Научная статья на тему 'Мифологические и библейские сюжеты в произведениях художников Приморья'

Мифологические и библейские сюжеты в произведениях художников Приморья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛАВНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖАНР / СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ / БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРИМОРЬЯ / КОНЕЦ XX - XXI ВЕК / ХУДОЖНИКИ-НЕОМОДЕРНИСТЫ / ЕВГЕНИЙ МАКЕЕВ / СЕРГЕЙ ГОРБАЧЕВ / ОЛЕГ ПОДСКОЧИН / MAIN ACADEMIC GENRE OF STORY COMPOSITION / MYTHOLOGICAL STORIES / BIBLICAL STORIES / FINE ART OF PRIMORYE / THE END OF THE 20TH - 21ST CENTURIES / NEO-MODERN ARTISTS / YEVGENY MAKEYEV / SERGEI GORBACHEV / OLEG PODSKOCHIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левданская Н. А.

В течение долгого времени в центре внимания исследователей приморского искусства находились жанры пейзажа, портрета. Примечательно, что жанр сюжетной композиции в приморском искусстве изучен недостаточно, хотя композиции, прославляющие трудовые и воинские дела приморцев, занимали центральное место на всех крупных выставках советского периода. Данное исследование посвящено более узкому, но не менее интересному аспекту - возрождению в искусстве территории интереса к главному академическому жанру - сюжетной композиции на исторические, религиозные и мифологические темы - со стороны художников-неомодернистов. В статье подробно рассмотрены картины трех художников Владивостока: Евгения Макеева, Сергея Горбачева и Олега Подскочина, однако также отмечен целый ряд художников, сюжетные композиции на мифологические и библейские темы которых свидетельствуют о динамическом развитии этого жанра в современном изобразительном искусстве Приморья и всего Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGICAL AND BIBLICAL STORIES IN THE WORKS OF ARTISTS OF PRIMORYE

For a long time researchers of Primorye art have been focusing their attention on landscape and portrait genres. It is peculiar that the genre of a story composition in the Primorye art has not been sufficiently studied, although the compositions which glorified the labor and military deeds of the compatriots took the center place in all major exhibitions during the Soviet time. This research is devoted to a narrower, but no less interesting aspect - the revival of an interest in the main academic genre - the story composition on historical, religious and mythological themes in the work of neo-modern artists of Primorye. The article analyzes the paintings of three artists in Vladivostok: Yevgeny Makeyev, Sergei Gorbachev and Oleg Podskochin, however, also noted a number of artists whose story compositions on mythological and biblical themes indicate the dynamic development of this genre in the modern visual arts of Primorye and the entire Far East.

Текст научной работы на тему «Мифологические и библейские сюжеты в произведениях художников Приморья»

aya, Natalia Andreevna

Primorye State Art Gallery, Vladivostok, Russian Federation

Левданская Наталья Андреевна

Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация

MYTHOLOGICAL AND BIBLICAL STORIES IN THE WORKS OF ARTISTS

OF PRIMORYE

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ ПРИМОРЬЯ

ю о о

со о

о eg о сч

СО <

ОС

э ш

I-

сс <t

OD h.

CD

if CO

sä 2 ö $

№3 (18) 2020 elSSN 2518-7767

АННОТАЦИЯ

В течение долгого времени в центре внимания исследователей приморского искусства находились жанры пейзажа, портрета. Примечательно, что жанр сюжетной композиции в приморском искусстве изучен недостаточно, хотя композиции, прославляющие трудовые и воинские дела приморцев, занимали центральное место на всех крупных выставках советского периода. Данное исследование посвящено более узкому, но не менее интересному аспекту — возрождению в искусстве территории интереса к главному академическому жанру — сюжетной композиции на исторические, религиозные и мифологические темы — со стороны художников-неомодернистов. В статье подробно рассмотрены картины трех художников Владивостока: Евгения Макеева, Сергея Горбачева и Олега Подскочина, однако также отмечен целый ряд художников, сюжетные композиции на мифологические и библейские темы которых свидетельствуют о динамическом развитии этого жанра в современном изобразительном искусстве Приморья и всего Дальнего Востока.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Главный академический жанр; сюжетная композиция; мифологические сюжеты; библейские сюжеты; изобразительное искусство Приморья; конец XX - XXI век; художники-неомодернисты; Евгений Макеев; Сергей Горбачев; Олег Подскочин.

