ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)
УДК 809.1: 882: 840
КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ НОН-ФИКШН
© О.О.Несмелова, Ж.Г.Коновалова
В статье рассматриваются образы П.Пикассо и М.Монро в художественно-документальных книгах американского писателя Н.Мейлера «Пикассо. Портрет художника в юности» и «Мэрилин. Биография». Особое внимание уделяется концепциям личности и творчества великого художника и известной актрисы, созданным в рамках «литературы факта». Авторы приходят к выводу, что художественно-документальная форма позволила писателю не только создать многомерные образы своих героев, но и отразить собственное представление о сути творческого процесса.
Ключевые слова: художественно-документальная литература, Новый журнализм, концепция творческой личности, мифологизация личности.
Норман Мейлер - один из крупнейших американских писателей XX века. Н.Мейлер выступал как романист, публицист, сценарист, кинорежиссер и общественный деятель, дважды стал обладателем Пулитцеровской премии и Национальной литературной премии США. Писатель известен своими эстетическими экспериментами в области художественно-документальной формы, а также стремлением чутко реагировать на все знаковые события, происходящие в современной ему Америке.
Для Мейлера всегда было характерно обращение к культовым личностям. Широко известен его интерес к семье Кеннеди, Джон и Роберт Кеннеди и их близкое окружение становятся героями некоторых романов («Американская мечта», «Призрак Проститутки») и художественно-документальных книг Мейлера («Майами и осада Чикаго», «Мэрилин. Биография», «Из пламени на Луне»). Обращается писатель и к образам других политиков (Р.Никсон, Дж.Буш), а также к образам известных американских спортсменов (Мохаммед Али и Джордж Формен). Кроме того, внимание Н.Мейлера зачастую привлекали одиозные личности и преступники. Так, в 1979 г. Н.Мейлер пишет книгу «Песнь палача» о казненном в Штате Юта убийце, в 1995 - книгу-расследование убийства Джона Кеннеди «История Освальда», а в 2007 году Н.Мейлер даже создает художественную биографию Гитлера «Лесной замок».
Особое место среди героев Н.Мейлера занимают творческие личности. Во многих своих произведениях писатель размышляет о роли творца в современной ему действительности. Уже в раннем своем произведении «Самореклама» (1959) Н.Мейлер обращается к проблеме существования художника в США, заявляя, что быть творческой личностью в США - очень
сложная задача: «Американская почва - жестокая почва, не содействующая развитию дарований. Она задерживает рост талантов, несет им упадок, уничтожает их или заставляет эти таланты - с помощью дешевых удобрений - развиваться в условиях перегрева» [1: 424]. При этом по Мейлеру, творец не должен занимать отстраненную позицию, его задача - стать духовным лидером для американцев. По мнению писателя, творческие личности способны влиять не только на сознание людей, но и на объективную действительность: «Существование реальности может зависеть от честности нашей работы» [1: 23].
В дальнейшем главными героями своих художественных произведений Мейлер будет делать писателей, режиссеров и актеров, чья творческая свобода вступает в противоречие с общей атмосферой американской жизни («Олений заповедник», «Крутые парни не танцуют»). Начиная с 1960-х, когда Мейлер помимо беллетристики обратится к документальному творчеству, на страницах его произведений появятся реальные творческие личности - Г.Миллер, Э.Хемингуэй, П.Пикассо, М.Монро.
Несмотря на то что сам автор определяет свои книги, посвященные творческим лично -стям, как документальные, его подход к созданию образов героев отличает большая доля субъективности. В частности, в книгах «Мэрилин. Биография» (1973) и «Портрет Пикассо в юности» (1995), посвященных знаменитой актрисе и великому художнику, Мейлер создает свою «гипотезу» их личности. Так, уже в предисловии к книге «Портрет Пикассо в юности» он определяет свою творческую задачу следующим образом: «я стремился сделать Пикассо не менее реальным, чем любой персонаж жизни или искусства. Иными словами, истолкование жизни и творчества молодого Пикассо есть мое личное понима-
ние его» [2: 206]. В дальнейшем автор еще больше усиливает это ощущение гиперболизированной субъективности, начиная почти каждый абзац с упоминания о самостоятельности интерпретации творчества художника: «отчего бы нам не допустить забавную мысль», «разумеется, это наши произвольные допущения» [2: 209].
