" автор создает свой миф об Освальде, конструируя сюжет, согласно собственному видению событий, на основе неоднозначных исторических данных. Н. Мейлер постоянно напоминает читателю о цели его книги: "Это повествование больше представляет собой изучение возможностей характера Освальда, чем убеждение в том, что мы можем найти ответы" [10: 513]. Одновременно он признает: "Возможно, рабочая гипотеза стала для автора более важной, чем попытки найти правду" [10: 606]. В итоге писатель с психологической точностью создает образ, наиболее полно выражавший его эстетическую позицию, его представление об убийце одного из самых перспективных президентов США. Важным является то, что автор дает образ Освальда в развитии, показывает процесс создания предпосылок убийства.

Двойственное и таинственное историческое событие является предметом частого обращения писателей. Подобное событие граничит с мифом, а люди, связанные с ним, становятся мифологическими фигурами. При этом, по мнению Н.Мейлера, каждый по-разному связывает факты, создавая собственный миф, не важно - историк это или романист: "Каждый пишет историю,

руководствуясь своими предрассудками и искажая тем самым правду. Из десяти тысяч фактов, которыми располагает историк, он отбирает только сотую долю тех, которые, на его взгляд, являются наиболее существенными, создавая свое произведение, и называет его историей, хотя всем известно, что это в конечном итоге вымысел. Особенностью великого историка является то, что он, прежде всего, писатель-беллетрист. При этом очень мало великих романов можно назвать чистым вымыслом" [12: 130].

Автор, на наш взгляд, не истолковывает событие, а стремится, проникнув в душу своего персонажа, найти разумное объяснение его действиям. В "Истории Освальда" Н.Мейлер создает свой миф об Освальде, делая его "протагонистом, первичным двигателем, человеком, который заставил событие свершиться - одним словом, фигурой большей, чем другие его расценили бы" [10: 605]. Писатель, несомненно, изображает героя носителем определенного комплекса идей

- представителем романтического индивидуализма, склонного к насилию, персонажем с трансцендентальными представлениями, маленьким человеком, оплакивающим былую невинность Американской нации.

Н.Мейлер постоянно рассуждает о поставленном им вопросе: "Если мы придем к выводу, что Освальд планировал убийство Кеннеди один, давайте попробуем выяснить, был ли он убийцей с четким мировидением или без него" [10: 190]. Писатель призывает читателя понять, что существует принципиальное различие, имеющее значение для общества, между тем, является ли убийство "неосознанным и бессмысленным" или "оно является приступом ярости, вырастающей из искаженного сознания, раздраженного из-за чувства несправедливости" [10: 190]. Именно этим чувством несправедливости пронизан роман "Призрак Проститутки" и многие публицистические работы автора. Освальд в книге воплощает в себе подобную идеологию. Это не человек из реальной жизни, а еще один герой мейлеровского мифа об Америке. Автор не желает видеть Освальда "пешкой, жалким убийцей, которому случилось убить возможно великого Президента" [10: 606]. Он объясняет такое видение его героя другими людьми тем фактом, что, "если фигура настолько крупная, как Кеннеди, внезапно так нечестно лишается своей жизни, нам лучше, необъяснимо лучше, если его убийца - фигура весомая" [10: 607]. В итоге "История Освальда" становится документально-художественным произведением, главный герой которого не "ноль в системе" [13: 102] и не "пешка", которая только подтверждает изначальную абсурдность мира.

Существовала версия о том, что Освальд стал частью замысла спецслужб, оказался пешкой в их игре. Н.Мейлер же представляет его героем трагедии [14: 83]. Вполне очевидно, что он не оправдывает поступок Освальда, но он определенно разделяет многие его взгляды. Он неоднократно останавливается на тех моментах, когда Освальд считает, что может повлиять на ход истории, читает и старается осмыслить труды марксистов, принимает участие в радио-дебатах в поддержку Кубы, рассуждая о коммунизме, разнице между жизнью в России и Америке. В сущности, многие из этих моментов автор затрагивает и в других своих документальных и художественных произведениях. Бунт против американской общественно-политической системы представляется ему наилучшим оружием героя-хипстера, а Освальд в какой-то степени может быть носителем идей мейлеровского хипстера.