ABSTRACT

For a long time researchers of Primorye art have been focusing their attention on landscape and portrait genres. It is peculiar that the genre of a story composition in the Primorye art has not been sufficiently studied, although the compositions which glorified the labor and military deeds of the compatriots took the center place in all major exhibitions during the Soviet time. This research is devoted to a narrower, but no less interesting aspect — the revival of an interest in the main academic genre — the story composition on historical, religious and mythological themes in the work of neo-modern artists of Primorye. The article analyzes the paintings of three artists in Vladivostok: Yevgeny Makeyev, Sergei Gorbachev and Oleg Podskochin, however, also noted a number of artists whose story compositions on mythological and biblical themes indicate the dynamic development of this genre in the modern visual arts of Primorye and the entire Far East.

KEYWORDS:

Main academic genre of story composition; mythological stories; biblical stories; fine art of Primorye; the end of the 20th - 21st centuries; neomodern artists; Yevgeny Makeyev; Sergei Gorbachev; Oleg Podskochin.

Введение

Говоря об изобразительном искусстве Приморья, чаще всего имеют в виду жанр пейзажа, в котором действительно художники края добились серьезных успехов: в этом жанре осуществлялось художественное освоение далекой и столь не похожей на среднюю полосу России территории.

Жанр сюжетной композиции в формате, близком задачам соцреализма — прославления великих строек, таких как Байкало-Амурская магистраль, подвигов пограничников и военных моряков, рыбаков Дальнего Востока и рыбообработчиц Шикотана,— полнокровно существовал в изобразительном приморском искусстве, претерпевая определенные изменения [1]. Приходится признать, что особенности сюжетной композиции в творчестве приморских художников все же остаются недостаточно изученными — чаще всего искусствоведы проводят анализ творчества отдельных художников.

Современное искусствоведение иногда обращается к теме сюжетной композиции в изобразительном искусстве [7]. В 2017 году автором была опубликована статья, целью которой было показать, что жанр сюжетной композиции разносторонне развивался в изобразительном искусстве Приморья на протяжении всего его существования, претерпевая определенные изменения и вариации [3].

Новизна настоящего исследования состоит в том, что главный академический жанр — композиция, посвященная античным мифам, сюжетам Ветхого и Нового Завета, вековой европейской и российской истории,— в изобразительном искусстве Приморья ранее практически не анализировался. Собственно, эти темы и возникли в искусстве края лишь на рубеже ХХ-ХХ1 веков, в творчестве художников-неомодернистов. Целью исследования является анализ причин появления этих тем и выявление особенностей воплощения последних в произведениях разных художников.

Методы и материал исследования

Представленное в статье исследование носит комплексный характер, сочетая в себе различные методы искусствоведческого анализа. Материалом избраны произведения приморских художников-неомодернистов, выполненные в период с конца XX века до настоящего времени, высказывания авторов, интервью, аннотации к экспозициям групповых, коллективных и персональных выставок.

Результаты

В распоряжении автора статьи имеется единичный пример обращения к античной мифологии на раннем этапе развития приморского искусства, и относится он к периоду подъема общественной и культурной жизни во Владивостоке, вызванного притоком спасающихся от послереволюционной разрухи представителей творческой интеллигенции, художников,— в основном модернистского толка (Давид Бурлюк, Виктор Пальмов, Павел Любарский, Вацлав Пановский и др.). Это эскиз стенной росписи 1923 года «Суд Париса» Ивана Видина (1894-1925), где угадывается стремление автора следовать классицистическим традициям в рисунке обнаженных фигур (рис. 1).

В 1950-1980-е годы приморская сюжетная картина существовала в общем русле социалистического реализма, однако здесь, как и в центре страны, подспудно существовал местный андеграунд, ставший основой для развития неомодернистских и постмодернистских тенденций. Конец XX — начало XXI века знаменуется ослаблением интереса работающих в реалистической традиции художников к сюжетной композиции, усилением салонной линии в пейзаже и натюрморте.

Однако художники-неомодернисты, участники известных объединений «Владивосток», «Штиль», «ЛИК» и других, по сути, впервые в истории искусства территории обратились к темам,

1. И.М. Видин.

Суд Париса.

Эскиз стенной росписи.