В книге «Мэрилин. Биография» писатель стремится отойти от привычного, ставшего стереотипом образа Мэрилин Монро, показывая ее не только и столько как воплощение сексуальности, а как серьезную драматическую актрису. Автор показывает, что за образом легкомысленной «старлетки» скрывается тонкая, чувствительная натура, способная глубоко прочувствовать каждую роль. Центральными эпизодами книги становятся спектакли и репетиции, в которых принимает участие актриса. По Мейлеру, сила актерского мастерства Монро настолько велика, что она способна сыграть любую трагедийную героиню. Так, в спектакле по пьесе Т.Уильямса «Трамвай „Желание"» «она создает такой взрывной, такой наэлектризованный образ, что в ходе спектакля все ее тело буквально сотрясают эмоции. Когда занавес опускается, она внезапно чувствует, что стоит на сцене в мокром платье: без остатка отдав себя своей героине, ощутив боль и унижение злосчастной Бланш Дюбуа, как свои собственные, она и не заметила, как обмочилась. Это представление - неповторимый, незабываемый актерский триумф Мэри-лин, но оно же и ее прощание с театром. Ибо как, спрашивается, вечер за вечером будет она восходить на эту Голгофу?» [3]. Играя Корделию, она потрясает режиссера и партнеров по спектаклю: «Когда сцена была доиграна, Чехов ударил кулаком по столу. ,,Они не ведают, что они с вами делают!" - крикнул он, проклиная Голливуд, отказывающийся видеть, на что она способна» [3].
Так же как и в случае с Мэрилин Монро, автор пытается развенчать миф, сложившийся вокруг Пикассо: «Считается, что Пикассо был сладострастным чудовищем, всегда готовым к совокуплению. Эту простенькую легенду создал в значительной степени сам художник» [2: 210]. Мейлера интересует, какую роль играют сами герои и их окружение в формировании общественного представления о них.
Произведения Н.Мейлера «балансируют» на грани биографического, исторического, культурологического исследования и романа размышления. Мейлер зачастую использует различные биографические детали для интерпретации творчества своих героев. Так, в книге «Портрет Пикассо в юности» Мейлер прослеживает эволюцию творчества художника, захватывая голубой
период, розовый период и кубизм, объясняя переход к каждому из них через какое-то знаковое событие.
Подобно психоаналитику, писатель останавливается прежде всего на интимных сторонах жизни художника и актрисы. Мейлер не обходит вниманием неподтвержденные данные о юношеском гомосексуализме Пикассо и его легендарные победы над женщинами. Создавая образ Мэ-рилин Монро, автор акцентирует внимание на «грязных», экстремальных сексуальных предпочтениях актрисы.
Одним из основных приемов книг «Портрет Пикассо в юности» и «Мэрилин. Биография» становится расширенное, почти безграничное цитирование, за которым должна была бы полностью потеряться авторская оценка. Мейлер создает коллаж из различных документальных источников: в книге «Портрет художника в юности» писатель цитирует известные работы исследователей творчества Пикассо, дневники Фернанды Оливье (любовницы Пикассо), «Автобиографию Алисы Би Токлас» Г.Стайн. Кроме того, Мейлер в присущей ему эгоцентричной манере дает обширные выдержки из своих собственных работ, в частности из книги «Гений и похоть», посвященной Г.Миллеру. Показательно, что первый издатель, которому Мейлер принес книгу «Портрет Пикассо в юности», отказался ее печатать, назвав «8^-8оге-ап^ра81е». В целом, этот прием становится характерным для позднего Мейлера, что позволяет говорить о близости его позднего творчества постмодернистской эстетике. Сам автор объясняет свой подход следующим образом: «Постижение Пикассо требует, чтобы и жизнь его, и творчество рассматривались с разных и многих точек зрения, а урезывание высказываний приведет к искажению каждого из этих взглядов» [2: 206].