Освальд для Н.Мейлера - это концепция трагического героя-психопата, в какой-то степени повторяющего "Белого негра", Стивена Роджека из "Американской мечты", Гэри Гилмора из "Песни палача" и даже центрального персонажа знаменитой "Американской трагедии" Теодора Драйзера. Что касается техники создания персонажа, писатель здесь применяет метод, опробованный им в биографии Мэрилин, чей образ был одним из первых и, несомненно, самым важным в американской культурной героике, представленной в его произведениях.

Н.Мейлер не отрицает, что Освальд совершил преступление, но в его книге сам момент убийства сопровождается пустой сценой, пробелом - никто не видел Освальда, стреляющим из окна шестого этажа здания книжного склада. Это касается не только действий, но и мыслей героя. Авторские же размышления об одиноком человеке с оружием, его целям и мотивам лишь подчеркивают этот пробел, так как в действительности, согласно документам, сразу после выстрела Освальд находился на другом этаже за чашкой кофе: "Нет лучшего доказательства его невиновности, чем то, что он был так спокоен" [10: 679]. Так же, как в "Песни палача", Н.Мейлер оставляет многие вопросы открытыми, документальная база "Истории Освальда" не позволяет дать ответы на все вопросы. Глава "Доказательство" указывает на то, что у автора, пишущего документальную книгу, недостаточно доказательств для того, чтобы рассказать всю историю, согласно законам фактов. В итоге, как и в "Призраке Проститутки", писатель продолжает знакомить чита-

теля с собственным мифом об Америке эпохи Кеннеди.

Итак, действие романа "Призрак Проститутки" и документального романа-расследования "История Освальда: Американская загадка" связано с событиями "холодной войны". Норман Мейлер придает повествованию своих произведений первой половины 1990-х годов многомерность и объемность, описывая факты, реальные события, реальных людей, их внутренний мир. С одной стороны, образ Америки, живой и яркий, обладает в произведениях Н.Мейлера самоценной значимостью. С другой стороны, неизбежен вывод о том, что автор мифологизировал Америку, используя персонажей реальной жизни в качестве героев собственной американской мифологии.

1. Американская литература и общественнополитическая борьба. 60-е - начало 70-х годов XX века. - М.: Наука, 1977. - 273 с.

2. Мейлер Н. Призрак Проститутки. - М.: АСТ, -2004. - 1101 с.

3. Whalen-Bridge J. Political Fiction and the American Self. - N.Y.: University of Illinois Press, 1998. -224 p.

4. Mailer N. A Harlot High and Low // Pieces and Pon-tifications. - Boston, Mass., 1982. - P.149-181.

5. Glenday M. Norman Mailer. - N.Y.: Palgrave Modern Novelists, 1995. - 163 p.

6. Dearborn M. N. Mailer: a Biography. - N.Y.: Houghton Mifflin, 1999. - 478 p.

7. Lennon J.M. Norman Mailer: Novelist, Journalist or Historian? // Journal of Modern Literature. Indiana University Press. - 2006. - Vol.3. - №1. - P.91-103.

8. Spencer S. The Old Man and the Novel // New York Times Review. - 1991. - September 22 - P.21.

9. Ramp ton R. Plexed Artistry: The Formal Case for Mailer’s Harlot’s Ghost // Journal of Modern Literature. Indiana University Press. - 2006. - Vol.3. - №1.

- P.47-63.

10. Mailer N. Oswald’s Tale. - N.Y.: Random House, 2007. - 791 p.

11. Tabbi J. Postmodern Sublime: Technology and American Writing from Mailer to Cyberpunk. -N.Y.: Cornell University Press, 1995. - 243 p.

12. Mailer N. Interview with Paul Attanasio // Pieces and Pontifications. Boston.: Little Brown and Company, 1982. - P.129-136.

13. Прозоров В.Г. Дон Делилло: Писатель в пространстве постмодернизма: монография. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2006. - 172 с.

14. Keener J.F. Biography and the Postmodern Historical Novel. - Lewinston.: The Edvin Mellen Press, 2001.

- 260 p.

MYTHOLOGIZATION OF AMERICA IN NORMAN MAILER’S NOVELS OF THE FIRST HALF OF THE 1990-S

E.V.Chernetsova

The article concerns the use by N.Mailer of real life people as his prose characters and his tries to create his own myth about America and these characters.

Key words: myth, reality, fiction, novel, hero.

Чернецова Екатерина Владимировна - ассистент кафедры иностранных языков Мордовского государственного педагогического института им.М.Е.Евсевьева.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.05.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.