1923. Бумага, карандаш. Приморская государственная картинная галерея, инв. ном. Г-1022.

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

2. Е.Е. Макеев. Изгнание из рая.2003. Холст, акрил. Приморская государственная картинная галерея, инв. ном. Ж-2026.

3. Е.Е. Макеев. Изгнание из рая. 2009. Бумага, акрил.

60 х 80.

Частное собрание.

изначально бывшим приоритетными для классицистической, академической традиции. Известно, что на рубеже XIX-XX веков модернизм стоял в оппозиции к академизму. Почему же неомодернизм конца XX — первых десятилетий XXI века обращается к опыту академизма? Понятно, что на новом витке истории современные мастера имеют свои причины и цели такого обращения. Какие? Это и есть вопрос, о котором пойдет речь.

Не претендуя на исчерпывающую полноту, попробуем наметить основные темы и стилистические особенности этого жанра в творчестве приморских художников, постараемся разобраться в том, каковы побудительные причины у наших современников обращаться к жанру сюжетной композиции на мифологические и библейские темы.

Евгений Евгеньевич Макеев (род. в 1959 г.) окончил Дальневосточный государственный институт искусств в 1986 г., участник творческого объединения «Штиль», один из известных и уважаемых мастеров живописи в Приморье. Работает в основном как неомодернист, ближе всего его творческой личности постимпрессионистские приемы, пробовал себя в постмодернизме. При этом точечно демонстрирует и владение высокой техникой реалистического письма.

Е.Е. Макеев чаще всего обращается к ветхозаветной теме первородного греха. В композициях «Адам и Ева» (2000), диптихе «Запретный плод» (2004) наряду со взятыми из багажа постимпрессионистов уплощенным пространством, локальными цветовыми пятнами фона и силуэтностью фигур встречаются академически точно выписанные детали (например, вьющаяся гирлянда). Интересно сравнить две композиции на одну тему — «Изгнание из рая» (2003) из собрания Приморской государственной картинной галереи (рис. 2) и одноименную картину 2009 года из частного собрания

(рис. 3). Объединяет их отсутствие драматической динамики, присущей оригинальным академическим картинам с таким сюжетом. В композиции 2003 года царит уныние, смирение перед своей участью. Картина почти монохромна, фигуры Евы и Адама, выводящего ее за руку из рая, едва выделяются с помощью пластических приемов. Мо-нохромность картины разнообразится красными и черными стилизованными силуэтами птиц и рыб, часто присутствующими в работах Макеева. Композиция 2009 года отличается ярким декоративным колоритом и совершенно не укладывающейся в привычные рамки трактовкой сюжета. Оставляя за собой некое райское пространство, обнявшиеся Адам и Ева влюбленной парой удаляются за пределы композиции. Это как будто не изгнание даже, а добровольный уход.

Таким образом, обращение Евгения Макеева к ветхозаветным темам продиктовано интересом прежде всего к вольным трактовкам темы, пробам новых формальных решений. У художника нет пиетета перед сюжетами, волновавшими его предшественников веками, для него они—лишь площадка для экспериментов.

Сергей Дмитриевич Горбачев родился в 1952 г. в Котовске Одесской области, художественное образование получил во Владивостоке. Для него процессы обучения и постижения природы Приморья сопровождались знакомством с лучшими образцами мирового изобразительного искусства в центральных музеях страны во время учебной практики в 1980-х годах. В 1990-е случились первые зарубежные поездки во Вьетнам, Японию, Китай, произошло расширение географии и его профессиональных интересов—за счет обращения к искусству Дальнего Востока [4].

2010-е годы для Горбачева связаны с путешествиями по Европе, с прикосновением к корням