Книга, посвященная М. Монро, также представляет собой коллаж из высказываний актрисы и ее близких, а также фотографий с выставки «Мэрилин Монро. Легенда и правда».
Мейлер довольно подробно прослеживает жизнь своих героев, начиная с момента их появления на свет, причем зачастую писатель приводит большое количество довольно спорных деталей. Например, в книге «Портрет Пикассо в юности» автор пишет, что Пикассо издал первый крик только после того, как ему в лицо выдули сигаретный дым. В книге «Мэрилин. Биография» несколько раз возникают эпизоды, связанные с наследственным сумасшествием бабушки и матери актрисы, упоминаются ее многочисленные пластические операции. Подчеркнуто детализированное повествование позволяет писателю создать максимально близкий читателю образ.
О.О.НЕСМЕЛОВА, Ж.Г.КОНОВАЛОВА
Несмотря на то что Мейлер опирается на большое количество документальных источников, он в результате создает собственный образ героев. Образы Пикассо и Монро полностью укладываются в концепцию «мейлеровского героя»: они предстают революционерами, ставящими цель изменить общественное сознание.
Так, Пикассо у Мейлера противопоставлен «буржуазному окружению». Причем, Мейлер не идеализирует своего героя: «Маленький испанец, никак не дотягивавший до понятия ,,образцовая мужская особь", подверженный и слабости, и перепадам настроения, постоянно испытывающий чувство своей социальной и интеллектуальной неполноценности, решается, вооружась лишь собственной безрассудно-дерзкой отвагой и честолюбием, искать золотоносную жилу в никем еще не исследованных сферах разума» [4: 180].
Примечательно то, что многие исследователи отметили все усиливающуюся связь Мейлера со своими героями. Если в случае с Мэрилин Монро Мейлер, давая некоторые объяснения поступкам героини, намекает на то, что так, как он, Мэ-рилин Монро не знал никто, то в случае с Пикассо создается ощущение, что Мейлер в какой-то степени отождествляет себя со своим героем. Так, уже в первой главе, размышляя над образностью восприятия цифр маленьким Пикассо, он продолжает ассоциативный ряд, подменяя ассоциации персонажа собственными. Вообще, «взаимоотношения» автора - героя у Мейлера всегда представляли особый интерес, одним из любимых героев раннего Мейлера является Норман, Репортер, Водолей. Позднее творчество писателя свидетельствует об отказе от «прямого» Я, Мей-лера-героя. От «саморекламы» Мейлер переходит к более сложным формам, когда пишет версии не просто биографий, а автобиографий Мэрилин Монро (О женщинах и их элегантности) и Иисуса Христа (Евангелие от сына Божьего).
Сам Мейлер не отрицает тесной связи между собой и своим героем, более того, в интервью New York Magazine он даже подчеркивает, что отношение к нему родственников в детстве напоминало отношение к Пикассо. Кроме того, в том же интервью писатель сопоставляет стилевое многообразие своего творчества и творчества Пикассо [5: 82].
Пикассо у Мейлера предстает «демонической личностью», осознает в себе «сверхъестественную силу, или дар сатаны» [4: 180]. Такое восприятие Пикассо во многом объясняет обращение Мейлера к жизни и творчеству художника -на протяжении всего творчества писателя привлекали демонические личности.