европейской и христианской цивилизации, с наблюдениями за происходящими там сегодня событиями. Так появились, один за другим, три варианта композиций на мифологическую тему «Похищение Европы». В первой, 2013 года (рис. 4), мы видим сюжет, содержащий все основные элементы: Бык, Европа, другие участники события, хотя и выдержанные в свойственной Горбачеву символистской манере. Судя по следующей композиции на ту же тему, Горбачев близко к сердцу принял нашествие мигрантов в Европу, угрозу утраты того духовного и культурного наследия, которое составляет основу европейской цивилизации. «Похищение Европы» 2016 года—симбиоз традиционного для академизма обращения к мифологическому сюжету и острого переживания художником событий и трагедий сегодняшнего дня, выраженного с помощью образно-пластических средств символизма. Здесь в центре композиции оказывается сюжет нашествия, тления, а мифологический сюжет с Быком и Европой, в окружении фигур в арабских одеждах, отнесен вправо, на дальний план, и это совершенно по-новому заставляет звучать линию академической традиции. В третьей версии «Похищения Европы», 2020 года (рис. 5), художник ставит перед собой в большей степени конструктивно-живописные задачи: дает Быка в сложном ракурсе сзади, а Европу — на переднем плане, то ли пытающейся вскочить на Быка, то ли падающей с него. В процессе создания композиция претерпевала множество изменений, и в конце концов автор не удержался от соблазна добавить тему нашествия беженцев, грозящего колыбели европейской цивилизации гибелью. При этом колористический строй композиции ярок и жизнеутверждающ, даже декоративен.

Сергей Горбачев пробует всевозможные подходы к композиционным и колористическим решениям, берет на вооружение интересные технические приемы живописных или графических техник, создает из них оригинальные комбинации [2]. Но, кроме того, его, в отличие от Евгения Макеева, волнуют проблемы современного мира, своими произведениями он откликается на вызовы времени. И это качество сближает его творчество с классицистической традицией.

Олег Валентинович Подскочин родился в 1958 г. в Ангарске, окончил Иркутское художественное училище и Дальневосточный государственный институт искусств во Владивостоке, был в числе основателей и участников студенческой творческой группы «ЛИК» (1986). Подскочин — единственный из приморских художников, для кого темы жизни духа, истории человечества, от античности до современности — главные в творчестве. Олег Валентинович с юных лет серьезно и основательно увлекается историей, философскими

и религиозными воззрениями, литературой Европы и России. Эти источники питают вдохновение живописца, который с завидной периодичностью представляет свои монументальные холсты на суд зрителя. Заметим, что данная статья написана в период подготовки шестой персональной выставки О. В. Подскочина «Теофания» в Приморской государственной картинной галерее.

Искусство Германии XIX века и художники ГДР более всего близки Подскочину, и недаром сам художник считает себя неоклассицистом, преданным реалистической школе, в широком смысле этого понятия. Владивостокский арт-критик Александр Лобычев считал, что, находясь в оппозиции к постмодернизму, Олег Подскочин на самом деле кровно с ним связан. По мнению Лобычева, от постмодернизма—«.. .культурная цитатность его искусства, когда едва ли не каждая работа представляет собой вариацию того или иного мифа, того или иного сюжета, закрепленного в культурных пластах, импровизацию на темы какого-либо художника, а то и писателя, философа. Ирония как непременное свойство постмодернистской интерпретации тоже вполне ему присуща» [5]. Представляется, само по себе обращение к вечным темам, героям и ситуациям — отнюдь не то же самое, что прямые культурные цитаты, применяемые постмодернистами. Иначе можно отнести к постмодернизму даже искусство Возрождения. Сам А. М. Лобычев признавал, что в произведениях Подскочина, в отличие от постмодернистов, нет места деконструкции, низвержению роли автора и иерархии образов. На наш взгляд, наоборот, Олег Подскочин, как верный последователь неоклассицизма, всем своим искусством утверждает незыблемость авторитета эстетического канона, значения великих авторов. Творческой индивидуальности Олега Подскочина присуще тяготение к большим стилям прошедших эпох: маньеризму, позднему Ренессансу, барокко, сюрреализму — их смешению, каждый раз в иных пропорциях, во имя создания собственной версии известных тем. И все-таки это работы современного художника, который не стремится в точности повторить популярный сюжет. Примеры тому: «Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Тайная вечеря», «Сошествие во ад», «Страшный суд».

В их числе особенное место занимает сюжет «Встреча Марии с Елизаветой»: архетип матери для художника является наиважнейшим, основополагающим. Олег Подскочин периодически возвращается к нему, предлагая новый эмоциональный камертон. В картине 2014 года — это единение двух матерей, родственная любовь. В варианте 2019 года (рис. 6) фигуры Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, и Марии, матери Иисуса Христа,

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

4. С.Д. Горбачев. Похищение Европы.

2013. Холст, масло. 140 х 200. Приморская государственная картинная галерея.

5. С.Д. Горбачев. Похищение Европы.

2020. Холст, масло. Собственность автора.

композиционно главенствуют, занимают основную часть холста, и зритель не сразу или вовсе не замечает того, что изображено на дальнем плане по обе стороны от них. По собственным словам О. В. Подскочина, ему важно показать, что «сакральная встреча, предшествующая религиозному и духовному переустройству мира, для всех остальных остается незамеченной: день клонится к закату, все идет как обычно, и римский караул шагает в казармы своей когорты». Так, теофания, явление Бога, в очередной раз происходит незаметно для большинства людей, не обремененных поиском божественной истины.

Два варианта темы: и «Сошествие. Эль Греко» (рис. 7), и «Сошествие во ад» (рис. 8) (обе — 2019 г.) не имеют ничего общего, кроме главного героя — Христа. В монументальной композиции, посвященной великому испанскому коллеге, Олег Подскочин пишет вариацию на его «Троицу», воспроизводя характерные узнаваемые особенности манеры Эль Греко, включая в композицию его самого, почти раздавленного мощью созданного им образа. О второй рассказывает: «Может быть, эти встречи происходят каждые сто лет. Князь Тьмы

вздыхает и повторяет сакраментальное: "Я же тебе говорил еще тогда...". Или, может быть: "С веками они становятся все хуже и хуже, и к чему была эта твоя искупительная жертва? Оставь их лучше всех Мне". В том, что эти встречи происходят, я не сомневаюсь. Только молчит Спаситель. Ответ внутри нас».

Следует отметить, что в ряде произведений Олег Валентинович выступает не как автор новой интерпретации известных сюжетов, а как

The Art of Eurasia

No. 3 (18) 2020

6. О.В. Подскочин. Достопримечательность^.

2019.

Холст, масло. Собственность автора.

просветитель, знакомящий зрителей с мало и редко привлекающими литераторов и художников героями, такими как Святой Меркурий Смоленский (рис. 9) или песьеголовый Святой Христофор (рис. 10).

Родившийся около 1210 года Меркурий уже был рыцарем Ливонского ордена, когда поступил на службу к русским князьям, то есть стал наемником. Был отважным воином, снискал славу в битвах с татарами и половцами, досаждавшими смолянам бесконечными набегами. Враги люто ненавидели его и в конце концов погубили, обезглавив спящего. Но произошло чудо: рыцарь встал, взял в одну руку свою отрубленную голову, а в другую — икону Божьей Матери Одигитрии. Когда он вышел за стены осажденного Смоленска, на месте его головы светился нимб. Враги в ужасе отступили. Меркурий упал замертво. С тех пор Одигитрия стала знаменитой иконой Смоленской Божьей Матери. А рыцарь — Святым Меркурием Смоленским. В реликварии Смоленского собора и сегодня хранятся некоторые предметы из его стальных рыцарских доспехов.

Другая легенда чуть более известна. Подойдя однажды к кажущимся спокойными водам реки, Репрев — человек с головой пса — увидел маленького мальчика, стоящего на берегу. Поняв, что тому нужна помощь в переправе на другой берег, он посадил его на плечи. С каждым шагом ноша становилась все тяжелее, как будто Репрев нес всю тяжесть грехов этого мира. Мальчика звали Иисус Христос. А Репрев стал Святым Христофором, то есть несущим Христа. Подскочин визуализирует сюжет легенды на этот раз основательно и подробно: Репрев помимо песьей головы на плечах имеет при себе и человеческую голову, мальчик на его плече поднял в благословляющем жесте правую руку, а над ней художник изобразил глобус, олицетворяющий мир, тяжесть грехов которого несет Христос и соответственно Репрев. На заднем плане видно, что невдалеке от места переправы Христофора река значительно сужается, и люди легко преодолевают водную преграду— там маленький Христос мог бы перейти реку без помощи Репрева... Все не случайно, все имеет сакральный смысл. И зрителю необходимо долго

Искусство Евразии

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

7. О.В. Подскочин. Сошествие во ад.

2019. Холст, масло. Собственность автора.

и внимательно рассматривать картины Олега Под-скочина, иначе можно пропустить самое важное.