Мейлер при написании книг о Пикассо и Монро ставит довольно амбициозную цель: не просто представить свою версию их жизни или интерпретацию их работ, а дать толкование сути художественного творчества. Мейлер представляет творчество как разрушительную силу: «И в средоточии Вселенной находился, стало быть, некий источник разрушительной силы, влиявший одновременно и на таинственный процесс творчества» [2: 209]. Писатель разделяет идею Пикассо о том, что сексуальная энергия равнозначна творческой и, соответственно, сексуальный акт - то же, что и акт творческий. Эта мысль звучит начиная с 1960-х годов во всех художественных и художественно-документальных работах Мейлера, так или иначе связанных с искусством.
Таким образом, обращение к творческим личностям на страницах художественно-документальных работ Н.Мейлера можно объяснить его желанием развенчивать мифы, складывающиеся вокруг культовых личностей, а также его стремлением объяснить сущность творчества. По Мейлеру, мифологизация культовых личностей становится неотъемлемой чертой американского сознания. Создавая образ Мэрилин Монро, писатель показывает истинную трагедию творческой личности, вынужденной соответствовать представлениям, существующим в массовом сознании. Однако складывается парадоксальная ситуация - стремясь разрушить стереотипный образ Мэрилин Монро, Мейлер создает собственный миф об актрисе. Такой же подход характерен для писателя при работе над книгой «Портрет Пикассо в юности». Мейлер в более поздний период своего творчества отходит от типично «американских» явлений, выбирает более универсальные темы. Но и в отношении Пикассо Мейлер фактически создает свою собственную «гипотезу» образа великого художника, что позволяет ему представить собственное понимание творчества как процесса, неразрывно связанного с сексуальной энергией и демоническим началом.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант №14-04-00248-а «Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе»).
1. Mailer N. The Advertisements for Myself. - London: Panther Books, 1972. - 442 p.
2. Мейлер Н. Портрет Пикассо в юности // Иностранная литература. - 1997. - № 3. - С. 205 - 246.
3. Мейлер Н. Мэрилин. Биография // Monroemarilyn.narod.ru: сайт о жизни и творчестве легендарной актрисы Мэрилини Монро, 2004-
2007. URL: http://monroemarilyn.narod.ru/books/ 5. Interview with Norman Mailer // New York Maga-norman-mailer.html (дата обращения: 30.05.2015) zine, 1995. - 103 p.
4. Мейлер Н. Портрет Пикассо в юности // Иностранная литература. - 1997. - № 4. - С. 178 - 225.
THE CONCEPTION OF A CREATIVE PERSONALITY IN AMERICAN NONFICTION
O.O.Nesmelova, J.G.Konovalova
The paper deals with the images of P.Picasso and M.Monroe in literary nonfiction "Portrait of Picasso as a Young Man" and "Marylin. A Biography" by American writer N. Mailer. It focuses on the conceptions of personality and creativity, created within the framework of "literature of fact", with regard to one of the most influential artists and a prominent actress. The authors come to the conclusion that the form of literary nonfiction allows N.Mailer to create multidimensional images and to present his understanding of creative processes.
Key words: nonfiction, new journalism, concept of a creative personality, mythologizing of a personality.
1. Mailer N. The Advertisements for Myself. - London: Panther Books, 1972. - 442 p. (in English)
2. Mejler N. Portret Pikasso v yunosti // Inostrannaya literatura. - 1997. - № 3. - S. 205 - 246. (in Russian)
3. Mejler N. Me'rilin. Biografiya // Monroe-marilyn.narod.ru: sajt o zhizni i tvorchestve legendar-noj aktrisy Me'rilini Monro, 2004-2007. URL:
http://monroemarilyn.narod.ru/books/norman-mailer.html (accessed: 30.05.2015) (in Russian)
4. Mejler N. Portret Pikasso v yunosti // Inostrannaya literatura. - 1997. - № 4. - S. 178 - 225. (in Russian)
5. Interview with Norman Mailer // New York Magazine, 1995. - 103 p. (in English)
Несмелова Ольга Олеговна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Nesmelova Olga Olegovna - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Коновалова Жанна Георгиевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Konovalova Jeanna Georgievna - PhD in Philology, Associate Professor, Department of World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.05.2015