В аннотации к пятой персональной выставке Подскочина «Искушение святого Антония» (2017) в Приморском отделении Союза художников России Александр Лобычев назвал ее самой масштабной, концентрирующей в себе многие мотивы

8. О.В. Подскочин. Сошествие. Эль Греко.

2018-2019. Холст, масло. Собственность автора.

9. О.В. Подскочин. Святой Меркурий Смоленский. 2018. Холст, масло. Собственность автора.

Искусство Евразии

№3 (1B) 2020 eISSN 2518-7767

и сюжеты автора, исторические и мифологические метафоры, композиционные и живописные приемы, найденные и разработанные автором в течение многих лет [6].

Однако похоже, что в 2018-2020 годах Олег Валентинович создал несколько еще более масштабных произведений: «Святой Меркурий Смоленский» (2018), «Усекновение главы Иоанна Предтечи»

(2018), «Тайная вечеря» (2018), «Сошествие. Эль Греко» (2018-2019), «Страсти по Савонароле» и «Страсти по Савонароле. Пляска» (2019), «Бах... Гендель...»

(2019), «Исцеление тенью» (2020) и другие.

«Главное — это величие замысла!» — слова, сказанные однажды Иосифом Бродским Анне Ахматовой, часто повторяет Олег Подскочин. Они для него как напутствие, заставляющее вновь и вновь погружаться в разные пласты цивилизации, трактовать по-новому сюжеты, воплощенные мастерами разных стран и веков, извлекать из небытия героев, чьи деяния несправедливо забыты. Величие замысла движет Подскочиным, когда он работает над холстами, форматы которых становятся все крупнее, темы охватывают тысячелетия человеческой истории, а сюжеты произведений часто напоминают пьесы с большим числом действующих лиц.

В данной статье рассмотрены произведения в жанре сюжетной композиции на мифологические и библейские темы лишь трех художников Владивостока, но они не единственные. Можно назвать еще Сергея Герасимова, Лидию Козьмину, Всеволода Мечковского, Владимира Ганина (сейчас живет и работает в Китае). Автор располагает также примерами обращения к мифологическим и библейским темам художников из других территорий Дальнего Востока: Александра Пилипенко, Александра и Владимира Мягковых из Магадана, Николая Савченко из Благовещенска и других.

Таким образом, несмотря на общепринятое мнение, не только пейзаж, но и главный в академической иерархии жанр сюжетной композиции на исторические, мифологические, библейские темы получил развитие в изобразительном искусстве Приморья и, шире, Дальнего Востока, играет в нем заметную роль, имеющую тенденцию к усилению. Почему? Ответим словами А. К. Якимовича: «Художник полностью сживается с ролью Творца с большой буквы. Он конструирует для себя де-миургический миф с помощью сакральных, или фрейдистских, или иных гипотез и постулатов, то есть ссылается на давно известные идеи и гипотезы, имеющие хождение среди людей искусства: космические энергии, силы подсознания или иные факторы, не поддающиеся манипуляциям со стороны власти и общества» [8, с. 335].

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

Литература

о сч о сч

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со +■>

(Л 3

го

3 <

ф то

■О с

0

W

w

1 п

3 (О

о сч о сч

OD

о

о

со

X

ф

ц,

с

>

H

о о с

то

H

то El

1. Кандыба В.И. Художники Приморья. М.: Художник РСФСР, 1990. 128 с.

2. Левданская Н.А. Мастерская живопись. Сергей Горбачев, Алекандр Ионченков, Владимир Погребняк, Александр Селиванов, Сергей Ход (Дробноход), Валерий Шапранов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020.

№ 2. С. 166-173.

3. Левданская Н.А. Сюжетная композиция в изобразительном искусстве Приморья. Метаморфозы и трансформации // Российская академия художеств и художественная культура Урала, Сибири и Дальнего Востока: Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции 6-7 октября 2017 г. / под общ. ред. М.Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлГТУ, 2017. С 16-20.

4. Левданская Н.А. Творчество Сергея Горбачева 1980-х - 2000-х годов: Путь к себе // Культура Тихоокеанского побережья: Материалы V Международной научно-практической конференции. Владивосток: Дальнаука, 2013. С.281-286.

5. Лобычев А.М. Женщина как знак бесконечности // Сайт Приморского отделения Союза художников России. URL: http://artprim.com/events-blog.html#!/blog/tags/Олег%20Подскочин (дата обращения 20.08.2020).

6. Лобычев А.М. Чем искушает Антония Олег Подскочин? // Владивосток. 2017. № 4208 (147) от 29.09.2017. URL: https://vladnews.ru/ev/vl/4208/115727/iskushaet_antoniya (дата обращения 02.08.2020).

7. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. М.: Мир науки, 2019. [Электронное издание]. URL: http://izd-mn.com/PDF/09MNNPM19.pdf (дата обращения: 23.08.2020).

8. Якимович А.К. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930-1990. М.: Искусство-XXI век, 2009. 464 с.

References

1. Kandyba V.I. Khudozhniki Primor'ya [The artists of Prumorye]. Moscow, Khudozhnik RSFSR Publ., 1990. 128 p. (In Russian).

2. Levdanskaya N.A. Masteskaya zhivopis'. Sergei Gorbachev, Alekandr lonchenkov, Vladimir Pogrebnyak, Aleksandr Selivanov, Sergei Khod (Drobnokhod), Valerii Shapranov [The master painting. Sergey Gorbachev, Alexander lonchebkov, Vladimir Pogrebnyak, Alexander Selivanov, Sergey Khod (Drobnokhod), Valery Shapranov]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka

- The visual arts of the Urals, the Siberia and the Far East, 2020, No. 2, pp. 166-173. (In Russian).

3. Levdanskaya N.A. Syuzhetnaya kompozitsiya v izobrazitel'nom iskusstve Primor'ya. Metamorfozy i transformatsii

[The story composition in visual art of Primorye. The metamorphoses and transformations]. Rossiiskaya akademiya khudozhestv i khudozhestvennaya kul'tura Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka [The proceedings of conference "The Russian Academy of Arts and art culture of Ural, Siberia and Far East"]. Ed. by M.Yu. Shishin. Barnaul, Altai State Technical University Publ., 2017, pp. 16-20. (In Russian).

4. Levdanskaya N.A. Tvorchestvo Sergeya Gorbacheva 1980-h - 2000-h godov: Put' k sebe [The art work of Sergey Gorbachev in 1980s - 2000s: The way to himself]. Kul'tura Tikhookeanskogo poberezh'ya [The proceedings of the V International scientific and practical conference "The Pacific coast culture"]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2013, pp. 281-286. (In Russian).

5. Lobychev A.M. Zhenschina kakznak besconechnosty [Woman as a sign of infinity] Available at: https://clck.ru/Qo3gX (accessed 20.08.2020). (In Russian).

6. Lobychev A.M. Chem iskushaet Antoniya Oleg Podskochin? [How does Oleg Podskochin tempt Antony?] The "Vladivostok" newspaper, 2017, No. 4208 (147), 29.09.2017. Available at: https://vladnews.ru/ev/vl/4208/115727/iskushaet_antoniya (accessed 02.08.2020). (In Russian).

7. Rudnev I.Yu. Kompozitsiya v izobrazitel'nom iskusstve [A composition in visual arts]. Moscow, Mir nauki Publ., 2019. Available at: http://izd-mn.com/PDF/09MNNPM19.pdf (accessed 23.08.2020). (In Russian).

8. Yakimovich A.K. Polety nad bezdnoi. Iskusstvo, kul'tura, kartina mira. 1930-1990 [The flying over the abyss. Art, culture, the view of the world. 1930-1990]. Moscow, "Art - XX century" Publ., 2009. 464 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Левданская Наталья Андреевна - кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе, Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация. Член ВТОО «Союз художников России» и Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов». E-mail: [email protected]

ABOUT AUTHOR: Levdanskaya, Natalia Andreevna - Cand. Sc. in Art History, Deputy Director for Research, Primorye State Art Gallery, Vladivostok, Russian Federation. Member of the Association of Art Critics and the Union of Artists of Russia. E-mail: [email protected]

Для цитирования

For citation:

Левданская Н.А. Мифологические и библейские сюжеты в произведениях художников Приморья // Искусство Евразии [Электронныйжурнал]. 2020. № 3 (18). С. 57-68. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.005. URL: https://eurasia-art. ru/index.php/art/article/view/83

Levdanskaya N.A. Mythological and biblical stories in the works of artists of Primorye. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2020, No. 3 (18), pp. 57-68. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.005. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article view/83

(In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.